Психология

Иван денисович шухов характеристика. «Один день Ивана Денисовича» главные герои

Разделы: Литература

Эпиграф к уроку:

2. «…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..»

Оборудование урока: на доске портрет А.И.Солженицына, проектор, экран, презентации (Приложение 1).

Цель урока:

1. Проанализировать повесть А.И.Солженицына.

2. Подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях.

3. Показать связь приведения Солженицына с традициями русской классической литературы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (из статьи Лидии Чуковской)

Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.

Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.

Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый.

Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.

1953 год. Сталин умер.

Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.

И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.

Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.

2. Проверка опережающего домашнего задания (1)

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже… в 59 – м…»

«Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир», осенью того же года.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско – германскую (и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

3. Новая тема

Учитель. Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.

Какие строки позволяют читателю увидеть все реалии этой жизни?

Возможные цитаты:

«…Прерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца…»

«…дневальные несли одну из восьмиведёрных параш…»

«…Трое суток кандея с выводом…»

«..фонари…Так много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды..»

Проверка опережающего домашнего задания (2):

В лагере, изображённом писателем, своя строгая иерархия:

Есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковой, «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной кручёной плёткой). Есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»). Есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы. Здесь встречаются «хозяева», недурно устроившиеся, мельтешат «шестёрки», доносители, осведомители, самые худшие из заключённых, предающие своих же собратьев по несчастью. Фетюков, например, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные миски, из плевательницы окурки выгребает. Есть «сачки», околачивающиеся в лазарете, «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные.

Вывод. Один день от подъёма до отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней, что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях его окружавших.

Учитель. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шаклах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Приём «говорящих» имён относит нас к произведениям Фонвизина и Грибоедова. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых, которые непосредственно связаны с главным героем.

Кто они?

Проверка опережающего домашнего задания (3)

Возможный вариант ответа:

Это заключённые, которые не роняют себя и сохраняют своё лицо. Это старик Ю-81, который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчётно, сколько советская власть стоит», но при этом не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» Х-123, убеждённый фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин, бывший узник Бухенвальда, который состоял в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы теперь продолжить свои мучения в советском лагере.

Это латыш Ян Кильдигис, пребывающий в лагере два года из отмеренных двадцати пяти, прекрасный каменщик, не потерявший склонности к шутке. Алёшка – баптист, чистый сердцем и опрятный внешне юноша, носитель духовной веры и смирения. Молится о духовном, убеждённый, что господь с него и других «накипь злую».

Буйновский, бывший капитан второго ранга, командовавший на миноносцах, «ходивший вокруг Европы и Великим северным путём», держится бодро, хотя на глазах «доходит». Способен в трудную минуту принять удар на себя. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток карцера», значит на всю жизнь лишится здоровья.

Тюрин со следами оспы, в прошлом крестьянин, но в лагере сидит 19 лет как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность у него теперь бригадирская, но для заключённых он словно отец родной. Рискуя получить новый срок, он заступается за людей, оттого-то его уважают и любят, стараются не подвести.

Учитель. Стараясь уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В каком произведении мы уже встречали подобную ситуацию?

(Е.Замятин «Мы»)

Действительно, Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место, которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность.

Учитель. Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?

Проверка опережающего домашнего задания(4)

Возможный вариант ответа:

Иван Денисович Шухов, сорокалетний крестьянин, вырванный злой волей и из армии, где он честно сражался, как все, за родную землю, и из семьи, где мыкаются без него жена и две дочки, лишившийся любимой работы на земле, такой важной в голодные послевоенные годы. Простой русский мужик из деревни Темгенёво близ Поломни, затерянной в средней полосе России, он ушёл на войну23 июня 1941 года, бился с врагами, пока не попал в окружение, завершившееся пленом. Бежал оттуда с четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял, сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова потом предложили выбор. «И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подпись.» Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается ныне, что Шухов за измену Родине сел. С этим тягостным крестом оказался Иван Денисович сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском каторжном, где на ватные брюки ему нашили лоскут с арестантским номером Щ-854.

Учитель. Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время пребывания в заключении?

Возможные варианты ответов:

«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:

Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.»

« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином.»

«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.»

«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»

«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»

«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер.»

«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»

Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.

Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….

Возможный вариант ответа:

Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика.

Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?

Возможный вариант ответа:

Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.

Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому по-вашему его можно отнести в первую очередь?

