Здоровье

Из оды «К радости.

«Импрессионизм в музыке» - Морис Равель. Сурдина – приспособление, служащее для изменения тембра музыкального инструмента. Импрессионизм. Нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению («Празднества», «Хабанера» - на выбор). Клод Дебюсси. Хабанера. Французские художники – импрессионисты. Песня о картинках Музыка Григория Гладкова Слова Александра Кушнера.

«Развитие музыки» - Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. Метапредметные результаты. Тематическое планирование. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Цели изучения музыки: Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных действий. Содержание курса. Личностные УУД. Личностные.

«Великие композиторы» - Франц Шуберт. Австр. композитор, создатель романтической песни-романса (ок. 600 на стихи Шиллера, Гёте, Гейне и др.). увертюры «Фингалова пещера», «Сон в летнюю ночь», оратории, концерты д/скрипки, д/фп. Опера «Троянцы», Реквием, трактат «Дирижёр оркестра», «Мемуары». Оперы «Евг.Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Иоланта», «Пиковая дама», «Чародейка».

«Музыкальная культура барокко» - В музыке – разнообразие ритмов. Моцарт в Вене. Последнее произведение Моцарта - «Реквием» - осталось незаконченным. «Музыкантам хочется изобретать нечто новое. Моцарт, пишущий «Реквием» на смертном одре. «Маленький гений». Клаудио Монтеверди (1567-1643) – первый композитор барокко (Италия). Музыкальная культура XVII-XVIII вв.

«Музыка эпохи Возрождения» - Театр Шекспира. Постепенно в церковные песнопения вводят темы народных песен нерелигиозного содержания. Сохранила основные темы средневековой музыки: хвалу Господу и Творцу мира, святость и чистоту религиозного чувства. Музыкальная культура Возрождения. Наивысшего рассвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах.

«Музыка Серебряного века» - А. А. Ахматова. А. Блок. В. Я. Брюсов. Серебряный век. Зимняя ночь. К. Д. Бальмонт. Поэзия Серебряного века в современной музыке. Мне нравится, что вы больны не мной. И. В. Северянин. Н. С. Гумилев. Не жалею, не зову, не плачу. Левый марш. Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна.

Всего в теме 24 презентации

, 1571.89kb.

  • В. А. Жернов апитерапия учебно-методическое пособие , 443.6kb.
  • Учебно-методическое пособие для студентов агрономического факультета всех форм обучения , 1817.54kb.
  • Пономарева Ольга Николаевна Музыка 6 класс Программно-методическое обеспечение: программа , 72.99kb.
  • Рязанцева Ольга Николаевна, II категория. Ф. И. О., категория предмет музыка 2-8 классы , 1723.82kb.
  • Урок музыка-самопознание 5 класс Предмет: Музыка Раздел: «Музыка казахского народа» , 80.54kb.
  • Музыка Пояснительная записка , 429.7kb.
  • Кемеровский Государственный Университет; Д. Н. Долганов. Белово, 2005. 55. методическое , 704.81kb.
  • Сухое голодание (методическое пособие) , 231.33kb.
  • «Певцы родной природы». На этом развороте приводятся слова Э. Грига и П. Чайковского друг о друге и о любви каждого из них к своему краю, родной природе, к напевам своей Родины. Это своего рода творческое кредо, определившее характер и национальный стиль музыки этих мастеров.

    Пусть дети попытаются создать воображаемый портрет уже достаточно знакомых им композиторов - С. Прокофьева, П. Чайковского и Э. Грига. Этому поможет вслушивание в их сочинения и высказывания композиторов друг о друге. Например, П. Чайковский о норвежском композиторе Э. Григе писал: «В его музыке… отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной и убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик…» А вот как оценил самого себя Э. Григ: «Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел… строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо».

