Домашний очаг

Классный час "музей в чемодане". Экскурсия в школьный музей "чемодан памяти" Выставка в чемодане по краеведению

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. А началось все с замечательного стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане»

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Проект «Музей в Чемодане»,

посвященный 70-летию Великой Победы

Цели проекта - содействие в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании учащихся .

Ход занятия:

I Орг. момент

II Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня стартует необычный проект, который называется «Музей в Чемодане». Это необычный мобильный музей, в который мы не только заглянем, но и познакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он будет перемещаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать и даже примерить. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена ВОВ.

III Актуализация знаний.

  1. Вещевой мешок армейский с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку - очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800- 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.
  2. Рассматривая форму матросов разных флотов, замечаешь, что все они имеют одну общую деталь – полосатую тельняшку . Как она появилась на флоте и почему полосатая? Слово «тельняшка» произошло от слова «тельник», нижняя рубашка на «голое» тело. История тельняшки увлекательна. Сине-белая полосатая роба стала частью обмундирования английских военных моряков в середине XVIII века, когда флот был ещё парусным. Забравшегося на мачту матроса прекрасно видели другие члены экипажа, но приближавшийся издалека неприятель его едва различал, - матрос сливался с белым парусом и синим небом. Кстати, российские матросы стали носить тельняшки с 1860-го года.
  3. Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Функция полос: широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда. На самом деле история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. Форменный воротник также называют гюйсом.
  4. Парадная офицерская пилотка – слово пилотка произошло от слова «пилот» и ранее принадлежала летчикам. Похожие пилотки надевали летчики во время технического обслуживания самолета. Они защищали головы от падающей грязи и масла. Позднее пилотки стали неотъемлемой части форменного костюма моряков.
  5. Котелок армейский - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
  6. Следующий экспонат нашего музея необычен. Это противогаз. Он защищал война от химических отравляющих веществ, применяемый во время военных действий. Массово химическое оружие в годы Второй мировой не применялось. Исследователи говорят лишь о паре небольших эпизодов. Причин этому много. Отравляющие вещества не использовали, потому что применение газов не было высокоэффективным: на тот момент имелась масса средств защиты от химической атаки, поскольку массовый выпуск противогазов начался в 1941 году. Наполняя те же бомбы и снаряды ОВ, причем в большом количестве, войска понижали свою боевую мощь. При выбросе отравляющих газов должны быть благоприятные погодные условия. А это в свою очередь может вызвать затруднения, ведь атаку нужно производить в определенное время и в определенном направлении, а не тогда, когда создадутся нужные погодные условия. Боевое применение ОВ не могло вывести из строя военную технику, а лишь убивало людей. Другое же оружие было способно и выводить из строя технику, и было эффективно против людей, т.е. было универсальным по сравнению с химическим. К тому же главная цель боя ведь не в убийстве как можно большего числа людей, а в подчинении воли противника. Химическое оружие «не работало» в этом направлении. После выброса отравляющих веществ продвижение собственных войск затрудняется, а территория загрязняется. А ведь впоследствии немцы собирались заселять завоеванные территории. тем более не хотели отравлять родную землю.
  7. Сегодня в нашей экспозиции мы вспоминаем не только тех, кто погибал на полях битвы, но и о тех, кто жил и выживал в блокадном городе. Это дети блокадного Ленинграда. Из воспоминаний...Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это - завтрак, это - обед, это - ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, то становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни. От этой привычки - отщипывать кусочки и класть их в рот, а не откусывать хлеб - я не мог отвыкнуть очень долго, многие годы. Да и сейчас, по-моему, не избавился до конца. Иногда, когда у меня в руках хлеб, и я вдруг о чем-то глубоко задумаюсь, ловлю себя на том, что я отщипываю махонькие кусочки, механически кладу их в рот и сосу…Согласно положению «О знаке «Жителю блокадного Ленинграда», знак «Жителю блокадного Ленинграда» вручается прожившим не менее четырёх месяцев в Ленинграде в период блокады 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года ). Круглая латунная медаль диаметром 27,0 мм; на лицевой стороне - изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней - 900 ночей»; на оборотной - серп и молот и надпись «Жителю блокадного Ленинграда». Колодка прямоугольная металлическая, покрытая эмалью цвета ленты медали «За оборону Ленинграда» .
  8. В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.
  9. И заканчиваем мы нашу экспозицию таким простым, но очень символичным предметом – синим платочком. Предположите, пожалуйста, какое отношение имеет этот предмет к ВОВ? «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками „Идет война народная, священная война“ в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки „Синенький скромный платочек“. Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант „Синего платочка“. (использование видео)

