Домашний очаг

Как научиться дедукции шерлока. Шерлок холмс как ученый

Популярность Шерлока Холмса, появившегося на свет более века назад, переживает очередную волну. Новый сериал, снятый ВВС, вывел образ известного детектива на новый уровень - истории о Шерлоке и докторе Ватсоне теперь разворачиваются в современном мире.

Но это далеко не первый бум, связанный с именем вымышленного гения дедукции. С момента первого появления рассказов о Шерлоке Холмсе и по сей день люди со всего мира пишут ему письма, отправляя их по адресу Бейкер Стрит 221Б. Дом, где жили доктор и детектив, настолько известен, что Международное общество имени Шерлока Холмса приобрело его и основало там музей имени великого сыщика.

За всю историю существования этого персонажа о нем были сняты десятки фильмов, но одной из лучших до сих пор считается советская экранизация, созданная в 1970-1980 годах. Она породила вторую волну любви к Холмсу. И вот, сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камербэтчем и Мартином Фрименом, а также полнометражные фильмы с Робертом Дауни-младшим в главной роли снова привлекли внимание к человеку, чье имя по сути является синонимом логики, дедукции, детектива и расследования. А вместе с тем и к его методам, с помощью которых Шерлок Холмс приходил к столь точным умозаключениям.

Читая книги и смотря фильмы про Шерлока, мы поначалу совсем не понимаем, на каких наблюдениях основываются его логические цепочки, каким образом он ведет расследование и раскрывает преступления. А все потому, что Шерлок - крайне таинственный человек, который рассказывает о своих методах лишь после того, как дело раскрыто. После его объяснений все кажется так легко и просто - но почему же мы с вами не додумались до этого сами? Ведь в дедуктивном методе нет никакой мистики, он основан исключительно на фактах.

Умение пользоваться дедуктивным методом крайне полезно и пригодится не только сыщикам, но и обычным людям. Но возможно ли научиться пользоваться методом Холмса? Хотя Шерлок является вымышленным персонажем и его образ во многом гиперболизированный, но метод - действует, и обучиться ему вполне можно. Тем более что герой Конан Дойля был срисован с реального человека. Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета обладал талантом, которым неоднократно щеголял Шерлок. По различным деталям внешности, его одежде и манерам держаться он разгадывал профессию, прошлое и семейное положение.

Научная основа

Шерлок Холмс делает удивительные и захватывающие вещи, но у них нет научной основы! Так может сказать человек, уверенный, что умение раскрывать преступления основано на каких-то уникальных способностях героя. И окажется неправым.

Когда опытный практикующий химик соединяет различные вещества, их реакции могут напоминать фокус - они меняют цвет и структуру, взрываются, шипят… В общем, химический эксперимент похож на настоящее чудо. Но это для нас, обывателей, не осведомленных в формулах. Для ученого же, посвятившего годы исследованиям, прочитавшего десятки книг и научных трудов, получившего не один ожег от реактивов, это вовсе не чудо, а результат долгого и упорного труда.

Но при этом сложные многолетние научные наработки могут выглядеть как простые и интересные демонстрации на грани с развлечениями.

То же самое и с дедуктивным методом - кажется, будто все просто. Но на самом деле это всего лишь результат научных изысканий, долгих и кропотливых исследований, изучения тонн статистического материала… В общем, скучная наука в чистом виде.

Название дедуктивного метода происходит от латинского слова deductio, то есть выведение. Это значит, что в дедукции решение задачи совершается с помощью выведения частного из общего с помощью логических законов. Загвоздка в том, что в действительности Шерлок в своих расследованиях пользовался не дедуктивным методом, а противоположным ему - индуктивным. Он основан на том, что общее выводится из частного, полная картина вырисовывается при изучении деталей. А ведь именно это и делал великий детектив - сопоставлял улики и всю доступную информацию, дорисовывал неизвестные детали совершенного преступления и получал готовую цепь событий.

Тем не менее, мистер Холмс все же, пусть и номинально, пользовался дедуктивным методом, наставляя своих последователей: «Если отмести то, что не сопоставимо с имеющимися фактами, останется лишь один ответ. И даже если он кажется невозможным - он правильный».

Шерлок Холмс внимательно относился к подсказкам своей интуиции. Он утверждал, что порой проще что-то понять, чем растолковать окружающим, каким образом удалось это сделать. К примеру, у вас не возникнет никаких сомнений в том, что дважды два - четыре. А вот объяснить, почему вы в этом так убеждены, будет намного сложнее.

