Здоровье

Как сделать теневой театр для детей? Мастер-класс по изготовлению универсальной ширмы и шаблонов для теневого театра Театр теней колобок шаблоны.

В комнате темно и слышны лишь небольшие шорохи последних приготовлений, как вдруг загорается свет. Он упирается в экран белого листа. Папа последний раз прочищает горло, а на сцене появляется первый силуэт. И сказка оживает…

Теневой театр — это отличный способ устроить волшебное представление, занять и успокоить деток, развить воображение ребенка или просто уложить ребенка спать. При этом воображение крохи работает на все 100, ведь в силуэте ребенок будет пытаться угадать бабушку, собачку или мышку. Нежный и родной голос из-за кулис ведёт рассказ о далеких (или не очень) странах, о ребятах и зверятах, о добре, зле и о самом настоящем волшебстве. И всё это можно сделать своими руками из подручных средств всего за 15 минут.

Организовать сцену для теневого театра можно из старой коробки и из нее же вырезать силуэты главных героев, включить лампу и сказка оживёт прямо на глазах. Итак, приступим.

1. Делаем сцену

На дне старой коробки намечаем прямоугольник для экрана.

Контур не обязательно делать прямоугольным. Края можно скруглить и добавить декоративных узоров. Тем самым коробочка для теневого театра приобретёт абсолютно волшебный вид.

Вырезаем отверстие.

Окрашиваем эту дырявую коробку (пункт необязательный, но так она будет выглядеть аккуратней).

С внутренней стороны наклеиваем лист бумаги, по размерам слегка превосходящий отверстие.

2. Герой на палочке

На листе рисуем персонажей сказки, а лучше распечатываем готовые шаблоны .






Вырезаем персонажей, наклеиваем на картон любой плотности. Вырезаем силуэты и фиксируем на палочке. Для этого подойдёт изолента, клеевой пистолет или скотч. Я использовала изоленту и клеевой пистолет, чтобы уж наверняка)

Я использовала кулинарные шпажки, но также для этого хорошо подойдут палочки-эскимо, старые стержни или карандаши.

Также готовим декорации (окружающую героев обстановку). Для этого просто вырезаем их из картона любой плотности. Чем толще будут декорации, тем сложнее их будет вырезать, и тем проще будет их фиксировать у экрана.

3. Lifehacks

  • крепление декораций

По периметру можно закрепить полоски картона, в которых будет удобно фиксировать декорации.Все, сцена для театра теней готова.

  • отверстие снизу

Чем дальше герои находятся от экрана, тем более размытыми кажутся их силуэты. Чтобы сохранить устойчивость сцены, но иметь доступ «за кулисы», я сделала отверстие в опорной стенке. Тем самым герои стали ближе к экрану, а управлять ими стало легче.

  • крепление героев

Удержать всех героев в одной руке практически не реально. Даже с «Курочкой Рябой» было сложновато. Для того, чтобы не держать в руке неактивных персонажей, сделаем небольшие надрезы у основания сцены. Эти надрезы хорошо удержат героев на небольших шпажках. Если вы используете, например, палочки эскимо, то надрезы будут немного иными.

4. Делаем шоу

Теневой театр своими руками почти готов, осталось установить нашу конструкцию. Позади ставим лампу и направляем на экран. А далее следуем сценарию и становимся режиссёрами-постановщиками.

Для Вашего удобства я подготовила несколько шаблонов для самых первых и простых в постановке сказок. А для сказок «Колобок» и «Теремок» Вы там найдёте отличные тексты в стихах.

Вот одна из первых наших постановок. Там хорошо видно как трудно было управляться с героями до этого.

Волшебных Вам вечеров!

аннотация :
Это удивительная книга-игра превращается в настоящий настольный театр, где истории разыгрывают необычные актеры - тени.
В ней вы найдете:
Складную сцену театра теней;
Набор для вырезания силуэтных изображений персонажей и декораций для двух театральных постановок, созданный по мотивам работ замечательной художницы Елизаветы Бём;
Две известные сказки, представленные в виде пьес;
Новые интересные идеи!

