Деньги

Какой день подарил мюнхаузен родному городу. Замок Вернигероде

Городок Вернигероде (Wernigerode) удивительно красив и романтичен. «Рай земной», «фахверковая жемчужина» — так называют его туристы. Первые упоминания о городе встречаются в исторических документах 1121 года. Граф Адальберт в том году начал строить свою крепость, которая стала предшественницей знаменитого замка Вернигероде. Этот замок нередко именуют «Нойшванштайном в Гарце» — он так же прекрасен, как и легендарный Нойшванштайн. […]

Городок Вернигероде (Wernigerode) удивительно красив и романтичен. «Рай земной», «фахверковая жемчужина» — так называют его туристы. Первые упоминания о городе встречаются в исторических документах 1121 года. Граф Адальберт в том году начал строить свою крепость, которая стала предшественницей знаменитого замка Вернигероде. Этот замок нередко именуют «Нойшванштайном в Гарце» — он так же прекрасен, как и легендарный Нойшванштайн.

Дворец Вернигероде (Schloss Wernigerode) был построен на средневековом пути к охотничьим угодьям в горах Гарц. Основатель династии графов Вернигероде — первый владелец замка — переселился в эти края из Швабии ещё при Генрихе V . За всю историю замка его много раз перестраивали. В 1674-76 гг. он был реконструирован в барочном стиле, а нынешний облик обрёл ближе к концу XIX века. В тот период графская резиденция была существенно расширена и дополнена; архитекторам удалось добиться полной гармонии с соседними строениями. Реконструкция выполнялась в стиле историзма, поэтому здание приобрело черты модной в то время неоготики. В ходе работ был создан масштабный колоритный ансамбль, и поныне гордо возвышающийся над горами Гарца.

Граф Отто Штольтеберг , владелец замка того времени, был влиятелен и богат. Он сумел сделать блестящую карьеру и даже стал заместителем «железного канцлера» Отто Бисмарка . В 1890 г. он получил княжеский титул. До 1929 года Вернигероде был жилой резиденцией графской семьи — позднее отдельные части этого здания были открыты для публики.

Даже если вам не приходилось бывать в Германии, облик замка Вернигероде может показаться вам знакомым. В 1979 году здесь снимали культовый фильм Марка Захарова — «Тот самый Мюнхгаузен» — картину по пьесе Горина, с Янковским и Кореневой в главных ролях. В то время территория города и замка принадлежала ГДР. Улицы города Вернигероде имели первозданный вид, они почти не пострадали в годы войны. К массовым сценам и эпизодам привлекались немецкие актёры и жители города. В фильме можно увидеть старинные фахверковые дома, старую ратушу и замок Вернигероде.

Туристы, приезжающие в город, обязательно посещают и замок, чтобы приобщиться к его средневековой романтике. Сюда можно добраться от старого центра города, если воспользоваться популярным туристическим поездом на автомобильных колёсах. С горы Агнесберг , на которой располагается замок, открывается удивительный вид на вершины Гарца, горнолыжную трассу, фруктовые сады и красные крыши старинных домиков Вернигероде.

Чтобы спуститься обратно, нужно пройти мимо бывших господских конюшен (сегодня в них помещаются жилые квартиры); миновать старый княжеский парк с барочной оранжереей. Оранжерея с 1826 года служила придворной библиотекой. В ней насчитывалось более 100 000 томов. В регионе это собрание книг считалось самым значительным. Здесь хранился экземпляр Библии Лютера — перевод Священного Писания, сделанный в 1534 году. В послевоенные годы часть библиотечных фондов была вывезена в Советский Союз. После этого опустевшее здание начало разрушаться. В настоящий момент в нём находится земельный архив региона Саксонии-Анхальт.

Музей в замке Вернигероде

Монаршие особы нередко посещали замок Вернигероде. Последним коронованным гостем резиденции стал Ахмад Фуад I – правитель Египта. Его визит в замок состоялся в 1929 году.

До 1930 года хозяева замка сохраняли за ним статус резиденции, но позже они перебрались в другие свои владения, а Вернигероде частично открыли для посетителей в качестве публичного музея. При этом финансирование исторического объекта осуществлялось за счёт государства. После II Мировой войны Вернигероде национализировали, и с 1949 года он приобрёл статус государственного музея ГДР.

За годы войны часть обстановки замка была утрачена. Предметы интерьера и аксессуары подбирали в коллекциях других немецких музеев. Такое замещение не повлияло на общую картину — в целом обстановка замка выглядит совершенно аутентичной. Полномасштабная реставрация проводилась в течение последнего десятилетия. Наряду с восстановительными работами осуществлялся активный розыск подлинных произведений искусства и других предметов, ранее находившихся в Вернигероде.

