Инф. технологии

История санта клауса. История появления санта клауса Где санта

Главное действующее лицо рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Санта Клаус которого мы сегодня знаем объеденяет в себе множество легенд и историй, претерпевших некоторые изменеия с течением времени. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие.

С XVII века он впервые упоминается как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками.

Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем - Старым Ником (nick - «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, преобретя облик Санта-Клауса.

Позже Николай был канонизирован и теперь в христианском мире он известен как Святой Николай Угодник. В Православной церкви Святой Николай считается покровителем путешественников. Римская Католическая Церковь чтит Святого Николая как святого помогающего детям и беднякам. Святой Николай стал основным святым которому молятся за детей. 6 декабря - это именины Святого Николая.

Впрочем, Санта-Клаус - это не единственное, хотя и наиболее распространенное его имя. В Германии он Санта-Николаус (святой Николай), в Финляндии - Иолупукке, в Италии - Баббо Натале, во Франции - Пер Ноэль, в Норвегии - Юлетомте, в России - Дед Мороз и т.д. Но миссия у него одна - дарить детям подарки на Рождество.
Спутники Санта-Клауса

Вначале Санта передвигался пешком, а сопровождал его один эльф-помощник, одетый в зеленую одежду и колпак. Затем, в XIX веке писатель и поэт К. Мур озаботился проблемой их транспорта и придумал волшебные сани, запряженные белыми северными оленями. Позже количество эльфов-помощников Санты увеличилось, они помогают Санте управляться с подарками и непременно одеты в красные колпаки, доставшиеся им от предшественника.
Чулки над камином

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Этот символ был также введен в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Дети всегда хотели знать откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располагается его склад подарков.

Но в 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. "Дядюшка Маркус", Маркус Раутио, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме"

Холм который расположен прямо на восточном побережье Финляндии напоминает уши кролика но на самом деле является ухом Санта Клауса, которым он слушает как ведут себя дети со всего мира. У Санты есть помощники, это группа эльфов, которые имеют собственную историю в Скандинавских легендах.

Как живет Санта-Клаус в «Северном полюсе» штат Аляска

Дед мороз живет в Великом Устюге. А где живет Санта-Клаус? Американцы считают, что там, где ему и положено, - на Северном полюсе. Мы съездили туда - на Аляску, в городок Норт-Поул (North Pole) и поговорили с его главным обитателем

Американский Северный Полюс, вернее, Норт-Поул, стоит на твердой (в частности, от подземного льда) земле, почти в центре огромного и холодного штата Аляска. Город крохотный - немногим более 2000 человек населения - и будто бы ничем не примечательный.

Первое, что видишь, въезжая в Норт-Поул, - новогодняя иллюминация. На круговых развязках, которых здесь множество, сверкают разноцветные елки, и повсюду светятся полосатые «сладкие тросточки», candy canes - непременный атрибут американского Рождества, символизирующий Христа, его чистоту (белое) и кровь (красное), пролитую за человечество.

На улицах пусто - пешком в –30 °С по засыпанным снегом дорогам особо не походишь. Кажется, город погружен в вату. Люди подъезжают к офисам врачей, почте, кафе, банкам, быстро преодолевают 10–15 метров до дверей и исчезают в теплом помещении.

Дома в большинстве своем напоминают бараки, поставленные прямо в лесу, через который проложены улицы. В Норт-Поуле нет кино- и просто театров, зато есть телерадиостанция KJNP (King Jesus North Pole) , круглосуточно вещающая на религиозные темы (и неофициально именуемая «50 000 вопящих ватт Иисуса»). Церквей - от традиционных до весьма странных - здесь примерно вдвое больше, чем кафе. Набор последних весьма стандартен: «Пицца Хат», «Вендис», «Сабвэй», «Тако Белл». Там обедают те, кто стеснен в деньгах и не думает о своем здоровье. Те, кому не надо считать центы, собираются в «Пагоде» - лучшем китайском ресторане на 500 километров вокруг.

