Интернет

Какие инструменты использовались при исполнении частушек. Что такое частушка? Определение, виды и примеры частушек

>>Частушки

Частушки

Народные частушки - небольшие лирические песни , обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета.

Частушки - поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.

Частушки как художественный материал использовались М. Горьким , В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.

Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:

Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.

Иногда в частушках встречается сравнение:

Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...

Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.

* * *
Под твою, милый, игру
Песен, не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.

* * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слез?!

* * *
Мое сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится -
Мое сердце никогда.

* * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала -
Сказали: милого ждала.

Вопросы и задания

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравится?

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3. В чем сходство и различие народных исторических песен и былин ?

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнить частушки? Как в частушках отражается время?

5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры.

6. Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше - уважения, жалости, сострадании, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Будьте внимательны к слову

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звездочка, сердечный, родной, миленький!

2. Какие мысли подчеркиваются в народной исторической песне словами : добрый молодец, походы удалые, житье свободное, народный заступник!

3. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

Развивайте дар слова

1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Русские частушки - уникальный фольклорный жанр народного творчества .
Частушками именуют краткие веселые песенки , в большинстве случаев из четырех рифмованных строк, которые представляют собой фольклорный жанр устного творчества народа. Как отдельный жанр они стали выделятся в середине позапрошлого века. Русские народные частушки - традиционные напевы, которые популяризировались в начале двадцатого века. Молодежь из сельской местности придумывала много частушек. Исполняя их на различных праздниках и просто во время гуляний. В процессе обычно подыгрывала балалайка либо гармонь, хотя часто частушки пели без музыки.
В дошкольный период у ребенка закладывается фундамент для формирования зрелой личности. Малыш впитывает в себя всю информацию, которая ему подается, поэтому очень важно правильно подбирать развивающие игры. Они воспитывают дитя, знакомят с ценностями человечества, моральными, культурными, нравственными. Играючи, ребенок учится правильно расставлять приоритеты, адекватно вести себя в обществе. Именно в это время у чада появляется собственное мнение, на формирование которого сильно влияет авторитет родителей.

Пребывая в возрасте с 2 до 5 лет малыши очень любят слушать частушки ,рифмованные строки, лучше всего под музыку. Проза воспринимается ими с меньшим энтузиазмом. Детки любят веселую музыку и смешные тексты в напевах. Тогда ребята и проявляют интерес к фольклору, созданному русским народом . В нем можно найти ответы на многие вопросы, возникающие у детей в процессе развития, также дети открывают для себя новую информацию, любопытные факты. Вот некоторые русские народные частушки :

Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.

Га-га-га, - распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает!

У дверей на сундуке
Сидит Попка в колпаке.
Как напялили колпак –
Сам себя назвал «дурак»!

Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Говорю я бабушке:
«Шибко вечером не пой!
Как услышу голос твой,
Сей же час бегу домой!»

Ой, да, бабушка моя,
Ой, да боевая:
Столько знает анекдотов,
Сколько я не знаю!

А моя бабулечка
Самая затейница.
Если засмеётся - Ярче солнце светится.

Я-то в бабушку пошла,
Весела да удала:
Я своим курносым носом
Два десятка извела!

Я на бабушку похожа,
Я - неугомонная.
А моя бабулечка
Самая весёлая!

***
Обожаем мы бабулю,
Она самый высший класс!
Все расскажет и покажет,
И всегда накормит нас!

Пирожки ее, котлеты,
Уплетаем за беседой!
И чайком напоит нас,
Наша бабушка сейчас!

Всю заботу и вниманье,
Подарила она нам!
Потому и воспитанье,
У нас просто на «ура!»

***
Бабушку мы поздравляем,
Нас она всегда поймёт.
Для нас бабушка - волшебник,
Даже песенки поёт.

***
Я к бабулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много-много лет
И храни Господь от бед!

***
А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.

Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.

При общении с новорожденными хорошо использовать потешки и пестушки. Их смысла детки пока не понимают, но приятные на слух рифмы помогают отвлечь внимание ребенка во время купания, одевания. Детский фольклор и в играх с чадом будет уместен.Общение очень позитивно сказывается на его психофизическом развитии. А если мама напевая что-то веселое будет двигать руками, малыш захочет повторять движения и будет расти активным. Данный фундамент необходимо закладывать с первых дней жизни ребенка.

Лучшие русские народные частушки для детей.

Частушки - короткие ритмичные песенки-четверостишья, относятся к малому песенному жанру. Их несложно сочинять и исполнять самому. Основные требования к частушкам - краткость, ритмичность, кроме того, они обязательно должны быть с юмором, зачастую и с сатирой. Лучше всего исполнять частушки под гармошку, баян, балалайку. Вполне реально исполнять частушки а-капелла, однако такое исполнение достаточно трудное.

