Непознанное

Ив сен лоран в марокко. Директор Musée Yves Saint Laurent — о том, каким будет новый музей в Марракеше

При этом нет ничего более французского за пределами Франции, чем Марракеш. И вот почему.

Дом и музей Ива Сен-Лорана

Один из самых знаменитых кутюрье Франции, чьи коллекции зачастую вдохновлялись разными странами, на самом деле редко выезжал за границу. Исключением был лишь Марракеш, который стал для модельера вторым домом. Ив Сен-Лоран не просто часто бывал в этом городе, но и подолгу жил в Марракеше со своим спутником жизни Пьером Берже. Впервые он приехал в Марракеш в 1966-м, гонимый модными критиками и раздираемый сомнениями в собственном таланте. Этот город излечил его и зажег талант еще сильнее. Вместе с Берже Ив Сен-Лоран купил сад художника Жака Мажореля, облагородил его и построил рядом дом. После смерти кутюрье на территории сада был открыт небольшой музей, который давал представление о жизни и творчестве великого модельера. Несколько лет назад там открыли новый центр — первый в Африке музей, посвященный Иву Сен-Лорану и истории моды. На данный момент он является более внушительным и цельным, чем музей Ива Сен-Лорана в Париже. Авторами проекта стали Карл Фурнье и Оливье Марти, парижские архитекторы, влюбленные в Марокко. Studio KO, которую они создали, много работала над строительством и оформлением отелей и частных домов по всей стране. Здание нового музея получилось легким, будто сотканным из тысячи нитей. Музей вмещает залы временных экспозиций, большую библиотеку, лектории и кинозал. Но главное в экспозиции — это личные вещи кутюрье, платья и аксессуары кутюрных коллекций разных лет. На данный момент это, пожалуй, место номер один для посещения в Марракеше.

Детали
www.museeyslmarrakech.com

Дом и музей Сержа Лютанса

В отличие от Музея Ива Сен-Лорана, посетить дом одного из самых именитых парфюмеров Франции не так просто. Насколько мне известно, только один отель имеет возможность отправить туда своих гостей — Royal Mansour Marrakech. Стоимость посещения дома-музея не просто высока, а доступна только действительно обеспеченным туристам или истинным фанатам творчества Сержа Лютанса: билет стоит 600 евро на одного гостя. Это не дом, а целая коллекция домов-дворцов, которые в Марокко называют риадами и которые маэстро выкупал и соединял в единое пространство год за годом. Вот уже 35 лет и по сей день там непрерывно идет реставрация. Все дома очень разные по размеру, архитектуре и внутреннему наполнению. То, что я увидела — скорее, нежилое пространство, и личных вещей Сержа Лютанса вы там не найдете. Но в одном из таких домов есть музей, который показывает процесс дистилляции и дает возможность послушать практически все ароматы, созданные маэстро.

Отель «Роял Мансур»

Royal Mansour Marrakech принадлежит королю Марокко, поэтому это не совсем отель, а скорее место, куда вы приезжаете в гости. Король и члены королевской семьи довольно часто посещают Royal Mansour Marrakech, чтобы увидеться с венценосными гостями из других стран, пообедать или просто отдохнуть. Доступ в отель при этом никто не закрывает. Когда я была в ресторане La Grande Table Marocaine, в соседнем зале ужинали представители королевской семьи со своими гостями. У меня не укладывалось в голове, что можно вот так запросто сидеть с принцессой Марокко (официальный титул жены короля) в одном ресторане, пусть и в разных залах.

Ресторан французской кухни La Grande Table Francaise является одним из любимых в городе не только для короля Марокко, но и для местной элиты и экспатов, которые работают в Марракеше. Декор, фарфор, посуда, серебро перенесут вас на берега Сены, откуда родом шеф-повар. Для знакомства с кухней рекомендую заказать сет от шефа, в который входят, пожалуй, самые интересные блюда французской кухни, но с восточной ноткой. В карте вин, ожидаемо, преобладают французские производители, но можно попробовать и местные марокканские вина.

