Все вопросы

Катерина ивановна никогда ни не. По К

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 11) Прочитайте текст и выполните задания A29-A31; B1-B8; C1. (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому) A29 В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне? 1) 22 2) 2 3) 24 4) 4 © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 12) A30 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 21? 1) рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и рассуждение 4) повествование и описание A31 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1) 5 2) 7 3) 17 4) 4 Часть 2 При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. В1 Из предложений 5 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом. В2 Из предложений 8 – 9 выпишите наречие. В3 Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами. В4 Среди предложений 7 – 15 найдите простые односоставные безличные предложения. Напишите номера этих предложений. В5 Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. В6 Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным. Напишите номера этих предложений. В7 Среди предложений 13 – 18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 13) Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. В8 «К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора. ___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) экспрессивный повтор 9) восклицательные предложения © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 14) Часть 3 Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 15) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку ЧАСТЬ 1 № задания Ответ № задания Ответ А1 4 А17 1 А2 2 А18 2 А3 3 А19 3 А4 4 А20 4 А5 2 А21 2 А6 3 А22 4 А7 2 А23 1 А8 4 А24 4 А9 3 А25 3 А10 1 А26 2 А11 2 А27 4 А12 4 А28 3 А13 1 А29 3 А14 2 А30 4 А15 2 А31 4 А16 4 ЧАСТЬ 2 № задания Верный ответ В1 никому В2 напоследок В3 такая мама В4 9, 14 В5 2 В6 2, 6 В7 17 В8* 3, 8, 9, 5 <или> 3, 9, 8, 5 * Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: нет ошибок; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 16) ЧАСТЬ 3 Информация о тексте Основные проблемы: 1) проблема отцов и детей; 2) проблема материнской любви; 3) проблема одиночества Позиция автора: 1) родители любят нас такими, какие мы есть; 2) нет ничего горше одинокой старости © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 17) КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0» . № Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы I Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну 1 из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем 0 исходного текста. К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. 2 Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, 1 но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. Сформулированная экзаменуемым проблема не 0 прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 18) К3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного 1 текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована 0 неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им 2 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им 1 проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, 0 поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. II Речевое оформление сочинения К5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь- ность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, 2 речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, 1 связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 19) В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный 0 замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. К6 Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения 2 мысли, разнообразием грамматических форм. Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения 1 мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и 0 однообразием грамматического строя речи. III Грамотность К7 Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущена 1 ошибка 1 допущено более 1 ошибки 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет 2 допущены 1 – 2 ошибки 1 допущено более 2 ошибок 0 К 10 Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки 2 допущены 2 – 3 ошибки 1 допущено более 3 ошибок 0 К 11 Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют 1 допущены этические ошибки (1 и более) 0 К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0 Максимальное количество баллов за всю письменную работу 20 (К1 – К12) © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 класс. (2007 - 20) При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150 – 300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается вовсе (оценивается нулём баллов), задание считается невыполненным. При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7 – К10) уменьшается. 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка); К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. 2 балла по критериям К7 – К10 за работу объёмом от 70 до 150 слов вообще не ставится. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1 − К12) оценивается нулём баллов. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.(4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5) Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11) Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14) Уже вечерело.(15) Сад облетел. (16) Палые листья мешали идти.(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.(18) Далеко над лесом висел серп месяца. (19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20) Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог! (24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому).

Показать текст целиком

Может ли человек одинокий быть счастливым? Наверное, это можно сказать о творческих и талантливых людях, которые в уединении творят свои шедевры, но только не о тех одиноких старых людях, о которых пишет К.Г.Паустовский. В тексте он поднимает проблему одинокой старости.
Размышляя над данным вопросом автор приводит в пример эпизод из жизни Катерины Ивановны, старой, одинокой женщины. С сочувствием он отмечает, что она "одна на белом свете", но в то же время писатель восхищается душевной стойкостью героини, говоря о ней, что "Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость". К.Г.Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна, не стыдясь своих слез плачет, обняв дерево в саду, и с горечью произносит слова, которые с болью отзываются в сердце каждого неравнодушного человека: "Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог! "
Позиция автора проста и понятна. К.Г.Паустовский доносит до каждого из нас, что одинокая ст

Одинокая старость… Нет рядом близких, родных людей. Забыли, отвернулись? Почему? Кто виноват? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста К.Г.Паустовского.

Но «дочь Настя вот уже четвёртый год не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её…». Автор описывает последнюю прогулку Катерины Ивановны в сад, где она «ещё девушкой зачитывалась Тургеневым», «кое-какие деревья посадила сама». «Сад облетел». И жизнь героини догорает. Она заплакала, не стыдясь своих слёз, и сказала: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься над тем, как плохо быть одиноким. Особенно в старости, когда ты болен и нуждаешься в помощи близких.

Позиция автора мне понятна: человек не должен быть одинок. Дети не имеют права бросать своих родителей, зная, что те нуждаются в их помощи. Когда-то мама просиживала ночами, заботясь о тебе маленьком. Приходит время позаботиться о родном человеке и тебе. Это нравственный человеческий закон жизни. Его нельзя нарушать. Автор сочувствует Катерине Ивановне и отказывается понимать и оправдывать Настю, которая постоянно откладывает поездку к матери, ссылаясь на занятость.

