Разное

Как выглядит человек XXI века? Что значит 21 век.

Анна Топоркова | 26 декабря 2015

ОбЗоркий взгляд

Современный человек. Кто он? Чего он хочет от жизни? Во что верит? Чем же он отличается от людей, которые жили до него?

У человека в XXI веке появилось огромное количество самых разных возможностей: благодаря интернету мы можем делать такое, что нашим предкам и не снилось. Подумайте, могли ли люди мечтать о том, чтобы слышать и видеть своих друзей, находящихся на другом конце Земли, в любой момент получать доступ к необходимой информации? Для нас это уже стало обыденностью. Мы зависимы от наших гаджетов, без которых чувствуем себя незащищенными и беспомощными. Живое общение постепенно сходит на нет, действительно, проще же написать соседке с третьего этажа, чем подниматься целый этаж! В некоторых случаях онлайн-общение здорово выручает, но нельзя же ограничиваться только им. Приятнее смотреть на безэмоциональный экран или на радостную улыбку друга? Выбор достаточно несложный, но почему- то большинство предпочитает 1 вариант.

Написать можно все, что душе угодно. То, о чем в личной беседе язык не повернется сказать, в интернете не будет казаться таким диким. К сожалению, действительность такова, что интернет делает из нас зомби, которые способны выражать свое мнение исключительно в социальных сетях. Трагедия современного человека — интернет-зависимость и как следствие — угасание индивидуальности.

Культура речи. Отсутствие грамотности и самое страшное — стремления к ней. А зачем? У нас же есть автоисправление! Но устную речь наши гаджеты исправить не в силах! Поэтому читайте книги, статьи, написанные грамотно и лаконично, слушайте радио (и не только песни), пишите настоящие бумажные письма друзьям, живущим далеко (это вдвойне приятно для них и полезно для вас). Грамотная речь — это ваша визитная карточка, едва ли кому-то понравится, если вы будете коверкать слова. Ваша речь может создать благоприятное (или не очень) впечатление, которое трудно изменить впоследствии (как показывает практика).

Что сейчас у людей на первом месте? Семья? Нет. Карьера? Да, но не совсем. Деньги? Да!

Удивительно, насколько в последнее время обострился синдром жажды материальных благ. Первостепенная роль в выборе профессии отводится заработной плате. Конечно, это важно, но как можно строить свое будущее по принципу: работаю там, где больше платят? Высокооплачиваемая работа — это превосходно, но любимая работа — гораздо лучше! В первую очередь нужно выбирать то, к чему стремится твоя душа, тогда это будет приносить вдвое больше удовольствия (и денег, кстати). Несчастливый человек- тот, кто занимается не своим делом. Как можно каждый день заниматься тем, что ненавидишь? Это уже экзекуции какие-то!

Мы постепенно забываем свою историю. А все почему? Любовь к американским фильмам, отсутствие хороших учителей истории, нежелание учить этот предмет (что естественно: у кого же будет желание учить то, что нам не могут нормально приподнести) истребляют в нас потребность знать свои корни. Чтение русской классики тоже постепенно сходит на нет, а ведь в ней описаны основные события русской истории, притом описаны невероятно интересно! Неужели вы никогда не задумывались, почему то или иное произведение называют культурным достоянием России? Не просто же так! А этот глупый стереотип: якобы то, что называют классикой, бесконечно нудно и скучно. Это просто причина не читать. Нужно преодолеть это предубеждение и сесть за хорошую книгу!

Происходит переоценка ценностей. Конечно, этот процесс начался уже давно, но мне кажется, что так отчетливо и явно мы увидели это только в XXI веке. Люди ставят карьеру выше семьи, предпочитают деньги дружбе, онлайн общение — живому, во всем ищут выгоду. Неискренность и корысть распространяются с удивительной быстротой. А самое страшное, мы с вами всего этого просто не видим, думая, что нас это коснется и обойдет стороной. Но посмотрите на своих друзей. Посмотрите на самих себя. Что вами движет, когда вы совершаете тот или иной поступок?

И хотя понятие "век" вводится на уроках истории еще в школе, часто не только дети, но и взрослые путаются, когда необходимо правильно определить начало и конец этого временного промежутка.

Немного теории

Под термином "век" в истории принято называть промежуток времени продолжительностью в 100 лет. Чтобы понимать, как определить, с какого года начался 21 век, как и любой другой, необходимо знать один небольшой нюанс общепринятого летоисчисления. Каждый знает, что время происхождения всех событий хронологически разделены на два периода: до нашей эры и после. Вот только какая дата стоит на рубеже этих двух эпох, знает не каждый.