Кроме La Grande Table Francaise в Royal Mansour Marrakech не так давно открылся идеальный ресторан для ланча. Отель расширяет территорию, засаживая свободное пространство апельсиновыми деревьями и ароматными растениями, превращая пустыню в сад, и в одном из уголков этого сада появился романтичный ресторан Le Jardin. Шеф-повар Янник Аллено, обладатель трех звезд Michelin, предложил меню средиземноморской кухни с азиатским колоритом, где морепродукты и мясо на гриле дополнены дим-самами и авторскими роллами.

Royal Mansour — место, созданное для расслабления. Поэтому в отеле находится один из самых больших спа-комплексов, которые я видела. Отдельного упоминания заслуживает дизайн здания: заходя внутрь, словно попадаешь в большую ослепительно белую клетку для птиц. В солнечный день тени от кованых прутьев составляют невероятно красивые узоры на полу и стенах. На площади 2500 квадратных метров находятся большая оранжерея с бассейном, фитнес-зал, две восточные бани, зона отдыха с чайной комнатой, салон красоты и отдельные спа-кабинеты. Команда экспертов Royal Mansour выбрала лучшие средства: линию по уходу за телом marocMaroc, сделанную во Франции из традиционных марокканских ингредиентов, Sisley для процедур для лица и Leonor Greyl для ухода за волосами. В спа предлагается более 100 ритуалов красоты, я для себя выбрала восточный хаммам с очищением традиционным черным мылом-скрабом и процедуру по восстановлению волос «Тахлила» с использованием марокканской смеси масел, трав и растений, которая веками помогала марокканским женщинам возвращать волосам здоровый вид и блеск.

Самое сложное в Royal Mansour — заставить себя покинуть свой риад. Поскольку отель строился как королевский гостевой дом, бюджет строительства не был ограничен. Да-да, так бывает. Поэтому такого дизайна и внутреннего убранства отеля вы не увидите, пожалуй, нигде в мире. Все лучшие мастера Марокко (и не только Марокко) по ковке, резьбе по дереву и кости, по работе с мозаикой и плиткой, росписи красками и золотом были привлечены к строительству отеля. Поверьте, первый день пребывания у вас уйдет на то, чтобы внимательно рассмотреть каждый сантиметр пространства, в которое вы попали. При этом, что совершенно невероятно, ощущения того, что вы находитесь в музее, нет вовсе. Все сделано удобно и комфортно, и на протяжении всего отдыха ощущаешь себя, как дома.

Детали
www.royalmansour.com

Если вы все-таки захотите покинуть отель и выйти вечером в город, я советую Le Palace — очаг французской культуры в Северной Африке. Место примечательно не только кухней, которая, без сомнения, хороша, но и стилем и общей атмосферой. Вас как будто переносят во французский будуар. Много дерева и пурпурного бархата, на стенах большие фото Ива Сен-Лорана. Владелец Нордин Факир является страстным поклонником личности модельера, и, как говорят, это место «благословил» сам Пьер Берже. Здесь — лучшие коктейли в городе, в баре никакого просекко — только шампанское. Le Palace посещают все знаменитости, которые бывают в Марракеше: голливудские актеры, топ-модели и музыканты.

Детали
Угол Avenue Echouhadda и Rue Chaouki Hivernage, Марракеш, тел.: +212 5244-58901

Заранее уже ставшего знаменитым, увековечивающего память легендарного кутюрье, и первого музея в Африке, посвященного истории моды.

Улицу Ива Сен-Лорана близ ботанического сада площадью 12 акров, разбитого художником Жаком Мажорелем , украсил элегантный терракотовый фасад. Создавая его, архитекторы бюро Studio KO вдохновлялись характерным узором, который так любил использовать модельер в своих работах, заодно имея в виду переплетение основы и утка в тканом полотне. Также авторы проекта в этом кубическом объеме подчеркнули парадоксальную способность мастера сочетать прямые и кривые линии.