Шерлоку Холмсу принадлежит такая фраза: «Жизнь любого человека - длинная цепочка причин и следствий. И достаточно узнать одно звено, чтобы разгадать все остальные». Эти слова по сути являются кредо его методики. Конечно, в книге не было места нелепым случайностям, в отличие от настоящей жизни, поэтому и методы Шерлока срабатывали во всех сценариях. В реальности все не может быть столь волшебно. Но все же развитие логического мышления , наблюдательности и других навыков гениального сыщика под силу любому. Ниже мы расскажем вам об этих полезных приобретениях.

1. Подмечать и запоминать мелочи

В рассказах Конан Дойля не зря присутствует такой персонаж как инспектор Лейстрейд - он демонстрирует читателям ошибки в методике расследований. Одна из главных его оплошностей - упущение мелких подробностей. Он так часто ошибался именно потому, что не учитывал все детали, а делал свое предположение лишь исходя из тех, которые вписывались в его версию, отбрасывая остальные.

Шерлок Холмс делал все с точностью до наоборот - собирал максимум информации и улик, рассматривал все возможные варианты и выбирал один единственный, наиболее вероятный. После этого версия еще проверялась, и лишь тогда становилась разгадкой очередной тайны.

2. Уметь концентрироваться

В моменты, когда Шерлок размышлял над делом, его ничто не могло отвлечь. Он не общался с окружающими, не отвечал на вопросы и становился крайне нелюдимым. А все потому, что он полностью погружался в дело, бесконечно обдумывал факты и разрабатывал версии.

В современном Шерлоке сценаристы сделали его отчужденность чертой характера социопата, но в действительности Шерлок становился интровертом лишь на время расследований. В обычной жизни он был отзывчивым и добродушным романтиком, которого прекрасно изобразил Василий Ливанов в советской экранизации.

Умение сосредоточиться на первостепенных задачах и не распыляться на лишние эмоции очень важно для развития способностей детектива.

3. Получать новые знания и совершенствовать умения

Шерлок Холмс помнил все виды табачного пепла, почв в Англии, ядов и химикатов, печатей и гербов, писчей бумаги и еще миллион разных вещей, которые не известны обывателям. Сыщик скрупулезно изучал все, что могло пригодиться в его расследованиях. Он прекрасно разбирался в криминалистике, успел поработать биохимиком в больнице, играл на скрипке, был подкован в искусстве, имел навыки рукопашного боя, занимался боксом и фехтованием, знал латынь… Всего и не перечислишь. И все это было прекрасным подспорьем в работе детектива.


4. Построить свой «Дворец памяти»

Шерлок Холмс легко оперировал огромным количеством данных, которые хранил в памяти. Для этого он использовал «чертоги разума», где в определенном порядке размещал всю информацию. Этот метод запоминания не принадлежит Конан Дойлю, он был известен еще в древней Греции, задолго до появления сыщика с Бейкер Стрит. Его использовал не только британский детектив, но и Ганнибал Лектер - серийный убийца и каннибал.

Метод заключается в построении ассоциаций, с помощью которых закрепляется необходимая информация. Все факты располагаются в известном человеку здании в определенном порядке, у каждого блока данных есть свое место.

О данной методике сложно рассказать в двух словах, поэтому лучше ознакомиться с отдельными статьями, посвященными этой теме - «Метод запоминания Цицерона »

5. Доверять интуиции

Не раз случалось, что принять правильное решение Шерлоку Холмсу помогала именно интуиция. В критические моменты, когда нужно было действовать быстро, гений расследований выбирал тот путь, который подсказывало ему шестое чувство (читайте - «Как развить интуицию »). Конечно, речь идет не о каких-то сверхспособностях, а об опыте, который ведет профессионала в правильном направлении лучше всякого компаса.

Можно спорить о том, существует ли интуиция и можно ли доверять предчувствиям, но Шерлок Холмс - доверял. И, скорее всего, правильно делал.

6. Постоянно практиковаться

Английский сыщик говаривал, что его разум подобен поезду. Тяжеловесный состав, как известно, нелегко разогнать, поэтому Шерлок и не останавливал его - постоянно упражнялся в различных логических задачках и держал свой ум в тонусе. Благодаря этому его «поезд» всегда мчался на всех парах, с легкостью преодолевая необходимые расстояния между звеньями логической цепи.

