Государство

Какое значение для романа имеет образ сони. Сочинение: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают. Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой. Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит. Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь. Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения. “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее. Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» посвящен истории вызревания и совершения преступления Родионом Раскольниковым. Угрызения совести после убийства старухи-процентщицы становятся для героя просто невыносимы. Этот внутренний процесс тщательно выписан автором романа. Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, без которого роман так и остался бы детективом. Сонечка Мармеладова является ядром произведения. Дочь случайно встреченного Мармеладова вошла в жизнь Раскольникова и положила начало его духовному возрождению.

Жизнь Сонечки ничем не примечательна. После смерти матери отец из жалости женился на женщине, оставшейся вдовой с тремя детьми. Брак оказался неравным и в тягость обоим. Соня была падчерицей для Екатерины Ивановны, поэтому ей больше всех доставалось. В минуту душевного надрыва мачеха отправила Соню на панель. Её «заработками» держалась вся семья. У семнадцатилетней девушки не было никакого образования, именно поэтому всё сложилось так плохо. Хотя отец не брезговал деньгами таким образом заработанными дочерью, и всегда просил у неё на опохмелку…. Тоже мучился от этого.

Это, как уже было сказано, обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени. Но что заставило автора романа «Преступление и наказание» заострить на Сонечке Мармеладовой внимание и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего – это совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Даже её внешний облик свидетельствует о внутренней чистоте и величии.

Впервые Раскольников встречается с Соней в сцене смерти Мармеладова, когда видит её в толпе народа, сбежавшегося на новое зрелище. Девушка была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером, обязательная «умбрелька» в руках в латаных-перелатаных перчатках), но потом Соня приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за спасение отца. Теперь она выглядит иначе:

«Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Теперь она похожа «на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

Чем больше Раскольников общается с ней, тем более она раскрывается. Выбрав Соню Мармеладову для откровенного признания, он словно пытается её проверить на прочность, задаёт злые, жестокие вопросы: не боится ли она заболеть при её-то «профессии», что будет с детьми в случае её болезни, что Полечку ждёт та же участь – проституция. Соня как в исступлении отвечает ему: «Бог этого не допустит». И совершенно не держит зла на свою мачеху, утверждая, что ей намного тяжелее. Немного позже Родион отмечает в ней ярко характеризующую её черту:

«В лице её, да и во всей её фигуре, была сверх того одна особенная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти ещё девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребёнком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых её движениях».

Эта детскость ассоциируется с чистотой и высокой нравственностью!

Также интересна характеристика Сони её отцом: «Безответная она, и голос у ней такой кроткий…» Вот эта безответность и кротость является отличительной чертой девушки. Она всем пожертвовала, ради спасения своей семьи, которая и семьёй-то ей, в сущности, не являлась. Но её доброты, милосердия хватает на всех. Она ведь и Раскольникова сразу же оправдывает, говоря, что он голоден был, несчастен, и преступление совершил, будучи доведён до отчаяния.

Жизнь Соня живёт не ради себя, а ради других. Она помогает слабым и нуждающимся, и в этом её непоколебимая сила. Раскольников так и говорит о ней:

«Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же. И привыкли. Поплакали и привыкли».

Раскольникову кажется совсем невероятным эта её отчаянная самоотдача. Он как эгоист-индивидуалист, вечно думающий только о себе, пытается постичь её мотивы. И эта вера в людей, в добро, в милосердие кажется ему неискренней. Даже на каторге, когда старые, прожжённые убийцы-преступники называют юную девушку «матушкой милосердной», он должен был потерять её из вида, чтобы понять, как она важна и дорога ему. Только там он принимает все её воззрения, и они проникают в его суть.

Сонечка Мармеладова представляет собой замечательный образец гуманизма и высокой нравственности. Она живёт согласно христианским законам. Не случайно автор поселяет её в квартире у портного Капернаумова – прямая ассоциация с Марией Магдаленой, жившей в городе Капернауме. Её сила выражается в чистоте и внутреннем величии. Родион Раскольников очень метко дал характеристику таким людям: «Они всё отдают… глядят кротко и тихо».

Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в "Преступлении и наказании". Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить "духом и разумом", но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: "Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами". Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: "Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!" Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: "Юродивая, юродивая!" На что Соня ему отвечает: "Да ведь я... бесчестная... я великая грешница". Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: "Перекрестись, помолись хоть раз". Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: "Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере..." Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: "Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания". Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже...

    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо...

Соня Мармеладова - центральный женский персонаж романа Достоевского «Преступление и наказание». Её непростая судьба вызывает у читателей невольное чувство жалости и уважения, ведь чтобы спасти от голода свою семью, бедная девушка вынуждена стать падшей женщиной.

