Домашний очаг

Изображения будды для каждого дня недели. Буддизм на шри-ланке

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают будды. Мы уже упоминали, что в буддизме нет одного главного бога, т.е. сам Будда может быть выражен в нескольких различных образах и проявлениях. История восточных учений насчитывает свыше трех тысяч воплощений.

Безусловно, рассказать в одной статье о таком количестве божеств мы не сможем, поэтому давайте узнаем о самых почитаемых и известных.

Какие есть бодхисаттвы

В буддизме есть такое понятие, как Адди Будда, или Изначальный Будда. Это символ всех будд и бодхисаттв, олицетворение просветленного ума. В разных школах есть различные Адди Будды. Бодхисаттва означает «просветленный». Например, Гаутама Будда считал себя Бодхисаттвой.

Как же становятся бодхисаттвами? В духовном развитии буддийского учения есть десять ступеней. Достигнув седьмой ступени, можно стать Бодхисаттвой и освободиться от постоянных перерождений. Однако этот факт не означает полного освобождения от кармической зависимости.

Всего можно насчитать восемь Бодхисаттв. Именно они стали последователями Гаутамы и переняли учение Махаяны. Самые важные их них — Авалокитешвара, Манджушри и , что означает милосердие, мудрость, сила всех будд. Эти три бодхисаттвы являются защитниками Шакьямуни.

Авалокитешвара — это воплощения сострадания. Одними из его важнейших атрибутов являются мантра «ом мани падме хум» и веер из хвоста павлина. считается воплощением Авалокитешвары.

Манджушри — это выражение мудрости в Махаяне. Манджушри был соратником Гаутамы Будды.

Ваджрапани — это защитник Будды, он олицетворяет могущество просветленных божеств.

Существуют и женские бодхисаттвы, например, — спасительница женских душ, символизирует сострадание.

Также есть и другие Адди-будды, такие как:

— Самантабхадра и Самантабхадри, супруга Самантабхадра, означает то, что человеческий ум открыт ко всему новому, что его состояние изначально пустое, в том смысле что лишено любых концепций, стереотипов, привязанностей.

— Ваджрадхара, или Держатель Ваджра — абсолютное просветление и знание в Ваджраяне. Ваджра — это мистическое индийское орудие, принадлежащее богу войны Индре; оно символизирует силу и вечность.

— — один из просветленных в Ваджраяне, является символом очищения и чистоты.

— Праджняпарамита — это женский образ Адди Будды в Махаяне, абсолютная мудрость.


— Падмасамбхава, или «рожденный в лотосе» — учитель тантризма, именуемый в тибетском буддизме вторым Буддой. Он сидит в лотосе, в одной руке держа ваджру, а в другой — чашу для сбора подаяний. Сам Шакьянмуни известил своих учеников, что появится в цветке лотоса второй Будда, который будет более просветленным, чем он сам. Так пришел в мир Падмасамбхава.

Мандала Пяти будд

В традиции школы Махаяны существует Мандала Пяти Будд, которая олицетворяет пять моментов Адди-Будды. В этой мандале у каждого есть свое место и предназначение. Например, в Непале изображения этой мандалы можно увидеть в храмах и домах буддистов. Давайте рассмотрим подробнее, как она образуется.

  • В центре ее сидит Вайрочана , или Прославленный. Он является главой всех будд. Он белого цвета, т.к. белый означает абсолют. В Японии Вайрочана очень популярен. Его животное — это лев, который ассоциируется с истиной.
  • Акшобхья , или Просветленный находится на востоке. Его цвет — синий. Он является главой семейства Ваджры. Его эмблема — слон, которой олицетворяет мощь и силу.
  • Ратнасамбхава , или дающий драгоценности, располагается на юге. Он изображается желтого цвета и символизирует исполнение желаний: как материальных, так и нематериальных. Ратнасамбхава — глава семейства Драгоценностей.
  • Амогасиддхи занимает северную сторону. Его тело зеленого цвета, а эмблему представляет двойная ваджра. Он является главой семейства Кармы.
  • Амитабха олицетворяет запад; его цвет — красный. Это самый древний и наиболее чтимый из будд. Его эмблема — лотос и он возглавляет лотосовую семью, в которой есть много известных бодхисаттв, например, Авалокитешвара. Он обозначает духовный рост. Иной формой Амитабхи яляется Амитаюс, или «бесконечная жизнь». Амитабха, как правило, изображен в монашеских одеяниях, а Амитаюс — в роскошных одеждах и держит сосуд долголетия.

Еще одни из почитаемых и значимых буддийских божеств:

Миларепа Шепа Дордже — знаменитый йог, поэт и один из основателей школы Кагью. Его годы жизни 1040 — 1123.

Дже Цонкапа (1357 по 1419) — реформатор буддизма Тибета, который основал школу Гелуг. Гелуг — это самая многочисленная школа тибетского буддизма.Когда Цонкапа был маленьким мальчиком, Шакьямуни предсказал, что он повлияет на распространение учения Дхармы.

Помимо различных аспектов Будды в буддизме существует йидамы, т.е. образы и божества состояния просветления. Йидамы активно используются во время тантрических практик. Одна из главных целей йидамов — защита учения Дхармы.

Существуют разные йидамы: гневные, мирные, мужские, женские, парные. Например, Ваджракилая является главным гневным божеством в тибетском буддизме. Он символизирует устранение препятствий, когда вы идете по направлению к какой-либо цели.


Позы и их значения

Существуют множество изображений и статуэток будды, каждое из которых обозначает определенные вещи.

Один из самых известных видов — Медитирующий Будда. Он сидит в позе лотоса или полулотоса, его руки соединяются ладонями вверх. Является символом обретения гармонии и душевного равновесия.