    Сущность музыки Э. Грига и истоки ее своеобразности содержатся в его напевах - то сурово-скорбных, то нежно-печальных, то задорно-веселых, бодрых и радостных. Они отражают впечатления от жизни среди необычайно прекрасной природы Норвегии. Характерной чертой григовской мелодии является движение голоса с секунды на терцию вниз, которая, как подчеркивает Б. Асафьев, особенно характерно звучит при ходе вводного тона вниз в доминанту лада. Учитель может особо выделить и наиграть эти «излюбленные музыкальные речения» композитора: «григовская… северно-народная попевка-интонация… всегда приятно волнует, как родной приветливый штрих в почерке дорогого человека… Можно знать очень немногие из сочинений Грига, но по немногому сразу отличать свойства и характер его музыки. Как встречаются лица людей, неизгладимо запоминаемые благодаря особенной выразительности их черт».

    Убедительность мелодии П. Чайковского - музыки, всегда песенной, выражающей высокую культуру человеческого чувства, лирически раскрывающей длящееся , как песня, состояние природы, «в лирической образности», по словам Б. Асафьева, «словно заставляющей чувствовать, а потому и видеть то, о чем поет наше сердце». Его музыкальный почерк отличает глубокое и чуткое переосмысление ритмоформулы вальса, сочетание присущей вальсу волнообразности мелодии с русской распевностью, широтой и плавностью дыхания.

    Если вслушаться в музыкальную речь П. Чайковского, то можно заметить, что все звуки мелодии находятся рядом, следуют один за другим, опевают друг друга.

    Так дети в доступной для них форме уже не первый раз прикасаются к проблеме стиля, утверждаясь в мысли о том, что «стиль - это человек». Понятие стиля наполняется все более емким, глубоким смыслом.

    «Прославим радость на земле». «Радость к солнцу нас зовет». Замечательный русский композитор и ученый Сергей Иванович Танеев (1856-1916) заметил однажды, что если бы на Земле появились жители других планет, которым следовало бы за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л. Бетховена… А вот как в стихах выразил свое впечатление от музыки Л. Бетховена поэт Н. Заболоцкий:

    И сквозь покой пространства мирового
    До самых звезд прошел девятый вал…
    Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
    Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

    Музыка И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, символизирующая собой высшие достижения человеческого гения, безусловно, подвигнет учителя на обобщенное, творчески импровизационное построение заключительных уроков года. В эти уроки, помимо произведений, обозначенных на страницах учебника, важно включить те сочинения, которые особенно запомнились детям и которые они хотели бы еще раз исполнить или услышать.

    Здесь третьеклассникам предлагается сначала послушать фрагмент финала Девятой симфонии - последней симфонии Л. Бетховена - в исполнении учителя, затем выучить его главную тему и, наконец, услышать ее в исполнении хора и оркестра. Возможно, учащиеся уже слышали эту музыку, так как значительные события в жизни многих народов, многих стран мира (например, Олимпийские игры) нередко отмечаются исполнением Девятой симфонии.

    После того как учащиеся самостоятельно определят содержание музыкального образа этой темы, выскажут свои соображения по этому поводу, можно разучить с ними тему финала.

    Радость юной жизни пламя!
    Новых светлых дней залог!
    Мы, впивая сердцем пламя,
    Входим в светлый твой чертог.

    Сорван гнет с границ ненужных,
    Там, где все живет трудом.
    Все творцы идей послушны
    Под твоим большим крылом.

    Радость светит нам в тумане,
    Греет сердце в час невзгод.
    Плен страстей нас в бездну манит,
    Радость к солнцу нас зовет.

    Радость вспомнят все народы,
    Гнет седых веков забыв.
    Из груди самой природы
    К счастью слышен наш призыв.

    Еще в юности, увлеченный идеями Французской революции, Л. Бетховен искал музыкальное воплощение оды «К радости» Ф. Шиллера, на текст которой написан финал симфонии. Идеи общечеловеческого равенства, братства и свободы волновали композитора на протяжении всего творческого пути. Не случайно музыкальная тема финала возникла задолго до симфонии, и в разных произведениях композитора можно найти родственные этой теме образы.

    Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, слагаясь в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. «Обнимитесь, миллионы!» - этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера.