Am Schloß 1 38855 Wernigerode, Germany
schloss-wernigerode.de‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Благодаря человеку, который всегда говорит только чистую правду, горячо мной любимому барону Мюнхгаузену, сегодня - 32 мая! До знакомства с ним я праздновала свой день рождения в последний день весны, а на следующий день наступало лето. Но теперь все иначе - барон подарил нам САМЫЙ последний день весны... Еще один "восход и заход... Лишний полдень... Тысячи новых секунд..."
Это одно из самых великих его открытий, а может, самое-самое...Помните: "Сколько дней в году?.. Триста шестьдесят пять!.. Точно?.. Нет, не точно... В году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти часы складывают, и тогда каждый четвертый год становится високосным... Но я задумался: а точно ли в году триста шестьдесят пять дней шесть часов?! Оказалось, нет! В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды... Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз... Итак - три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия - в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день! Тридцать второе мая!"
О Мюнхгаузене написано, нарисовано, поставлено, снято и сыграно столько произведений, что просто удивляет, как такие разные лица могут принадлежать одному герою. В Книжном Шкапу баронам даже отведена целая полка рядом с Алисами. Но когда я закрываю глаза и пытаюсь представить себе настоящего Мюнхгаузена, воображение всегда рисует его таким:

Потому что это "Тот самый Мюнхгаузен".
Гениальный фильм Горина снят в 1979 году по мотивам произведений Распэ о приключениях барона, которого блестяще сыграл Олег Янковский. Этот фильм я видела несчетное количество раз, знаю его наизусть, могу цитировать в любое время дня и ночи, и с огромным наслаждением пересматриваю, особенно если кто-то смотрит его со мной впервые (Тот самый Мюнхгаузен, DVD фильм на OZON.ru).
Книг о приключениях Мюнхгаузена издано несметное количество, в разных переводах, пересказах, "по мотивам", и с разными иллюстрациями, на любой вкус. На сегодня два моих самых любимых издания в пересказе Чуковского - это "книга с историей" от ИДМ с иллюстрациями Вильгельма Зиммлера и приключения барона из детства с рисунками Гюстава Доре.

















Прошлый год был урожайным на хорошие издания Мюнхгаузенов. Но долго они в магазинах не задержались. Самым интересным из имеющихся сегодня в продаже я считаю "Удивительные истории и веселые приключения Барона Мюнхаузена" от Московских учебников в пересказе Разумихина с иллюстрациями Анатолия Елисеева.
Ну а если взять другую ценовую категорию, то мечтаю приобрести в Шкап "взрослого" Мюнхгаузена Августа Бюргера в переводе Вальдман с гравюрами Гюстава Доре, поскольку мой Доре из детства хорошим качеством печати вовсе не отличается.

Что ж, поздравляю всех с самым последним днем весны! "Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"

Сколько дней в году?.. Триста шестьдесят пять!.. Точно?.. Нет, не точно… В году триста шестьдесят пять дней и шесть часов. Эти часы складывают, и тогда каждый четвертый год становится високосным… Но я задумался: а точно ли в году триста шестьдесят пять дней шесть часов?! Оказалось, нет! В нормальном году триста шестьдесят пять дней шесть часов и еще три секунды… Это подтвердит вам любой астроном, даже не столь авторитетный, как я. Надо лишь подняться к звездам с хронометром и оттуда проследить за вращением Земли. Я это делал не раз. Марта может подтвердить! Итак – три секунды неучтенного времени. За годы эти секунды складываются в минуты, за столетия – в часы. Короче, дорогие мои, за время существования нашего города нам натикало лишний день! Тридцать второе мая!

Григорий Горин. Тот самый Мюнхгаузен

Трудно говорить, когда на тебя смотрят столько сочувствующих глаз. Развод отвратителен вовсе не потому, что разлучает супругов, а потому, что мужчину почему-то начинают считать «свободным», а женщину – «брошенной». Нет! Не унижайте меня жалостью, господа! Пожалейте лучше себя! Мой муж – опасный человек, господа!.. Я вышла за него замуж не по любви, а из чувства долга перед страной… Двадцать лет я смиряла его, я держала его в границах семейной жизни и тем самым спасала от него жизнь всего общества! Теперь вы разрубаете наши узы… Что ж! Вините в последствиях только самих себя… Не страшно, что я одинока, страшно, что он – на свободе!!!