Защищающий Будда находится в позе лотоса или полулотоса, правая рука развернута наружу и поднята наверх, а левая лежит на колене. Он защищает от страха и негативных эмоций.

Будда просветления сидит в позе лотоса, его правая рука направлена к земле, а левая — ладонью вверх. Этот образ очень популярен в Таиланде.

Смеющийся Будда, или Хотей, является божеством, символизирующим обретение радости и удачи. Рядом с ним часто изображается миска для подаяний. Хотей является талисманом, приносящим богатство.


Заключение

Вот наш рассказ и подходит к своему завершению — сегодня мы с вами попытались разобраться в различных изображениях Будды, а также узнать о самых главных бодхисаттвах.

July 6th, 2012

Есть такие объекты в мире, о которых вроде бы все знаешь, которые неоднократно видишь на фотографиях, но все равно, встречая очередной раз интресное изображение - восхищаешься тем людям, которые это делали.

Давайте еще раз посмотрим и почитаем об этой всемирноизвестной статуи Будды.

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.



Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.


Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды». Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.

В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.


Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.


Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.

Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.


Будда Майтрея в Лэшане — усмиритель водной стихии.

Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.


Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды.


Майтрея считается грядущим воплощением Великого Учителя человечества, и его почитают все буддийские школы, веря, что однажды он появится на Земле, обязательно достигнет просветления и станет проповедовать людям путь благочестия - дхарму.


Статуя Будды в Лэшане установлена в месте слияния трех рек. Когда-то их стремительные потоки, встречаясь, вили бурные и опасные водовороты. По легенде, буддийский монах Хай Тун, видя это, решил усмирить стихию, изваяв гигантскую скульптуру Учителя в прилегающем горном ущелье.

Сейчас, приехав в Лэшань, любой турист может полюбоваться впечатляющим изваянием. Лицо Будды Майтрейи обращено к реке, гигантские руки сложены на коленях; его 15-метровая голова достигает вершины скалы, а огромные ноги (длина пальцев около 1,6 м) почти упираются в реку. Вырезанные из прочного дерева 7-метровые уши Учителя искусно подогнаны к каменному лицу. Будда одет в тунику, по тщательно вырезанным каменным складкам которой во время дождя стекает вода, препятствуя разрушению скальной породы.

В изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком, а в окружающих статую скалах высечены изваяния 90 бодхисатв - духовных наставников человечества.

В эпоху Средневековья скульптура Будды была скрыта под выстроенным над нею 13-ярусным храмом, но эта постройка была уничтожена пожаром, и теперь, как и прежде, скалы являются единственными стенами для гигантского изваяния.

Что интересно, полностью охватить взглядом статую Будды в Лэшане почти невозможно: сверху открыт беспристрастный лик, но ноги скрываются под горным выступом, а снизу ноги можно рассмотреть превосходно, зато лицо статуи почти полностью закрывают огромные колени. Самый лучший ракурс - сбоку, но и он не позволяет в подробностях разглядеть весь монумент.

Такая особенность придана скульптуре совсем не случайно. Она прекрасно согласуется с буддийской доктриной мироздания, согласно которой весь мир - это тело Будды (Буддха-кайя) или же тело Закона (Дхарма-кайя), которое с точки зрения чувств и ума является непостижимым. Поэтому статуя Будды в Китае не предназначена для разглядывания. Будучи материальным воплощением Дхарма-кайи, она связывает людей с истинно сущим, позволяя им достичь особого состояния чистейшего надмирного бытия, что, как считают буддисты, является подлинной целью жизни каждого человека. По этому поводу китайцы говорят следующее: «Мы обретаем Совершенное Просветление в тот момент, когда наше сердце сливается с основанием каменного изваяния».


И уж можно точно быть уверенным, что в этой статуе отсутствуют

Яркая и несколько театрализованная архитектура тайских храмов – одна из непременных составляющих очарования страны. Сидящие, возлежащие и стоящие статуи и статуэтки Будды – ещё один её непременный атрибут. Непривычному взгляду избыточность деталей и того, и другого кажется странной, но добавляющей свои штришки в экзотическую атмосферу.

Однако у каждого нюанса здесь есть свой смысл и сакральное значение, и если разобраться хотя бы с самыми поверхностными из них, любоваться на ваты и заполняющие их внутри, а также обступающие снаружи священные изображения основоположника древнейшей из мировых религий станет заметно интереснее.

Зачем тебе такие длинные уши? Или немного о деталях

Каждый, кто любовался статуями Будды – в Индии ли, в Японии, в Тайланде или ещё где-то – наверняка обращал внимание на некоторые своеобразные особенности его анатомии. Длинные мочки ушей, необычная форма головы, удлинённые ступни и кисти рук… Все эти детали неизменны практически для всех изображений Сиддхартхи Гаутамы (так Будду звали до просветления).

Насколько известно, первые изображения основоположника древнейшей из мировых религий появились где-то в первом или втором веках нашей эры – через 500 или 600 лет после смерти Будды. Появились они в Индии, и уже оттуда распространились по другим регионам – по мере того, как буддизм становился всё более популярным. Каждая из особенностей, отличающих статуи, является канонической – эти признаки указывают на величие Гаутамы, и каждая поза, каждый жест имеют своё значение.

Изображение непременно должно иметь 32 основные характеристики и порядка 80 второстепенных – только в этом случае статуя будет достойна занять своё место в храме. Среди таких особенностей – плоские ступни; выступающие пятки; длинные и тонкие пальцы рук и ног (причём все пальцы ног одной длины, да и пальцы рук, кроме большого, тоже); симметрично округлённая грудь; львиные челюсти (и сорок зубов); подобная королевскому тюрбану голова… Между бровями – родинка, поросшая мягкими белыми волосами. На ступнях – изображения колеса о тысяче спиц. Руки гибкие, как хобот слона. Никаких вен, мышц, суставов, прорисованных под кожей. Ну, и так далее.