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила,

Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распростились с тобой.

Нет прежних ночек,

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?..

А на фронте про синий платочек удивительно душевно пела Клавдия Шульженко. Но все чаще и чаще мучило ее чувство: не те слова... В начале апреля сорок второго года, в последние дни существования Дороги жизни (машины уже шли по талой воде), певица со своими музыкантами приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. После концерта познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что ее собеседник пишет стихи, попросила: «Может, сложите новые слова «Синего платочка»? Песня очень популярна в народе, но сегодня требуются другие стихи - о нашей битве с фашизмом». И вот боевое задание: написать новые слова на старую мелодию. Стихи родились в ночь с 8 на 9 апреля, а 12-го Клавдия Шульженко в железнодорожном депо станции Волхов впервые пела:

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю: с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок дорогой.

Успех превзошел все ожидания: и певицу и поэта наградили неслыханным по тем временам подарком - куском торта и стаканом клюквы.

Вскоре текст песни напечатали многие фронтовые газеты. «Синий платочек» появился на почтовой открытке, зазвучал с граммофонной пластинки. Ни одно выступление Шульженко без него уже не обходилось...

Письма твои получая,

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой.

Чувствую рядом:

Любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Как-то после концерта в 4-м гвардейском истребительном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота летчик, гвардии капитан Василий Голубев, сказал певице: «Земной поклон за ваше искусство, за душевные песни... Ваш «Синий платочек», Клавдия Ивановна, будет с нами во всех боях, и первый же сбитый нами «юнкерс» или «мессер» мы посвятим вам». Ждать артистке пришлось недолго: на следующий день Голубев поджег фашистского стервятника. И снова немало повидавший автофургон с фронтовой концертной бригадой прибыл в расположение авиационной части, и снова звучал «Синий платочек», целых пять раз!

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой...

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик -

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

IV Первичная проверка понимания

А сейчас я задам несколько вопросов и проверю, как внимательно вы слушали экскурсию.

1. Применялись ли во время ВОВ противогазы и почему?

2. Как называется нательная рубашка моряка? Почему она полосатая?

3. Почему солдатское письмо не заклеивали в конверт?

4.Что такое гюйс? Вспомните историю его появления.


Отдельные, даже очень хорошо подготовленные и проведенные уроки не позволяют достичь каких-нибудь существенных результатов, когда речь идет об обучении физике на протяжении длительного времени. Гарантировать качество преподавания может лишь система занятий, построенная определенным образом.

Учителю недостаточно знать отдельные методические приемы обучения. Более важно владеть педагогической технологией в целом, т. е. уметь, выстраивать эти приемы в обоснованный, соответствующий реальным условиям комплекс. Поскольку конкретные цели и условия обучения в каждой школе и каждом классе различны, то и педагогическая технология должна быть гибкой, вариативной, допускать использование различных видов уроков и их разных сочетаний. Вместе с тем она должна иметь вполне определенную структуру, которую, по моему мнению, определяют следующие элементы:

  • целеполагание, организация обучения, т.е. конструирование системы занятий,
  • методика проведения отдельных занятий,
  • способы определения качества полученных учащимися знаний.

