Государство

Кастанеда от чего умер. Карлос Кастанеда и осознанные сновидения

Ка́рлос Се́сар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Arana Castañeda ; 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935), Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) - 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) - американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, разошедшихся тиражом в 28 миллионов экземпляров на 17 языках и посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания» индейца из племени яки дона Хуана Матуса. Доктор философии по антропологии.

Кастанеда утверждал, что его книги - это феноменологический отчёт, метафорическое и мифологическое описание из области оккультизма и мистицизма. Он указывал, что описанные методики не являются разновидностью психоанализа или психологической помощи, а в 1996 году Кастанеда выпускает статьи в «Журнале прикладной герменевтики», написанные в 1971 году, в которых, во вступительном слове, связывает учение о «Пути знания» с герменевтикой - философским методом толкования литературных текстов. В событиях книги Кастанеды «Колесо времени» Хуан Матус заявил Кастанеде, что придумал псевдо-индейский шаманский вздор для отвлечения внимания. В интервью 1985 года Кастанеда пояснил, что слово «тольтеки» обозначает не индейскую культуру Месоамерики, а имеет широкое значение, которое обозначает «людей знания» - философов, политиков.

Первые книги Карлоса Кастанеды были приняты научным антропологическим сообществом, но позже, с углублением Кастанеды в оккультную и эзотерическую проблематику, научная значимость книг Кастанеды в области антропологии была критически переосмыслена и отвергнута. Невозможность проверить исторические факты вызывала шквал критики о достоверности описанных в книгах событий. По этой причине критически настроенные читатели рассматривают книги Кастанеды, как художественный вымысел, и отбрасывают мифологическую составляющую.

Кастанеду также критикуют за описание психоделических растений, недобросовестное отношение к своим последователям и распущенность в поздний период (1980-90-e годы). Читатели, решившие последовать за Кастанедой, съезжались на лекции и семинары, и оказались, в последствии, брошенными, сохранив обиду на Кастанеду на многие годы.

Если отставить в сторону критику достоверности описанных событий и эксцентричности Карлоса Кастанеды, он остаётся одним из ярчайших мыслителей эзотерической, мистической и оккультной направленности второй половины XX века. Этот период характеризуется развитием идей постмодернизма на фоне научно-технической, сексуальной и психоделической революции западного общества.

Противоречивость биографических данных

Карлос Кастанеда, следуя описанному в своих книгах «Пути воина», целенаправленно старался держать в тайне свою жизнь, а также уничтожил большинство личных вещей, записей и фотографий. В результате история его жизни стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что осложняет составления точной биографии.

Существует несколько источников сведений о Карлосе Кастанеде:

  • сведения, которые предоставил сам Кастанеда в книгах, статьях и некоторых интервью;
  • информация из СМИ от авторов, которые прямо или косвенно утверждают о достоверности своих сведений;
  • найденные исследователями документы;
  • воспоминания, разной степени достоверности, лично знавших Карлоса Кастанеду людей.

Карлос Кастанеда долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и смерти при жизни. Кастанеда отказывался фотографироваться, запрещал видеосъёмку и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно «Пути воина», личная история фиксирует образ человека и лишает его свободы.

Дата и место рождения

Точная дата рождения Карлоса Кастанеды не известна. Существующие версии:

  • По версии журнала «Тайм» (март 1973) Карлос Кастанеда родился в 1925 году
  • В некоторых публикациях датой рождения указывается 25 декабря 1931 года.
  • Кастанеда называл датой своего рождения 25 декабря 1935 года

Местом своего рождения Кастанеда называл деревню Juquery (с 1948 - Mairiporã) «неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии» и свободно изъяснялся по-португальски. Однако, известна версия, что Кастанеда родился в Перу в городе Кахамарка.

Ранние годы

Авторизованная версия

Согласно Карлосу Кастанеде, первоначально его звали Карлос Аранья (Carlos Aranha ; порт. aranha - паук) (впоследствии в 1959 году при получении американского гражданства он принял фамилию матери - Кастанеда, а не отца - Аранья). Он родился в обеспеченной семье 25 декабря 1935 года в Сан-Паулу, Бразилия. На момент рождения возраст его матери составлял 15 лет, а отца - 17. Впоследствии обстоятельства зачатия он описывал как быстрое совокупление «за дверью» (что дон Хуан в воспоминаниях Кастанеды охарактеризовывал как «скучное совокупление»). Его передали на воспитание одной из сестёр матери. Она умерла, когда ему было шесть лет; Кастанеда относился к ней, как к матери. Настоящая мать Кастанеды умерла, когда ему исполнилось двадцать пять. Маленький Карлос отличался несносным поведением и часто попадал в неприятности.

Когда ему было примерно 10-12 лет, Карлоса Аранью отправили в интернат в Буэнос-Айрес. В год пятнадцатилетия (1951) его отправили в США. По всей видимости, родители нашли ему принимающую семью в Сан-Франциско, в которой он жил, пока не закончил обучение в школе (Hollywood High School). Получив диплом о среднем образовании, он поехал в Милан учиться в Академии изящных искусств Брера. Однако изобразительное искусство ему не давалось и вскоре он вернулся в Калифорнию.

В период между 1955 и 1959 годами он посещал различные курсы по литературе, журналистике и психологии в City College в Лос-Анджелесе. В это же время он работал помощником у одного психоаналитика, где его задачей было упорядочивание сотен магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур. «Их было примерно четыре тысячи, и при прослушивании жалоб и рыданий я обнаружил, что в них отражаются и все мои страхи и страдания».

1959 становится годом получения им гражданства США. При заполнении документов он берёт имя Карлос Кастанеда. Он принимает решение записаться в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и примерно через два года завершает обучение по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда заключает брак с Маргарет Раньян, но в июле того же года они расходятся. Официально же развод был оформлен лишь 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда остаётся при университете, записавшись на учёбу без перерывов до 1971 года. В 1968 году он получает степень магистра за работу «Учение дона Хуана» (1968), а в 1973 - степень доктора философии по антропологии за свою третью книгу - «Путешествие в Икстлан» (1972).

Версия журнала «TIME»

В марте 1973 года журнал «Тайм» публикует обширную статью о Карлосе Кастанеде. Впоследствии Кастанеда опровергал напечатанные в ней сведения, предполагая, что неверная, с его точки зрения, информация была дана в погоне за сенсацией. По версии журнала, в 1951 году некто Карлос Сесар Аранья Кастанеда действительно приехал в Сан-Франциско, о чём свидетельствуют записи иммиграционной службы. Однако датой его рождения было 25 декабря 1925 (а не 1935, как утверждал Кастанеда), а под гражданством значилось Перу.

По утверждению «Тайм», отец его был ювелиром и часовщиком по имени Сезар Аранья Бурунгарай, а мать, Сусана Кастанеда Навоа (в одном из интервью Кастанеда сказал, что это имя - плод фантазии журналиста), умерла, когда ему было двадцать четыре. Карлос Кастанеда три года учился в средней школе Кахамарки, а затем в 1948 вместе с семьёй переехал в Лиму. Там он закончил Национальный Колледж св. Девы Марии Гваделупской. Затем он обучался живописи и скульптуре в Национальной школе изящных искусств Перу. Вероятно, именно по причине авторитетности журнала «Тайм» на фоне недостатка официальной информации о Карлосе Кастанеде в тот период данная версия получила большое распространение и многократно копировалась другими изданиями.