Самое интересное – это попытаться разобраться, а почему же Будда так сильно отличается от прочих людей? Трактовки на этот счёт существуют самые разные. Например, по одной версии, длина ушей Гаутамы (а они у него достигают плеч) связана с его королевским происхождением – якобы, уши вытянулись в результате ношения тяжёлых драгоценных серёг во времена его праздной и роскошной дворцовой жизни. По другой же, это символ того, что Будда слышит всё, происходящее в мире.

Если развивать последнюю версию дальше, то урна между бровями (родинка – или углубление, изображают по-разному) – это третий глаз, который у Будды, естественно открыт, позволяя ему прозревать буквально всё. Ушниша – возвышение на голове – показывает его глубокую мудрость, а улыбка и выражение лица демонстрируют внутреннюю гармонию, в которой находится познавший путь избавления от страданий и возвращения в нирвану Гаутама.

Впрочем, есть и более оригинальная гипотеза довольно-таки необычной анатомии божества. Согласно ей, скульптуры изображают Будду в полном соответствии с тем, как он выглядел, и каждая статуя может похвастаться абсолютным портретным сходством с оригиналом. А выглядел он так, поскольку относился не к человеческой расе, а к одной из более древних – не то к лемурийцам, не то к атлантам.

Приверженцы этой версии утверждают, что их рост был гораздо выше, чем у пришедших позже людей, что форма век, тел и головы напрямую связана с образом жизни предшественников человечества – они, по преданию, были амфибиями, отсюда и обтекаемые формы, и изогнутые веки, призванные защищать глаза на глубине… Говорят, представители этих рас до сих пор существуют на Земле – кто в загадочной Шамбале, кто в таинственных пещерах с температурой не выше 5?С, где они сидят в состоянии «самадхи» (или «сомати») – готовые в любой момент вернуться к жизни, а пока присматривающие за происходящим вокруг из астрального мира.

Как оно на самом деле, сказать трудно, но статуи Будды, определённо, гораздо интереснее разглядывать, прикидывая, что может значить та или иная деталь и рисуя в воображении те далёкие времена, когда избалованный принц впервые столкнулся со страданием и смертью и отправился искать истину, отказавшись от высокого положения и безмятежной жизни.

Как найти «свою» статую? Или немного об исполнении желаний

Считается, что каждый человек, обращаясь к Будде с просьбой и принося ему дары (букетик орхидей, ароматические палочки, клочок сусального золота), будет с большей вероятностью услышан, если побеседует со статуей того дня недели, в который он был рождён.

Если вы появились на свет в понедельник – ищите стоящего Будду, выставившего ладони перед собой на уровне груди. Это Панг кхам самут – Будда, останавливающий океан (кстати, эти статуэтки характерны в основном именно для Тайланда и редко встречаются в других странах). Считается, что главное предназначение людей понедельника – быть хорошими наставниками и что для них не проблема доступно излагать свои мысли.

Вторнику покровительствует лежащий Будда, он покоится на правом боку, подложив руку под голову. Это статуя Панг сайяат, на ступнях её обычно изображены 108 признаков божества. Люди, родившиеся во вторник, по мнению тайцев, удачливы и везучи, все победы достаются им чрезвычайно легко.

На среду приходится целых две статуи, выбор зависит от того, родились ли вы до обеда или после. В первом случае ваша статуя – Панг ум баат, стоящий Будда с чашей для подаяний в руках. В Тайланде считают, что такие люди вряд ли будут сильно богатыми, их сильная сторона в другом – это умение общаться, смирение и понимание. Для тех, кто появился на свет во второй половине дня, финансовый прогноз более благоприятный, им покровительствует принимающий подношения Будда Панг пха ле лай. Он сидит на западный манер (то есть, на стуле), положив левую ладонь на бедро, а правую – на колено, а перед ним стоят протягивающие дары обезьяна с сотами мёда и слон с водой.


Люди четверга – фантазёры (в хорошем смысле слова), впрочем, воображением их данные не ограничиваются – они также отличаются удачливостью и умением эффективно решать самые сложные задачи. Их статуя – медитирующий в позе лотоса Будда с руками, сложенными чашей на коленях, его называют Панг самати.

Будда пятницы – созерцатель, он стоит, сложив руки напротив груди, правая поверх левой. Его называют «Будда размышления», Панг рам пыонг, и он покровительствует путешественникам, тем, кто постоянно находится в поиске и не боится перемен, – именно этими качествами, как говорят тайцы, наделены родившиеся в пятницу люди.

Вы явились в этот мир в субботу? Ищите Будду, сидящего в позе медитатции на Наге под защитой его семи голов с капюшонами, здесь его называют Панг Наг прок. Вам можно позавидовать – говорят, что рождённым в субботу сопутствует неизменная удача буквально во всём.

Ну, и наконец, воскресенье – ему соответствует статуя Панг тавай наэт, стоящий Будда сложил правую руку поверх левой на уровне бёдер. В этот день рождаются чувствительные, тонкие художественные натуры, наделённые сильной интуицией и чувством прекрасного, именно им и стоит загадывать желания перед размышляющим о сущем Панг тавай наэт.

Как он там оказался? Или немного про статую под землёй

Один из самых известных храмов на Пхукете – это Ват Пра Тонг (Wat Phra Thong), с которым связана мрачноватая легенда. Некогда здесь пас буйвола мальчик, который сначала привязал животное к непонятному штырю, торчавшему из-под земли, а потом, заинтересовавшись происхождением штыря, попытался его выкопать. Ничем хорошим это не закончилось – мальчик в тот же день заболел и умер. Та же печальная участь постигла и буйвола.

