Непознанное

Какие проблемы поднимаются в произведении песчаная учительница. Эссе образ марий нарышкина в пещаный уительнице

Действие рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходит в 1920-е годы в маленьком среднеазиатском селе Хошутово. За околицей села начинается самая настоящая пустыня - безжалостная и холодная к людям.

Идея ценности знаний для человека и целых народов - это основная идея рассказа «Песчаная учительница». Миссия главной героини, учительницы Марии Нарышкиной - нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно важными.

Стиль рассказа «Песчаная учительница» очень лаконичен. Разговаривают герои мало - в Хошутове всегда немного говорят, экономят слова и силы, ведь они еще понадобятся в борьбе с нашествием песков. Вся история Марии до принятия ею судьбоносного решения - ехать работать к кочевникам, к чужому народу, укладывается автором в несколько десятков коротких абзацев. Я даже назвал бы стиль рассказа приближенным к репортажному. В произведении немного описаний местности, больше повествования, действия.

Но особое внимание автор уделяет чувствам и эмоциям героев. Они уточняют ситуацию, в которой оказались жители занесенного песком Хошутово лучше, чем любые описания пейзажей. «Старик-сторож, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке». «Тоскливое, медленное чувство охватил путешественницу - Марию Никифоровну, когда она оказалась среди безлюдных песков по пути в Хошутово».

Слог Платонова очень метафоричен, образен: «некрепкое растущее сердце», «сочилась жизнь в пустыне». Жизнь в Хошутове и в самом деле еле-еле движется, будто вода цедится по капле. Здесь капля воды и является средоточием самой жизни.

Тема культурного обмена и взаимопонимания между людьми также занимает одно из центральных мест в произведении, Дружелюбие и желание найти общий язык с разными личностями - это те ценности, которые провозглашены автором в рассказе. После появления, а фактически, набега кочевников Мария Нарышкина едет к вождю племени, чтобы высказать ему все свои претензии, отговорить его разрушать их поселок, портить зеленые насаждения. Вождь кочевников, пообщавшись с молодой женщиной, проникается к ней симпатией. Она к нему также.

Но это не дает решения главной проблеме рассказа - как сберечь плоды своего труда? Как сохранить жизнь людей и благополучие сел, когда нет воды, не хватает на всех травы? «Кто-нибудь умирает да ругается» - говорит вождь племени. Начальник Нарышкиной предлагает ей стать учительницей в кочевничьем поселении: учить их уважать чужой труд, заниматься разведением зеленых насаждений. Мария становится той самой рукой помощи, которую один народ протягивает другому.

Также произведение касается темы отказа от личной жизни ради общественного блага. «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников?...» - думает юная преподавательница. Однако, вспомнив «безысходную судьбу двух народов, зажатых в тиски пустыни» Мария без колебаний принимает решение ехать и учить кочевников.

Урок литературы на тему: Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница». Анализ сочинения. Проблематика в рассказе.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

Обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;

Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических умений;

Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.

Наглядные материалы: портрет А. П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Слово учителя.

В рассказе А. П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1 . 1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?

2) Какие проблемы поднимаются в произведении?

3)Сформулируем цели урока. (слайд 2)

4)Работа с эпиграфом: Трудно тебе будет,

Да сердце у тебя есть,

А на сердце и разум придет,

А от разума и трудное легким станет.

(Из сборника сказок А. Платонова)

III. Викторина – проверка знания текста (слайд 4)

1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2). Почему дети в селе не ходили в школу?

3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?

IV. Работа по исследованию текста.

События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

Картина “Христос в пустыне” (слайд 5)

Лирическому герою стихотворения А. С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне: Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился. (слайд 6)

V. Изображение пустыни. (Работа по тексту) (слайд 7)

2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?

3. Чем являлась пустыня для жителей села?

4. Найдите описание пустыни, преображенной стараниями жителей села и молодой учительницы.

5. В чем заключается Поступок героини? (слайд 8)

(Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья).

Выделение “Ценности” – служение людям.(слайд 9)

Ученики выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.

6. В чем смысл служения людям?

Гипотеза : Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней

Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.

Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.

Вывод: Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н. А. Некрасова:(слайд 10)

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру -

Заглохла б нива жизнь...

7. Героиня достигает результатов, но какой ценой?

“Вернулась 70-лет старухой, но…

VI. Региональный компонент.

1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т. д.

Филимонова Людмила Аркадьевна приехала работать в свою родную школу и работает по сей день. Ее педстаж ___ лет.

VII. Чтение сочинения.

VIII. Показ презентации. Звучит песня»учитель»

IХ. Итог. Оценки

Х. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе” (слайд 11).

Юная учительница Мария Никифоровна нанимается на работу в деревню по близости пустыни. Она вынуждена бороться с песками, чтобы добиться расположения жителей. Результаты ее труда не дают долго ждать. За помощью к ней обращается и вождь соседнего села. Целью всей жизни Марии становится борьба с песками пустыни.

Основной смысл произведения Песчаная учительница Платонова

Целеустремленные шаги, непременно, приведут к цели. Главное верить в себя и полностью посвятиться делу. Ничто не сможет остановить такого человека добиться своей цели.

Краткое содержание Платонов - Песчаная учительница

Счастливое детство Марии Никифоровны прошло в родном доме. Ее отец был учителем и любим способом хотел сделать свою дочь счастливой. Повзрослев Мария выучилась на педагога и окончательно вступила в зрелую жизнь. Она становится учительницей в деревне Хошутово. Рядом с деревней находится среднеазиатская пустыня. Единственной задачей жителей деревни была борьба против бесконечных песков пустыни.

