Семья и Дети

Как проходят похороны у грузин. Обычаи и традиции грузии

Как провожали в последний путь в Грузии раньше и что изменилось к сегодняшнему дню? В каких регионах сохранились откровенно странные традиции и откуда они идут?

В гробу, как и полагается, – покойник. Правда, он не лежит, а сидит. Рядом с ним, там же, кукла в кружевном платье. «Пару» выносят из дома под причитания родных. Все это может показаться кадром из фильма ужасов, однако на деле – это один из гурийских похоронных обрядов. Так провожают в последний путь молодых мужчин, которые при жизни не успели обзавестись второй половинкой. Георгий Кекелидзе – глава Национальной библиотеки Грузии, говорит, что своими глазами видел этот ритуал. Сейчас он работает над диссертацией, в которой затрагивает вопрос гурийских похоронных и свадебных ритуалов и даже сравнивает их с мексиканскими. И в тех и в других по сей день присутствует некоторый элемент перфоманса, если, к примеру, человек, трагически погиб, говорит он:

«Я, например, видел на похоронах человека, погибшего в автокатастрофе, у гроба вместе с цветами лежал руль».

По словам главного библиотекаря страны, вместе с социальными изменениями со временем менялись формы ритуалов и на сегодняшний день некоторые из них сохранились лишь частично. В Гурии, например, была такая традиция:

«Существовала такая профессия, как плакальщик. Его можно было нанять: человек, который не мог по каким-то причинам поехать на похороны, платил плакальщику, который отправлялся туда вместо него, оплакивал покойника. Таким образом, считалось, что человек передал свои слезы и печаль».

До сегодняшнего дня этот ритуал сохранился, правда, лишь фрагментарно – без показного плача. Некоторые гурийцы до сих пор, говорит Георгий Кекелидзе, не имея возможности лично присутствовать на похоронах, отправляют туда знакомых. Те, в свою очередь, передают соболезнования семье погибшего. Это считается более уважительной формой соболезнований, нежели простой звонок по телефону.

Неизменным в некоторых семьях в регионах остается способ оповещения селян о кончине родственника. Непосредственно после смерти члена семьи родные начинают громко кричать и причитать – это своего рода знак, посредством которого соседи узнают о произошедшем, говорит Кекелидзе.

Поминки – одна из тех традиций, которую чтут по сей день по всей Грузии, в том числе и в столице. В свое время она носила очень даже практичный характер. Люди съезжались на похороны из разных сел и городов, путь зачастую был неблизкий, многим приходилось преодолевать его пешком. Соответственно, с дороги всех нужно было накормить. Кроме того, поминки носили и жертвенный характер – было принято раздавать еду неимущим. Блюда, как правило, были очень скоромные, и их помогали готовить соседи.

Помпезные застолья, говорит этнолог Нуну Миндадзе , «вошли в моду» примерно в 60-х годах прошлого столетия. Проводы в последний путь стали походить на торжества, к концу которых некоторые с трудом вспоминали о причине сбора.

«В Западной Грузии, например, раньше поминки проводились до похорон. Некоторые даже приходили со своей едой. Стол был очень скромным и отвечал одной цели – накормить собравшихся: соседей, близких, бедняков. А уже в 60-х годах традиция была исковеркана. Стало престижным устанавливать какие-то невообразимые памятники на могилах и закатывать застолья, на которых нередко можно было услышать, как люди рассказывают друг другу анекдоты».

Несмотря на то что в регионах некоторые продолжают чтить разные, порой достаточно странные традиции, в столице помпезность поминальных обрядов стала сходить на нет в последние годы, делится наблюдениями психолог Гага Нижарадзе . В советские годы богатые похороны были признаком достатка, сейчас же люди стали придавать этому меньше значения. На панихидах больше не звучат похоронный марш Шопена и произведения Баха. Поминки стали короче, а люди – трезвее.

В каждой стране свои особенности захоронения умершего человека, которые могут существенно отличаться, как собственно и стоимость такой процедуры. Так, в России традиционно устанавливают надгробья и памятники из гранита , а в Японии захоронения производят в вертикальных кладбищах. Вот что жители разных стран рассказывают о похоронах.