    Самое важное, чтобы учащиеся почувствовали и поняли, как встречаются через века и оказываются близкими нам сочинения Л. Бетховена и М. Глинки, В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, самые разные музыкальные жанры: ода и кант, симфония и опера. «Славься!» М. Глинки и финал Девятой симфонии Л. Бетховена - это единая песнь-гимн человеческому счастью, радости, это торжество человеческого духа.

    Радость к солнцу нас зовет

    Урок музыки 3 класс


    Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года»

    Антонио Вивальди



    род. 5 марта 1937 в Москве. Композитор. В 1963 окончил Моск. конс. по кл. хорового дирижирования А. В. Преображенского. В 1963-1986 редактор Всесоюзного радио.

    Соч.: оперы (дет.) - Кот в сапогах (1983), Карлик-нос (1987); для солистов, смеш. хора и симф. орк. - кантата "Поэма о Ленинграде" (сл. К. Ибряева, 1977); для дет. хора и симф. орк. - сюиты: Мы - внуки революции (1964), Спасибо, Родина (1969), Нам есть у кого учиться (1975), Комсомол в нашем сердце (1973), По тропам былого (1983, все на cл. Я. Серпина), Здравствуй, юность (сл. В. Семернина, 1985); для симф. орк. - сюиты: Лирическая (1974), Маленькая (1981), Детская (1987);

    Сергей Соснин


    автор текста: - И. Вахрушева 1. На дворе сосульки плакали, Под лучами солнца таяли, Голубые слезки капали И проталинку оставили. Припев: Динь-дон, динь-дон, динь-дон. (3 раза) Динь-дон, динь-дон!

    2. Пляшут капельки-горошинки Источник teksty-pesenok.ru И на мартовской проталинке Протянул ладоши к солнышку Голубой цветочек маленький. Припев:...

    3. И звенят сосульки весело, И поет капель весенняя, Это мартовская песенка – Нашим мамам поздравление!

    Припев:...


    Советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ.

    Г.В. Свиридов



    «Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа»

    Свиридов Георгий Васильевич


    Тема урока « Радость к солнцу нас зовет»

    Цели:

      Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание).

      Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.

      Углубить понимание художественного образа – поэтического, живописного, музыкального.

      организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний: хоровод, как вид русского народного танцевального искусства.

      Задачи:

      Образовательные:
      Формирование знаний о хороводе как разновидности массового танца, история его развития и бытования;
      Организовать деятельность учащихся по освоению знаний через выполнения хороводных движений;
      Организовать деятельность учащихся по изучению элементов хоровода по средствам творческих заданий;
      Развивающие:
      Развить умения выявить причинно – следственные связи, природные условия, костюмы, наличие предмета при составлении хоровода;
      Развить логическое и художественное мышление при анализе фрагментов на этапе постановки проблемы;
      Воспитательные;
      Воспитать интерес к самостоятельной творческой работе;
      Формировать интерес к окружающему миру через изучение особенностей танцевальной культуры русского народа.

      Формирование общеучебных умений и навыков.

      Учебно – управленческие умения:
      1. Понимать учебную задачу предъявляемую для индивидуальной, коллективной и групповой деятельности;
      2. Умения выполнять задание по схеме танцевальных движений.

    Учебно – информационные умения:
    1. Находить необходимую информацию из видеофильма, музыки, наглядных пособий;
    2. Участвовать в диалоге, процессе групповой работы.


    Учебно – логические умения:
    1. Формировать гипотезу по решению проблемы;
    2. Обобщить и делать выводы в процессе деятельности.

    Методы обучения.
    1. метод организации и осуществления познавательной деятельности:
    а) частично – поисковый;
    б) словесный;
    в) наглядный (жетоны, показ презентации, иллюстрации).

    г) активный диалог

    д) наблюдение

    е) сопоставление

    ж) ассоциативный поиск

    Формы обучения:
    1. Фронтальный на этапе постановки проблемы;
    2. Индивидуальный;
    3. Групповая, коллективная работа на этапе проведения практической части урока.