Как видите, в методах Шерлока Холмса нет никаких чудес. При определенных усилиях любой человек, одаренный пытливым умом и терпением, может приблизиться к своему кумиру - стать более внимательным , образованным, настойчивым и сообразительным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Величайший сыщик всех времен и народов, мистер Шерлок Холмс, придуманный Конаном Дойлем, вот уже более сотни лет не дает покоя людям всей планеты. Это самый экранизируемый персонаж, и выходящий 15 января финальный эпизод четвертого сезона сериала Sherlock - тому подтверждение. Обычно все обращают внимание на метод размышления Холмса, однако представляет интерес и «вклад» Холмса в науку, ведь на страницах рассказов и повестей о Холмсе постоянно упоминаются и научные труды сыщика. Научный редактор портала освежил в памяти канонический свод текстов о Холмсе и постарался собрать воедино научные достижения героя Конана Дойля.

Образованность

Из первого же произведения, «Этюд в багровых тонах», нам хорошо известен «аттестат зрелости», составленный доктором Уотсоном про своего новоиспеченного соседа по Бейкер-стрит.

ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ

    Знания в области литературы - никаких.

    --//-- --//-- философии - никаких.

    --//-- --//-- астрономии - никаких.

    --//-- --//-- политики - слабые.

    --//-- --//-- ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.

    --//-- --//-- геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образцы различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.

    --//-- --//-- химии - глубокие.

    --//-- --//-- анатомии - точные, но бессистемные.

    --//-- --//-- уголовной хроники - огромные, знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.

    Хорошо играет на скрипке.

    Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер.

    Основательные практические знания английских законов.

Кроме этого, мы уже в первом произведении встречаемся со статьей Холмса о методе размышлений. Этот фрагмент мы тоже приведем в точности, потому что это единственная прямая цитата из произведений самого Холмса, известная нам.

Статья называлась несколько претенциозно: «Книга жизни»; автор пытался доказать, как много может узнать человек, систематически и подробно наблюдая все, что проходит перед его глазами.

«По одной капле воды, - писал автор, - человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь - это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену. Искусство делать выводы и анализировать, как и все другие искусства, постигается долгим и прилежным трудом, но жизнь слишком коротка, и поэтому ни один смертный не может достичь полного совершенства в этой области. Прежде чем обратиться к моральным и интеллектуальным сторонам дела, которые представляют собою наибольшие трудности, пусть исследователь начнет с решения более простых задач. Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибу брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки - по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что все это, вместе взятое, подскажет сведущему наблюдателю верные выводы».

(«Этюд в багровых тонах»)

Химия

Как мы помним, именно в химической лаборатории, в момент совершения важного открытия в аналитической химии и произошло знакомство Холмса с Уотсоном:

В этой высокой комнате на полках и где попало поблескивали бесчисленные бутыли и пузырьки. Всюду стояли низкие широкие столы, густо уставленные ретортами, пробирками и бунзеновскими горелками с трепещущими язычками синего пламени. Лаборатория пустовала, и лишь в дальнем углу, пригнувшись к столу, с чем-то сосредоточенно возился какой-то молодой человек. Услышав наши шаги, он оглянулся и вскочил с места.

«Нашел! Нашел! - ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. - Я нашел наконец реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим!»

(«Этюд в багровых тонах»)

Впоследствии мы еще много раз встретим Холмса в домашней лаборатории за химическими опытами. И именно химию поначалу Холмс назначил своим занятием после отхода от дел с преступным миром, по крайней мере в «Последнем деле Холмса» именно это желание озвучено им перед поимкой шайки Мориарти. Впрочем, потом, до возвращения в Англию, он и вправду занимался изучением каменноугольной смолы, хотя о публикациях не сообщается.

«Холмс усердно работал над химическим исследованием»

Сидни Пэджет

Музыковедение

Все знают, что Холмс превосходно играл на скрипке (как отмечает Уотсон, даже сложные вещи) и любил слушать музыку. Во время расследования дела о чертежах Брюса-Партингтона Холмс параллельно работал над монографией «Полифонические мотеты Лассуса», посвященной творчеству фламандского композитора эпохи Возрождения Орландо ди Лассо (Лассус - латинизированная форма фамилии). По словам Уотсона, монография «была напечатана для узкого круга читателей, и специалисты расценили ее как последнее слово науки по данному вопросу».

К слову, в литературе и живописи Холмс тоже разбирался превосходно. В Баскервиль-Холле он легко отличил потрет кисти Джошуа Рейнольдса от Мартина Ноллера, цитировал Гете и Хафиза, Библию и даже письмо Густава Флобера к Жорж Санд на французском.

