Инф. технологии

Как сочинить сказку на тему. Написать свою сказку-исполнить желание,самоисцеляющие сказки

Волшебство и фантазии привлекают детей и взрослых. Мир сказок способен отразить реальную и воображаемую жизнь. Малыши с радостью ждут новую сказку, рисуют главных персонажей, включают их в свои игры. Придуманные сказки про животных, которые говорят и ведут себя как люди, - излюбленная тема для детей. Как самостоятельно сочинить сказку? Как сделать ее интересной и увлекательной?

Зачем нужны сказки?

Примерно с двух лет дети начинают интересоваться сказками. Они внимательно слушают волшебные истории, которые им рассказывают взрослые. С удовольствием разглядывают яркие картинки. Повторяют слова и целые предложения из понравившихся сказок.

Психологи утверждают, что такие волшебные истории помогают ребенку понять окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Красочные образы героев побуждают детей к размышлениям. На примере малыши учатся различать элементарные понятия добра и зла. Недаром большой популярностью пользуется такое направление в психологии, как сказкотерапия. С ее помощью осуществляется развитие, коррекция личности ребенка.

Нравятся детям. Волшебные истории о зверятах, наделенных человеческими чертами характера, помогают понять систему взаимоотношений.

Сказки о животных

Реалистичные черты поведения животных и интересный сюжет увлекают детей в волшебный мир. Со временем сложились характеристики, которые стали присущи определенному зверю. Добрый и сильный медведь, хитрая лиса, простоватый и трусливый заяц. Очеловечивание животных придало им индивидуальные черты, которые легко запоминаются и узнаются детьми.

Придумать волшебную сказку про животных достаточно легко. Необходимо выбрать основного персонажа и несколько эпизодов, которые с ним приключились.

Дети с 5-6 лет могут самостоятельно сочинять сказки. На перовом этапе им помогает взрослый. Постепенно ребенок сам начинает выбирать главного героя и ситуации, случившиеся с ним.

Детские придуманные сказки про животных

Волшебные истории, придуманные детьми, отражают их действительность или переживания. Поэтому следует внимательно вслушиваться в сказки, которые дети придумывают самостоятельно, чтобы понять чувства ребенка.

«Один маленький зайчик жил в лесу со своей мамой. Он очень боялся, когда мама уходила на работу. Зайчик оставался дома один и начинал переживать за свою маму. Вдруг ее встретит в лесу серый волк? Вдруг она упадет в большую яму? Зайчик смотрел в окно и боялся, что однажды мама не вернется. Но мама-зайчиха всегда возвращалась домой. Она не могла бросить своего маленького сыночка. Зайчиха приносила вкусную морковку и читала перед сном зайчику сказку».

С возрастом дети начинают абстрагироваться от выбранных персонажей. Они отделяют волшебную историю от реальной жизни. Сказки, придуманные детьми про животных, отличаются непосредственность и искренностью.

«Жил-был маленький слон. Он был очень маленький, как муравей или божья коровка. Все смеялись над маленьким слоном, потому что он всех боялся. Пролетает над ним птица - маленький слон прячется под лист. Пробегает семья ежей, топая ногами, - маленький слон забирается в цветок и прячется. Но однажды, сидя в тюльпане, слон заметил красивую фею. Он рассказал ей, что хочет стать большим, как настоящий слон. Тогда фея затрепетала волшебными крыльями, и слон начал расти. Он стал таким большим, что перестал бояться, а начал всех защищать».

Сказки, придуманные детьми про животных, можно продолжить новым сюжетом. Если ребенку нравится персонаж, то можно сочинить несколько новых историй, случившихся с ним.

Возрастные усложнения для сказок

Сказка помогает развить эмоциональную сферу ребенка. Он учится сопереживать героям. Особенно нравятся детям сказки, придуманные родителями. Можно дать задание ребенку, придумать начало сказки, а продолжение сочиняет взрослый.

Для самых маленьких придуманные сказки про животных не должны содержать злых персонажей или страшных сюжетов. Это может быть сказка-путешествие о том, как герой шел и повстречал разных зверей. Малыши с удовольствием подражают голосам и движениям лесных (домашних) животных.

К 5 годам дети понимают, что такое волшебство. Им нравятся нереальные сказочные истории про заколдованных лисичек или волшебных попугайчиков. В этом возрасте можно добавить неприятного персонажа, который будет вредничать. Обязательно в конце сказки надо помирить всех животных. Такой финал помогает развить у детей доброту, отзывчивость.

