Семья и Дети

Как определить ться или тся. Тся и ться в глаголах

Правило в одну строчку: чтобы написать в неопределённой форме глагола мягкий знак, нужно задать вопрос "что делать?" или "что сделать?", например: смеяТЬСЯ (что делать?) - он смеёТСЯ (что делает?).

Кажется, всё понятно! Однако на практике выходит иначе: ошибки на ТСЯ-ТЬСЯ допускают и школьники, и взрослые. Попробуем выяснить, что мешает применять такое "простое" правило.

Главная причина ошибок – смешение глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица настоящего или будущего времени. Чтобы преодолеть эту причину, нужно учитывать фонетические, морфологические и синтаксические особенности.

Рассмотрим фонетические особенности ряда глаголов. Сравните: боЯтся - боЯться, встрЕтится - встрЕтиться (для удобства место ударения обозначаем прописной буквой). При произношении эти глаголы не отличить друг от друга, потому что место ударения одинаковое и звуковой состав тоже.

Приведём для сравнения их транскрипцию и убедимся в сходстве:

боятся [бΛj"Ацъ], звуков 6, букв 6,

бояться [бΛj"Ацъ], звуков 6, букв 7,

встретится [фстр"Эт"ицъ], 9 звуков, букв 10,

встретиться [фстр"Эт"ицъ], 9 звуков, букв 11.

Часто глаголы и имена существительные произносятся одинаково: родниковая водица – не надо с ним водиться; рябенькая курица – гейзер курится. Иногда доходит и до курьёзов! Например, в тексте диктанта говорилось о медведице с тремя медвежатами. Ученик слово «медведица» пишет «медведиться». Слова созвучны, но совсем не похожи. Разное правописание слов выявляет орфограмму, опознавательный признак которой – [ца] на конце слова.

Есть глаголы, у которых формы совпадают частично. Глаголы «учИться» и «Учится» отличаются только местом ударения. Глаголы «пугАться» и «пугАется» имеют одинаковое ударение и разный звуковой состав.

Можно найти и такие глаголы, у которых нет никаких совпадений: «пробИться» и «пробьЁтся», «борОться» и «бОрется».

Глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ имеют ещё несколько особенностей.

Во-первых, они употребляются с отрицательной частицей НЕ (Солнцу через густой лес НЕ пробиться. В одиночку биться НЕ годится.).

Во-вторых, глаголы могут стоять очень далеко от того слова, от которого задаётся проверочный вопрос (Мы решили дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.).

В-третьих, глаголы используются в роли сказуемых в разных по составу предложениях: в двусоставных (Орланы стали кружиться над поляной. Снег искрится, сверкает на солнце.) и односоставных безличных (Стало смеркаться. Приходится отказываться от маршрута.).

И, наконец, глаголы в неопределённой форме выступают в роли второстепенных членов предложения: дополнения (Скитания по тайге приучили меня [к чему?] разбираться в следах.), определения (Все усилия [какие?] пробиться сквозь дебри оказались напрасными.), обстоятельства (Мы ехали на дачу [зачем?] избавиться от хлама.).

Теперь давайте правильно ставить вопросы к глаголам и учиться различать ТСЯ и ТЬСЯ в предложениях. Одной чертой подчёркнуты слова, от которых задаётся вопрос, курсивом выделены глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ.

Солнцу (что сделать?) через густой лес не пробиться .

В одиночку биться не годится (что делать?).

Мы решили (что сделать?) дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.

Орланы стали (что делать?) кружиться над поляной.

Стало (что делать?) смеркаться .

Снег (что делает?) искрится , сверкает на солнце.

Приходится (что делать?) отказываться от маршрута.

Скитания по тайге приучили меня (что делать?) разбираться в следах.

Все усилия (что сделать?) пробиться сквозь дебри оказались напрасными.

Мы ехали на дачу (что сделать?) избавиться от хлама.