Похороны в Германии

Данное мероприятие в Германии требует серьезных денежных затрат и в среднем обходится в 7000 евро. Умершего можно кремировать или хоронить в гробу, чаще выбирается последний вариант – в 60% случаев, хотя он является и самым дорогим. Места на местных кладбищах не продают, а арендуют на 20 лет с правом продления по истечении указанного срока. В среднем за место на кладбище платят здесь 2400 евро и еще около 600-800 евро за уход за захоронением. Цена сильно зависит от города, чем он крупнее, тем цена выше.

Похороны в Румынии

В этой стране не проводят кремацию тел, а потому доступным оказывается лишь вариант захоронения. Хоронить могут в склепе или на кладбище. Стоимость места на кладбище зависит от размера города. В больших городах хоронить дорого, так как место стоит около 3000-3500 евро. В селе места не покупают, там хоронят бесплатно. При переезде в другой регион места на кладбище можно перепродавать.

Похороны в России

Стоимость похорон зависит от выбранного набора товаров и услуг. Государством выделяется некоторая сумма, которая запрашивается в Пенсионном фонде, но ее будет достаточно только для социальных похорон. Если умерший является одиноким и его некому похоронить, этим занимается государство за свой счет. В столице похороны обходятся дороже, в сравнении с иными городами. Платить за место на кладбище не нужно, исключением является только создание семейных захоронений на переполненных кладбищах. В последние годы все более популярной становится кремация из-за нехватки мест на кладбищах крупных городов.

Через некоторое время после похорон на могиле устанавливается надгробье и памятник. Такие услуги оказывает компания Данила-Мастер , где можно заказать самые различные ритуальные изделия как по каталогу компании, так и по индивидуальному проекту. Мастера компании не только изготовят памятники и надгробья, но и установят памятник, и сделают благоустройство захоронения.

Похороны в Бразилии

Стоимость их составляет 100-4000 евро. Часто бывает так, что семья не имеет средств на похороны, и они проводятся за счет государства, также малоимущим могут предложить оплату похорон в рассрочку. Средняя стоимость места на кладбище составляет 45 евро и это за один квадратный метр и только на три года. Цена сильно зависит от размера города. Специальных кладбищ для состоятельных граждан не существует.

Похороны в Норвегии

В этой стране распределением мест на кладбище занимается церковь, которой при жизни люди платят по 2% от своей заработной платы. За церемонию платят от 2000 евро. Земля берется в аренду на 20 лет, и каждый год оплачиваются услуги по уходу за могилой – около 100 евро в год. Одиноких людей государство хоронит за свой счет.

Похороны в Израиле

В этой стране похороны проводятся в законодательном порядке. Есть крупная компания занимающаяся похоронами, которой нужно заплатить 200 долларов. Еще 1400-1500 долларов пойдет на установку памятника. Всего же на похороны тратят в Израиле около 2000 долларов.

Похороны в Грузии

В этой стране православная вера, а потому захоронение производится в гробах и обычно в семейных усыпальницах. Если у семьи нет усыпальницы, место под захоронение придется купить, а это около 125 евро. Бесплатно хоронят граждан, которые относятся к социально-незащищенным слоям населения. Есть дорогие кладбища для богатых, где место стоит от 500 евро.

Понравилась эта новость? Тогда жми .

Утром стало известно, что жена угадала. Умер наш сосед. Еле заметная ирония, которой, я пытаюсь сдобрить сей печальный рассказ, в данном случае вполне уместа. Соседу было 104 года. И смерть его настигла, как оказалось, когда он по традиции принес на ужин из погреба прохладное красное вино. Жизнь старика вполне себе удалась - последнее дыхание он испустил уже после того, как опрокинул пару стаканчиков. Одним словом, не смерть, а мечта.

Но разговор сейчас не об этом. Так получилось, что прощание с соседом, которого я видел всего пару раз, стало моим первым опытом присутствия на грузинских похоронах. Тут принято обязательно ходить на панихиды. Это своего рода клуб,где собираются все более-менее знакомые люди и обсуждают свое житье-бытье. Ну и периодически вспоминают добрым словом покойника - ведь именно благодаря ему они сноваувиделись. Да что там, один известный актер рассказал мне, что даже отказался переезжать к сыну в Америку только потому, что по ту сторону океана не принято собираться на панихидах и судачить о жизни. Так что все более, чем серьезно.

