Разное

Картины махаева. Махаев михаил иванович

Махаев Михаил Иванович (1718-1770) - русский художник, мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа.

Прежде всего отметим, что представленные в гравюрах в большом количестве человеческие фигуры имеют небольшие и даже крохотные размеры и в большинстве случаев не акцентированы, то есть исполнены таким образом, чтобы не отвлекать внимание зрителя от величественных сооружений российской столицы. Но если место стаффажа в общем художественном строе изображений относительно невелико, то его содержательная роль является отнюдь не малой. Во-первых, он соответствует идее, выражаемой автором в каждом отдельном виде, и способствует ее лучшей передаче. Во-вторых, перед нами раскрывается широкая и многогранная панорама жизни в елизаветинскую эпоху.

Петербург в царствование Елизаветы Петровны обычно характеризуется как город, тон в котором задавали почти ежедневные празднества, фейерверки, балы, театральные представления. Так, генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних, которого Елизавета отправила в ссылку, писал в своих мемуарах, что императрица “любила пышность… а русский двор, вследствие введения при нем французскаго языка и изящных обычаев, сделался самым блестящим двором в Европе”. Однако придворная жизнь прямо отражена только в одном виде серии (“Проспект Летняго… дому…” - гравюра 10), в других о ней можно судить лишь косвенно — по экипажам у второго и третьего Зимних дворцов. Зато через большинство гравюр альбома проходят две темы — трудовой деятельности (в десяти видах) и военной службы (также в десяти видах из двенадцати).

Гравюра как предмет искусства является результатом работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной работы входит в традиционную композицию листа и помещается под основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание самостоятельного творческого рисунка.

Михаил Махаев. Знатнейшие проспекты Петербурга. 1753 год

Происхождение:

Из семьи священника

Жанр:

Рисунок и гравюра

Работы на Викискладе

Михаи́л Ива́нович Маха́ев ( -) - российский художник , мастер рисунка и гравюры, в особенности архитектурного пейзажа . Родился в Санкт-Петербурге , в семье священника невысокого сана.

Обучение

Основные работы

  • 1745-1753 гг. - «План столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших проспектов».
  • 1750-е гг. - серия гравюр «Окрестности Петербурга» - Махаев рисовал по материалам проектов.
  • 1763 г. - серия видов Москвы для коронационного альбома Екатерины II .
  • 1760-е гг. - альбом видов усадьбы Кусково (издан в Париже).

М. И. Махаев
Вид на Фонтанку , 1753
Гравюра.

Гравюра-Петербург-1753-Махаев

Литература

  • Герштейн Ю. Михаил Иванович Махаев, 1718-1770. - М .: Искусство, 1952. - 30 с. - (Массовая библиотека).
  • Малиновский К. В. М. И. Махаев, 1718-1770. - Л. : Художник РСФСР , 1978. - 64 с. - (Массовая библиотечка по искусству). - 30 000 экз.
  • Алексеев М. А. Михайло Махаев: Мастер видового рисунка XVIII века. - СПб: Журнал «Нева», 2003.
  • Малиновский К. В. Петербург в изображении М. И. Махаева. - 2003.
  • Малиновский К. В. Михаил Иванович Махаев. - 2008.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Махаев, Михаил Иванович" в других словарях:

    - (1718 1770), русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре… … Художественная энциклопедия

    Русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (преимущественно Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в… … Большая советская энциклопедия

    - (1718 70) российский рисовальщик и гравер. Рисунки (виды Петербурга, Москвы) отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды … Большой Энциклопедический словарь

    Рисовальщик и гравер (1716 1770). Учился (с 1729 г.) в академической школе ландкартному делу и перспективе у живописца Валериани; в 1754 г. был подмастером гривовального художества у Ив. Соколова и Качалова. Из гравюр его известны: два портрета… … Биографический словарь

    - (1718 1770), рисовальщик и гравёр. Учился в «Адмиралтейской школе» (1729 31), в художественной мастерской при АН (1731 35), работал в Ландкартно словорезной палате АН под руководством Дж. Валериани (с 1735). Создал альбом рисунков из 12… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Махаев Михаил Иванович , русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН (с 1731). Рисовал виды городов (преимущественно Петербурга, Москвы и их окрестностей), предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре на меди (рисовал для альбома «План столичного города Санкт-Петербурга», издан в 1753). Рисунки М. отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи свето-воздушного пространства, живописностью. Творчество М. ‒ важный этап в эволюции русского искусства от перспективно-панорамных изображений города, характерных для петровской эпохи, к целостному художественному образу ‒ пейзажной картине.