В придуманные сказки про животных могут содержать сложные различных по характеру персонажей, элементы волшебства. Часто дети просят рассказать страшную сказку - это помогает им в преодолении собственных страхов, развивает фантазию и воображение.

Как придумать маленькую сказку о животных?

В школе или детском саду иногда дают домашнее задание детям - придумать сказку. С этой проблемой ребенок обращается к родителям. Не все взрослые могут быстро сочинить волшебную историю. Они обращаются к знакомым и друзьям с такой просьбой: «Помогите придумать сказку о животных!»

Чтобы сочинить историю, достаточно сделать несколько шагов.

Шаг 1. Выбрать главного героя. Можно придумать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности.

Шаг 2. Определиться с местом действия. Если главный герой - домашнее животное, то и проживать он должен на скотном дворе или в доме. обитает в лесу, имеет свою нору (берлогу). Можно вкратце описать его будни.

Шаг 3. Происходит конфликт или разворачивается определенная ситуация. Герой во время кульминации сказки попадает в непривычные условия. Он может встретиться с другим персонажем, отправиться в путешествие или гости, найти что-либо необычное на своем пути. Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются ярче черты характера Он может измениться к лучшему, если был злым. Или прийти на помощь, если изначально был положительным героем.

Шаг 4. Завершение сказки - подведение итогов. Герой возвращается в привычное состояние, но уже другим. Если был конфликт, персонаж осознал, помирился, подружился с другими животными. Если ездил в путешествие, узнал правила движения, побывал в разных странах, привез подарки для друзей. Если происходило волшебство, то стоит описать, как оно повлияло на героя или окружающий мир.

Придумать короткую сказку про животных можно вместе с ребенком. А после попросить малыша нарисовать героев или слепить их из пластилина. Такое напоминание о совместном творчестве будет радовать ребенка и взрослого. При сочинении сказок следует придерживаться простых правил.

  • История должна соответствовать возрасту ребенка, следует избегать непонятных ситуаций.
  • Рассказывать сказку эмоционально, с выражением, побуждая к этому ребенка.
  • Следить за интересом малыша. Если ему скучно, можно по-другому развить сюжет или вместе придумать продолжение.
  • Можно вместе с ребенком выбрать персонаж, каждый день сочиняя разные истории о нем.
  • Если в сказку добавить диалоги, то одного персонажа может озвучивать взрослый, а другого - ребенок.
  • Завести альбом или книжку, куда записывать сказки, рисовать картинки вместе с ребенком.

Антонина Комарова
Как мы сочиняем сказки.

Как мы сочиняем сказки .

Сочинять сказки с дошкольниками очень интересно. Дети – это замечательные фантазеры, выдумщики, а, по сути своей - удивительные изобретатели, мыслители, сказочники .

К этапу сочинения сказок мы подошли не сразу . Вначале дети прослушали, просмотрели большое количество самых разнообразных сказок о животных , бытовых сказок , небольших по объему. Компактный сюжет давал детям возможность легче разобраться в повествовании, уложить в голове и пересказать содержание сказки , позже преобразовать ее, наполнив новыми событиями и персонажами. Творчески работая со знакомыми сказками , ребенок начинает интуитивно понимать, какие возможности для сочинительства дарит сказка .

Детям всегда интересно придумывать ассоциативные загадки из пяти – шести компонентов – вопросов. Например, загадка о лисе, придуманная детьми и подкрепленная зачеркнутыми рисунками :

1. Рыжая, но не осенняя листва;

2. Хитрая, но не Мальчик с Пальчик;

3. Пушистая, но не перышко;

4. Хищница, но не львица;

5. Длиннохвостая, но не белка;

6. Живет в лесу, но не еж.

В этой работе приветствуются далекие по смыслу ассоциации, например : в загадке о волке – серый, но не асфальт, но не туча, но не дым и т. д.

Ассоциативные загадки являются зарядкой для ума, мыслительным «тренажером» .

Мы использовали разные приемы для сочинения сказок . Наиболее популярными были сказки , создаваемые по «биному фантазии» Джанни Родари. Этот прием великий итальянский сказочник изложил в своей книге «Грамматика фантазии или Введение в искусство придумывания историй» .