Поход на панихиды - это своего рода долг каждого настоящего грузина. Даже если умер двоюродный дедушка твоего бывшего одноклассника, ты должен сходить и засвидетельствовать свое почтение. По идее, вполне себе достойная традиция.

В таком большом городе, как Тбилиси, похороны - это уже вполне себе современная процедура. Одна из немногих традиций, которую здесь чтут - это не переступать сразу после панихиды порог собственного дома или офиса. Так что по вторникам и четвергам и субботам, а именно в эти дни принято хоронить в Грузии, для кафе и магазинчиков наступает настоящий праздник. Ибо посещаемость подобных заведений возрастает в разы.

В деревнях и селах с выполнением традиций и примет дело обстоит несколько иначе. Я вот гощу у родственников в горах. И тут прощальные обычаи достойны пера большого литератора. Ну а посколько такового пока рядом не наблюдается, попробую обо всем рассказать сам.

Итак, наш скоропостижно скончавшийся 104- летний сосед. Праправнук дедушки Автандила, так величали покойного, решил не изобретать велосипед и пригласил на панихиду бригаду плакальщиц. Хотя, скорее, доблестную команду облаченных в черные платья и укутанных в черные же шали женщин можно было бы назвать труппой. Ибо с такой верой в предполагаемые обстоятельства могут творить только большие артисты.

Текст похоронного плача особым разнообразием не отличался. Фразы «На кого ты нас покинул» звучат, наверное, на всех прощаниях в мире. Но то, с каким самозабвением это проделывали приглашенные, достойно всяческого восхищения.

В этот раз особенно разошлась старшая плакальщица. Для того, чтобы показать, как она убита потерей столь дорогого для нее человека, она не только голосила громче всех, но и расцарапывала себе лицо. Закончилось все тем, что плакальщицы были выставлены за дверь. Принявший со смирением уход прадеда, 60-летний правнук впал от рыданий нанятых им же женщин в такую глубокую депрессию, что сам едва не свел счеты с жизнью.

То, что на другой день после похорон ему пришлось иметь дело с бригадиршей плакальщиц, явившейся с требованием повышенного гонорара и демонстрировавшей в качестве доказательства расцарапанные в кровь щеки, это уже предмет для другого рассказа.

Кстати, на тех, кто пришел на панихиду, плакальщицы, наоборот, произвели самое благостное впечатление. «Вот как правнук о прадеде позаботился», - говорили соседи, дальние знакомые и соседи дальних знакомых, заполнившие двор дома. Лица многих при этом осенило задумчивое выражение: то ли они что-то припоминали о покойном, то ли размышляли, организуют ли их потомки присутствие подобных добросовестных плакальщиц на их собственных похоронах.

Заботиться о своем последнем земном дне - тоже в традициях грузин. Особенно это отличает менгрелов. Стоявший вчера рядом со мной на панихиде мужчина, которого я видел первый раз в жизни, поведал мне о том, как однажды едва ли не бежал с похорон дальнего знакомого своего близкого знакомого. Находясь на пороге смерти, предусмотрительный вице-усопший решил записать на магнитофон приветствие тем, кто придет на его панихиду. В итоге всех входящих во двор его дома встречали слова покинувшего этот бренный мир: «Как я рад, что вы пришли. Спасибо, располагайтесь».

Тех, кто не побоялся после этого продолжить путь в сторону дома, где, по идее, должен был находиться гроб, ожидало еще одно испытание. Вдова и дети, помятуя о том, как глава семьи любил леживать под деревом, пропуская по стаканчику-другому, решили и в его последний день пребывания на земле устроить своего дорогого мужчину в привычной позе под привычным деревом с привычным кувшинчиком вина. Именно так тот и встречал пришедших сказать ему последнее «прости».

В другом селе подобного авангарда решили не проявлять. Но и опускаться до похорон по старинке тоже не захотели. А потому подсветили смертный одр разноцветными лампочками, отчего гроб напомнинал, скорее, новогоднюю елку. Но главное, что покойник остался доволен. В этом родственники были уверены.

Вообще, похоронные традиции Грузии иногда напоминают обычаи Древнего Египта. Когда скончался дядя Георгий, брат бабушки моей подруги, ему в гроб положили бумагу и ручку, чтобы он на досуге смог, наконец, закончить свои мемуары.