Главное мое педагогическое кредо – формирование человека. Для меня важна не только физика, но и человек, познающий ее, постигающий вместе с наукой и себя, развивающийся как личность. Одним из способов соединить воедино физику и лирику, образование и воспитание, усвоение прочных знаний и развитие творческих способностей может быть музейных экспозиций и организация экскурсий-лекций по ним. Хочу заметить, что в моем рабочем кабинете, в прочем, как и в любом кабинете физики, для организации выставок недостаточно места. Выход из этой ситуации достаточно прост: организовать сменные тематические выставки, а накопленный материал и экспонаты хранить, условно говоря, в чемоданах.

Все началось с коллекции электрических лампочек накаливания, о которых идет речь на уроках физики в 8 классе. Сначала интересно было рассматривать лампы, имеющие различные формы и размеры колб, а затем мы свое внимание переключили на лампы, имеющие в основе своей работы различные физические явления. Так наша коллекция пополнилась люминесцентными и галогенными лампами, светодиодами, энергосберегающими лампами, газоразрядными трубками. А дальше больше: коллекцию пополнили не только бытовые лампы, но и автомобильные, рекламные силиконовые трубки со светодиодами, радиолампы и т.д. В результате коллекция “выросла” из одной коробки и заняла целую полку, а когда начали появляться всевозможные светильники, в устройстве которых использована и стекловолоконная оптика, и явление конвекции и многие другие физические явления, то под выставку пришлось выделить целый шкаф. Затем возник вопрос: а с чего же начиналась история развития освещения? После этого на нашей выставке начали появляться светцы с лучинами, свечи и подсвечники, масляные и керосиновые лампы. И мы уже начали задумываться над тем, где и как хранить свои экспонаты, тем более, что к этому времени мы с 11- классниками собрали свою коллекцию фотоаппаратов и фототехники, а свободного место в кабинете, как известно, не так много. Так возникла идея оформления временных экспозиций, а другие экспонаты упаковать и хранить (условно) в чемоданах, убрать которые можно в подсобное помещение и использовать материал для выставки непосредственно вовремя изучения соответствующей темы.

Ведя работу в этом направлении, я ставлю перед собой целью совершенствование образовательных форм, позволяющих учащимся осваивать прорывные направления науки, прогресса, образования, что позволяет успешно решить следующие задачи:

  1. создать условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  2. интегрировать предметы естественнонаучного цикла;
  3. интегрировать гуманитарные предметы и физику.

Темы выставок рождаются спонтанно, в зависимости от возможности накопления экспонатов по выбранной теме, но одно неизменно: все коллекции иллюстрируют изучаемые материалы курса физики. Таким образом, мы пытаемся подчеркнуть, что теоретическая физика находит свое применение в развитии техники.

Выставки не могут “молчать”, поэтому необходимо к ним накопить сопроводительный материал. С этой работой уже могут справиться учащиеся седьмых – восьмых классов, а уж тем более старшеклассники. Основным источником информации для учащегося, конечно, стал интернет, а вот из всего многообразия выбрать самое главное и интересное должен помочь учитель, то есть научить школьника работать с научным и научно-техническим текстом и развивать его информационную компетентность. При этом, в некоторых случаях удобно разработать информационные листы и сформировать буклет – раскладушку, или написать краткие заметки и оформить экспресс – газету, или, например, устроить выставку сочинений.

Для формирования отдельной экспозиции требуется достаточное количество времени. И если для проведения экскурсии достаточно одного урока, то подбор экспонатов, изучение принципов их работы (а это зачастую входит за рамки школьной программы), составление текстов лекций и непосредственно оформление самой выставки происходят во внеурочное время, то есть после уроков с группой учащихся – экскурсоводов.

Связующим звеном я выбираю отношения тесного сотрудничества с учениками, атмосферу искреннего доверия и душевного тепла, поэтому наши занятия из рутинных превращаются в уроки творчества.

Как показывает само название этого типа уроков (уроки творчества), они посвящаются творческим работам учащихся. Работы могут быть разными по характеру: сочинения, составление схем и проектов физических установок, придумывание физических задач, картин, таблиц на физические темы и т.д.