«Холмс, играющий на скрипке»

Сидни Пэджет

Медицина и антропология

Конечно, медик в рассказах Конана Дойля - доктор Уотсон, но он всего лишь военный врач. Сам же Холмс прекрасно разбирался в сложных болезнях и, что главное, прекрасно умел их симулировать. Например, состояние каталепсии («восковой гибкости» в психиатрии), когда больной находится в бессознательном состоянии в полной мышечной атонии, как при сне с быстрыми движениями глаз. Или «редкую болезнь, которая родом с Суматры», - ее симуляция помогла сыщику поймать доктора Калвертона Смита из рассказа «Шерлок Холмс при смерти» (сюжет почти полностью совпадает со вторым эпизодом последнего сезона сериала Sherlock).

Собственно медицинских научных статей у Холмса вроде бы не замечено, однако прекрасное знание анатомии часто помогало ему в делах, и он стал автором двух статей о форме ушей и ее наследовании, опубликованных в «Антропологическом журнале». Об этом упоминается в рассказе «Картонная коробка».

Изучение пепла

Во многих произведениях Холмс изучал сигарный и сигаретный пепел, для того чтобы раскрыть преступление. Уже в «Этюде в багровых тонах» он упоминал свой труд о сортах табака, а в «Знаке четырех» уточняется:

«Я написал несколько работ. Одна из них под названием "Определение сортов табака по пеплу" описывает сто сорок сортов сигарного, сигаретного и трубочного табака. К ней приложены цветные фотографии, показывающие разные виды пепла. Табачный пепел - одна из самых частых улик. Иногда очень важная. Если, например, вы можете сказать, что человек, совершивший убийство, курит индийский табак, то круг поисков, естественно, снижается. Для опытного глаза разница между черным пеплом трихинопольского табака и белыми хлопьями "птичьего глаза" так же велика, как между картошкой и капустой».

Страноведение и этнография

И в этой области Холмс преуспел во время вынужденного отпуска, между «гибелью» в Рейхенбахском водопаде и возвращением в Лондон. Известно, что в эти три года он побывал в Китае и в Тибете, изучал буддийскую культуру, общался с Далай-ламой и опубликовал результаты исследований под псевдонимом Сигерсона из Норвегии.

Языкознание и лингвистика, криптография

Сам Холмс очень неплохо владел языками. Мы знаем, что он знал немецкий, итальянский, русский, латынь, греческий. В рассказе «Дьяволова нога» Холмса в графство Корнуолл привело изучение древнего корнского (в рассказе - корнуэлльского) языка. Холмс полагал, что этот язык имеет аравийское происхождение и происходит от халдейского языка. Конечно, современные лингвисты посмотрели бы на эту теорию с улыбкой: сейчас корнский язык считается частью кельтских языков. Зато сыщик раскрыл ужасное преступление, тоже хлеб. Кстати, Холмсу было бы наверняка любопытно узнать, что корнский язык постепенно становится разговорным, и число говорящих на нем растет.

Кроме этого, Холмс был великим знатоком криптографии и шифров. Рассказ «Пляшущие человечки» сам стал хрестоматийным примером работы по дешифровке кода, составленного из рисунков человечков - сравнительно простого шифра, где каждый человечек соответствовал букве анлийского алфавита, а флаги в руках разделяли текст на слова. И именно в этом рассказе упоминается, что Холмс и сам является автором «небольшого научного труда», где проанализировано 160 видов шифров.

Шерлок Холмс - одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.

Тренировка мышления

Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто». Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро» , это реакция так называемого «быстрого мышления» - системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.

Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему - «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.

Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным. Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач. Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.

Въедливость - еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство. Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.

Дедукция и индукция

Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, - что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.

Дедукция - это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото - это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, - значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».

Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку. В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д. Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.

Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот. Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».

Как воспитать в себе сыщика

Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.

Непроизвольное внимание - это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности. Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим. Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.

Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.

Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.

Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям - находить наилучшие формулировки и т.д. Кроме того, наличие послепроизвольного внимания - это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.

Мария Конникова,

Шерлок Холмс не просто мыслит медленно - он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, - это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».

Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.

Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети. Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело. Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло. Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.

Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос. Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально. Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.

Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий. Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга. Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.

Навыки хорошего детектива, такие как способность быстро «читать» ситуацию и по малейшим деталям приоткрывать завесы тайн, воссоздавая картины произошедшего и психологические портреты людей, безусловно, полезны для каждого. Приобрести и отточить их не так сложно. Изучив различные методики , мы подобрали несколько полезных советов , которые помогут вам стать чуточку ближе к Шерлоку Холмсу.