Гитара или пианино тоже могут подойти в качестве инструментов для аккомпанемента, однако не всегда могут оказаться под рукой. В этом смысле частушки очень демократический жанр, они не требуют ни специальной подготовки исполнителя, ни особо сложных музыкальных инструментов. Немного о том, как сочинить частушки. Если вам нравится складывать рифму, сочинять стихи, то не составит большого труда сотворить частушку.

Важно помнить, что основная «соль» частушки, как правило, приходится на третью-четвертую строку. Частушки принято петь стоя, петь сидя - моветон. Если частушки поются в компании, то лучше всего их исполнять, встав в круг, или «стенка на стенку». Частушки хороши еще и тем, что их могут легко исполнять люди, вообще не имеющие музыкального слуха. Ритм и темп исполнения тоже важны.

При исполнении последнюю часть частушки стоит петь более высоким голосом, поскольку «изюминка», как правило, будет в последней или предпоследней строчке, и ее необходимо выделить. Еще одно правило, как петь частушки: исполняйте, по возможности, произведения собственного сочинения или малоизвестные. Не стоит повторять одну и ту же частушку несколько раз. Если вы хорошо знаете текст частушки, то пойте четко и громко.

Частушки всегда будут к месту на юбилеях, свадьбах, дружеских вечеринках, проводах. По традиции частушки начинают исполнять не в самом начале торжества, а часа через два-три. Народ нужно сначала «разогреть» на песнях. Громкость исполнения - еще один важный момент.

Если во время вашего исполнения кто-то вступил со своей частушкой, необходимо постараться перекричать или перепеть ретивого певуна. Исполнителям, равно как и слушателям частушек, необходимо войти в особое состояние. Оно может быть достигнуто при наличии хорошей компании, стола и закуски с выпивкой.

Важно помнить: частушки практически никогда не исполняют на трезвую голову, небольшая степень опьянения как раз и вводит человека в то расположение, когда наступает время для исполнения частушек. Именно поэтому частушки никогда не исполняют в начале торжества, они там просто не к месту. Тем, кто перебрал с алкоголем, уже не до частушек.

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.

Частушки как жанр. Внутрижанровая классификация частушек. Собственно частушки. Плясовые частушки. Частушки-страдания. Частушки типа “Семеновна”. Циклы частушек. Художественные средства в каждом из типов частушек. Язык и стиль. Своеобразие исполнения и бытования частушек.

Частушки – один из словесно-музыкальных лирических жанров русского фольклора, представляющий собой коротенькие рифмованные песенки на разные темы. Чаще частушки бывают четырехстрочные, реже состоят из шести или восьми строк, особой разновидностью являются двухстрочные частушки – «страдания». Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании событий, а в передаче чувств и мыслей по поводу этих событий, разнообразных настроений и переживаний.

Частушки – самый молодой жанр русского фольклора, появление которого ученые относят к XIX в. Первым, кто обратил на них внимание, дал название и оценку, был писатель Глеб Успенский. Частушка стала быстро развиваться и приобретать все большую популярность, особенно у молодежи, так как она очень оперативна, умеет быстро откликаться на все события личной и общественной жизни.

Частушки иногда образно называют поэтической летописью народа, так как они необычайно тесно связаны с современностью, рассказывают о событиях, которые волнуют человека в данную минуту, о сегодняшнем, а не о вчерашнем дне. Поэтому частушки недолговечны, быстро уходят из репертуара, на смену старым приходят новые. По своему идейно-тематическому содержанию частушки необычайно разнообразны.

В дореволюционных частушках отражаются все важные события современности, экономика страны. В них рассказывается о несчастьях, которые принесли народу русско-японская и 1-ая империалистическая войны, о трудностях крестьянской жизни в эпоху капитализма, об уходе крестьян на заработки в города, о разрушении патриархального уклада в семье.

Частушки, возникшие в период революции и гражданской войны, отражают настроения как «белых», так и «красных». Иногда возникали частушки-близнецы, частушки-переделки, очень похожие, но прямо противоположные по смыслу. Показательны в этом отношении частушки типа «Яблочко».

Эх, яблочко, сбоку зелено,

Нам не надо царя, надо Ленина! – пели красноармейцы.

Эх, яблочко, сбоку зелено,

А нам надо царя, не надо Ленина! – пели белогвардейцы.

Пароход идет, волны кольцами,

Будем рыбу кормить богомольцами! – пели комсомольцы.