В тяжелые зимние месяцы, когда световой день сокращается до четырех часов, люди ищут малейший повод выбраться хоть куда-то, а крупные магазины, абсолютно пустые в рабочее время, вечерами служат своеобразными комьюни ти-центрами. Люди проводят там часы, спасаясь от домашнего полумрака (надо экономить на электричестве) и вынужденного кислородного голодания (надо экономить топливо, поэтому дома плотно закупориваются, все щели промазываются герметиками). Cabin fever (избушечная лихорадка) - болезненная реакция человека на долгие месяцы жизни в замкнутом пространстве, проявляющаяся в раздражительности или даже настоящей депрессии, - хорошо известна в Норт-Поуле, впрочем, как и почти по всей Аляске.

Многие местные жители работают в 20 километрах от дома - в Фэрбенксе, крупном по аляскинским меркам районном центре с университетом. Каждое утро из Норт-Поула в Фэрбенкс по хайвею идет поток машин - люди спешат на работу. Хайвей как хайвей, только прямо на обочине стоит главная достопримечательность Норт-Поула - Дом Санта-Клауса. Именно сюда едут из разных частей света туристы, чтобы посмотреть на Санту, поговорить с ним и купить сувениры.

Проехать мимо невозможно: яркие огни на белом домике с красной отделкой манят путешественника. Впрочем, если бы не броские цвета и подсветка, этот дом выглядел бы сараем, как и многие дома в городке: незатейливая конструкция из досок, обшитая фанерой. Внутри - несколько соединенных друг с другом залов, заполненных елочными украшениями, игрушками, бубенцами, куклами, елками и разнообразными сувенирами. Большинство товаров сделано в Китае, но, прислушиваясь к возмущению покупателей, жаждущих аутентичного, магазин старается выставить как можно больше продукции местных умельцев, они помещены на отдельные полки с большими табличками «Сделано на Аляске». Попадаются и товары из России в виде неприветливых матрешек и неожиданного фарфорового волка от Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге за 150 долларов.

География

Северный полюс

Город Норт-Поул (North Pole) лежит на северо-восточном берегу Тананы, одной из крупнейших рек Аляски. Несмотря на название, Норт-Поул в действительности расположен почти на два градуса южнее даже Северного полярного круга. Самый длинный день здесь - 21 час 49 минут, самый короткий - 3 часа 45 минут. Климат сухой, особенно зимой - за шесть зимних месяцев выпадает 1/3 годовой нормы осадков. Самая низкая температура за всю историю наблюдений –55 °С, самая высокая +35 °С. По данным переписи 2009 года, население Норт-Поула - 2226 человек: 81% - белые, 5,7% - афроамериканцы, 3,8% - латиноамериканского происхождения, 3,6% - представители коренных народов Америки. 8,7% населения живет за чертой бедности. Средний доход на душу населения - 21 426 долларов в год. Доход женщины обычно составляет 80% от дохода мужчины. В городе работают 14 полицейских и столько же пожарных (последним помогают 30 обученных добровольцев).

«Это обычная сувенирная лавка с безумными ценами», - говорят про Дом Санты одни. Действительно, цены на елочные игруш ки китайского производства здесь почти вдвое выше, чем в других магазинах. «Они слишком коммерциализировали Санта-Клауса, тут нет никакого волшебства», - вторят другие. Доля истины в этих словах есть, но она только для скучных взрослых. А взрослым вообще непросто найти для себя место, где сказка продолжает жить.

Детям цены на сувениры не важны, они видят (и даже кормят!) северных оленей в выгородке у магазина, потом в магазине обнаруживают Санту в кресле, и вера в чудо становится еще сильнее.

Они пишут Санте. Кто-то просит игрушек (часто довольно подробно расписывая детали), кто-то - чудес, веря в могущество бородатого волшебника. Некоторые письма расклеены по стенам магазина.