Слышали ли вы когда-нибудь о 0 году? Маловероятно, потому что 1 год до н. э. завершился 31 декабря, а на следующий день наступил новый, 1 год н. э. То есть 0 года в общепринятом летоисчислении просто не существовало. Таким образом, промежуток времени длиною в одно столетие начинается года, и заканчивается, соответственно, 31 декабря 100 года. И только на следующий день, 1 января в 101 году, наступает новый век.

Из-за того, что многие не знают этой, казалось бы незначительной исторической особенности, довольно длительно время существовала путаница по поводу того, когда и в каком году наступит 21 век. Даже некоторые теле- и радио- ведущие призывали отпраздновать новый 2000 год по-особенному. Ведь это начало и нового столетия, и нового тысячелетия!

Когда началось 21 столетие

Вычислить, с какого года начался 21 век, учитывая все вышесказанное, совсем не сложно.

Итак, первым днем 2 века стало 1 января 101 год, 3 - 1 января 201, 4 - 1 января 301 и так далее. Все просто. Соответственно, отвечая, в каком году начался 21 век, следует сказать - в 2001-м.

Когда 21 век закончится

Понимая, каким образом ведется хронология времени, можно легко сказать не только, с какого года начался 21 век, но и когда он закончится.

Аналогично началу определяется и конец столетия: последним днем 1 века было 31 декабря 100 года, 2 - 31 декабря 200 года, 3 - 31 декабря 300 года и так далее. Найти же ответ на поставленный вопрос не так уж и сложно. Последним днем 21 века будет 31 декабря 2100-го.

Если вы хотите вычислить, с какого года отсчитывается новое тысячелетие, руководствоваться следует тем же правилом. Это позволит избежать ошибок. Так, третье тысячелетие по григорианскому календарю, принятому абсолютным большинством мировых государств, началось 1 января 2001-го, одновременно с началом 21 века.

Откуда пошло всеобщее заблуждение

В России принятое сегодня летоисчисление было введено А до этого счет вели от создания мира. И после принятия христианского летоисчисления вместо 7209 года наступил 1700 год. Люди прошлого также боялись круглых дат. Вместе с новым летоисчислением был издан указ о веселой и торжественной встрече нового года и нового века.

Кроме того не стоит забывать, что с принятием в России христианского оставался юлианским. Из-за этого для всех исторических событий до перехода на григорианский календарь (1918) определяют две даты: по старому и по новому стилю. А из-за различной продолжительности года, принятой в каждом из двух типов календарей и появилась разница на несколько дней. И поэтому в 1918 году с вводом григорианского календаря после 31 января наступило 14 февраля.

Субетто Александр Иванович

«Человек XXI века»? – Каков он?

Ответ на этот вопрос не может быть простым, хотя бы потому, что XXI век только-только наступил, прожито всего-то 12 лет, и, следовательно, обращаясь к образу человека XXI века, мы должны включить в нашу логику рефлексии какие-то оценки будущего XXI века, т.е. оценки его предназначения, оценки тех «вызовов», которые он несет в своем содержании, как неких «вопрошаний» к человеку и неких «испытаний» на соответствие его разума, духа самим основанием его бытия на Земле.

Во-первых, когда мы заводим речь о человеке XXI века, хотим мы того или нет, мы заводим речь о «человеке вообще», потому что в «человеке XXI века» в снятом виде присутствуют все «чело-века», т.е. вся история развития человека.

Во-вторых, каждый век ставит перед человеком свои проблемы, испытания, задачи, решая которые он поднимается по ступеням своего прогресса, ступеням возвышения в своем духовно-нравственном и интеллектуальном развитии.

Как оценивать «человека века»?

А как вообще оценивать «человека века»?

По высшим достижениями культуры, духовного подвига, нравственным высотам, по вершинам научного познания, творчества, созидания, или по глубинам его падения в «пучины зла», по разрушительным потенциалам войн, по объемам насильственной гибели людей в войнах, революциях, в диктаторских режимах, тюрьмах и концлагерях?

А может быть надо оценивать по «напряжению» противостояния великого и низменного, по «расстоянию» между высотой возвышения духа и созидания и глубиной падения в «низменное», в «инферно», в «пучину» разрушения и деградации?

В той или иной мере попыткой ответить на эти вопросы занята вся человеческая культура, вся философия, вся история человечества как наука, весь комплекс социально-гуманитарных наук, все система образования и воспитания как таковая.

