Собственный опыт

Как соня помогает. Миссия Сонечки Мармеладовой (Достоевский Ф

  1. Бунт Раскольникова.
  2. Нравственная чистота Сони Мармеладовой.
  3. Духовное возрождение Раскольникова.

Поступок Раскольникова произошел не спонтанно. Эту идею молодой человек вы-нашивал в течение нескольких недель. Убийство - это бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Главный герой убежден, что человек" в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим. Однако в жизни происходит совсем не так, как задумывалось. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и ее случайно появившуюся сестру и еще не рожденного ребенка. Главный герой практически незамеченным покидает место преступления, однако не в состоянии воспользоваться украденными вещами. Раскольников ругает себя за малодушие, однако приходит в полицию с повинной. Бунт главного героя полностью «отрезает» его от прошлого. Осознание своего поступка приводит к дистанцированию от людей настолько, что Родион не решается даже обнять сестру и мать при встрече.

Соня Мармеладопа противопоставлена Родиону. В ее образе воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Молодая девушка вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Несмотря на «физическую грязь», в Которой приходится существовать главной героине, она сумела сохранить свою нравственную чистоту. Соня смиряется со своей долей. Страдание только укрепляет ее веру. Однако она считает, что Бог не допустит, чтобы ее сестренки повторили ее жизнь. Соня жертвует собой ради семьи. Однако сердце этой девушки не ожесточается.

Соня любит и жалеет своего непутевого пьяницу-отца и даже иногда дает ему деньги. Она жалеет жену отца, Катерину Ивановну и ее детей.

Нравственная чистота девушки не может быть не замечена окружающими людьми. Мачеха первая заступается за Соню, когда Лужин обвиняет ее в воровстве. Она говорит о том, что он и мизинца ее не стоит. Катерина Ивановна понимает, на какую жертву пошла падчерица ради чужих детей и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Соню любила случайно убитая Раскольниковым Ли-завета. Впоследствии в остроге заключенные именно к этой девушке станут относиться с сочувствием и пониманием. Когда девушка узнает о поступке Родиона, она упрашивает его пойти на перекресток и покаяться в содеянном. Она полностью не согласна с теорией Раскольников. «Это человек-то вошь?» - недоумевает Соня. Для нее человек - это создание Божье, и только Бог вправе распоряжаться его судьбой. Девушка воспринимает несправедливые правила этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище. Соня не отталкивает главного героя, наоборот, она проникается к нему жалостью: «Что это вы над собой сделали?» Девушка чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Она верит, что Родион по сути своей не злой человек: отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника. Но он запутался. Его идея представляется ей что-то вроде болезни, которая обязательно пройдет. Соня полюбила Раскольникова и всей душой ждала его выздоровления. Именно поэтому девушка настаивала на добровольном признании Родиона. По ее мнению, нельзя носить в душе такой грех. Только раскаявшись, можно ожидать прощения.

В эпилоге автор кратко повествует о дальнейшей жизни главных героев. Однако основное внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за ним на каторгу. Долгое время герой не чувствует своей вины за содеянное, наоборот, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Переломным моментом явилась болезнь главного героя. Даже в бреду в Раскольни-кове совершалась душевная борьба. Ему казалось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Именно эти существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, что больны, считая свое мнение самым правильным. Родиону казалось, что, заражаясь, человек сам начинает убивать, пожирать окружающих. Поборов болезнь, Раскольников уже чувствует свое обновление. Его чувства обостряет весть о том, что Соня болеет. Он стремиться увидеть ее. Во время свидания с девушкой Родион вдруг понимает, что любит ее. Он осознает, сколько страданий принес ей, поэтому бросается к ее ногам и плачет. Раскольников наконец-то полностью раскаивается в содеянном. Это приносит ему духовное облегчение и позволяет повернуться лицом к новой жизни. Безусловно, немаловажную роль в «выздоровлении» главного героя сыграла Соня.

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом ""Преступление и Наказание"" и заканчивает писать его в 1866 году. В центре произведения – преступление, ""идейное"" убийство.

Главных героев романа – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня вынуждена была пойти на улицу и продавать своё тело. Их души ещё не стали чёрствыми, они обнажены для боли – своей и чужой. Раскольников надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмёт на себя и во всём согласится с ним, а она – не согласилась. ""Тихая, слабенькая"" Соня разбивает хитроумные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским заповедям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от ""теории"", воссоединиться с людьми и жизнью.