ТРЕНИРОВКА

Не все чешуйки укатят..ся бог весть куда. Мой лыжный след уже золотит..ся от насыпавшихся в него чешуек. Тот снег, что присыпан берёзовыми веснушками, сохранит..ся дольше. Столбики снега под рыжими шляпками оплавят..ся и истончат..ся.

Так куда же отправит..ся, чтобы отыскать самых первых вестников весны? Весна сначала поселяет..ся в лесу. Уже и поля все очистят..ся от снежного покрывала, и на лугах пробьёт..ся первая робкая трава, а в лесу всё ещё лежит снег. Здесь прячет..ся зима от тёплых лучей весеннего солнца.

Можете решить тест на выявление уровня приобретенных умений: http://ruslit.ioso.ru/testing.htm

Литература

Фитковская Е.И. Изучение правописания глаголов на "ТСЯ" и "ТЬСЯ" с учётом вариантов орфограммы / Русский язык в школе. - 1985. - №5.

САМОПРОВЕРКА

Не все чешуйки (что сделают?) укатятся бог весть куда.

Мой лыжный след уже (что делает?) золотится от насыпавшихся в него чешуек.

Тот снег (что сделает?), что присыпан берёзовыми веснушками, сохранится дольше.

Столбики снега под рыжими шляпками (что сделают?) оплавятся и истончатся .

Так куда же (что сделать?) отправиться , чтобы отыскать самых первых вестников весны?

Весна (что делает?) сначала поселяется в лесу.

Уже и поля (что сделают?) все очистятся от снежного покрывала, и на лугах (что сделает?) пробьётся первая робкая трава , а в лесу всё ещё лежит снег.

Здесь (что делает?) прячется зима от тёплых лучей весеннего солнца.

На вопрос когда пишется -ться- а когда -тся-? заданный автором торосистый лучший ответ это если в конце вопроса есть "ь" (что делатЬ, что сделатЬ) , то и в глаголе есть ("тЬся"), если нет (что делает, что сделает) , то и в глаголе нет ("тся")

Ответ от Осока [новичек]
















16. Не сокращ. !





























Ответ от Двутавровый [активный]
з


Ответ от Илья Анисимов [новичек]
ЗАДАЙ ВОПРОС ЧТО ДЕЛАЮТ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ


Ответ от Nurila [новичек]
Нужно задать вопрос к глаголу.
Например: прятат (?)ся - что делаТЬ? - в вопросе есть мягкий знак, значит и в глаголе нужно писать "ться" с мягким знаком.
Теперь про "-тся". Если мы задаём вопрос к глаголу, и он отвечает на вопрос "что делает? ", то мы видим, что там нет мягкого знака, значит, в глаголе мы пишем "-тся".


Ответ от Apriori [гуру]
что делать и что сделает


Ответ от Ёергей [гуру]
когда слово отвечает на вопрос что делать или что делает


Ответ от Владимир [гуру]
45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись серьёзно!
1. Тире между подлежащим и сказуемым - не ставится.
2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
5. Не забывайте про букву «ё", иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.
7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.
8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.
10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
12. У слова «нет» нету форм изменения.
13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.
14. Заканчивать предложение местоимением - дурной стиль, не для этого оно.
15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
16. Не сокращ. !
17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
18. Что касается незаконченных предложений.
19. Если неполные конструкции, - плохо.
20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения…
23. Одного восклицательного знака вполне достаточно!! !
24. НИКОГДА! не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.
25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
26. Правиряйте по словарю напесание слов.
27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.
30. Неделите не делимое и не соединяйте разно-родное, а кое что пишите через дефис.
31. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.
32. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
33. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
34. Сюсюканье - фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.
35. Будьте более или менее конкретны.
36. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
37. Кому нужны риторические вопросы?
38. Слов порядок речи стиля не меняет?
39. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.
40. Стих, где рифма на глаголах строится, самым первым на помойку просится.
41. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, - завязывай в натуре с жаргоном.
42. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
43. Повторно повторять всё повторяющиеся однокоренные слова - это тавтология - лишнее излишество.
44. Если хочешь быть правильно понятым, не используй foreign language и варваризмы. Ферштейн?
45. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.