Что нам дал ХХ век с позиции исторического самосознания человека?

Каким историческим опытом он нас вооружил, какие свои вопрошания он оставил XXI веку с позиций логики истории человечества?

Чем велик ХХ-й век?

Во-первых, космическим прорывом человека в космос.

Вначале 12 апреля 1961 года в ближний космос поднялся на ракете и облетел вокруг Земли гражданин СССР, первого социалистического государства в мире, Юрий Алексеевич Гагарин.

Затем 8 лет спустя, благодаря успехам «лунной космической программы» в США, первым вступил на поверхность Луны, космического спутника Земли, Нил Армстронг, американский астронавт, морской летчик ВВС ВМС США, недавно ушедший из жизни. За этим космическим прорывом стоят все достижения науки ХХ века, в том числе физики, биологии, медицины, астрономии, планетологии и т.д., в том числе, такие гиганты отечественного космоведения, какими были К.Э.Циолковский, Н.Ф.Цандер, С.П. Королев.

Во-вторых, социалистическим прорывом в начале ХХ века России, итогом которого стало появление СССР, а затем во второй половине ХХ века Китайской Народной республики, социалистического Вьетнама, социалистических стран Восточной Европы, социалистической Кубы и т.д.

Общество социальной справедливости, в котором были открыты возможности для творчества каждого человека на общее благо всех людей, на повышение качества жизни, остается главным ориентиром гуманистической направленности человеческой истории на Земле.

У истоков прорыва человечества к социализму вечно будут стоять В.И.Ленин и И.В.Сталин.

В-третьих, появлением учения о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать 12 марта 2013 года.

В.И.Вернадский первым в истории человечества обратил внимание на то, что планетарная мысль человечества, в первую очередь представленная наукой, вооруженная большой энергетикой хозяйственного воздействия на природу, превратилось в значимый фактор эволюции планеты Земля, оказывающий, в первую очередь, преобразующее воздействие на оболочку живого вещества вокруг Земли – Биосферу.

Ноосфера, дословно – «сфера разума» (от слова «ноо» – разум), по В.И.Вернадскому, есть не только и не столько сфера разума, хотя таковой и является, сколько новым состоянием (новым качеством) Биосферы, в котором человеческий Разум становится значимым фактором ее планетарной эволюции.

В.И.Вернадский подчеркивал, что «основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: она главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу»2. Поэтому «человек, как он наблюдается в природе, как и все живое организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени», «составляет определенную закономерную часть строения биосферы».

Это и определяет переход биосферы в ноосферу, при этом определяет как эволюционно-необходимый этап все эволюции Биосферы на планете Земля. «Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие»4 (выдел. мною, С.А.).

Появление учение о ноосфере В.И.Вернадского в СССР я отношу к масштабному всемирно-историческому явлению ХХ века, осмысление которого будет происходить непрерывно, потому что оно показывает неизбежность ноосферного этапа развития и Биосферы, и человечества, неизбежность наступления новой, управленческой парадигмы Истории в форме ноосферной истории. И это величайшее достижение именно «человека ХХ века» в лице гения Владимира Ивановича Вернадского.

А в чем проявилось низменное в ХХ-ом веке?

Во-первых, в 2-х мировых империалистических войнах в 1914 – 1918гг. и в 1939 – 1945гг., страшных по истребительной силе техники разрушения – вооружений воюющих армий, и по античеловеческому цинизму (применение химического оружия немецкой армией в Первой мировой войне, применение ядерного оружия Соединенными Штатами Америки в 1945 году против мирных японских городов – Хиросима и Нагасаки и химического оружия во Вьетнаме на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ века).

Во-вторых, в феномене фашизма, как своеобразной экстремистской мутации капиталистических систем. Наиболее ярким и концентрированным выражением античеловечности фашизма стал гитлеризм. Гитлеровская фашистская система только в концлагерях, расположенных в европейских странах под пятой фашистских солдат, уничтожила более 10 млн. мирных людей и военнопленных.

В-третьих, в расцвете различных преступных бизнесов, приносящих прибыли, измеряемые сотнями и тысячами миллиардов долларов, включая наркоторговлю, торговлю женщинами и детьми, торговлю человеческими органами, проституцию, торговлю услугами частных военных компаний и т.д., и т.п.

Разрыв между «высокими» и «низкими» в бытии человечества в ХХ веке.

