Работа

Как нарисовать руки держащие шар. Как нарисовать руки, рисуем руки и пальцы человека поэтапно

Хорошо прорисованные руки всегда облагораживают всю иллюстрацию в целом. Некоторые художники специально включают в свои сюжеты руки.

Анатомия

Наиболее важный факт — то что кисти рук вогнуты со стороны ладони и выпуклые с тыльной стороны. Выпуклости так расположены по окружности ладони, что в ней можно даже удержать жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой, и, сложив две ладони в форме чаши, он был способен есть пищу, которую не мог удержать одними пальцами. Крупная мышца большого пальца — одна из важнейших в кисти. Эта мышца, во взаимодействии с мышцами других пальцев обеспечивает захват настолько прочный, что позволяет удерживать в подвешенном состоянии собственный вес. Эта мощная мышца может держать дубину, лук, копьё. Можно сказать, что существование животных зависит от мышц их челюстей, а существование человека зависит от его рук.

Стоит обратить внимание на мощное сухожилие, прикрепленное к основанию кисти и как на тыльной стороне руки сгруппированы сухожилия пальцев. Эти сухожилия могут управлять как всеми пальцами вместе, так и каждым по отдельности. Мышцы, тянущие эти сухожилия, расположены на предплечье. К счастью для художника, сухожилия, в основном скрыты от взгляда. У детей и молодежи сухожилия на тыльной стороне руки не видны, но с возрастом становятся все более заметными.


Кости и сухожилия на тыльной стороне ладони близки к поверхности, но те, что вокруг ладони и внутри пальцев, скрыты от глаз. В основании каждого пальца есть подушечка. Она защищает лежащие внутри кости и создает сцепление с удерживаемым объектом.

Пропорции руки

Следующая важная вещь — это искривлённое расположение кончиков пальцев и суставов. Два пальца лежат по обоим сторонам от линии, проведённой через середину ладони. Сухожилие среднего пальца разделяет тыльную сторону кисти пополам. Важен также факт, что большой палец движется под прямым углом к движению других пальцев. Костяшки пальцев располагаются чуть впереди складок под ними на внутренней стороне ладони. Обрати внимание на кривые, по которой расположены костяшки пальцев и на то, что кривая становится тем круче, чем ближе костяшки к кончикам пальцев.


Средний палец — это ключевой палец, определяющий длину ладони. Длина этого пальца до сустава чуть больше половины длины ладони. Ширина ладони чуть больше половины её длины на внутренней стороне. Указательный палец почти на одном уровне с основанием ногтя среднего пальца. Безымянный палец почти одинаков по длине с указательным. Кончик мизинца почти на одном уровне с последним суставом безымянного пальца.

На рисунке показано, как правильно определить положение впадины ладони. Также обрати внимание на кривую изгиба тыльной стороны кисти. Руки не будут выглядеть натурально, способными к хватанию, пока художник не освоит эти детали. Руки на рисунке изображены так, как если бы они держали какой-то предмет. Громкий звук аплодисментов производится резким сжатием воздуха между впадинками двух ладоней. Плохо нарисованные руки будут выглядеть неспособными аплодировать.



Женские руки

Руки женщин, отличаются от мужских в основном тем, что у них мельче кости, не так сильно выражены мышцы и большая округлость плоскостей. Если средний палец сделать размером по меньшей мере в половину длины ладони, рука будет более грациозной и женственной. Длинные пальцы, овальные по форме, добавят шарма.




Мужские руки


Руки младенцев


Руки детей — сами по себе хорошее упражнение в рисовании. Основное отличие от рук взрослых то, что ладонь значительно толще в сравнении с маленькими пальцами. Мышцы большого пальца и основания ладони очень объёмные, даже маленькие дети могут удерживать собственный вес. Костяшки на тыльной стороне ладони скрыты плотью и заметны по ямочкам. Основание ладони полностью окружено складками; оно значительно толще, чем подушечки под пальцами.

Руки детей и подростков

Пропорции в основном остаются теми же. В возрасте начальной школы разница между рукой мальчика и девочки невелика, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика больше и крепче, показывая развитие костей и мышц. Кости девочек остаются меньше, поэтому у них никогда не развиваются такие большие костяшки пальцев, как у мальчиков. Основание ладоней также развивается больше у мальчиков, у девочек оно гораздо мягче и глаже. У мальчиков ногти, так же как и пальцы, слегка шире.