Лит.: Гернштейн Ю., М. И. Махаев, М., 1952; Комелова Г. Н. (сост.), Виды Петербурга и его окрестностей середины XVIII века. Гравюры по рисункам М. Махаева, Л., 1968.

  • - , советский живописец. Народный художник РСФСР, действительный член Академии Художеств СССР. Учился в петербургской Академии художеств у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР...

    Художественная энциклопедия

  • - Председатель Центрального комитета профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения с 1993 г.; родился в 1947 г.; имеет два высших образования по специальностям "инженер-электрик"...
  • - Род. в 1882, ум. 1954; живописец, народный художник России, действительный член АХ СССР. Член Общества Куинджи. Создатель эпических батальных полотен "Прорыв польского фронта 1-й Конной армией в 1920 году" и "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - подполк., составит. справочников для солдат. {Венгеров} соврем. социолог и экономист, эмигрант, создатель "махаевщины", пишет под псевд. А. Вольский, автор книги "Умственный рабочий"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - танцор придворного театра, р. 1767 г., † при Алекс. I. Прибавление: , состоя в звании официанта Дв. Е. И. В. † 1815 г. апр. 65 л. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сост. "Азбуки росс. для письма" ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - мастер ландкартного гравирования при Имп. Акад. Н., р. 1729 г., † 1770 30 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1716 году...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - р. в 1747 г., медальер, воспит. И. А. X. † 1823 г. Дополнение: Махаев, Семен Ильич, медальерный подмастерье СПб. монетного двора; † 76 л. 1823 г. 17 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - составит. руководств по различн. ремеслам...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - М. И. Пер родился 15 августа 1895 г. в Варшаве. Медицинское образование получил в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - рисовальщик и гравер. Учился в академической школе "ландкартному делу" и перспективе у живописца Валериани; в 1754 г. был "подмастером гривовального художества" у Ив. Соколова и Качалова...

    Биографический словарь

  • - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР. В 1904‒13 учился в АХ у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. Член АХРР. Работал главным образом в батальном жанре...
  • - Михаил Иванович, русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН. Рисовал виды городов, предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре на меди...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский рисовальщик и гравёр. Учился и работал главным образом в мастерских Петербургской АН. Рисовал виды городов, предназначенные для воспроизведения в резцовой гравюре на меди...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский рисовальщик и гравер. Рисунки отличаются документальностью, мастерством построения перспективы и передачи световоздушной среды...

    Большой энциклопедический словарь

"Махаев Михаил Иванович" в книгах

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович 4(16).1.1880 – 13(26).5.1910Прозаик. Публикации в альманахах «Гриф», «Северные цветы ассирийские». Повесть «Тишина и старик» (СПб., 1907).«Начинающий беллетрист – студент М. Пантюхов, тоже трагически погибший [умер в психиатрической больнице. – Сост.], бледный

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович 28.10(9.11), по другим сведениям 29.10(10.11).1870 – 20.10.1952Историк, археолог. Профессор Петербургского университета (с 1901). Академик Российской Академии наук (1917). Работы преимущественно по проблемам социально-экономической истории эллинизма и Римской

Михаил Иванович Царев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Иванович Царев В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый

Михаил Иванович Хачатуров

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Михаил Иванович Хачатуров Нельзя представлять себе Криминологический кабинет, как центр только философской серьезной мысли. Иногда, когда не было срочной работы, он был своеобразной гостиной. В своих камерах мы только спали, пили кипяток и были заняты своими делами, тем

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович Майор РККАПодполковник ВС КОНРРодился 10 сентября 1908 г. в деревне Волхожки Матовской волости Бобынского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 5-классную школу в деревне Гришовы Старосельского сельсовета Бобынского района

Михаил Иванович Калинин

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Михаил Иванович Калинин Родился 7(19) ноября 1875 года в деревне Верхняя Троица Тверской губернии в семье крестьянина. В 1893 году переезжает в Петербург и становится рабочим на заводе «Старый Арсенал», потом на Путиловском. С 1898 года - активный участник петербургского

КАЛИНИН Михаил Иванович

автора

КАЛИНИН Михаил Иванович (20.11.1875 - 03.06.1946). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г по 03.06.1946 г. Кандидат в члены Политбюро с 25.03.1919 г. по 01.01.1926 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 29.03.1920 г. и с 02.06.1924 г по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 16.03.1921 г. по 02.06.1924 г. Член ЦК РКП(б) -

РОДИОНОВ Михаил Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

РОДИОНОВ Михаил Иванович (1907 - 01.10.1950). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1941 - 1950 гг. Член КПСС с 1929 г.Родился в селе Ратунино Лысковского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка. Русский. Подростком начал трудиться в