Наша задача заключалась в том, чтобы в придуманной сказке объединить два случайно выбранных и разных по смыслу понятия, например : кувшин и ветка. По словам В. А. Сухомлинского, если ребенок придумал сказку , связал в своем воображении два или несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать с уверенностью , что ребенок научился мыслить.

Вот некоторые сказки , придуманные нашими детьми :

Слава Б. 6лет.

Добрый Олень.

Бантик сдуло ветром с головы девочки. Он долго порхал, как бабочка, по городу, пока его не унесло в лес. Там его нашел Олень и нацепил бантик себе на рог и пошел по лесу красоваться. Вдруг из чащи вылез Медведь. Медведь спросил Оленя :

А где раздают такие красивые бантики. Мне тоже надо.

Олень сказал :

Не знаю, я снял его с ветки.

Медведь залюбовался красотой бантика, а Олень был очень добрым и сказал :

Давай поделим этот бантик на двоих и будем оба красивыми.

Медведь обрадовался такому подарку и потом всегда защищал Оленя в лесу.

Саша П. 6лет.

Кувшин и Ветка березы.

Кувшин стоял на подоконнике и грелся на солнышке. Он был пустой и радовался, что в него ничего не наливают, что он свободен от всех забот. Кувшин разнежился и заснул. В это время поднялся сильный ветер. Ветка березы стала раскачиваться из стороны в сторону и смахнула Кувшин с окна.

Кувшин упал на землю и разбился.

Ветка очень расстроилась от того, что погубила Кувшин. Она плакала и дрожала своими листиками. Но тут прибежали дети, увидели разбитый Кувшин и склеили его суперклеем. Кувшин немножко поболел, но пришел Художник и украсил его разноцветными рисунками, которые залечили все его раны. Кувшин поправился и стал еще краше.

Света О. 6 лет

Лошадка и Ежик.

Жила-была Лошадка. Как-то раз она вышла в поле и увидела Ежика. Ежик пожаловался, что ему одиноко. Лошадка сказала :

Садись на меня, я тебя покатаю.

Она присела, чтобы Ежик смог забраться ей на спину, но ничего не получалось. Ежик был неуклюжий, де еще и очень колючий. Он все время скатывался с Лошадки. Лошадка позвала своего хозяина, который посадил Ежика в корзину и привязал к седлу Лошадки. Так Ежик покатался на Лошадке. Ему стало весело.

Алиса Л. 6лет.

Как Василиса Премудрая Лису перехитрила.

Жила-была хитрая-прехитрая Лиса. Звали ее Лиса Патрикеевна. Как-то раз Лиса гуляла возле пруда, увидела там очень красивую Рыбку и захотела ее съесть. Неожиданно появилась Василиса Премудрая и не разрешила Лисе ловить Рыбку, потому что она очень маленькая, красивая и волшебная. Лиса Патрикеевна сказала , что очень хочет есть и попросила Василису Премудрую не мешать ей ловить Рыбку. Василиса ответила, что у нее дома есть целый мешок вкусных зайцев, и что Лиса может их забрать. Лиса бросилась к дому Василисы Премудрой и действительно нашла целый мешок с зайцами, только зайцы-то были шоколадные. «Вот это шуточки!» - подумала Лиса.

Семен К. 6лет.

Цветок и Бабочка.

Жил-был Цветок. К нему подлетела Бабочка и села на него.

Цветок спросил ее :

Как тебя зовут?

Я – Бабочка-Крапивница.

А куда ты летишь?

Я лечу к своей подруге Бабочке - Лимоннице пить чай, а на тебя села, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

Но тут, неожиданно, пошел дождь, крылышки у Бабочки сильно промокли, и она уже не могла лететь дальше. Цветок предложил ей спрятаться под него и переждать дождь. Дождь быстро закончился, и Бабочка выползла из-под Цветка, а Цветок начал махать своими листочками и лепесточками, чтобы ее обсушить. Бабочка обсохла, поблагодарила Цветок за то, что он ее спас, а Цветок подарил ей целую баночку вкусной пыльцы. С тех пор они стали дружить.

Задача воспитателя в этой работе заключается в том, чтобы не только помочь ребенку грамотно сформулировать свои мысли, затем суметь изложить их, но направить творческий процесс в логически обоснованное русло, так как бабочка не сможет спасти великана, а мышка не победит лису и т. д.

Накопив определенный опыт в сочинении прозаических сказок , мы рискнули попробовать сочинять сказки в стихах . Вот некоторые из них :

Слава Б. 6 лет.