Придумайте свою собственную постановку! Выберите сказку, которую хотелось бы увидеть на сцене или придумайте свою собственную историю. Разделите ее на несколько частей (сцен), продумайте диалоги героев. Воспользуйтесь декорациями и силуэтами из этого набора или создайте собственные. Создавать новых персонажей совсем нетрудно. Если у вас нет черного картона, рисуйте на белом, а потом просто закрасьте силуэт черной краской. Попробуйте использовать для украшения своих декораций или персонажей разные материалы: перья, кружево, сукно, цветную папиросную бумагу.



Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете….

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный долгосрочный проект

« Теневой театр в детском саду»

Стебенькова Анна Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка

Детский сад № 99»

г.Чита

Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием творческих способностей детей с

использованием теневого театра.

Представленная работа раскрывает поэтапный вектор реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников, умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности через теневой театр.

Каждый этап работы достаточно подробно представлен предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов, атрибутов и т.д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала, что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком, подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого действия .

Успешность проекта заключается в опоре на основной вид деятельности дошкольника – игра, а так же привлечение нетрадиционных технологий и форм театрализованного действия: « пижамные сказки» рассчитанные на детей с круглосуточным пребыванием в ДОУ и использование их родителями в домашних условиях;

«оздоровительные теневые сказки» на снятие страхов и психологического напряжения; «интерактивные сказки» с непосредственным участием как детей так и взрослых. А это всегда интересно, весело, увлекательно и оставляет яркие детские позитивные впечатления о времени проведённом в детском саду на всю жизнь!!!

В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем.

При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.

Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б.М. Теплов.

Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях.

Данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников.

В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр.

В ходе исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование устойчивого интереса к театральному искусству.

Задачи:

  1. Познакомить детей с теневым театром.
  2. Создать условия для развития творческой активности детей.
  3. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
  4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Участники проекта: Дети, родители посещающие «Театральную студию – Арлекин».

Сроки проекта: 2 года октябрь 2013г – апрель 2014г; октябрь 2014г – апрель 2015г.

  • Этапы работы :

    1 этап: Накопительный.
    2 этап: Творческий - репетиционный.
    3 этап: Результативный.

    Накопительный
  • Подборка литературы по театру: (Образцов. К.Л. « Как сделать куклу своими руками»; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками».)
  • Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями.
  • Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой.
  • Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра.
  • Оформление родительского уголка на тему « Теневой Театр», «Развитие творческих способностей через театр».
  • Работа с рукой и светом.
  • Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок (лес, горы), персонажи для сказок.Творческий
  • Оформление театрального теневого уголка в «Театральной – студии АРЛЕКИН»
  • Изготовление ширмы для теневого театра. (Пенопластовых труб)

Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок: « Снежная Королева», «Золушка», Пижамные сказки - «Сказка о глупом мышонке».(см.приложения №1,2,3)
- Организация проведение театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.
- Викторина: « Покажи нам тень, а мы ее угадаем»
Результативный

  • - Анализ и подведение итогов реализации проекта
  • - Выставка детских работ,
  • - Фото отчет на сайте группы.
  • - Отзывы родителей о проекте.
  • Драматизация теневой сказки «Снежная Королева», «Золушка».
  • Проведение занятий по театральной деятельности.
  • Фото – выставка « Мы играм в теневой театр».

Технологическое обеспечение проекта

Организация работы с детьми

Воспитательно- образовательные задачи.

Для игры-драматизации.

Для изобразительной деятельности.

Чтение детской художественной литературы, слушание аудиозаписей, просмотр муль-, видеофильмов, рассматривание иллюстраций, наблюдение ситуаций в жизни

Развивать интерес и любовь к прослушиванию художественных произведений; знакомство с выразительными средствами речи: интонацией, темпом, тембром; работа над звукоподражанием.

Познакомится с текстом произведения и событиями, их характеристикой.

Повторить текст сказки.

Познакомиться особенностями речи каждого персонажа.

Учить детей связно и живо рассказывать сказку, передавать диалогическую речь.

Учить детей работать с куклой теневой.

Работа со светом.

Познакомиться с внешним теневым видом героев событиями, которые предстоит изобразить. Показать возможный вариант трактовки внешнего вида образа, показать характерные позы персонажей, композиционное изображение отдельных событий. Закрепить знания о внешнем виде строении частей тела, характерные позы, окраска.

Придумывание совместно с детьми сказок, фантастических историй, рассказов, небылиц

Развивать творческое воображение и умение реализовать замыслы в речи.