А тетя Мзия, соседка моего издателя, рассказала и вовсе фантастическую историю. В ее селе с интервалом всего в одну неделю умерло двое мужчин. Когда пришел черед хоронить второго усопшего, к его вдове обратилась вдова того, кто был предан земле неделей раньше.

«Я забыла мужу положить в гроб любимые ботинки, а он так любил в них гулять. Можно, я передам их через твоего мужа?» Женщина вошла в положение односельчанки и взяла передачу. На келехах (это поминки по-нашему) две вдовы сидели рядом и вполголоса обсуждали, как пройдет встреча их мужей.

На следующее утро вдова номер один снова пришла в дом к соседке, чей вдовий стаж был на семь дней меньше. «Надо срочно вскрыть могилу твоего мужа! Я передала для своего Ачико не те ботинки!»
Но на сей раз достичь консенсуса женщинам не удалось. «Во-первых, я ни за что не стану тревожить останки мужа. А во-вторых, он у меня очень честный и наверняка уже успел передать ботинки твоему!»

Но самые строгие традиции чтят в Сванетии, горном регионе Грузии. С вендеттой, по которой, бывало, вырезали целые семьи, там покончили. Но поводов для нее все равно стараются не давать. Когда у сванов умирает родственник, они открывают список, в который заносят всех, кто не пришел проститься.

Какое счастье, что теперь в Сванетию можно долететь на самолете. У бабушки бывшего мужа подруги моей жены умер племянник. Завтра мы едем на панихиду...

Несмотря на то, что официальным государственным языком Грузии является грузинский язык , лингвистическая карта страны достаточно пёстрая.

Грузинский язык составляет основу делопроизводства, литературы, музыки и СМИ. Тем мне менее, родным он является лишь для 80% населения Грузии.

На северных регионах и в непризнанной Тбилиси Абхазии имеет место абхазский язык , стоящий в отдельной языковой группе. На этом же языке говорят в некоторых северных районах Грузии в общей сложности более 100 тысяч человек.

На границе с Кабардино-Балкарией, в регионе Сванети, существует достаточно крупная этно-группа, говорящая на сванском языке . По последним данным, он является родным для 30 тысяч человек, что по меркам Грузии является достаточно большой цифрой.

Самым же крупным языковым меньшинством Грузии является мегрельский язык . На нём, только по самым скромным подсчётам, разговаривают более 500 тысяч человек, проживающих в западных областях Грузии и близ черноморского побережья.

Каждый из языков Грузии имеет как минимум одно печатное СМИ.

На русском же языке в Грузии принято говорить в крупных туристических зонах, в отелях и на курортах. Количество постоянно проживающих в Грузии носителей русского языка резко сокращается с каждым годом.

Религия

Согласно данным переписи населения, большая часть грузин относят себя к православной ветке христианства, а именно - Грузинской православной церкви . Это одна из старейших ветвей православия, окончательно утвердившаяся на этих землях уже в 467-м году.

Собор Святой Троицы в Тбилиси

Второе место в списке религий современной Грузии занимает ислам . Официально его исповедуют 10% грузинских граждан. Мечети можно увидеть в Тбилиси и ряде крупных городов.

На третьем месте по количеству верующих в Грузии - Армянская апостольская церковь . Всего армян в Грузии около 250 тысяч, и почти все они являются прихожанами национальных храмов.

Католиков в Грузии мало - всего 2% от общей численности населения. В Тбилиси существует большой приход римско-католической церкви, а также армянской католической церкви.

Меньше всего в Грузии иудеев - всего 13 тысяч человек, по последним данным.

Праздники

Особенности культуры

Главное, что нужно помнить о грузинах, отправляясь на их землю - это один из самых гостеприимных народов. Качество это взращивается с самого детства, но и гость должен понимать, что злоупотребление гостеприимством грузина равносильно величайшему оскорблению.

Если вы гостите в грузинском доме по приглашению хозяев - не забудьте подарки для каждого члена семьи. Для грузин обмен подарками - это ритуал, и в ответ на подарок от гостя также принято что-нибудь подарить. Вещь не должна быть дорогой, но она должна быть подарена от чистого сердца.

Согласно древним законам грузинского этикета, любой гость имеет право жить в хозяйском доме три дня , а на утро четвёртого дня - вежливо спросить, сколько ему можно оставаться в гостях.