Михаил Иванович Терещенко

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Михаил Иванович Терещенко Относительно нового министра знали только то, что министерство иностранных дел было предложено сначала князю Г.Е. Львову, который отказался ввиду недостаточного знания иностранных языков. Что же касается Терещенко, то его лингвистический ценз

ЕРЕМИН Михаил Иванович

автора

ЕРЕМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Еремин родился в 1920 году в поселке имени Дзержинского Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В Советскую Армию призван в 1940 году. С апреля 1942 года участвует в борьбе с

КОСТЮКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОСТЮКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Костюков родился в 1926 году в селе Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. В сентябре 1943 года призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Кочетков родился в 1910 году в селе Варламове Чебаркульского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал пионервожатым, секретарем райкома комсомола. В 1931 году призван в Советскую

ОЗИМИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОЗИМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Озимин родился в 1898 году в селе Илек Ашинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В четырнадцать лет стал рабочим доменного цеха Ашинского металлургического завода. В 1917 году молодежь завода избирает его

Махаев Михаил Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев)

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Ноября 19 (2 декабря) Священномученик Сергий (Махаев) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Сергий родился 6 сентября 1874 года в семье священника Константина Георгиевича Махаева, служившего в Спасской церкви села Усово Московского уезда, где находилось

В корпусе Бенуа сейчас выставка «Неизвестный художник. Живопись и скульптура XVII – XIX веков из собрания Русского музея» . На выставке более двухсот работ, а всего в коллекции музея работ неизвестных художников около восьмисот. То, что сейчас представлено на выставке практически никогда не экспонировалось. И вряд ли потом будет.
«Экспозиция построена по тематическому принципу: «Парсуна и портрет петровского времени», «Императорские портреты», «Мундирные портреты», «Детский портрет», «Купеческий портрет», «Портреты духовных лиц», «Портреты и автопортреты художников», «Жанровые полотна, интерьеры, натюрморты», «Историческая живопись», «Аллегорические полотна» «Городской пейзаж»…

«Городской пейзаж» это конечно виды любимого города.
Имена художников, выполнявшие живописные виды Петербурга по гравюрам с рисунков М.И. Махаева, пока не определены. Известно, что какие-то виды выполнялись по заказу президента Академии наук гетмана К.Г. Разумовского в Венеции. Я.Я. Штелин в своих записках сообщает: «Доменико Дадьодо <…> почти ежегодно заказывает привозить из своего отечества <…> значительное число <…> венецианских проспектов <…> Именно через него гетман граф Разумовский заказал написать маслом лучшему ученику Каналетто <…> в Венеции все снятые здесь и гравированные на меди проспекты Петербурга в большом размере». По сведениям Штелина, привезенные картины были размещены в загородном доме Разумовского на Петергофской дороге. Имя автора и количество картин не указаны. Известно, что в мастерской Каналетто работало много живописцев с помощниками и учениками.

Рисунки М.И. Махаева были выполнены с натуры с помощью камеры-обскуры в 1748-1750 годах. Гравировали А.А. Греков, Я.В. Васильев, И.П. Еляков, Г.А. Качалов, Е.Т. Внуков, Е.Г. Виноградов.
Гравюры эти были представлены в прошлом году в Эрмитаже на выставке «Ломоносов и елизаветинское время». Писала об этих гравюрах .

Летний дворец .
Летний дворец Елизаветы Петровны (1741-1744, Ф.Б. Растрелли), великолепное деревянное здание на каменном основании, богато декорированное резьбой и скульптурой. Здесь в сентябре 1754 года родился будущий император Павел I. В конце XVIII века обветшавший дворец разобрали и на его месте построен Михайловский замок.


Вид Невского проспекта от Аничкова моста с домом И.И. Шувалова .
В 1753-1755 годах на участке между Итальянской улицей, Невским проспектом и Фонтанкой архитектором С.И. Чевакинским был построен для И.И. Шувалова дворец со служебными флигелями и садом, изображение которого справа. Слева Аничков дворец (1741-1754, архитекторы М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; впоследствии неоднократно перестраивался).

Биржа и Гостиный двор .
На северной стороне стрелки Васильевского острова, который на протяжении всего XVIII века был центром торговли, находилось несколько Гостиных дворов (не сохранившихся или дошедших до нашей дней перестроенными). «Портовый Гостиный двор» (1723-1735; архитектор Д. Трезини) был первым из них. Рядом Биржа и Таможня, у причала множество кораблей.

Адмиралтейство в Петербурге .
Главное Адмиралтейство (заложено в 1704, перестроено в 1732-1738 И.Г. Коробовым и в 1806-1823 А.Д. Захаровым) – кораблестроительная верфь. Пространство перед Адмиралтейством напоминает о его втором назначении в петровские времена – крепости для защиты от нападения шведов (земляные валы, рвы, существовавшие вплоть до начала XIX века). Образовавшийся перед валами луг слева и справа от Невского проспекта был огорожен и использовался как для военных целей, так и для выпаса скота.