Учитель. Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?

Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.

Учитель. Когда-то Ф.М.Достоевский в романе « Записки из мёртвого дома» описал год жизни на царской каторге и при невольном сравнении с одним днём советской, несмотря на все кандалы и шпицрутены, царская выглядит более милосерднее, если такое слово уместно по отношению к подобного рода объектам. Солженицын выбирает из всех лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов заканчивает этот день.

Засыпал Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день...почти счастливый…».)

Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?

Возможный вариант ответа: В карцер не попал, не заболел, на шмоне не попался, пайку лишнюю «закосил»…отсутствие несчастий в условиях, которые не можешь изменить - чем не счастье?! «На дню у него выдалось много удач..»

Учитель. Одним из приятных моментов этого дня Иван Денисович считал работу. Почему?

Чтение и анализ сцены кладки стены ТЭЦ. (со слов «И не видел больше Шухов ни озора дальнего..» до слов «И наметил он, куда сколько шлакоблоков класть..»; со слов «..Но Шухов не ошибается…» до слов «Такая пошла работа – недосуг носу утереть…».)

С каким настроением Шухов работает?

В чём проявляется его крестьянская бережливость?

Как можно охарактеризовать работу Ивана Денисовича?

Какие слова предложения свидетельствуют о добросовестном отношении Шухова к работе?

Вывод. Врожденное трудолюбие – это ещё одно качество героя Солженицына, которое роднит его с героями русской литературы 19 века и которое помогает ему выжить. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной колючей проволокой, работает добросовестно, он по-другому просто не умеет. И именно труд позволяет ему, хотя бы на время, вырваться из лагерного существования, вспомнить себя прошлого, задуматься о будущей жизни и испытать ту редкую в лагере радость, которую способен испытать труженик – крестьянин.

4. Заключительное слово учителя

О таком маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме, поставленной в заглавие урока.

В начале прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.

5. Домашнее задание

В рамках одного урока обсудить, проанализировать все стороны такого многогранного произведения не возможно. Я предлагаю вам написать сочинение о том, о чём мы не успели поговорить. Что вы смогли увидеть в повести, а мы упустили. К каким выводам вы пришли, а мы не смогли.

В рассказе Солженицына приоткрывается занавес на происходящее в сталинских лагерях. Судьбы тысячи военных после попадания в плен навсегда загублены и искорежены на собственной родине. Все они объявлены изменниками родины и почти каждый второй здесь оказался из-за жестокой несправедливости, выбирая между «деревянным бушлатом» и смертью.

Таким «бравым солдатом» признавшим себя «изменником» после долгих пыток, стал Иван Денисович Шухов. Автор уточняет, что герою около сорока лет, восемь из которых он провел в «местах не столь отдаленных». Между тем мужчина даже в таком положении не перестал быть человеком. Он не пошел по несложному пути доносчика и в то же время не сломался под гнетом обстоятельств. Мужчина честно зарабатывал всеми возможностями «свой хлеб» и пользовался уважением у сокамерников.

С утра до вечера мужчина анализировал ситуацию и по возможности действовал. Это могло быть с одной стороны незначительное действие, на пример вовремя и невзначай занять место в очереди тому, кто должен получать посылку или сшить тапочки. В лагере все имело свою цену. К то же каждый шаг должен быть продуман, ведь кругом на вышках стояли часовые, которые при малейшем поводе могут отправить в карцер.

Шухов никогда не избегал и физической работы. Он был мастером на «все руки» и хорошо разбирался как в строительстве, так и в любой другой области. Поэтому в бригаде ему доставалось в основном работа каменщика. Предусмотрительный Шухов на этот случай, припрятал себе хороший мастерок. Даже в этом вопросе он по максимуму был предусмотрителен и бережлив.

Жизнь заставила его находиться в постоянной суете. Он никогда и ничего не просил у других, а так же не откровенничал. Здесь хоть и была большая бригада, а все же Шухов старался держаться сам по себе. В то же время он не был изгоем. Такое положение позволяло мужчине отвечать только за самого себя и свои действия.

Мужчина был не только прилежным трудягой, но и старался не нарушать порядка, и вставал всегда строго по «подъему», чтобы не провоцировать лишний раз надзирателей и не искушать и без того нелегкую судьбу. Ведь карцер это не просто полная изоляция от общества, это безвозвратная потеря «нажитого», а так же собственного здоровья.