Мужчина в традиционной грузинской семье - глава, защитник и основной источник дохода. Женщины исторически занимались домашним хозяйством и воспитанием детей, к XX веку с массовой эмансипацией эти грани начали стираться.

До сих пор в грузинских семьях сильно почитание старших в роду. Если кто-то из родителей против свадьбы молодожёнов, то все приготовления сворачиваются.

Также грузинский жених обязан поладить с будущей тёщей. Если до свадьбы между ними вспыхивают ссоры - жених имеет право разорвать помолвку.

Похищение невесты из романтичного ритуала в современном грузинском обществе превратилось в жизненную необходимость. Согласно традициям, если невесту похитили перед свадьбой - то пышного и дорогого торжества не будет, и свадьба справляется в узком семейном кругу. Многие семьи на таком национальном обычае экономят огромное количество денег.

Национальные наряды на грузинскую свадьбу

Застолье в Грузии - важнейший элемент национальной культуры. На любой, даже незначительный праздник принято приглашать всех близких родственников и друзей. Отказ от приглашения сесть за праздничный стол - страшнейшее оскорбление хозяина.

Настоящий грузинский тамада - это или хозяин застолья, или выбранный хозяином уважаемый человек из числа гостей. В обязанности тамады входит произнесение тостов и пожеланий собравшимся. Тамаду принято внимательно слушать, на время, отложив еду, какой бы вкусной она ни была.

Тосты в грузинской традиции пиршества произносятся в следующем порядке: тост-приветствие собравшихся гостей, потом должен прозвучать тост о поводе праздника, после него обязателен тост за родителей и предков, и тост за мир в семье. В числе последних, звучат тосты за здоровье тамады и последний обязательный тост - бокал во славу Святых небесных покровителей.

Как правило, гостя иностранца на традиционном застолье всегда просят произнести алаверды - ответный тост в благодарность хозяевам праздника.

Народные гуляния в Грузии никогда не обходятся без музыки - легендарное хоровое пение здесь можно услышать на любой улице любого города, включая шумный и современный Тбилиси.

Из традиционных грузинских танцев наиболее известны три: Картули, Хоруми и Арачули.

Самый популярный благодаря грузинским фильмам танец - картули . Всегда исполняется в паре мужчиной и женщиной, которые изображают двух влюблённых. Это среднетемповый танец, но всегда исполняемый под динамичную народную мелодию.

Хоруми исполняет большая группа мужчин, одетых в национальные костюмы. Это военный танец, который, по канону, обязаны исполнить 40 танцоров. В последние годы канон часто нарушается, и на небольших мероприятиях танцуют малые группы, иногда даже без музыкального сопровождения.

Танцевать арачули имеют право только незамужняя женщина и неженатый мужчина. Многие путают его с лезгинкой, но это в корне неверное сравнение.

Какими надгробиями увековечены знаменитости в Грузии? В поисках ответа корреспондент Sputnik - Бесик Пипия посетил целый ряд кладбищ, запечатлев на фото могилы незаурядных людей: литераторов, актеров, художников, политических деятелей, представителей духовенства, бизнеса, спорта. Словом, тех личностей, которые так или иначе оставили след в истории и памяти поколений.

Здесь похоронена Инесса Андроникашвили-Церетели - супруга известного художника Зураба Церетели. Рядом с покойной отведено место для ее мужа. Могилу украшает изготовленная Зурабом Церетели скульптура Святой равноапостольной Нино, крестившей Грузию в IV веке.

В местечке Бодбе в Кахетии в кафедральном соборе Святого Георгия покоятся останки св. равноапостольной Нино Каппадокийской, которая принесла христианство в Грузию в начале IV века. Она вступила на грузинскую землю с крестом, сделав его из виноградной лозы и перевязав две ветки своими волосами, и обошла всю страну, исцеляя больных и обращая народ к Богу. Ее проповедь привела к христианству всю Грузию.

Великий царь Грузии всех времен Давид Агмашенебели (Строитель), правивший государством в XII веке, завещал похоронить себя у входа в Гелатский монастырь таким образом, чтобы каждый входящий в храм наступал ногами на его могильную плиту, чтобы сердце царя могло ощущать сердцебиение каждого грузина.
Вот как описал это место Виктор Астафьев: «В Гелатском монастыре у входа, лежала громадная плита, грубо тесанная из дикого камня, и на ней виднелась полустертая ступнями людей вязь грузинского причудливого письма. «Пусть каждый входящий в этот храм наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его»… Все вокруг Гелати приглушило дыхание. Здесь молчала вечность, внимая печальной мудрости творца, вникая в смысл нетленных слов, вырубленных на камне...»

