Семья и Дети

Как выглядели русы и славяне по описаниям современников. Вечная тема о бороде

Многими поэтами была воспета красота славянских девушек. Но знаете ли вы в точности, Ответить на этот вопрос смогут не все, поэтому советую внимательно ознакомиться с нижеприведенной статьей. В ней вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы. Давайте приступим!

Кто такие славяне

На данный момент славяне принадлежат к самой крупной индоевропейской языковой группе в Европе. Среди общеславянского единства выделяются:

  1. Восточные славяне, к которым относятся украинцы, белорусы и русские.
  2. Западные: лужичане, поляки, кашубы, чехи и словаки.
  3. Южные: боснийцы, словенцы, болгары, черногорцы, сербы, македонцы и хорваты.

Как выглядят славяне

Чтобы не быть пустословными, обратимся к историческим свидетельствам. Они способны помочь разобраться в вопросе о том, как выглядят славяне. Описание, которое им дали древние историки, гласит: «Эти люди очень сильные, бодрые и неутомимые. Они сносно переносили непогоду, свойственную северному климату, и сопутствующий ей голод. Их мало беспокоит внешняя красота, поскольку больше всего славяне ценят крепость тела, легкость в движениях и силу в руках».

О том, как выглядят славяне, писали и греки, но довольно короткое. Упоминалось лишь то, что они были высокорослые, стройные, с мужественными, но в то же время приятными лицами.

Что повлияло на их характер

На телосложение славян, их быт и характер сильно повлияла местность, в которой они проживали. В летописях существовала запись о жителях, которые любят движение, ведь оно помогает им согреть кровь. Современные историки отметили следующие качества данных народов:

  • неутомимость;
  • доброта;
  • выносливость;
  • быстрота;
  • сила.

Свою лепту внесло и время. В древности они отличались жестокостью, но это было характерной чертой того времени. Но как выглядит славянин? Какими характерными чертами обладает человек, что позволяет распознать в нем славянина? Сейчас в этом и разберемся.

Как выглядит славянин: характерные черты

Исторические записи многое говорят о том, какими чертами обладает человек прошлого века. Но как выглядит славянин в современном мире? Каковы его характерные черты?

  1. На теле славян нет такой буйной растительности, как, например, у народов Кавказа. Данное определение касается и женщин, у которых растительности практически не должно быть. Однако если у дамы существует проблема с гормонами, то этот признак следует отбросить.
  2. У людей данного типа высокий рост и длинные конечности.
  3. Кожа у них светлая. Она не должна быть желтоватой, в то время как румянец должен присутствовать.
  4. Цвет волос может колебаться между темно-русым и желтоватым. Рыжие волосы, более характерны германскому народу, также встречаются у славян, если не хватает определенной хромосомы. Волосам также свойственна кудрявость, но небольшая.
  5. Глаза могут быть серыми, синими или зелеными.
  6. У них нет складочки под глазами.
  7. Лицо немного вытянутое, овальное или кругловатое.
  8. Даже усы и борода у славян не могут быть черными.

Вот как выглядят славяне, фото лучше любого описания продемонстрирует это.

В настоящее время для большинства славянских национальностей характерны:

  • Общительность.
  • Довольно высокая степень осмысления действительности.
  • Дружелюбие без единого признака навязчивости.
  • Высокий уровень подготовленности к жизни.
  • Высокий общеобразовательный уровень.
  • Всегда готовы оказать ближнему помощь.
  • Их реакции в сложных и трудных ситуациях вполне адекватны.
  • Уравновешенность в решениях.
  • Готовы на самопожертвование ради других людей в экстремальных ситуациях.
  • Доброжелательное отношение к представителям других национальностей.
  • У славян, как правило, отсутствует желание отгородиться от микрогрупп по национальному признаку.
  • Самоотверженность.
  • Стойкость.

В настоящее время насчитывается более 300 миллионов славян. Они занимают большую часть территории Восточной Европы, а также центральную и северную часть Азии. не образуют единое целое, а разбросаны по всему миру. Самое большое количество представителей этого типа сосредоточено в России. Далее по численности следуют расположенные поблизости страны, а именно Беларусь и Украина.