Любознательный мальчик.

Мальчик к луже подошел,

Микроскоп в нее навел.

Сколько в ней микробов разных,

Белых, розовых и красных.

Мальчик наш друзей позвал,

Им микробов показал,

Удивились ребятишки,

И девчонки, и мальчишки,

Про микробов все узнали,

И ребятам всем сказали :

«С мылом надо нам дружить,

Очень часто руки мыть».

Семен К. 6лет.

Котик и Щенок.

Котик в парке заблудился.

Он в овраге очутился,

Все мяукал, плакал, звал,

Но никто не услыхал.

Он замерз, проголодался,

Не на шутку испугался.

Тут бежал один Щенок.

Нес в зубах он узелок,

Там сосисочка лежала,

Вкусно пахла, отвлекала,

Съесть ее хотел он сам,

Побежал скорей к кустам.

Вдруг на запах выбегает

Котик, маленький совсем.

У тебя, Щенок, сосиска,

Можно я кусочек съем?

Я замерз и заблудился,

Я от мамочки отбился,

Пожалей меня, Щенок,

Дай сосисочки кусок,

Сжалился над ним Щенок,

Дал сосисочки кусок,

Проводил домой котенка,

Еще малого ребенка,

В лапы мамины отдал

И для всех героем стал.

Детям чрезвычайно интересна эта работа, особенно, когда получается что-то, энтузиазм возрастает, присоединяется все больше желающих сначала послушать готовое произведение, а, потом, неожиданно придумать свое.

Сказка – это произведение, прежде всего, для детей. А значит, она должна быть легкой, наивной, добро должно быть добром, а зло – злом. Не должно быть двусмысленности, переносного смысла, каких-то философских утяжелений и психологических нагрузок.


Признаки сказки:


Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной;
- Она рассказывает о волшебных событиях;
- Дает обобщающую картину реального мира;
- В ней добро побеждает зло;
- Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем;
- Сказка выражает мечты народа о лучше жизни;
- Сказка любит яркие художественные приемы;
- В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям;
- Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой.


Героем сказки может быть абсолютно кто угодно: цветы, кошечки, собачки и пр. Конечно, современных детей, привычных к Шрекам, трудно чем-то удивить. Но тут главное не удивить, а красиво и интересно описать героя – дать ему человеческие черты. Многие животные ассоциируются с определенными качествами человека: мудрость – сова, глупость – осел, хитрость - лиса и пр. Конечно, животных можно наделить человеческой речью. Язык сказки должен быть легким, но не примитивным. Ребенок, ведь, должен расширять свой кругозор.


В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев, воскрешении из мертвых, придумывать образы фантастических существ или использовать образы известных героев из мифов, легенд, поверий и верований.
азумеется, в роли сказочных персонажей могут выступать и неодушевленные предметы – все, что нас окружает. Снеговик – чем не герой для сказки.


Наверняка у каждого в детстве были не только любимые игрушки, но и вещи. Если хотелось кушать, то именно этой ложкой и только из этой тарелочки с шариками. Из других не так вкусно. А кружка только с земляникой. Так и у героев сказок есть любимые вещи. Много про них расписывать не надо, но ребенку будет интересно, если он в сказке узнает какую-то свою вещь.


Сочинить такую сказку не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Если мы возьмемся за сочинительство не подумав, то сказка получится или слишком простой, неинтересной и, скорее всего, короткой, или вытянется в бесконечную вялую сагу о похождениях героя. Что же нам может в этом деле помочь? Оказывается, классическая сказка состоит из совершенно определенных частей-элементов и имеет свои законы. Если мы будем их знать, то сможем сочинять оригинальные, увлекательные и очень интересные авторские «волшебные» истории.


Действовать по этим законам – не значит писать штампованно, как многие могут подумать. Это, как в художественной школе: чтобы научиться рисовать, надо знать пропорции, светотень и пр. Но каждый, зная основные правила, должен создать нечто уникальное. Так и здесь: кто как этими правилами воспользуется, то у него и получится.
Итак, схема классической народной сказки:
1. Отлучка кого-либо из членов семьи.
Обычны формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, "по делам".
Родители уходят на работу. "Надо было князю ехать в дальний путь". "Уезжает он (купец) как-то в чужие страны". Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.
Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.