Все земли деревни покрывались песком, еще больше усложнив задачу жителей. Из-за этой проблемы никто из детей не имеет желание приходить в школу и учиться. Мария Никифоровна все силы вкладывает в борьбу против песков. Она просит помощь у агрономов. Ей отказываются помочь. Взамен дают специальную литературу, в которой написано о способах борьбы против пустыни. Она решает самостоятельно справиться с задачей. Изучает много книг на эту тему и организует посадки зеленых растений и сосновый питомник. Эти шаги заметно улучшают состояние деревни и заставляют жителей посмотреть на юную учительницу иными глазами.

Школы уже наполнены учениками разных возрастов, желающих учиться. Это действие шагов учительницы скоро теряет свое воздействие. Через некоторое время ситуация меняется. В деревню переселяются кочевники. Их действия стали сокрушительными для деревни. Они уничтожили всю зелень и полностью исчерпали воду в колодцах. Мария готова на любые шаги, только сохранить результат своих трудов. Она решает пойти к вождю племени и попросить его перестать рушить и уничтожать деревню, не уничтожать зеленые посадки древни и не использовать слишком много воды впустую. Вождь просит учительницу научить жителей села Сафута жить как жители Хошутово.

Учительница соглашается обучить их вырастить зелень у себя в деревне. Она решает себя полностью посвятить делу и избавить жителей обеих деревень от песков. Мария обещает всем жителям деревень вырастить настоящий лес на месте пустыни.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Неупиваемая чаша Шмелёв

    Это возвышенное повествование о жизни молодого иконописца, о преодолении им тягот нелегкой жизни и постижении через великое чувство любви духовной радости.

  • Краткое содержание Чарушин Страшный рассказ

    Действие «Страшного рассказа» разворачивается в доме, который находился у леса. Там жила дружная семья из отца, матери и их сыновей Пети и Шуры.

  • Краткое содержание Та сторона, где ветер Крапивина

    Генке на протяжении долгого времени не удается сдать английский. Обстоятельство может обернуться для него неприятными последствиями. Его могут оставить на второй год, к тому же при не исправлении ситуации отец грозит его сурово наказать.

  • Краткое содержание Кассиль У классной доски

    Началом повествования, является рассказ об обычной учительницы по имени Ксения Андреевна Карташова, которая больше тридцати лет учила сельских ребят.

  • Краткое содержание Рыбаков Кортик

    Действие происходит в 1921 году. В г. Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым

Анализ рассказа «Песчаная учительница» А. Платонова


Действие рассказа Андрея Платонова «Песчаная учительница» происходит в 1920-е годы в маленьком среднеазиатском селе Хошутово. За околицей села начинается самая настоящая пустыня - безжалостная и холодная к людям.

Идея ценности знаний для человека и целых народов - это основная идея рассказа «Песчаная учительница». Миссия главной героини, учительницы Марии Нарышкиной - нести знания. В условиях, где жила Нарышкина, знания и умение создавать лесополосы, сохранять зеленые насаждения и разводить растения оказались жизненно важными.

Стиль рассказа «Песчаная учительница» очень лаконичен. Разговаривают герои мало - в Хошутове всегда немного говорят, экономят слова и силы, ведь они еще понадобятся в борьбе с нашествием песков. Вся история Марии до принятия ею судьбоносного решения - ехать работать к кочевникам, к чужому народу, укладывается автором в несколько десятков коротких абзацев. Я даже назвал бы стиль рассказа приближенным к репортажному. В произведении немного описаний местности, больше повествования, действия.

Но особое внимание автор уделяет чувствам и эмоциям героев. Они уточняют ситуацию, в которой оказались жители занесенного песком Хошутово лучше, чем любые описания пейзажей. «Старик-сторож, очумевший от молчания и одиночества, обрадовался ей, как вернувшейся дочке». «Тоскливое, медленное чувство охватил путешественницу - Марию Никифоровну, когда она оказалась среди безлюдных песков по пути в Хошутово».

Слог Платонова очень метафоричен, образен: «некрепкое растущее сердце», «сочилась жизнь в пустыне». Жизнь в Хошутове и в самом деле еле-еле движется, будто вода цедится по капле. Здесь капля воды и является средоточием самой жизни.

Тема культурного обмена и взаимопонимания между людьми также занимает одно из центральных мест в произведении, Дружелюбие и желание найти общий язык с разными личностями - это те ценности, которые провозглашены автором в рассказе. После появления, а фактически, набега кочевников Мария Нарышкина едет к вождю племени, чтобы высказать ему все свои претензии, отговорить его разрушать их поселок, портить зеленые насаждения. Вождь кочевников, пообщавшись с молодой женщиной, проникается к ней симпатией. Она к нему также.

Но это не дает решения главной проблеме рассказа - как сберечь плоды своего труда? Как сохранить жизнь людей и благополучие сел, когда нет воды, не хватает на всех травы? «Кто-нибудь умирает да ругается» - говорит вождь племени. Начальник Нарышкиной предлагает ей стать учительницей в кочевничьем поселении: учить их уважать чужой труд, заниматься разведением зеленых насаждений. Мария становится той самой рукой помощи, которую один народ протягивает другому.

Также произведение касается темы отказа от личной жизни ради общественного блага. «Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне среди диких кочевников?...» - думает юная преподавательница. Однако, вспомнив «безысходную судьбу двух народов, зажатых в тиски пустыни» Мария без колебаний принимает решение ехать и учить кочевников.

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Несколько интересных сочинений

    Творческое наследие поэта, трагического тенора своей эпохи, пронизано красотой и духовностью его стихотворений, написанных в жанрах стихов, поэм, романсов, этюдов, посвящений, акцентирующих отголоски тоски, отчаяния, неразрывной связи человека с природой.