Отставание прогресса человека от научно-технического прогресса, ведущее к антропотехногенному коллапсу

Разрыв между «высоким» и «низким» в бытии человечества в ХХ веке материализовался в том, что прогресс человека, его духовно-нравственное совершенствование и интеллектуальное развитие отстали от научно-технического прогресса и привели к коллапсу между человеком (антропосферой) и техникой (техносферой).

Н.А.Бердяев как-то высказался еще в начале ХХ века (в 1918 году), что «своекорыстие таит в себе безумие». Эта «формула» близка оценке К.Маркса: если капиталист получает прибыль 300% и более, он готов идти на любые преступления. «Безумный» своекорыстный человек, вооруженный атомной бомбой, в лице президента США Гарри Трумена, отдает приказ об атомной бомбардировке Хиросима и Нагасаки, последствия которой оказываются страшными – около 200 тысяч жизней, сгоревших в «атомной топке» или умирающих спустя некоторое время от лучевой болезни.

«Хиросима» и «Нагасаки» – и есть символ-предупреждение об этом коллапсе между «безумным» своекорыстным человеком и созданной человеком (другим, вполне возможно, не своекорыстным человеком) техникой.

В ХХ веке произошел скачок в энергетике мирового хозяйства на несколько порядков. Скачок в энергетическом базисе техносферы, воздействующей, через хозяйственное природопотребление, на биосферу, на несколько порядков, на фоне отставания в качестве управления будущим и в качестве предвидения негативных экологических последствий, породил особый тип асимметрии в совокупном интеллекте общества – общественном интеллекте, названный мною еще в конце 80-х годов ХХ века информационно-интеллектно-энергетической асимметрией человеческого разума (ИИЭАР). Человек стал похож (с позиции ИИЭАР) на «динозавра», у которого «маленькая головка» есть выражение низкого качества в предвидении негативных последствий, кризисов и катастроф, а «большое туловище» – огромная энергия хозяйственного воздействия на природу, на Биосферу, порождающая, из-за своекорыстного «безумия», усиливающийся поток техногенных и экологических катастроф.

В результате логика усиления разрыва между «высоким» и «низким» в ХХ веке уже к концу ХХ венка породила первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.

Рефлексия по поводу глобального экологического кризиса превращается в одну из главных тревог научного сообщества и честных думающих людей в мире, которая присутствует постоянно уже во второй половине ХХ века.

Важным событием стала Конференция ООН по окружающей середе и развитию в июне 1992 год в а Рио-де-Жанейро («РИО-1992»), на которой был выдвинут императив перехода человечества к устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век») и было признано, что на этом пути главным препятствием является частная собственность на средства производства, т.е. частная капиталистическая собственность.

«Вердикт Космоса» или «Вердикт Природы»: будущего у рыночно-капиталистического человечества нет

Что же произошло в конце ХХ века?

С чем столкнулся человек?

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы означала, что человек столкнулся с неким своеобразным «Вердиктом Космоса» или «Вердиктом Природы»: если человек не изменит систему ценностей, если не изменится в своем отношении к Природе, он будет Природой, или Космосом, как неким суперорганизмом, экологически уничтожен.

Это означает, что переживаемый глобальный экологический кризис (по принципу зеркальной симметрии!) есть глобальный антропологический кризис, глобальный кризис Разума человечества.

Переход этого кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы в конце ХХ века есть переход и в первую фазу Глобальной Антропологической Катастрофы.

Природа, Космос требует от нас радикального изменения.

Человечество не может дальше так жить на Земле, как жило. Этот «Вердикт» затрагивает все «институты» бытия человечества: хозяйство, экономику, культуру, науку, образование, систему ценностей, духовности и нравственности, мировоззрение.

Можно сказать образно и так: закончился период «беременности» (перинатальный период) Биосферы «человеческим Разумом», или, другими словами, – «настоящим человеком»; наступили на рубеже ХХ и XXI веков его «роды», которые могут охватить весь XXI век. И как любые «роды», они смертельно опасны, могут закончиться и «выкидышем», т.е. экологической гибелью человечества.

Я думаю, в этом и состоит миссия или предназначение XXI века. Это век появления действительного, настоящего, ноосферного человека и соответственно – действительного, настоящего, ноосферного разума.

Что показали 12 лет XXI века?

XXI век вступил в свои права. История ускоряется, поток исторических событий уплотняется. Что показали прошедшие почти 12 лет?