Вид Невского проспекта от Полицейского моста с домом графа А.С. Строганова .
Это со второго варианта гравюры с рисунка М.И. Махаева, который был сделан уже после строительства Строгановского дворца (1752-1754; архитектор Ф.Б. Растрелли).

Проспект вверх по Неве реке между Галерною верфью и 13 линией Васильевского острова .
Изображена Большая Нева в нижнем течении. Слева жилые дома, справа Английская набережная, Ново-Адмиралтейский канал, Галерная верфь (позднее – Адмиралтейский завод). О существовании Галерной верфи на этом месте напоминает название Галерная улица.

Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и корпусом кадетским .
Большая Нева и деревянный наплавной Исаакиевский мост, соединяющий Васильевский остров с Адмиралтейской стороной (наводился с 1727 года). Слева видна часть первой Исаакиевской церкви (1717-1727, архитектор Г.-И. Маттарнови, разобрана в середине XVIII века), за ней – Английская набережная. Справа Васильевский остров, на переднем плане – дворец А.Д. Меншикова (1710-1720, архитектор Д.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель, в 1730-е годы перестроен для Сухопутного Шляхетского корпуса, позднее Первого Кадетского корпуса).

Проспект вниз по Неве реке между Зимним домом и Академию наук .
Изображена Большая Нева, больший из рукавов реки Невы, огибающий с юга Васильевский остров. Справа на набережной Васильевского острова дворец царицы Прасковьи Федоровны. Рядом здание Кунсткамеры (1718-1734; архитектор Г.-И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов). В то время, когда Махаев снимал вид, Кунсткамера была сильно повреждена пожаром 1747 года, нанесшим большой урон зданию и коллекциям музея (в частности пострадала башня). Махаев воссоздал облик здания по чертежам. Слева – третий Зимний дворец (1732-1736; архитектор Ф.Б. Растрелли), за ним Адмиралтейство (1727-1738; архитектор И.К. Коробов), верфь с корпусами строящихся судов. На Неве парусные корабли.

Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку .
Представлена самая широкая центральная часть Невы между оконечностью Васильевского острова, Петропавловской крепостью (слева) и Дворцовой набережной. Слева – дворец царицы Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Иоанна V (1720-1727; архитектор Г.-И. Маттарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, разобран в 1826 году). Дальше на небольшом острове каменная Петропавловская крепость и Петропавловский собор (1712-1733; архитектор Д. Трезини). На стрелке Васильевского острова – деревянный помост для фейерверков, левее – деревянная пристань.

Вид Фонтанки в Петербурге . Середина XIX века
Изображен вид Фонтанки, приблизительно от Графского переулка вниз по течению реки. Вдали видны башни и цепи Чернышева моста, за ним ряд таких же мостов (позднее они были перестроены). На Фонтанке – привычные для жителей Петербурга баржи с дровами, плоты; набережные почти безлюдны. Возможно автор запечатлел картину, открывавшуюся из окна его квартиры, расположенной в верхнем этаже здания (рядом виден карниз соседнего дома). Вдли виднеется Троицкий Измайловский собор (1828 – 1835; архитектор В.П. Стасов).

Пейзаж отличается точностью перспективного построения и цветовой достоверностью. Его автор, возможно, не профессионал, но учившийся живописи любитель. В середине XIX века в столице художник-дилетант, посещавший, к примеру, рисовальные классы Академии художеств (билет можно было приобрести на треть года за 9 рублей серебром), - достаточно распространенное явление. Это обстоятельство во многих случаях затрудняет атрибуцию произведений.

В 1753 году отмечался первый юбилей Санкт-Петербурга — пятидесятилетие со дня основания новой российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его великолепие олицетворяло могущество Российской империи. Увидеть, почувствовать это должны были не только заезжие иностранцы, но и дворы крупнейших западноевропейских государств. В честь памятной даты был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив» города. Воспроизведенные в нем виды Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев.