И хотя ей приходится вести аморальный образ жизни, в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях.

Характеристика главной героини

(Знакомство с Соней )

На страницах романа Сонечка появляется не сразу, а уже после совершения двух преступлений Радионом Раскольниковым. Он знакомится с её отцом, мелким чиновником и горьким пьяницей Семеном Мармеладовым и тот с благодарностью и слезами рассказывает о своей единородной дочери Соне, которая чтобы прокормить отца, мачеху и детей идет на страшный грех. Тихая и скромная Соня, не имея возможности найти другую работу, идет на панель и все заработанные деньги отдает отцу и его семье. Получив вместо паспорта так называемый «желтый билет», она имеет легальную возможность работать проституткой, и уже вряд ли когда-нибудь сможет бросить это страшное и унизительное ремесло.

Соня рано стала сиротой, отец женился и завел другую семью. Там вечно не хватало денег, дети голодали, а озлобившаяся мачеха устраивала скандалы и в отчаянии от такой жизни иногда попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня не могла этого вытерпеть и решилась на отчаянный поступок, чтобы заработать денег для семьи. Жертвенность бедной девушки поразила Раскольникова до глубины души, и он был впечатлен этой историей еще задолго до самой встречи с Соней.

(Советская актриса Татьяна Бедова в образе Сонечки Мармеладовой, к/ф "Преступление и наказание" 1969 )

Впервые мы встречаемся с ней на страницах романа в день, когда её отец был раздавлен пьяным извозчиком. Это худенькая блондинка маленького роста, лет семнадцати-восемнадцати, с кроткими и замечательно красивыми голубыми глазами. Она одета в пестрый и немного нелепый наряд, прямо указывающий на род занятий. Робко как призрак она стоит на пороге каморки и не смеет туда зайти, потому-то её совестливая и чистая от природы натура заставляет чувствовать себя грязной и порочной.

Кроткая и тихая Соня, считающая себя великой грешницей, недостойной находиться рядом с обычными людьми, не знает как себя вести среди присутствующих, не смеет присесть рядом с матерью и сестрой Раскольникова. Её унижают и оскорбляют такие низкие и подлые люди как надворный советник Лужин и квартирная хозяйка Амалия Федоровна, а она все терпеливо и безропотно сносит, ведь не может постоять за себя и абсолютно беззащитна перед наглостью и хамством.

(Соня выслушивает Раскольникова, поняв, идет на помощь ему, к его покаянию )

И хотя внешне она выглядит хрупко и беззащитно, ведет себя как затравленный зверек, внутри Сони Мармеладовой спрятана огромная душевная сила, в которой она черпает силы, чтобы жить дальше и помогать другим жалким и обездоленным людям. Эта сила зовется любовью: к отцу, к его детям, ради которых она продала свое тело и погубила душу, к Раскольникову, за которым она отправляется на каторгу и терпеливо сносит его безразличие. Она не держит ни на кого зла, не обвиняет в своей искалеченной судьбе, всех понимает и прощает. Чтобы не осуждать людей и прощать их пороки и ошибки, нужно быть очень цельным, сильным и великодушным человеком, которым и является простая девушка со сложной судьбой, Соня Мармеладова.

Образ героини в произведении

Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, Соня (в переводе с греческого её имя означает мудрость ) терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

Для неё жизнь любого человека священна, она живет по законам Христа и каждый преступник для неё несчастный человек, требующий прощения и искупления своего греха. Её сильная вера и огромное чувство сострадания заставили Раскольникова признаться в совершенном убийстве, затем искренне покаяться, прийти к Богу и это стало для него началом новой жизни и его полного душевного обновления.

Образ героини, ставший бессмертной классикой учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию. Соня Мармеладова, любимая героиня Федора Михайловича Достоевского, ведь она воплотила на страницах романа его самые сокровенные мысли и идеальные представления о христианской религии. Жизненные принципы Сони и Достоевского практически идентичны: это вера в силу добра и справедливости, что всем нам нужно прощение и смирение, и самое главное это любовь к человеку, какие бы грехи он не совершил.

Достоевский написал свой роман "Преступление и наказание" после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня - идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников - два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть "Преступления и наказания" составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья - ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Два мира - Мармеладовой и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини - бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни - великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении "Преступление и наказание". Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что "человек не родится для счастья". Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается "человеком высокого духа". Эту героиню можно поставить в один "разряд" с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его "бунта" Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова - героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее "коросту". Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из "зловонной ямы". Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это - любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ "идеальным". Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что "начинается новая история". Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, - самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока "мир стоит", всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.