Составление текстов из личного опыта, в продолжение известного произведения, придумывание сценариев театральных этюдов, постановок

Создание книжек с собственными теневыми иллюстрациями

Включение различных видов подвижных игры

Учить снимать зажатость и скованность.

Развивать двигательные способности детей, ловкость подвижность.

Театральные игры – развивают воображение и фантазию. Развивать умение оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

Уметь ориентироваться за ширмой, равномерно размещаться по ширме, не сталкиваясь с друг другом куклы.

Познакомиться с сюжетом игры и продолжить играть самостоятельно.

Проигрывать подвижные речевые игры.

Игры с предметами.

Специальные театральные игры (этюдные)

Движение в разных темпах. Тренировка внимания.

Повтори действие за героями сказок по иллюстрациям

Знакомство с теневым театром

Особенности театрального искусства.

Коллективное творчество;

Искусство, творящееся каждый раз заново;

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать умение двигаться за ширмой, не сталкиваясь с друг с другом.

Формировать интерес к теневому театру, желание управлять куклами различных систем.

Изготовление атрибутов к постановки театра, реквизит, теневой театр.

Рисуем сказку «Золушка», «Снежная Королев»

Включение различных видов релаксационных игр и упражнений

С помощью ритмопластики развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность -и музыкальность.

Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, руки.

Развитие воображения (способность к пластической импровизацией под музыкой)

Подвижные, дидактические,

имитационные игры, игры-путешествия.

Игры занятия, беседы с детьми познавательного характера.

Рисуем сказку «рукой и тенью», слушая музыку

Участие детей в создании сопутствующей развивающей среды

Обогатить развивающею среду в группе. И пополнить атрибутами театральный уголок. модернизация классификации театрализованных игр с учетом современных

технологий;

разработка картотеки и тематики художественной литературы с учетом

возрастных особенностей детей для занятий познавательного цикла;

изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных

игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных

персонажей;

Изготовить теневые декорации для сказки и персонажи сказок

«Золушка», «Снежная королева»

Пение, элементарное музицирование, танцы.

Воспитывать готовность к творческому пению. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Умение согласовывать свои действия партнерами, менять свое отношение к предмету места действий и партнера по танцу.

Развивать музыкальный слух.

Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами, и с предметами заменителями.

Изготовление элементарных костюмов

(листики для феи, цветы, блески)

Самостоятельная художественная деятельность:

Изобразительная,

Театрализованная.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение).

Самостоятельно ввести новый тип игры спектакля (спектакль пантомима, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль, спектакль балет)

Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умение детей, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики.

Показ сказок для ночующих детей

«Пижамные сказки»

Изготовление мини – декораций для спектакля (спектакль пантомима, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль, спектакль балет)

Игра- драматизация в группе детей, на театральной сцене перед детьми и взрослыми

Показывать сочиненные этюды по сказкам, басням; развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

Уметь

импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

Перессказывание сюжета по ролям.

Рисуем аквагримом героя сказок, театр «рук». Помогают легко в житься в любимого героя и обыграть его.

Используя иллюстрации и схемы накладывание грима на лицо.

Организация

сотрудничества

Воспитательно – образовательные задачи.

Организация работы с родителями воспитанников

Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

Организация дней открытых дверей;

Совместные проведения досугов;

Целевые и спонтанные беседы с родителями воспитанников;

Собрание для родителей.

Наблюдение за действиями ребёнка во время театрализованного действия

Посещение занятий. Помочь ребенку снять зажатость и выполнять упражнения владения своим телом, попеременно. Консультация « Застенчивый малыш».

Применение опыта в домашних условиях.

Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетам по различным темам, «Новогодние чудеса в сказке», «Сказочные предметы», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой. Домашние спектакли.

Участие в создании развивающего пространства

Участие в подготовках к праздникам(пошив костюмов);

Оказание помощи в оборудовании комнаты сказок; Изготовление панно по сказкам, установление и закрепление атрибутов на сцене. Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек раскрасок, аудио – видеоматериалов для детей.

Непосредственное участие в совместных мероприятиях

Театрализованные представления с воспитанниками и родителями (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей)

Открытое НОД «Если б не было пожара»

Показ сказки «Кошкин дом» ; участие в театральной постановки, «Снежная Королева», «Золушка».