«Дорогой Санта, привет! Я во втором классе, мне семь лет. Я хочу светящуюся в темноте палатку на Рождество! Спасибо за одежду для сестры. Как по-настоящему зовут миссис Клаус?» (Эшли).

«Дорогой Санта! Думаю, я была хорошей в этом году!» (розовое сердечко вместо подписи).

«Я никогда не писал тебе, но ты всегда приносил мне то, что я хотел! Я просто напишу то, что мне надо, а то мне пора бежать… [длинный список желаемого] Я не жду, что ты мне все подаришь. Подари бедным людям тоже что-нибудь, пожалуйста! С Рождеством!»

«Мне все равно, что я получу на Рождество. Только, пожалуйста, не дари мне трусов!» (Кэти).

«Дорогой Санта! Я хочу, чтобы папа вернулся!» (Хэйли)

В доме-магазинчике негромко играет музыка. Санта подписывает книжки, раздает автографы. Люди терпеливо стоят в очереди, отгороженной бархатными перильцами. Дети ведут себя по-разному: некоторые радостно забираются на колени к Санте. А совсем маленькие часто плачут - бородатый старик их пугает. Вот смелая «принцесса», широко улыбаясь, подходит к трону Санты. Они о чем-то негромко разговаривают, и старик выуживает ей откуда-то не один, а несколько подарков. Вот следом за маленьким мальчиком на колени к старику садится огромный человек в военной форме. О чем он говорит, не слышно, но лицо военного серьезно и даже немного печально. Вот пожилая пара со старым французским бульдогом. На обоих глазах собаки катаракта. «Ветеринар сказал: двенадцать тысяч - и глаза будут как новые. Мы бы заплатили, но нет таких денег! Может, Санта поможет», - негромко рассказывает хозяйка. Пес сидит у Санты на руках с достоинством, будто только этим всю свою собачью жизнь и занимался.

Хо-хо-хо, - смеется Санта басом, приветствуя следующего посетителя. Это «брендовый» смех: от кандидатов на должность Санты требуется умение смеяться глубоким, «утробным» смехом, а также «корпулентность». Здешний Санта обладает всеми необходимыми данными.

«Ты откуда?» - спрашивает он меня. «Из России», - говорю. И Санта оживляется:

О, Россия! Я был там несколько лет назад! В Москве и в Санкт-Петербурге! Там красиво! Я привез оттуда кучу книг, но не могу их прочитать, они на русском. Потом мне оттуда прислали огромную бутылку водки, я не пью, но все равно приятно! А еще я съездил в Финляндию.

Значит ты знаком и с Йоулупукки?

Да, именно так его зовут.

Каково это - быть Сантой?

Я был рожден Сантой, - усмехается он лукаво. - То есть у тебя где-то есть фотографии в этой одежде, такой маленький Сантик? - подкалывает старика Женя, с которой мы бродим по магазину (Евгения Шпакова, Eve Campbell - создательница сайта russia-alaska.com. Спасибо ей за помощь!).

Нет, - улыбается он, - но я Санта уже 40 лет, работал в Австралии, в Японии, по всей Америке. Здесь уже 10 лет, мне нравится, потому что я встречаю людей отовсюду. Надеюсь еще несколько лет поработать Сантой.

А ты в избушке живешь, сам возишь воду и колешь дрова?

Да какие дрова в 75 лет… Живу в обычном небольшом доме. К нам забредают лоси и другие звери. Миссис Клаус занимается благотворительностью. Она участвует в организации парада 4 июля (День независимости США. - Прим. «Вокруг света» ), вяжет шапки для детей. Мы много всего делаем вместе. Вот только что отправили рождественский подарок в Юкон - 40 шапок и 40 шарфов, которые она сделала, и еще 60 разных вещей.

А ты хранишь детские письма? Есть среди них грустные?

Да, много писем со всего мира. Мы складываем их в коробки и храним. Много грустных. Дети просят вернуть пап домой с войны. Или сделать так, чтобы папа и мама были снова вместе.