Первое. Они показали, что рынок и капитализм, система ценностей, обслуживающая рыночно-капиталистическую форму хозяйствования на Земле, служат барьером (своеобразной преградой) в решении выхода человечества из экологического тупика. Известные ученые-экономисты-экологи Гудленд, Дейли и Эль-Серафи в аналитическом докладе, выполненном по заказу Мирового банка, показали, что в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок давно исчерпал себя. А это и означает, что и капитализм, строй капиталократии являются экологической «утопией», они должны быть ликвидированы, поскольку несут в себе смертельную опасность для всего человечества. Проведенные конференции ООН («РИО+10», «РИО+20») только показали, что в рыночно-капиталистическом формате развития человечество не может создать стратегию своего выхода из экологического тупика истории.

Выход единственный – ноосферный экологический духовный социализма в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Итак, стратегия выхода из экологического тупика Истории в XXI веке востребует социалистический императив, опыт истории социализма в ХХ веке.

«Человек XXI века», становление которого и есть миссия XXI века, есть в своем становлении человек социалистический и одновременно человек ноосферный.

Второе. Прошедшие 12 лет, в частности волна мирового финансового кризиса в 2008/2009 году, показали, что идеал социализма – идеал социалистического строения общественной жизни – остается ориентиром устремлений истории человечества. Сдвиг в сторону социалистических преобразований в Латинской Америки, в Венесуэле в частности, в первом десятилетии XXI века – это только начало.

Третье. Прошедшие 12 лет показали, что глобальный экологический кризис, по моей оценке – процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, продолжают углубляться. А это означает, что в рыночно-капиталистическом мире – мире «безумия своекорыстия» – продолжает действовать, набравшая ускорение, тенденция экологического самоуничтожения.

В то же время нарастают процессы осознания того, что так больше жить нельзя, что надо менять духовно-нравственные и мировоззренческие основания человеческого Разума.

В России – это приобрело рамки ноосферного научно-мировоззренческого и образовательного движения, одним из событий в развитии которого явилось появление Ноосферной общественной академии наук в 2009 году.

В 2012 году мы можем говорить о создании целой научной ноосферной библиотеки, охватывающей десятки авторов, множество книг и монографий. Проведены Международных Ноосферных Северных Форумов «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке» (2007, 2009, 2011гг.) на базе Государственной Полярной академии и Международных научных конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (2009, 2010, 2011, 2012гг.) на базе Смольного института (университета) Российской академии образования (РАО).

27-28 сентября 2012 года будет проведена юбилейная международная научная конференция «Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий» с изданием капитальной научной (коллективной) монографии с одноименным названием.

Мною за последние годы по проблеме ноосферизма, ноосферной философии и ноосферно-социалистического императива написаны и изданы «Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке» (2010, издание профинансировал РГНФ), «Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма)» (2010), «Манифест ноосферного социализма» (2011), «Начала теории социального менеджмента качества (ноосферно-социальная парадигма)» (2012), «Ноосферное смысловедение» (2012).

«Человек XXI века» – это социалистический ноосферный человек, который должен состояться.

«Быть или не быть – таков вопрос»

«Человек XXI века» – это становящийся ноосферный (или космоноосферный) человек. Он должен еще состояться. XXI век – это своеобразный «роддом», в котором такой человек должен «родиться».

«Роды» ноосферного человека – это и есть та ноосферная человеческая революция, которая и определяет позитивный «вектор» Эпохи Великого Эволюционного Перелома.

«Быть или не быть – таков вопрос:

Что благородней духом – покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?» - так начинается знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет».

«Быть или не быть – таков вопрос», поставленный перед человеком XXI века самой Природой, Биосферой, логикой ее эволюции на Земле, первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы.

«Быть «человеку – означает для него – отказаться от частной капиталистической собственности, рынка, системы капитализма как таковой, отказаться от системы ценностей, обслуживающих такой «мировой порядок».

«Быть» – означает стать настоящим, действительным человеком, «челом» века, в данном случае – разумом XXI века, разумом Биосферы, переходящей благодаря такому разуму в Ноосферу.

Это означает – стать «человеком любви», причем Любви, обращенной не только к «ближнему» («возлюби ближнего как самого себя»), но и к «дальнему», Любви, обращенной к Природе, к любой жизни (к любой «твари») на Земле и в Космосе.

Это означает – стать человеком-гармонителем, выполняющем гармонизирующие воздействия на всю систему отношений человека, общества, человечества с Природой.

