Семья и Дети

Как в приведенном фрагменте раскрывается. Умения, необходимые для успешного написания сочинений


Вопрос: Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?

Ответ: Воскреснуть для новой жизни Раскольникову помогает принятие христианской любви.

Первый вариант ответа

Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» помогает любовь Сони.

Второй вариант ответа

Раскольников воскресает для новой жизни, потому что его сердце наполнено новым чувством. Это не чувство пустоты и одиночества. Это светлое чувство – любовь «заключало бесконечные источники жизни для другого». Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни.

Третий вариант ответа

Раскольников создал бесчеловечную теорию деления людей на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», позволяющую «кровь по совести». Раскольников воплощает свою теорию в жизнь, убив старуху–процентщицу, но то, что он сделал, мучает его неимоверно. Он испытывает испепеляющие его душу муки совести, что говорит о том, что нравственно он не погиб окончательно. Раскольников сумел отказаться от столь жестокой теории с помощью Сони Мармеладовой. Соня является носительницей христианской нравственности, она считает, что нужно смириться, что надо начинать менять мир к лучшему с себя. Столкнувшись с таким мировоззрением Раскольников постепенно меняется, воскресает для «новой жизни».

Четвертый вариант ответа

Раскольникову помогает воскреснуть к новой жизни любовь и преданность Сони Мармеладовой, ее убежденность и непоколебимая уверенность в истинности именно христианских ценностей: любви к ближнему, самопожертвования ради близкого человека. Тот факт, что Соня отправляется вместе с ним на каторгу, делит с ним все трудности и лишения жизни в том суровом мире становится причиной того, что Раскольников поверил в искренность ее чувств. Более того, он принимает ее ценности и отказывается от не дававших ему покоя идей. Именно своими поступками и силой своих чувств Соня помогает Раскольникову поверить, что именно христианские ценности помогают человеку выжить в суровом и жестоком мире.



Возможные темы

· Как в приведенном фрагменте раскрывается характер Плюшкина?

· В чем схожи и чем отличаются Печорин и Вернер?

· Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и ее мужу?

· Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров (разговор Базарова и Аркадия)?

· С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (Грибоедов, «Горе от ума»)

· В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица



И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Вопрос: «Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво»?

Ответ:

Поэт изобразил исторический путь Руси. История – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания, но историю не остановить. Поэт будет всегда с Родиной на всём её пути.

Первый вариант ответа

Второй вариант ответа

Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» посвящено одному из самых значительных событий русской истории – Куликовской битве. Для поэта она имела не столько военное или политическое, но более всего духовное значение. А.А. Блок предвидел наступление трагического времени в России, поэтому обратился к Куликовской битве. Это стихотворение не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Настоящее волнует поэта и в прошедшем он ищет ответы на свои вопросы.

Третий вариант ответа

Стихотворение А. Блока – одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» – не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Никаких примет исторического сражения в данном стихотворении нет (хотя в дальнейшем Блок назовёт Непрядву, Дон, Мамая), и это ещё раз подтверждает, что история – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе: «И вечный бой…», «Покоя нет…». «Степная кобылица», мнущая ковыль, в стихотворении напоминает о гоголевской Руси – «птице–тройке», также несущейся неведомо куда. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания («Идут, идут испуганные тучи,//Закат в крови!»), но историю не остановить. Самое же главное, мне кажется, в том, что поэт, для которого Русь – «Жена моя!», будет всегда с Родиной на всём её пути: «До боли// Нам ясен долгий путь!»

Возможные темы

· Каким предстает лирический герой стихотворения В.Маяковского «Лиличка»?

· Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?

· Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении А.Твардовского «Памяти матери»?

· Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении С Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», завершаются светло и спокойно?

Вопросы, на которые отвечает эксперт, проверяя правильность вашего ответа (С1, С3)

· Дает ли выпускник прямой связный ответ на поставленный вопрос?

· Формулирует ли свою обоснованную точку зрения (если это требуется заданием)?

· Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?

· Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализ пересказом текста?

· Допускает ли фактические ошибки?

· Допускает ли речевые ошибки?

Задания С2, С4 оцениваются по одному критерию «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов».

Требования к ответу

· Формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию.

· Привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном примере допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст. При указании авторов инициалы необходимы только для различения однофамильцев или родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа).

· Обоснование выбора этих произведений для сопоставления.

· Убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответ на вопрос (тезис)


Задание С2.

Вопрос. О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?

Первый вариант ответа

История сына орла заставляет задуматься о том, как надо любить.

Второй вариант ответа

История «сына орла» в рассказе М. Горького заставляет задуматься о человеке, оторванного от общества, а Лира превратился в тень из–за своего эгоизма и гордости. «Сына орла» обрек на гибель его презрение к людям, он ставил себя выше других людей и ему дозволено все, ему дорога только личная свобода. То было утверждение права на господство личности, противостоящей массы. Но вольные люди отвергли индивидуалиста – убийцу осудили на вечное одиночество.