Вот что собой представляют славяне. Теперь вам многое известно о внешности славян, о и тела, которые для них характерны.

Как я уже отметил выше, славяне, которых более правильно будет называть Русо-Арии, поскольку они являются как носителями славянской русо-варяжской гаплогруппы I, так и славянской арийской R1а, исконно являлись жителями северного полушария нашей планеты в отличие от других народов сегодняшней Европы. Генетическая наука говорит, что славяно-арийская гаплогруппа R1а возникла не где-то на юге, как это кому-то очень хотелось бы, а много тысячелетий назад в полярных широтах Евразии.
.
Что же касается славянской гаплогруппы I русо-варягов, то из научной информации вытекает, что она появилась в Европе где-то около 40000 лет назад, ставши ни чем иным, как маркером расового типа людей, известных широкому читателю под именем кроманьонского человека. Все это является фактом, который игнорировать нельзя, как является фактом и то, что в период Великого Оледенения, которое закончилось примерно 12000 тысяч лет назад, древний славянин-носитель арийской гаплогруппы R1а вынужден был пойти на юг в поисках убежища от холодов.
.

То же самое произошло и со вторым славянином - носителем русо-варяжской гаплогруппы I, некогда расселившимся по всей Европе, а теперь вынужденным концентрироваться вокруг Средиземного моря, которому повезло не быть похороненным под шапкой льда (слева выше Фрагмент фрески " Jason и Pelias" - из Помпей - 1 тысячелетие Нашей Эры ). В то время, как славяне-арии, отступивши на азиатский юг и основав там ряд знаменитых государств древности, постепенно смешивались с коренными народами, славяне-арии, попавшие в средиземноморский регион, ассимилировались там не с чужеродными аборигенами, а с близкими им по крови славянами русо-варягами, которые уже успели построить Египет, и совместно с ними учредили, в дополнение ко всему, еще и древние Грецию и Рим, постепенно распространивши свое русо-арийское присутствие и влияние на всю послеледниковую Европу.

Почему же одна за другой погибли все эти могущественные государства древности, даже не оставив адекватной памяти о своих основателях - славянах? Повторюсь и на этот счет. Все произошло очень просто без всяких особенных тайн. Зажиточное государство всегда привлекает своим богатством мигрантов из-за границы. Когда тот же Рим, построенный нашими предками, укрепился и расцвел, туда в поисках лучшей жизни безудержно ринулись бесчисленные рои выходцев из Африки и Ближнего Востока.
.
В начале Нашей Эры в Римской Империи был обычай рисовать на стенах частных домов их хозяев, изображения которых в большом количестве дожили до наших дней на месте античного города Помпеи, благодаря фактору консервации в слое затвердевшей лавы у подножия вулкана Везувий. Ввиду этого обстоятельствa, мы имеем редкую возможность убедиться, как выглядели в то далекое время не только Римские Императоры, но и простые люди . Мы наблюдаем, что, по крайней мере, где-то в середине 1-го века новой эры в Римской Империи уже жили не только известные нам славяне русо-арии (смотри слева изображение жительницы Помпеев на стене ее дома, которое блестяще сохранилось до нашего времени под слоем лавы Везувия ), которые основали Рим, но и мигранты из-за пределов Римской державы (ниже - изображение на стене дома пекаря-мигрантa с женой, которые жили в тех же Помпеяx ).

Представители чужаков, пользуясь уважением и доверием славян, быстро внедрялись в ключевые структуры последних вплоть до правительства, втягивая туда все больше "своих " и вытесняя оттуда представителей титульного народа. С течением времени язык славян, который для мигрантов оказался неодолимым, был вытолкнут из употребления на официальном уровне, а тех, кто на нем еще разговаривал, начали высмеивать и унижать. В школах, где училась знать, начали преподавать на латыни - искусственно созданном "эсперанто " античности.
.
Мораль римского общества начала падать, культура и искусство стремительно гибли, памятники зодчества начали приходить в упадок. Честные граждане, которым на все, что делается, было больно смотреть, чтобы сохранить себя и свое культурное ведическое наследство, начали покидать государство и отступать на север к своим людям - в "Германию " - так римляне называли остальную территорию Европы, которая не подпадала под юрисдикцию Римской Империи и где все еще доминировали Славяне Русо-Арии.