Детские руки — нечто среднее между руками младенца и руками подростка. Это означает, что мышцы большого пальца и основания ладони пропорционально толще, чем у взрослого, но тоньше в сравнении с пальцами, чем у младенца. Пальцы в соотношении с ладонью такие же, как у взрослых. Рука в целом меньше, немного полнее, с ямочками, и суставы, конечно, более округлые.

Руки пожилых людей

Освоив конструкцию рук, ты получишь удовольствие от рисования рук пожилых людей. В действительности рисовать их проще, чем руки молодых, потому что анатомия и конструкция руки заметна больше. Основы конструкции всё те же, но пальцы становятся толще, суставы больше, костяшки пальцев выдаются сильнее. Кожа становится морщинистой, но подчёркивать эту морщинистость нужно лишь на виде с близкого расстояния.

Рисунки рук

Рисунки рук в живописи

Не трудно догадаться, чьи это ручки:-)

По цветам стоит отметить, что пальцы и ладони чуть краснее общего тона кожи рук.

Изображение рук, а точнее кистей рук довольно сложное занятие. Даже многие преуспевающие художники, с мастерством и пейзажи, избегают композиций, связанных с руками. Поэтому, поставив перед собой задачу – научится правильно рисовать руки, стоит понимать что это долгая и кропотливая работа. Прежде всего нужно изучить строение ладони, физиологическую основу – скелет. Самый лучший способ для этого – это рисование с натуры.

Многие отказываются от обучения рисованию. Страхи, что они не смогут преодолеть трудности, что они не достаточно талантливы, мешают даже попробовать освоить начальные навыки рисования. Они ищут причины и виновных, ведь легче отказаться от затеи, чем хорошенько попотеть. И это на самом деле печально. Ведь стоит понимать, что процесс обучения не будет лёгок. Некоторые уроки легче, и достаточно потренироваться в течение нескольких часов, чтобы получить удовлетворительные результаты. А некоторые моменты «с наскока» не изучить, нужно долго и упорно трудиться прежде чем появятся первые положительные результаты. Как в жизни, так и в рисовании, легче отказаться от препятствий, чем напрягаться и двигаться дальше.


Для того чтобы приступить к рисованию вам понадобятся: обычная бумага для черчения, карандаш HB и 2B, резинка. Первый эскиз лучше делать едва заметным карандашом HB, а для дальнейшего придания тона и добавления деталей используем маркировку 2B.

Поэтапная инструкция

Переверните бумагу в горизонтальное положение и разделите его пополам. На одну половину положите руку, а на другой начнем рисовать. Представьте себе, что ваши пальцы — цилиндры, руки и запястья – геометрические формы. Таким образом, мы можем представить объемы из которых состоит рука человека.

Сначала нарисуем несколько прямых линий, повторяющих оси пальцев. Затем установим верхнюю часть среднего пальца, мизинца и большого пальца. Между крайними точками осей большого пальца и мизинца проводим соединяющую линию, чтобы помочь вычислить расстояние и легче оценивать при дальнейших расчетах расстояния между суставами.

Сделанные наброски могут показаться бессмыслицей, и возможно у вас возникнет вопрос: « Как из этих линий и черточек выйдет рука?». Помните, что даже великое начинается с малого, и невозможно грамотно построить ладонь, не обращаясь к физиологическому строению.

Прорисуйте толщину пальцев по отмеченным эллипсам так, чтобы образовались тонкие цилиндры.

Вытрите стеркой темные линии построения и сгладьте изображение и добавить мелкие детали такие как ногти, складочки и морщинки.

Затем с помощью ластика выбирите светлые тона и оттенки, вытрите лишние линии, что остались от эскизов вокруг руки.

Помните, что настрой с которым вы приступаете к работе определяет успех или неудачу вашей затеи.

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать руки — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать руки нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать руки с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Хорошо прорисованные руки всегда облагораживают всю иллюстрацию в целом. Некоторые художники специально включают в свои сюжеты руки.

Анатомия

Наиболее важный факт — то что кисти рук вогнуты со стороны ладони и выпуклые с тыльной стороны. Выпуклости так расположены по окружности ладони, что в ней можно даже удержать жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой, и, сложив две ладони в форме чаши, он был способен есть пищу, которую не мог удержать одними пальцами. Крупная мышца большого пальца — одна из важнейших в кисти. Эта мышца, во взаимодействии с мышцами других пальцев обеспечивает захват настолько прочный, что позволяет удерживать в подвешенном состоянии собственный вес. Эта мощная мышца может держать дубину, лук, копьё. Можно сказать, что существование животных зависит от мышц их челюстей, а существование человека зависит от его рук.