Ученичество у дона Хуана

В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы - книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом.

Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе, Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходил у него обучение. Осенью 1965, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало первую книгу, «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя он получил степень магистра. Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора.

В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получает докторскую степень.

Послее этого Карлос Кастанеда сокращает публичную активность, реже даёт интервью и, в соответствии с учением о «Пути воина», уничтожает информацию о себе. В 1974 году выходит книга «Сказки о силе», в которой дон Хуан уходит из этого мира и в последующих книгах Карлос Кастанеда восстанавливает события из воспоминаний с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.

Поздние годы

В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда, по предположениям, вёл активную практику, согласно учению о «Пути воина», вместе со своей группой. В состав группы входили Флоринда Доннер-Грау (Florinda Donner-Grau), Тайша Абеляр (Taisha Abelar), Кэрол Тиггс, Патрисия Партин (Patricia Partin, она же «Синий разведчик» ) и ещё несколько человек. С начала 1990-х годов Кастанеда начал вести более активный образ социальной жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года Кастанеда основал свою издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити и в качестве места для встреч и лекций.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды - «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая является дополненным сборником цитат из предыдущих книг, вторая описывает комплексы телесно-оринетированных практик.

Смерть

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти - рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня.

Ученики

Ученицы Кастанеды - это Регина Тал, Марианн Симко и Кэтлин «Чики» Полман. Симко позже стала Тайшей Абеляр, Тал стала Флориндой Доннер-Грау. Полман получила имя Карол Тиггс (официально возглавляет корпорацию Cleargreen). Затем к группе присоединились Ричард Дженнингс, Эми Уоллес, Габи Гейтер, Мелисса Уорд, Валери Кадиум, Патрисия Патрин, Амалия Маркес (Талия Бей).

В 1993 году ученицы Кастанеды (Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр и Кэрол Тиггс) основали Toltec Artists, в рамках этого проекта организовывались семинары, которые проходили под названием Toltec Dreaming. Ведьмы (chacmools, чакмулы) выступили с этой программой трижды: в институте РИМ в Аризоне, на Гавайях в Akahi-Farm и в Исалене - институте в Калифорнии. Рядом с новыми сведениями из сокровищницы знаний, оставленных доном Хуаном, здесь были впервые представлены серии движений Тенсегрити Карлоса Кастанеды. После удавшейся в 1993 году генеральной репетиции 1995 год стал годом рождения системы Тенсегрити: впервые Кастанеда, Тиггс, Абеляр и Доннер-Грау появились вместе.

В начале 1996 года из окружения Кастанеды сформировалась новая группа воинов, известная как Pathfinders или Трекеры Энергии: Зайя Александер (Нури Александер, Патрисия Патрин, «Голубой лазутчик» - англ. Blue Scout) и другие. Позднее к ним присоединились Toltec Artists. На основе этой группы возникла корпорация Cleargreen. Параллельно Трекерам Энергии сформировался другой союз воинов Элементы: Трейси Крамер и Брюс Вагнер.

В 1998 году вскоре после смерти Карлоса Кастанеды его партнёры Нури Александер, Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кайли Лундал и Талия Бей исчезают из поля зрения медиа, и перестают появляться на публике. На вопросы об их судьбе нынешние директора Cleargreen отвечают туманными фразами, наподобие «Они путешествуют».

Останки одной из женщин были найдены в Долине Смерти. Предположительной причиной смерти стало самоубийство

С марта 2010 года Кэрол Тиггс (одна из прямых учениц дона Хуана Матуса и партнёр Карлоса Кастанеды) официально заняла должность президента корпорации Cleargreen

Список произведений

  • 1968 - Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки (англ. The Teachings of Don Juan, A Yaqui Way of Knowledge)
  • 1971 - Отдельная реальность (англ. A Separate Reality)
  • 1972 - Путешествие в Икстлан (англ. Journey to Ixtlan)
  • 1974 - Сказки о силе (англ. Tales of Power)
  • 1977 - Второе кольцо силы (англ. The Second Ring of Power)
  • 1981 - Дар орла (англ. The Eagle’s Gift)
  • 1984 - Огонь изнутри (англ. The Fire From Within)
  • 1987 - Сила безмолвия (англ. The Power of Silence)
  • 1993 - Искусство сновидения (англ. The Art of Dreaming)
  • 1997 - Активная сторона бесконечности (англ. The Active Side of Infinity)
  • 1998 - Колесо Времени (англ. The Wheel of Time)
  • 1998 - Магические пассы: практическая мудрость шаманов древней Мексики (англ. Magical Passes of the Sorcerers of Ancient Mexico)

Интервью и статьи:

  • Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. - М.: София, 2006.
  • Fort, Carmina. Conversationes con Carlos Castaneda . - Madrid, 1991 (отчёт о встречах Кармины Форт с Карлосом Кастанедой в 1988 году, в котором делается попытка прояснить некоторые противоречивые вопросы вокруг личности последнего, например, с журналом «TIME» . (На русском языке: Форт К. «Беседы с Карлосом Кастанедой» // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. - М.: София, 2006)).
  • "Журнал прикладной герменевтики", цикл статей "Читатели бесконечности", Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда и осознанные сновидения

В 1993 году Карлос Кастанеда публикует книгу "Искусство сновидения", которая описывает комплекс практик, которые необходимо выполнять во сне. К этому времени научному сообществу уже был знаком феномен, названный в англоязычной литературе "lucid dream" (букв. ясный сон; в русском переводе - осознанный сон). За десять лет до выхода книги Кастанеды, психофизиолог Стивен Лаберж опубликовал свои первые исследования в области осознанных снов.

Книгу Кастанеды "Искусство сновидения" часто связывают с осознанными сновидениями, а также астральными и внетелесными путешествиями. Однако, существует ряд принципиальных противоречий между методикой Кастанеды и методикой пребывания в осознанных снах:

  • Кастанеда никогда не употреблял словосочетание "lucid dream" в книгах, называя свои практики "снови́дением" (dreaming). В книге "Магические пассы" Кастанеда критически высказался о "lucid dream", называя этот феномен " фантасмагорическими мирами".
  • В книге "Искусство сновидения" Кастанеда утверждает, что сновидение, как особый процесс восприятия, выходит за пределы воображаемого. Так же Кастанеда критиковал и само слово "снови́дение", как причину, по которой комплекс его практик связывают с сонным фантазированием.

В свою очередь Стивен Лаберж в соответствии с психологической и нейрофизиологической моделью считает феномен осознанных сновидений работой воображения, фантазии и памяти, которые, в процессе фазы быстрого движения глаз во сне, реконструируют виденные человеком образы.

Данное противоречие может быть целостно рассмотрено только в контексте мистической и оккультной мифологемы книг Карлоса Кастанеды. Кастанеда указывал, что целью его учения является абсолютная свобода и выход к постижению абсолютной энергетической реальности. Данная проблематика является актуальной для всего комплекса религиозного мистицизма и оккультизма и не может быть сравнима с представлением об осознанных снах, как о работе воображения.