Нужно ли говорить о том, что Шухов был очень бережливым?! Он старался всегда припасти хлеба, а потом в случае сильного голода – съесть его и продлить свое существование. Прятал он его в своем матрасе, каждый раз зашивая «пайку».

Нитки и иголку мужчина так же бережно хранил, как и ножик, сделанный своими руками. Шухов постоянно перепрятывал эти «ценнейшие» вещи, так как они так же были под запретом. Он хоть и жил одним днем, все же успевал продумать и даже построить четкие планы на день грядущий.

Иван Денисович в неволе жил так, как и в обычной жизни. Он не рассчитывал, что после завершения срока выйдет на свободу, так как знал, что с его статьей, могут продлить заключение. Однако мужчина никогда не подавал вида, а наоборот, ему было приятно, что сокамерники завидуют его «маленькому» двухгодичному оставшемуся сроку.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» принесла популярность писателю . Произведение стало первым опубликованным сочинением автора. Его издал журнал «Новый мир» в 1962 году. Повесть описывала один обычный день лагерного заключенного при сталинском режиме.

История создания

Первоначально произведение носило название «Щ-854. Один день одного зэка», но цензура и масса препятствий со стороны издателей и власти повлияли на смену названия. Главным действующим лицом описанной истории стал Иван Денисович Шухов.

Образ главного героя был создан на основе прототипов. Первым послужил приятель Солженицына, воевавший с ним на фронте в Великую Отечественную войну, но не попавший в лагерь. Вторым – сам писатель, познавший судьбу лагерных узников. Солженицын был осужден по 58-й статье и провел несколько лет в лагере, работая каменщиком. Действие рассказа происходит в зимний месяц 1951 года на каторге в Сибири.

Образ Ивана Денисовича особняком стоит в русской литературе 20 века. Когда произошла смена власти, а о сталинском режиме стало позволительно говорить вслух, этот персонаж стал олицетворением заключенного советского исправительно-трудового лагеря. Образы, описанные в повести, были знакомы тем, кого постиг подобный печальный опыт. Повесть послужила предзнаменованием крупного произведения, которым оказался роман «Архипелаг ГУЛАГ».

«Один день Ивана Денисовича»


В рассказе описывается биография Ивана Денисовича, его внешность и то, как составлен распорядок дня в лагере. Мужчине 40 лет. Он уроженец деревни Темгенево. Уходя на войну летом 1941 года, он оставил дома жену и двух дочерей. Волею судеб герой попал в лагерь в Сибири и успел отсидеть восемь лет. На исходе девятый год, по истечении которого он вновь сможет вести свободную жизнь.

По официальной версии мужчина получил срок за измену родине. Посчитали, что, побывав в немецком плену, Иван Денисович вернулся на родину по заданию немцев. Пришлось признать себя виновным, чтобы остаться в живых. Хотя в реальности дело обстояло иначе. В бою отряд оказался в гибельном положении без еды и снарядов. Пробравшись к своим, бойцы были встречены как враги. Солдаты не поверили рассказу беглецов и сдали их под суд, определивший каторжные работы как наказание.


Сначала Иван Денисович попал в лагерь со строгим режимом в Усть-Ижмене, а затем его перевели в Сибирь, где ограничения соблюдались не так строго. Герой лишился половины зубов, отрастил бороду и наголо брил голову. Ему присвоен номер Щ-854, а лагерная одежда делает его типичным маленьким человеком, судьбу которого решают вышестоящие инстанции и власть имущие персоны.

За восемь лет заключения мужчина изучил законы выживания в лагере. Его друзья и недруги из числа зэков имели столь же печальные судьбы. Проблемы во взаимоотношениях были ключевым недостатком существования в заключении. Именно из-за них начальство имело большую власть над узниками.

Иван Денисович предпочитал проявлять спокойствие, вести себя достойно и соблюдать субординацию. Смекалистый мужчина, он быстро сообразил, как обеспечить себе выживание и достойную репутацию. Он успевал поработать и отдохнуть, правильно планировал день и пропитание, умело находил общий язык с тем, с кем было нужно. Характеристика его навыков говорит о мудрости, заложенной на генетическом уровне. Подобные качества демонстрировали крепостные крестьяне. Его умения и опыт помогли стать лучшим мастером в бригаде, заслужить уважение и статус.