Выставочную экспозицию “ФИЗИКА В ДОМЕ” я использую на уроке являющимся, как правило, повторительным и основанном на изученном материале. Учащиеся получают задание написать сочинение на тему “Физика в моем доме”, выбрав при этом одно из физических явлений, и подобрать наглядный материал. После предварительного отбора материала формируется сама выставка, и проводятся по ней экскурсии. Это помогают связать физику и лирику, т. е. знания по физике со знаниями по родному языку и литературе, так как, для того чтобы написать сочинение, нужно не только владеть фактическим материалом (физикой в данном случае), но и умение грамотно выражать мысли.

Такие уроки проводила неоднократно с различными вариантами их подготовки и организации. Считаю, что они помогают всколыхнуть наименее активную часть учеников, дают возможность всем творчески поработать, помогают учить ребят выделять главное в материале, мыслить и презентовать свою работу.

Первое знакомство с техникой у ребенка происходит еще в детстве, а первое знакомство с физическими явлениями можно провести на выставке “ФИЗИКА И ИГРУШКА”. Такое занятие можно провести и оформить в виде “Экспресс газеты”

Заранее (практически на первом уроке в 7 классе) нескольким группам учеников даю темы для самостоятельной подготовки мини-проектов. Чтобы выполнить эту работу, нужно подобрать соответствующие экспонаты (или использовать накопленные в чемоданах), рассортировать их согласно выбранному физическому явлению и разобраться в принципе их работы. С такой работой семиклассники уже могут справиться. Ребята читают материалы и, используя ранее найденные сведения, готовят по ним сообщения. Потом начинается устный выпуск нашей стенгазеты: ученики-экскурсоводы по очереди делают сообщение по своей теме, подкрепляя слова демонстрациями, и после каждого рассказа вывешивают соответствующую заметку на стенд “Сегодня на уроке”. Таким образом, информация, собранная отдельными учащимися, некоторое время находится в “Экспресс газете”, и каждый желающий может ознакомиться с ней самостоятельно.

Хочу заметить, что особой популярностью эта выставка пользуется у обучающихся на начальной ступени. Для них экскурсии проводят старшеклассники.

Учащихся начальной школы мы приглашали на выставки “История развития освещения”, “Физика в доме”, “Физика в игрушках” и “Оптические иллюзии”. Эти мероприятия мы стараемся проводить для детей, посещающих группу продленного дня. Опять же старшеклассники для этого тратят свое внеурочное время, но они с удовольствием проводят мастер – классы по изготовлению простейших оптических приборов или изготовлению игрушек и на доступном для малышей уровне объясняют физические явления и законы, лежащие в основе работы изготовленных моделей. А для самых любознательных учащиеся старшей школы изготавливают памятки – раскладушки с иллюстрированными инструкциями.

По выставке “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСВЕЩЕНИЯ” интересно проходит урок-путешествие.

В ходе подготовки урока учащиеся совершают с помощью книг экспедиции в разные страны мира и в разные эпохи. Цель экспедиции – узнать о том вкладе, который внесли ученые этих стран в развитие какого-то раздела физической науки, и ознакомить с ним своих одноклассников. Уроки этого типа целесообразны как вводно-обзорные по теме или заключительные, их посвящают истории становление научных знаний. Основой служит самостоятельная деятельность: учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории физики и техники.

Свой урок я провожу для учащихся VIII класса по разделу “Электричество”. Объявляется, что в классе будут сформированы экспедиции (по 3 человека), которые отправят “в разные государства и в разные столетия для того, чтобы поработать в архивах, изучить литературу, документы и установить, что сделали ученые этих государств для познаний электричества или его практического применения. Требуется ознакомиться с материалами, подготовить краткую информацию о своем исследовании, подготовить выставочный материал и ознакомить класс с результатами своей работы, проведя их по вехам истории. Внутри каждой группы учащиеся сами распределяют роли: оформитель, коллекционер и лектор. Это способствует повышению интереса к развитию науки и техники и формированию коммуникативных навыков обучающихся.

