Семья и Дети

К юбилею юрия петровича зинченко. Юрий зинченко стал новым президентом российской академии образования Зинченко юрий петрович биография

(род. 23.12.1966, г. Краснодар). Окончил факультет психологии МГУ (1993).

Кандидат психологических наук (1998). Доктор психологических наук (2003). Доцент (2001). Профессор (2010).

Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (2014, президент 2018–н.вр., член-корреспондент с 2009).

Заведующий кафедрой методологии психологии (2003–н.вр.), декан (2006–н.вр.) факультета психологии. Проректор-начальник Управления делами и административной политики (2001–2003). Президент Студенческого союза МГУ (1992–1997). Директор-организатор Центра средств массовой информации (1996–2001). Главный редактор газеты «Московский университет» (1995–2001).

Президент Российского психологического общества (2007–н.вр.).

Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010).

Почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Область научных интересов: методология психологии, методическое обеспечение психологических исследований, психосоматика и психология телесности, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека.

Тема кандидатской диссертации «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах: на модели психогенной импотенции». Тема докторской диссертации «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Читает курсы «Развитие системы медицинской реабилитации в РФ», «Клинико-психологическая реабилитация», «Методология современной психологии», «Психология безопасности», «Психология терроризма», «Психология виртуальной реальности», «Инновационные технологии в психологии», «Методологические основы общей и политической психологии», «Методология психологии художественного творчества».

Основные труды : «Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода» (2003), «Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения» (2007), «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика» (соавт., 2007), «Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ» (соавт., 2007) «Современный образ России: перспективы развития» (соавт., 2008), «Информационная и психологическая безопасность в СМИ: Феномен “разорванной коммуникации”. Т. 2» (соавт., 2008), «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска» (соавт., 2011), «Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение» (2011), «Психология спорта» (соавт., 2011), «Психология виртуальной реальности» (соавт., 2011), «Методологические проблемы психологии безопасности. Личность, общество, государство» (2011), «Макропсихологические аспекты безопасности России» (соавт., 2012), «Этнокультурная идентичность как фактор социальной стабильности в современной России. В 2-х т.» (соавт., 2016), «Российская идентичность. Психологическое благополучие. Социальная стабильность» (2017), учебник «Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика» (соавт., 2007), учебные пособия «Философия социальных и гуманитарных наук» (соавт., 2008), «Информационная и психологическая безопасность в СМИ. В 2-х т.» (соавт., 2008), «Психосоматика: телесность и культура» (соавт., 2009), «Психология корпоративной безопасности» (соавт., 2010), «Психология государственной службы» (соавт., 2011), «Введение в профессию: клиническая психология» (соавт., 2012), «Психология безопасности» (соавт., 2015), «Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне» (соавт., 2016); «Психология в Московском университете 1755–2005» (соавт., 2007). Имеет патент.

Юрий Петрович Зинченко - российский психолог. Доктор психологических наук, профессор. Декан факультета психологии МГУ, Академик РАО, вице-президент РАО. Президент Российского психологического общества.

Биография

Окончил факультет психологии МГУ в 1993 году.

Окончил аспирантуру факультета психологии МГУ в 1997 году.

Кандидат психологических наук (1998 год), тема кандидатской диссертации «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах:На модели психогенной импотенции».

Доктор психологических наук (2003 год), тема докторской диссертации «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии».

Заведующий кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ с 2003 года.

Декан факультета психологии МГУ с 2006 года.

Президент Российского психологического общества с 2007 года.

Член-корреспондент РАО с 2008 года.

Академик РАО с 2014 года.