Ключевое противоречие между поклонниками осознанных снов и учением о «Пути знания», которое описал Карлос Кастанеда, заключается в том, что Кастанеда описывает свой способ выхода за пределы восприятия повседневного мира к постижению абсолютной реальности, а поклонники осознанных сновидений, и в том числе психофизиологи, в лице Стивена Лабержа, рассматривают феномен осознанного сна, как замкнутую, самодостаточную и независимую от мира область психической активности, в которой сконцентрированы воображение, фанатазии и память человека. Кастанеда утверждает, что сон необходимо преодолеть и выйти к восприятию не идиосинкратической картины объективного мира, а поклонники осознанных снов наоборот исследуют мир сонной фантазии, как самодостаточный.

  • Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году и в краткие сроки стала бестселлером с тиражом в несколько миллионов экземпляров. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 книг, посвящённых учению о «Пути знания», неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира.
  • В августе 2015 года в музее Фаулера Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе (UCLA Fowler Museum) прошла выставка коллекции масок и трещоток индейцев Яки, собранных во время полевых работ в 1960-е годы доктором философии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Карлосом Кастанедой. Выставка носила название: «Фаулер в фокусе: маски индейцев Яки Карлоса Кастанеды»
  • О Кастанеде было снято два фильма и, за неимением достоверного материала, они были сняты в стиле интервью: «Рассказы из Джунглей. Карлос Кастанеда» (BBC, 2007), «Загадка мага» (2004).

Проблемы биографии Карлоса Кастанеды

Излагать биографические сведения о Карлосе Кастанеде весь проблематично, не только в силу того, что сведения о его жизни крайне противоречивы, но и то, что сам Карлос Кастанеда негативно относился к общественной доступности сведений о себе, поскольку это полностью противоречило той эзотерической, магической системе, которую он практиковал и популизировал. В частности он сам писал: «Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу».

Учитель Карлоса Кастанеды настаивал на том, что необходимо «стереть личную историю», являющуюся продуктом человеческого эго, озабоченного чувством собственной значимости, а, значит, препятствующим движению по Пути к Свободе. Поэтому Карлос Кастанеда по возможности всегда старался избегать фотографирования, сьемки на видеокамеру или записей на диктофон.

Так же не стоит забывать о том, что сам по себе Карлос Кастанеда был личностью весьма известной, поэтому вокруг него, естественно, распространялось множество сплетен и слухов, нередко откровенно «желтого» содержания. Тем не менее, мы все же можем с некоторой долей относительности восстановить основные вехи его биографии.

Детство Карлоса Кастанеды

Полное имя Карлоса Кастанеды - Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда. Он родился 25 декабря 1925, хотя некоторые исследователи биографии Карлоса Кастанеды называют и другие годы его рождения чаще всего 1931 или 1935.

Карлос Кастанеда появился на свет в городе Кахамарка в Перу, и, опять-таки, тут тоже есть расхождения, так как некоторые биографы называют город Майрипоран в Бразилии.

Карлос Кастанеда появился на свет у очень молодых родителей – матери его на тот момент было пятнадцать лет, а отцу – семнадцать. Поэтому в силу их молодости, сына передали на воспитание одной из сестер матери. Правда, она умерла, когда Карлосу Кастанеде было всего лишь шесть лет, но о ней у него остались самые теплые воспоминания и он действительно относился к ней как к родной матери.

К сожалению, на этом личные «трагедии с матерями» не закончились. Когда Карлосу Кастанеде исполнилось двадцать пять лет, из жизни ушла и его биологическая мать. Все это сказалось на его характере, поэтому многие считали его непослушным и несносным мальчишкой, вечно попадающим в разные неприятности.

Юность и молодость Карлоса Кастанеды

Родители Карлоса Кастанеды не отличались высоким уровнем родительской ответственности и финансовой стабильностью, поэтому в возрасте 10-12 лет они были вынуждены отдать своего сына в интернат в Буэнос-Айрес. И уже прямо оттуда пятнадцатилетний Карлос Кастанеда отправляется в Америку, где собственно официально по паспорту и становится Карлосом Кастанедой.

Возможность переехать в США судя по всему предоставила семья из Сан-Франциско, которая решила его усыновить. С ними Карлос Кастанеда прожил, пока не закончил учиться в школе. И только после этого началась его, более менее, самостоятельная жизнь - он уезжает в Милан учиться в Академии изящных искусств. Но, к сожалению, он быстро убеждается, что изобразительное искусство – не его стихия. И тогда Карлос Кастанеда возвращается в Калифорнию, где полностью отдает себе литературе и различным гуманитарным наукам – он посещает всевозможные курсы писательского мастерства, журналистики и психологии.

В это время Карлос Кастанеда пытается самостоятельно зарабатывать на жизнь, работая помощником у одного профессионального психоналитика. Вся работа Карлоса Кастанеды сводилась к сортировке множества магнитофонных аудиозаписей, сделанных в ходе терапевтических процедур, которых насчитывалось несколько тысяч. Эта работа позволила ему взглянуть на свой внутренний мир со стороны, увидеть все свои фобии, страхи, проблемы и так далее, что, естественно, заставила полностью пересмотреть свою жизнь. В результате Карлос Кастанеда решает боле серьезно продолжить свое образование и поступает в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, который заканчивает спустя два года, получи диплом по специальности антропология.

В январе 1960 года Карлос Кастанеда женится на Маргарет Раньян, но они практически сразу и расходятся, хотя официально оформляют развод только спустя тринадцать лет - 17 декабря 1973 года.

Карлос Кастанеда и Дон Хуан

Естественно, самым ярким событием в жизни Карлоса Кастанеды является встреча с его учителем – Доном Хуаном. Ведь именно это памятно событие стало отправной точкой как для цикла его книга о пути воина, так и собственной магической практики и, конечно же, мировой славы, как автора книг по эзотерике.

Сам же Карлос Кастанеда не раз описывал в своих работах то, как произошла его встреча с Доном Хуаном (Хуаном Матуса) - индейцем из племени яки, мексиканским магом-шаманом, принадлежавшей традиции толтеков.

Встреча Карлоса Кастанеда с этим удивительным человеком произошла в 1960 году.

Изначально, Карлос Кастанеда в рамках своих антропологических исследований планировал просто изучить свойства пейотля. Дона Хуана ему порекомендовали как одного из лучших знатоков этого растения. И, естественно, на тот момент Карлос Кастанеда даже не помышлял ни о какой духовной или магической практике – его цель была сугубо научна. Но события стали стремительно разворачиваться совершенно в другом ключе.

Впоследствии, выяснилось, что сам Дон Хуан увидел в Карлосе Кастанеде особые магические признаки, в частности то, что он является нагвалем (термин достаточно сложный для понимания обыденным сознанием), что отразилось в специфической структуре его энергетического тела. Признаки нагваля в Карлосе Кастанеде стали не только магическим знаком для самого Дона Хуана, но и указали на то, что сам Карлос Кастанеда способен стать лидером группы «видящих», то есть тем, вокруг которого должны собраться несколько магов, для того, чтобы образовать закрытый союз практиков-шаманов. Туда входили сновидящие, воины и так далее.