А как ты чувствуешь себя первого января, когда все письма посланы, подарки доставлены и дети какое-то время не приходят?

Семь месяцев в году я занимаюсь другими делами, работаю по дому, хобби опять же...

Какое же хобби?

Знаешь, - его голос становится тихим и торжественным, - я делаю всякие штуки. Игрушки, паровозы. Я люблю поезда. У меня 42 набора паровозов. И я работаю над ними все свободное время. Уже лет пятьдесят, нет - шестьдесят. Я хочу их отдать внукам. Правда, они живут слишком далеко. Их у меня двадцать восемь. И пять правнуков, - голос Санты звенит от гордости.

Кто-нибудь из них собирается пойти по твоим стопам?

Нет пока. Но они знают, что у них дед - Санта. И они все мои друзья. Мы с ними часто по скайпу разговариваем. Один из них живет в Бойзе, в Айдахо, он уже вырос, а когда ему было шесть лет, у них в городе был Санта - сидел наверху большой лестницы, в шопинг-центре. Весь народ в очередь выстроился, а внук побежал прямо наверх и, добравшись до того Санты, выпалил: «Ты не настоящий Санта, мой дедушка - настоящий, он в Норт-Поуле живет!» Я смеюсь, но мне так жалко было того человека!

А чем ты больше всего гордишься?

Я исполнил шесть желаний детей, умирающих от рака, с MakeaWish (благотворительная организация, цель которой - успеть исполнить самое большое желание ребенка, дни которого сочтены. - Прим. «Вокруг света» ). Ребятишек привозят сюда, мы дарим им подарки, катаем вокруг, проводим с ними много времени. Это мне очень дорого. Это освещает мою жизнь. Я стараюсь больше делать в этой области. Стараюсь появляться в госпитале в вечер перед Рождеством. Очень грустно, когда у детей рак и неизвестно, сколько им осталось жить. Когда находишься рядом с этими детьми, то надо держаться, но когда я выходил из комнаты, я рыдал…

Дом Санта-Клауса недавно отметил шестидесятилетие. Он открылся еще в 1952-м, в том же году, когд а Норт-Поул официально получил статус города. А тремя годами раньше, в 1949-м, в Фэрбенкс приехала семья Кона и Нелли Миллер с двумя детьми. В кармане Кона были всего один доллар и сорок центов. Но он как-то умудрился заняться торговлей пушниной. В 1952-м семья переехала в место, которое называли то Moose Crossing (лосиный переход), то Mosquito Junction (комариный перекресток). Думая, как поселение будет развиваться, местные активисты решили зарегистрировать имя North Pole , рассчитывая построить фабрику игрушек и продавать их под маркой «Сделано на Северном полюсе», а может, и создать что-то вроде северного Диснейленда. Последнее не вышло просто потому, что восемь месяцев в году здесь лежит снег и довольно холодно. Производство игрушек тоже как-то не пошло. Хорошую идею принесли Миллеры.

Кон Миллер еще в Фэрбенксе подрабатывал Санта-Клаусом. В Норт-Поуле он построил магазин и поначалу торговал товарами первой необходимости. И однажды, когда он ремонтировал здание, пробегавший мимо мальчишка узнал его и крикнул: «Привет, Санта!» В голове у Кона щелкнуло, и из ничем не примечательного сельпо родился национальный бренд Santa Claus House . Кон стал там «служить» Сантой, а его жена Нелли превратилась в миссис Санта-Клаус.

Мы с Женей ходим по магазину, разглядываем игрушки. На верхних полках - Not for sale - старые куклы, собственность семьи Миллер. Они выглядят как герои фильма «Унесенные ветром». Нынешний Кен - жалкий первоклашка по сравнению с роскошным джентльменом с тонкими усиками и в смокинге, глядящим из-под потолка.

У них все руки не доходят подписи к этим куклам сделать, - сетует Женя. - Бренда, а ты помнишь первого Санту? - обращается она к продавщице. - Он, наверное, приходил к тебе в школу?

