Все вопросы

Итигэлов послание. Загадочное послание для всех жителей планеты земля хамбо-ламы итигэлова

Фото Анны Огородник

23 сентября в Национальной библиотеке Бурятии состоялась презентация книги «Послания Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова». Издание на русском языке содержит в себе ежедневные обращения XII Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова, которые он, как отмечают представители Буддийской традиционной Сангхи России, передаёт посредством «глубокой ментальной связи» через оракула Чойджин Бимба ламу, сообщает ИА Буряад Yнэн.

Фото Анны Огородник

«Эта книга отличается тем, что послания более абстрактные. На первый взгляд, может быть, даже нелогичные в своём диалоге в котором они подаются. Эта книга требует не только прочитать и понять прочитанное в буквальном смысле. Она требует размышления. Чтобы читатель, прочитав диалог из послания, размышлял над этим и созерцал, что-то для себя извлекал, и в последующем, конечно же, применял это в повседневной жизни или в буддийской практике», - рассказал настоятель Усть-Ордынского дацана Зоригто лама, и подчеркнул, что издание предназначается не только для буддистов. Она может быть полезна и человеку другой веры или без веры вовсе, считает монах.

Фото Анны Огородник

Феномен Хамбо ламы Итигэлова - явление величайшего уровня и масштаба, уверены буддисты. Вот уже 15 лет Даши-Доржо Итигэлов находится со своими последователями и почитателями. На протяжении этого времени служители Иволгинского дацана сохраняют Драгоценное тело. С 2012 года стали появляться ежедневные послания Итигэлова, которые представляют собой современное учение буддизма.

Фото Анны Огородник

«Как и многие буддийские труды, она не обязательно для тех, кто принял какие-то буддийские обеты. В ней даны общие рекомендации или советы для того, чтобы человек тренировал свой ум, изменял свою жизнь в лучшую сторону. Было бы хорошо, если бы эти послания прокомментировал Хамбо лама, было бы продолжение этой книги», – поделился мнением Зоригто лама.

Фото Анны Огородник

Книга «Послания Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова» содержит 365 посланий за период с июня 2016 года по июнь 2017-го, краткую биографию Хамбо ламы Итигэлова и историю Иволгинского дацана - резиденции Пандито Хамбо Лам России.

Фото Анны Огородник

Представитель тибетского дома в Москве и Сибири Екатерина Косенко рассказала, что идея издать книгу пришла после того, как ей довелось выступить с докладом о Итигэлове на конференции «Женщины-буддистки Монголии». По её словам, люди очень интересовались феноменом Хамбо ламы, однако никто не знал его историю. Тем более, никто не слышал о ежедневных посланиях.

Фото Анны Огородник

«Два года мы ведём страницы в социальных сетях, где публикуем послания Итигэлова. Сначала их у себя публикует Хамбо лама Аюшеев и переводит их на русский язык, а потом мы у него берем и распространяем. После конференции мы поняли, что в интернете мало людей сидит и есть те, кому не до социальных сетей. Как они могут познакомиться с посланием? Старым способом - через книги. Мы получили одобрение у Хамбо ламы Аюшеева, и вот издали первую книгу. Это сигнальное издание, которое мы выпустили специально к конференции в ограниченном тираже всего 100 экземпляров. Суть его в том, чтобы показать, что учения даются каждый день. И миряне, и духовные восприняли с энтузиазмом, что такая книга есть», – рассказала Екатерина Косенко.

Фото Анны Огородник

Книга не предназначена для продажи, её преподносят в дар. Весь тираж освятили на молебне у Хамбо ламы Итигэлова.

«Это абсолютно народный проект. Я подала клич в соцсетях, что хочу издать книгу, кто хочет – помогайте. И люди реально отправляли деньги, собрали на первый тираж. Кто 100 рублей, кто тысячу, кто 10 тысяч рублей. Когда объявили сбор на второй тираж одним из самых больших меценатов стала Мария Ткачёва, врач-эндокринолог. Когда она свою сумму отправила, мы поняли, что второе издание точно будет», – рассказала Екатерина Косенко.