С глухими внешними стенами контрастируют просторы светлого интерьера. Автор музейной сценографии, декоратор Кристоф Мартин использовал традиционные марокканские материалы: глазурованную плитку, гранит, древесину дуба и лавра.

Пространство площадью 400 кв. м делится на зоны: пространство для постоянной экспозиции и временных выставок, библиотека с фондом 6000 томов, зал на 150 мест, где будут проходить показы мод, концерты, симпозиумы по ботанике и берберской культуре, книжный магазин и кафе на 75 мест, спроектированное знаменитым дизайнером Ивом Таралоном . В музее есть архив с обширной коллекцией одежды, ныне принадлежащей другу модельера бизнесмену Пьеру Берже . Вокруг здания разбит сад с деревьями и растениями, характерными для пустыни.

Полсотни моделей одежды демонстрируют в залах в сочетании с предметами творческого вдохновения Ива Сен-Лорана, а также с фотографиями, архивными документами, интервью, которые транслируются на экранах.

Фасад нового музея гармонично вписывается в пейзаж Марракеша

Ив Сен-Лоран впервые приехал в Марракеш в 1966 году. Для кутюрье это было удачное время: он только выпустил первый парфюм Y, представил очень успешную коллекцию по мотивам творчества художника Пита Мондриана и изобрел женский смокинг. В Марокко Сен-Лоран искал уединения, а нашел вдохновение. «Этот город научил меня цвету. В Марракеше я понял, что диапазон цветов, которые я и раньше интуитивно использовал, вышел из арабской одежды и интерьера – джеллаб, кафтанов и изразцовой плитки зулляйдж. Эта культура стала моей, но мне было недостаточно просто ее впитать. Я трансформировал ее и адаптировал для Европы».

Ив Сен-Лоран на площади Джамаа-эль-Фна в Марракеше

В своих мемуарах партнер Сен-Лорана Пьер Берже, который умер 8 сентября этого года, не дожив до открытия музея месяц, вспоминает, что в 1960–1980-е годы они приезжали в Марракеш с завидным постоянством: дважды в год на две недели – 1 декабря и 1 июня. Именно здесь Сен-Лоран садился за работу над кутюрными коллекциями. Дизайнер не просто искал в Марракеше вдохновение: он совершенно конкретно использовал ремесленные традиции берберов для своих коллекций. Например, для показа 1976 года он попросил местных мастеров соткать ткани так, как это делают для пошива джеллабы – традиционной берберской одежды, представляющей собой свободный халат из шерсти.

Вышитый красный плащ Yves Saint Laurent, коллекция Haute Couture, весна-лето – 1989

Уже позже, в 1980-е, Сен-Лоран и Берже купили в Марракеше виллу, а потом выкупили и «голубой» сад художника Жака Мажореля, спася его от уничтожения. Сегодня в саду Мажорель находится музей берберской культуры, а по соседству с музеем, на улице, названной в честь кутюрье, 19 октября откроется музей Ив Сен-Лорана – дань особым отношениям дизайнера с этим городом.

Музей берберской культуры в саду Мажорель

По словам директора музея Бьорна Дальстрома, работа над проектом шла два года. Для нового музея фонд Пьера Берже, который отвечает за наследие дизайнера, не пожалел архивов: в постоянной экспозиции разместили 5 000 личных вещей дизайнера, 15 000 аксессуаров из кутюрных коллекций и десятки тысяч скетчей. Бьорн Дальстром называет музей «полноценным культурным центром», посвященным, кстати, не только самому Сен-Лорану, но и берберской культуре, которую он очень любил. Здесь есть библиотека с 5 000 книг (некоторые, акцентирует внимание директор музея, датированы XVII веком), лекторий, театральный зал, книжный магазин, фотогалерея. График работы зала для временных выставок расписан на год вперед: сначала здесь пройдет ретроспектива Жака Мажореля, а после – выставки молодых местных художников, которые музей проведет в партнерстве с Марокканской биеннале.