Да, раньше здесь были первые мистер и миссис Санта-Клаус. Они работали довольно долго. У нас есть еще один Санта, мы его зовем Санта Рич (Ричард), но тот, с которым вы сегодня говорили, - главный. Он и летом бывает. Нам в Норт-Поуле хорошо живется - это так здорово, когда можно говорить «Привет!» Санте каждый день. Так вроде город как город, ничего особенного, но в какой-то момент понимаешь, что место это уникальное.

Я читаю детские письма, когда рядом останавливается женщина с фотоаппаратом в руках. Она улыбается, но глаза ее блестят от нахлынувших эмоций. «Я здесь жила 20 лет и воспринимала все как данность. Потом уехала в Огайо и теперь тоскую по этому пейзажу!»

За пределами Дома Санты неспешно течет жизнь городка. Но иногда «тихий омут» взрывается масштабными даже по национальным понятиям событиями. Здесь, например, был организован единственный пока на Аляске заговор по типу «а давайте устроим массовое убийство, как в школе «Колумбайн» (к счастью, своевременно раскрытый полицией), здесь же до ареста жили члены группировки, готовившей убийства федеральных и местных чиновников и политиков (найденный у заговорщиков арсенал впечатлил даже бывалых федералов). Мирные жители решают свои проблемы - как заплатить за топливо, как обеспечить семью чистой водой (многие скважины отравлены стоками нефтеочистки), как найти работу и недорогую няньку.

Мы здесь... как это сказать... любим независимость. Нам не нравится, когда начинают указывать, как топить наши дома (местные власти уже давно пытаются заставить жителей перейти на менее дымные печки. - Прим. «Вокруг света» ) или сколько ружей мы должны иметь. - Кэтрин, работница местного супермаркета, раскладывает товары по полкам, улыбаясь при этом, как модель из ролика про чудо-косметику. Она так и выглядит - свежо и беззаботно, несмотря на свои 50 лет, похоже, благодаря ирландским корням.

Да, у нас народ независимый. Я бы сказала, не очень общительный. Но многие друг друга знают, и это приятно, когда живешь в таком маленьком комьюнити, - дополняет слова коллеги Линда, кудрявая брюнетка того же возраста.

Хорошо, что не надо кого-то из себя изображать. Не надо беспокоиться, во что ты одет. - Кэтрин окидывает меня быстрым взглядом. - Тебя не будут оценивать по костюму. Можно быть собой, - она развивает тему, а я радуюсь, что не надела серебристую шубу.

У нас люди любят outdoor life (то есть все, чем занимаешься за пределами дома. - Прим. «Вокруг света» ) - охоту, рыбалку, лыжи, катание на снегоходах. Развлечения? - переспрашивает Кэтрин. - За развлечениями это в Фэрбенкс. Они про нас знаешь как думают: Норт-Поул - это где-то далеко, в ста милях! А мы про них: Фэрбенкс? Десять минут езды!

Здесь у нас главное развлечение - встретить кого-нибудь из друзей в церкви или в магазине, где тепло и светло, и поболтать. Ну и да, под Рождество вдруг увидеть в магазине Санту в его костюме, - Линда улыбается. - Санта, конечно, заметная часть местной жизни, но не вся жизнь.

Расстояние от Москвы до Фэрбенкса - 6600 км (от 26 часов в полете с двумя пересадками), от Фэрбенкса до Норг Поула - 23 км по шоссе
Время отстает от московского на 13 часов зимой и на 12 часов летом
Виза США
Валюта доллар

Увидеть Рождество во льду» - конкурс ледовой скульптуры. Здесь можно не только полюбоваться произведениями скульпторов из разных стран, но и поплутать по ледовому лабиринту и покататься с высокой горки (взрослые допускаются).
Съесть аляскинского королевского краба (две ноги за 33 долл.) в ресторане Eff"s den .
Выпить пиво Alaskan Amber . Цена - 3 долл. за бутылку или ~ 8 долл. за упаковку из шести штук.
Жить в отеле North Pole . Находится ближе всего к Дому Санта-Клауса. За ночь 100-200 долл.
Перемещаться от Фэрбенкса до Норт-Поула на рейсовом автобусе. Время в пути - 35 минут. Цена билета- 1,5 долл., дневной проездной - 3 долл.
Купить в подарок новогодний сувенир из Дома Санты, например маленькую фигурку эскимоса, сделанную из пяти разных мехов (113 долл.); для себя - некрасивые, нетеплые и нескользящие сапоги Keen в городском молле (70-130 долл.).