    Оборудование: проектор, музыкальный центр, видеомагнитофон, краски, мольберт, кисти…

    Ход урока

    Художественно – педагогическая идея урока:

    Природа щедро дарит чудеса,

    И ждёт взамен труда и удивленья.

    Константин Васильев, художник.

    Вход: А.Вивальди “Весна”

    Музыкальное приветствие.

    Музыкальная посадка.

    У.: Наш урок я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение: “Настоящий зритель, слушатель – это такой же творец, как и композитор, художник, поэт”. (Настоящий зритель, слушатель чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение).

    Я хочу, чтобы каждый из вас выбрал именно этот путь работы на уроке, работа души, сердца, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить в конечном счёте свою душу красотой и богатством.

    Тема сегодняшнего урока – Радость к солнцу нас зовет .

    О каком времени года пойдёт речь?

    Д.: Время года - весна.

    У.: Это чудесное время года. А “природа щедро дарит чудеса, и требует взамен труда и удивленья”. Не случайно вступлением к уроку я взяла эти слова. К ним мы ещё вернёмся. Помогут нам понять чудеса весенней природы музыка и живопись.

    Распевка сегодня тоже будет весенняя.

    Д.: Музыка весёлая, звонкая, радостная, бодрая.

    У.: Музыка звучала одинаково по характеру или нет?

    Д.: В куплете плавно, в припеве – отрывисто.

    У.: Что изображает припев?

    Д.: Как падают капли.

    У.: Эта песня называется “Солнечная капель”. Её композитор – Сергей Соснин (разучиваем 1 куплет и припев).

    Такой показал нам весну композитор Сергей Соснин. Какую можно представить картину?

    Д.: Солнечный, весёлый, радостный день, капают сосульки, звенят, бегут, журчат ручьи.


    Русский народ всегда на праздниках не только пел песни, проводил ярмарки, но и танцевал. Танцы на Руси исполняли на улице, и все люди владели этими танцами.

    А какие танцы знаете вы?

    Самый первый и древним видом русского народного танца является хоровод. Как вы себе представляете себе хоровод?

    Хоровод – массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. (слайд)
    Он берет свое начало из старинных обрядов славян, поклонявшихся богу Солнца – Ярило.
    Поэтому основная фигура хоровода это вы думаете какая? (круг)
    Какие рисунки танца вы знаете? (змейка, круг, шахмат, порядок, слайд)
    Исполнителей хоровода насчитывалось до 300 человек. А в почете были те люди, которые могли вести хоровод. Их называли хороводниками.

    Ребята как вы считаете, все хороводы одинаковы?

    Чем отличаются хороводы?

    Совершенно верно в разных районах России и по всему миру существуют свои местные особенности исполнения. Это связано с климатическими условиями, бытового уклада, взаимоотношениями, разнообразие костюма.

    В северных странах хороводы более медленные, степенные, плавные. На юге – более быстрые, задорные, яркие.

    Предлагаю посмотреть вам фрагмент фильма «Снегурочка», где молодые берендеи танцуют хоровод, обратите внимание на то, как построен хоровод, и во что одеты берендеи.

    После просмотра фильма под народную хороводную музыку учащиеся рисуют девушек в сарафанах и юношей в косоворотках.

    В конце урока ученики раскладывают рисунки, образуя хоровод.