Михаил Иванович Махаев родился в 1718 году. Одиннадцати лет он был определен в «адмиралтейскую академию», которая готовила офицеров для русского флота. В то время она размещалась в бывшем доме Кикина, стоявшем на месте юго-западной части нынешнего Зимнего дворца. Там в течение двух лет Махаев обучался математике и навигационному делу. По указу правительствующего сената от 31 августа 1731 года он вместе с другими пятью учениками был переведен в мастерскую при Академии наук «ко инструментальному мастерству, для делания феодолитов и к тому принадлежащих инструментов». В те годы в России появился новый инструмент для съемки местности — теодолит, и в инструментальной мастерской при Академии наук осваивалось его производство для обеспечения экспедиций Академии. В распоряжении библиотекаря Академии наук И. Д. Шумахера говорилось: «Оных учеников в академию наук принять и для науки означенного инструментального художества к мастеру Ивану Колмыку отослать». И. И. Калмыков был основателем научного приборостроения в Академии. С 1727 года он изготовлял в оборудованной им мастерской различные чертежные, физические и геодезические инструменты, которые, по свидетельству канцелярии Академии, ни в чем не уступали английским и французским. Новым ученикам объявили, что они должны являться на работу в указанные часы, без ведома мастера с работы не отлучаться и от пьянства «весьма воздержаны быть». А чтобы они в будущем неведением не отговаривались, с них была взята в том подписка. Кроме чисто профессиональных занятий, новых учеников «каждый день по два часа, от седьмаго до девятаго» обучали немецкому языку. Поселили Махаева с товарищами на академической квартире на Васильевском острове в одном из тех многочисленных деревянных домишек, которыми до 1739 года был застроен болотистый участок за зданием Кунсткамеры, принадлежавший Академии наук. Квартира, дрова и свечи давались им бесплатно, однако решение вопроса о назначении жалованья затянулось, так как ввиду скудности своего бюджета Академия не могла «оных учеников означенным жалованьем для пропитания удовольствовать».

8 ноября новые ученики пишут в Академию «всепокорное доношение»: «Прошедшего октября 5-го дня взяты мы, нижайшие, из академии учеников математических и навигационных наук в помянутую академию к инструментальному делу в ученики, при котором деле и обретаемся. А в пропитании имеем великую нужду, понеже на Адмиралтейской стороне имели себе в пище заимодавцев, с которыми, получа жалованье, проча впредь, расплатились, так что почти за расплатою ничего денег не осталось. А на здешней стороне (т. е. на Васильевском острове. — К. М.), не зная нас, в долг не верят. Того ради всепокорно просим, да соблаговолит академия наук выдать нам взачет на пропитание денег хотя по малу числу, дабы нам, будучи у помянутого дела, не помереть безвременно голодною смертию».

Согласно расходной ведомости Академии наук от 6 ноября 1734 года Махаеву, как и другим ученикам «при инструментальном деле», было определено жалованье двадцать четыре рубля в год. Вскоре Махаев был переведен в мастерскую ландкартного и словорезного дела к мастеру Г. И. Унферцахту, так как в именном штате Академии наук от 7 марта 1735 года он уже числится «при литерном деле» с сохранением прежнего годового жалованья. С некоторыми перерывами Махаев проработал в ландкаргно-словорезной палате Академии наук тридцать пять лет.

В недавно открытой Академии порядки были заведены строгие. Во главе каждой палаты стоял мастер, которому вменялось в обязанность надзирать за своевременным приходом на службу подчиненных ему подмастерьев и учеников и неотлучным прилежным трудом их в положенные часы.

Но несмотря на старание и тяжелый труд от зари до зари, нужда всю жизнь преследовала Махаева. Скудного оклада, получаемого в Академии, на жизнь не хватало, и он неоднократно пишет челобитные с просьбой о прибавке жалованья. В 1742 году Махаев получал шестьдесят рублей в год, но жить на пять рублей в месяц было очень трудно и он подает прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны, в котором пишет о том, что в течение одиннадцати лет безупречно служит в Академии наук, а жалованья до сих пор получает только пять рублей в месяц. Денег этих на жизнь не хватает, поэтому он не может выбраться из долгов и просит о прибавке жалованья.

К прошению была приложена аттестация мастера Унферцахта, в ней говорилось: «настояшия аттестую, что он после 8 лет учебы может быть совершенно объявлен подмастерьем».

На челобитную Махаева конференц-секретарь Академии наук Шумахер наложил резолюцию, по которой Махаев за прилежную и беспорочную службу при Академии наук был определен подмастерьем ландкартного и словорезного дела и к его прежнему жалованью было прибавлено три рубля в месяц.

Однако, как писал Махаев в прошении в 1745 году, «жалованья определено мне в год против прочих подмастерьев гораздо меньше». Например, подмастерья гравировальной палаты И. А. Соколов и Г. А.Качалов получали в это время уже по двести рублей в год.

Жил Махаев с 1740 года в бывшем доме графа Головкина (на месте нынешнего здания Академии художеств), нанятого под Академию наук в декабре 1740 года, на третьем этаже, в комнате, где кроме него ютились еще четыре человека. В этом же доме жил «живописный мастер» Элиас Гриммель, преподававший в гравировальной и рисовальной палатах Академии наук, а также подмастерья Качалов и Соколов, впоследствии известные русские граверы. В 1743—1745 годах Махаев вместе с ними посещал «из своей охоты» уроки рисования Гриммеля три раза в неделю после обеда и рисовал «с натуры или с живой модели».