Стимулирование усилий ребёнка

Награждение детей и представление их к номинациям на мероприятии «День театра - 27 марта» «Самая лучшая Артистка (Артист) – 20… года», на театральных занятиях выборы главной роли под «аппладисменты», выбирают дети. и.т.д.


Представьте себе – вечерние сумерки, плотно задернутая штора и замершие в ожидании чуда зрители. Скоро возле самой обыкновенной лампы начнется волшебное представление, сотканное практически из ничего. Театр теней – завораживающее зрелище, которое нравится детям любого возраста, от годовалых малышей до младших школьников, которые с удовольствием принимают участие в подготовке спектакля и придумывают собственные сказки для теневого представления.

Для того, чтобы посмотреть театральное представление из света и тени, необязательно идти в настоящий театр. Всё это можно устроить дома, используя подручные материалы. Домашний театр теней – увлекательное и полезное занятие для всей семьи. В подготовке и проведении спектакля могут участвовать все, фантазия бьет ключом, сюжет полон неожиданностей, а уровень сложности декораций и фигурок зависит от интереса малышей и времени, которое все готовы этому уделить.

Какой театр теней бывает?

Пальчиковый театр представляет собой тени, которые появляются на экране благодаря различным положениям рук и переплетению пальцев «режиссера». Чаще всего это изображения всем известных животных, но профессионалы могут показать человеческие лица или какие-то неодушевленные предметы. Это здорово тренирует мелкую моторику и координацию.







Кукольный театр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций. Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласно действию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все, кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детской фантазии.


Что нужно для домашнего театра теней?

1. Источник света - это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.

2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной обувн коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.

3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.


Полезные советы:

1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.

6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

5. Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.

7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

Театр теней широко практикуется в системе педагогического воспитания. При этом данный вид искусства, как правило, не требует сложного оборудования и серьезных актерских навыков, что дает дополнительные возможности для использования его как в образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.

История возникновения

Согласно отдельным историческим источникам, театр теней как искусство зародилось в Древнем Китае, в эпоху династии Хань. По другой версии, теневой театр был заимствован из культуры Древнего Египта. Наиболее распространенным сюжетом для спектаклей в Китае был исторический эпос. В других же государствах, перенявших данный вид искусства, сюжет также имел собственную специфику. Так, например, в Индии теней чаще были ориентированы на религиозную тематику, а в Турции - на комедийную.

В нашей стране теневой театр появляется на рубеже 17-18 вв., во времена правления Анны Иоанновны. Так, например, его элементы применялись в рамках школьных театров в духовных семинариях и академиях.

Роль теневого театра в развитии детей

Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка - это дополнительный способ его развития. Игры с тенью стимулируют фантазию малыша, развивают его воображение. Получение тех или иных персонажей здесь возможно, например, путем складывания пальцев определенным образом. Соответственно, это дает дополнительные возможности для развития ловкости рук ребенка, согласованности его движений.

При этом, если речь идет о раннем возрасте, то спектакль могут устраивать родители малыша. Дети же более старшего возраста уже способны сами принимать участие в спектакле. Для групповых занятий также возможно использовать теневой театр. В детском саду данные развлечения часто применяются в качестве упражнений для развития моторики и речи ребенка. А текстовое сопровождение, в свою очередь, стимулирует речевую культуру малышни.

Пальчиковый теневой театр

Данный вид является наиболее распространенным в работе с малышами. Он позволяет создавать теневой театр своими руками. Для его создания требуется ровный и лампа. Лампа должна находиться против центра экрана, на расстоянии нескольких метров от стены таким образом, чтобы свет падал прямо на нее. Лучше, если будет соблюдена следующая пропорция: ширина экрана равна расстоянию от лампы до экрана.

Материалом для экрана может служить любая полупрозрачная ткань либо калька, натянутая на фанерную раму.

Также подойдет простыня, закрепленная в дверном проеме. Или можно установить простую ширму, сзади которой будет располагаться источник света. При этом необходимо правильно выбрать ракурс, чтобы тень ведущего не перекрывала тени рук. Кроме того, для усиления эффекта в комнате должно быть максимально темно. Посредством складывания пальцев в определенную комбинацию вы получаете образ того или иного персонажа. Дальше все зависит от вашей фантазии. Чтобы сделать ваш спектакль более увлекательным, можно организовать чтение по ролям, включать соответствующий музыкальный фон и т. д.