Третий вариант ответа

История «Сына орла» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» заставляет читателя вспомнить о таких пороках, свойственных человеку, как гордость, презрение, жестокость и единоличие. В определенной степени, подобные стороны характера можно заметить, приглядевшись к Андрею Балконскому из романа–эпопеи «Война и мир», или же к Базарову – нарушителю спокойствия романа «Отцы и дети».

Четвертый вариант ответа

Легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» затрагивает проблему человеческой гордыни, чувства превосходства над окружающими. История «сына орла» побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен сохранять уважение и любовь к окружающим его людям, ибо человек – частица мира, а не обособленное от него существо. Возвышаясь над окружающими, человек неизменно обрекает себя на одиночество, а это самая страшная доля, которая может встретиться на его пути. Чувство собственного превосходства было присуще Раскольникову («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) и Печорину («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) Судьбы этих литературных героев складывались весьма трагично, что во многом объяснятся их обособленностью от мира, индивидуализмом и высокомерием.

Возможные темы

· В каких произведениях русской литературы изображены герои-антиподы и в чем этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума» (Чацкий – Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна)?

· В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чем их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?

· В каких произведениях русской литературы представлены образы провинциальных помещиков и в чем этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?

· В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чем эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?

Задание С4.

Вопрос. В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А.Блока?

Первый вариант ответа

К теме родины неоднократно обращались в своем творчестве А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин.

Второй вариант ответа

К теме прошлого и настоящего России обращались многие русские поэты: М.Ю. Лермонтов в стихотворениях «Родина» и «Бородино», А.С. Пушкин в поэмах «Полтава», «Медный всадник» и др.

Третий вариант ответа:

Исторические события, ставшие судьбой родной земли, – темы стихотворений Лермонтова «Бородино» и поэмы Твардовского «Василий Тёркин», однако ближе всех Блоку, несомненно, Н.В.Гоголь, создавший в поэме «Мёртвые души» образ Руси – птицы–тройки, которая, как и «степная кобылица» у Блока «несётся вскачь».

· В каких произведениях русской поэзии звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению В.Маяковского «Лиличка»?

· В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

· В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению А.Твардовского «Памяти матери»?

· В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Вопросы, на которые отвечает эксперт, проверяя правильность вашего ответа

· Каков объем указанного выпускником контекста?

· Насколько убедительно обоснован выбор произведений, указанных выпускником?

· Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?

· Допускает ли выпускник фактические ошибки?

Как в мертвых душах раскрывается проблема взаимоотношений худож­ника и толпы?

В начале 7-й главы поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь размышляет о взаимоотношениях художника и толпы.

Автор сравнивает два типа писателей. Один из них возвы­шенный романтик, который проходит мимо «характеров скуч­ных, противных, поражающих печальною своею действитель­ностью» и никогда не изменяет «возвышенного строя своей лиры». Такой художник обласкан читающей публикой, ему принадлежит великая слава «всемирного поэта». Но не тако­ва участь писателя-реалиста, сатирика, дерзнувшего «вызвать наружу» «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опу­тавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Этот художник не получит все­мирного признания, публика не оценит по достоинству его творений, сочтет их «ничтожными и низкими». С горьким чув­ством размышляет автор о трагической судьбе реалиста-сатирика и его духовном одиночестве.

Безусловно, в этом лирическом отступлении Гоголь пишет о себе. Все эти принципы отображения действительности на­шли свое отражение в поэме «Мертвые души», в которой пи­сатель глубоко исследует характеры и стихию российской жизни. Авторская позиция Гоголя вполне определенна: под­черкивая типичность создаваемых образов, он глубоко и тон­ко исследует среду, их породившую. Писатель дает нам все подробности жизни персонажей, скрупулезно описывает ком­наты, вещи, бытовые детали. Так, например, он подробно ри­сует портрет Манилова, его поместье, пейзаж, обед, дает нам подробности его жизненного уклада. Все это помогает ему рас­крыть внутренний мир героя, наиболее полно обрисовать ха­рактер, воспроизвести тип праздного мечтателя, человека неопределенного, инертного. И так исследует автор практи­чески каждого из персонажей.

В определенной степени эти описания предопределены жанровым своеобразием произведения (Гоголь назвал «Мерт­вые души» поэмой, и эпичность стиля была отмечена многи­ми исследователями). Но важную роль играют и те принципы ре­ализма, которым следует автор. Поэму «Мертвые души» мы мо­жем считать реалистическим произведением, так как писатель следует в ней принципу историзма (предмет исследования - со­временная жизнь), типические характеры даны в типических обстоятельствах, также использованы определенные сред­ства сатирической типизации (обращение к прошлому ге­роя, авторские характеристики, гипербола и т.д.). Гипербола и гротеск - важнейший элемент стиля Н.В. Гоголя, зачастую со­здающий эффект «искривленной» реальности. Именно поэто­му некоторые исследователи называют его стиль «фантасти­ческим реализмом». Однако весьма ощутима в поэме «Мерт­вые души» и романтическая струя. Она пробивается в лиричес­ких отступлениях автора, его мыслях о будущем России.