Педагогическая деятельность

Учебные курсы на факультете психологии МГУ:

  • Психология сексуальности 1997 год
  • Клиническая психология сексуальности 1998 год
  • Методологические основы общей и политической психологии 2006 год
  • Психолингвистический анализ интернет-ресурсов и вопросы безопасности 2009 год
  • Методологические основы психологии 2010 год
  • Психология государственной службы 2010 год
  • Методология психологии 2012 год
  • Методология современной психологии 2013 год

Научная деятельность

Основные работы (книги):

  • Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода (монография). - М.: МГУ, 2003. - 144 с. - ISBN 5-98032-282-5
  • Методологические проблемы психологии безопасности: личность, общество, государство (монография) - М.: МГУ, 2011. - 952 с. - ISBN 978-5-9217-0050-5
  • Психология виртуальной реальности (монография) - М.: МГУ, 2011. - 360 с. - ISBN 978-5-9217-0051-2
  • Психология спорта (монография) - М.: МГУ, 2011. - 424 с. - ISBN 978-5-9217-0048-2
  • Теоретико-методологические основания психологических исследований: детерминация и социальное значение (монография) - М.: МГУ, 2011. - 308 с. - ISBN 978-5-8429-0972-8
  • Psychology in Russia: State of the Art. - М.: МГУ, 2012, 568 с. - ISSN 2074-6857

Учёная степень: доктор психологических наук

Ученое звание: профессор

участника энциклопедии "Известные Ученые"

Зинченко Юрий Петрович - декан факультета психологии МГУ, заведующий кафедрой методологии психологии, доктор психологических наук. Родился 23 декабря 1966 года.

Образование:

1988 – 1993 - факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

1993 – 1997 - аспирантура факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Президент Российского психологическое общества (с 2007), Председатель Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ (с 2006), заместитель председателя Межведомственного Совета по клинической психологии, заместитель председателя секции психоанализа УМО по классическому университетскому образованию, член Парижского института психоанализа, Межрегионального общества психоаналитиков. Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

Председатель студенческого совета факультета психологии (1988–1992), президент Студенческого Союза МГУ (1992–1997), президент Евразийской студенческой ассоциации (1993–1997), главный редактор газеты «Московский университет» (1995–2001), директор Центра средств массовой информации МГУ (1996–2001), член Ученого Совета МГУ (1992–2003), проректор - начальник Управления делами и административной политики МГУ (2001–2003).

Научные стажировки: Парижский институт психоанализа, Медико-психологический центр А. Бине (Париж), Французский центр психоанализа и психотерапии им. Э. Кестемберг, Йельский университет (США), университет Париж-7 (Франция), Монреальский университет (Канада), университет г. Фрайбурга (ФРГ), Базельский университет (Швейцария).

Педагогическая деятельность

Читает курсы лекций на факультете психологии МГУ по клинической психологии и психологии телесности.

Научная деятельность

Область научных интересов: методология психологии, науковедение, психоанализ, культурно-исторический подход к изучению нормального и аномального развития психики человека, психология сексуальности. Тема докторской диссертации: «Психология функциональных сексуальных расстройств».

Список тем курсовых и дипломных работ:

Проблема метода в психологии

Методологические подходы психологии сексуальности

Психологические аспекты функциональных сексуальных расстройств

Методы и методология психоанализа

Гранты и проекты:

Соисполнитель гранта РФФИ по исследованию психологических механизмов наркомании в различных возрастных группах населения России и разработке системы и методов профилактики.

Неоднократно принимал участие в организации и работе всероссийских и международных научных конференций по клинической психологии и психоанализу.

Научные публикации:

Основные публикации:

Зинченко Ю. П. Клиническая психология сексуальности человека в контексте культурно-исторического подхода. М., Проспект, 2003. - 144 с.

Зинченко Ю. П. Методологические аспекты изучения сексуальности // Вестник МГУ, Серия «Философия», 2003, № 1, с. 49-61.

Зинченко Ю.П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции человека. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5. 2003. С. 53-61.

Зинченко Ю. П. Сексуальное «культурное тело» // в кн. «Психология телесности». М.: Смысл, 2002, с. 91-100.

Зинченко Ю. П., Поляков Ю. Ф. Клиническая психология как новая университетская специальность // Вестник Международной академии наук Высшей школы, 2001, № 1(12), с. 204-211.

Тхостов А. Ш., Зинченко Ю. П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Информационно-аналитический бюллетень, Психологи о мигрантах и миграции в России, № 3, 2001, с. 10-18.