Как развить дедуктивный метод мышления - Как это работает?

Внимание к деталям

Наблюдая за людьми и повседневными ситуациями, подмечайте мельчайшие сигналы во время разговоров, чтобы более чутко реагировать на ход событий. Эти навыки стали фирменными знаками Шерлока Холмса, а также героев сериалов «Настоящий детектив» или «Менталист». Колумнист The New Yorker и психолог Мария Конникова, автор книги Mastermind: How to Think Like Sherlock Holmes, говорит, что методика мышления Холмса основана на двух простых вещах -- наблюдении и дедукции. Большинство из нас не обращают внимания на детали вокруг, а тем временем выдающиеся (вымышленные и реальные) детективы имеют привычку подмечать всё до мельчайших подробностей. Как приучить себя быть более внимательным и сосредоточенным?

Во-первых, откажитесь от многозадачности и сосредоточьтесь на чём-либо одном.

Чем больше дел вы делаете одновременно, тем вы более склонны делать ошибки и скорее пропустите важную информацию. Также менее вероятно, что эта информация сохранится в вашей памяти.

Во-вторых, необходимо достичь правильного эмоционального состояния.

Беспокойство, печаль, гнев и другие негативные эмоции, которые обрабатываются в мозжечковой миндалине, нарушают способность мозга решать проблемы или впитывать информацию. Положительные эмоции, наоборот, улучшают эту функцию мозга и даже помогают мыслить более творчески и стратегически.

Развивать память

Настроившись на правильный лад, следует напрячь свою память , чтобы начать откладывать туда всё наблюдаемое. Методов для её тренировки существует много. В основном всё сводится к тому, чтобы научиться придавать значимость отдельным деталям, например, маркам машин, припаркованных около дома, и их номерам. Вначале вам придётся заставлять себя запоминать их, но со временем это войдёт в привычку и вы будете запоминать автомобили машинально. Главное при формировании новой привычки -- работать над собой каждый день.

Чемпион соревнований по запоминанию и автор книги «Эйнштейн гуляет по Луне» о принципе работы памяти, Джошуа Фоер объясняет, что любой человек со среднестатистическими способностями к запоминанию может значительно расширить свои возможности. Как и Шерлок Холмс, Фоер способен запомнить за раз сотни номеров телефонов, благодаря кодированию знаний в визуальных картинках.

Ведение «полевых заметок»

Начав своё превращение в шерлока, начните вести дневник с записями.

Как пишет обозреватель Times, учёные тренируют своё внимание именно таким образом -- записывая пояснения и фиксируя зарисовки того, за чем они наблюдают. Майкл Кэнфилд, энтомолог Гарвардского университета и автор книги Field Notes on Science and Nature, говорит, что эта привычка «заставит вас принимать правильные решения о том, что действительно важно, а что нет».

Ведение полевых заметок, будь то во время на очередной рабочей планёрке или прогулка в городском парке, выработает правильный подход к исследованию среды. Со временем вы начинаете обращать внимание на мелкие детали в любой ситуации, и, чем больше вы будете делать это на бумаге, тем быстрее у вас выработается привычка анализировать вещи на ходу.

Концентрировать внимание через медитацию

Многие исследования подтверждают, что медитация улучшает концентрацию и внимание.

Начать практиковаться стоит с нескольких минут утром и нескольких минут перед сном. По словам Джона Ассарафа, лектора и известного консультанта по бизнесу, «медитация является тем, что даёт контроль над мозговыми волнами. Медитация тренирует мозг, чтобы вы могли сосредоточиться на ваших целях».

Медитация может сделать человека лучше приспособленным для получения ответов на интересующие вопросы. Всё это достигается путём развития способности модулировать и регулировать различные частоты мозговых волн, которые Ассараф сравнивает с четырьмя скоростями в коробке передач авто: «бета-» -- с первой, «альфа-» -- со второй, «тета-» -- с третьей и «дельта-волны» -- с четвёртой. Большинство из нас функционируют в течение дня в бета-диапазоне, и нельзя сказать, что это так ужасно плохо. Однако что такое первая передача? Колёса крутятся медленно, а износ двигателя довольно большой. Также и люди -- быстрее выгорают и испытывают больше стресса и болезней. Поэтому стоит научиться переходить на другие передачи, чтобы снизить износ и количество затрачиваемого «топлива».