Я согласна с точкой зрения автора. Человек не должен быть одинок. В старости он вправе рассчитывать на благодарность и поддержку своих детей. Забывать своих родителей бесчеловечно. Отворачиваясь от родителей, отдавая их в дома престарелых, мы тем самым подаём страшный пример своим детям, воспитывая в них бессердечие и равнодушие.

В художественной литературе мы нередко сталкиваемся с проблемой одиночества, которое тяготит и делает жизнь обделённой.

Рассуждая об одиночестве, я вспоминаю рассказ А.П.Чехова «Душечка». Сам автор душечку не любил, считая её мещанкой, не имеющей своего мнения. А вот Л.Н.Толстому душечка показалась потрясающей. Мне тоже очень понравилась героиня. Она чувствует потребность – быть кому-то нужной. И когда она нужна, она увлечена, молода, энергична. Она может свернуть горы. С первым мужем она занимается его театром, со вторым её интересует лес, продажи, с любовником-ветеринаром она пытается освоить и эту науку. Оставшись одна, она горюет, стареет. Но стоило появиться в её жизни Саше, сыну ветеринара, как она расцветает. Она делает с ним уроки, переживая, как трудно теперь учиться в школе, она заменяет ему мать. И она счастлива. Я уверена, человек счастлив, когда в нём нуждаются, когда ему есть для кого жить. Убери это – и не станет человека. Поэтому человек и не может быть один.

К сожалению, родители нередко в старости остаются одни. Дети вырастают, у них своя жизнь. Они не задумываются, что делают больно своим самым родным людям. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем Евгения Базарова, который где-то даже стесняется своих родителей. Он давно не был дома, но не спешит порадовать мать с отцом, заехав к ним на считанные дни. Гостит у Кирсановых, у Одинцовой. А родители скучают и страдают, особенно мать. Они очень любят своего сына.

Таким образом, проблема одиночества, одинокой старости будет всегда. Из-за непонимания, душевного равнодушия, каких-то иных причин. Может быть, такие рассказы, как «Телеграмма» К.Г.Паустовского и заставляют остановиться, задуматься: а мои родители не чувствуют себя одинокими? Нам, читателям, очень жаль старушку, и мы твёрдо знаем, поступать так, как Настя, нельзя, это бесчеловечно. Не забывайте своих родителей! Оставайтесь людьми!

Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Цели:

  • закрепить умения и навыки работы с текстом;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование:

  • записи на доске;
  • памятки “Композиция сочинения”;
  • тексты на каждой парте;
  • презентация со слайдами, на которых задания, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ);
  • таблицы с критериями оценки этапов сочинения

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Что случится, если не подготовиться к экзамену?

В чем сильные и слабые стороны вашей подготовки к сочинению?

(“надо”, “хочу”, “могу”)

II. Этап актуализации знаний.

Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: “От анализа текста к сочинению”. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Выявление места и причины затруднений.

Вспомните этапы написания сочинения – рассуждения. Кто забыл, загляните в памятку “Композиция сочинении” (на парте).

Что, по-вашему, является сложным или вызывает затруднения? Чего опасаетесь? (ответы учащихся)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Определите общую цель урока, тему урока.

Какие действия и в какой последовательности надо осуществить (т.е. построим план достижения цели)

Выберите способ устранения затруднений (решение упражнений, заданий по тексту)

V. Реализация построенного проекта с использование мультимедийной доски.

1) Чтение текста

Внимательно прочитайте предложенный текст.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.

(3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.

(4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы “очаровательной красоты” (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.

(6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.

(10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.

(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго.

(13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело.

(15) Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти.

(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.

(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости!

(23) Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г.Паустовскому)

2) Задания по анализу текста

  1. Проблема материнства
  2. Проблема формирования личности
  3. Проблема взаимоотношений в семье
  4. Проблема бессердечия и душевной черствости
  5. Проблема одиночества

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

  1. Философская
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Нравственная

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

1. Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло, любовь и заботу.

2. Русская женщина... Её образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости с этим образом. Это заметил и писатель ________, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

Почему выбрали второй вариант? (ответы учащихя)

Да, вы это верно подметили

4. Прокомментируйте следующую ситуацию (метод “Мозговой штурм”)

:(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог

VI . Самостоятельна работа.

5. Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Поработайте экспертами в группах по 2 человека: оцените комментарий к основной проблеме текста. Отметьте и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Проблему чувства одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины Ивановны, которая выростила дочь и осталась одинокой женщиной. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе несчасной женщины. Прогуливаясь по саду, она как одинокая обветренная липа в облетевшем саду жизни греется воспоменаниями о весне, когда молодой читала Тургенева, как сажала эти деревья. Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама любящая, не смотряниначто.

6. Напишите, как К.Паустовский выражает свое отношение к изображаемому. При необходимости используйте следующие языковые клише (право выбора)

  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ...
  • Автор считает, что...
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что...
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что...