Иллюстрация к повести "Один день Ивана Денисовича"

Иван Денисович был полноправным управленцем своей судьбы. Он знал, как поступить, чтобы жить с комфортом, не гнушался работой, но и не перетруждался, мог перехитрить надзирателя и легко обходил острые углы в общении с зэками и с начальством. Счастливый день Ивана Шухова был тем днем, когда он не был посажен в карцер и его бригаду не распределяли в Соцгородок, когда вовремя сделана работа и удалось растянуть пайку на день, когда спрятал ножовку и ее не нашли, а Цезарь Маркович дал подработать на табак.

Образ Шухова критики сравнивали с героем – Герой из простого народа, сломленный безумной государственной системой, оказался меж жерновов лагерной машины, ломающей людей, унижающей их дух и человеческое самосознание.


Шухов задал себе планку, ниже которой было непозволительно опуститься. Поэтому он снимает шапку, садясь за стол, пренебрегает рыбьими глазами в баланде. Так он сохраняет свой дух и не предает честь. Это возвышает мужчину над зэками, облизывающими миски, прозябающими в лазарете и стучащими начальству. Поэтому Шухов остается свободен духом.

Отношение к труду в произведении описано особым образом. Укладка стены вызывает небывалый ажиотаж, и мужчины, забыв, что они лагерные заключенные, кладут все силы на ее быстрое возведение. Производственные романы, наполненные подобным посылом, поддерживали дух соцреализма, но в повести Солженицына это скорее аллегория к «Божественной комедии» .

Человек не потеряет себя, если у него есть цель, поэтому строительство ТЭЦ становится символичным. Лагерное существование перебивается удовлетворением от сделанной работы. Очищение, принесенное удовольствием от плодотворного труда, даже позволяет забыть о болезни.


Главные герои из повести "Один день Ивана Денисовича" на сцене театра

Специфика образа Ивана Денисовича говорит о возвращении литературы к идее народничества. В рассказе поднимается тема страданий во имя Господа в разговоре с Алешей. Поддерживает эту тему и каторжница Матрена. Бог и отсидка не укладываются в привычную систему соизмерения веры, но спор звучит как парафраз дискуссии Карамазовых.

Постановки и экранизации

Впервые публичная визуализация рассказа Солженицына состоялась в 1963 году. Британский канал «NBC» выпустил телеспектакль с Джейсоном Рабардсом-младшим в главной роли. Финский постановщик Каспар Рид снял фильм «Один день Ивана Денисовича» в 1970 году, пригласив к сотрудничеству артиста Тома Кортни.


Том Кортни в фильме "Один день Ивана Денисовича"

Повесть мало востребована для экранизации, но в 2000-х годах обрела вторую жизнь на театральной сцене. Глубокий анализ произведения, осуществленный режиссерами, доказал, что рассказ обладает большим драматургическим потенциалом, описывает прошлое страны, которое нельзя забывать, и подчеркивает значение вечных ценностей.

В 2003 году Андрий Жолдак поставил по мотивам повести спектакль в Харьковском драматическом театре им. Постановка не понравилась Солженицыну.

Актер Александр Филиппенко создал моноспектакль в сотрудничестве с театральным художником Давидом Боровским в 2006 году. В 2009 году в Пермском академическом театре оперы и балета Георгий Исаакян поставил оперу на музыку Чайковского по мотивам рассказа «Один день Ивана Денисовича». В 2013 году Архангельский театр драмы презентовал постановку Александра Горбаня.

Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» была опубликована в 11 номере журнала «Новый мир» в 1962 году, после чего автор её в одночасье стал всемирно известным писателем. Это произведение - маленькой щель, открывающая правду о сталинских лагерях, клеточка огромного организма, который называется ГУЛАГ.

Иван Денисович Шухов, заключённый Щ-854, жил как все, точнее, как жило большинство – трудно. Он честно воевал на войне, пока не попал в плен. Но это человек, обладающий твёрдой нравственной основой, которую старались искоренить большевики. Им нужно было, чтобы в каждом классовые, партийные ценности стояли выше человеческих. Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания, даже в лагере он остался человеком. Что же помогло ему устоять?

Кажется, всё в Шухове сосредоточено на одном – только бы выжить: «В контрразведке били Шухова много. И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подписал». Да и в лагере Шухов рассчитывает каждый свой шаг. По утрам он никогда не просыпал подъёма. В свободное время пытался подработать. В течение дня герой там, где все: «…надо, чтоб никакой надзиратель тебя в одиночку не видел, а в толпе только».