Санта-Клаус – персонаж, перекочевавший из сказок в реальность. В него верят дети и подростки, к его помощи прибегают взрослые. Существованием героя объясняют необычные события, происходящие в новогодние праздники. Седобородый старичок в традиционном красном костюме заботится о детях и в течение года готовит подарки. Сюрпризы, размещаемые под елкой в канун Нового года, ожидаемы малышами не меньше презентов на день рождения. Взаимоотношения с вымышленным персонажем строятся на вере в него и в чудо.

История появления

Сложно поверить, что Санта-Клаус – настоящий человек. Он жил в древние времена, и его родина называлась не Лапландия, а Ликийские Миры. Это земли, располагающиеся на территории нынешней Турции. Упоминания о персонаже относятся к 253 году нашей эры. Имя гражданина – Святой Николай. Он трудился в звании епископа, слыл добропорядочным человеком и был уважаем за веру. Располагая накоплениями, Святой Николай делился с нуждающимися и помогал им по мере сил. Моряки, торговцы и пекари считали его покровителем, а дети души не чаяли в добром герое.

По традиции, установленной в 10 веке, 6 декабря было днем раздачи гостинцев в Кельнском кафедральном соборе. Обычай быстро переняли в других городах, связав его со знаменитым Святым Николаем. В России героя зовут .

В 19 веке американец Клемент Мур создал поэму под названием «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Она повествовала о хождениях дедушки по домам с целью раздачи подарков детям, которые хорошо вели себя весь год. Имя персонажа – Санта-Клаус – связали с щедрым дарителем.


К 1840 году в Новом Свете практически все имели представление о том, кто такой Санта-Клаус. В 1863 художник Томас Наст использовал образ старичка в политических карикатурах. Впоследствии он описал жизнь волшебника в иллюстрациях. С тех пор принято считать, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе, а его резиденция вмещает множество эльфов, помогающих мастерить подарки для детей.

По легенде, у Санты есть дом, где он живет и работает. Здесь он делает записи в книге поступков детей со всего света, оценивая, кто был послушным, а кто проказничал. Любопытно, что первоначально герой изображался в образе эльфа, но с течением времени облик стал более человечным и похожим на тот, который можно увидеть на современных изображениях персонажа.


Биография

На протяжении года Санта готовится к главному празднику, чтобы побаловать детей долгожданными подарками. В канун праздника он садится в сани, запряженные оленями, и летит по небу в разные страны, развозя презенты. Дедушка спускается в каждый дом по дымоходу, оставляет сюрпризы под елкой и лакомится печеньем. Завершив работу, отправляется восвояси и вновь дает задание эльфам, собирающим подарки малышам.

Санта одет в красные штаны и куртку с ремнем, на голове у него аккуратный колпачок, а на ногах высокие сапоги. На некоторых изображениях можно заметить, что дедушка не прочь побаловаться курительной трубкой. Окружение старичка своеобразно, а история жизни остается таинственной.


В отличие от , у которого есть внучка , Санта-Клаус одинок. Хотя некоторые предполагают, что миссис Клаус имеет право на существование. Старичок самостоятельно заботится о себе и питает слабость к молоку с печеньем, которые принято оставлять для него под елкой. Среди его приятелей – эльфы и олени, существа, с которыми Санта без труда находит общий язык.