Пароход идет, волны кольцами,

Будем рыбу кормить комсомольцами! – пели «кулаки».

Годы строительства, учебы, налаживания жизни и быта в новых условиях после революции, а затем Великая Отечественная война, послевоенная разруха и восстановление хозяйства – все нашло отражение в частушках через непосредственное человеческое восприятие:

Вот окончилась война,

Я осталася одна.

Я и лошадь, я и бык,

Я и баба, и мужик.

В этой миниатюрной песенке – частушке сказано многое о трудной послевоенной жизни овдовевших женщин, на плечи которых свалились и женские, и мужские обязанности в разрушенных городах и селах.

Но больше всего во все времена создавалось частушек о любви, и счастливой, и несчастной, эта тема лучше всего разработанная, хоть и не единственная в частушках. Эмоциональный тон частушки отличается от традиционных лирических песен, он более мажорный, жизнеутверждающий. Частушки разнообразнее лирических песен и по своей тематике, и по гамме чувств и эмоций: от безутешного горя до безудержного веселья.

Неразрывная связь частушек с событиями сегодняшнего дня, их способность моментально дать оценку любому событию, выразить разнообразную гамму чувств – все это сказалось на художественных особенностях частушек. Многие приемы и изобразительно – выразительные средства в частушках те же, что и в лирических песнях.

В частушке иногда встречается художественный параллелизм. Такая частушка обычно состоит из двух частей: одна часть представляет собой символическую картину природы, другая, эмоционально соответствующая первой – картину реальной жизни:

В поле белая береза

Призавяла у межи.

Отчего ты не приходишь,

Сероглазенький, скажи.

Но символы в частушке употребляются редко. В подавляющем большинстве частушек и первая, и вторая части являются реальными. В первой части дается факт, во второй – обычно реакция на него.

Из поэтических средств в частушке можно встретить все основные виды тропов, характерные для других фольклорных жанров – метафору: «Разгорится мое сердце, не залить будет водой». Метонимию: «Полюбила, полюбила карие глазеночки». Сравнения: «Мой миленок, как теленок, кудреватый, как баран».

Частушка использует и эпитеты, порой традиционные, как в лирической песне, но чаще неожиданные, оригинальные, применяя при этом словотворчество: «Рубашки аловатые», «Играть мастероватые», «Мой миленок – редкобай, я- частоговорочка», «У милого глазки кари, карие, карючие», «Мой миленок – издивленок, издивлюшечка моя», «Поцелуй, распоцелуй, моя распоцеловочка».

Гипербола в частушке просто необходима, так как ее малая форма принуждает говорить кратко, но образно:

Обнимала во всю силушку,

Изломала другу спинушку.

Или: «Износил я свои ноженьки до самых до колен».

Довольно большое место в частушках занимает ирония:

Хороша наша деревня,

Только улица грязна,

Хороши наши ребята,

Да уж больно беднота.

Частушки имеют рифму, порой изумительно причудливую и сочетающуюся с необычным ритмом, ассонансами и аллитерацией:

Мамашенька, купи чаю,

А не купишь – осерчаю.

Он завлёк меня речами,

Я не стала спать ночами.

Среди частушек исследователи выделяют несколько типов. Наиболее распространенными являются собственно частушки – четверостишия, представляющие собой песенные миниатюры на самую разнообразную тематику. Сюда входят также частушки юмористические и сатирические.

Под плясовые частушки молодежь плясала, поэтому на первом плане в них не смысл, а плясовой ритм, создающий особый эмоциональный настрой:

Раз-два, милый мой,

Три-четыре, дорогой,

Пять-шесть, не гонюся,

Семь-восемь, за тобой.

Частушки – страдания (от слова «страдать» – переживать тяжелые эмоции) преимущественно о несчастной любви, грустные по настроению. Очень часто они строятся на художественном параллелизме:

Какой лёд – и то растаял,

Как любил – и то оставил.

Особую группу составляет «Семеновна» – совершенно особый музыкально-поэтический тип частушки. У нее особый, очень устойчивый напев и ритм, своеобразная композиционная форма: очень часто строфы «Семеновны» связываются попарно. У нее характерное содержание. Свое название этот тип частушек получил оттого, что они довольно часто начинаются со слов: «Эх, Семеновна...», хотя сама Семеновна действующим лицом в этих частушках обычно не является.

Тематика «Семеновны» разнообразна, но излюбленные ее мотивы – несчастная любовь, разлука, ревность, убийства и самоубийства на почве душевных драм, которые иногда подаются с долей юмора. Исследователи считают, что этот тип частушки является своеобразной пародией на «жестокие романсы» – лирические песни подобного содержания, достаточно популярные.