Нетрудно понять, что античной Германией была земля, где сейчас находятся Беларусь, Польша, Германия сегодняшняя, Скандинавские страны. Те же cлавяне, которых в Риме уже успели частично латинизировать, осели на болотах юго-восточного берега Балтийского моря, заселенныx финскими племенами, и дожили до наших дней в виде литовцев, латышей и прекративших в XVIII в веке свое лингвистическое существование пруссов, частично ассимилировавшись в последствии с теми финнами.
.
До наших дней дожила община латинизированных в Римской Империи славян - лингвистических братьев нынешних латышей и литовцев - также и в Восточной части Дании - на нескольких маленьких островах в Балтийском море. Единственным государственным средоточием в Риме позднего периода, где еще разговаривали по-славянски и уважали традиции своих предков, была армия, сохранившая русо-арийский дух славян. Именно она и восстала, смевши Рим с лица земли при помощи славян - жителей античной Германии - пусть уже и под прозвищем "варваров ".

Тем не менее, главной причиной, которая окончательно похоронила не только Римскую Империю, но и до самого основания разрушила весь античный мир, была христианизация. Внедренная путем обмана, манипуляций, массивной корумпизации правящих элит и, наконец, умелой инициацией насилия и кровопролития среди населения в массовых размерах, христианство, которое является ни чем иным, как подтипом иудаизма, специально изобретенным для неиудеев, взорвало ведическую гармонию Русо-Ариев и созданных ими античных государств, тем самым, отбросив человечество в своем развитии на тысячелетия назад (слева - контрастные портреты из римской эпохи Египта, начало Нашей Эры; щелкните по картинке для увеличения ).

Сейчас уже мало кто знает, как на самом деле выглядел «среднестатистический» житель Киевской Руси. Ученые по крупицам восстановили его облик, опираясь на данные хроник, современных антропологических исследований и уцелевших со времен Средневековья изображений.

Родословная русичей

Черты жителей средневековой Руси определялись генами народов, от которых они происходили. Древнее славянское государство могло в этом плане похвастаться исключительным разнообразием. Кто только ни жил на территории Киевской державы и ни проходил через ее земли в разные периоды! Были среди них славяне, половцы, гунны, скифы, татары, сарматы, хазары. Пересекаясь и смешиваясь столетиями, все эти этносы формировали внешний вид человека, которого принято считать типичным представителем населения Киевской Руси.

Древнейшей поселения, обнаруженные археологами на территории современной Украины, относятся к трипольской культуре (около трех тысяч лет до н. э.). Исследовав останки проживавших тогда людей, антропологи установили, что те практически не отличались от современных жителей Малой Азии. Средний триполец имел довольно вытянутое лицо, длинный нос с горбинкой и сильно скошенный лоб. Антропологи причисляют такую внешность к «баскоидному » типу. Во времена неолита он преобладал на европейской и средиземноморской территориях.

Украинские ученые называют трипольцев прямыми предками средневековых «русов » и современных украинцев. Русский историк Алексей Соболевский считал, что трипольцы и пеласги (предки скифов и киммерийцев ) - это один и тот же этнос. Большинство ученых настаивает на том, что жители Руси происходили от народов, пришедших на эту территорию гораздо позднее. Связь между древними трипольцами и киевлянами VII -XV веков до сих пор не доказана.

Предками последних украинские историки Иван Лысяк-Рудницкий и Михаил Грушевский называют племена антов. По их мнению, украинско-русская культура сформировалась на базе культуры антов приблизительно в IV-VI столетиях. Она и стала основой Киевской Руси, а затем Галицко -Волынского государства.

Скифские племена и их потомки

Ученое сообщество называет истинными предками жителей Руси скифов. В этом был твердо убежден еще Михаил Ломоносов. Крупнейшие скифские поселения как раз и размещались когда-то на землях современных Украины и России. Традицию приветствовать дорогих гостей хлебом-солью русичи унаследовали от скифов.