После памятной встречи, Карлос Кастанеда в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходит обучение у Дона Хуана, не раз посещая его дом в Соноре. Но осенью 1965 года он на время прекращает свое обучение и полностью посвящает себя литературной деятельности – описанию «пути воина», который он проходил под руководством своего наставника.

Возобновление ученичества произойдет в 1968 году вплоть до «ухода» Дона Хуана и его группы магов.

Сам же Карлос Кастанеда, начав второй этап обучения, полностью меняет свою жизнь – начинает «стирать личную историю», перестает давать интервью и полностью окутывает свою жизнь туманом.

Книги Карлоса Кастанеды

В 1968 году в издательстве «University of California Press» выходит первая книга Карлоса Кастанеды, под названием «Учение дона Хуана». С этого момента начинается триумфальное шествие его произведений по миру. Но для начала за эту работу он получает в университете степень магистра. А так как книга быстро расходится миллионными тиражами, Карлос Кастанеда также становится и миллионером.

Следующая книга Карлоса Кастанеды «Отдельная реальность» выходит в 1971 году, а через год еще одна - «Путешествие в Икстлан». Это произведение приносит ему еще больше славы и денег, а также докторскую степень.

В последней книге Карлоса Кастанеды смещается акцент с употребления вспомогательных растений на практики повышения уровня осознования, виденья и осознанного сновидения. Одним словом, начинается более детальное и полное изложение «Пути Воина», в частности важнейшие моменты «остановки внутреннего диалога», искусства сталкинга и осознанного сновидения.

В 1974 году выходит важнейшая книга всего цикла «учения» непосредственного описания общения с учителем. Именно в «Сказках о силе» описывается момент, когда Дон Хуан со своей группой магов покидает этот мир, «сгорая изнутри».

В следующих своих работах Карлос Кастанеда будет описывать собственные воспоминания о «пути воина», которые являются тем, что он получил в измененном состоянии сознания. Эти знания до времени были скрыты его подсознанием, поэтому третий этап пути как раз и заключался в том, чтобы Карлос Кастанеда вспомнил это.

Остальные восемь книги Карлос Кастанеда пишет и выпускает в период с 1977 по 1997. При этом большую часть этого времени он практически полностью изолировал себя от общества – сократив количество контактов до минимума.

В 1998 году выходят две последние книги Карлоса Кастанеды. Первая «Колесо времени», представляющая, по сути, сборник афоризмов из всех прошлых книг с некоторыми комментариями. Вторая книга – «Магические пассы», описывает систему «тенсегрити».

«Магическая» жизнь Карлоса Кастанеды

После выхода книги «Сказки о силе» Карлос Кастанеда полностью погружается в собственную магическую практику, а также в работу со своей собственной группой магов, куда входили Флоринда Доннер-Грау, Тайша Абеляр, Кэрол Тиггс, Патрисия Партин и ещё несколько человек. Некоторые из них также написали ряд книг на схожую с Карлосом Кастанедой тематику.

Открытая жизнь Карлоса Кастанеды

Примерно с 1990-х годов Карлос Кастанеда начинает вести более открытый образ жизни – читает лекции в Калифорнийском университете. Вначале семинары проходили бесплатно, но потом все перешло на платную основу.

Чрез пять лет 16 июня 1995 года Карлос Кастанеда основывает свою собственную издательскую организацию «Cleargreen», активно занимающуюся распространением системы тенсегрити и другой деятельностью.

Смерть Карлоса Кастанеды

Карлос Кастанеда покинул этот мир 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе (США). По официальным данным причиной смерти стал рак печени.

Естественно, смерть Карлоса Кастанеды породила множество слухов и сплетен – от самых безобидных «сгорел изнутри» до нелепых – он и его соратники покончили жизнь самоубийством. Но это не беда, поскольку всю свою жизнь Карлос Кастанеда был окружен невероятным количеством различных историй о себе, от экзальтированно-восторженных, до откровенно вульгарных и пошлых. Самое главное, что Карлос Кастанеда оставил после себя большое наследие, которое живет до сих пор, пробуждает тысячи людей встать на «Путь Воина».

© Алексей Купрейчик

Умер Карлос Кастанеда... или, по крайней мере его личная история

Карлос Кастанеда, автор 11 книг, посвященных учению шаманов древней Мексики, 27 апреля умер в своем доме в Вествуде (Лос Анджелес) от рака печени; его тело было кремировано, а прах отправлен в Мексику - такова официальная информация. Сообщение об этом появилось в печати («Лос Анджелес Таймс», «Нью Йорк Таймс» и др.) 19 июня, т.е. спустя почти два месяца.

Что значит «умер»?

Самое первое, что мне хотелось бы сделать - это уточнить термин «умер».

В большинстве духовных традиций человек, достигший просветления (если говорить в терминах восточных традиций), сохраняет осознание после смерти, а его физическое тело остается в этом мире. Так произошло, например, с индийскими мастерами 20 века: Бабажди, Ошо Раджнишем, так умерли Будда, основатель Джайнизма Махавир, православный Сергий Радонежский. Однако в некоторых традициях такой ценный ресурс, как тело, на Земле не оставляют. В конце своего пути практикующий реализует Тело Света : он объявляет о том, что через семь дней умрет; его закрывают в комнате или палатке, а на восьмой день там обнаруживают только волосы и ногти. В традиции Дзогчен (в переводе означает «Великое Совершенство») Тело Света реализовали такие мастера, как Падмасамбхава и Вималамитра, в традиции Бон - Тапихрийца.

Многие традиции говорят о воплощениях, на могиле Раджниша написано: «Никогда не рождался, никогда не умирал. Только посетил эту планету Земля между 11.12.31 и 19.01.90». Не все люди могут достичь реализации за одну жизнь, тот же Раджниш помнил свое предыдущее воплощение, в котором ему не хватило трех дней до просветления.

Традиция Кастанеды перевоплощения не признает, равно как не признает и возможности сохранить осознание, оставив физическое тело умирать в этом мире. Согласно учению магов, человеческое существо, рождаясь, получает осознание в качестве «аванса» от безличной могущественной Силы, которую маги образно назвали Орлом . В течение жизни человек развивает это осознание, обогащает его своим опытом. Когда приходит смерть, Орел забирает себе его осознание вместе с накопленным опытом и впечатлениями. Поэтому у каждого из нас только две возможности: либо мы умираем и Орел поглощает наше сознание, либо мы встаем на путь воина, чтобы иметь «кубический сантиметр шанса иметь шанс» достичь абсолютной свободы , или, другими словами, сгореть в огне изнутри . Так произошло с учителем Кастанеды, доном Хуаном Матусом, с его учителем, с учителем его учителя…

Дон Хуан говорил, что дальнейшая эволюция человека в биологическом теле уже невозможна. Согласно учению магов, обычный человек видит окружающий мир как твердые физические тела лишь потому, что его с детства учат интерпретировать подобным образом энергию, которую он воспринимает. Маги видят вселенную как множество светящихся энергетических волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». Человеческие существа с энергетической точки зрения представляют собой «светящиеся яйца», «коконы», через которые проходят энергетические волокна вселенной. В момент смерти маги преобразуют свое тело (которое, как и все в мире, является энергией) в энергию в чистом виде и становятся существами, не имеющими организма. Дон Хуан считал, что человек по своей природе является магическим существом, - существом, для которого главным является восприятие, и в восприятии человек может достичь необыкновенных глубин. Однако люди, выросшие и живущие в обществе, забыли о своем путешествии восприятия и просто движутся к дряхлости и смерти.