    Мелодия «Запевки» может быть разучена детьми с ориентацией на нотную запись. Задушевная и задумчивая, она выражает огромное чувство любви композитора к родному краю, которое захватывает и нас. У нас возникает как бы единое чувство. Если «Запевка» - это самостоятельное хоровое произведение - хоровая миниатюра, то «Снег идет…» - часть из «Маленькой кантаты» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака - лирическая зарисовка зимней природы. Прежде чем послушать эту музыку в записи, пусть учащиеся попробуют спеть мелодическую импровизацию на стихи Б. Пастернака, затем сравнят звучание стихов Б. Пастернака и А. Плещеева и «сочинят» мелодии, в основе которых - ритмические формулы, выписанные в рабочей тетради («Играем в композитора»). В каком характере будет звучать каждая из мелодий? В какой из них окажется более развитая, развернутая мелодическая линия? В чем будет состоять особенность мелодии на многократно повторяющиеся слова «снег идет»? Системой подобных заданий учитель ставит перед учащимися художественно-творческие проблемы, решение которых активно развивает их образное мышление. Важно, чтобы оно осуществлялось на языке музыки, а не словесным путем. После этого послушайте музыку Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака, сопоставьте ее с мелодиями, «сочиненными» детьми. Затем пусть учащиеся споют мелодию этой части «Маленькой кантаты» по нотам, которые даны в учебнике. Стихи звучат приглушенно, почти шепотом, в замедленном темпе спокойно падающего снега - и музыка Г. Свиридова звучит как бы вполголоса, словно с сурдиной, «в том же темпе, с ленью той…». В мелодии поочередно как бы скандируются всего два звука (фа-диез и ля ). За каждым из этих звуков закреплен «свой» тембр (группу альтов сменяет группа сопрано), «свой» гармонический фон из двух аккордов (переменный лад). В заключение желательно еще раз послушать 1-ю часть кантаты «Снег идет…» в записи. Равномерное, многократное повторение основной интонации на одном звуке у разных голосов придает прозрачность, таинственность звучанию. Слушая музыку, испытываешь на себе завораживающее, почти гипнотическое воздействие этой музыкальной картины - снег идет. Обратите внимание детей на сопровождение хора, звучание арфы, челесты, флейты, которые передают ощущение, с одной стороны, некоторой фантастичности, с другой - колокольности, устремленности ввысь. Но только ли это пейзаж? Что еще напоминает детям такая метрическая равномерность? Учащиеся, как правило, слышат ход маятника, отсчет времени. Музыка воспроизводит не только падение или полет снега - звуковая картина Г. Свиридова есть и изображение самого Времени, которому противопоставляется тема творчества. Как вплетается творчество во Время? Как идут годы - бесстрастным снегопадом или осмысленно, «как слова в поэме»? Так, пейзаж, знакомый и близкий всем нам с детства, претворен в музыке с помощью поэта Б. Пастернака как мысль о предназначении художника. Может быть, за годом год
    Следует, как снег идет,
    Или как слова в поэме? Последние слова фразы исполняются солистом. Тем самым композитор выделяет их особо, подчеркивая значимость в общем смысле произведения. Вопрос остается без ответа. Как магическое заклинание звучит неизменный рефрен «Снег идет, снег идет» - альты поют на самом низком звуке (октавой ниже), и вновь повторяется начальная строфа стихов. Думается, что к этой музыке учитель обратится не раз, вернется к ней в средних классах школы, когда учащимся в полной мере может открыться философский смысл поставленных композитором и поэтом творческих задач. Однако приближение к ним возможно и необходимо уже в младшем школьном возрасте. Если данный разворот был сконцентрирован на музыке Г. Свиридова, то следующие посвящены музыке С. Прокофьева, сопоставлению произведений Э. Грига и П. Чайковского, В.