Впервые о судьбе Сони Раскольников услышал от её отца во время встречи с ним в одном из трактиров. Мармеладов рассказал, что когда Соне было четырнадцать лет, у неё умирает мать, и он женился на Катерине Ивановне, которая не жаловала Соню, так как у неё самой было три маленьких ребёнка. ""Воспитания, как и представить можете, Соня не получила"". Отец пробовал заниматься с ней географией и историей, но сам не был силен в этих предметах и, поэтому ничему не научил Соню. После увольнения Мармеладова со службы и долгих скитаний его семьи по стране, он, нако­нец, нашёл работу, но его снова выгнали, теперь уже из-за пьянства, и его семья оказалась в безнадёжном положении. Видя, как страдает Катерина Ивановна и маленькие дети, Соня решила пожертвовать собой во благо семьи и ""принуждена была взять жёлтый билет"".

Исповедь Мармеладова убеждает, что Соня ""переступила"", чтобы спасти от голодной смерти сестёр, чахоточную мачеху Катерину Ивановну и пьяницу-отца.

За полгода до убийства Раскольников поместил газету свою статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи в том, что ""люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово"". Отнеся себя к ""высшему разряду"", Раскольников, для проверки своей теории, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы, тем самым, переступая через свою естественную доброту и бескорыстность. Вспомним, хотя бы, как он спасает пьяную девочку от надругательства над ней; когда Раскольников совершает добрые и искренние поступки, которые радуют мать и сестру, он поступает свободно и раскованно. Раскольников ""переступил"" через себя, свои принципы, только для того, чтобы проверить свою теорию.

После убийства Раскольников идёт к Соне, считая её человеком, который поймёт его, ведь она совершила не менее тяжёлый грех, чем он. Но встречи с ней убедили его, что Соня совсем не такая как он представлял себе, она раскрывается перед ним как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой, способной на сострадание. Её Жизнь строится по законам самопожертвования. Она хочет, прежде всего сама быть лучше. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других идёт на позор и унижение. Она смиряется и страдает.

Раскольников не может смириться с тем, что его теория не верна, пытаясь доказать свою правоту Соне, он задаёт ей коварный вопрос: что лучше – подлецу ""жить и делать мерзости"" или умирать честному человеку? ""Да ведь я Божьего промысла знать не могу…– отвечает Соня. – И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?"" Несмотря на все попытки Раскольникова убедить Соню в собственной правоте, она твёрдо стоит на своём: пожертвовать собой для блага ближних – это одно, лишать во имя этого же блага жизни других – совсем иное дело. Соня не хочет решать вопросы, которые ставит перед ней Раскольников, она живёт только верой в Бога. Именно ""в отходе от Бога"" видит Соня причину преступления Раскольникова: ""От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!"" сохранить чистую душу в позоре и унижении Соне помогла христианская религия; только вера в Бога даёт силы этому хрупкому и беззащитному созданию. ""Что же бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она"".

Раскольникову казалось странным, что Соня не такая как он: несмотря на то, что она совершила тяжкий грех, она не отчуждается от мира, как это сделал Раскольников. Его раздражает и озлобляет это, но всё равно его притягивает доброта и милосердие, излучаемые Соней. В беседах с ней Раскольников становится всё более и более откровенным, и, в конце концов, он признаётся Соне в совершённом убийстве. Сцена признания очень напряжённая. Первой реакцией Сони на признание был испуг и ужас, ведь она находилась в одной комнате с убийцей. Но Соня простила Раскольникова, понимая, что только она сейчас сможет понять его. Вера в Бога и человеколюбие не позволяют Соне бросить Раскольникова на произвол судьбы. ""Соня бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками"". После этого Раскольников называет причины, толкнувшие его на убийство.

Первая причина оказалась банальной: ""ну да, чтоб ограбить"". Раскольников называет эту причину, чтобы Соня не приставала к нему с расспросами. Но она понимает, что такой человек, как Раскольников не мог пойти на такое ради денег, даже, если ""хотел помочь матери"". Постепенно Раскольников раскрывается перед Соней. Сначала он говорит, что ""хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил"", но Раскольников сам понимает, что это не та причина, по которой он убил. ""Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! "" Следующая причина: ""…я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете…"" – тоже не является истиной. ""Ох, это не то, не то!"" – восклицает Соня. Наконец, после длительных поисков в своей душе ответа на вопрос об убийстве, Раскольников называет истинный мотив убийства: ""Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы получить средства и власть, сделаться благодетелем человечества… мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?"" Поделив людей на две категории, Раскольников, естественно, оказывается перед вопросом – к какому разряду людей принадлежит он сам: ""Тварь ли я дрожащая или право имею…"". Раскольников ""захотел осмелиться и … убил"".