Стоит обратить внимание на мощное сухожилие, прикрепленное к основанию кисти и как на тыльной стороне руки сгруппированы сухожилия пальцев. Эти сухожилия могут управлять как всеми пальцами вместе, так и каждым по отдельности. Мышцы, тянущие эти сухожилия, расположены на предплечье. К счастью для художника, сухожилия, в основном скрыты от взгляда. У детей и молодежи сухожилия на тыльной стороне руки не видны, но с возрастом становятся все более заметными.

Кости и сухожилия на тыльной стороне ладони близки к поверхности, но те, что вокруг ладони и внутри пальцев, скрыты от . В основании каждого пальца есть подушечка. Она защищает лежащие внутри кости и создает сцепление с удерживаемым объектом.

Пропорции руки

Следующая важная вещь — это искривлённое расположение кончиков пальцев и суставов. Два пальца лежат по обоим сторонам от линии, проведённой через середину ладони. Сухожилие среднего пальца разделяет тыльную сторону кисти пополам. Важен также факт, что большой палец движется под прямым углом к движению других пальцев. Костяшки пальцев располагаются чуть впереди складок под ними на внутренней стороне ладони. Обрати внимание на кривые, по которой расположены костяшки пальцев и на то, что кривая становится тем круче, чем ближе костяшки к кончикам пальцев.

Средний палец — это ключевой палец, определяющий длину ладони. Длина этого пальца до сустава чуть больше половины длины ладони. Ширина ладони чуть больше половины её длины на внутренней стороне. Указательный палец почти на одном уровне с основанием ногтя среднего пальца. Безымянный палец почти одинаков по длине с указательным. Кончик мизинца почти на одном уровне с последним суставом безымянного пальца.

На рисунке показано, как правильно определить положение впадины ладони. Также обрати внимание на кривую изгиба тыльной стороны кисти. Руки не будут выглядеть натурально, способными к хватанию, пока художник не освоит эти детали. Руки на рисунке изображены так, как если бы они держали какой-то предмет. Громкий звук аплодисментов производится резким сжатием воздуха между впадинками двух ладоней. Плохо нарисованные руки будут выглядеть неспособными аплодировать.

Женские руки

Руки женщин, отличаются от мужских в основном тем, что у них мельче кости, не так сильно выражены мышцы и большая округлость плоскостей. Если средний палец сделать размером по меньшей мере в половину длины ладони, рука будет более грациозной и женственной. Длинные пальцы, овальные по форме, добавят шарма.

Мужские руки

Руки младенцев

Руки детей — сами по себе хорошее упражнение в рисовании. Основное отличие от рук взрослых то, что ладонь значительно толще в сравнении с маленькими пальцами. Мышцы большого пальца и основания ладони очень объёмные, даже маленькие дети могут удерживать собственный вес. Костяшки на тыльной стороне ладони скрыты плотью и заметны по ямочкам. Основание ладони полностью окружено складками; оно значительно толще, чем подушечки под пальцами.

Руки детей и подростков

Пропорции в основном остаются теми же. В возрасте начальной школы разница между рукой и невелика, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика больше и крепче, показывая развитие костей и мышц. Кости девочек остаются меньше, поэтому у них никогда не развиваются такие большие костяшки пальцев, как у мальчиков. Основание ладоней также развивается больше у мальчиков, у девочек оно гораздо мягче и глаже. У мальчиков ногти, так же как и пальцы, слегка шире.