Последние даже одевались так же, как украинские казаки: носили шаровары, расшитые кафтаны и рубахи, кожаные пояса и пр. Точнее, на базе скифского национального костюма была создана позднее форма запорожского казака.

Дальними родственниками современных украинцев считаются и сарматы. Упоминания о них периодически встречаются в славянских летописях. Население Древней Руси было очень похоже на представителей обоих этих народов, носило такие же костюмы и прически, мужчины - длинные бороды. Обследовавшие древние захоронения генетики установили, что скифы принадлежали к индоевропейскому - а не иранскому, как раньше считалось, - антропологическому типу.

Ученый-антрополог Михаил Герасимов воссоздал для современников образ скифских всадниц-амазонок. Их останки были подняты на поверхность на севере Кавказа, недалеко от города Мцхета . Оказалось, что скифские женщины ничем не отличались от славянок. У них были приблизительно такие же черты лица. Свои длинные волосы красавицы заплетали в косы, а затем укладывали надо лбом в корону.

Описания современников

Наиболее ценный материал по этой теме можно найти в бытописаниях самих людей, живших на Руси во времена Средневековья. Например, в них указывается, что ношение бороды было обязательным для каждого взрослого мужчины. В Судной грамоте XI века даже перечисляются штрафные санкции за стрижку бороды. Епископ должен был выплатить 12 гривен. Князь и вовсе мог лишиться жизни за такое «святотатство». В более поздних источниках сохранились сведения, что за бритье лица не казнили, а просто штрафовали.

На гривнах Киевской Руси правители всегда изображались с бородой. Багдадский путешественник Ибн Хаукаль (X век), неоднократно бывавший на славянских землях, живописал, как трепетно местные мужчины относились к растительности на лице. Они расчесывали и завивали ее, даже красили натуральными красками (шафраном).

Приблизительно в тот же период византиец Лев Диакон оставил словесный портрет Святослава Игоревича. Историк описал князя как пропорционально сложенного мужчину среднего роста с бритым черепом и длинными усами. Летописец отметил, что голову правителя украшал только вислый чуб, являвшийся символом принадлежности к знатному роду.

Бороды у Святослава не было, но усы имелись «чрезмерно длинные». Глаза у князя были голубыми, растительность густой, а нос курносым. Некоторые ученые считают, что письмена Льва Диакона были неправильно переведены. На самом же деле, словосочетание «barba rasa » обозначало редкую бороду. Историк Сергей Соловьев уточняет, что чуб князя свисал не на одну, а на две стороны.

Другой арабский бытописатель и путешественник, Ахмад ибн Фадлан искренне восхищался красотой славян. Он считал, что таких статных и гармонично сложенных людей больше нет нигде. Ибн Фадлан описывал жителей Руси как прекрасных белокожих великанов со светлыми волосами. В то время в составе населения преобладали поляне, а они действительно были выше всех своих соседей.

Антрополог Валерий Алексеев считал, что полянский удлиненный тонкостенный череп унаследовали великоросы. Украинцы же и западные славяне имеют более крупные и массивные черепа.

Много намешано

Большинство генетиков и антропологов указывает на то, что современный украинский этнос исключительно неоднороден. Жители Прикарпатья внешне сильно отличаются от украинцев с севера страны. Приблизительно та же история происходила и в Древней Руси. Академик Татьяна Алексеева по результатам исследований всех обнаруженных славянских захоронений сделала вывод, что население Киева и соседних городов в раннем Средневековье было очень смешанным.

Ученая провела сравнение киевлян и древних германцев и нашла между ними крайне мало общего. Алексеева считает, что если норманны и попадали на службу в княжеское войско, то они составляли абсолютное меньшинство. Такое количество не могло существенно повлиять на генофонд Киевской Руси и хоть как-то определить облик ее среднестатистического жителя.

Зато в последнем присутствовало очень много монголоидных черт, что легко объясняется постоянными контактами с кочевыми племенами, прибывавшими на Русь с юга. Эти выводы были сделаны, в частности, на основе исследований захоронений в Каневке и Зливках . Население Киева и других больших городов по антропологическим чертам было более «пестрым», тогда как сельские жители меньше общались с заграничными гостями и по внешним признакам сильнее походили друг на друга.