Волшебные сани перемещают по воздуху лесные олени: Дэшер – Стремительный, Дэнсер – Танцор, Пренсер – Скакун, Виксен – Резвый, Комет – Комета, Кьюпид – Купидон, Дондер – Гром, Блитцен – Молния и Рудольф. Последний скакун присоединился к стаду случайно, настигнув оленей во время снежной бури. Его отличает яркий красный светящийся нос.


Если говорить о человеке, который послужил прототипом Санта-Клаусу, то его биография имеет больше подтверждений и известных деталей. Николас родился в Малой Азии в 255-257 гг. н.э. в Патаре. Родители мальчика умерли, оставив наследнику свое имущество. Он жил с дядей-священником и помогал тем, кто нуждался. Известен случай, связанный с семьей бедного человека, чьи дочери не могли выйти замуж за неимением приданного. Девушек собирались продать в рабство.

Ночью перед первой сделкой старшая дочь повесила чулки после стирки сушиться, а поутру нашла в них золото. Николас помог девушкам обрести счастье. Он приходил на выручку тайно. Спустя время его избрали епископом. Жизнь героя была примером веры, щедрости и сердечности. После смерти Николаса традиция дарить подарки и оставлять сюрпризы в новогодних чулках продолжилась.


Цитаты и факты

В разных странах Санта-Клаус представляется в отличающихся образах, и на разных языках мира его имя звучит по-разному. В России и Беларуси это Дед Мороз, в Австрии – Сильвестр, в Греции – Святой Василий, в Германии – Вайнахтсман, в Колумбии – Папа Паскуаль, во Франции – Пер Ноэль. Голландия – страна, где Санту зовут Синтерклаас. В каждом государстве волшебник прячет подарки по-своему. В Швеции дети находят их у печки, в Германии – на подоконнике, в Мексике – в ботинках, а в Испании – на балконе. В одном уголке света Санта-Клаус – языческий бог, в другом – волшебник, а в третьем – лесной житель.


В Европе принято считать, что великовозрастный любимчик детей живет в Лапландии. Многие семьи приезжают в резиденцию Санта-Клауса погостить в преддверие Нового года. В Америке у дедушки есть резиденция в Торрингтоне, штат Коннектикут и в Вильмингтоне, штат Нью-Йорк.

Американцы сделали Санта-Клауса кумиром миллионов. Благодаря знаменитой рекламной кампании бренда «Кока-Кола» образ бойкого дедушки закрепился в сознании детей и взрослых. Неудивительно, что мультперсонажи в США безошибочно озвучивают нюансы биографии Санты.

«Разве вы не знаете истинного значения Рождества? Это же день рождения Санты!» – говорит .

В мультфильме «Секретная служба Санты» должность главного кудесника передается из поколения в поколение, и главный герой с достоинством заявляет:

«Много лет назад мой отец сказал мне, что быть Сантой – это лучшая на свете профессия. Он был прав: обожаю свою работу!»

Добрый образ полноватого старичка, приносящего подарки, культивируется в Америке и других странах, позволяя детям верить в волшебство и сказку. Философские цитаты на этот счет содержит каждая новогодняя кинолента, транслируемая в период праздников.

Экранизации


Билли Боб Торнтон в фильме "Плохой Санта"

Санта стал героем многочисленных мультипликационных проектов и кинолент. В комедиях в образе новогоднего волшебника предстают родители многодетных семейств, отъявленные бандиты, герои, не верящие в силу Рождества, и те, кому не хватает любви и тепла в холодные зимние праздники.

Деятели кинематографа представляют Санта-Клауса в образе обычного семьянина в ленте «Санта-Клаус» 1994 года, знакомят публику с персонажем, вынужденным играть роль доброго волшебника в картине «Плохой Санта» 2003 года и предлагают узнать, как может выглядеть семейство дедушки. Об этом рассказывает фильм «Фред Клаус. Брат Санты» 2007 года выпуска. Благодаря фантазии постановщиков герой традиционных легенд предстает в современном облике и остается любимцем публики вне зависимости от сюжета ленты.

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)