Корреспонденту ИА Буряад Yнэн удалось пообщаться с Марией Ткачёвой. Она работает в институте нейрохирургии им. Бурденко в Москве, имеет несколько медицинских специальностей (эндокринолог, педиатр, акушер-гинеколог, узи-диагност). Ещё у Марии есть хобби - она пилот вертолета. На добровольных началах она сотрудничает с поисково-спасательным отрядом «Ангел», разыскивает потерявшихся людей в лесу. На вопрос о том, почему она решила поддержать издание книги, девушка с улыбкой она ответила:

«Потому что мир должен стать лучше и добрее. Потому, что Тара помогает всем и всегда, и просить её не всегда нужно, достаточно просто подумать».

Фото из архива Марии Ткачёвой

СПРАВКА

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Его похоронили в той же позе лотоса, в которой он находился в момент ухода.

В 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей, согласно завещанию, подняла саркофаг с телом Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн (Голубое сердце). Убедившись в неизменности его состояния, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Итигэлова и убедились в сохранности тела. 7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев , житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

10 сентября того же года Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо ламы Итигэлова. Нетленное тело учителя торжественно препроводили в храм.

Время от времени Хамбо Лама Итигэлов , «живущий» в Благословенном Дворце на территории Иволгинского дацана, появляется перед верующими. Это бывает в праздничные дни, в году их набирается 7-8. Драгоценное и Неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться (и по-просить о сокровенном) любой желающий. Но если в монастырь заглядывает кто-то из очень важных персон, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов может дать ему и внеплановую аудиенцию.

«Он служит России!»

Список ВИП-персон, приезжавших к нему на поклонение (часто инкогнито), впечатляет. Помимо упомянутого ранее Чубайса здесь побывали Виктор Зубков , Владимир Якунин , Валентина Матвиенко , Геннадий Зюганов , Олег Дерипаска , Сергей Иванов . Последний, будучи в ранге министра обороны, взялся рассуждать о том, что в России служат лишь в двух местах - в армии и церкви. «Хамбо Лама Итигэлов до сих пор служит России!» - резюмировал Иванов.

Навещали Итигэлова космонавт Сергей Крикалёв , сатирик Михаил Задорнов , актёры Вилле Хаапасало и Александр Михайлов . Все они не скупились на громкие заявления. «Например, Михайлов, который сам родился в Забайкалье, сказал, что благодаря Итигэлову наша Родина встанет с колен, - вспоминает Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова . - Но особенно важными для нас стали визиты двух Президентов России».

Дмитрий Медведев приезжал в Иволгинский дацан в 2009 г. и был принят с большими почестями. После встречи с Драгоценным телом он сказал: «Хамбо Лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает». Что до Владимира Путина , то он посетил буддийский монастырь и его главную святыню в апреле нынешнего года и в какой-то момент попросил оставить его с Итигэловым наедине. Ламы монастыря уверены, что президента интересовали вопросы вечной жизни, и он искал на них ответы. Но, возможно, Владимиру Путину просто было наконец с кем пообщаться. Ведь, как он сам ранее признавался, «после смерти Махатмы Ганди и поговорить стало не с кем».

На высшей ступени

Хотя учёные, исследовавшие нетленное тело умершего в 1927 г. человека, ничего конкретного сказать не смогли (напомним их вердикт: тело находится в состоянии, неизвестном науке), феномен Итигэлова нужно как-то объяснять. Интриги добавляют версии, выдвигаемые представителями «альтернативных наук». Например, что Итигэлов страдал дефектом гена, который «ускоряет разрушение клеточной структуры после смерти». Или что он, умирая, включил «секретный процесс бальзамирования». Проверить эти гипотезы, не взяв биоматериал на анализ, невозможно, а доступ учёным к Драгоценному телу с некоторых пор приостановлен.

Впрочем, бурятских буддистов мнение учёных мужей интересует в последнюю очередь. Ведь сами они уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, - признаётся Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела . - Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с Буддой ), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор. То есть вот уже на протяжении 86 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления - самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологиче-ские процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное - его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз по-гружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде... посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела.