Зинченко Ю. П. Ограниченность социобиологического подхода к исследованию сексуальности человека // Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. М., 1996, с.164.

Зинченко Ю. П. Эволюция понятия симптом // в сб.: «Бессознательное: его проявления и формы». М., 1992, с. 41-49.

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Новым президентом Российской академии образования (РАО) выбран декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко, передает корреспондент ТАСС.

"Это, с одной стороны, большое доверие, с другой стороны, как психологи скажут, у меня есть зона ближайшего развития, потому что есть те, кто по-другому относится к этому выбору. Я думаю, что это есть тот этап, который нужно пройти, со всеми коллегами выработать общие цели, общие задачи и приступить к их решению", - сказал Зинченко.

В период с 27 июня 2018 года бюро отделений и инициативными группами членов РАО осуществлялось выдвижение кандидатов в президенты академии. Юрий Зинченко был зарегистрирован кандидатом на пост президента 26 сентября 2018 года. Он был предложен в преемники действующим главой РАО Людмилой Вербицкой, а также единогласно выдвинут отделениями академии и инициативными группами (другие кандидаты не выдвигались).

О новом президенте РАО

Юрий Зинченко родился 23 декабря 1966 года в Краснодаре. В 1993 году окончил факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1997 году - аспирантуру факультета психологии МГУ.

С сентября 2003 года Зинченко заведует кафедрой методологии психологии факультета психологии МГУ. Одновременно, с июня 2006 года, является деканом факультета психологии университета. Член ученого совета МГУ, председатель ученого совета и диссертационного совета (с 2016 года) факультета психологии. С октября 2013 года по 2016 год был главным ученым секретарем президиума Российской академии образования. 21 апреля 2016 года был избран вице-президентом РАО.

Зинченко является членом комиссии по образованию Российской академии наук (РАН), экспертного совета по педагогике и психологии Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ, координационно-методического совета по психологической работе с личным составом органов, организаций, подразделений системы МВД РФ.

Кроме того, он является специалистом в области методологических проблем психологической науки и психологии безопасности. Совместно с ректором МГУ, академиком РАН Виктором Садовничим, Зинченко впервые в психологических исследованиях предложил и использовал суперкомпьютерные вычисления для обработки массивов данных. Первым в России внедрил технологии виртуальной реальности в проведение психологических исследований. Разработал оригинальную системно-динамическую модель психологической безопасности личности и общества.

Под руководством Юрия Зинченко в рамках приоритетного нацпроекта "Образование" были разработаны инновационные программы подготовки магистров по направлениям "Психология безопасности" и "Психология переговоров и разрешения конфликтов", федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения высшего образования по специальностям "Теоретическая и экспериментальная психология", "Психология служебной деятельности", "Клиническая психология", программы переподготовки руководителей высшего звена "Психология государственной службы".

Является автором и соавтором более 270 научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, 57 книг, 18 учебных курсов по методологии психологии, психологии безопасности, психологии терроризма. Лауреат премии правительства РФ 2010 года в области образования (за создание цикла трудов "Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования"). Награжден золотой медалью "За достижения в науке" РАО (2013), медалью Л. С. Выготского Минобрнауки РФ (2016) и др.

25 октября из 272 членов РАО, обладающих избирательными правами, на собрании присутствовали 168 человек. Из них за назначение Юрия Зинченко проголосовал 131 человек.


Выступая на собрании, министр просвещения РФ Ольга Васильева поздравила присутствующих с выборами, а саму академию – с 75-летним юбилеем, который РАО отметила 6 октября. По ее словам, эта организация играет огромную роль в деле повышения общего уровня образования в нашей стране и мире, однако, как показала недавняя трагедия в Керчи, есть ощущение, что мы постоянно опаздываем, поэтому очень важно наладить в образовательных организациях полноценную психологическую работу. И в этом, по ее мнению, новый президент РАО ей поможет.