Расстроенный отец мальчика, погрузившись в беспокойный сон, увидел своего сына, который указал ему на золотой штырь и объяснил, что это статуя Будды, которую непременно нужно выкопать. Далее следует череда попыток изъять святыню из-под земли, которым препятствуют то шершни с осами, то нашествие муравьёв, то внезапные болезни.

В итоге выход из ситуации подсказал некий монах родом из Суккотая – он предложил попросту возвести храм вокруг частично отрытой скульптуры, не тревожа её больше. Так и появился Ват Пра Тонг. У него есть и второе название – Ват Пра Пуд (Wat Phra Phud), то есть, «храм Будды, торчащего из-под земли». А о самой статуе тайцы отзываются как о Луанг По Пра Тонг (Luang Poh Phra Thong) – «Золотом лике Будды».

Храм открыт с 8.00 до 17.30, посещение бесплатное, но желательно сделать небольшое пожертвование. При храме действует небольшой этнографический музей, в экспозиции которого представлены кинжалы, маски, одежда, предметы культа, старинные книги, китайские вазы и многое другое. Посещение музея также бесплатное, но и здесь приветствуется посильный взнос – деньги пойдут на поддержание и расширение экспозиции.

Ольга Ладыгина

БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ

Клан Шакия жил в предгорьях Гималаев, в районе Северной Индии (Южный Непал). У правителя клана Шутходана Гаутамы и королевы Махаман не было детей. И вот однажды королеве приснился странный сон. Четыре ангела, появившиеся с 4-х сторон света, подхватили ее и перенесли к горному озеру на вершине Гималаев. Здесь ее искупали и нарядили в небесные одежды. Внезапно возникший маленький белый слоненок с цветком белого лотоса, потрубил, обошел вокруг три раза и вошел в нее с правой стороны. После этого королева забеременела. Король и подданные с нетерпением ожидали рождение наследника. По древнему обычаю королева отправилась рожать в родительский дом, а по дороге присела отдохнуть в прекрасном цветущем саду Лумбини. Она протянула правую руку, чтобы сорвать ветку, и в это момент родился принц. Это случилось в полнолуние 8 апреля 623 г до нашей эры. Принца назвали Сидхартха Гаутама (Сидхартха-исполнение желаний). Радость короля была безгранична, но вскоре радость сменилась печалью: на седьмой день королева умерла. Ее младшая сестра Махапраджапати стала приемной матерью и воспитала принца с любовью и заботой. Отшельник Асита, живший в горах недалеко от столицы, заметив сияние, исходившее из дворца, воспринял это как хорошее знамение, пришел во дворец и был представлен ребенку. Посмотрев на принца, он предсказал: "Если принц останется во дворце, он станет великим правителем и завоюет весь мир. Но, если он предпочтет жизнь религиозную, станет Буддой, спасителем мира". Счастливый отец был польщен таким пророчеством, но позже стал беспокоиться о вероятности выбора второго пути. В возрасте 7 лет принц начал изучать гражданские и военные науки, но его мысли занимали совсем другие вещи. Одним весенним утром он выехал с отцом на прогулку. Вместе они наблюдали, как фермер вспахивал поле, и в это время птица присела на борозду и склевала червяка, которого плуг крестьянина вывернул наружу. Принц присел под деревом и прошептал: "О боже! Неужели все живые существа убивают друг друга?". Ребенок, рано потерявший мать, был глубоко потрясен трагедией этих маленьких существ. Душевная рана увеличивалась с каждым днем. Вспоминая пророчество старика, корольстарался любовью и заботой направить мысли сына в другое русло. В возрасте 19 лет принц женился на принцессе Яшодаре, двоюродной сестре, и в течение последующих 10 лет жизнь протекала в увеселенных забавах. И хотя принц имел все, чтобы быть счастливым, печали мира, окружавшие его, переполняли его чувствительную душу. Мысли принца всегда возвращались к проблеме страдания, когда он пытался понять смысл человеческой жизни. "Великолепие дворца, здоровое тело, юность - какое все это имеет значение? Однажды мы все заболеем, постареем и не избежим смерти, перед которой все равны. Должен существовать выход. Так же как теплу противопоставлен холод, а свету темнота, так и счастье должно противостоять печали".

Будда не был богом или пророком, а был обычным человеком: рожден как человек, жил как человек и как человек умер. Что открыл Будда? Главный принцип реальности - все, что имеет начало, имеет и конец, и страдания не исключение. Главная мысль его учения - отсутствие постоянства в мире времени и прстранства. Жизнь, говорил Будда, состоит из двух составных: физического тела и разума. Тело кажется нам нашим собственным, и в то же время мы не можем им полностью управлять. Оно подвержено болезням, старости и, наконец, смерти. Разум еще более непостоянен, чем тело. Мысли человека, его характер и стремления постоянно меняются, иначе нет прогресса и развития. Таким образом, жизнь, комбинация тела и разума, продолжается до тех пор, пока существуют желания и амбиции, что порождает страдания. Причина страданий - эгоизм, вера в свое исключительное "я". Эгоизм, в свою очередь, питает жажду жизни в широком смысле этого слова (жажду удовольствий, жаду власти, жажду богатства, жажду господства...), ввергая нас в бездну самсары, бесконечный цикл перерожлений. Причиной перерождений является карма - закон зависимости, закон причины и следствия. Карма, итог желаний, мыслей, поступков прошлых жизней и настоящей, создает новую жизнь. Новое тело и разум - результат прежних тел и разумов. Наша будущая жизнь это продукт тех карм плюс кармы настоящей. До нас и после нас бесконечная вереница жизней прошедших, настоящих и будущих до тех пор, пока мы не положим им конец. Остановить процесс существования можно лишь уничтожением кармы, с исчезновением котрой исчезнут и причины, необходимые для перерождений. Отсюда следует из замкнутого круга самсары в Нирвану. Нирвана это не рай, это иной мир более высокого уровня развития. Учение Будды суммировано в то, что называется Четыре правды: - рождение, жизнь, болезнь и смерть. Страдания: - страдания возникают из-за эгоистических желаний, амбиций. Избавиться от желаний - уйти от страданий. Пути избавления от страданий. Избавиться от страданий можно с помощью:
-правильного понимания;
-правильного намерения;
-правильной речи;
-правильного поведения;
-правильного образа жизни;
-правильного стремления;
-правильной заботы;
-правильного мышления.