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран в Марракеше, середина 1970-х годов

Внешне музей выглядит лаконично: это несколько кубов терракотового цвета, покрытые тонким узором. Авторы проекта – Карл Фурнье и Оливье Марти, архитекторы парижской Studio KO. Марокко имеет для них особое значение: они поехали сюда на первые каникулы после открытия своей студии; здесь познакомились с Патриком Герран-Эрме, предпринимателем и миллиардером, который занимается реконструкцией исторических зданий в Марокко. Именно Studio KO Герран-Эрме доверил реконструкцию этих зданий, а также работу над несколькими отелями и ресторанами в Марокко, а Пьер Берже – работу над музеем. «Музей Сен-Лорана объединил две наши страсти – моду и Марокко», – говорят архитекторы.

Марракеш – не единственный город, в котором этой осенью появится музей дизайнера. 3 октября музей Сен-Лорана открывается и в Париже – в доме номер 5 по авеню Марсо, где дизайнер работал на протяжении 30 лет и где сейчас располагается здание фонда Пьера Берже – Ива Сен-Лорана. Парижский музей сосредоточится на кутюрном наследии дизайнера.


"Есть сад в Марракеше,
к которому я испытываю настоящую страсть."
Ив Сен-Лоран

Ив Сен-Лоран родился в Оране (Алжир) в 1936 году, но богатство красок и экзотика Северной Африки поразили его 30 лет спустя, когда он приехал в Марракеш.

Его друг Пьер Берже говорит: "Когда мы с Ив Сен-Лораном впервые приехали в Марракеш, то даже подумать не могли, что он станет для нас вторым домом."

Дизайнера и его спутника очаровал заброшенный сад с коллекцией экзотических растений со всего мира, который ранее принадлежал французскому художнику Жаку Мажорелю, в саду располагался его дом-мастерская. В 1980 году они купили его и начали восстановительные работы. Mногие постройки к тому времени пришли в негодность, редкие растения погибли, цвета потускнели.

Вилла и сад были восстановлены, приведены в порядок уникальные садовые постройки и сейчас «Сад Мажореля» (он до сих пор носит имя французского художника) является одним из самых полных собраний флоры со всего света. Надо отметить, что ни на один день, даже во время проведения восстановительных работ, сад не был закрыт для посетителей. Даже в тот день, когда я гуляла по саду, проводились покрасочные работы, всюду были таблички "Осторожно, окрашено", но поток посетителей не останавливался. Любой желающий может полюбоваться на замечательный памятник архитектурного и садового искусства.

Именно в этой вилле-музее с 27 ноября по 18 марта проходит эксклюзивная выставка работ Ив Сен-Лорана, связанных с Марокко.

Цвет виллы очень выделяется на фоне терракотово-красного Марракеша.

Вход в музей.

На выставке представлены 44 манекена, которые одеты в классические образцы Ив Сен-Лорана. Они демонстрируют глубокую связь между дизайном художника и марокканской культурой. Вниманию посетителей предложены и уникальные фотографии, документы, эскизы, показывающие как кутюрье интерпретировал национальную одежду жителей Марокко, орнаменты и вышивки.

Сначала в первой комнате мы видим на стенах отсканированные дневники Сен-Лорана, отрывки, которые касаются Марокко. Все они сопровождаются фотографиями из его жизни того или иного периода.

К сожалению, фотографировать в музее запрещено, а в интернете почти нет фото с этой выставки, я с трудом отыскала несколько штук.

Первый зал с одеждой называется "Марокканское вдохновение". Вдохновленный изящными линиями кафтанов и джелляб, Ив Сен-Лоран украшал традиционные марокканские предметы одежды и придавал им новые силуэты. Он переориентировал идеи восточных нарядов для свободной европейской женщины конца шестидесятых и семидесятых. В этом зале представлены модели 1969-91 годов.