«Каждое утро после молебна главный хранитель, Бимба Лама , остаётся наедине с Итигэловым, - поясняет Даши Батуев. - Он медитирует на него около 30 минут, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от него. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Могут 10 томов написать, но обычно пишут одну страницу». «Простите, но почему вы уверены, что это всё послания Итигэлова? Может, это образы и мысли, приходящие в голову хранителю?» - не удержался я от вопроса. «Я точно знаю, что это не мысли Бимба Ламы, - улыбается Даши. - Я давно с ним знаком, у него совсем другой словарный запас. Он иногда приносит от Итигэлова слова, которые сам не знает. Ему такие мысли и в голову не могут прийти».

Надо сказать, что «послания Итигэлова» выглядят весьма причудливо. Нужно быть «в теме», чтобы понять большин-ство из них. Но кое-что вполне доступно и людям, далёким от буддизма. Вот, скажем, наставление, данное воображаемому пьянице, который решил завязать: «Повторяй: стараюсь воздержаться, но без особой нужды. Если постоянно твердить о своей победе, можно затвердеть, как камень, и сорваться с горы. Лучше быть подобно песку и пропускать через себя всякие мысли».

В 2008 г., накануне очередных волнений на Ближнем Востоке, рядом с сидящим в позе лотоса Итигэловым хранитель увидел синее пламя. А затем - маятник в его руке. Ламы сделали вывод: учитель напоминает нам о непостоянстве жизни - зачем воевать, когда жизнь и так быст-ро проходит? Были послания, связанные с инаугурацией Барака Обамы (якобы Итигэлов предсказал, что тот запнётся при произнесении клятвы) и с тем, апрельским, визитом Владимира Путина. За день до его появления в Иволгинском дацане Хамбо Лама сообщил: «Будда Майтрея едет».

Майтрея - это грядущий Учитель человечества, Будда нового мира. Определённо, им было о чём поговорить друг с другом.

Что хотел сказать Итигэлов своим «возвращением»? И почему всё-таки он так хорошо сохранился? Окончание - в ближайших номерах.

Даши-Доржо Итигэлов - Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии). Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы.

Согласно существующим источникам об Итигэлове, с большой степенью вероятности Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия).

По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» - специальную молитву-благопожелание для умершего.

Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов якобы ушел в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигэлова и убедились в сохранности тела.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо-ламе Д. Аюшееву местонахождение Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.


10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить светским учёным.



По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников.… трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет.


Виктор Звягин, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы



Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже - высушила» (по словам доктора Звягина,до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5-10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшеева.

Благословенный Тремя драгоценностями1 незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами2.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний3 – незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева

Комментарии:

1. Три драгоценности - Будда, Дхарма, Сангха.
2. Пять Скандх - основа буддийского описания реальности, буквально означает пять совокупностей - единый процесс восприятия реальности живым существом разбит для удобства разъяснения на пять аспектов:

Рупа - скандха или совокупность воспринимаемого (весь обективный мир живого существа, включая его физическое тело);
Видана - скандха - восприятие или чувство (приятное, неприятное и нейтральное);
Самджня - скандха - различение, функциональный разум;
Санскара - скандха - совокупность подсознательных импульсов (принятия, отвержения и безразличия), формирующих весь спектр восприятия живых существ;
Виджняна - скандха - осознание, имеющее 6 аспектов: осознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого и работы ума.

3. Практика десяти Благих намерений - отказаться от десяти грехов тела, языка, сознания. Практика нравственности, основанная на воздержании от десяти недобродетелей.

Три физические недобродетели:
лишение жизни живого существа;
воровство;
сексуальный проступок, разврат.

Четыре недобродетели речи:
ложь;
злословие (вносить распри или раздоры);
грубость;
пустословие.

Три недобродетели ума:
зависть;
злонамеренность;
ложные взгляды (представлять несуществуюшее существующим).