Процесс этот эволюционный, проходящий многие этапы духовного развития. Учение Будды невозможно объяснить только посредством притч. Будда говорил, что врата успеха открыты для всех, богатых и бедных, святых и преступников, часто сравнивая человека, стремящегося к совершенству, с цветком лотоса. "Цветок белого лотоса рождается под грязной мутной водой пруда. Достигнув поверхности, бутон вырастает над водой и, рассцветая, приносит радость всем кто его видит. Так и человек, рожденный при неблагоприятных обстоятельствах, в плохом окружении, без условий для социального и духовного развития, может достич зрелости и совершенства". Следуя учению Будды, заповедям (не убей, не укради, не лги, не пей, не прелюбодействуй), совершая правильные поступки, человек поднимается выше и выше по лестнице духовного развития. Будда предостерегает тех, кто решил следовать его примеру, избегать самоистязаний и самопотаканий. Потакание слабостям низко, самоистязание сумашедствие, обе крайности бесполезны. Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя. Награда - знание, спокойствие, уравновешенность, идеальный мир. Будда не претендовал на роль первооткрывателя и не утверждал, что его путь единственно правильный. Каждый, кто захочет и приложит усилия, откроет свой путь и прийдет к совершенству, потому что итог жизни всегда один и тот же - Нирвана. Буддизм - Закон Освобождения - не религия в общепринятом смысле этого слова, так как учение не сконцентрировано на боге. Будда не верил во всемогущего и всевидящего властелина, контролирующего человеческую судьбу, награждающего или карающего. Учение признает безграничные скрытые возможности самого человека и объясняет, что Ваше спасение в Ваших руках. В буддизме нет молитв о спасении и заступничестве. Молитвы приобретают характер частных эгоистических сделок с богом для осуществления земных амбиций. Вместо молитв буддизм предлагает медитацию. Медитация это не молчаливое созерцание, а активная тренировка ума, ведущая к самсовершенствованию и самоконтролю. Буддизм предоставляет совершенную свободу мысли, не требуя слепой веры, вера заменена уверенностью, основанной на знании и путем анализа, благодаря чему буддизм часто называют Вибхаджавада - Религия Аналитического Знания. Будда представляет собой бессмертный идеал человечества - Человека Совершенного. Его образ в храме создает чувство присутствия самого учителя, что в свою очердь вдохновляет верующих следовать его примеру. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению. Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, но они помогают концентрировать внимание верующих на учении. Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: "Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня". Буддизм можно без сомнения сравнивать с наукой, хотя их нужно рассматривать как параллельные учения. Наука имеет дело с материей, а буддизм с моральным и духовным развитием (различен предмет изучения). Буддизм нельзя также назвать чистой философией, так как философия имеет дело со знанием и не касаетсч практики, в то время как буддизм связан с реализацией знаний на практике.

ПОЗЫ БУДДЫ

Первоначально Будда изображался только в "позе лотоса". Этот образ был навеян видением Будды, восседающего на троне победы под деревом знаний в период прозрения. Колоссальная скульптура этого типа находится в Гал Вихара в (XII век). Но самая древняя скульптура, Самадхи Будда (Будда в глубокой медитации), относится к III веку до нашей эры и хранится в музее . Со временем значение учения Будды возросло, и появились статуи Будды в позах стоя и лежа, все колоссальных размеров. Одна из ранних статуй стоящего 13 метрового Будды, Аукана Будда, найдена в 51 км. от Анурадхапуры и датируется V веком нашей эры. В Гал Вихара в Полоннаруве есть вариация этого типа статуй (руки скрещены на груди, тело расслаблено) - очень распространенная поза Будды в Индии. Целью скульптора древности являлось стремление умолить божественную натуру Будды и подчеркнуть его человечность. Различаются два типа лежащего Будды: - Будда, у которого большие пальцы ног соединены вместе, считается отдыхающим (исходя из древних буддийских коммениарий, эта поза называется "позой льва": голова льва отдыхает на правой лапе); - Будда, пальцы ног которого слегка врозь, в процессе входа в Нирвану.

ЖЕСТЫ РУК

Дэана мудра: одна ладонь лежит в другой, ладони согнуты и естественно отдыхают на коленях ("поза лотоса"). Абхая мудра (жест протекции): правая рука поднята от локтя, ладонь открыта, а пальцы ладони соединены вместе. Витарка мудра (жест учения рассуждения): указательный палец правой руки, поднятой от локтя, соединен с большим пальцем в кольце. Бумиспарша мудра: пальцы правой руки достают до пола, призывая в свидетели землю-мать. Дармачакра в переводе с санскрита Dharmasakra означает "колесо учения" (в учении течения Махаяна). Восемь спиц колеса символизтрует Восемь Путей, с помощью которых человечество прийдет к спасению: правильное понимание, правильная речь, правильное поведение, праильный образ жизни, правильное стремление, правильное мышление, правильная забота, правильная медитация. Течение Теравада трактует слово как "колесо жизни", символизирующее восемь состояний жизни: радость-горе, богатство-бедность, слава-забвение (унижение), прибыль-убыток. Но как бы то ни было, дармачакра, как и вращающееся колесо телеги, означает бесконечное движение вперед. Задолго до появления статуй и реликвий Будды дармачакра служила предметом поклонения, а теперь является символом Буддизма.

РЕЛИКВИИ

Согласно буддийскому канону, описывающему жизнь и последние дни Будды, после кремации Будды фрагменты его физических останков, которые теперь называются реликвиями, были разделены на восемь частей и распределены между соседними государствами, принявшими к тому времени Буддизм. Каждая реликвия была замурована в ступе, в девятой ступе замурована урна, в десятой пепел. Согласно традиции существует 3 вида реликвий: - шаририка (физические): волос, кость, зуб; - парибогика (утилитарные): предметы, которыми Будда пользовался при жизни, как, например, нищенская чаша Будды; - уддешика (мемориальные): статуи, ступы. Физические реликвии занимают самое важное место, так как являются фрагментами физических останков тела Будды, что помогает представить Будду в плоти.

Ступа или дагоба - архитектурное нововведение, импортированное из северной Индии, обычно заключает в себе реликвии Будды или другие святыни раннего буддизма, которым поклоняются даже сегодня и изначально представляла собой простую насыпь земли со всавленной в середину деревянной мачтой. Время от времени правящие монархи вносили свои усовершенствования и в процессе времени ступы раннего периода не сохранились в своем первозданном виде. Зонтик на мачте, древний восточный символ королевской власти, и платформа, поддерживающая зонтик, были добавлены позже. Кольцо из камня вокруг основания ступы не позволяло земле осыпаться. Согласно хроникам, слоны, обутые в кожаные ботинки, утрамбововали землю. Познее к верхней части зонтика добавили шпиль. Со II века до нашей эры начали строить ступы из кирпича на фундаменте. Внутри каждой ступы находится комната, украшенная живописью и скульптурами. В комнате замурованы реликвии - предметы, принадлежащие Бкдде, или фрагменты его физических останков. Впоследствии ступы стали строить на платформах (иногда 3-х ярусных) с входом с 4-х сторон света. Ступеньки начинались ванночками с водой для омовения ног верующих. Вокруг ступы напротив каждого входа цветочные алтари.

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ

Уникальной особенностью буддийских храмов Шри-Ланки является "лунный камень", высеченный из камня полукруг в виде половинки луны, украшающий вход в храм. Несколько концентрических панелей изображают животных, птиц и растения. Но "лунный камень" создан не для того, чтобы радовать глаз, а содержит в себе сущность самого Буддизма. Каждый шаг имеет свое значение: - стилизованные языки пламени (в виде цветочных лепестков) на наружном полукруге камня означают состояние мира, разрушение и мученическую смерть, от которых человек ищет спасение, входя в храм; - животные (слоны, лошади, буйволы, львы) отображают животный инстинкт человека, который он пытается скрыть, входя в храм; - лебедь, занимающий особое место в восточной мифологии, всегда присутствует на "лунном камне". Говорят, что если смешать молоко с водой, лебедь выпьет только молоко, оставив воду. Так и Вы сможете выделить чистоту и правду учения Будды из трясины других доктрин; - ползучие растения символизируют поиск правды через страдания (циклы рождений и смерти); - заключительная панель всегда полураскрытый цветок лотоса, символ чистоты и совершенства, означает скоротечность жизни; тот, кто продолжает поиск, всегда приходит к прозрению.

В окружении, в котором вырос Будда, лотос рос в изобилии в прудах и озерах и использовался как декоративный элемент в религиозных церемониях. Сидячая поза Будды со скрещенными ногами (Будда в медитации) в живописи и скульптуре называется падмасана, "поза лотоса". Постамент, на котором Будда сидит или стоит, изображает распустившийся цветок лотоса - символ чистоты и совершенства. Стилизованный лотос занимает главное место в росписях потолков и стен храмов. Часто в своих притчах Будда обращался к лотосу для сравнения.

ПРИХОД БУДДИЗМА НА ШРИ-ЛАНКУ

Буддизм, возможно, достиг Шри-Ланки раньше, но формально завезен в III веке до нашей эры. В 247 г индийский император Асока послал первых буддийских миссионеров, среди которых находился его сын Махинда, к ланкийскому королю. Правящий монарх Анурадхапуры Деванампиятисса преследовал оленя в лесу Михинтале, когда услышал, как кто то позвал его: "Тисса!" На мгновение король расстерялся: кто решился назвать его по имени. Оглядевшись, он увидел фигуру в шафранной робе с шестью компаньонами на вершине горы. Нищенствующий монах был некто иной, как Арахат Махинда (Святой Махинда). Миссионеры привезли с собой учение Будды. Махинда был мудрым учителем и решил проверить интеллигентность короля, загадав ему загадку: - Король, как называется это дерево? - Это дерево Манго. - А есть ли здесь другие деревья кроме этого манго? - Да, другие деревья манго. - А есть ли здесь деревья кроме этого манго и других манго? - Здесь много деревьев, которые не манго. - А есть ли здесь другие деревья кроме манго и деревьев не манго? - Это манго. Удовлетворенный ответами Тиссы, монах поведал ему учение Будды. Послушав проповедь, король признал мудрость учения и пригласил Махинду в Анурадхапуру, где Арахат обратил в Буддизм 7000 человек за 7 дней. Когда Махинда сказал королю: " У нас нет ничего, чему можно поклоняться", Тисса послал к императору Асоке за реликвиями. Монах Сумана отправился в Индию и принес кость ключицы Будды, его чашу для поданий и саженец дерева-БО с великой помпой и построил первую на Шри-Ланке ступу Тупарама, куда была заключена кость ключицы Будды. В Михинтале, где была прочитана первая проповедь, Тисса построил первый монастырь для Махинды и его сподвижников, где Махинда прожил 48 лет, вплоть до своей смерти. Вообще, время прибытия Виджая (основоположника сингальской нации) на остров Тамбапани, совпавшее с моментом смерти Будды, говорят, оказало огромное влияние на историческую роль Шри-Ланки, как покровителя веры. Сингалы считают, что на них возложена важная миссия: сохранить и распространить буддизм. Поэтому все правители острова строили много монументов религиозного характера. Впечатляющие размеры ступ Анурадхапуры и Полоннарувы демонстрируют огромное влияние веры на государство и его правителей. Два очень важных события произошли в древней Шри-Ланке, повлиявшие на манеру богослужения и будизм в целом. Первое событие это саженец дерева-БО, посаженный в королевском саду в Анурадхапуре, - один из самых святых объектов поклонения для миллионов буддистов. Так как первоначального дерева в Непале более существует, то это самое старое, исторически документированное дерево на земле, которому XXIII века - Шри Маха Бодхи.

СВЯТЫЕ МЕСТА

Значительная часть жителей острова практикует буддизм, главную религию государства с 247 г до нашей эры. За многовековую историю страны распри на религиозной почве никогда не возникали. Дух терпимости и сострадания, основные принципы буддизма, преобладают и в наши дни. В многорелигиозном обществе, таком как Шри-Ланка, люди всех религий имеют святые места. У буддистов их 16, которые, как считают, посетил сам Гаутама Будда. Согласно хроникам Махавамса (Великие Хроники Сингалов), через 9 месяцев после прозрения, в полнолуние Phusa (согласно древнему индийскому лунному календарю десятый месяц года) Будда прибыл на остров, чтобы распространить свое учение. Еще при жизни он знал, что Шри-Ланка это место, где его доктрина будет сиять в лучах славы. По легенде Будда посетил остров 3 раза, чтобы учить, проповедовать, улаживать споры в 16 местах. Эти места известны не только среди паломников Шри-Ланки, но и среди верующих всего буддийского мира. Махиянгама, между Канди и Бадулла - первое место, которое посетил Будда. Здесь он подарил свой волос старейшине местности, почитаемого теперь как бог Саман. Реликвию поместили в ларец из сапфира и заключили в ступу. Ступа была перевтроена последующими правителями острова. Келания - храм на западном побережье острова немного севернее Коломбо. На восьмом году после прозрения Будда посетил это место. Считают, что золотое кресло, украшенное драгоценными камнями, на котором сидел Будда, читая проповедь, замуровано в ступе. В полнолуние декабря (месяс Дуруту) в честь этого события здесь проходит религиозное шествие с выносом святых реликвий на всеобее обозрение. Нагадипа - небольшой островок около полуострова Джафна, где в давние времена жили племена нага. Будда прибыл сюда, чтобы разрешить спор между двумя правителями, возникший из-за трона, украшенного драгоценными камнями. Храм и монастырь были построены на том своем месте.

Тиссамахарама - в бытность свою одна из древних столиц Ланки и бастион сингальских королей. Город был известен как Махагама (*великий город*) и являлся вторым по величине и значимости после королевской столици Ануадхапуры Северо-Центральной провинции. Ступа Тиссамахарама, которой не менее 2000 лет, непрерывно реставрировалась и перереставрировалась, вплоть до наших дней. В Катарагме находится святилище лесного бога Сканды Кумарая, сына индуистского бога Шивы. Изначально чисто индуистская часовня теперь считается также и буддийской, по крайней мере, в течение последних XXIII веков, с тех пор как Будда посетил это место. Буддийская часовня построена невдалеке от индуистской часовни, в нескольких километрах от Селла Катарамы, комплекса древних пещер и храмов. Гора Шри Пада или Пик Адама, как португальцы называли гору, священна для буддистов, индуистов, мусульман и христиан. На вершине горы отпечаток ступни (*шри пада*), как считают буддисты, принадлежит Будде. декабря по апрель тысячи верующих взбираются на гору, чтобы прикоснуться губами к священному следу. Другие восемь святых мест находятся в Анурадхапуре. Шри Маха Бодхи - саженец дерева-БО (фикус религиоза), под которым принц Сидхарта Гаутама достиг прозрения и стал Буддой.

Тупарама - первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в III веке до нашей эры, где заключена маленькая частица правой ключицы Будды. Настоящая ступа построена в 1862 г на месте разрушенной ступы в VII веке. Руванвели или Махатупа (Великая ступа) - построена на фундаменте из золотого гравия королем Дутугемуну во II веке до нашей эры. Согласно хроникам, был объявлен конкурс на лучший проект и выбран один из пятисот предложенных. Победивший архитектор в ответ на вопрос короля, какую ступу он построит, попросил принести золотой сосуд с водой. Набрав в руки воды, он вылил ее обратно в сосуд, где образовался большой пузырь, и он ответил: "Вот такой я ее и построю". К сожалению после многократных реставраций ступа потеряла свою первоначальную форму. Абхаягирия - 115 м ступа построена королем Гаджабаху (114-136 гг.) во II веке до нашей эры, и по размерам уступала лишь ступе Джетеаванараме. Согласно записям китайского монаха Фа-Хсиена, путешествовавшего по Шри-Ланке в пятом веке нашей эры (411-413 гг.), Будда прибыл на остров и, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в севрной части Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады. Над отпечатком ступни в Анурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем и монастырь на 5000 монахов. Ланкарама - небольшая ступа, построенная королем Валагамбаху, какое-то время служила ему убежищем во время акупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями. Джетавана - самая высокая ступа в мире, построена королем Махасеной (275-301 гг.) в конце III века н.э. и являлась в то время третьим по величине монументом в мире (120 м), уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена. Принято считать, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда. Каим образом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно. Мирисавети - первая ступа короля Дутугемуну, построенная в честь победы над тамильским королем Эрала. Легенда гласит, что перед битвой Дутугемуну решил искупаться и перд тем как зайти в воду, воткнул свой скипетр, с заключенной в него реликвией, в песок. Выйдя из воды, король хотел взять скипетр, но не смог. Считая это хорошим знамением, над скипетром была построена ступа, 60 м в высоту. Исурумуния - самый древний монастырский комплекс на Шри-Ланке, основанный королем Деванампиятиссой в III веке донашей эры. Монастырь вырублен в скале. Считают, что здесь совершались ритуалы вызывания дождя. Согласно традиции, каждый верующий должен посетить святые места, в первую очередь в Анурадхапуре, хотя бы раз в жизни.

На изображениях (статуях, рисунках и т.п.) Будда представляется в различных позах - стоящий, сидящий, лежащий или идущий. Каждая из них выражает определённый аспект Пробуждения.

Будда стоящий символизирует сбалансированное руководство, сидящий - глубокое сосредоточение, идущий - занятость, а лежащий - завершённость практики.

Положение рук на изображениях имеет большое значение и называется мудра.

Жесты Будды могут помимо основного значения иметь и скрытый смысл, о котором также следует помнить.

Жест касания земли.

На изображениях с этим жестом Будда сидит, касаясь правой рукой земли у правого колена.

Это символизирует момент Пробуждения, который также называется "отражение атаки войск Мары".

"Отражение атаки Мары" - это подходящее название для данного жеста, потому что его скрытый смысл - бдительность, соприкосновение с землёй как основой, символом истинной реальности, что равно рассеиванию тьмы заблуждения.

В буддийских преданиях говорится, что в момент, когда Будда был наиболее сильно осаждаем ужасными силами заблуждения, он призвал Землю в качестве свидетеля тех бесчисленных жизней, которые он прожил, развивая добродетель, бесчисленное множество раз отдавая свою жизнь и имущество на благо других.

Тогда он пожелал ещё раз обратиться к этой великой добродетели, и, прикоснувшись к земле, вспомнить кем он был на самом деле - Просветлённым, Пробудившимся, с умом, более не поражённым заблуждениями, что вызываются влиянием Мары.

На тайских изображениях Будды этот конкретный жест присутствует наиболее часто, а в Тибетском Буддизме он ассоциируется с Акшобьей "Непоколебимым" - Буддой Востока. Там он символизирует восприятие действительности без вмешательства и искажений, как в чистом зеркале.

Жест бесстрашия.

В этом случае Будда обычно изображается с поднятой перед собой правой рукой, как наиболее благоприятной, ладонь направлена вперёд, пальцами вверх.

В Таиланде эта поза выражает Будду, посылающего благословения. В Тибетском Буддизме она ассоциируется с Амогасиддхи - Буддой Севера. Он олицетворяет "безустанное приложение усилий", приверженность, непоколебимую ничем способность продолжать свой путь, и как бы говорит "у вас получится!". Всё это является выражением нерушимой уверенности.

Жест сосредоточения.

Менее распространенным является "жест сосредоточения". В Тибетском Буддизме он соответствует Будде Запада и изображается в сидячей позе, руки сложены на коленях. Данный жест означает сосредоточенный ум, наслаждающийся состоянием спокойствия и блаженства.

Жест, символизирующий дар счастья.

С этим Буддой себя ассоциирует японская школа буддизма Чистой Земли, в которой он символизирует удачу, благополучие и благословение.

На таких изображениях Будда касается рукой земли, но его ладонь направлена наружу, что символизирует дар счастья, то есть Будду, дарующего свои качества миру.

В Тибетском Буддизме он соответствует Будде Юга, а смыслом жеста считается милосердие и щедрость, в особенности дар знания.

Чаще всего он встречается на непальских и тибетских изображениях и называется Ратнасамбхава "родившийся из драгоценности".

Жест колеса Дхаммы.

На таких изображениях согнутый указательный палец одной руки Будды касается большого пальца на другой руке, образуя круг. Остальные пальцы направлены как спицы колеса, то есть этот жест символизирует дар учения.

Правая рука располагается выше левой.

Данный жест связывается с учением Будды о Четырёх Благородных Истинах и Благородном Восьмеричном Пути, представляющих собой основу Дхаммы.

Уход за изображениями Будды.

Благодаря религиозному символизму и чувству благодарности за учения, которое вызывают образы Будды, важно обращаться с ними с уважением и почтением.

Их не следует брать за голову, ставить на пол, переступать через них или использовать для неподходящих целей, таких как стопор для двери, закладка или игрушка для детей. Когда возникает необходимость переместить изображение Будды в другое место, следует сложить перед этим руки в жесте уважения, а затем аккуратно взять его руками за подставку и переместить.

Аналогично следует обращаться с копиями Писаний, книгами религиозного содержания и текстами для декламации: не следует ставить их на пол, а если этого не возможно избежать, заворачивать их в подходящую ткань.

Если необходимо утилизировать журнальные статьи, то более предпочтительно сжечь их или сдать в макулатуру, а не выбрасывать в мусорную корзину.

В традиции Тибетского Буддизма шею Будды часто оборачивают белым шарфом (ката) в знак совершения подношения.

Также считается допустимым преподнести образу Будды на алтаре пищу и воду.