Найдите тихое место, где ничто не будет вас отвлекать. Полностью отдавайте себе отчёт в происходящем и следите за мыслями, которые возникают у вас в голове, сконцентрируйтесь на своём дыхании. Делайте медленные глубокие вдохи, чувствуя поток воздуха от ноздрей к лёгким.

  • Медитация и креативность. Озарение. .
  • Как медитировать просто и недолго. Видео .
  • Интегральная медитация. 15 минут для здоровья. .

Мыслить критически и задавать вопросы

КАК ТОЛЬКО ВЫ НАУЧИТЕСЬ УДЕЛЯТЬ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ ДЕТАЛЯМ, НАЧИНАЙТЕ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СВОИ НАБЛЮДЕНИЯ В ТЕОРИИ ИЛИ ИДЕИ. Если у вас есть две-три части головоломки, постарайтесь понять, как они сочетаются друг с другом. Чем больше у вас кусочков пазла, тем легче будет делать вывод и увидеть картину целиком. Постарайтесь выводить частные положения из общих логическим путём. Это и называется дедукцией. Не забывайте применять критическое мышление ко всему, что вы видите. С помощью критического мышления анализируйте то, за чем вы внимательно следите, а с помощью дедукции на основе этих фактов выстраивайте общую картину.

Описать в нескольких предложениях то, как развить в себе способности к критическому мышлению , не так-то просто. Первым шагом к этому навыку является возвращение к детскому любопытству и желанию задавать столько вопросов, сколько возможно. Конникова по поводу этого говорит следующее:

«Важно научиться думать критически. Так, при приобретении новой информации или знаний о чём-то новом, вы не просто выучите наизусть и запомните что-то, а научитесь анализировать это. Спрашивайте себя: «Почему это так важно?»; «Как это объединить с теми вещами, которые я уже знаю?» или «Почему я хочу запомнить это?». Такие вопросы тренируют ваш мозг и организуют информацию в сеть знаний».

Давать волю воображению

От критического мышления нет никакой пользы, если не научиться устанавливать связи между отдельными обрывками информации.

Разумеется, у вымышленных детективов вроде Холмса имеется суперспособность видеть связи, которые обычные люди просто игнорируют. Но одна из ключевых основ этой образцовой дедукции – нелинейное мышление . Порой стоит дать волю своему воображению, чтобы переиграть в голове самые фантастические сценарии и перебрать все возможные связи.

Шерлок Холмс часто искал уединение, чтобы поразмыслить и свободно исследовать проблему со всех сторон. Как и Альберт Эйнштейн, Холмс играл на скрипке, чтобы помочь себе расслабиться. В то время как его руки были заняты игрой, его разум был погружен в скрупулёзные поиски новых идей и решением задач. Холмс как-то даже упоминает, что воображение -- мать истины. Отрешившись от реальности, он мог совершенно по-новому взглянуть на свои идеи .

Расширять кругозор

Очевидно, что важное преимущество Шерлока Холмса -- в его широком кругозоре и эрудиции. Если вы также с одинаковой лёгкостью будете разбираться в творчестве художников Ренессанса, последних трендах рынка криптовалют и открытиях в самых прогрессивных теориях квантовой физики, ваши дедуктивные методы мышления имеют гораздо больше шансов на успех. Не стоит помещать себя в рамки какой-либо узкой специализации. Тянитесь к знаниям и пестуйте в себе чувство любопытства к самым различным вещам и областям.

История нашего знаменитого сериала про Шерлока Холмса и доктора Ватсона началась со сценария. Юлий Дунский и Валерий Фрид однажды пришли на «Ленфильм» в творческое объединение телевизионных фильмов и положили на стол главного редактора Аллы Борисовой сценарий, который никто не заказывал. Это была их личная инициатива - экранизировать два ранних произведения Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и «Пёстрая лента»

Игорю Масленникову, который не был большим поклонником детективной литературы, этот сценарий понравился. Понравился тем, что он имел одну важную особенность. Он назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Основная ошибка двухсот фильмов, снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. Несмотря на то, что все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном, в фильмах он незаслуженно оказывается за кадром. При этом исчезает парность персонажей. Масленников заметил, что на Ватсона действительно мало обращают внимание. В сценарии Дунского и Фрида ему понравилось именно то, как поразительно точно и с иронией были выписаны взаимоотношения двух человек. Ватсон стал интересным, живым. Именно поэтому он решил взяться за постановку.