«…Чудак не всегда частность и обособление, а напротив бывает так, что-он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Часто так бывает, что книга, прочитанная еще в детстве и поразившая нас своею глубиною, или фильм, многократно пересмотренный и разобранный на цитаты, для нас являются только милым воспоминанием о ярких эмоциях, пережитых давным-давно. Эти воспоминания греют душу, навевают приятные ощущения, но, увы, уже не дают той пищи для ума и сердца, которую мы так ценили в них прежде. Такое отношение к любимым источникам вдохновения отчасти понятно и оправданно: сюжет их нам хорошо знаком, диалоги выучены наизусть и кажется, что больше они не смогут освежить наше мировосприятие новыми открытиями. Однако даже при такой степени знакомства с произведением от нашего взора могут ускользать некоторые существенные детали, а иногда и сама суть излюбленного шедевра. Происходит это оттого, что гениальные плоды вдохновения несут в себе настолько большой интеллектуальный, мировоззренческий и духовный потенциал, что его трудно исчерпать человеческим умом. Ибо такого рода труды создаются не столько непосредственным творцом, сколько божественным озарением, которое всегда выступает в качестве соавтора у таланта.

К вышеозначенным творениям, безусловно, относится киношедевр Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Снятый в период советской атеистической цензуры, в своих недрах он таит второй сюжет, который имеет множество параллелей с Евангельским повествованием. И если попытаться посмотреть на этот фильм сквозь призму христианской традиции, можно легко увидеть в главном герое образ не того самого Мюнхгаузена, к которому привык кинолюбитель с «замыленным» взглядом, то есть не просто экстравагантного чудака, немного грустного и отчасти смешного оригинала со склонностью к фантазиям, а трагический образ апологета, противопоставляющего свою высокую истину утилитарному сознанию толпы и готового своей кровью засвидетельствовать верность божественным идеалам.

Ведь если Мюнхгаузен Захарова всего-навсего простой мечтатель, рыцарь печального образа, то сюжет этот давно известен — еще один эксцентрик положил все силы на борьбу с ветряными мельницами и погубил себя из-за своих вздорных причуд. Однако, взгляд внимательного кинозрителя, направленный на главного героя, исключает подобные умозаключения. Нам открывается личность совершенно иного порядка, которая юродствует не по своенравию, но имеет неоспоримый мандат на юродство. И дабы мы не сомневались в этом праве, автор наполнил свое творение аллюзиями, которые отсылают нас к Евангельской истории.

Основная трагедия данного произведения заключается в том, что барон Мюнхгаузен находится в окружении самых близких ему людей, в среде которых он родился, вырос и прожил всю жизнь, однако, не смотря на такую тесную связь, между главным героем и кругом его знакомых ощущается непреодолимая стена непонимания. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что барон и правда в некотором смысле «не от мира сего», так как еще до своего рождения имел честь быть другом великих людей, среди которых Софокл, Сократ, Шекспир и другие гении, жившие гораздо раньше времени, в котором разворачивается действие кинокартины. Поэтому лучше говорить не о рождении Мюнхгаузена, сколько о пришествии или явлении в мир для выполнения какой-то своей особой задачи. Эту задачу в общих чертах можно определить, как возвещение Правды, ради которой барон восстает против поработившей его окружение лжи, ненавидимой им больше всего, по его собственному признанию.

Оригинальная проповедь и способность совершать поступки, не укладывающиеся в рамки разумного понимания мира (чудеса, которые даже благочестивый пастор откровенно называет шарлатанством, оттого что его рациональное мышление не позволяет верить в сверхъестественное) приводит к тому, что барон приобретает себе репутацию довольно славного малого, умного, с чувством юмора, «который может стать примером для молодежи», однако есть одно условие — ему нужно измениться. Этот ультиматум становится главным искушением на пути его служения. Мюнхгаузена не хотят принимать за того, кто он есть на самом деле, ибо в этом виде он не удобен для своих сограждан, поэтому все без исключения пытаются изменить его, сделать похожим на себя. Искушение из уст самого дорого ему человека: «стань таким как все», звучит как прекословие апостола Петра, узнавшего о неизбежности смерти своего Учителя.

Все это ставит главного героя перед трагическим выбором: отречься от своих идеалов, поддавшись на настойчивый призыв толпы: «присоединяйтесь барон, присоединяйтесь», или добровольно взойти на свою Голгофу, где его ждет чудовищный смертельный эксперимент, цель которого осмеять подсудимого и проверить справедливость его заявлений о том, что он и есть «тот самый Мюнхгаузен»: если бы ты был бароном, то доказал нам это чудом.