Выставочная экспозиция “ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗИ” еще только начинает свое существование. На данном этапе уже собраны экспонаты, имеющие не только техническую ценность, но и историческую (в нашей коллекции есть телефонный аппарат 1937 года выпуска и переносной коммутатор 1943 года выпуска). Интересно увидеть военно-полевой коммутатор и современную СИМ-карту и сравнить их возможности и размеры. Теперь дело осталось за малым: исследовать данную тему, составить план экскурсии и найти для ее проведения место в учебном процессе.

Урок повторения пройденного материала позволяет лучше усвоить приобретенные знания обычно по теме, реже – по какому-то вопросу. Чтобы повторение привлекло внимание учащихся, оно должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем было поставлено первоначальное рассмотрение, ибо простое воспроизведение пройденного материала (определений, формул, текста учебника, законов и т. д.), как это доказано школьной практикой, возбудить у ученика желание заниматься не может.

Интегрированный урок (физика + химия + история) “Фотопечать” позволяет обобщить, систематизировать знания по теме "Геометрическая оптика", "Химические свойства света", совершенствовать практические навыки при работе с фототехникой, расширить кругозор учащихся. Рекомендую данный урок проводить как обобщающий в 11-м классе и как внеурочное мероприятие в 9-м классе.

Для наглядности в кабинете создаются:

  • Фотовыставка работ учащихся
  • Выставка фотоаппаратов
  • Выставка оборудования для фотопечати и обработки фотопленок и фотографий
  • Плакаты по геометрической оптики и иллюстрации к выступлениям учащихся.

На данном уроке и во время подготовки к нему каждый ученик имеет возможность творчески поработать. Кроме освещения истории развития фотографии и фототехники, физических и химических аспектов фотопечати, важную роль на этом занятии играет фронтальная практическая работа “Получение черно-белой фотографии”. В настоящее время фотография стала доступна всем, особенно в век компьютеризации и возможности получения цифровой фотографии. Но ничто не сравниться с таинством получения фотографии самостоятельно, творить и подчинять себе обстоятельства.

Таким образом, использование музейной педагогики, интегрированных уроков и возможностей дополнительного образования создают условия для:

  • формирование творческого мышления учащихся;
  • созданы условия для совместной деятельности учащихся средней и старшей ступени;
  • формирование глобального мышления учащихся;
  • развитие информационной компетенции учащихся;
  • внедрение деятельностного подхода в обучении.

Наталья Купаева

Вот уже не первый год мы сотрудничаем с Борским краеведческим музеем . Договариваемся о проведении тематических экскурсий, посещаем выставки. Но есть у нашего районного музея одна замечательная особенность, называется она "Музей в чемодане ". Работники музея не только встречают гостей в своих выставочных залах, но и делают выездные экскурсии, перевозя небольшие экспонаты в обыкновенном чемодане . Иногда чемодан (в зависимости от темы) заменяется на сундук. Так, например, когда темой недели была "Путешествие в прошлое", музей предложил стать нам археологами. Мы узнали, что такое "культурный слой" и как он образуется, какими инструментами производятся раскопки и многое другое. Ребятишки, как настоящие профессионалы, надев перчатки, кисточкой в коробке с песком "раскапывали" свои находки.



В следующий раз к нам приехал "Музей в сундуке ". И мы узнали историю старых вещей, узнали, как жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, какую носили одежду и обувь, как устраивали свой быт.






Надеемся, что наше сотрудничество с музеем продолжится .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа

Историко-краеведческий музей

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МУЗЕЙ В ЧЕМОДАНЕ»

Актив музея

Научный руководитель :

Сигаева Елена Валентиновна,

руководитель музея

д.Михаленино

-2017-

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

606763 Нижегородская обл.

Варнавинский район

д.Михаленино, ул.Школьная, д.2

Сигаева Елена Валентиновна (руководитель школьного музея), актив музея

Кто осуществляет проект

Старшая группа детского объединения по краеведению «Память»

Финансовая поддержка проекта

не потребуется, т.к. экспонаты необходимые для экскурсий хранятся в школьном музее.