2. Запрет, обращенный к герою.
"В этот чулан не заглядывать". "Береги братца, не ходи со двора". "Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи". "Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема" и пр.


3. Нарушение запрета.


4. Выведывание.
В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т.д. Выведывание имеет целью узнать местопребывание детей, иногда драгоценных предметов и пр. "Кто же мне про царских детей скажет, куда они девались?" "Где вы эти самоцветные камни берете?"


5. Выдача.
Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос.


6. Подвох.
Антагонист или вредитель принимает чужой облик. Змей обращается золотой козой, прекрасным юношей. Ведьма прикидывается "сердечной старушкой", подражает голосу матери. Воровка прикидывается нищей.
Затем следует и самая функция. Ведьма предлагает принять колечко, кума предлагает попариться, ведьма предлагает снять платье, выкупаться в пруду. Мачеха дает пасынку отравленные лепешки. Она втыкает в его одежду волшебную булавку.


7. Невольное пособничество.
Герой соглашается на все уговоры антагониста, т.е. берет колечко, идет париться, купаться и т.д. Можно заметить, что запреты всегда нарушаются, обманные предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются.


8. Вредительство (или недостача).
Эта функция чрезвычайно важна, так как ею, собственно, создается движение сказки.
Антагонист похищает человека. Он похищает или отнимает волшебное средство. Он расхищает или портит посев. Наносит телесное повреждение. Он вызывает внезапное исчезновение, изгоняет кого-либо, приказывает кого-либо бросить в море, околдовывает кого-либо или что-либо. и т.д. и т.п. Здесь следует заметить, что вредитель наносит нередко два-три вреда сразу.


9. Посредничество.
Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.


10. Начинающееся противодействие.
Герой соглашается или решается на противодействие. "Позволь нам твоих царевен разыскать".


11. Герой покидает дом.
Отправки героев-искателей и героев-пострадавших различны. Первые имеют целью поиски, вторые открывают начало того пути без поисков, на котором героя ждут различные приключения. Нужно иметь в виду следующее: если похищается девушка и за ней идет искатель, то дом покидается двумя лицами. Но путь, за которым следит рассказ, путь, на котором строится действие, есть путь искателя. Если же, например, изгоняется девушка и искателя нет, то повествование следит за отправкой и приключениями пострадавшего героя.


12. Даритель испытывает героя.
Герой встречает волшебного дарителя. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Умирающий или умерший просит оказать услугу. К герою обращаются с просьбой о пощаде и т.д.


13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.
Герой выдерживает (не выдерживает) испытание. Герой отвечает (не отвечает) на приветствие. Он оказывает (не оказывает) услугу умершему. Он отпускает плененного. Он щадит просящего и т.д.


14. Получение волшебного средства.
Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как, например, дубины, мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например, сила, способность превращаться в животных и т.д.


15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа, в коляске черта и т.д. Полет на птице иногда сопровождается деталью: ее по пути нужно кормить, герой берет с собой быка и пр. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне и т.д.


16. Герой и антагонист вступают в борьбу.
Они бьются на открытом поле. Сюда прежде всего относится бой со змеем или с Чудо-Юдой и пр., а также бой с неприятельским войском, с богатырем и т.д. Они вступают в состязание. Герой при помощи хитрости одерживает победу. Цыган обращает в бегство Змея, выжимая кусок творога вместо камня, выдавая удар дубины по затылку за свист, и т.д.


17. Героя метят.
Герой во время боя получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку. Царевна метит героя перстнем в лоб. Она его целует, отчего на лбу загорается звезда. Герой получает кольцо или полотенце. Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в бою и рана перевязывается платочком царевны или короля.


18. Антагонист побежден.
Он побеждается в открытом бою. Он побеждается при состязании. Он проигрывает в карты. Он убивается без предварительного боя (Змея убивают спящим). Он непосредственно изгоняется и т.д.


19. Беда или недостача ликвидируется.
Данная функция образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.


20. Возвращение героя.


21. Герой подвергается преследованиям.
Преследователь летит за героем. Змей догоняет Ивана, ведьма летит за мальчиком, гуси летят за девочкой. Он преследует героя, быстро превращаясь в различных животных и пр. Колдун преследует героя в образе волка, щуки, человека, петуха. Преследователи (Змеевы жены и др.) обращаются заманчивыми предметами и становятся на пути героя.