Само описание князя Святослава подтверждает, насколько сильным на гены и культуру населения Руси было влияние тюркских народов. Во многих исторических документах властитель славянского государства описывается бритоголовым, с длинными вислыми усами и в шароварах. Такую прическу и манеру одеваться он напрямую позаимствовал у степных кочевников монголоидной расы.

Огромную роль в формировании внешнего облика русичей сыграла и киевская дипломатия. По бытовавшей тогда традиции княжеских дочерей выдавали замуж не только за европейцев, но и за сыновей восточных ханов. Русские князья и сами нередко женились на половецких девушках, в результате чего их потомки обладали монголоидными чертами. Такие браки, в частности, заключили князья Всеволод Владимирович и Святополк Изяславович .

Реконструкция внешнего облика

Михаил Герасимов по ряду данных восстановил портрет Андрея Боголюбского . Последний был рожден дочерью половецкого хана в браке с Юрием Долгоруким. Герасимов описал внешность Андрея как тяготеющую к северо-славянскому типу, но с явным монголоидным строением черепа и костей лица. Рожденные в династических браках дети при светлых глазах и вьющихся волосах имели тюркские нависающие веки и другие черты своих половецких предков. Именно так выглядел Андрей Боголюбский .

Сегодня я хочу показать вам насколько тяжело жилось нашим предкам в русской деревне 10-го века. Все дело в том, что в те годы средний возраст человека составлял примерно 40-45 лет, а мужчина считался взрослым уже в 14-15 лет и на тот момент мог даже обзавестись детьми. Смотрим и читаем далее, довольно интересно.

В историко-культурный комплекс "Любытино" мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний "Автомир". Он не зря носит название "Одноэтажная Россия" - посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.

Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка - это те самые сени из песни про "сени новые, кленовые".

Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке "по черному" есть один большой плюс - в таком доме нет грызунов и насекомых.

Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.

Вот так сделана кровля

А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.

Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.

Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание - хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.

Зерно хранили в амбаре - постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.

В амбаре были устроены сусеки, помните - "по сусекам поскребла..."? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.

Также в деревне был утроен ледник - погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Одежду, шкуры, не нужную в данный момент утварь и оружие хранили в клети. Также клеть использовалась, когда мужу и жене надо было уединиться.



Овин - эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.

Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим - томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.



Вот так жили наши предки. Жизнь была нелегкой. Часто случались неурожаи, еще чаще - набеги татар, викингов, просто бандитов. Основным видом экспорта были меха, мед, шкуры. Крестьяне собирали грибы и ягоды, всевозможные травы, ловили рыбу.

При обороне от неприятеля основой экипировкой воина была кольчуга, шит, шлем. Из оружия - копье, топорик, меч. Кольчуга не сказать, что легкая, но в отличие от лат, в ней можно бегать.

Знатный скандинавский воин русской дружины. Середина X века.

Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл.

Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс.


Атака дружины древних русских воинов, X век.

Обучение мальчика обращению с мечом и щитом, X век. По материалам древнерусских и скандинавских погребений.

Воины дружины Святослава в Болгарии,вторая половина X века.

Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М.К.Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.


Всадник Хазарского каганата из болгаро-аланской семьи. Конец IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52

Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Всадник Хазарского каганата из богатой аланской семьи. Середина IX века. По материалам С.А.Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №106

Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв

Великая княгиня в парадном уборе, кон. XII-нач. XIII вв. По материалам кладов Старой Рязани 1822 и 1992гг. С использованием накладной коруны к иконе Богоматерь Боголюбская

Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII - начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.

Женщина в уборе с гроздевидными наушницами, конца X - начала XI вв. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.

Славянская женщина в уборе с колоковидными подвесками и сеткой-поднизью. По материалам кладов Старой Рязани и Новгородской земли, в. п. XII в.

Русская женщина в уборе с колтами на ряснах и очельем, вторая половина XII века.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век. По материалам клада из Старой Рязани 1970 года.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Реконструкция костюма и украшений молодой женщины из Дмитрова, конец XII века - начало XIII века.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.

Девушка вятичей в уборе, с височными кольцами и шейной гривной. По материалам курганов вятичей, конца XI - XII вв.