Это означает – стать человеком-альтруистом, чей смысл жизни определяется как смысл разумной жизни, продолжающей жизнь во всем ее многообразии на Земле и в Космосе, одухотворяющей и оразумляющей жизнь на Земле и в Космосе в подлинном значении этой миссии, в которой соединяются воедино, в единый сплав Истина, Добро и Красота, что и есть Онтологическая Правда, Правда Бытия человека и Космоса, который его эволюционно и породил.

Это означает – преодолеть самого себя прежнего, стать «началом» новой человеческой истории – Истории кооперационной, т.е. на базе Закона Кооперации (его можно назвать условно и «Законом Космической Любви»), – Истории в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. А это и есть Ноосферная История, которую будет творить ноосферный человек.

Чтобы это произошло, нужно чтобы ноосферное мировоззрение благодаря ноосферному образованию («Системе Учитель» по Н.Н.Моисееву), стало основой взгляда человека на себя и на окружающий мир, стало основой сознания нового качества – ноосферного сознания.

Иван Антонович Ефремов, предложив миру свою философию красоты, изложенную в форме «романа приключений» под названием «Лезвие бритвы» (потому что идти по пути красоты и гармонии – это означает идти по «лезвию бритвы», – такова главная метафора романа), подчеркивал, обращаясь к современному человеку:

«…воспитать человека – это главная задача для будущего Земли, более важная, чем достижение материального благополучия. И в этой задаче красота – одна из главных сил, если только люди научатся правильно понимать и ценить ее, также и пользоваться ею ». В XXI веке главная эта задача преобразуется в долженствование – воспитать ноосферного человека. От решения этой задачи зависит и будущее человечества, а через будущее человечества – и будущее Земли, потому что завершение «оразумления» эволюции Земли и Биосферы, его ноосферного этапа, связано со становлением действительного человека, соответствующего своему званию «человек» («чело – века»!), способного, благодаря достижениям науки, культуры, образования, духовности и нравственности, в становлении социальной справедливости на Земле и правды Истории, взять на себя ответственность за качество своего управления социоприродной (ноосферной) эволюцией – и, значит, социоприродной – ноосферной гармонией! В этот состоит главный итог в становлении истинной Красоты Человека, рожденной Красотой Природы, высшей целесообразностью Эволюции Природы на Земле и в Космосе (по И.А.Ефремову).

«Не быть» человеку в XXI веке – это означает «не быть человеком», так и погибнуть, не став действительным разумным человеком.

«Человек XXI века» – это не только и не столько то, что есть в качестве человека во всем его многообразии на Земле в 2012 году, сколько то, чем должен стать человек в XXI веке, совершив свой ноосферный прорыв.

Человек есть становящийся человек!

И как становящийся человек – он выражает собой весь потенциал человечности, весь потенциал гуманизма, который накоплен историей человечества, всей культурой человечества. В этом «спрятан» залог того, что человек XXI века, выпестованной всей Историей человечества в пространстве Эволюции Жизни на Земле, станет ноосферным человеком. И как легендарный Данко из произведения Максима Горького понесет свет своего сердца, разума в Будущее, даря другим людям, человечеству, биосфере, Земле, Солнечной Системе, Космосу свои Любовь, творчество, Гармонию и восхождение всего космоса к Новому качеству бытия, еще более гармоничному, разумному и более величественному в своей красоте!

Человек на Земле появился неслучайно. Его появление закономерно. Это появление – результат действия закона «оразумления» все эволюции Вселенной и значит самой Вселенной – закона, который сопровождает рост сложности и кооперированности структур – от низших форм до высших.

Случайной окажется гибель человечества, вследствие действия «Анти-Разума» капиталистического человека, как некоего капиталорационализированного, – и вследствие этой капиталорационализации, экологически самоуничтожающегося «разума».

Гибель человечества – это экологическая гибель капитализма, как противоестественного Природе, социального устройства и значит – противоестественного природе человека устройства, который, погибая, «обняв» человека в своих «объятиях мертвеца», погубил его, так и не вырвавшегося из «паутины» ценностей капитализма. В этом заключается противоестественность будущей экологической гибели человечества.

Чтобы она не произошла в XXI веке, нужно человеку найти в себе силы «сбросить» с себя капитализм, как устаревший способ своего развития, не отвечающий новым экологическим требованиям.

Поэтому вопрошание «Человек – стань человеком!» в XXI веке означает одновременно и вопрошание «Человек, – преодолей самого себя, откажись от ценностей рынка и капитализма», «вращающихся» вокруг ценности денег, ценности капитала, ценности обогащения любыми способами (когда прибыль достигает 300 и более процентов, капиталист идет на любые преступления).