Александр Грибоедов, уезжая на службу в Персию, сказал супруге Нино Чавчавадзе: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре св. Давида». Нино Чавчавадзе выполнила просьбу супруга, похоронила его на склоне горы Мтацминда, св. горы, возвышающейся над Тбилиси. Покоится великий русский писатель в скале на нижней террасе, в маленьком гроте с каменной аркой. На надгробье выбиты слова любящей жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, Но для чего пережила тебя любовь моя!» Чавчавадзе пережила Грибоедова почти на 30 лет, так и оставшись безутешной вдовой.

Великий писатель Илья Чавчавадзе, окруженный в Грузии подлинно всенародной, благоговейной любовью и почитанием, погребен на горе Мтацминда неподалеку от могилы Александра Грибоедова. В ограде у центральной ниши, на фоне красного камня, эффектно выделяется бронзовая женская фигура, держащая в руке лавровую ветвь. Памятник имеет название «Скорбящая Грузия», оплакивающая своего великого сына. Бронзовая фигура женщины была отлита в Париже в 1911 году.

В некрополе в Тбилиси, где похоронены известные писатели, артисты, ученые и национальные герои Грузии, покоится прах матери Иосифа Сталина Екатерины (Кеке) Геладзе-Джугашвили.

«Я поездом ехал, ехал, ехал... Потом машиной ехал, на лошади ехал... А он говорит, что сына нет здесь», «Мой отец воевал, его отец воевал, его отец, его, его, его отец воевал тоже», «А винограда тебе не жалко? Он живой. Ему не больно, да? Ты его не сажал, не пахал. Ты только виноград кушать любишь». Эти цитаты звучат в кинофильме «Отец солдата» из уст героя картины Серго Закариадзе. Великий артист похоронен на горе св. Давида.

Памятный знак на могиле народной артистки Грузии Софико Чиаурели и ее супруга знаменитого советского футбольного комментатора Котэ Махарадзе.

Скромное надгробие у футболиста тбилисского «Динамо» Давида Кипиани, которого советские СМИ называли не иначе, как «дирижер, профессор, маэстро, гений, мудрец…». Великий футболист погребен на Сабурталинском кладбище, где покоятся другие звезды Михаил Месхи, Слава Метревели, Гиви Чохели...

С четвертого раза обрел вечное упокоение первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа. Он, по основной версии, 31 декабря 1993 года застрелился и был тайно похоронен в западногрузинском селе Джихашкари недалеко от места гибели. В феврале 1994 года по требованию супруги Мананы Арчвадзе-Гамсахурдиа тело бывшего президента было вывезено из Грузии и предано земле в Грозном. Во время второй чеченской войны 1999 года могиле угрожало разорение, и прах Звиада Гамсахурдиа был перезахоронен в третий раз в тайное место. В марте 2007 года в Грозном в одном из парков была обнаружена могила Звиада Гамсахурдиа и его останки перенесены в Грузию и погребены в некрополе в Тбилиси.

Так, скромно выглядит могила знаменитого руководителя военизированного отряда «Мхедриони» («Рыцари») Джабы Иоселиани.

Надгробие погибшего при загадочных обстоятельствах в 2005 году премьер-министра Грузии Зураба Жвания.

Бадри Патаркацишвили - первый грузинский миллиардер, внезапно скончался в Лондоне в феврале 2008 года. По решение супруги и детей бизнесмена похоронили в Тбилиси во внутреннем дворе его резиденции «Аркадия». Мемориальный комплекс с колоннами отделан мрамором и украшен двумя фигурами бронзовых львов. На могильной плите всего одна надпись на грузинском языке «Бадри».

Место упокоения Эдуарда Шеварднадзе находится на закрытой территории в Крцаниси, где расположены правительственные резиденции. Рядом с экс-президентом Грузии покоится супруга Нанули Цагареишвили-Шеварднадзе.

На кладбище Кукия в семейной очень скромной усыпальнице предали земле человека из списка журнала «Форбс» Каху Бендукидзе.