Возможно, никакой аспект рисунка не сопровождается большим беспорядком и представлен менее адекватным материалом для исследования, чем рисунок рук. Большая часть этой неприятности вызвана тем, что вы бросаетесь искать материал куда попало, вместо того, чтобы взглянуть на собственные руки. Вы имеете наилучший источник информации в наличии постоянно. Возможно вы никогда не думали о них в этом смысле. Рисунок рук должен базироваться в значительной степени на себе. Ведь любой преподаватель не может вам объяснить больше, чем вы узнаете, внимательно изучив собственные руки.
Исследование рук, кроме изучения их анатомического строительства, состоит главным образом из рассмотрения размеров различных частей в сравнении. Пальцы имеют определенную длину относительно ладони; места соединения пальцев находятся в определенной пропорции по отношению к целому пальцу. Ладонь имеет ширину и длину. Расстояния между суставами на внешней стороне пальцев больше, чем они же между складками на внутренней стороне. Длина самого длинного пальца от его основания до третьего сустава в задней части – фактически половина длины тыльной стороны ладони от кончика пальца до запястья. Большой палец кончиком достает почти до второго сустава указательного пальца. Длина ладони – равна длине лица от подбородка до линии роста волос. Вы можете сделать эти сравнительные замеры на себе или на ком-то другом.
Рука - самая гибкая и приспособляемая часть анатомии тела, она может охватывать предмет любой формы и сравнимого с ней размера. Эта гибкость составляет и трудность для художника, потому что целая рука может принять различные положения. Но все же механический принцип работы рук остается постоянным. Ладонь открывается и закрывается, и пальцы сворачиваются внутрь к середине ладони. Гвозди – очень удобное упражнение для изучения работы пальцев, так как их нужно точно и жестко схватывать; вы берете булавку кончиками пальцев; берете молоток пальцами и ладонью. Тыльная сторона ладони более или менее устойчива к обратному давлению пальцев, и используется в подталкивании (отогнуть пальцы назад довольно трудно). Рука – самый совершенный механизм, который мы знаем для достижения самых различных целей. В дополнение к его совершенству, рука наиболее близко и точно скоординирована с мозгом, чем любая другая часть тела. Многими из ее движений управляют подсознательные рефлексы; например, печатание и игра на фортепьяно.
Человек начал действовать руками прежде, чем развился его мозг и культурный уровень. Младенец может эффективно использовать руки прежде, чем он может думать. История продвижения человека с древнейших времен близко связана с адаптируемостью человеческой руки.
Факт, что руки и их движения требуют настолько небольшого сознательного импульса, что это удивительно осознавать со стороны. Взгляните теперь на собственные руки; вы увидите на иллюстрации, как рука автоматически принимает форму, удобную для схватывания объекта.
Чтобы рисовать руку в процессе построения объекта, вы должны сначала изучить контур объекта, затем пронаблюдать, как автоматическое регулирование руки соответствует этому контуру. Наблюдайте за пальцами, перед тем, как схватить и сжать персик или яблоко. Принцип механизма хватания очень важен в рисунке руки. Только зная это, как он фактически работает, может рука быть нарисована убедительно. Чтобы рисовать руку по ходу наброска человека, вы должны сначала изучить контур объекта, затем отметить, как положение руки соответствует этому контуру. Сначала надо перед тем, как взять и сжать в кулаке персик или яблоко, наблюдать за пальцами, чтобы заметить, как они ведут себя перед схватыванием. Рефлекторный принцип очень важен в рисовании руки. Только зная, как фактически работает рука, можно нарисовать ее убедительно. Тыльную сторону ладони можно рисовать в трех плоскостях – первая для секции большого пальца до сустава основания указательного, и другие две вдоль ладони, сужаясь к запястью. При большинстве действий тыльная сторона руки сгибается. Как правило, ладонь – это три блока, окружающие внутреннюю часть ладони – основание ладони, толстое основание большого пальца, основание остальных пальцев. Сустав между пальцами и большим пальцем – соединяющий, приспособлен для того, чтобы двигать большой палец к ладони внутрь или оттягивать под углом 900 к ладони. Мы также должны аккуратно выравнивать ногти, чтобы они лежали на одной плоскости с внешней поверхностью пальцев и были продолжением средней линии каждого пальца. Иначе ноготь будет кривой, и вы не поймете, почему.
Продолжайте изучать ваши собственные руки, чтобы узнать о руках вообще. Внутренние мускулы расположены настолько глубоко, что они не столь важны, как внешние формы. Единственные кости, которые мы видим, - костяшки внешней части суставов и запястий. Если вы рисуете ладонь в действии, пальцы можно довольно просто присоединить к суставам и правильно выровнять. Изучите сравнительную длину пальцев; помните, что большой палец работает главным образом под прямым углом к остальным пальцам. Избавьтесь от мысли, что руки рисовать сложно. Просто очень легко запутаться, если вы не знаете, как они работают. Все становится гораздо проще, когда вы разберетесь.
Самое важное, что нужно помнить о руке – то, что она является вогнута с внутренней стороны и выгнута с внешней. Пальцы растут настолько плотно, что можно удержать в ладони даже жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой и ложкой, он набирал в горсть то, что не мог взять одними пальцами.
Мускул большого пальца – пожалуй, самый важный в руке. Этот мускул, поддерживающий или противостоящий остальным пальцам, дал человеку возможность делать очень крепкий захват, способный удержать на весу даже человеческое тело. Эта мышца помогала человеку держать копье, дубину. Как животные часто зависят от силы своих челюстей, так человек зависел от силы кистей рук.
Когда вы ознакомитесь со строением и пропорциями руки (Рис. 77 - 85), вам будет легче и удобнее отображать особенности женских рук, рук младенцев, детей, и пожилых людей.