Однажды в 1976 году, говоря об одной из своих коллекций Ив Сен-Лоран сказал: "Эта коллекция будет красочна, жива, ярка. Ткани соткут так, как это делают в Марокко для пошива джелляб - шерстяные в полоску.[...] Я не знаю, является ли это моей лучшей коллекцией. Но это моя самая красивая коллекция."

Принцесса Марокко Лалла Сальма и организатор выставки Пьер Берже на открытии.

“Я хотел, – говорит Пьер Берже, – чтобы экспонаты этой выставки рассказали посетителям о любви Ив Сен-Лорана к Марокко. Он очень хорошо известен во всем мире, но в сердцах марокканцев он занимает особое место. Всемирно известный дизайнер часто получал вдохновение именно в этой стране”.

Второй зал мне понравился больше всего, называется он "Африканские мечты". Создается иллюзия ночной Сахары - темнота, низкое звездное небо (комната круглая зеркальная, за счет этого кажется, что вокруг миллионы звезд), под ногами моделей песок. Наряды в этом зале из коллекции 1967 года.

Третий зал называется "Краски Марокко". Там собраны действительно яркие работы кутюрье 1985-2000 годов. Пол под ногами моделей усыпан лепестками роз. А на экране транслируется показ мод, который снимали в этом саду, комментирует модели сам Ив Сен Лоран. Также здесь находятся изумительной красоты драгоценные украшения.

В этом зале мне больше всего запомнился этот пончо-жакет с вышивкой бугенвиллии.

Я уверена, что вдохновил кутюрье на эту модель его собственный сад, ведь он утопает в бугенвиллиях. Ив Сен-Лоран любил отдыхать в саду в тени деревьев, наслаждаясь терпко-сладким марокканским чаем.

С Пьером Берже на вилле

Давайте еще немного прогуляемся по великолепному саду Мажорель.

При входе нас встречает фонтанчик.

Бамбуковая роща

Весь сад пронизан дорожками, вдоль которых много лавочек, люди(туристы в основном) туда приходят просто посидеть почитать книгу в тени деревьев под пение птиц. В саду прохладно даже в самую жару. Это настоящий оазис, островок спокойствия в центре шумного и пыльного Марракеша.

Водоемы с рыбками и черепашками

Милый фонтанчик перед виллой

Терасса

В саду находится мемориал Ив Сен-Лорана. Великий кутюрье умер в 2008 году в Париже, а его прах потом был развеян над этим садом.

В саду также есть магазин, где можно приобрести книги и диски о жизни и творчестве дизайнера. Галерея его абстракций, многие работы на тему любви и его бульдога.

И уютное кафе в андалузском стиле

Жители города почтили память кутюрье, назвав его именем улицу, вдоль которой расположен сад.

Вот и все. Надеюсь, вам понравилось. Спасибо за внимание!

Сад Мажореля (Majorelle garden) - одна из главных достопримечательностей Маракеша. Этот великолепный сад создал в Марракеше французский художник Жак Мажорель. Сад небольшой по размеру, однако он поражает воображение обилием цветов и прекрасных деревьев.

В 1919 году французский художник Мажорель приезжает в Марокко лечить легкие. В 1924 покупает в Марракеше виллу в маррокканском стиле и остается жить здесь навсегда.Вокруг виллы разбивает сад своей мечты, который вдохновлял его на творчество. После смерти художника виллу и участок покупает Ив Сен-Лоран, находивший здесь тоже источник вдохновения. Сейчас вилла и сад - в ведении муниципалитета города и открыта для посетителей.


Мажорель был страстным коллекционером экзотических растений, он финансировал ботанические экспедиции по всему миру. Его сад собрал в себе растения со всех пяти континентов. Некоторые смело называют этот садовый ландшафт одним из чудес света.


После смерти Жака Мажореля в 1962 году, сад некоторое время был заброшен, а дом шел под снос. Но известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его друг Пьер Берже в 1980 году выкупили территорию сада и взяли на себя заботу о его восстановлении и поддержании.