Ничего не меняется и спустя столетия, чтобы доказать, что человек жив, его непременно нужно сначала убить. Толпе трудно понять, что не чудом проверяется подлинность свидетельств, а тем высоким идеалом, который они в себе несут. Поэтому барон не тем хорош, что летал он или не летал на луну, а тем, что никогда не врет. И не согласен поступиться даже в мелочах, если твердо убежден в незыблемости открытой для него истины 32-го марта (невольно приходит на ум, что Воскресный День, как День Господень – это тоже выход за рамки устоявшегося календаря), то даже ради своей любви, ради самого дорогого и близкого человека, он не может поступиться этим откровением. Это ли не есть воплощение максимы Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)?

Однако эта формула не может быть принята жителями Ганновера, то есть типичными обывателями, каждый из которых поглощен своим собственным фарисейством: неискренней набожностью — пастор, карьерой — бургомистр, материальным благополучием и тщетной славой — баронесса и ее любовник, герцог — одеждой, Марта — своей чувственной привязанностью к барону. Но остается один, тот, кто верен до конца своему хозяину — это верный и благоразумный слуга Мюнхгаузена Томас, чей восторг, возвещающий «воскресение» его хозяина, звучит как исповедание: «Я знал. Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили. Не верил. И когда отпевали — не верил. И даже когда закапывали — сомневался».

Такая искренняя вера является подлинно христианской: остаться со своим хозяином до конца, даже когда факты со всей своей очевидностью говорят об обратном, когда все вокруг предали, руководствуясь каждый своим резоном: лучший друг из-за страха, Марта из-за маловерия (засвидетельствовав свое отречение поцелуем в щеку), его родственники из-за того, чтобы он просто не мешал им, не претендовал на их власть в доме, потому что, как известно, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк 6:4). Они-то и делают все, чтобы скомпрометировать его в глазах равнодушных сограждан, лживого синедриона и верховного правителя, который просто руководствуется старым принципом: «раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет…», умывает руки и не препятствует расправе над праведником.

Но судьи будут посрамлены. Этот ужасный приговор приведет осужденного не к погибели, не к осмеянию, но к славе. Ведь для него этот эксперимент — торжественное восхождение на небо. Причем временное, ибо барон снова придет, но только когда он в следующий раз вернется, тех, осудивших его жителей Ганновера, уже не будет, все потому, что «время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

Конечно, неправильно будет полностью отождествлять евангельского Христа с образом барона Мюнхгаузена, воплощенного в кинокартине Марка Анатольевича. Скорее это образ Сократа, известного нам из Апологии, написанной Платоном, или образ христианских мучеников и непринятых миром юродивых, пострадавших, отстаивая свою истину. Ведь в конечном итоге цель их всех подняться на небо. Поэтому весьма символична и концовка трагической истории ганноверского чудака: после долгих испытаний барон Мюнхгаузен медленно поднимается по лестнице, ведущей в небеса, указывая тем самым вектор, куда должны быть устремлены все силы каждого человека…

Александр Бойко, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

Журнал «НЕвский БОгослов» №11

Томас (пастору): Господин барон вас с утра ожидает. Он с утра в кабинете работает, заперся и спрашивает: - Томас, говорит, не приехал еще господин пастор? - Нет, говорю, нет еще. - Он говорит: Ну и слава Богу. Очень вас ждёт.

Томас (пастору): Не возражаете, с дороги чуть-чуть? Вам фугу, сонату или что-нибудь покрепче?


Томас : Фрау Марта , я не расслышал: который час?
Марта : Часы пробили 3, барон - 2, стало быть, всего 5.


Марта : Извините нас Бога ради, господин пастор, - мы не заметили вас.
Пастор : Угу.

Барон Мюнхгаузен: Попал. Утка. С яблоками. Она, кажется, хорошо прожарилась.
Пастор : Она, кажется, и соусом по дороге облилась.
Барон Мюнхгаузен : Да? Как это мило с ее стороны!

Барон Мюнхгаузен : Жена сбежала от меня два года назад.
Пастор: По правде говоря, я на ее месте сделал бы тоже самое.
Барон Мюнхгаузен : Поэтому я и женюсь не на вас, а на Марте.

Пастор: ...Потому что при живой жене вы не можете жениться вторично.
Барон Мюнхгаузен : Вы говорите, «при живой»?
Пастор: При живой.
Барон Мюнхгаузен : Вы предлагаете её убить?