-А. Моцарта и Л. Бетховена. Важно войти в мир названных композиторов, как бы вступить в диалог с каждым из них. «Мир Прокофьева». «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» - эти строки К. Бальмонта как нельзя лучше подходят к прозвучавшему на уроке необычному музыкальному фрагменту - «Шествие солнца» - из 4-й части Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С. Прокофьева «Ала и Лоллий» 1 . Композитор раздвинул изобразительные границы музыки в обрисовке картины могучего расцвета природы и создал ярко динамичный образ восходящего солнца. Финал «Поход Лоллия и шествие солнца» представляет собой ослепительную звуковую фреску. Музыка словно обжигает своим неистовым красочным гулом. Здесь, по словам Б. Асафьева, - «буйная воля, жажда жизни, здоровой, мощной, идущей напролом и ни перед чем не останавливающейся». Эта кода построена на эффекте колоссального звукового подъема. С. Прокофьев применил «четверной» состав оркестра с большим количеством добавочных голосов, полностью используя богатый арсенал медных духовых и ударных инструментов. Все новые группы инструментов включаются в нарастающий гул, над которым плывет и ширится пронзительное, обжигающее звучание труб. Мелодическое начало почти отсутствует. Учитель может работать с этим разворотом как отдельно, так и в его сопоставлении со следующим, посвященным музыке П. Чайковского и Э. Грига. Это, с одной стороны, поможет учащимся вспомнить, с какими произведениями они уже знакомы, с другой - позволит оттенить особенности, своеобразие музыкального языка, музыкальной речи каждого из этих композиторов. Заранее можно предложить учащимся нарисовать картину восхода солнца. Рассматривая рисунки на уроке, учитель вместе с детьми отбирает их по настроению, характеру. Например: восход теплый, мягкий, нежный, лиричный или яркий, радостный, обжигающий. Вслед за этим дети слушают два музыкальных фрагмента и определяют, какой из них созвучен тем или иным рисункам. (Звучит «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига и «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий» С. Прокофьева.) Учащиеся почувствуют яркий контраст этих двух музыкальных картин. Один композитор сочинил эти произведения или разные? Что можно сказать об авторах этих сочинений? Вот как выразил свое отношение к музыке русского композитора С. Прокофьева известный пианист Артур Рубинштейн: «Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы сказать о себе: „Солнце - это я!“» А вот как писал о его музыке, «солнечной, словно заряженной жизненной энергией» Д. Кабалевский: «Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки XX века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых драматически-напряженных, трагедийных страницах его музыки… мы всегда чувствуем, что где-то там, за тучами, продолжает светить солнце и оно обязательно засияет над нами…» Такое ощущение музыки Прокофьева возникает и у детей. В начальных классах достаточно обратить внимание учащихся на чеканные, мужественные ритмы сочинений С. Прокофьева, которые рождены стихиями марша, танца, человеческого жеста; вслушаться в мелодическую линию, непрерывную, выразительную, ясную по своему эмоциональному содержанию, но имеющую характерный рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Если вслушаться в музыкальную речь С. Прокофьева, то окажется, что спеть его мелодии очень трудно: звуки отстоят друг от друга на большом расстоянии. Пусть учащиеся попытаются спеть мелодию «Прогулки». Какими большими скачками-уступами она движется! А если мы выпишем эту мелодию без скачков, то увидим, что это та же гамма (см. нотные примеры на с. 72). «Певцы родной природы». На этом развороте приводятся слова Э. Грига и П. Чайковского друг о друге и о любви каждого из них к своему краю, родной природе, к напевам своей Родины. Это своего рода творческое кредо, определившее характер и национальный стиль музыки этих мастеров. Пусть дети попытаются создать воображаемый портрет уже достаточно знакомых им композиторов - С. Прокофьева, П. Чайковского и Э. Грига. Этому поможет вслушивание в их сочинения и высказывания композиторов друг о друге. Например, П. Чайковский о норвежском композиторе Э. Григе писал: «В его музыке… отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной и убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик…» А вот как оценил самого себя Э. Григ: «Художники, как Бах и Бетховен, воздвигали храмы на высотах. Я же хотел… строить для людей жилища, в которых они чувствовали бы себя уютно и счастливо». Сущность музыки Э. Грига и истоки ее своеобразности содержатся в его напевах - то сурово-скорбных, то нежно-печальных, то задорно-веселых, бодрых и радостных. Они отражают впечатления от жизни среди необычайно прекрасной природы Норвегии. Характерной чертой григовской мелодии является движение голоса с секунды на терцию вниз, которая, как подчеркивает Б. Асафьев, особенно характерно звучит при ходе вводного тона вниз в доминанту лада. Учитель может особо