Как в приведенном фрагменте раскрывается образ Гурова?

У него были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно. И по какому-то странному стечению обстоятельств, быть может, случайному, всё, что было для него важно, интересно, необходимо, в чем он был искренен и не обманывал себя, что составляло зерно его жизни, происходило тайно от других, всё же, что было его ложью, его оболочкой, в которую он прятался, чтобы скрыть правду, как, например, его служба в банке, споры в клубе, его «низшая раса», хождение с женой на юбилеи, - всё это было явно. И по себе он судил о других, не верил тому, что видел, и всегда предполагал, что у каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь. Каждое личное существование держится на тайне, и, быть может, отчасти поэтому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна. Проводив дочь в гимназию, Гуров отправился в «Славянский базар». Он снял шубу внизу, поднялся наверх и тихо постучал в дверь. Анна Сергеевна, одетая в его любимое серое платье, утомленная дорогой и ожиданием, поджидала его со вчерашнего вечера; она была бледна, глядела на него и не улыбалась, и едва он вошел, как она уже припала к его груди. Точно они не виделись года два, поцелуй их был долгий, длительный. - Ну, как живешь там? - спросил он. - Что нового? - Погоди, сейчас скажу... Не могу. Она не могла говорить, так как плакала. Отвернулась от него и прижала платок к глазам. «Ну, пускай поплачет, а я пока посижу», - подумал он и сел в кресло. Потом он позвонил и сказал, чтобы ему принесли чаю; и потом, когда пил чай, она всё стояла, отвернувшись к окну... Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась; они видятся только тайно, скрываются от людей, как воры! Разве жизнь их не разбита? - Ну, перестань! - сказал он. Для него было очевидно, что эта их любовь кончится еще не скоро, неизвестно когда. Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому. Он подошел к ней и взял ее за плечи, чтобы приласкать, пошутить, и в это время увидел себя в зеркале. Голова его уже начинала седеть. И ему показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел. Плечи, на которых лежали его руки, были теплы и вздрагивали. Он почувствовал сострадание к этой жизни, еще такой теплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как его жизнь. За что она его любит так? Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нем не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили. И ни одна из них не была с ним счастлива. Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил; было всё что угодно, но только не любовь. И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему - первый раз в жизни.

А.П. Чехов, "Дама с собачкой"

Показать текст целиком

Образ Гурова раскрывается с помощью подробного описания его «двойной жизни». В первом абзаце автор использует яркую метафору (Гуров вынужден скрывать «зерно» свей жизни за «оболочкой» из лжи) для раскрытия внутреннего состояния героя. Постоянная ложь рождает в Гурове мнительность, неуверенность в себе и в окружающих людях (он полагает, что

С1.
Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?

Как в приведенном фрагменте раскрывается натура Манилова?

Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
С2.
Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора «Мертвых душ»?
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.

В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н.В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?
С5.
Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?
Кого из персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души» можно считать положительным героем?
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»?
Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?



Н.В. Гоголь «Шинель» 1842

С1.
Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
С2.
В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840

С1.
В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин - не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».
отсутствует
Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
С2.
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
С5.
С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
Как название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связано с его проблематикой?
Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

А.Н. Островский, «Гроза» 1859

С1.
С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
С2.
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
С5.
Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
Для чего Островский ввел в пьесу «Гроза» последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины?
Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа?
Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

И.А. Гончаров, «Обломов» 1859

С1.
Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»?
В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал „обломовщину", но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».
В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
С2.
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (при сопоставлении укажите произведения и авторов)
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?
Расскажите, что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным…)?
Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
С5.
Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Как вы считаете, образ Обломова - образ статичный или динамический? (По одноименному роману А.И. Гончарова).
Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)?
Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 2

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах... Нет равного ему в силе - он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество.

(Н.В. Гоголь "Мёртвые души")

В 1. Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента ("вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь")?

В2. Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз ("Счастлив путник... Счастлив писатель...").

В3. Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности ("скучной дороги", "пылкие сердца" и т.п.)?

В4. Установите соответствие между персонажами "Мёртвых душ" и характеристиками, которыми наделяет их автор, принадлежащий к типу "художника повседневности".

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

А Б В

В5. В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким термином обозначается такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении?

В6. Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: "... парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими ".

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

С1. Как в приведённом отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы?

С2. Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора "Мёртвых душ"?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

(А. А. Блок, 1908)

В8. Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось раннее творчество А.А. Блока.

В9. Стихотворение начинает и завершает картина грозного небесного знамения. Каким термином обозначается подобный тип композиции?

В10. Укажите название стилистического приёма, основанного на соседстве одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("И, сло вно о блаком суро вым").

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения.

1) гипербола

2) инверсия

3) олицетворение

4) аллитерация

5) риторическое обращение

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. Что даёт основание отнести рассматриваемое стихотворение А.А. Блока к философской лирике?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы с приведённым стихотворением А.А. Блока?

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1. Какие нравственные вопросы решает автор "Слова о полку Игореве" в своём произведении?

С5.2. Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}