Кастанеда говорил: «Я хотел бы обрести целостность, чтобы покинуть этот мир таким же способом, которым это сделал он (дон Хуан), но нет никакой гарантии». Если Карлос Кастанеда действительно умер, это означает лишь то, что он не смог реализовать свой «кубический сантиметр шанса». Для тех, кто практикует техники, описанные в книгах Кастанеды, ездит на семинары по тенсегрити (современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики), ничего не изменилось - каждый из нас может иметь шанс, но не может иметь гарантий.

Кстати, семинары продолжаются. Они проходили и после 27 апреля: 2 мая в Санта Монике (США), 23-24 мая в Мюнхене, 6 и 13 июня в США. Семинары будут проходить и дальше. Ближайший планируется в Лос Анджелесе с 31 июля по 2 августа, следующий - в ноябре.

Версия вторая

Данные неофициальных источников таковы. Кастанеда и две женщины-воина его магической группы: Тайша Абеляр (автор книги «Магический переход») и Флоринда Доннер-Грау (автор книг «Сон ведьмы», «Шабоно», «Жизнь в сновидении») - покинули этот мир, сохранив осознание. Об этом заявила одна из energy trackers (следователей энергии - так называют группу женщин-практикующих, которые демонстрируют тенсегрити на семинарах) на встрече с участниками семинаров. (Сообщений о смерти Тайши и Флоринды в прессе не было). Из четырех членов магической группы Кастанеды здесь осталась только Кэрол Тиггс.

Литературный агент Кастанеды Треси Крамер сообщил: «В соответствии с традицией шаманов его линии, Карлос Кастанеда покинул этот мир в полном осознании» (цитирую по «Лос Анджелес Таймс»).

Действительно, на семинаре 4 апреля присутствовали все трое женщин-воинов (Кастанеда не появлялся на семинарах уже больше года). 2 мая была одна Кэрол (про смерть Карлоса она не сказала ни слова). На мюнхенском семинаре в конце мая должны были быть Тайша и Флоринда, однако они не приехали, организаторы даже понизили стоимость семинара и возвращали участникам разницу. 6 и 13 июня также никого из четырех магов не было. (На семинарах я была лично, так что информация из первых рук.)

Великий мистификатор

Вполне возможно, что обе версии смерти Кастанеды фальшивые. Газеты отмечают, что обстоятельства смерти Карлоса также полны мистификаций, как и его жизнь. В свидетельстве о смерти написано, что он учитель в коле в Беверли Хиллз - но в списках школы он не значится.

Согласно сообщению, он был кремирован «at once» («мгновенно», «сразу же») - подозрительная спешка. Однако сообщения в прессе опоздали на два месяца, в качестве объяснения издания приводят слова Деборы Друз, «адвоката и друга» Карлоса Кастанеды: «Он не любил быть в центре внимания. Зная это, я не взяла на себя ответственность за выпуск официального сообщения для печати».

Официально, он умер от рака печени - но участники семинаров, видевшие Кастанеду в его любимом ресторане в Лос Анджелесе в феврале (т.е. за два месяца до смерти), сообщают, что он был похож на кого угодно, только не на человека, страдающего раком печени.

Фотография «Кастанеда в 1951 году» выглядит малореальной: во -первых мужчине на фотографии под сорок, а Кастанеде в 1951-м было не более 26; во -вторых я провела мини-опрос тех, кто видел Кастанеду - конечно, мы видели его в 1996 году, сходства все равно мало. Вообще, Кастанеда запрещал себя фотографировать и снимать на пленку: «Запись - это способ зафиксировать вас во времени. Единственное, чего не должен делать маг, - это становиться статичным, инертным. Статичный мир, статичная картинка - это противоположность мага».

В 1997 в Канаде вышла книга Маргарет Раньян Кастанеды - бывшей жены Карлоса, она описывает его как мастера мистификаций. Вот пример. Согласно анкетам Калифорнийского университета, Карлос родился 25.12.1931 в Бразилии, согласно иммиграционной карточке - 25.12.1925 в Перу. Эта противоречие в информации было найдено и впервые опубликовано журналистом в марте 1973 года. Но это только один факт. Согласно учению, маг свою личную историю стирает, так что можно не сомневаться - большую часть информации о Кастанеде мы не узнаем никогда.

Для чего магу нужны мистификации? Цель мага - уйти, сохранив осознание. А для этого маг должен не только иметь достаточно энергии, он должен быть свободным и текучим. Личная история, общественное внимание, так же как и чувство собственной значимости, - это то, что мешает: связывает, отнимает энергию. Почти на каждый семинар приезжают люди, которые очень скоро забывают о том, зачем они приехали, - о практиках, о совершенствовании себя и о бесконечности. И начинают собирать факты биографии Кастанеды и женщин его магической группы. Для участников это - непозволительная растрата времени и энергии, для магической группы Кастанеды - очередная попытка фиксации. Но маг не может быть фиксированным!

Приведу эпиграф к книге Кастанеды «Сказки о силе»: «Пять условий для одинокой птицы:

    Первое: до высшей точки она долетает

    Второе: по компании она не страдает даже таких птиц, как она

    Третье: клюв ее направлен в небо

    Четвертое: нет у нее окраски определенной

    Пятое: и поет она очень тихо.

Главный вопрос

А теперь мне хотелось бы задать вопрос. Может быть мы решаем не ту проблему? Умер Кастанеда, ушел Кастанеда или освободился от тяжести общественного внимания - что может дать нам обладание этой информацией? Как много копий сломано в обсуждении вопросов «был ли дон Хуан реальной личностью?», «не использовал ли Кастанеда труды других антропологов?», «реальны события его книг или это художественный вымысел?»! Но что и кому это дало?

Почему же мы продолжаем тратить на это время и энергию? Не потому ли, что обсуждать эти вещи намного привычнее и проще, чем задать себе (именно себе) главный вопрос: работают техники ли, описанные Карлосом Кастанедой? Ведь если задать себе этот вопрос, мы лицом к лицу столкнемся с тем фактом, что у нас мало времени и только один выбор: мы можем либо беспечно двигаться к собственной смерти, либо «бросить проклятую мелочность, которая свойственна людям, проживающим жизнь так, как если бы смерть никогда не тронет их».

Мой знакомый практикующий тенсегрити сказал: «Знаешь, для нас полезнее считать, что Кастанеда действительно умер. Становишься решительнее. Понимаешь, что ты один и ты должен мобилизовать все свои силы».

Действительно, «лучшее, на что мы способны, проявляется тогда, когда мы прижаты к стене».

Кастанеда говорил: «Намерение - это не рассуждения, это действие». Мастера традиции Дзогчен подчеркивают: «Речь идет не о философской доктрине, речь идет о практическом возвращении человека к его истиной природе». Есть много прекрасных сильных техник, описанных в разных традициях: молитва, медитация, йогические асаны… Почему же мы игнорируем их, либо превращаем в формальность, выполняя которую, мы никуда не движемся, не меняемся?!