Таким образом, «Человек XXI века» – это и проблема человека XXI века, состоящая в необходимости его Великого Отказа от ценностей, обслуживающих рынок и «общество Капитала».

Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Эпоха Великого Отказа от всех оснований, которые, в конце концов, и определили то, что можно назвать «Стихийной парадигмой» состоявшейся Истории. Она закончилась в ХХ веке. Человек больше не может сохранить себя на Земле в этой парадигме бытия, когда он жил по принципу «не ведаем, что творим», оправдываясь тем, что «благими намерениями дорога устлана в ад». Великий Ф.М.Достоевский этот принцип в своем «Дневнике писателя» назвал законом «искажения великодушных идей».

Возникший императив выживаемости человечества в XXI веке – императив выхода из экологической «пропасти» в форме развивающихся процессов Глобальной Экологической Катастрофы – потребовал перехода к «Управленческой Парадигме» Истории, которая и есть «Ноосфера будущего», – к управлению социоприродной эволюцией и, значит, к управлению собственной историей.

Для этого человек должен обрести космопланетарную ответственность за все, что он творит на Земле. Его Разум должен стать действительным, «управляющим разумом».

Свобода вне такой истории, вне такого управления, вне такой ответственности предстает, как иллюзия капитализма и либерализма, разрушаемая самим фактом уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

«Человек XXI века» – гигантская задача XXI века

Человек XXI века? Кто он?

Это мы – все люди на Земле, которые живем, творим свою историю, страдаем, мыслим, созидаем, думаем о будущем!

Человек XXI века – в нас, которые должны решить эту гигантскую задачу XXI века – задачу ноосферной человеческой революции, т.е. задачу решительного своего восхождения к вершине своей космопланетарной ответственности за сохранение и развитие жизни на Земле и за дальнейший процесс «оразумления» вначале «ближнего», а потом и «дальнего» космоса.

Но прежде чем выйти в Космос, мы должны стать лучше, духовнее, нравственнее, умнее, мудрее, с тем, чтобы, отправляясь в Космос, мы знали, что несем туда, на другие звезды и планеты, возможно – к другим космическим цивилизациям, весть любви, добра, красоты, гармонии, жизнелюбия и ответственности перед этим Великим Храмом под именем «Вселенная»!

Субетто Александр Иванович,
Актовая лекция перед студентами в Смольном институте РАО 3 сентября 2012 года.

Мы перестали ходить пешком по улицам, общаемся с друзьями только с помощью Интернета, а спонсором просмотра заката солнца является телеканал. Лечение насморка, которое мы доверяем докторам, стоит нам денег. А ведь ранее у людей такого материального базиса не было, и лечение насморка происходило с помощью народной медицины.
В XXI веке мы себе просто не можем представить большинство из того, что нам рассказывают родители: очереди за сыром и мясом, которое было на прилавках магазинов только в ограниченном количестве, возможность отдыхать только на территории своей страны, дефицит одежды и так далее. Сейчас мы имеем возможность беспокоиться, по сути, только о своем финансовом положении. Ничего сложного на первый взгляд нет - просто хорошо работай и зарабатывай на любые свои потребности.
Получается, что, с одной стороны, в подобном прогрессе нет ничего плохого - нам стоит просто хорошо делать свое дело и повышать уровень доходов.
Однако данный прогресс влияет на изменение человеческой сущности. В критической ситуации мы остаемся совершенно беспомощными. Уволили с работы - мы, по сути, лишились средства пропитания. Отключили дома свет - наша техника не работает, и мы чувствуем себя одинокими и брошенными. Нет интернет-связи - мы не можем заказать себе доставку еды из ресторана. Мир меняется, меняются люди, представления о смысле жизни, о добре, о поколениях. Жить в настоящем мире очень опасно и даже вредно. Люди настолько озлобились, стали нервными и эгоистичными. Сейчас мало людей с доброй душой и сердцем, их единицы. И вот такие единицы иногда заставляют задуматься над смыслом прожитого, над смыслом жизни.
Человек XXI века стал более материалистичен, для него становится все меньше запретов и тайн, но больше возможностей и выбора. Увеличился кругозор, теперь планета не кажется бесконечной, активно изучаются космос и микрокосмос. А теперь уже цифровые нанотехнологии способны создать жизнь, вчера кажущуюся фантастической.
В быстро меняющемся мире человеку необходимо постоянно находиться в движении, поиске самосовершенствования. Если человек не справляется - он уже не в числе первых, возникают проблемы - в итоге депрессия и страхи за завтрашний день. Нестабильный и быстроменяющийся мир, большой поток противоречивой информации - вот один из факторов, оказывающих сегодня влияние на моральное состояние человека и общества.
Но это все про взрослых, осознанно думающих людей, а что же современные дети? Дети, родившиеся в самом начале века, в так называемые нулевые годы, про них сейчас много пишут и рассуждают. Часто мы слышим «ребенок индиго», и понятие «индиго» знакомо всем. Но все ли современные дети обладают качеством индиго? А если не все, то почему? Для меня ответ в том, что главное отличие начала тысячелетия - это максимальное число степеней свободы. Нет жестко закрепленных условий, все гибко, подвижно, непредсказуемо. И в этом подвох. Ведь маленькие дети с непредсказуемыми возможностями, воспитанные родителями, бабушками и дедушками, так же непредсказуемо будут проявлять ценности периода времени XX столетия.
Все вышесказанное и можно считать ответом на поставленный вопрос. Я уверена, что среди нас нет нервных и эгоистичных, озлобленных современных людей XXI века. Ведь наша профессия не позволяет нам быть такими.
Бернард Шоу однажды сказал: «Я уверен, что если бы пришлось выбирать: жить там, где детский гам не прекращается ни на минуту, или же там, где он никогда не слышен, то все нормальные и здоровые люди предпочли бы непрекращающийся шум непрекращающейся тишине».
На мой взгляд, педагоги самые нормальные и здоровые люди XXI века!