Урок русского языка 3 класс УМК «Гармония»

Тема урока: Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах.

Цели:

Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца , или -тся , или -ться ). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.

Закреплять изученный материал по теме «Глагол».

Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.

Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Посмотрели на гостей

И за знаниями скорей!

Пальчиковая гимнастика «Дом»:

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.

II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прочитайте запись на доске

Грамоте учи [ца] - всегда пригоди [ца] .

Что это? (Пословица.)

Как вы понимаете эту пословицу?

(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)

А чему мы учимся на уроках русского языка?

(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).

Эта пословица будет девизом нашего урока.

К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку:

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ...(Глагол .)

Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?

III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране.

Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …

Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …

Инфинитив- это…

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…

2.Работа с копилкой глаголов

На доске:

(стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).

А сейчас поиграем в игру «Мои друзья» .Вы будете работать в паре.

Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети записывают глаголы)

2 уч-ся за доской Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)

Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично )

Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично ).

Какие слова не попали ко мне в друзья?

(Дети перечисляют оставшиеся объекты .)

Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?

(Это глаголы неопределённой формы.)

Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)

Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.

IV.Выявление места и причины затруднения.

А сейчас вернёмся к пословице.

Грамоте учи [ца] - всегда пригоди [ца] .

- Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)

Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).

Давайте произнесём их.

Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])

А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие - -тся, а третьи - -ться.)

На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться.

С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)

Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться.

Грамоте учи т.ся – всегда пригоди т.ся .

Каллиграфическая минутка.

Пропишите сочетания - тся и - ться в тетради по образцу, записанному на доске.

Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)

V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.

Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)

Какую цель поставим?

Узнать, когда в глаголах пишется –тся , а когда –ться .

VI.Построение проекта выхода из затруднения.

Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)

Правило будем открывать сами.

- Давайте дадим характеристику глаголам.

Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)

учит.ся

- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)

Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)

Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь ?(Нет)

Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)

Сделаем вывод . (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся.)

Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.)

Запомнить это правило вам поможет стишок. Прочитайте его.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То его в глагол мы вносим.

Вы можете пользоваться любым способом.

Составление алгоритма . Работа в группах

А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу».

- Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.

1.Определяем, к какой части речи относится слово.

2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.

4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.

Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)

А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.

Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)

Какой частью речи является это слово? (Существительным.)

Какие звуки произносим на конце? ([ца])

А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)

Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)

Запишите в тетрадь.

Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)

Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.

Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)

Физминутка

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умы
ться ,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи ться , покача ться ,
Поклони ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться

По рисунку вспомнить пословицу:
Любишь ката [ца] , люби и саночки возить.
Друзья познаю
[ца] в беде.

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385. Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.

2. У доски

Записать предложения

Ученик готови[ца] к уроку.

Ребята любят готови[ца] к празднику.

Маша старае[ца] чисто писать.

Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

У меня на носу переноси[ца].

Уборка класса переноси[ца] на среду.

В нашей школе есть тепли[ца].

В печке тепли[ца] слабый огонёк.

Проверка коллективно.

IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания .

Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?
– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?
– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 386 на с. 18.

X. Рефлексия.

1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.

2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний

Тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.

3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.

4. Моё настроение.

Оценивание учителем. Дом. зад. с.19 упр. 387

  • Образовательная: закрепление навыка определения инфинитива и форм 3 лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся;
  • Воспитательная: воспитывать внимание к слову, дисциплинированность, сознательность, через дифференцированное обучение воспитывать интерес к урокам русского языка;
  • Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока, оформление записей на доске и в тетрадях.

– Что такое глагол?
– Какая форма является для глагола начальной?
– На какие вопросы отвечает инфинитив?
– Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина и переведите ее на научный язык. О чем здесь идет речь?

Сказка об инфинитиве.
Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:
– Эх вы, разве так надо спрягаться?
– А как? – спрашивают глаголы, – ты покажи!
– Я б показал, – сокрушается Инфинитив, – только у меня времени нет.
– Время мы тебе найдем, – обещают глаголы, – какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
– Давайте будущее, – говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, да не забудьте про Вспомогательный Глагол. \
Спрягается вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачес ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он – Инфинитив, у него нет времени.