Самым сложным этапом оказалось утверждение исполнителей на главные роли. Холмсом Масленников хотел снимать с самого начала Василия Ливанова, с которым он работал на своём предыдущем фильме "Ярославна - королева Франции", где Василий Борисович играл рыцаря Бенедиктуса.


Фотопробы Василия Ливанова на роль Холмса

Но выбор приходилось отстаивать - о Ливанове не хотели даже слышать и настоятельно рекомендовали поискать другого актёра, например Олега Янковского, Сергея Юрского, Александра Кайдановского


Фотопроба Александра Кайдановского на роль Холмса

Но на помощь Масленникову пришёл современник Конан Дойла, первый иллюстратор рассказов о Шерлоке Холмсе Сидни Эдвард Пэджет. Фотопробу Ливанова сличают с рисунком начала XX века и сомнения отпадают



В судьбе доктора Ватсона сыграет роль тоже фотография, но уже другая. Дело в том, что за 100 лет существования этого персонажа, никто не задумывался как он выглядит. Так, в лондонском музее Ватсон самый разный: толстый, тонкий, с усами, с бородой, в очках, без очков, рыжий, черный, лысый, то есть никакой. Он как бы неуловим. Когда режиссёр предложил на его роль Виталия Соломина, над ним даже чуть не начали смеяться - в Соломине никто не видел англичанина. Как он с такой русской курносой физиономией будет играть англичанина. На фото пробы пригласили других актёров: Олега Басилашвили, Александра Калягина, Юрия Богатырёва, Леонида Куравлёва. Но тут Масленников в актёрском отделе «Ленфильма» обнаружил фотографию Виталия Соломина с наклеенными английскими армейскими усами. Споры тут же иссякли. Сходство Соломина с самим сэром Артуром Конан Дойлом поразило всех

На этих фотопробах в 1979 году Василий Ливанов и Виталий Соломин встретятся впервые. Как и их персонажи, они стали добрыми друзьями и сохранили эту дружбу на всю жизнь. Василий Ливанов в одном из интервью называл это одним из слагаемых успеха фильма. Настоящую дружбу сыграть невозможно, говорил он. Чтобы зритель в неё поверил, партнёры на самом деле должны были быть друзьями


Ливановы и Соломины на даче за чаепитием, 1982 год (фото В. Завьялова)

Для миссис Хадсон Масленников искал интеллигентную пожилую женщину, которая могла бы быть кем угодно - англичанкой, француженкой, голландкой, русской. Пробовались разные актрисы: Евгения Ханаева, Любовь Добржанская. Но именно в Рине Зелёной, которой на тот момент было почти 80 лет, он увидел то что искал. Её тоже не хотели утверждать на роль. Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок: "Как мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?" Она сама шутила на этот счет. Ее ведь звали на самом деле не Рина, а Екатерина Васильевна. Как-то Масленников обратился к ней: "Можно я вас буду называть Екатерина Васильевна?" "Да вы что, - последовал ответ, - уж лучше зовите меня Руина Васильевна". В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но актриса каждую реплику делала ударной. Это было замечательно сделано. Когда вышел первый фильм, Масленников сказал Рине Васильевне: "У нас хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль, допишем, прибавим…" Она ответила: "Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится"


Рина Зелёная на съёмках фильма "Кровавая надпись", 1979 год (из архива В. Ливанова)

По сценарию фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон" роль инспектора Лестрейда была комичной и перед режиссёром Игорем Масленниковым встала задача найти на эту роль комичного, забавного актёра. Выяснилось, что все наши комики какие-то очень уж русские, и найти "англичанина" — это целая проблема. На эту роль предложили двух совершенно разных по типажу актёров - Льва Дурова и Александра Ширвиндта. Но на пробах Масленников увидел, что как только они начинают играть, то сразу что-то неанглийское выходит. И тогда он вспомнил о Брондукове, который, как ему показалось, был интернациональным. Они встретились, но Борислав Николаевич сразу сказал: "Какой я англичанин? У меня же украинский акцент!" Масленников сказал, что роль можно переозвучить. Тогда Брондуков сказал: "Замечательно, если это будет Игорь Ефимов". Был на "Ленфильме" такой актёр, который работал, в основном, в дубляжной группе. У Борислава сработало внутреннее чутьё - Ефимов озвучил роль просто блестяще. Рисунок роли был найден довольно быстро. А вот с костюмом пришлось повозиться. Но когда наконец нашли образ Лестрейда — всё ему мало, он из всего вылезает, всё у него затянуто "в дудочку" - то Брондуков сразу понял, что надо делать. Через этот облик, через эти гетры, через эту дурацкую кепку понял, куда двигаться надо