Для кого задуман данный проект

Любая возрастная группа

Цель проекта :

привлечение к деятельности музея через выход в социум.

Задачи проекта:

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

Основная идея проекта

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Наша школа находится в 5 км. от районного центра. Не у всех жителей близлежащих деревень есть возможность выехать, а тем более посетить музеи, театры. Связующим звеном сельского социума является школа. Тем более, что в нашей школе есть замечательный музей. Многие экспонаты нашего музея выставляются на празднике нашего поселения – Тихонова година, на празднике поселка Варнавино – Варнавинской године.

Не могут жители быть частыми гостями в нашем музее, так как он расположен в здании Михаленинского детского сада «Теремок». Чтобы попасть в него, нужно пройти через весь садик, что делать нежелательно – запрещено САНПИНом.

Но актив музея, члены детского объединения по краеведению «Память», участвующее в деятельности музея, проводят для учащихся школы, ребят детского сада, жителей села и гостей экскурсии. За годы деятельности музея все экспонаты изучены и рассмотрены. Привычные экспонаты, находящееся в витринах не вызывают у ребят должного интереса, прикоснуться к ним нельзя, тем самым понять для чего он предназначался, создать образ.

Поэтому перед нами встал вопрос, что – то нужно изменить? Актив музея остановился на создании проекта «Музей в чемодане».

Для чего мы это делаем?

    Привлечь жителей села к деятельности музея.

    Внести новизну.

    Дать возможность участникам проекта ощутить присутствие прошлого в настоящем и будущем посредством общения его с культурным наследием.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : привлечение к деятельности музея через выход в социум.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

    Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.

    Провести экскурсии для тех, кто не может прийти к нам (пожилые жители села, инвалиды).

    Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате реализации проекта ожидается, что:

    Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с руководителем музея, экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

    В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

    Увеличится количество желающих посещать школьный музей;

В ходе реализации проекта, экскурсии будут проведены для всех учащихся школы, ребят и работников детского сада, местного населения, гостей школы. А также возможен и выездной вариант. Но вначале необходимо дать объявление о проведении выездной экскурсии с целью посещения пожилых жителей села и инвалидов. В целом в ходе проекта мы можем охватить большое количество человек.

РЕСУРСЫ:

Для реализации проекта большая часть ресурсов у нас имеется, а именно:

    Экспонаты

    Материал для экскурсий

    Экскурсоводы (имеющие опыт проведения экскурсий).

Нам необходимы дополнительные кадровые ресурсы, для подготовки экскурсоводов, и дополнительного содержательного материала для экскурсий. Поэтому мы обращаемся за помощью к школьному и сельскому библиотекарю, в Варнавинский районный историко-художественный музей.

Для оформления информационной папки-альбома мы обращаемся к педагогу-организатору. Так же нам нужен чемодан, в котором мы будем переносить экспонаты. Цифровой фотоаппарат нам предоставит школа. Фотографии распечатывает администрация школы.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

Завести «Полевую книга отзывов», которую необходимо брать с собой. По окончанию экскурсии желающие могут написать в ней отзыв.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Разработка планируемых экскурсий:

    Этого забывать нельзя!

    Великая Отечественная война;

    Лапшангскому краю 400 лет!

    Дорога в никуда…

Март 2017г.

Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

Март 2017г.

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея

Отобраны экспонаты, хранящиеся в музее для проведения экскурсий. Найден чемодан.

Подготовка экскурсий

Апрель 2017г.

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея

Проведена работа в подготовке

Экскурсоводов по темам экскурсий.

Выезд в районный историко-художественный музей для работы с экскурсоводами.

Апрель 2017 года

Е.В. Сигаева руководитель музея, экскурсоводы музея.

Проведен мастер-класс для экскурсоводов

Проведение экскурсий

Апрель-октябрь

2017 г.

Е.В. Сигаева руководитель музея, экскурсоводы.