Я позволю себе закончить словами Кастанеды, сказанными на одном из семинаров: «Мы все столкнемся лицом к лицу с бесконечностью, хотим мы того или нет. Почему же делать это, когда мы слабы и дряхлы, в момент смерти? Почему не тогда, когда мы сильны? Почему не сейчас?»

Об официальной жизни Карлоса Сезара Араны Сальвадора Кастанеды известно крайне мало. Но и то, что известно, переплетается с двусмысленностью и мистификациями, возникновению которых часто способствовал он сам. Точно неизвестны даже дата и место его рождения. По одной версии - записи в иммиграционных документах - он родился 25 декабря 1925 года в перуанском городе Кахамарка, по другой - 25 декабря 1931 года в Сан-Паулу (Бразилия). Лишь прочитав его книги, повествующие о некоем Дон Хуане, мы можем составить некое представление о Кастанеде-человеке. Известно, что в 1951 году Кастанеда эмигрировал в США из Перу, а до этого его семья жила в Бразилии, откуда бежала, спасаясь от очередного диктатора. Неизвестно, чем он занимался до приезда в США. В США, судя по “стенограмме” его диалогов с Доном Хуаном, он подрабатывал таксистом, писал стихи, изучал живопись, торговал в магазине спиртным. Известно также о его стремлении проникнуть в голливудскую среду.


Известно, что он учился в муниципальном колледже Сан-Франциско, прослушав там курсы по творческому письму и журналистике, затем поступил в 1955 г. в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и через семь лет стал бакалавром по антропологии. Преподавал в университете, был учителем в Беверли-Хиллз. В одном из эпизодов он описывает, как ходил по престижным кинотеатрам Лос-Анджелеса со специальной карточкой своей подруги, дочери голливудского заправилы.


В 1968 г. к Кастанеде пришла известность. Ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, не научным открытием, а совершенно необычным, новым для того времени романом “Учение Дона Хуана: Путь Знания индейцев Яки”. Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К.Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге « Путешествие в Икстлан» (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг « Учение дона Хуана» (The Teaching of Don Juan, 1968) и « Особая реальность» (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а « Рассказы о силе» (Tales of Power, 1974) и « Второй круг силы» (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии « Дар орла» (The Eagle"s Gift) была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.


Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса , якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий на фоне приема наркотических растительных снадобий, которые дает и рекомендует дон Хуан. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности (что вполне закономерно для человека, превратившегося в наркомана). Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования своего Дон Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого доном Хуаном.


О личной жизни Карлоса Кастанеды известно, что он был женат. Развелся через полгода, хотя окончательно расстался с женой в 1973 г. Есть человек, называющий себя его сыном, Адриан Вашон (C. J. Castaneda), но так ли это в действительности - неясно. Умер Кастанеда в Вествуде (шт. Калифорния, США) от рака печени 27 апреля 1998 года. В последний период он вел «здоровый образ жизни»: он не только не употреблял алкоголя и наркотических препаратов, прославлению которых посвятил свое творчество, не только не курил, но даже не пил чая и кофе. Производители бестселлеров еще некоторое время эксплуатировали его “таинственный уход”, утверждая, что он “сгорел изнутри”, хотя он был обычным способом кремирован и останки были перевезены в Мексику. Кастанеда должен был остаться загадкой. Ведь на учении бессребреника Дон Хуана его автор оставил после себя прекрасно работающую индустрию с многомиллионным доходом. Его имущество после смерти было оценено в 1 млн. долларов (довольно скромно для автора, чьи книги разошлись общим тиражом около 8 миллионов на 17 языках). Все оно было отдано в учрежденный незадолго до его смерти Фонд Орла. Оценочный общий капитал фонда составлял 20 миллионов.

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании “Cleargreen”, которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Всеостальное - не более чем предположения, если не сказать - домыслы. Кастанеда тщательно сохранял «тайну личности», практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться (однако, по стечению обстоятельств, несколько фотографий Кастанеды все же существует). Он даже отрицал, что когда-либо был женат, хотя Маргарет Раньян, автор книги воспоминаний об этом человеке, утверждает, что Кастанеда был ее супругом. Иными словами, подлинная биография Карлоса Кастанеды была известна лишь ему самому; удел всех прочих - пытаться ее реконструировать.


Карлос Сезар Арана Кастанеда (предположительно, таково его полное имя) родился 25 декабря 1925 года в городе Сан-Паулу, Бразилия. В 1951 году он эмигрировал в США, а в 1960 году произошло событие, коренным образом изменившее жизнь самого Карлоса Кастанеды и тысяч его последователей - Кастанеда, тогда студент Калифорнийского университета, приехавший в Мексику за «полевыми материалами» для своей дипломной работы, встретил дона Хуана Матуса, индейца из племени яки. Дон Хуан стал духовным учителем Кастанеды и в течение двенадцати лет передавал подопечному сокровенные знания своего племени.


С разрешения дона Хуана Кастанеда стал записывать его слова; так родилась первая из известных во всем мире книг Карлоса Кастанеды - «Учение дона Хуана. Путь индейцев из племени яки», опубликованная в 1968 году. Эта книга мгновенно стала бестселлером - как и девять последующих. Все они представляют собой запись бесед дона Хуана с Кастанедой, а цепь событий в них обрывается в 1973 году, когда дон Хуан таинственно исчез - «растаял подобно туману». Легенда гласит, что и сам Кастанеда ушел из нашего мира схожим образом - как бы растворился в воздухе. Менее поэтическая версия некролога сообщает, что он скончался 27 апреля 1998 года от рака печени и что после кремирования прах Кастанеды, согласно завещанию, отправили в Мексику.