Уже в начале 1740-х годов Махаев считался лучшим «литерным» специалистом Академии наук, так как в отсутствие мастера Унферцахта успешно исполнял вместо него обязанности мастера ландкартно-словорезной палаты и старательно обучал порученных ему учеников и, кроме того, принимал участие в выпуске Атласа Российской империи. Именно Махаев писал на пергаменте дипломы почетным членам Российской Академии наук, в том числе в 1746 году Вольтеру, а в июне 1748 года — дипломы новым профессорам Академии — М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. По заказу двора Махаев исполнил рукописные тексты нового устава и штата Академии наук 1747 года для поднесения императрице. В 1748 году он выполнил подписи на русском и французском языках на новом плане Санкт-Петербурга, который готовился для гравирования. Им же была гравирована «Азбука российская для письма». Выполненные Махаевым работы сыграли важную роль в формировании русского шрифта второй половины XVIII века.

В середине XVIII века на Монетном дворе в Петербурге изготовлялась серебряная гробница Александра Невского. В распоряжении канцелярии Академии наук от 18 июля 1750 года говорилось о том, что надписи на раке надлежит вырезать подмастерью Махаеву. Вначале Махаев написал на бумаге четырнадцать вариантов надписи различными шрифтами. Апробированный императрицей Елизаветой вариант был вырезан им на щитах раки в 1752 году. Кроме того, на протяжении тридцати с лишним лет Махаев гравировал подписи и цифры на различных физических и математических инструментах, изготовлявшихся в мастерских Академии.

Однако Махаева не удовлетворяла весьма однообразная работа по гравированию надписей в ландкартно-словорезной палате. Его склонность к творческой деятельности искала применения, и такая возможность ему представилась. Академия наук была заинтересована в том, чтобы иметь у себя «перспективного мастера», и по указу канцелярии Академии в 1745 году Махаеву было объявлено, чтобы он помимо своей основной работы «прешпектам обучался». 26 августа 1746 года ему был выдан «Открытый лист на право снимать проспекты в Петербурге», в котором говорилось о том, что подмастерью гравировального художества Михаилу Махаеву для нужд Академии наук разрешается снимать проспекты, где он пожелает, — в Петербурге и вне его. Очевидно, Махаев и в новой для него области быстро приобрел достаточное умение, потому что уже вскоре Академия начинает поручать ему выполнение зарисовок видов города. Так, в июле 1747 года следует распоряжение канцелярии Академии наук о посылке Махаева в Александро-Невскую лавру для зарисовки перспективного вида монастыря, необходимого в подготавливаемой к изданию гравюре. Этот первый известный нам проспект Махаева был использован для видового картуша в нижней части гравюры Г. Качалова «Тезис Александро-Невского монастыря», исполненной в 1748 году.

Через несколько лет в одном из прошений Махаев напишет: «Обучался я, нижайший, из своей охоты по книгам в свободное от академических дел время перспективной науке и получал в ней такие успехи, что по благоволению канцелярии А. Н. сверх выше упомянутой должности употребляем был к снятию здешнего города Сенктпетербурга проспектов; производил оные с неусыпным старанием и тратою моих денег и на последок до такого совершенства оные проспекты приведены были, что по апробации собрания Академии художеств благоволила канцелярия А. Н. все выгравировать и в прошлом 1753 году в свет издать». Упоминаемые Махаевым книги, по которым он самостоятельно изучал теорию перспективы, были «Краткое и простое изложение наиболее полезных правил искусства перспективного рисования» И. Шюблера, «Два правила практической перспективы» В. Виньолы и «Практическая перспектива» И. Ремболда.

В 1748 году в рисовальный класс Академии наук был приглашен преподавателем один из крупнейших иностранных живописцев, среди работавших в России в середине XVIII века, итальянец Джузеппе Валериани. В заключенном с ним контракте определялись его обязанности: он должен был обучать правилам перспективы порученных ему учеников, поправлять ошибки в их практических работах и давать в Академии предложения и советы по вопросам перспективы всякий раз, когда потребуется.

В мемории президенту Академии наук графу К. Г. Разумовскому Валериани писал, что поступает на службу в Академию наук для преподавания правил перспективы и оптики и исправления всех проспектов, которые будут нарисованы теми учениками, кого он признает способными для этого. Ему известно, что несколько учеников Академии занимаются рисованием проспектов Петербурга, один из которых он видел и обнаружил большое дарование у того, кто его исполнил. Упоминаемый Валериани проспект — это «Вид Александро-Невской лавры», который Махаев исполнил «в исходе 1747 года» и в процессе работы «для поправки возил к Валериани», который как крупнейший специалист в области перспективной живописи в России привлекался Академией наук для отдельных работ уже с 1745 года.