Отдельное слово о музыке к фильму. Масленников сам признавал, что огромная часть успеха - это музыка. "Уберите из этих фильмов музыку Владимира Дашкевича - и они станут неинтересными, пресными", - говорил он в одном из интервью. Однако стиль был найден не сразу. Режиссёр как мог пытался объяснить композитору, какую "Британскую, имперскую" и в то же время ироничную музыку хотелось бы иметь в фильме, даже ночь провёл у радиоприёмника, записывая на кассетник музыкальные заставки ВВС. Масленников настаивал, чтобы Дашкевич прослушал эту заставку и написал что-то в этом стиле, но композитор постоянно забывал о радио. Когда режиссёр очередной раз позвонил с напоминанием, Дашкевич от отчаяния просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову. А в ответ услышел: "Владимир Сергеевич, только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и запишите, вы ж потом забудете". Так появилась легендарная мелодия, сопровождающая все фильмы сериала о Холмсе


Рисунок Виктора Оковитого к фильму "Знакомство" (из архива И. Масленникова)

Осталось найти где снимать Викторианскую Англию. Сама квартира миссис Хадсон была сделана в павильонах Ленфильма по старым фотографиям музея Шерлока Холмса. Большой удачей для картины, по мнению режиссера, стал и художник Марк Каплан. Специально для фильма он изучал иллюстрации Сидни Пэджета, который работал над книгами Конан Дойла при его жизни. Пиротехник Александр Яковлев изобрёл камин из гипсовых поленьев. Все с изумлением обнаружили, что можно устроить в павильоне камин, который будет совершенно как настоящий. Из огнеупорного кирпича выкладывалось основание камина, далее пиротехники сооружали металлический колпак с трубой, в основании укладывалась трубка-горелка змеевидной формы, подключенная к газовому баллону. Эту горелку декорировали раскрашенными гипсовыми поленьями. Размер пламени регулировался вентилем.


Оператор А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в "квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)

Титры к сериалу придумал сам Масленников. Его идею воплотил художник комбинированных съемок: в то время не было компьютерной графики и все делалось кустарным способом.
Вот что вспоминал Виктор Оковитый, художник комбинированных съёмок:
"Я хочу, чтобы титры появлялись на бумаге после проглаживания утюгом", - говорил режиссёр. А я уже думал, как это сделать, где достать старинный английский утюг, как сделать так, чтобы надписи появлялись, чтобы это было в стилистике картины, и так далее. Другой кадр он хотел получить с помощью пульверизатора или одеколона, который разбрызгивал загадочную жидкость, проявляющую буквы. А я как раз в это время, в 1978 году, женился, и мне подарили французский одеколон в необычном красивом флаконе. Я его и приспособил для этого варианта появления букв".


Рисунок Виктора Оковитого к фильму "Кровавая надпись" (из архива И. Масленникова)

Мебель, картины, посуду находили в музеях, покупали у населения. Англичане, увидев фильм, были удивлены: детали, вплоть до сервировки стола - все достоверно. Трубку Ливанов курит по-настоящему, а вот на скрипке - лишь имитирует движения профессионального музыканта, который показал, как это надо делать.
Кстати, трубок в фильме было три. Совершенно одинаковые, они отличались только клеймами. Первую делал знаменитый мастер Фёдоров, по прозвищу "Дед", который ещё для Сталина и Сименона трубки делал. Он сделал первую трубку и почти сразу после этого погиб под колесами троллейбуса. Между съёмками первого и второго фильмов эту трубку украли. Вторую трубку делали ученики Фёдорова. После съёмок какой-то из серий вторая трубка перекочевала в музей Ленфильма. Третью уже неизвестно кто делал, и неизвестно уже, почему нельзя было воспользоваться второй. Но именно эта третья трубка уцелела и хранится у Ливанова. Курил он в ней табак "Золотое руно" (хотя, по другой его же версии - "Амфору"). Трубка была такая большая, что её трудно было держать в зубах - в неё влезала треть пачки.


Василий Ливанов в роли Холмса (фото Д. Донского, АПН)

Игорь Масленников не думал делать сериал. Он хотел ограничиться одним фильмом. Но успех был таким, что в итоге ему пришлось снимать продолжение. В итоге было снято 5 фильмов из 11 серий. И никто, по крайней мере в нашей стране, больше не сомневается в том, как выглядят Шерлок Холмс и доктор Ватсон