Рисунок 77. Анатомия руки.


Обратите внимание на сухожилия, расположенные на тыльной
стороне ладони, которые тянутся к пальцам. Они выполняют
огромную функцию: с их помощью можно сжимать и разжимать
ладонь, а также двигать каждым пальцем в отдельности.
Мускулы, которые управляют этими сухожилиями, расположены
в предплечье. К счастью для художников, большинство
сухожилий скрыто под кожей и мышцами, и незаметно.
У детей и подростков сухожилия кистей рук не заметны, они
проступают в пожилом возрасте.

Рисунок 78. Блоки, формирующие руку


На тыльной стороне ладони кости и сухожилия располагаются близко под кожей; те, что по сторонам и на внутренне части ладони – дополнительные. Я наметил эти поверхности таким образом, чтобы вам было легче с ними познакомиться. Обратите внимание на толстые мясистые «подушечки» в
основании большого пальца и в основании ладони. Подушечка присутствует в основании каждого пальца, вместе они опоясывают верхнюю часть ладони. Мускулы пальцев защищают кости. Благодаря своей эластичности, они
обеспечивают хорошую координацию движений, как хорошие шины обеспечивают сцепление на дороге. На внешней стороне ладони нет мышечных «подушечек»,
но зато мускулом хорошо защищена внешняя поверхность мизинца, настолько, что может выдержать довольно сильный удар, особенно когда кулак сжат.

Рисунок 79. Пропорции руки


Следующая важная вещь – кривые линии, которые можно провести через кончики пальцев и суставы. Если разделить ладонь вдоль воображаемой линией пополам, то по каждую ее сторону окажутся по два пальца. Сухожилие среднего пальца приблизительно разделяет внешнюю сторону ладони пополам. Обратите внимание также на то, что большой палец растет почти под прямым углом к остальным пальцам. Им можно двигать перпендикулярно от ладони и к ней, тогда как остальные пальцы сжимаются и разжимаются параллельно ладони. Суставы пальцев расположены немного выше складочек на внутренней стороне пальцев. Проведите воображаемые кривые линии: кривая, пересекающая основание пальцев будет пологой, пересекающие суставы – более крутыми, и самая крутая – линия, пересекающая кончики пальцев.
Средний палец - ключевой палец, по которому мы определяем длину руки. Отношение длины этого пальца к его суставу в задней части – немного более половины длины руки.
Ширина ладони немного больше, чем половина длины внутренней стороны ладони. Указательный палец длиной достигает приблизительно до ногтя среднего пальца, безымянный приблизительно равен указательному. Мизинец достигает только верхнего сустава безымянного пальца.

Рисунок 80. Построение руки

Рисунок 81. Внутренняя часть ладони (ямка)


На рисунке выше отметьте, как тщательно обозначена явка посередине ладони. Также отметьте кривую, опоясывающую внутреннюю сторону ладони. Руки никогда не выглядят естественными и способными к хватанию, пока художники не понимают эту особенность. Все эти руки выглядят так, как будто они что-то держат или хватают. Громкий звук хлопания получается от внезапного сжатия воздуха между этими двумя ямками в ладонях. Рука, которая не выглядит способной к хватанию и хлопанию, плохо нарисована. Изучите ваши собственные руки, чтобы убедиться.

Рисунок 82. Построение рук в перспективе

Рисунок 83. Рука в действии

Рисунок 84. Суставы

Рисунок 85. Рисование вашей собственной руки

Рисунок 86. Женская рука


Женские руки, как их лица, отличаются от мужских в основном меньшими косточками и более нежными мускулами, и вообще более округлыми поверхностями. Для большего изящества руки, средний палец должен составлять около половины длины ладони, изящества также добавляют овальные ногти. Даже несмотря на то, что женские руки тонкие, они могут сильно сжиматься и быть цепкими.