3. Дифференцированные задания на повторение пройденного материала:

1) Задание для 1 (слабой) группы учащихся:
– Выпишите из текста все глаголы в нФ (запись на доске):

Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

2) Задание для 2 (средней) группы:

– Спишите предложения и определите синтаксическую функцию инфинитива (запись на доске).

3) Для 2 (сильной) группы учеников (устно):

– Чем различаются глаголы говорить и сказать (видом – совершенным и несовершенным).
– Но если употребить их во 2-ом лице с отрицанием: (и) не говори; не скажи, то между ними обнаруживается совсем другое смысловое различие. Какое?
– Как можно изменить глагол, чтобы найти проверочное слово для написания безударной гласной в корне слова? (По лицам, временам, в прошедшем времени – по родам.) Докажите ответ с помощью примеров.

4. Новый материал. Правописание -тся, -ться.

1. На доске записаны 2 глагола. Прочитайте их. Как они произносятся? А как пишутся? Почему? Давайте разберем их по составу.

Учиться учится.

– Вывод: на конце глаголов вы слышим -ца, а пишем -тся или -ться.
– А почему мы пишем один глагол с ь , а другой – без ь ? как определить, где нужно ставить ь , а где не надо? (Задать вопрос.)
– Давайте сравним еще 3 слова, запишите их в тетрадях, пропустив 3 строчки.

Водица водиться водится.

– чем различаются эти слова? Делается следующая запись:

– Вывод (попросим сделать сильную группу учащихся): если слово отвечает на вопрос кто или что и является именем существительным, то на конце пишется -ца, если слово отвечает на вопрос что делать? и является глаголом в неопределенной форме, то пишется на конце -ться, а если слово отвечает на вопрос что делает? и является глаголом в форме настоящего времени, единственного числа, 3 лица, то на конце пишется -тся.

– Чтение правила в учебнике.

4. Закрепление:

1. Продолжение записи в тетрадях и на доске:

Красавица, любуется, сестрица, улыбается, улица, веселится(веселиться), струится(струиться).

Получается следующая запись:

2. Игра “Кто последний?” учащиеся называют по очереди сначала глаголы, которые пишутся с ь, затем глаголы, которые пишутся без ь.

3. Дифференцированное задание (обратить внимание на орфограмму № 23):

– 1-я группа – по карточкам.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно, рядом со словом поставь необходимый вопрос.

1. Когда слышит…ся (……………………)гром, не спеши выливать воду.
2. Если в корзине одна рыба испортилвсь, испортит…ся (…………………)вся.
3. Друг в беде узнает…ся (……………………).
4. Кто смерти не боит…ся (…………………), того и пуля сторонит…ся(…………………).
5. Как русский за штык берет..ся (……………………), так враг трясет…ся(………………).
6. Не потрудит…ся(…………………), так и хлеб не родит…ся(………………).
7. Если не совесть работаешь, стыдит…ся (………………) не придет…ся(………………).
8. Кто учит…ся(…………………)без книги, тот все равно что черпает воду решетом.

– 2-я группа – упр. 638.
– 3-я группа – упр. 640.

5. Итог урока. Коллективное задание. Слова для диктовки(писать только номер слова и ставить +, если ь пишется, и -, если ь не пишется):

1)запираться на засов; 2) употребляется в глаголе; 3) удивляться пению; 4) расстилается туман;5) собираться в школу;6) надо заботиться о здоровье; 7) всегда пригодится; 8) получается вкусно; 9) зима кончается; 10) сдается без боя.

Образец записи:

1) +; 2) -; 3) +; 4)-; 5) +; 6) +; 7) -; 8) -; 9)-; 10) -.

6. Домашнее задание: п. 110. упр. 639, найти в учебнике литературы пословицы, в которых есть орфограмма № 23 (ученики сами выбирают себе задание по силам).

Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.