Проведение экскурсий 1

Освещение реализации проекта в СМИ

В ходе проектной деятельности

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея, общественность

Создание альбома, стенда о деятельности проекта

По мере реализации проекта

Е.В. Сигаева руководитель музея, актив музея

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.

Проведение опроса о проделанной работе

Декабрь 2017 года

Актив школьного музея

Оценка проекта

Приложение №1

Анкета для выяснения необходимости проекта:

1. Как вы считаете, нужны ли нашему музею новые формы работы?

    Да, нужны. Время движется вперед, все меняется, музей так же должен меняться.

    Конечно.

    Хотелось бы новенького….

2. Какие темы экскурсий вы бы хотели услышать

Самые популярные варианты ответов:

    О знаменитых людях села, края, тем более нам есть кем гордиться….

    О земляках – фронтовиках, чтобы современное поколение на забыло

    О нас, кто жил, живет и поднимет село

    О традициях сельчан

Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.

Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.

Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма

Эпистолярная литература охватывает большое число памятников разных эпох, разных авторов и разного содержания от подлинной переписки частных лиц до посланий, обращенных к широкому читателю. Форма письма, удобная для выражения внутреннего мира человека, охотно использовалась как чистая условность в сочетаниях биографического, этического и дидактического характера, а в поздние времена античности, когда “малые формы” стали особенно популярны, возник даже жанр беллетристического, фиктивного письма, вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром античного романа. Писание писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежала таким образом области словесного искусства .

Письмо приспособлено к передаче возможно большей и разнообразной информации в возможно меньшем объеме послания. Подобная «экономность» сообщения закрепилось исторически: ведь частная переписка отражает всю повседневную жизнь людей за пределами их официальных отношений, а это огромный комплекс эмоций, размышлений, поступков.

Значение частных писем больше, так как интимная беседа позволяет о многом говорить открыто, поднимать вопросы, которые публично ставить нельзя - политические, философские, исторические. То есть эпистолярная литература открывала возможность для обмена мнениями по проблемам, которые считались недискуссионными.

Деятели культуры и искусства подняли язык писем на уровень языка художественных произведений. Они даже публиковали некоторые свои письма в качестве художественных и публицистических произведений. Например, статьи Н.В.Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» являются отрывками из личных писем автора. Личные письма А.С.Пушкина, А.П.Чехова, В.А.Жуковского и многих других писателей читали в свое время в кружках и салонах как литературные произведения. А сами авторы писали письма не с меньшим старанием, чем свои художественные произведения. Сохранились черновики некоторых писем известных деятелей культуры и искусства, которые свидетельствует о тщательной работе над содержанием и слогом писем.

Все это особенно важно, когда речь идет об эпистолярном наследии великих людей, писателей, так как их письма является историческими документами для характеристики самих авторов и современной им эпохи, их языка.

Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции является неслучайным, поскольку дружеские письма писателей, театральных деятелей, художников конца XIX - начала XX веков имеет большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.

Творческая интеллигенция была носителем элитарной речевой культуры, что проявлялось, прежде всего, в особом языковом вкусе, то есть в системе идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на данном языке, в простоте и живости построения фразы, в явном самоконтроле речевого поведения. Именно в дружеских письмах, характерной чертой которых являются «раскованность», содержательная свобода, доверительно-дружеские отношения между коммуникантами, раскрывается «секрет» использования языка, обнаруживается система речевых предпочтений.

Дружеская переписка носила не только интимный характер, но и становилась своеобразной формой общественно-публицистических и литературных бесед, являясь творческой «лабораторией», в которой формировался русский литературный язык, наиболее полно раскрывалась языковая личность. Дружеские письма творческой интеллигенции - это своеобразные документы эпохи.

Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение. Но писательское письмо - не только историческое свидетельство: оно имеет свое отличие от любого другого письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов. Письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества, видоизменяя свои формы в соответствии с литературным развитием, сопутствуя последнему и предупреждая его будущие жанровые и стилистические особенности.