выделить и наиграть эти «излюбленные музыкальные речения» композитора: «григовская… северно-народная попевка-интонация… всегда приятно волнует, как родной приветливый штрих в почерке дорогого человека… Можно знать очень немногие из сочинений Грига, но по немногому сразу отличать свойства и характер его музыки. Как встречаются лица людей, неизгладимо запоминаемые благодаря особенной выразительности их черт». Убедительность мелодии П. Чайковского - музыки, всегда песенной, выражающей высокую культуру человеческого чувства, лирически раскрывающей длящееся , как песня, состояние природы, «в лирической образности», по словам Б. Асафьева, «словно заставляющей чувствовать, а потому и видеть то, о чем поет наше сердце». Его музыкальный почерк отличает глубокое и чуткое переосмысление ритмоформулы вальса, сочетание присущей вальсу волнообразности мелодии с русской распевностью, широтой и плавностью дыхания. Если вслушаться в музыкальную речь П. Чайковского, то можно заметить, что все звуки мелодии находятся рядом, следуют один за другим, опевают друг друга. Так дети в доступной для них форме уже не первый раз прикасаются к проблеме стиля, утверждаясь в мысли о том, что «стиль - это человек». Понятие стиля наполняется все более емким, глубоким смыслом. «Прославим радость на земле». «Радость к солнцу нас зовет». Замечательный русский композитор и ученый Сергей Иванович Танеев (1856-1916) заметил однажды, что если бы на Земле появились жители других планет, которым следовало бы за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Л. Бетховена… А вот как в стихах выразил свое впечатление от музыки Л. Бетховена поэт Н. Заболоцкий: И сквозь покой пространства мирового
    До самых звезд прошел девятый вал…
    Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
    Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Музыка И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, символизирующая собой высшие достижения человеческого гения, безусловно, подвигнет учителя на обобщенное, творчески импровизационное построение заключительных уроков года. В эти уроки, помимо произведений, обозначенных на страницах учебника, важно включить те сочинения, которые особенно запомнились детям и которые они хотели бы еще раз исполнить или услышать. Здесь третьеклассникам предлагается сначала послушать фрагмент финала Девятой симфонии - последней симфонии Л. Бетховена - в исполнении учителя, затем выучить его главную тему и, наконец, услышать ее в исполнении хора и оркестра. Возможно, учащиеся уже слышали эту музыку, так как значительные события в жизни многих народов, многих стран мира (например, Олимпийские игры) нередко отмечаются исполнением Девятой симфонии. После того как учащиеся самостоятельно определят содержание музыкального образа этой темы, выскажут свои соображения по этому поводу, можно разучить с ними тему финала. Радость юной жизни пламя!
    Новых светлых дней залог!
    Мы, впивая сердцем пламя,
    Входим в светлый твой чертог. Сорван гнет с границ ненужных,
    Там, где все живет трудом.
    Все творцы идей послушны
    Под твоим большим крылом. Радость светит нам в тумане,
    Греет сердце в час невзгод.
    Плен страстей нас в бездну манит,
    Радость к солнцу нас зовет. Радость вспомнят все народы,
    Гнет седых веков забыв.
    Из груди самой природы
    К счастью слышен наш призыв. Еще в юности, увлеченный идеями Французской революции, Л. Бетховен искал музыкальное воплощение оды «К радости» Ф. Шиллера, на текст которой написан финал симфонии. Идеи общечеловеческого равенства, братства и свободы волновали композитора на протяжении всего творческого пути. Не случайно музыкальная тема финала возникла задолго до симфонии, и в разных произведениях композитора можно найти родственные этой теме образы. Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, слагаясь в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. «Обнимитесь, миллионы!» - этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера. Самое важное, чтобы учащиеся почувствовали и поняли, как встречаются через века и оказываются близкими нам сочинения Л. Бетховена и М. Глинки, В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, самые разные музыкальные жанры: ода и кант, симфония и опера. «Славься!» М. Глинки и финал Девятой симфонии Л. Бетховена - это единая песнь-гимн человеческому счастью, радости, это торжество человеческого духа.