(19267-199 8) - испанский антрополог, мыслитель эзотерической ориентации, автор ряда книг, посвященных изложению миропонимания мексиканского индейца яки Дона Хуана Матуса, одного из (согласно К.) Учителей человечества. Встреча К. и дона Хуана состоялась в 1960. Сочинения К.: «Разговоры с доном Хуаном» (1968), «Отделенная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972), «Сказка о силе» (1974), «Второе кольцо силы» (1977), «Дар орла» (1981), «Внутренний огонь» (1984), «Сила безмолвия» (1987), «Искусство сновидения» (1994), «Активная сторона бесконечности» (1995), «Тенсегрити: Магические пассы магов древней Мексики» (1996), «Колесо времени» (1998) и др. Творчество К. наглядно демонстрирует практически полное взаимное исключение подходов миропонимания мистика и эзотерика Дона Хуана, с одной стороны, и мировоззрения западного интеллектуала 20 ст. О последнем Дон Хуан говорит: «Та жизнь, которую вы ведете, - не жизнь совсем. Вы не знаете того счастья, которое проистекает из делания вещей осознанно». После первого расставания и воссоединения Учителя и ученика (т.е. К.) Дон Хуан постулирует необходимость своеобразного и нетрадиционного взгляда на мир с целью его постижения: «Ты испугался и удрал из-за того, что чувствуешь себя чертовски важным. Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Эксперименты К. на себе самом с психотропными растениями (прием галлюциногенов - пейота, дурмана Datura inoxia, гриба из семейства Psylocybe - был ошибочно принят К. за основную методику миропостижения у индейцев яки), а также совместные попытки постижения основ колдовства исполняли роль (в контексте имплицитного понимания ситуации Дон Хуаном) лишь средства для высвобождения из инертных мировоззренческих, категориально-понятийных, логистических, двумерных пространственно-временных и пр. тисков известного мира. («Ты считаешь себя слишком настоящим», - говорил Дон Хуан К.) Реальность самого К. и Дон Хуана суть мудрость, специфическая ценность и особая психотехническая установка, предполагающие и задающие значительное количество мыслимых, весьма условных интерпретаций. Несомненно более важными явились, в частности, техники видения и «остановки мира», которыми владел, согласно К., Дон Хуан. Видение у Дона Хуана не аналогично традиционалистскому смотрению. Последнее предполагает истолковывание, оно - процесс мышления, в границах которого мысли об объекте весомее, нежели истинное его видение. В процессе же смотрения индивидуальное «Я» замещается, вытесняется видимым объектом. Обретается свобода от ига каких бы то ни было предзаданных оценок, комментариев и пр. Мир, на который мы смотрим, по Дону Хуану, - это лишь одно из его возможных описаний. (В начале второго тома К. писал: «...В то время учение дон Хуана начало представлять собой серьезную угрозу моей «идее мира». Я стал терять уверенность, которую мы все имеем, в том, что реальность повседневной жизни является чем-то таким, что мы можем считать гарантированным и само собой разумеющимся».) Увидеть Это (объект в собственной безграничной ясности превосходящий любые обозначения себя) - и означает постижение его скрытой бытийности. Видение призвано заместить «думание» - дискретный поток мыслей индивида, инициируемых по поводу всего, чего угодно. Сравнения, по К., в таком контексте бессмысленны - все вещи равно важны и неважны: «... человек, вступивший на путь магии, постепенно начинает сознавать, что обычная жизнь навсегда оставлена позади, что знание в действительности - это пугало, что средства обычного мира больше не будут средствами для него и что он должен приспособиться к новому образу жизни, если собирается выжить... К тому времени, когда знание становится пугающим делом, человек также начинает осознавать, что смерть является незаменимым партнером, который сидит рядом с ним на одной циновке. Каждая капля знания, которая становится силой, имеет своей центральной силой смерть. Смерть делает завершающий мазок, а все, что трогается смертью, действительно становится силой... Но концентрация на смерти заставит любого из нас фокусироваться на самом себе, а это является снижением. Поэтому следующая вещь, которая необходима... - это отрешенность. Мысль о неминуемой смерти вместо того, чтобы стать препятствием, становится безразличием». «Человек действия», по Дону Хуану, живет действием, а не мыслями о действиях. Такой человек менее всего озабочен тем, что ему будет «думаться», когда действие прекратится. По дону Хуану, «человек идет к знанию так же, как он идет на войну, полностью проснувшись, со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью. Идти к знанию или идти на войну как-то иначе - ошибка, и тот, кто совершает ее, доживет до того, чтобы пожалеть о сделанных шагах...». Человек, созревший для «осуществления действий, не думая», - это человек знания, способный исполнить действие и исчезнуть, не обременяя себя мыслями о результатах. «Чтобы стать человеком знания, - отмечал Дон Хуан, - нужно быть воином. Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять - ничто не имеет значения... Искусство воина - находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек». Главный смысл таких оценок в том, что помимо мира наших восприятий правомерно полагание иных возможных миров, признание плюрализма наличного бытия. Стремясь опровергнуть в третьем томе сочинения традиционные ценности индивида Запада (цельность и уникальность личности - наличие истории у «Я», самооценку, полагание насущной реальности как единственно возможной и пр.), Дон Хуан постулирует, что поскольку наша личная история - промысел других, постольку мы должны избавиться «от обволакивающих мыслей других людей». Дон Хуан у К. для изображения архитектоники мироздания вводит понятия «тональ» и «нагваль». «Тональ» - «регистратор» мира; все, что человек способен описать (любая вещь, для которой у человека находится слово, относима к «тональ»), мир, данный в языке, культуре, смотрении, делании. «Нагваль» (вечный, неизменный и спокойный) - актуально и потенциально неописуемое, истинный творец мироздания (а не его свидетель), доступный для обнаружения лишь в состоянии элиминации собственных умственных убеждений. Все «фрагменты» будущего «я» человека (телесные ощущения, чувства и мысли) до рождения индивида располагаются в нагвалеобразных «челноках», впоследствии их соединяет вместе «искра жизни». Родившись, человек сразу же теряет ощущение нагваля и погружается в ипостаси тоналя. В отличие от индуистского «Это», лежащего вне бытия людей, нагваль Дона Хуана может быть использован колдуном в своих целях, придавая человеку неизмеримые возможности. Смысл данного учения сводим, вероятнее всего, не к описаниям невероятных способностей «посвященных» людей. (Когда К., в 1968, попытался преподнести Дону Хуану первый том книги о Доне Хуане, тот отказался от подарка, заметив: «Ты знаешь, что мы делаем с бумагой в Мексике».) Дон Хуан у К. видит, что люди обманывают себя, давая имена миру, ожидая при этом, что он будет соответствовать их обозначениям, схемам и моделям; люди ошибаются, полагая, что человеческие действия конституируют мир, и что они и есть мир. «Мир - это загадка... Мир непостижим, а... мы все время стремимся открывать его тайны. Его же надо принимать таким, каков он есть - таинственным!». Эзотерический мир (у К. вполне «валентный» рядовому индивиду) диктует приобщающемуся неофиту собственные правила игры: по дону Хуану, «принимать ответственность за свои решения - означает, что человек готов умереть за них». Европеец, прячущийся за сакральный авторитет культурных традиций и мыслящий себя потенциально бессмертным, способен тем самым уходить от ответственности: согласно дону Хуану, «решения бессмертного человека могут быть изменены, о них можно сожалеть или подвергнуть их сомнению». Ожидание общественного признания заслуг, самоуважение как особые максимы - в пространстве эзотеризма утрачивают всякий смысл: по мысли дона Хуана, «ты так чертовски важен, что можешь позволить себе уйти, если вещи складываются не так, как тебе бы хотелось... Человек - только сумма личной силы. Эта сумма определяет, как он живет и умирает». Стремление К. не только изложить личный опыт контакта с репрезентантами эзотерической реальности, но и задать возможный универсальный язык ее описания наряду с перспективными моделями ее теоретических реконструкций - придает особо значимый эвристический статус его сочинениям.

Карлос Кастанеда

Карлос Кастанеда (англ. Carlos Castaneda)

Многие говорят "Кастанеда писатель!". Допустим мы с этим согласимся и пусть всё, что он написал не является ни мистицизмом, ни оккультизмом. Пусть все его самые сильные книги, допустим первые пять, рассматривать, как произведения писателя: аллегорическое, художественное изображение каких-то проблем в этно-окрашенной форме.

Если вы называете Кастанеду писателем, то должны понимать, что писатель - это человек, который отражает в художественной форме проблематику своей эпохи, проблему субъекта в своей эпохе.