Было потрачено немало сил и средств и на восстановление дома. Старая студия художника была переделана под небольшой музей исламского искусства. Сейчас здесь можно видеть акварели Мажореля, посвященные природе и ландшафтам южного Марокко. Также здесь находятся частные коллекции Ив Сен-Лорана.


Мажорель, как и Клод Моне, был увлечен коллекционироваием растений, финансировал ботанические экспедиции, поддерживал деловые отношения с ботаниками всего мира, обменивался с ними редкими экземплярами. Из своих поездок он привозил североамериканские и мексиканские кактусы, азиатские лотосы, необыкновенные растения из Южной Африки.

Сад совсем маленький (общая территория около одного гектара), но он так ловко спланирован с тропинками, вьющимися среди растений и деревьев, что он выглядит намного больше, чем он есть в действительности.

Он является домом для сотен экзотических растений и деревьев с пяти континентов. К ним относятся кактусы, бамбук, кокосовые пальмы, оливковые деревья, цветущие горшечные растения, кустарники, а также водные растения.

Здесь проложены каналы, созданы фонтаны, мраморные бассейны с растущими в них лилиями. В саду обитает более 15 видов птиц, природным ареалом которых является регион Северной Африки .

Усадьба и сад Мажореля на протяжении многих лет были источником вдохновения великого Кутюрье Ива Сен-Лорана. Ив Сен-Лоран считается одним из самых из самых громких личностей в французской моде в 20 веке. Пик его популярности в мире высокой моды пришелся на 1960-е и 1970-е годы.

В 1983 году он стал первым модельером в истории, которому при жизни была посвящена выставка в нью-йоркском музее Метрополитен. В 2001 году он был удостоен ордена Почетного легиона от французского президента Жака Ширака.

Он стал первым дизайнером, который начал пользоваться услугами черных моделей на подиумах во время демонстрации модельной одежды. Благодаря ему в женской моде появились элементы мужского гардероба - брюки, кожаные пиджаки, сапоги по бедро и даже смокинги.

Восстановленный и возрожденный сад поделен четырьмя пешеходными аллеями так, что возникают узоры из ярких тропических цветов. Ассортимент увиденного Вами на территории сада впечатляет: лес из бамбука, бугенвилия, юкка, лавр, герань, гибискус, кипарисы, 400 видов и подвидов пальм, 1800 видов кактусов. В прелестном, и не в таком уж маленьком пруду, заросшем папирусом, цветут кувшинки и живут лягушки и рыбки, функционирует очаровательный фонтан.


Последний раз великий Кутюрье посетил Маракеш в ноябре 2006 года а в 2008 году его не стало. Тело Ив Сен-Лорана кремировали а его останки были развеяны в ботаническом саду Мажореля, в котором он часто находил уединение и покой. Вот как великий модельер описывал свои впечатления об этом божественном месте: “Вот уже много лет, как я нахожу в cаду Мажорель неиссякаемый источник вдохновения, и мне часто снятся его неповторимые цвета и краски”.


Еще со времен Мажореля, здесь представлены широкие вазы из обожженной глины желтого, зеленого или "живого" синего цвета. Они резко контрастируют между собой - различные оттенки зеленого, лимонная желтизна и особенный синий цвет, который зимой приобретает тот же оттенок, что и небо.

Поражает обилие воды в саду. Множество прудиков, фонтанов, оросительных и декоративных каналов поддерживают высокую влажность и создают практически тропический климат для растений. Мощеные камнем тропинки настолько скрыты от горячего солнца кронами деревьев и лиан, что возникает ощущение, что ты забрел в джунгли.

Главным элементом дизайна сада стало использование местных засухоустойчивых деревьев и других растений Марокко, особенно пальм, кактусов и других суккулентов, цветочные растения здесь представлены мало.