Единственным выходом в сложившейся ситуации Соня видит публичное покаяние Раскольникова. Но, даже придя на Сенную площадь, он не испытывает облегчения не может признаться в том, что не принадлежит к высшему разряду и его теория не верна. ""Человека-то я убил, а принцип – нет."" Раскольников может смириться с жизнью на каторге, но с тем, что он обычный – нет. На Сенной площади Раскольникова приняли за пьяницу, потому что люди почувствовали его неискренность и внутреннее несогласие со своими действиями. После этого Раскольников отправляется в контору для признания в совершении убийства...

Соня следует за Раскольниковым на каторгу. Там, навещая его каждый день, она завоёвывает уважение и любовь каторжников, они ласково называют её ""матушка ты наша… нежная, болезная."" А Раскольникова, наоборот, не принимают, интуитивно чувствуя, что Раскольников все равно относит себя к ""высшему разряду"", презирая их: "" Ты барин!"" – говорили они ему. Только Соня по-прежнему любит Раскольникова.

Во время болезни Раскольников видит сон о ""моровой язве"", который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ""люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе."" После этого, на берегу реки, происходит молчаливое признание в любви Соне, теперь Раскольников понимает, что никаким теориям больше нет места в его жизни. Раскольников держит под подушкой подаренное Соней Евангелие, пока не решаясь его раскрыть, и думает: ""Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…"", теперь Раскольников понял, что только ""бесконечной любовью искупит он все страдания"", всё изменилось, всё должно быть по-другому. Ему показалось, что даже каторжники смотрят на него по-иному. ""Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково…""

Наибольший такой вклад сделала Соня Мармеладова. Она помогла герою понять, кто она, а кто он, что ему даёт признание, для чего им нужно жить, помогла душевно воскресить и посмотреть на себя и на других по-другому. Это была хорошенькая девушка лет восемнадцати, худенькая, небольшого роста. Жизнь очень жестоко относилась к ней, так же как и к её родным. Она рано потеряла отца и мать. После смерти матери её семья пришла в бедственное положение, и ей пришлось идти на панель, чтобы прокормить себя и детей Катерины Ивановны.

Но её дух был настолько сильным, что не сломился даже в таких условиях: когда мораль человека разлагается, мала вероятность удачи в жизни, существование становится всё тяжелее и тяжелее, дух сдерживает гнёт окружающей среды и, если у человека дух слабый, он не выдерживает и начинает пропускать негативную энергию вовнутрь, портя душу. Дух же Сони очень сильный, и в условиях всех невзгод её душа остаётся чистой, и она идёт на самопожертвование. Чистая, нетронутая душа в ней очень быстро находит в душах других людей все изъяны, сравнивая их со своей; она с лёгкостью учит других убирать эти изъяны, потому что сама их периодически убирает из своей души (если каких-то изъянов у неё ещё не было, она их искусственно на время для себя создаёт и старается почувствовать, что ей говорят делать инстинкты).

Внешне это проявляется в её способности понимать других людей и сострадать им. Она жалеет Катерину Ивановну за её глупость и несчастность, своего отца, умирающего и раскаивающегося перед ней. Такая девушка привлекает внимание многих людей, заставляет (в том числе и себя) уважать себя. Поэтому Раскольников решил рассказать о своей тайне именно ей, а не Разумихину, Порфирию Петровичу, или Свидригайлову. Он подозревал, что она мудрее всего оценит обстановку и примет решение. Он очень хотел, чтобы кто-то ещё разделил с ним страдания, хотел, чтобы кто-то помог ему идти по жизни, сделал за него некоторую работу. Найдя такого человека в Соне, Раскольников не ошибся с выбором: это была прекраснейшая девушка, которая поняла его и пришла к выводу, что он такой же несчастный человек, как и она, что Раскольников не зря пришёл к ней. И такая женщина ещё называется «девица отъявленного поведения». (Тут Раскольников и понял неверность его теории в этом). Именно так её называет Лужин, сам являясь подлым и эгоистичным, не понимая ничего в людях, в том числе и в Соне, что она ведёт себя унижающим для себя образом только из сострадания к людям, желая им помочь, подарить хотя бы на мгновение ощущение счастья.

Всю жизнь она занимается самопожертвованием, помогает другим людям. Так, она помогла и Раскольникову, она помогла ему переосмыслить себя, что и его теория неверна, что совершил он преступление зря, что ему необходимо в нём покаяться, признаться во всём. Теория была неверна, так как она основывается на разделении людей на две группы по внешним признакам, а те редко выражают всего человека. Ярким примером является та самая Соня, бедность и унижение которой не отражают полностью всю сущность её личности, самопожертвование которой направлено на помощь другим бедствующим людям. Она очень верит, что воскресила Раскольникова и теперь готова разделить с ним наказание на каторге. Её «правда» заключается в том, что, чтобы прожить жизнь достойно и умереть с чувством, что ты был великим человеком, нужно любить всех людей и жертвовать собой ради других.

Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна, как стать «властелином» над «дрожащей тварью», над «толпой». Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.

И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. Почему же именно преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных», по словам Раскольникова, «...на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, «необыкновенные» люди имеют право «перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение... идеи того потребует». Раскольников считал, что эти люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели.

На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и замысел преступления. Раскольников задавался вопросами: «Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею...» И он решается на преступление. Он позволяет себе убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную... старушку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступление тысячами добрых дел».

Раскольников - убийца по теории. В своем преступлении он был глубоко не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: «Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную». А после он добавляет: «Старушонку эту черт убил, а не я». Раскольников говорит так потому, что не старушонка его волнует, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, - его волнует то, что он «себя убил».

Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его «просто неловкостью». И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: «И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!» Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской действительности, вызвавшие эти идеи к жизни.

    Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    У каждого человека есть теория, по которой он живёт. Иногда оказывается, что сама теория интересна, но пути достижения цели не только совершенно не понятны, но ещё и каким-то образом влияют на других людей. Сразу же вспоминается теория Родиона Раскольникова,...


Одним из главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова – девушка, вынужденная работать «по желтому билету» ради спасения своей семьи от голодной смерти. Именно ей автор отводит важнейшую роль в судьбе Раскольникова.

Внешность Сони описывается в двух эпизодах. Первый – сцена смерти её отца, Семена Захарыча Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка … Она была тоже в лохмотьях, наряд её был разукрашен по-уличному … с ярко и позорно выдающейся целью».

Другое описание её внешнего вида появляется в сцене знакомства Сонечки с Дуней и Пульхерией Александровной: «это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку … с ясным, но запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице…». Оба этих портрета разительно отличаются друг от друга, что отражает одну из ключевых особенностей характера Сони – соединение духовной чистоты и морального падения.

История жизни Сони в высшей степени трагична: неспособная равнодушно наблюдать, как её семья погибает от голода и нищеты, она добровольно пошла на унижение и получила «желтый билет». Жертвенность, безграничное сострадание и бескорыстность заставляли Сонечку отдавать все заработанные деньги отцу и мачехе Катерине Ивановне.

Соня обладает многими прекрасными чертами человеческого характера: милосердием, искренностью, добротой, пониманием, нравственной чистотой. Она готова в каждом человеке искать нечто хорошее, светлое, даже в тех, кто не достоин такого отношения. Соня умеет прощать.

В ней развита бесконечная любовь к людям. Эта любовь настолько сильна, что Сонечка полна решимости сознательно отдавать всю себя ради них.

Такая вера в людей и особое отношение к ним («Это человек-то вошь!») во многом связаны с христианским мировоззрением Сони. Её вера в Бога и чудо, от него исходящее, поистине не имеет границ. «Что я бы без Бога - то была!». В этом плане она является противоположностью Раскольникова, который противостоит её своим атеизмом и теорией о людях «обыкновенных» и «необыкновенных». Именно вера помогает Соне сохранить чистоту души, защититься от окружающей её грязи и порока; недаром почти единственной, прочитанной не один раз ею книгой является Новый Завет.

Одной из самых значимых сцен в романе, повлиявших на дальнейшую жизнь Раскольникова, является эпизод совместного чтения отрывка из Евангелия про воскрешение Лазаря. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги…».

Сонечка играет важнейшую роль в судьбе Раскольникова, которая заключается в возрождении его веры в Бога и возвращении на христианский путь. Только Соня сумела принять и простить его преступление, не осудила и смогла побудить Раскольникова сознаться в содеянном. Она прошла вместе с ним весь путь от признания до каторги, и именно её любовь смогла вернуть его на истинный путь.

Соня проявила себя как решительная и деятельная личность, способная принимать непростые решения и следовать им. Она убедила Родиона донести на себя: «Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету…».

На каторге Соня делала все, чтобы облегчить участь Раскольникова. Она становится известной и уважаемой личностью, к ней обращаются по имени-отчеству. Каторжники полюбили её за доброе отношение к ним, за бескорыстную помощь – за то, что Раскольников пока не хочет или не может понять. В финале романа он наконец осознает свои чувства к ней, осознает, как много она страдала за него. «Разве могут теперь её убеждения не быть моими? Её чувства, её стремления по крайней мере…». Так любовь сони, её самоотверженность и сострадание помогли Раскольникову начать процесс становления на путь истинный.

Автор воплотил в образе Сони лучшие человеческие качества. Достоевский писал: «Нравственный образец и идеал у меня один – Христос». Соня же стала для него источником собственных верований, решений, продиктованных совестью.

Таким образом, благодаря Сонечке Раскольников сумел найти новый смысл жизни и снова обрести утраченную веру.