Используемые образы

Силуэты для теневого театра можно выбирать самые разнообразные, в зависимости от сюжета вашего спектакля. Начинать лучше с более простых образов, постепенно усложняя комбинации. Самыми распространенными являются силуэты животных; также при помощи рук возможно изобразить человеческие фигуры, растения и различные предметы. При этом можно предоставить ребенку возможность самому называть персонажи или предметы, которые он видит. Также желательно изображать взаимодействие между персонажами: как они реагируют друг на друга, разговаривают, перемещаются в пространстве и т. д. Кроме того, каждый создаваемый образ можно сопровождать небольшим стихотворением, например: «Бабочка живет один день. Левое крыло бабочки - утренняя заря. Правое - вечерняя» (С. Козлов). Ваш спектакль будет более увлекательным, если при помощи персонажей рассказать сказку или басню (в которых присутствует небольшое количество героев). Например, хорошо подойдут басни И. А. Крылова.

Использование дополнительных средств

Если спектакль ориентирован на детей старшей группы детского сада, возможно, что пальчиковый теневой театр их увлечет меньше. Все-таки это занятие больше подходит для малышей. Как сделать теневой театр более ярким и запоминающимся? В данном случае возможно использование дополнительных средств. Так, например, если речь идет о спектакле в образовательном учреждении, а не о домашнем семейном вечере, лучше использовать настоящий, профессиональный экран.

Персонажами для спектакля могут стать как обычные куклы, так и специально изготовленные из различных материалов силуэты. При этом материал для вырезания персонажей лучше выбирать черного цвета. лучше прикреплять к палочкам. Можно усложнить действие, используя более подвижные формы. Так, например, это могут быть двигающиеся при помощи специальных веревочек.

Инструкция по изготовлению кукол

На тонком картоне делается эскиз, по которому вырезается головка будущего персонажа. При помощи клея либо канцелярской скрепки (также можно воспользоваться иголкой с ниткой) к головке прикрепляется бумажная трубочка для указательного пальца - вместе они образуют туловище куклы. В свою очередь, средний и кукловода становятся ногами персонажа. При этом фигурки лучше смастерить таким образом, чтобы их головы и конечности были двигающимися - это позволит сделать теневой театр для детей более динамичным и эмоциональным.

Затем в деталях необходимо сделать проколы и продеть в них отрезки проволоки, закручивающиеся с двух сторон по спирали. Для того чтобы смастерить кукле глазки, сначала также делаются проколы, отверстия которых впоследствии расширяются каким-нибудь заостренным предметом (шилом, ножом и др.). На отверстие наклеивается кружок, вырезанный из цветной прозрачной пленки. Затем детали куклы покрываются черной краской.

Пример изготовления персонажа: слоненок

Для придания фигуркам подвижности можно также использовать пуговицы. Вот пример изготовления фигурки слоненка для спектакля:

Вырезаются ноги и туловище из картона по шаблону;

На месте крепления первой и второй пары ног делаются маленькие отверстия;

Крепление пар ног осуществляется за счет резинки и пуговиц (резинка продевается в отверстия пуговиц, а ее концы пропускаются через ноги и туловище слоненка);

С обратной стороны конструкция также закрепляется при помощи пуговиц либо при помощи кусочка спички.

Таким образом, слоненок приобретает подвижное соединение, позволяющее изображать движение его ног во время спектакля.

Сцена и декорации

Если вы используете в спектакле кукол, то следует определиться со сценой, на которой будет проходить представление. Например, ее можно изготовить из большой прямоугольной коробки: в ней вырезается большое отверстие, которое потом заклеивается белым листом бумаги.

Также теневой театр выглядит более эффектным, если использовать декорации. Они могут быть вырезаны из бумаги и прикреплены по контуру экрана.

При этом важно, чтобы, с одной стороны, декорации были хорошо видны, а с другой - оставляли достаточно места для персонажей спектакля по центру экрана.

Таким образом, теневой театр в детском саду является не только элементом но и элементом их собственного творчества, а также компонентом системы воспитания и развития ребенка. Кроме того, занятия подобного рода стимулируют эмоциональную сферу детей - эмоции сопровождают как процесс подготовки представления, изготовления персонажей и декораций, так и непосредственно сам сюжет спектакля. Дополнительный эффект спектаклю, конечно же, добавляет занавес.