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1.А.Чехов “Ванька”, “Тоска”

2. А.Алексин “Раздел имущества”

3. В.Распутин “Уроки французского”

4. Э. Хемингуэй “Старик и море”

5. Л.Толстой “Война и мир”

6. М.Горький “На дне”

Самостоятельна работа

8. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

  • нельзя остаться равнодушным...
  • к сожалению...
  • огорчает то, что...
  • разделяя переживания автора, хочу сказать, что...

9. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле... Поступки его должны быть разумны и человечны. Д.С.Лихачев

Проверьте себя (ответ на интерактивной доске)

Прочитайте фрагмент сочинения. Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.

VII. Рефлексия учебной деятельности (метод “Мудрый совет”)

VIII. Домашнее задание

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Вариант 24

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Дезинформация - это не отсутствие (ноль) информации. (2)Это особый тип информации, сущность которой состоит в том, что в силу неадекватности текстов (семантической, синтаксической, прагматической) она создаёт в аудитории ложную систему ориентации, формирует неверную картину действительности, искажённые ценности и цели.

(3)Формируемое неверное сознание, в свою очередь, порождает не адекватные стремления и формы поведения, соответствующие целям и планам дезинформатора.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Дезинформация - это отсутствие (ноль) информации.

2) Задача дезинформации как особого типа информации состоит в формировании неверного сознания и порождении неадекватных стремлений и форм поведения, что и является конечной целью дезинформатора.

4) Дезинформация - это особый тип информации, формирующей неверное сознание, порождающее неадекватные стремления и формы поведения, что соответствует замыслу дезинформатора.

5) Задача любого дезинформатора - сформировать в аудитории неверное сознание, вызвать неадекватные стремления и формы поведения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

таким образом

другими словами

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

ПЛАН, -а, муж.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение.

П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе).

2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок,

последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п.

Работать по плану. Стратегический п. Календарный п.

3) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада.

4) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п. (также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение ).

5) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

6) Область проявления чего-н. или способ рассмотрения чего-н., точка зрения (книжн.). Действие в спектакле развивается в двух планах. В теоретическом плане.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

углуУбить

отозвалА

обнялАсь

заселенА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Брат потерял АБОНЕМЕНТ в бассейн.

На высоком берегу Волги шумел ВЕКОВОЙ сосновый бор.

Мы должны проанализировать ГОДИЧНЫЕ издержки, чтобы понять, в каком квартале возможна наибольшая экономия средств.

ДЕЛОВАЯ переписка хранится у меня вот в этой папке.

Это был по-настоящему благородный ПРОСТУПОК, который оценили все соседи.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

ЛЯГТЕ на коврик

красивый ТЮЛЬ

пара ВАРЕЖКОВ

к ТРЁМСТАМ СОРОКА ЧЕТЫРЁМ избирателям

много ГЕОРГИНОВ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Изображая Петербург, Гоголем используется синекдоха.

2) Каждый человек должен не только любить, но и заботиться об окружающем мире.

3) Тургенев писал, что «Базаров - мое любимое детище, на которое я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски».

4) Те, кто добивается в искусстве наибольших успехов, становится примером для подражания.

5) Ордена первой степени в дореволюционной России носили на широкой ленте, надевавшиеся через плечо.

6) Гомер в поэме «Одиссее» упоминал об использовании янтаря в качестве украшения.

7) По окончанию экзаменов вы получите аттестат.

8) Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрастались ярко-жёлтые первоцветы.

9) Размышляя над прочитанным произведением, видишь, что насколько главный герой изменился в лучшую сторону.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..ндариновый,

благораспол..жение

компр..мисс,

соприк..снувшись,

обог..щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

достопр..мечательность, пр..стол,

квартирос..емщик, фортеп..янный,

под..грать, меж..нститутский,

бе..пошлинный, ди..баланс

о..бросить, на..пись

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выстра..вая

проста..вавший

алюмини..вый

раскра..вать

милост..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

неж..шься,

изуч..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.

Некоторые упражнения (не) выполнены.

Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Современные государства по форме национально-государственного устройства являются унитарными либо федеративными.

2) Мороз украшает город алмазами и жемчугами и рисует белые узоры на окнах домов.

3) Сад и поле и лес залиты утренним солнцем.

4) Специалистов-водителей не хватало как в тылу так и на фронте.

5) Яркая молния передёрнула небо () и я увидел над окном дымный облачный вал.

16. Расставьте знаки препинания:

Увидев в своей комнате человека (1) уносящего опечатанный стул (2) Авессалом Владимирович взмахнул (3) выглаженными у портного (4) брюками (5) и подпрыгнул.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

20. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне?

1)22 2)2 3)24 4)4

21. Какие типы речи представлены в предложениях 12 – 21?

1) рассуждение

2) рассуждение и описание

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 5 2) 7 3) 17 4) 4

23. Среди предложений 13-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24.«К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется А ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, Б___, В___ – также подчёркивают замысел автора.

Г___ «серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

3) фразеологизм

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 24

Таким образом

Углубить

Поступок

Пара варежек

Обогащение

Беспошлинный дисбаланс

Алюминиевый

Изученный

Невысокий

Чтобы также