Мажорель включает в себя характерные черты водного сада по образу сада знаменитого французского импрессиониста Клода Моне в Живерни, а также традиционных исламских оросительных каналов и фонтанов.



Справа от мастерской притаился пруд, как будто бы дикий, гладь его поверхности щедро усыпана кувшинками и водяными лилиями; края спрятаны в зарослях болотных трав. То там, то тут можно увидеть философски созерцающих мир лягушек. От пруда во все стороны разбегается узор тропинок, манящих своей уединенностью и яркими пятнышками расставленных в них глиняных горшков с растениями.

Посетители сада могут посидеть или даже прилечь на приютившихся на тропинках таких удобных скамеечках, все способствует душевному покою и расслаблению, чувственному ощущению полной гармонии. Все элементы этого необыкновенного сада: и живые, и неживые - пребывают в абсолютной гармонии, рассчитанной и построенной талантом художника.


Еще одним новшеством стала культивация экзотических растений, которым непросто было выдерживать засушливый местный климат, например бамбук с Индокитая и южно-африканские лилии. В конце концов, коллекции редких и очень красивых кактусов, суккулентов, засухоустойчивых луковичных растений и пальм со всего мира прижились и растут здесь, нередко достигая огромных размеров.

В саду расположен павильон, бывший дом художника, который отличается своей архитектурой. Жак Мажорель пристально изучал искусство марокканских ремесленников, которое поражало и вдохновляло его своей утонченностью и самобытностью, что в дальнейшем и нашло отражение в дизайне дома. Идея Жака Мажореля заключалась в том, чтобы выкрасить дом в ярко синий цвет, который бы резко контрастировал с пышной растительностью сада. Впоследствии, этот цвет назвали "Синий Мажорель".

После смерти Жака Мажореля в 1962 году, сад некоторое время был заброшен, а дом шел под снос. Но известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его друг Пьер Берже в 1980 году выкупили территорию сада и взяли на себя заботу о его восстановлении и поддержании. Было потрачено немало сил и средств и на восстановление дома.

Старая студия художника была переделана под небольшой музей исламского искусства. Сейчас здесь можно видеть акварели Мажореля, посвященные природе и ландшафтам южного Марокко. Также здесь находятся частные коллекции Ив Сен-Лорана.

Левая сторона отдана коллекции представителей разнообразных кактусов и суккулентов - это территория пустынь, правая - это территория тропиков. На сравнительно небольшой площади создателям сада удалось сочетать очень разные по стилю и потребностям растений ландшафты. Взгляд моментально притягивает пустынная растительность

Сама природа подсказала решение - столбовидные, до 15 метров высотой, цереусы в сочетании со стройными саговниками, хамеропсами, финиковыми пальмами наполняют пространство грациозными вертикалями.


«Сад Мажореля», который до сих пор носит имя французского художника, является одним из самых полных собраний фауны со всего света. Многие считают его единственным в своем роде.


Тут и там попадаются группки ферокактусов, эхинопсисов, трихоцереусов, цветущие или уже с плодами. Встречаются округлые компактные экземпляры, а так же изогнутые, похожие на приготовившихся к броску змей. Есть и солитеры, но их не много. Ну и, конечно, знаменитые эхинокактусы грузони, прозванные в народе «стул для тещи». Их тут такое количество, что ни одна теща не уйдет не «отдохнувшей».

Между кактусами и пальмами можно наблюдать разнообразные суккуленты - потрясающие алоэ, агавы, молодила, привлекающие к себе вниманием кто своими соцветиями, а кто пятнистыми, бугорчато-пупырчатыми, шиповатыми листьями. Растения никогда не достигнут такого размера, возраста и цветения в условиях квартир, такое великолепие можно созерцать лишь в природе и иногда в оранжереях.

На главной аллее, ведущей к вилле, расположен длинный водоем, в конце которого находится маленькая беседка в марокканском стиле. Она утопает в зелени экзотических растений, представленных здесь во всем своем многообразии.