О чём писал "писатель Кастанеда"? Он пытался решить те же проблемы, которые в <послевоенные 50-80 года> были проблемами эпохи: проблемы свободы, проблемы дальнейшей эволюции человека, проблема социального разброда и неопределённости перспектив. Он отражал чаяния и надежды того времени в социальном, психологическом, антропологическом плане.

Где эти люди, которые обзывают Кастанеду писателем, показали суть того, в чём именно он писатель? Они под словом "писатель" подразумевают слово "фантазёр". Дескать Кастанеда фантазёр по поводу мистицизма и дескать они понимают в этом больше, чем какой-то "выскочка" Кастанеда.

На самом деле, даже как писатель, Кастанеда - является глыбой. Он предложил развёрнутую попытку описания методик и вариантов (моделей) для решения проблем социума и человека для своего времени. Кастанеда, с одной из сторон, хотел избавиться от изоляции на личностном уровне - это аля Фрейдизм, отделённость человека в его импульсивных инстинктивных потугах чего-то добиться, чего он сам не знает, но постоянно рационализирует в виде сказки. Он поднимал проблематику роботизированности, которую предлагает социум и здесь сразу включается Хаббард, Гурджиев, и другие по проблематике бихевиоризма.

И когда какой-то дурак говорит "он всего лишь писатель", он не понимает, что он входит в поле, где ему вообще не на что опереться <для аргументации своей позиции>. Если наркоманы ещё могут обидеться, на то, что, после принятия дури, чудес, описанных Кастанедой, не случается и предъявить ему вопросы, как к мистику, то люди, которые мистицизм отбрасывают и говорят "Кастанеда писатель", - это абсолютно контрпродуктивное заявление потому, что, как писатель, Кастанеда поднимал такие пласты и проблемы, о которых эти люди не имеют никакого понятия.

Люди, считающие Кастанеду писателем, не могут ему ничего предъявить потому, что не имеют ни малейшего представления о герменевтическом подходе - то есть о том, что всегда требует толкования в соответствии с определёнными логическими структурами и базами данных с пониманием по какой схеме строить контрпозицию Кастанеде. Внутрь учения, изложенного Кастанедой, ещё нужно войти, пересечь герменевтический круг и стать инсайдером, то есть понимать в этом деле.

А все эти люди стоят снаружи герменевтического круга . Они видят что-то там у Кастанеды булькает и интерпретируют это по-своему в психологическом или философском ключе. Они начинают сочинять свою версию, то есть рационализировать, по образу и подобию Кастанеды, свои внутренние желания и чаяния. В психоанализе это называется "рационализация" - тайные желания, облекаемые в известную оболочку для самооправдания. Эти люди занимаются самооправданием, то есть индульгированием .

Таким образом своё индульгирование эти люди выдают за то, о чём писал Кастанеда.

Если с вами кто-то хочет поговорить о Кастанеде, задавайте вопрос - в какой перспективе будем говорить? Исторической, где Кастанеда писатель, публицист и социальный антрополог своей эпохи? Оккультист? Революционер? Маргинал? А если кто-то скажет, что всё в одном, то так нельзя, должен быть акцент <и соответствующая база данных>.

И здесь все эти люди, исполненные очей мудрости и считающие Кастанеду писателем, оказываются пустышками. Им нечего противопоставить, кроме своей рационализации, своего индульгирования .

Если рассмотреть корпус из двух книг (Огонь изнутри , Сила безмолвия), то в них Кастанеда косвенно устанавливает принадлежность к западной философской традиции.

Таким образом Кастанеда показывает принадлежность к западной философской традиции , а, как известно, она всю свою историю воровала и адаптировала восточную философию.

О чём это говорит? Кастанеду нужно читать в определенном контексте. Если вы его знаете, то терминологическая тарабарщина Кастанеды начинает быть интересной. Кастанеда вводит терминологию не чтобы отгородиться от традиции, а чтобы выстроить её в структуру со своими полезными особенностями. Он, как антрополог-структуралист, пересказывает вам геометрию или математику оккультизма. Это материал не для дураков .

У Кастанеды каждый термин - это мультипаспорт. Сталкинг , сновидение , чувство собственной важности , личная история - это много смысловые понятия, которые трактуются, как внутри структуры учения, изложенного Кастанедой, так и на уровне параллельных баз данных. Чтобы как-то продвигаться в практике эти значения нужно уметь вычислять и связывать.

<...> Вы когда-нибудь связывали воззрение, путь и плод из буддизма с Кастанедой? Искусство осознания - это воззрение, сновидение (движение точки сборки) - это путь, а сталкинг (фиксация точки сборки) - это плод.

<...> Тема чувства собственной важности (ЧСВ) - это проблематика неправильного формулирования места расположения или определения Я или души, в результате которого, Я растворяется в ложном Я или ложном эго. ЧСВ - это не одиозный вопрос проявлений, которые расходятся от этого ложного эга, например, гордыня, высокомерие, надменность, значимость. ЧСВ - это вопрос всего пакета обусловленности, связанного с нерешенностью вопроса ложного эга: ментальная запутанность, аффективность, проблемы связанные с обусловленностью внешней средой. Мы сами собой обусловлены исходя из того, что мы не верно определили наше Я (точку отсчёта) и из-за этого складывается определенный каскад взаимодействия с внешней средой, который тоже составляет обусловленность и свою конкретную, отдельную от обусловленности Я, проблематику.

Кастанеда не писал о магии

"Мы должны найти другое слово для мага", – говорит он. – "Это слишком темное. Мы ассоциируем его со средневековыми абсурдами: ритуал, дьявол . Мне нравиться "воин" или "навигатор". Это то, что маги делают – навигация."

Он писал, что рабочее определение слова маг – это "постигать энергию непосредственно".

Средний человек , будучи неспособным обрести энергию, для того чтобы воспринимать за пределами своей повседневности, называет область экстраординарного восприятия магией
Называть их магами - это не моя прихоть. «Brujo» или «bruja», что значит колдун или ведьма, - это испанские слова, которыми обозначаются мужчина или женщина, занимающиеся практикой знахарства. Я всегда возмущалась особым дополнительным оттенком этих слов. Но маги сами успокоили меня, раз и навсегда объяснив, что «магия» означает нечто совершенно абстрактное: способность, которую развили некоторые люди для расширения пределов обычного восприятия. В таком случае абстрактная характеристика магии автоматически исключает какие-либо позитивные или негативные оттенки названий, используемых для обозначения людей, занимающихся практикой магии.

Кастанеда не писал о мостах и приведениях

Сильвио Мануэль решил использовать мост (conceived the idea of using the bridge - задумал идею использования моста) как символ (symbol) действительного пересечения .
союзник может быть воспринят только, как качество чувств (quality of the senses) . То есть так как союзник является бесформенным, его присутствие может быть замечено только его воздействием на мага. Дон Хуан классифицировал некоторые из этих эффектов как имеющие антропоморфные качества .

Кастанеда не писал об отшельничестве и уходе из общества

– Теперь ты должен отрешиться , – сказал он.

– Отрешиться от чего?

– Отрешиться от всего.

– Но это невозможно. Я не намерен становиться отшельником.