Барон Мюнхгаузен : Вы же разрешаете разводиться королям?
Пастор: Ну, королям, в особых случаях, в виде исключения, когда это нужно, скажем, для продолжения рода...
Барон Мюнхгаузен : Для продолжения рода нужно совсем другое.

Барон Мюнхгаузен : Всякая любовь законна, если это любовь.

Марта: Может быть, тебе не стоило начинать с Софокла? И с уткой в этот раз ты тоже перемудрил.
Барон Мюнхгаузен : Хотелось его развеселить.... Мне сказали: умный человек.
Марта: Ну мало ли что про человека болтают!

Генри Рамкопф: Нет оснований? Человек разрушил семью, выгнал на улицу жену с ребёнком!
Феофил: С каким ребенком?! Я офицер!
Генри : Выгнал жену с офицером!

Генри: Давайте уточним: имеешь любовницу - на здоровье; сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтобы на них женились - это аморально!


Бургомистр : Говорят, жена поймала его с какой-то фрейлиной. Это было ужасно! Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе со словами: «На волю, всех на волю!»

Герцог: Хотите отрезной рукав? Пожалуйста! Хотите плесированную юбку с выточками? Принимаю и это! Но опускать линию талии - не дам!


Генри (читает): "С 8 до 10 утра - подвиг".
Бургомистр : Я сам служу, сударыня. Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат. Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть!

Герцог: Что? Мне?! В этом?! В однобортном? Да вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне!

Герцог: Господа офицеры, сверим часы! Сколько сейчас?
- 15:00!
- 15 с четвертью!
Герцог : А точнее?
Командующий (глянув на барометр): Плюс 22!

Герцог : Талия на 10 см ниже, чем в мирное время.
Командующий : Ниже?!
Герцог: То есть выше!
Командующий: А грудь?
Герцог : Что грудь?
Командующий : Оставляем на месте?
Герцог: Нет, берем с собой!

Барон Мюнхгаузен : Кому применить силу - вам или мне?
Офицер: Не понял?...
Барон Мюнхгаузен : Так. Может, послать вестового переспросить?
Офицер: Это невозможно.
Барон Мюнхгаузен : Правильно - будем оба выполнять приказ. Логично?
Офицер : Ээээ...
Барон Мюнхгаузен : И это хорошо.

Командующий: Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту! Просил передать, чтобы не расходились.


Командующий: Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.

Герцог (командующему): А почему продолжается война? Они что у вас, газет не читают?

Баронесса Якобина: Развод отвратителен не только потому, что разлучают супругов, но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной.

Барон Мюнхгаузен : Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное, сумела вызвать во мне ответные чувства.

Бургомистр: Да скажем откровенно: меня тоже многое не устраивает, я тоже со многим не согласен! Да, да! В частности, я не в восторге от нашего календаря - и не первый год. Но я не позволяю себе срывы!

Герцог : Так какое у нас сегодня июня?!

Бургомистр: Город перестанет смеяться над вами.
Барон Мюнхгаузен : Жаль. Я не боялся казаться смешным, это не каждый может себе позволить.


Генри: Но родник - он бьет.
Баронесса: Иногда бьет, а иногда - струится. В данном случае лучше, чтобы он струился.

Герцог: Из Мюнхгаузена воду лить не будем! Он нам дорог просто как Карл Иероним... А уж пьет его лошадь, или не пьет - это нас не волнует.

Пастор: Мы были искренни в своих заблуждениях!

Томас: Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили - не верил....

Томас : Юмор - полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает...
Барон Мюнхгаузен : Не всем. Тем, кто смеется — продлевает, а тому, кто острит — укорачивает.

Барон Мюнхгаузен : Мальчик родился. 12 килограммов.
Томас: Бегает?
Барон Мюнхгаузен : Зачем? Ходит.
Томас: Болтает?
Барон Мюнхгаузен : Молчит.
Томас: Умный мальчик, далеко пойдёт.
Баронесса: Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?!
Бургомистр: Он его уже запомнил в лицо.
- Кто кого?
Бургомистр: Герцог. Кабанчика!


Бургомистр: Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь! ...Докатились! А ведь были, были буквально родиной медведей!
(медведю) Пшел вон. Расплодились.

Генри : Воспользовавшись своим внешним сходством с бароном; коварно овладев его походкой, голосом и даже отпечатками пальцев...

Бургомистр: Как это не был, когда уже есть решение, что был?!

Барон Мюнхгаузен : Когда я вернусь, пусть будет шесть часов!
Томас: Шесть утра или вечера?
Барон Мюнхгаузен : Шесть дня.



Барон Мюнхгаузен : Серьезное лицо еще не признак ума. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...