22. Герой спасается от преследования.
Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера. Герой во время бегства обращается предметами, делающими его неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в церковь и попа. Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь прячут девушку.
На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится. Но это бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду. Словом, повторяется завязочное вредительство, иногда в тех же формах, что и в начале, иногда в других. Этим дается начало новому рассказу. Специфических форм повторного вредительства нет, т.е. мы опять имеем похищение, околдование, убиение и т.д. Но есть специфические вредители для этой новой беды. С этого момента развитие иное, чем в начале. Это явление означает, что многие сказки состоят из двух рядов функций, которые можно назвать ходами. Новая беда создает новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд сказок. Впрочем, развитие, которое будет обрисовано ниже, хотя и создает новый ход, является продолжением данной сказки.


23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.


24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.


25. Герою предлагается трудная задача.


26. Задача решается.


27. Героя узнают.


28. Ложный герой или антагонист изобличается.


29. Герою дается новый облик.


30. Враг наказывается.


31. Герой вступает в брак.


Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой.


На этом мы свои наблюдения над "функциями" закончим. Посоветуем лишь - тем, у кого появится охота, - поупражняться, сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много обнаружится совпадений и как будет почти в точности соблюден тот же порядок: вот что значит традиция сказки, как она нетленна, как вечно живет в нашей культуре. Той же канвы придерживаются и многие приключенческие книги.


Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая имеющимися нотами.


Можно не бояться использовать уже существующие сказки, и здесь тоже есть свои приемы:
1. "Перевирание" старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).
2. Сказки "наизнанку" (например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).
3. Продолжение старой сказки: что было потом?
4. Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой ведьмы Дюймовочка).
5. Перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же "гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).


И это, конечно, далеко не все, что можно придумать. У вас есть голова на плечах и мир вокруг, главное уметь видеть удивительное и сочинить собственную неповторимую сказку.

Сказка – мощное оружие против плохого настроения, бессонницы, несправедливости. Она способна перевоспитать, пристыдить, намекнуть. И что важно – ее может сочинить каждый. Как это сделать? Мы расскажем, как написать сказку, которая понравится, удивит и надолго запомнится.

Развить воображение

Для того чтобы написать сказку, нужно вдохновение. Шансы, что оно придет после рабочего дня или во время уборки дома, небольшие. Тогда где его искать? Ответ однозначен – среди детей. Играя с ними в песочнице, наблюдая за непосредственным поведением, можно начать фантазировать вместе. Дети обязательно натолкнут на мысль, как написать сказку.

Именно так сделал когда-то Алан Александр Милн, автор знаменитой истории о Кристофере Робине и Винни-Пухе. Он не был детским автором, но играя с сыном, прислушиваясь к нему, его идеям, писатель создал знаменитый на весь мир бестселлер.

Выбрать жанр

Когда появились сказки, определить невозможно, так как они относились к устному народному творчеству. Их рассказывали маленьким детям, чтобы образумить, воспитать, донести назидательную мысль. С тех времен все истории для детей разделились на три категории (жанра).

  • Волшебные – в сюжете присутствуют волшебные предметы или события (скатерть-самобранка, превращения).
  • О животных – главными героями выступают животные, наделенные человеческими качествами (жизнь зверей в рукавичке).
  • Социально-бытовые – фигурируют люди разных сословий, поднимаются бытовые или общественные проблемы (история о каше с топором).

Жанры могут пересекаться, но основную жанровую линию лучше определить заранее.

Продумать тему и главную мысль

Нужно подумать, о чем будет сказка. Желательно вложить формулировку в одно предложение, так как конкретика в начале работы способствует ее продвижению.

Особенность сказок состоит в том, что они обязательно должны чего-нибудь научить. Сказка без морали, как анекдот без смешного конца.

Но поучение нужно тщательно завуалировать. То есть не говорить прямо, – это плохо, дать маленькому читателю возможность самому заделать выводы, подтолкнуть к ним. Когда тема, а также главная мысль будут определены, станет понятно, как написать сказку дальше.

Определить целевую аудиторию

Книги для взрослых не имеют возвратных ограничений, на них не пишут «рекомендуется читать людям от 30 до 40 лет или 50+». А вот детские сказки всегда рассчитаны на аудиторию определенного возраста – дошкольников, учеников начальных классов и так далее.

Отталкиваясь от этого, будет легче сформировать стиль общения персонажей, уровень сложности их речи.