Валериани стал обучать рисованию проспектов с помощью специальных приборов и приспособлений, как это было принято в Западной Европе. В мае 1748 года Махаев пишет рапорт в Академию наук, в котором требует изготовить необходимые для снимания проспектов «инструмент с медными при нем гайками, по данной модели от мастера Валериани», а также две квадратные доски с двумя угольными линейками к ним для рисования и штатив-треногу, чтобы можно было эти доски употреблять вместо столов.

В 1748 году русским правительством было принято решение издать к пятидесятилетию основания Санкт-Петербурга план новой столицы, еще столь мало известной в Западной Европе. 21 июня 1748 года об этом было сообщено Совещанию по делам художественным при Академии наук и указано «членам (Я. Штелину, Д. Валериани, И. Шумахеру и Э. Гриммелю, — К. М.) в своем собрании между собой совет иметь, как то дело начать и каким образом оное с пользой и похвалою к окончанию привесть». Судя по дошедшим до нас протоколам заседаний Совещания по делам художественным, вначале планировалось издать только новый подробный план Санкт-Петербурга, затем было решено «в здешнем плане еще прибавить представления знатнейших и публичных строений города на подобие большого парижского плана», т. е. проспекты должны были обрамлять план. Позднее эта идея была развита дальше, и проспекты были исполнены как приложение к плану города.

В постановлении Академии наук от 14 июля 1748 года были определены исполнители намеченной работы: «Понеже С-Петербургский план имеет быть при академии на меди вырезан вновь, чего ради для снимания прешпектов надлежит быть архитектору Шумахеру, адъюнкту Трускотту и подмастерью Махаеву, а сего числа оный Махаев рапортует, что перспективнаго дела мастер Валериани требует для снимания тех преспектов две липовыя доски с деревянными сложными подножками, да для закрытия небольшую будку из вощанки, на сложных же столбиках, чтоб повелено было сделать по указанию онаго Валериания. ...Сверх же сего потребен им для ношения инструментов и для отогнания простых людей — солдат. Того ради определено: Показанному архитектору Шумахеру с товарищами для снимания оных прешпектов дать из канцелярии письменный билет, дабы от полиции в том им запрещения не было; ...а солдата для ношения инструмента дать из канцелярии». Архитектор И. Я. Шумахер, по-видимому, выбирал, что снимать, и определял точки, с которых Махаевым производилась съемка проспектов, а в задачу адъюнкта географического департамента Академии И. Ф. Трускотта входило составление нового плана Санкт-Петербурга, поскольку город быстро рос и старый план, снятый в 1737 году, уже не мог быть использован в альбоме.

Через полгода составление нового плана было закончено. Он был украшен рисунками, выполненными по проекту Я. Штелина. В левом нижнем углу на высоком пьедестале, окруженном аллегорическими фигурами, изображена Елизавета Петровна в короне, со скипетром и державой в руках. Слава венчает ее лавровым венком. За памятником справа видно здание Двенадцати коллегий, на площади перед ним высится конный монумент Петра I работы К. Б. Растрелли, который предполагалось там установить. Слева вдали — Петропавловская крепость. Рисунки этих построек, а также помещенные в правом верхнем углу плана герб Санкт-Петербурга и атрибуты наук, художеств, торговли и военного дела были исполнены Махаевым.

Во второй половине 1748 года в жизни Махаева происходят несколько печальных событий. В доношении 30 июля 1748 года он пишет: «Содержусь я, нижайший, за мое пред командою преступление, а именно: за нехождение мое к положенному на меня делу и за пьянство, под караулом, в железах.

Того ради канцелярию академии наук всепокорнейше прошу, дабы повелено было мне сию вину отпустить, а из желез и из-под караула освободить. А впредь я никаких худых поступок никогда ни под каким видом чинить не буду, в чем обяжуся подпискою руки моей».

Возможно, что причиной проступка Махаева были какие-то осложнения отношений с Валериани или отзывы о его проспектах Совещания по делам художественным, которое, как видно из протоколов заседаний, в первые месяцы работы над альбомом особенно часто критиковало его рисунки и возвращало их на доработку. Ясно одно, что сильно было задето самолюбие Махаева, если после стольких лет прилежной, безупречной службы, занимаясь интересной творческой работой, он вдруг махнул на все рукой и перестал появляться в Академии.