“Я часто бываю на самых разных молодежных форумах, - рассказала главный детский омбудсмен страны Анна Кузнецова. – Там обсуждают самые разные темы, однако я ни разу не слышала, чтобы обсуждали проблемы того, как создать крепкую полноценную семью, как сохранить хорошие отношения между супругами. Хотя, я прекрасно знаю, что тема волнует всех молодых людей, и каждый из них мечтает именно об этом. А ведь без крепкой семьи нам не решить демографической проблемы! И я уверена, что не замки, не рамки металлодетекторов могут защитить наших детей, а люди, которые способны изменить к лучшему внутренний мир каждого из учащихся. И в этом нам должны помочь профессиональные ученые РАО”.



Первый председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Олег Смолин высказал уверенность в том, что одной из главных задач РАО должна стать более тесная работа с законодательством. “Все мы прекрасно знаем: к сожалению, принимаемые Думой законы далеко не всегда идут на пользу российскому образованию, - констатировал парламентарий. – Но ведь по этим законам всем нам потом приходится жить и трудиться, поэтому имеет смысл позаботиться о том, чтобы проблем здесь стало меньше. Кроме того, я бы очень хотел, чтобы в академии всерьез начали изучать проблемы отечественного образования с системной точки зрения, ибо надо видеть ситуацию в целом и понять, что необходимо сделать для ее комплексного изменения”.


Академик Владимир Шадриков предложил новому руководителю РАО задуматься над созданием собственной издательской базы. Это стало бы не только мощным подспорьем с точки зрения привлечения финансов, но и помогло бы поставить в школы учебники, изданные в стенах академии.


“Но главное, как мне кажется, это проблема содержания образования, - подчеркнул Владимир Дмитриевич. – Если РАО удастся решить хотя быть только эту, одну-единственную проблему, ее будут прославлять везде, по всей стране и на всех уровнях. И потом, пора бы всерьез заняться разработкой новой IT-дидактики, без которой невозможен качественно новый подход к реализации полноценного цифрового образования”.



Приглашенные на мероприятие представители целого ряда солидных государственных структур поздравили РАО с 75-летием, и вручили отдельным членам этой организации благодарности, медали, нагрудные знаки и премии.


В частности, Людмила Вербицкая получила премию “За вклад в укрепление нации” от президента России Владимира Путина, медаль “За укрепление болевого содружества” от министра обороны РФ Сергея Шойгу, медаль “За заслуги перед отечественным здравоохранением” от министра здравоохранения вероники Скворцовой и так далее. Юрия Зинченко также наградили медалью “За укрепление боевого содружества” и нагрудным знаком “Отличник здравоохранения”, а также благодарностями от руководства Рособрнадзора, Роскомнадзора, Минпросвещения и других организаций.


“Говоря о цифровизации образования имеет смысл говорить и о цифровизации академии образования, - отметил в своей речи новоизбранный президент РАО. – Необходимо рассматривать новые, более эффективные форматы сотрудничества, в том числе, дистанционное общение в Интернете. Фундаментальные исследования – это то, что движет нашу науку вперед, однако этого мало, необходимо переводить их в прикладное русло, чтобы наука помогала решать вполне конкретные задачи образования, давала ответы на проблемы, волнующие каждого учителя и родителя – как учить и воспитывать ребенка”.

Досье “УГ”:

Юрий Петрович Зинченко родился 23 декабря 1966 года в Краснодаре. Окончил факультет психологии МГУ в 1993 году и аспирантуру в 1997 году. Кандидат психологических наук (1998 год), тема диссертации «Произвольная регуляция при функциональных сексуальных расстройствах: На модели психогенной импотенции». Доктор психологических наук (2003 год), тема диссертации «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии». Заведующий кафедрой методологии психологии с 2003 года, декан факультета психологии МГУ с 2006 года. Президент Российского психологического общества с 2007 года. Член-корреспондент Российской академии образования с 2008 года, академик РАО с 2014 года, а 2013 году исполнял обязанности главного ученого секретаря РАО, до назначения на пост главы Академии являлся ее вице-президентом.


Награжден Министерством образования и науки РФ медалью Л. С. Выготского (2016). Член Экспертного совета ВАК РФ по педагогике и психологии (с 2018).