Создать уникальных персонажей и необычную действительность

Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах – это яркие интересные герои, которые начинающему сказочнику лучше забыть. Интересный, не на кого не похожий персонаж з причудливым именем – это залог того, что текст захочется прочесть.

Важно то, в какой действительности будут существовать персонажи. Она должна быть ни на что не похожа, самобытна. Здесь можно дать волю фантазии, придумав, например, домики с крыльями, медовые дороги или страну груш.

Стоит представить себе все особенности этого мира, каждую деталь в образах персонажей. Дети очень внимательные читатели, они сразу заметят «ляп» или противоречие.

Как написать сказку, чтобы она имела успех? Оживить уникального героя и поверить в него!

Придумать интересный сюжет

Чтобы не запутаться в событиях собственного повествования и соблюсти логический их ход, нужно придерживаться определенной композиции.

  • Вступление – заинтересовывает аудиторию, вызывает желание прочесть текст дальше. Здесь мы знакомим читателей с главным героем, а также даем представление, о чем будет история.
  • Завязка – событие, из-за которого все начинается. Завязка должна заинтриговать, ввести в суть происходящего.
  • Развитие действия – в этой части повествования герой встречает препятствия, решает задачи. Сюжет должен быть интересен, динамичен. Только в таком режиме ребенок дочитает до главного эпизода.
  • Кульминация – это самый напряженный и трогательный момент истории. Нужно заделать его таким, чтобы дух захватывало от переживания за главного героя. Как он выкрутится из этой ситуации? Что будет делать? Помогут ли ему верные друзья? А как бы я поступил? Если в маленькой головке зароиться столько вопросов, значит, кульминационная часть написана отлично.
  • Заключение – теперь все самое страшное позади. Читателям остается наслаждаться победой, смаковать торжеством добра над злом.

Следовать этому плану – вот как написать сказку, чтобы ее сюжет развивался последовательно и логично.

Оттачивать писательское мастерство

Чтобы «поймать волну», можно начать с того, что переделать несколько известных сказок. Или написать к ним фанфик (продолжение). Упражнение под названием «Игра слов» поможет «расшевелить воображение». В чем его смысл?

Вот уже написанные строки:

Злой волшебник заколдовал замок, украв принцессу.

Что, если их можно перемешать?

Злой замок украл волшебника и принцессу.

Или так:

Заколдованная принцесса искала замок волшебника.

Так можно продолжать до того момента, пока не возникнет подходящий вариант.

Придерживаться стиля

  • Не использовать сложных, слишком длинных предложений.
  • Избегать лирических отступлений, философских рассуждений.
  • Следить за лексикой – не употреблять непонятные для детей слова.

Взрослые берут в руки детские книжки для того, чтобы отвлечься и расслабиться. А деть слушают их, чтобы перенестись в другие миры.

Этот процесс должен проходить незаметно для них самих. Как написать сказку так, как достичь этого? Читать и перечитывать собственный текст, совершенствуя его.

Придумать название

Называть свое произведение лучше всего тогда, когда оно будет оконченным. Сюжет в ходе написание может меняться, поэтому торопиться не стоит.

Вся суть в мелочах

Добро побеждает зло

Это одна из главных особенностей такого вида творчества. Почему так сложилось, мнения филологов расходятся. На эту тему можно дискуссировать, но закон нарушать нельзя. Конец обязательно должен быть хорошим.

Магические цифры

Когда цифры 3, 7, 12 попадают в сказку, они перестают быть обычными. Эти цифры являются настоящими символами. Они предают повествованию интригующей таинственности: 3 вопроса, 3 испытания, 3 богатыря и так далее.

Верный друг

Главному герою нужен помощник, который будет подсказывать, помогая в трудностях. Можно сделать его смешным. В современных историях это настоящий тренд. Например, ослик из мультфильма «Шрек». Смешить и поддержать в беде – две основные функции такого персонажа.

Средства художественной выразительности

Без гиперболы (преувеличения), антитезы (противопоставления), постоянных эпитетов (красна девица), ярких сравнений не получится создать красочную речевую атмосферу. Их роль в тексте очень важна, так как именно средства художественной выразительности формируют в нашем сознании образы. Человеку, желающему узнать, как написать сказку, нужно овладеть этим художественным оружием.

Авторская позиция

Как написать сказку? Достаточно просто, если иметь желание, развить воображение и запастись временем. Следуя нашим советам, вы сможете создать неповторимую интересную историю, которая для многих станет любимой.