В ответ на прошение Махаева канцелярия Академии наук указом разрешила снять с него кандалы, но приказала оставить его под стражей и запретить выходить из мастерской ландкартно-словорезной палаты. Капралу Анцыгину из военной команды Академии было приказано неослабно следить за Махаевым, чтобы тот постоянно был занят работой и не пьянствовал, а также смотреть за тем, чтобы никто не приносил Махаеву в мастерскую вина. Замеченных в этом нарушении надлежало брать под караул. С Махаева была взята подписка в том, что он впредь никогда не будет совершать подобных проступков. Канцелярия Академии наук грозно предупредила его, что в следующий раз он будет отдан пожизненно в солдаты и отправлен на службу в самые дальние гарнизоны.

Однако, несмотря на столь грозное предостережение и данную Махаевым подписку, спустя четыре месяца все повторилось. Канцелярия Академии наук определила: «держать его неисходно в мастерской палате под караулом. А ежели усмотрено будет, что он, Махаев, будучи под караулом, явится пьян, в таком случае приставленные к нему солдаты жестоко будут на теле наказаны, о чем им объявить в канцелярии». Здесь уже нет речи об определении его в солдаты и высылке навечно в дальний гарнизон, Махаев стал необходим Академии, так как на него одного была возложена вся работа по снятию проспектов для подготовляемого альбома, и он проявил в ней такие способности, что заменить его было некем.


М. И. Махаев
Вид дворца в Ораниенбауме.
1755 г. Бумага, тушь, перо, кисть.
Государственный Русский музей.

Для съемки проспектов Махаев стремился выбрать высокую точку — церковную колокольню, триумфальные ворота или башню здания. В тех случаях, когда не было возможности использовать такие точки, Махаев применял специальный помост — изготовленную «плотничью работою машину, вышиною в две сажени» (т. е. более четырех метров). На него устанавливалась будка, накрытая пропитанным воском холстом, изготовленная столяром Академии по указаниям Валериани. В будку ставилась «рисовальная доска, с рамою на ножках». Сверху на крыше будки было укреплено под углом сорок пять градусов зеркало, которое можно было поворачивать. Через отверстие в крыше отраженное в зеркале изображение с помощью системы линз проецировалось на лист бумаги, лежащий на рисовальной доске. Художник обводил изображение карандашом и получал контуры вида — «проспекта». Этот способ очень ускорял и упрощал работу. Вышеописанное приспособление для съемки местности с натуры известно под названием камеры-обскуры, которая впервые была описана великим итальянским художником и ученым Леонардо да Винчи. Все западноевропейские видописцы, в том числе и знаменитый Антонио Канале, широко использовали ее при рисовании с натуры городских видов и панорам. Заслугой Валериани является го, что он познакомил русских мастеров с методами работы западноевропейских художников.

При работе Махаев использовал «к размериванию и рисованию цыркуль простой, а другой троеножный и с перьями, при том и рейсфедер». В июне 1749 года он писал в рапорте в Академию наук, что «к сниманию санктпетербургских проспектов и других мест весьма надобно першпективная труба длиною три фута да небольшие компас и ватерпас».

Хотя Махаев пользовался при съемке камерой-обскурой, его проспекты не являются механическим воспроизведением видов города. На основе выполненных с натуры зарисовок Махаев создавал затем у себя в мастерской черновой вариант пейзажа, в случае необходимости возвращаясь на натуру. Для точной передачи архитектурного облика изображаемых построек, а также для воспроизведения в то время еще недостроенных или уже разрушенных зданий, которых не должно быть на парадных видах Санкт-Петербурга, он пользуется архитектурными чертежами. Так, на «Проспекте вниз по Неве реке между зимним Ея Императорскаго Величества домом и Академиею Наук» мы видим здание Кунсткамеры, башня и внешняя отделка которого были уничтожены пожаром в декабре 1747 года. Для восстановления облика Кунсткамеры Махаев пользовался чертежами альбома «Палаты Санктпетербургской императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры...» (1741). В ноябре 1750 года он работал над видом третьего Зимнего дворца и в рапорте в канцелярию Академии наук сообщал, что для изображения двух фонтанов, бывших на лугу перед дворцом в 1745 и 1746 годах, ему необходимы их рисунки, которые имеет обер-архитектор Канцелярии от строений граф Растрелли. Тщательность в изображении архитектуры в ряде проспектов сочетается с довольно свободной компоновкой зданий на листе по отношению друг к другу. Так, в «Проспекте Государственных Коллегий с частию Гостинаго двора с Восточную сторону» Гостиный двор сильно развернут на юго-восток по отношению к зданию Государственных коллегий, в «Проспекте вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии Наук к востоку» Петропавловская крепость очень приближена к стрелке Васильевского острова. Сделано это для совершенствования композиции проспектов и заполнения свободного пространства листа.