Под телогрейкой у Шухова пришит специальный карманчик, куда он кладёт свою сэкономленную пайку хлеба, чтоб съесть не наспех. Во время работы на ТЭЦ Иван Денисович находит и прячет ножовку. За неё могли посадить в карцер, но сапожный ножичек – это хлеб. После работы, минуя столовую, Шухов бежит в посылочную занять очередь для Цезаря, чтоб Цезарь ему задолжал. И так – каждый день.

Вроде бы живёт Шухов одним днём. Но нет, он впрок живёт, думает о следующем дне, прикидывает, как его прожить, хотя не уверен, что выпустят в срок. Не уверен Шухов, что выйдет на волю, своих увидит, а живёт так, будто уверен.

Иван Денисович не думает о том, почему много хорошего народа сидит в лагере, в чём причина возникновения лагерей и, кажется, не пытается понять, что с ним произошло: «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов не мог придумать, ни следователь». Единственный раз на протяжении повести Иван Денисович думает над этим вопросом, но так и не даёт конкретного ответа: «А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились, за это? А я при чём?»

Иван Денисович принадлежит к тем, кого называют природным, естественным человеком. Природный человек ценит, прежде всего, саму жизнь, удовлетворение первых простых потребностей – еды, питья, сна: «Начал он есть. Сперва жижицу одну прямо пил, пил. Как горячее пошло, разлилось по его телу – аж нутро его всё трепыхается навстречу баланде. Хор-рошо! Вот он, миг короткий, для которого и живёт зэк». Поэтому-то герой и в Усть-Ижме прижился, хоть и работа там была тяжелее, и условия хуже.

Естественный человек никогда не размышляет. Он не спрашивает себя: зачем? Почему? Он не сомневается, не смотрит на себя со стороны. Возможно, этим объясняется жизнестойкость Шухова, его высокая приспособляемость к нечеловеческим условиям. Но это качество необходимо отличать от приспособленчества, униженности, потери собственного достоинства. Ведь на протяжении всей повести Шухов никогда не роняет себя.

У Ивана Денисовича своё отношение к труду. Его принцип: заработал – получай, а «на чужое добро брюхо не распяливай». И Шухов работает на «объекте» так же добросовестно, как и на воле. И дело не только в том, что работает он в бригаде, а «в лагере бригада – это такое устройство, чтоб не начальство зэков понукало, а зэки друг друга». Шухов относится к работе как мастер, свободно владеющий своим делом, и от этого получает удовольствие. Труд – это жизнь для Шухова. Не развратила его советская власть, не заставила халтурить, отлынивать. Тот уклад жизни, те нормы и те неписаные законы, которыми от века жил крестьянин, оказались сильнее. Они – вечные, укоренённые в самой природе, которая мстит за бездумное, халтурное к ней отношение.

В любой жизненной ситуации Шухов руководствуется здравым смыслом. Он оказывается сильнее страха даже перед загробной жизнью. Иван Денисович живёт по старому мужицкому принципу: на Бога надейся, а сам не плошай!

Солженицын рисует этого героя как обладающего своей особенной жизненной философией. Философия эта впитала и обобщила долгий лагерный опыт, тяжёлый исторический опыт советской истории. В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича писатель воссоздал почти символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства коммунистического режима, беспредел, царящий в лагере и, несмотря ни на что, выжить в этом аду. И остаться при этом добрым к людям, человечным и непримиримым к безнравственности.

Один день героя Солженицына, пробежавший перед нашим взором, разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.

Идея рассказа пришла в голову писателя, когда он отбывал срок в Экибастузском концлагере. Шухов - главный герой «Одного дня Ивана Денисовича», является собирательным образом. Он воплощает в себе черты заключенных, находившихся с писателем в лагере. Это первое вышедшее в печать произведение автора, принесшее Солженицыну всемирную известность. В своем повествовании, имеющем реалистическое направление, писатель касается темы взаимоотношения людей, лишенных свободы, их понимание чести и достоинства в нечеловеческих условиях выживания.

Характеристика героев «Один день Ивана Денисовича»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Бригадир Тюрин

В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.

Капитан второго ранга Буйновский

Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит.

Кинорежиссер Цезарь Маркович

Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.

Алешка - баптист

Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами.

Стенька Клевшин

Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».

Фетюков

В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.

Два эстонца

Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.

Ю-81

Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.

Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению