Семья и Дети

Когда гоголь написал ревизор год написания. Презентация на тему: "николай васильевич гоголь комедия «ревизор»

В начале октября 1835 года во время личной встрече Николай Васильевич Гоголь просит своего приятеля А.С Пушкина подсказать ему смешной сюжет о русской действительности, который может лечь в основу комедийного произведения.

Существует две версии того, как возникла предыстория «Ревизора» и до сих пор историки не могут определить единственно верную.

Первая гласит о том, что Александр Сергеевич рассказал Гоголю историю о том, как какой-то проезжий господин, будучи в г. Устюжна новгородской губернии, успешно обманул всех жителей, выдав себя за высокопоставленного чиновника, и обокрал многих людей. Подтверждение этой версии можно найти в дневниках русского писателя Владимира Сологуба.

Второй вариант возникновения пьесы Н.В.Гоголя говорит о том, что самого Пушкина принял за ревизора генерал Бутурлин. Это произошло в середине 1833 года, когда поэт гостил в нижегородской области, пока собирал сведения о пугачевском бунте, для своего будущего романа "Капитанская дочка".

В период написания Н.В. Гоголь ни раз переписывался с Пушкиным. В своих письмах автор ни раз говорил о том, что хочет бросить произведение, однако, Александр Сергеевич настаивал на продолжении работы.

В итоге, к 1836 году комедия была закончена. Автор читал ее в литературных кружках, и из воспоминаний И.С. Тургенева и П.А. Вяземского можно судить, что пьеса была воспринята прекрасна. Но все же некоторые не смогли увидеть глубину произведения, отображения истинной российской действительности.

На сцену пьесу допустили далеко не сразу. Только после того, как Жуковский лично убедил императора Николая I в безопасности произведения для общества. Премьера состоялась 19 апреля в 1836 году в Александрийском театре, в Санкт-Петербурге. Там присутствовал сам Гоголь и лично император.

Вариант №2

"К нам едет ревизор" - фраза знакомая всем со школьной скамьи. "Ревизор" - знаменитая комедия Николая Васильевича Гоголя.

В 1830 году начинает Гоголь трудится над своим новым произведением. В это время он еще не закончил писать поэму "Мертвые души", как вдруг у него появилась другая, абсолютно новая идея. К жанру комедии он относился с симпатией. Первая его комедия под названием "Женитьба" имела успех. Думая о сюжете, он вспомнил он своем товарище. В тот же вечер Гоголь пишет Пушкину письмо с просьбой подсказать сюжет для нового произведения.

Сюжет, описанный в "Ревизоре" был оказывается написан на основе реальных событий в одном из уездных городков. Как оказалось позднее такой же случай был и с Пушкиным, когда его приняли за ревизора.

Стоит отметить, что работа над жтмм произведением шла быстро и заняла у писателя всего два месяца. А именно октябрь и ноябрь 1835 года.

Первую огласку получил "Ревизор" на вечере у Василия Андреевича Жуковского, где присутствовал весь высший свет. Восторг и смех - вот первые эмоции от новой комедии Гоголя.

Как говорил сам автор, в жтом произведении он захотел собрать все плохое и грязное, что есть в стране. Он откровенно высмеивал несправедливости, творящиеся в России. Но, к сожалению и к счастью, никто из читающих эту комедию не увидет в ней ничего больше хорошей шутки. На сцену комедию допустили только после личного заверения Жуковским императора.

Премьера нашумевшей комедии состоялась в Александринском театре в 1836 году. Сам же Николай Васильевич постановкой был разочарован. Однако комедия имела явный успех. Хотя говорилось, что некоторые представители высшего общества всё же почувствовали усмешку в свой адрес.

Сам император похвалил пьесу и допустил ее к дальнейшим постановкам. После одобрения императора, автор лично начал вносить корректировки в игру, чтобы она была реальной и красивой.

В последний раз пьеса была отредактирована в 1842 году. В этом виде она предывает до сих пор.

Как видно, Николай Васильевич Гоголь плотно занимался как написанием комедии, так и ее постановкой, что конечно же обсуждалось в его окружении. С уверенностью можно сказать лишь одна, если пьеса сейчас считается классикой и ее читают до сих пор - значит она хороша.

Сочинение на тему История создания Ревизора Гоголя

Н.В.Гоголь в период работы над произведением «Мертвые души» задумал создать пьесу, которая бы отразила все отрицательные стороны российской действительности того времени. Писателю приходит идея написать комедию. Так появляется бессмертное и актуальное поныне творение писателя «Ревизор».

В 1935 году Гоголь в своем письме к А.С.Пушкину пишет, что страстно желает написать комедию, в которой бы он обозначил все насущные проблемы России: коррупцию, взяточничество и кумовство. Гоголь просит Пушкина подсказать ему интересный сюжет, который бы вдохновил его на создание столь масштабного произведения.Поэт ра

ссказывает Гоголю интересный случай из жизни, когда его ошибочно приняли за ревизора. По другой версии, в основе сюжета пьесы лежит реальная история некоего редактора газеты Свиньина, который во время своей поездки по Бессарабии был принят за чиновника.Ра

ботая на «Ревизором» Гоголь, прежде всего, стремился высмеять несправедливость, которая происходила в российской глубинке. К сожалению, даже коллеги Гоголя не уловили в его творении глубокого смысла, который он хотел передать. Пьеса была воспринята как качественная, но обычная «комедия положений».

Первая постановка комедии пришлась на 1836 год. В Александрийском театре собрались сливки общества: чиновники, помещики, предприниматели. К большому разочарованию Гоголя актеры на сцене играли так, словно не прочувствовали сатирической направленности произведения. Несмотря на то, что пьеса получилась примитивно-юмористической, некоторые госслужащие поняли смысл комедии. Обрушив вал критики на писателя, «большие люди» объявили комедию фарсом.

Существует мнение, что на премьере спектакля присутствовал сам император Николай I. Несмотря на то, что «Ревизор» обличает всю систему от царя до рядового чиновника, спектакль пришелся государю по душе. После дебютной постановки, создание пьесы в её итоговом варианте продолжалось не один год и завершилось только в 1842 году.

История создания «Ревизора» показывает насколько нелегко пришлось Гоголю в написании комедии. Многие знаменитости, такие как Пушкин, Белинский положительно высказывались о детище Николая Васильевича. Сегодня «Ревизор» - это великое сатирическое произведение, занимающий достойное место среди шедевров классической русской литературы.

Сейчас читают:

  • История создания Кому на Руси жить хорошо сочинение

    «Кому на Руси жить хорошо?» именно такой вопрос ставит перед собой Николай Алексеевич Некрасов в одноименном произведении. У поэмы с лирическим названием «Кому на Руси жить хорошо» очень глубокая история, которая уходит в те времена,

  • Что такое семейное счастье? Многие молодожёны и бывалые семьянины задаются этим вопросом. Кто-то думает что семейное счастье заключается в материальном благополучии, а кто-то считает что самое главное это взаимопонимание и гармония между членами семьи.

  • Сочинение Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс

    Однажды со мной произошла невероятно смешная история. Мы всей семьёй приехали в деревню на лето. Я и мой папа собрались на рыбалку. Далеко идти не пришлось, ведь речка была прямо за огородом.

  • Сочинение Что такое человечность рассуждение 15.3 ОГЭ 9 класс

    Гулял я как-то со своей собакой, и увидел как пожилой мужчина в старом потрепанном пальто сидел одиноко на лавочке. В его руках была газета, и он увлеченно ее читал. А напротив него стояла компания молодых людей. Тут с подъезда вышла молодая

  • Отведённые нам дни пролетают мимо нас незаметно. Время, насмехаясь над нами, бежит со всех ног, не обращая внимания на наши мольбы, хоть чуть-чуть приостановить свой ход. Люди борются, ищут решений там, где они не нужны. Но нужна ли постоянная борьба,

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 3, 5, 8 класс

Возможно , что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С. Данилевского, приятеля Гоголя по гимназии, В. И. Шенрок записал, что в 1835 году, возвращаясь из своего летнего путешествия через Киев, Гоголь вместе с Пащенко и Данилевским по дороге в Петербург разыгрывали «Ревизора». «Здесь была разыграна оригинальная репетиция «Ревизора», которым тогда Гоголь был усиленно занят. Гоголь хотел основательно изучить впечатление, которое произведет на станционных смотрителей его ревизия с мнимым инкогнито.

Для этой цели он просил Пащенко выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выехал несколькими часами, раньте и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и к встрече мнимого ревизора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удававшемуся, все три катили с необыкновенной быстротой, тогда как в другие раза им нередко приходилось по несколько часов дожидаться лошадей и т. д.» .

Боязнь ревизии и ревизоров жила в чиновниках постоянно. Страх этот заставлял принимать за ревизора всякого не совсем обычного путешественника, попавшего в тот или иной город. Так, например, композитор М. И. Глинка рассказывает, как его однажды тоже приняли за ревизора. Об этом он писал П. В. Кукольнику 19 июня 1838 года: «О подробностях путешествия сообщу изустно, при свидании, вообще оно скучно и трудно, но встречалось кое-что смешное и забавное, и нередко приводило на память Гоголя. В Переяславле я мог бы сыграть роль ревизора - там ожидали генерал-губернаторского чиновника, и меня приняли за него, сам городничий ко мне в полном облачении, но я удовольствовался тем, что нещадно обобрал архиерейский хор»2. Об этом же рассказал М. И. Глинка в своих «Записках».

О начале работы Гоголя над «Ревизором» исследователи не имеют единого мнения.

Комментаторы полного собрания сочинений Гоголя В. В. Гиппиус и В. Л. Комарович пишут, что, вернувшись 23 октября 1835 года в Петербург, Пушкин в одну из первых встреч с Гоголем передал ему сюжет «Ревизора». С этого времени, т. е. с конца октября - первых чисел ноября 1835 года, и началась работа Гоголя над комедией. Первая черновая редакция ее была написана очень быстро: письмо Гоголя к Погодину от 6 декабря 1835 года говорит уже о завершении не только этой, но и второй черновой редакции «Ревизора».

А. С. Долинин сомневается в возможности такого быстрого завершения двух первых черновых редакций «Ревизора». Гоголь, который, по его словам, обычно долго «оттачивал» свои произведения, не мог в полтора месяца написать около тринадцати печатных листов. Пушкин, предполагает Долинин, мог передать Гоголю свой сюжет гораздо раньше, даже в первые годы знакомства. «Рассказ остался в памяти Гоголя, - вначале, - так сказать, - без движения; воскрес, когда пришла мысль о последней комедии..., т. е. еще в первой половине 1835 года»

Вполне вероятно, что Пушкин мог передать Гоголю сюжет «Ревизора» в 1835 году, но относительно «почти сверхъестественно быстрого» завершения двух черновых редакций комедии следует заметить, что черновые наброски почти всегда делались Гоголем очень быстро; много времени уходило на последующее «оттачивание» произведения.

Письмо Пушкину от 7 октября 1835 года А. С. Долинин склонен считать одним из тех писем Гоголя, в которых нелегко установить грань между вымыслом и действительностью. Не настаивая на своих гипотезах, А. С. Долинин предполагает, что к встрече с Пушкиным (в конце октября - начале ноября 1835 года) у Гоголя уже была готова первая черновая редакция «Ревизора». Он считает, что во время этой встречи писатели беседовали

о сюжете комедии и Пушкин напомнил (или рассказал Гоголю впервые) о своем оренбургском путешествии и о письме Бутурлина к Перовскому. Этот рассказ изменил путь Хлестакова: «вместо Тулы - Пенза, вместо Екатеринославской - Саратовская губерния. Рукописные редакции с этим вполне согласуются: путь Хлестакова через Тулу в Екатеринославскую губернию, т. е. по маршруту Свиньина - в первой черновой редакции, написанной, по нашему убеждению, до октябрьской встречи с Пушкиным. Вторая редакция, которую Гоголь имеет в виду в письме к Погодину, писалась уже после встречи с Пушкиным, и маршрут Хлестакова уже колеблется: губерния еще остается Екатеринославская, тут же исправляется в Саратовскую, а играет он в карты уже в Пензе, а не в Туле. Комедия вовсе не была создана «духом»: полтора месяца... ушли не на создание, а на переработку черновой редакции».

Сведения А. С. Данилевского, приведенные нами выше, подтверждают некоторые соображения А. С. Долинина. О. М. Бодянский также пишет, что первая мысль о «мнимом ревизоре» ассоциировалась у Гоголя с услышанной им от Пушкина историей поездки Свиньина в Бессарабию. Возможно, что этим был действительно обусловлен первоначальный маршрут Хлестакова. Однако все это не служит доказательством предположения А. С. Долинина, что к моменту встречи с Пушкиным осенью 1835 года у Гоголя уже была написана черновая редакция «Ревизора».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » История написания комедии Гоголем «Ревизор» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Работа над “Ревизором” была связана с замыслом Гоголя создать истинно современную комедию, о возможности существования которой на русской почве высказывались всяческие сомнения (хотя комедия как жанр, естественно, существовала). Так, в “Московском Вестнике” за 1827 г. была напечатана статья С. Шевырева о комедии В. Головина “Писатели между собой”, в которой доказывалось, что современная жизнь не содержит комических элементов (и потому критик советовал переместить центр тяжести на историю). Также и П. Вяземский в статье “О нашей старой комедии” (1833) объяснял, почему русская жизнь не благоприятствует комедии: “Начну с того, что кажется в русском уме нет драматического свойства. Должно полагать, что и нравы наши не драматические. У нас почти нет общественной жизни: мы или домоседы, или действуем на поприще службы. На той и на другой сцене мы мало доступны преследованиям комиков…”. Подобно Шевыреву, Вяземский также видел выход в комедии исторической. В этом контексте понятнее становится и подоплека спора Гоголя с С. Т. Аксаковым в июле 1832 г. в Москве. В ответ на реплику Аксакова о том, что “у нас писать не о чем, что в свете все так однообразно, прилично и пусто”, Гоголь посмотрел на собеседника “как-то значительно и сказал”, что “это неправда, что комизм кроется везде”, но, “живя посреди него, мы его не видим”. Обоснование прав современной отечественной комедии Гоголь мыслил как общую задачу своего творчества и раньше, в пору работы над отложенными затем временно “Владимиром 3-ей степени” и комедией “Женитьба”, начатой в 1833 г. под названием “Женихи”. Комедия “Ревизор” (третья по счету комедия Гоголя) выдвинула новые проблемы и новую, значительно более высокую степень обобщениям. “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”, – писал он позже в “Авторской исповеди” В своем письме, от 7 октября 1835 года, Гоголь спрашивает у Пушкина мнение о «Женитьбе», а за одно, так как искал поддержки и ждал совета от Александра Сергеевича, просит его подсказать сюжет, «... хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта» . Пушкин на просьбу Гоголя откликнулся и поделился с ним сюжетом, который волновал и его самого. Пушкин рассказал ему историю о Павле Петровиче Свиньине, который во время поездки в Бессарабию стал выдавать себя за очень важное и значительное лицо, за петербургского чиновника, а остановлен был лишь тогда, когда стал брать прошения. Позже, уже в 1913 году, историк литературы Н.О.Лернер в своем труде «Пушкинский замысел «Ревизора» // Речь. 1913.» , сделав анализ и писем Пушкина, и самого текста «Ревизора», пришел к выводу, что некоторые черты Свиньина и Хлестакова совпадают. Прототипом Хлестакова оказался довольно известный своим современникам живописец, историк, создатель «Отечественных записок». Лернер отождествлял ложь Хлестакова с ложью Свиньина, считал, что и похождения их до крайности похожи.

После того как сюжет был передан Пушкиным в 1835 году Гоголю, Николай Васильевич начал работу над «Ревизором». Первый вариант комедии был написан довольно быстро, этому свидетельствует письмо Гоголя к Погодину, от 6 декабря 1835 года, в котором писатель говорит о завершении первых двух черновых редакций «Ревизора».

Исследователь А. С. Долинин в «Ученых записках Ленинградского гос. пед. ин-та» все же высказывает сомнение в том, что Гоголь мог за полтора месяца проделать такую огромную и кропотливую работу, ведь по его словам, писатель достаточно долго «оттачивал» свои произведения. Долинин считает, что Пушкин передал сюжет Гоголю намного раньше, возможно в первые годы из знакомства. История о Свиньине просто осталась в памяти писателя, а реализовать сюжет он решил тогда, когда пришла идея о написании последней комедии.

И все же большинство исследователей истории литературы считают, что черновые наброски Гоголь писал всегда достаточно быстро, а вот на «оттачивание» уходило гораздо больше времени.

Войтоловская считает, что установлена связь между идеей сюжета Пушкина и «Ревизором» Гоголя, хотя и не ясна точная дата начала работы над комедией.

Первый вариант «Ревизора» был существенно переделан, в результате чего комедия обрела более целостную структуру. Но и после второй редакции писатель снова внес ряд изменений, после чего пьеса была передана, наконец, в печать и отправлена в театральную цензуру. Но и после получения разрешения на театральную постановку, которое было дано 2 марта, Гоголь не переставал улучшать своего «Ревизора». Последние исправления были приняты театральной цензурой всего за несколько дней до выхода комедии на сцену.

В ходе создания «Ревизора» Гоголь не чувствовал сложностей, которые могли сопровождать работу писателя над большим произведением. Образы, которые проходят через всю пьесу, сформировались сразу; уже в первой редакции мы наблюдаем все ключевые события, всех главных героев с их отличительными чертами. Поэтому сложность творческого процесса заключалась вовсе не в поисках сюжетных линий, а в более ярком и точном раскрытии характеров персонажей.

Этому произведению Николай Васильевич придавал большое значение, ведь именно этим и можно объяснить то, что он продолжал работать над текстом и после первого издания пьесы. Когда Погодин спрашивал Гоголя о том, чтобы выпустить второе издание «Ревизора», писатель отвечал, что нужно немного подождать, так как он начал переделывать некоторые сцены, которые, на его взгляд, выполнены небрежно. Исправлены были, прежде всего, сцены встречи чиновников с Хлестаковым в начале четвертого акта, они стали более естественными и энергичными. Уже после этих изменений в 1841 году выходит второе издание комедии, но Гоголь понимает, что его работа над «Ревизором» еще не закончена. И осенью 1842 года писатель снова шлифует пьесу целиком. Все это и есть процесс художественной обработки автором своего произведения, в результате которого заметна выразительность каждой детали. В комедии было очень мало сцен, которые Гоголь не переделывал, пытаясь добиться глубины образов и речи. Только шестая редакция «Ревизора» стала окончательной.

2. Комедия «Ревизор» и социальная действительность России 1830-х годов. Особенности изображения «сборного города».

Город, в котором происходит действие комедии, вымышлен, однако выглядит он необыкновенно типично. Десятки таких городов были разбросаны по России. "Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь" - так устами своего персонажа автор характеризует этот город. Место действия комедии выглядит как маленькое государство. В нем есть, кажется, все необходимое для достойной жизни горожан: суд, учебные учреждения, почта, полиция, учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Но в каком плачевном состоянии они находятся! В суде берут взятки. Больных лечат кое-как, вместо поддержания порядка полиция бесчинствует. И самое удивительное то, что весь административно-финансовый механизм, бюджетные учреждения и прочее работает вполне сносно. Этот город - далеко не худший в России. Гоголю, как известно, пришлось неоднократно оправдываться по поводу своей великой комедии. Автор утверждал, что место действия комедии - это "сборный город всей темной стороны", то есть сборище всероссийской мерзости, показанное лишь затем, чтобы искоренить пороки общества. Но каждый рядовой зритель и каждый власть имущий прекрасно понимал, что город, с такой силой и живостью изображенный в "Ревизоре", есть не что иное как образ николаевской России. В этом смысле комедия Гоголя стала не только сатирическим, но культурологическим феноменом, сохранившим свое значение до сего дня. Появление в 1836 году комедии “Ревизор” приобрело общественно важное значение не только потому, что автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России, но и потому, что своей комедией писатель призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. В комедии “Ревизор” местом действия автор избирает маленький провинциальный городок, от которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Героями пьесы Н. В. Гоголь делает городских чиновников и “лицо фантасмагорическое”, Хлестакова. Гениальность автора позволила ему на примере небольшого островка жизни раскрыть те черты и конфликты, которые характеризовали общественное развитие целой исторической эпохи. Он сумел создать художественные образы громадного социального и нравственного диапазона. Маленький городок в пьесе запечатлел все характерные черты общественных отношений того времени. Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники, и представлениями об общественном благе, интересами жителей города. Беззакония, казнокрадство, взяточничество - все это изображено в “Ревизоре” не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные “нормы жизни”, вне которых власть имущие не мыслят своего существования. У читателей и зрителей же ни на минуту не возникает сомнения в том, что где-то жизнь проходит по другим законам. Все нормы отношений между людьми в городе “Ревизора” выглядят в пьесе как повсеместные. Гоголя занимают не только социальные пороки общества, но и его нравственное, духовное состояние. В “Ревизоре” автор нарисовал страшную картину внутренней разобщенности людей, способных объединиться лишь на время под воздействием общего для всех чувства страха. В жизни людьми руководит высокомерие, чванливость, угодничество, стремление занять более выгодное место, устроиться получше. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Следует отметить, что творчество Гоголя не утратило своего значения. Сегодня мы наблюдаем те же пороки в нашем обществе.

«Сборный город» раздираем противоречиями: в нем есть свои угнетатели и угнетенные, свои обидчики и обиженные, люди с разной степенью должностных проступков и прегрешений. Гоголь ничего не утаивает и не сглаживает. Но наряду с этим, как бы поверх всех индивидуальных забот, в город вторгается единая «общегородская» забота, единое переживание, вызванное к жизни и накаленное до предела чрезвычайными обстоятельствами - «ситуацией ревизора».

Но и на фоне произведений, рисовавших жизнь всего города, «Ревизор» обнаруживает важные отличия. Гоголевский город последовательно иерархичен. Его струк-> ра строго пирамидальна: «гражданство», «купечество», выше - чиновники, городские помещики и, наконец, во. главе всего городничий. Не забыта и женская половина, тоже подразделяющаяся по рангам: выше всех семья городничего, затем - жены и дочери чиновников, вроде, дочерей Ляпкина-Тяпкина, с которых дочери городничего пример брать не подобает; наконец, внизу: высеченная по ошибке унтер-офицерша, слесарша Пошлепкина... Вне города стоят только два человека: Хлестаков и его слуга Осип.

    Особенности драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.

Н.В. Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Развитие традиций комедии XIX века

Цель:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.В. Гоголя, раскрыть его роль как драматурга-комедиографа; познакомить с его комедией «Ревизор»; раскрыть идейный замысел комедии;

Развивать мышление, память, речь, чувство юмора и иронии;

Воспитывать культуру восприятия драматургических произведений; формировать гражданскую позицию.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Сообщения учащихся

Учащиеся делают сообщения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, истории создания его комедии «Ревизор».

Материал для учителя

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А.С. Пушкиным. Подтверждением тому служат воспоминания русского писателя Владимира Соллогуба: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжне Новгородской губернии - о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей».

Известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А.С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».

В январе 1836 года Гоголь читал комедию на вечере у Василия Жуковского в присутствии большой группы литераторов, среди которых были А.С. Пушкин, П.А. Вяземский и многие другие. Тургенев вспоминал о том вечере: «Читал Гоголь превосходно…, поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время наивной искренностью, которой словно и дела нет - есть ли тут слушатели и что они думают. Казалось, Гоголь только и заботился о том, как бы вникнуть в предмет для него самого новый и как бы вернее передать собственное впечатление. Эффект выходил необычайный».

Мнения слушателей о новой пьесе были различны. Это было время становления реализма в искусстве, и приверженцы старых театральных традиций, высокого, «красивого» зрелища обвиняли пьесу в «натурализме».

Известно, что Пушкин и Жуковский были в полном восхищении. Но многие не увидели или не захотели увидеть за классической ширмой типичного сюжета «комедии ошибок», общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена была вся Россия.

Сам Гоголь так отзывался о своей работе: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии сатирической, социально-политической. В комедии рассматривается не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась в ней такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем стала, по словам Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса. Поэтому комедия «Ревизор» - это широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 30-х годов XIX века.

В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: затхлость и пошлость, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

Гениальный писатель, изображая эту картину, сумел так нарисовать каждый образ, что он, не теряя своего индивидуального своеобразия, в то же время представлял собой типическое явление жизни того периода. Это стало утверждением принципов реализма в драматургии, что в те времена мог принять не каждый. Но именно эти открытия Гоголя и определили дальнейшее развитие всей русской драматургии.

Белинский отметил преемственность сатиры Гоголя, берущей своё творческое начало в произведениях Фонвизина и Мольера. Таким образом, Гоголь, с одной стороны, продолжает драматургическую традицию. Например, использует типичные для классицизма «говорящие» фамилии, сюжет комедии ошибок. Но, с другой стороны, он идет дальше, внося в этот классический жанр много нового. Как мы уже говорили, в пьесе нет центрального героя, используется главный для реализма принцип изображения типических характеров в типических обстоятельствах. Городничий Сквозник-Дмухановский и Хлестаков не носители отвлечённых пороков, как в классицизме, а живое воплощение морального разложения российского общества в целом.

До Гоголя в традиции русской литературы, в тех её произведениях, которые можно было назвать предтечей русской сатиры XIX века (например, «Недоросль» Фонвизина), было характерно изображать как отрицательных, так и положительных героев. В комедии классицизма зло неизменно было наказано тут же, немедленно, или в финале пьесы. Таким образом внушалась мысль, что «добрый царь» или «хороший чиновник» всегда накажут пороки и искоренят зло.

Но Гоголь не верил в то, что для исправления положения надо лишь позвать «хорошего чиновника». Вот поэтому в комедии «Ревизор» положительных героев нет. Их нет даже вне сцены и вне сюжета. И Гоголя в этом часто упрекали, он же отвечал так: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе… Это честное, благородное лицо, действовавшее в комедии… - смех».

В силу своеобразия пьесы, ее новаторского характера и сатирической остроты, сценическая ее судьба сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел лично убедить императора, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

2. Беседа

Что вы можете сказать о комедии «Ревизор», лишь приступая к ее изучению? Что вам подсказывает слово «комедия»? О чем говорит время создания пьесы?

Какие сцены и персонажи показались вам наиболее интересными и чем именно? Кого из персонажей вам хотелось бы «сыграть» в классе?

Почему комедия называется «Ревизор»?

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

Ребята, посмотрите, сколько актов в пьесе и из скольких явлений состоит каждый акт?

Пять действий, в каждом от 6 до 16 явлений.

А теперь посмотрите, сколько действующих лиц к пьесе?

25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения. Множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Все это дает возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая картина жизни и своеобразная анатомия уездного города.

Какие именно слова городничего встревожили всех чиновников и привели в действие сюжет комедии?

Что вы считаете завязкой комедии (событие, с которого начинается действие)?

Есть ли в первом действии экспозиция (описание обстановки, предшествующей началу действия)? В чем ее своеобразие? О чем она говорит?

Какое значение для развития действия имеет чтение письма городничим? Что именно в этом чтении особенно характеризует городничего?

Какое чувство движет всеми чиновниками?

Как характеризуются различные учреждения города? Что именно в этих описаниях обосновывает страх чиновников и городничего перед ревизором?

Какими сценами в I действии развитие сюжета как бы тормозится? Для чего автор вводит спор о взятках городничего и судьи, рассказ почтмейстера о чужих письмах? Охарактеризуйте рассказ Бобчинского и Добчинского о «ревизоре».

Почему Хлестаков был принят за ревизора, хотя «в этом вертопрахе... ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

2. Самостоятельная работа

Озаглавьте каждое действие комедии цитатами из нее.

I действие - «Пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

II действие - «О, тонкая штука!.. Какого туману напустил!»

III действие - «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

IV действие - «Мне нигде не было такого хорошего приема».

V действие - «Какие-то свиные рыла вместо лиц».

3. Выразительное чтение

Учащиеся выразительно читают по ролям I действие комедии.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает задание охарактеризовать одного из чиновников, изображенных в комедии. Результаты наблюдений вносятся в таблицу.

Заполните таблицу «Чиновники уездного города».

2. Работа с текстом

Выберите из текста цитаты, с помощью которых вы могли бы создать портрет уездного города.

Например: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

V . Этап информации о домашнем задании

2. Ответить на вопросы 1 и 2 (к действию II ).

3. Закончить цитатный портрет уездного города.

VI . Этап рефлексии

Великий русский классик, драматург, публицист, поэт и критик Николай Васильевич Гоголь (урождённый Яновский) за свою жизнь написал немало произведений. Многие из них входят в обязательную школьную программу, а также стали основой великолепных спектаклей, фильмов, постановок. Одно из самых ярких произведений Гоголя - комедия в 5 актах «Ревизор». История создания «Ревизора» интересна и необычна. Предлагаем читателю ознакомиться с рождением нетленной классики и окунуться в мир гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.

Немного биографии

Всего в семье было 12 детей, шестеро из них умерли либо при рождении, либо в младенчестве. Первые двое сыновей были мертворожденные, Гоголь же был третьим, выстраданным и желанным ребёнком - первым, кто родился здоровым…

Ступеньки творчества

Юные годы классика были мятежными - он, как все творческие люди, обладал тонкой душевной организацией и искал себя в себе и место под солнцем. В свет выходят такие повести, как «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Спустя время печатаются сборники «Арабески» и «Миргород».

Знаменательная встреча

История создания комедии «Ревизор» берёт своё начало в 1834 году. Гоголь был уверен, что комедийный жанр - это будущее русской литературы. Обсудить это он решает с Александром Сергеевичем Пушкиным, и тот, в свою очередь, рассказывает ему историю-анекдот о лже-ревизоре, который прибыл в город Устюжна и лихо обобрал всех его жителей. История создания комедии «Ревизор» Гоголя не существовала бы, если бы не та знаменательная встреча.

Рассказ Пушкина о ловком мошеннике необычайно поразил Николая Васильевича, и он задумал написать об этом произведение, которое вылилось в остросюжетную комедию на 5 актов. К слову, тема пьесы в то время была необычайно актуальной - то и дело проскальзывали известия о том, что в разных уголках России удалые и предприимчивые господины, прикинувшись ревизорами, обкрадывали народ до нитки. К слову, история создания «Ревизора» Гоголя находит своё отражение и в наши дни. Достаточно провести параллели.

и удачный финал

Во время сочинения комедии Гоголь переживал все грани мук творчества: история создания «Ревизора», описанная учёными-литераторами, утверждает, что писатель даже хотел бросить своё произведение неоконченным. О своих терзаниях Николай Васильевич часто писал Пушкину, но тот настойчиво убеждал его закончить пьесу. Гоголь внял советам Александра Сергеевича, и уже в 1034 году в доме у Василия Жуковского он читал своё творение перед Пушкиным, Вяземским, Тургеневым и другими литераторами. Пьеса вызвала необыкновенный восторг у слушателей и впоследствии была поставлена на сцене. Именно так сложилась история создания комедии «Ревизор», кратко сюжет которой мы опишем в этой статье.

В пьесе участвовали...

Действующих лиц в произведении немало. Мы расскажем о каждом из них.

  • Сквозник-Дмухановский Антон Антонович. Городничий главного уездного города N, который уверенно закрепил своё положение в обществе и чувствует себя едва ли не хозяином жизни. Он знает все грешки местных чиновников и манипулирует этими знаниями себе на выгоду. Помимо этого, он позволяет себе различные вольности - например, бесплатно берёт любой товар на рынке, а также обкладывает купцов высокими налогами и обязует нести ему на именины угощения. Одним словом, чувствует себя весьма вольготно. К слову, история создания «Ревизора» Гоголя утверждает, что образ городничего - это тонкий намёк на образ России.
  • Анна Андреевна - жена Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.
  • Марья Антоновна - дочь городничего, смекалистая и острая на язычок юная барышня.
  • Мишка - слуга Сквозник-Дмухановского.
  • Хлопов Лука Лукич - смотритель учебных заведений.
  • Ляпкин-Тяпкин Аммос Фёдорович - местный судья.
  • Земляника Артемий Филиппович - попечитель богоугодных заведений.
  • Шпекин Иван Кузьмич - почтмейстер.
  • Бобчинский Пётр Иванович и Добчинский Пётр Иванович - зажиточные помещики.
  • Хлестков Иван Александрович - петербуржский чиновник.
  • Осип - слуга Хлестакова.
  • Гибнер Христиан Иванович - местечковый лекарь.
  • Коробкин Степан Иванович, Растаковский Иван Лазаревич и Люлюков Фёдор Иванович - чиновники в отставке, почётные персоны города.
  • Уховёртов Степан Ильич - пристав.
  • Держиморда, Пуговицын и Свистунов - представители полиции.
  • Абдулин - местный купец.
  • Пошлепкина Февронья Петровна - слесарша.
  • Трактирный слуга, просители, мещане, купцы и гости города N.

История создания пьесы «Ревизор» длилась несколько лет и вылилась в целых пять актов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Акт первый

Хлестаков Иван Иванович со своим верным слугой Осипом направляется из Петербурга в Саратов и, проезжая мимо уездного городка N, решает передохнуть от дороги и перекинуться в карты. В результате несчастный проигрывает и остаётся без копейки в кармане.

Тем временем руководство города, погрязшее по самые уши в воровстве казны и взятках, в ужасе ожидает прибытия строгого ревизора. О приезде важной персоны узнал городничий Сквозник-Дмухановский из полученного письма. Антон Антонович устраивает в своём доме собрание чиновников, зачитывает письмо и раздаёт им указания. Городские богачи Добчинский и Бобчинский, волей случая узнав о новом постояльце гостиницы Хлестакове, приходят к выводу, что он и есть тот самый ревизор. В панике помещики докладывают о нём Антону Антоновичу. Начинается форменный переполох. Все те, у кого «рыльце в пушку», начинают лихорадочно прикрывать свои делишки, сам же городничий после долгих раздумий решает встретиться с ревизором лично.

К слову, ужас чиновников легко понять - история создания комедии «Ревизор» Гоголя говорит о том, что во времена написания этого произведения все очень боялись ревизоров. был неискореним, и тем не менее власть имущие и чиновники продолжали грешить и красть, тем самым находясь буквально на лезвии бритвы. Неудивительно, что персонажи Гоголя запаниковали - никто не хотел понести наказание.

Акт второй

В то же время оголодавший и проигравшийся в пух и прах Хлестаков, обосновавшийся в эконом-номере самой дешёвой гостиницы, думает о том, как и где разжиться едой. Ему удалось умолить трактирного слугу подать ему супа и жаркого, и, съев всё без остатка, он довольно нелестно высказывается о количестве и качестве поданных блюд. Внезапно для Хлестакова в его номере появляется внушительная фигура городничего. Сквозник-Дмухановский уверен, что Иван Александрович - тот самый страшный ревизор. А Хлестаков в панике думает, что Антон Антонович явился по его душу за неуплату по наводке хозяина гостиницы.

Городничий тем временем ведёт себя весьма странно: робеет перед Хлестаковым и заискивающе даёт тому взятку. Иван Александрович не осознаёт, что его приняли за проверяющего, и приходит к выводу, что городничий - хороший человек с добрым сердцем, который одалживает ему деньги в долг. А Антон Антонович рад до небес из-за того, что ему удалось всучить незваному гостю взятку. Городничий решает сыграть роль наивного дурачка, чтобы узнать о планах ревизора. Однако Хлестаков, не ведая сути вещей, ведёт себя просто и непосредственно, окончательно запутывая городничего.

Антон Антонович приходит к выводу, что Хлестаков - хитрый и умный тип, с которым нужно держать «ушки на макушке». Чтобы разговорить Ивана Александровича, он приглашает его посетить богоугодные заведения в надежде на то, что алкоголь развяжет ревизору язык.

История создания комедии «Ревизор» переносит нас в обычный городок тех времён. В этом произведении Гоголь раскрывает нам все тонкости жизни города. Помимо этого, писатель обрисовывает архитектуру, нравы жителей. Согласитесь, спустя столько лет ничего не изменилось - разве что городничий теперь зовётся мэром, трактир - отелем, а богоугодное заведение - рестораном… История создания «Ревизора» началась давно, но тема пьесы актуальна доныне.

Акт третий

После попойки изрядно захмелевший лже-ревизор попадает в дом городничего. Познакомившись с женой и дочерью Антона Антоновича, Хлестаков пытается произвести на них впечатление, рассказывая о том, какой важный чин он занимает в Петербурге. Войдя в раж, Иван Александрович поведал о том, что он пишет оперы под псевдонимом, даёт приёмы и балы с дорогими угощениями, а также сочиняет музыку. Умная Марья Антоновна откровенно смеётся над выдумками гостя и метко уличает его во вранье. Однако Хлестаков даже не краснеет и отправляется на боковую.

Акт четвёртый

Наутро проспавшийся Хлестаков ничего не помнит. Тем временем к нему выстраивается очередь нагрешивших представителей власти, жаждущих дать ему взятку. Иван Александрович принимает деньги, будучи твёрдо уверенным, что берёт их в долг и всё вернёт до копеечки по приезде домой. Наивный Хлестаков понимает, что к чему, только тогда, когда к нему потянулись простые горожане с жалобами на городничего. Он категорически отказывается брать подношения в виде взяток, однако его слуга, Осип, проявляет недюжинную настойчивость и смекалку и забирает всё.

Выпроводив гостей, Хлестаков просит у Сквозник-Дмухановского дать согласие на бракосочетание с его дочерью, Марьей Антоновной. Естественно, городничий с радостью соглашается. В тот же день Хлестаков вместе с Осипом и всем добром покидает городок.

Акт пятый

Антон Антонович и остальные официальные лица города вздохнули с облегчением. Городничий, предвкушая скорое родство с ревизором, представляет себя живущим в Петербурге в чине генерала. Он собирает в своём доме гостей, чтобы во всеуслышание объявить о помолвке своей дочери с Хлестаковым. Однако вдруг почтмейстер преподносит городничему неприятный сюрприз - письмо, в котором обнаруживается, что Хлестаков на самом деле - просто мелкий чиновник. Обескураженный Антон Антонович пытается прийти в себя, но его настигает новый удар - в гостинице остановился настоящий ревизор, который вызывает городничего «на ковёр». Финал пьесы - немая сцена...

Вот так выглядит краткая история создания «Ревизора» вкупе с содержанием.