Лариса КИСКИНА, председатель Совета молодых педагогов ЗелАО

21 век – информационный век. Так полагается называть это столетие. Да, мир изменился с появлением информационных технологий, которые облегчили жизнь человека. Даже сравнивая нынешнее десятилетие и конец двадцатого века, удивишься преображению мира. Сейчас за нас всё делают машины, и повсюду окружает электроника. Человеку стало легче жить, потому что некоторую физическую работу, которую он раньше исполнял, теперь выполняет машина, робот. И тем более, я уже не говорю об умственной работе человека, с которой легко справляется компьютер. Даже книжки стали читать в электронном виде; и людей, предпочитающих книжный переплёт и шелест страниц, осталось не так много. Тогда что говорить о письмах? Электронные и рукописные письма стоят пока на одной ступени, но исходя из социологических опросов, электронные возьмут верх. Да это и понятно – доставка электронных писем производится быстрее, не нужно напрягать руку, чтобы что-то написать, да и это удобно – все пользуются электронной почтой! Тогда что получается, прошлое уходит, и новые информационные технологии займут первое место в нашей жизни?

Да, множество людей так и считают. И это верно. Действительно, на протяжении всего жизненного пути человечества от древнейших времён до наших дней, стиль жизни постоянно менялся. Так, например, переход от каменных орудий к железным, или от ручной работы к машинной. Так всегда было и будет. Прошлое уйдет, и мы будем знать о том, как жило человечество раньше, но мы не возьмем деревянный плуг, чтобы распахать поле. Но также часть населения планеты считают, что нынешнее поколение, привыкнув к удобству и легкости жизни, уже не думает о развитии общества и наук в целом. И это мнение легко понять – нынешнее поколение привыкло к такому миру, где все, что нужно уже открыто и доказано, где всё готово, и остаётся только жить. И тогда выкрадывается такое мнение: «Им просто не интересно изучать что-то новое, и погружаться вглубь уже доказанного». Но так ли это? Я считаю, что внешние факторы не так влияют на человека. Ведь если посмотреть на наших великих учёных – они жили в разных эпохах, жили на разных континентах, и их не так много от остального процента населения мира! Так и сейчас. Я уверена, что и в наше время найдётся юноша, заинтересованный науками. Науки каждые нужны, науки каждые важны – но всё же, не каждый будет углубляться в познании. А кто-то, действуя философским направлением «Мир познаваем» стремится отыскать что-то новое, узнать, как это изменит человечество, и доказать всему миру свою точку зрения и остаться довольным. Ему это интересно, он делает всё, чтобы отыскать верный путь решения задачи. Не важно, что его окружает, важно его стремление познать. Всегда стремление преобладает перед возможностями.

«Науки юношей питают»… Всё, чем занимаются учёные – это науки. И в каждом временном отрезке, на любом континенте найдётся юноша, чей разум требует открытий.

Чакалова Мария, 14 лет