Рисунок 87. Пальцы, сужающиеся к концам, в движении.

Рисунок 88. Изучите много разных поз рук.


Есть только один верный способ научиться рисовать руки – это делать много, очень много набросков. При рисовании рук, больше, чем где-либо, существенно их положение. Распрямите пальцы вдоль ладони, прежде чем детально изучить их. Руки практически никогда не бывают абсолютно прямыми и плоскими. Внимательно изучите пространство между суставами пальцев. Большую часть времени мы видим их не в прямой проекции, а в перспективе, как показано в гл.82-85.

Рисунок 89. Рука младенца


Руки младенцев изучают отдельно. Основное их отличие от рук взрослых в том, что ладошка является более толстой по отношению к меньшим пальчикам. Мускулы основания большого пальца и основания ладошки у маленьких детей относительно очень мощные. Младенцы могут зажимать и хватать что-то, равное их весу. Суставы на внешней стороне руки полностью скрыты мускулами и обозначены ямочками. Основание ладони часто окружено толстой складочкой. Основание ладони намного шире, чем ее ширина на уровне основания пальцев.

Рисунок 90. Изучение рук младенца

Рисунок 91. Детские руки


Руки ребенка являются промежуточными между руками младенца и подростка. Это означает, что мускул большого пальца и основание ладони более толстые относительно взрослой руки, но не такие толстые как в руке ребенка. Пальцы растут относительно ладони также, как у взрослых. Вся рука меньше, немного толще, и более покрыта ямочками, и суставы, конечно, не так выделяются, как у взрослых.

Рисунок 92. Пропорции остаются более-менее постоянными.

В младшем школьном возрасте различие между рукой мальчика и девочки небольшое, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика намного больше, более крепкая, более развиты кости и мускулы. Основание ладони, суставы пальцев более развиты у мальчика, а у девочки рука более тонкая и нежная, кости в ней меньше. На руке мальчика ногти, так же как и пальцы, немного шире.

Рисунок 93. Рука пожилого человека

Если вы мастерски справились с построением руки, рисовать руки старых людей для вас – одно удовольствие. Фактически, их рисовать легче, чем руки молодых, так как строение и анатомия там более явственно видны. Основные особенности: более толстые пальцы, выступающие суставы. Кожа становится морщинистой, но это нужно прорисовывать только в крупном плане.

Кисть, наверное, одна из самых сложных частей тела для рисования и доставляет немало хлопот иллюстраторам. Вспомню опять же книжку , где она признается, что у многих художников на рисование рук уходит половина времени, отведенного для создания эскиза. Художник Густаво Фернандес как-то сказал, что можно сделать хорошую карьеру только за счет умения хорошо и выразительно рисовать руки.

Для построения модели руки можно использовать тот же принцип: сначала каркас, потом плоть.

Из запястья лучами расходятся четыре кости, продолжением которых являются пальцы, разделенные на три фаланги. Средний палец самый длинный, указательный и безымянный - примерно одинаковой длины. Большой палец прикреплен к кисти руки у самого запястья:

Один из самых трудных моментов в построении ладони - места прикрепления к ней пальцев. Самый удобный прием мне подарила Наташа Ратковски: нужно обозначить ладонь в виде сегмента кокосовой скорлупы, сразу определив ее объем.

На месте всех суставов тоже нужно нарисовать шары. Пальцы намечаются цилиндрами подходящей толщины:

Полученная таким образом условная модель обводится, в нужных местах обозначаются фаланги пальцев и выступающие костяшки:

По такому принципу можно построить руку в любом положении. Обводя основу, нужно стараться придать кончикам пальцев и ногтям красивую естественную форму. Если ладонь сжата, следует нарисовать складки, образующиеся в середине. Вокруг большого пальца есть мышца, которая не сжимается и всегда обозначается дугой.

Мультяшные руки все же проще в плане реализации, потому что не требуют такого реализма в изображении, но все же существуют правила, которые позволят сделать их наиболее привлекательными. В этой подборке собраны всевозможные примеры рисования рук + рекомендации по рисованию из различных источников.

Christopher Hart "Как нарисовать все, что вы узнали о мультяшках":

Руки главных героев мультсериала Гомера, Барта и других.