Собственный опыт

Когда ктулху проснется. Когда Ктулху* проснется Что будет когда ктулху проснется

Ктулху — мифическое существо из повести Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху». Как мем символизирует неведомую хрень и используется в самых различных ситуациях, в основном в онлайн-общении.

Происхождение

Ктулху впервые упоминается в рассказе американского фантаста Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1927), где описывается как существо исполинских размеров, имеющее голову с щупальцами, гуманоидное тело, покрытое чешуёй, и пару крыльев. Погребён под толщей воды в своём мёртвом городе-склепе посреди Тихого океана. Вероятно, персонаж был придуман под впечатлением от шумерского божества Энки и легенд о кракене.

Мем Ктулху, стал популярным в 2006 году, когда во время интернет-конференции президенту Владимиру Путину был задан вопрос «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?». Несмотря на то, что вопрос набрал почти 17 000 голосов и попал в топ, он так и не был задан. Но позже Путин все-таки на него ответил.

Говоря о своем отношении к Ктулху, президент заявил , что с подозрением относится «ко всяким потусторонним силам», передает агентство РИА Новости.

«Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы», — сказал президент.

С тех пор Ктулху является предметом множества шуток, фотожаб, юмористических карикатур и иного креатива в интернете.

С Ктулху также связаны мемы «фхтагн» и «зохавать». Ктулху зохаваит фсех - эрратив фразы «Ктулху захавает всех», девиз культистов Ктулху, означающий неотвратимость конца человечества.

Некоторые связывают популярность Ктулху с сообществом в ЖЖ ru_unspeakable, в котором появился комикс с этим персонажем. Кроме того, популярность Ктулху возросла благодаря игре «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», созданной по рассказам Лавкрафта.

Значение

Мем Ктулху в широком смысле ассоциируется с любой неведомой сущностью или абстрактным явлением. Но в узком понимании Ктулху — символ апокалипсиса или Полного Пиздеца. Считается, что Ктулху дремлет, но когда он проснется, планете придет конец (привет, Пелевин).

Также легенда гласит, что сны людей — это мысли Ктулху, а наша жизнь это его сон. Когда божество проснется, мы исчезнем. Так что лучше не будить Ктулху.

Галерея

Читатели, проникаясь рассказом, зачастую верят, что все они реальны. Так и случилось у Говарда Лавкрафта.

На сегодняшний день, одним из самых загадочных персонажей, пожалуй, является мифическое существо Ктулху. Действительно ли это миф? Или он существует?

Внешность и способности

Ктулху – это божество, спящее на дне Тихого океана. Первое упоминание о нем появляется в книге «Зов Ктулху», написанной в 1928 году Говардом Лавкрафтом. В созданном авторе мире Ктулху – Зверь Миров.

Внешность Зверя Миров весьма специфичная и пугающая: он одновременно похож на осьминога, человека и дракона. Голова со щупальцами, тело гуманоида, покрытое чешуей, а на спине расположены крылья.

Персонажи книги добавляют, что Ктулху во время движений производит хлюпающие звуки, а слизь, стекающая по нему, имеет зеленый цвет, как и его тело, студенистое и желеобразное. Особенностью мифического чудовища является его невообразимо быстрая регенерация.

Рост Ктулху не уточняется, но его сравнивали с «ходячей горой», а если он шел или плыл по дну, то его тело высоко возвышалось над водой.

Ктулху обладает необычной способностью: он может воздействовать на разум людей. Но будучи погруженным в глубокий сон под толщей вод Тихого Океана в руинах города Р’льех, его способности заглушаются, и он способен проникать в сновидения людей, наводя ужас и страх. Некоторые от таких кошмаров сходят с ума.

При верном положении звёзд» Р’льех появляется над водой, и Ктулху освобождается.

Появление Ктулху и города Р’льех

Откуда же он взялся? Как оказался на нашей планете? Мифы, посвященные появлению Ктулху, рассказывают историю его появления.

Он был рожден в мире Вурл, находящемся в 23 туманности. Превратившись в зеленую двойную звезду Хотх/Ксот, произвел соитие с существом Идх-йаа. Благодаря этому союзу появились Великие Древние: Гхатанотхоа, Йтхогтха, и Тсог-Оммога.

Путешествуя, Ктулху и его потомство полетели на Юггот, после чего оказались на Земле.

Хотя в некоторых источниках сообщается, что потомками Ктулху считается все население Р’льеха, в цикле новелл Лина Картера, последователя Говарда Лавкрафта, говорится только о 4 Древних:

  • Первым считается существо Гхатанотхоа/Гатанотоа , упомянутое в рассказе Лавкрафта «Вне времен». Оно обладало способностью превращать все в камень, едва взглянув.
  • Йтхогтха – это смесь жабы и человека гигантских размеров. Один-единственный глаз и множество щупальцев украшали его голову.
  • Тсог-Оммога – третий потомок, порожденный Великим. Коническое туловище с головой , зубы-бритвы и щупальца, четыре руки.
  • Другой последователь Лавкрафта, Брайан Ламли, дополнил список потомков еще одним. Ей оказалась тайная дочь Ктулла , которая скрывается ото всех, потому что имеет особую миссию. Она должна возродить отца, если он погибнет, выносив его реинкарнацию.

В Тихом Океане они построили гигантский каменный город.

В разных источниках в зависимости от транскрипции и произношения название города читается как Р’Льех/Р’Лиех/Р’Лайх.

Правда, сообщается, что до прихода Ктулху, на Земле миллионы лет обитали Старшие Существа.

Они сопротивлялись его могуществу, но после войны, в ходе которой были разрушены все города Старших Существ, обе стороны договорились о мире.

Долгое время они жили в городе спокойно. Но неожиданно он погружается под воду, запирая Ктулху на глубине Тихого Океана.

Почему так произошло, никому не известно. Но самой очевидной причиной считается месть Старших Существ за причиненную обиду.

Время от времени город появлялся над водой, но затем снова погружался на дно.

Поклонение необычной статуэтке

В 730 году арабским путешественником и оккультистом Абдуллой ибн-Хазредом (или Абдула Алхазреда) выпускается книга «Китаб аль-Азиф». Казалось бы, как связаны мифы и книга, вышедшая так давно?

Оказывается, путешественник нашел группу сект, культом которой было поклонение Старшим Богам, стремясь помочь им в подчинении Земли.

Ктулху во всей этой истории является первосвященником. Сектанты верили, что он покоится на дне океана и ожидает момента пробуждения. Как только Ктулху проснется, он свершит пробуждение Старейших.

Все это могло остаться легендой арабского путешественника, не имея никакого подтверждения, если бы не экспедиция в Арктику, совершенная Принстонским университетом в 1860 году.

Отправившись в Исландию и Гренландию, они искали древние стоянки викингов, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу об открытии Америки скандинавами.

Во время экспедиции на западном побережье Гренландии было обнаружено вымирающее племя эскимосов.

Объектом их поклонения был дьявол – Торнасуку. Созданный культ пугал людей. Соседние племена боялись их, стараясь держаться подальше.

Рисунок статуэтки Ктулху

Профессор — антрополог Джоэл Корн смог разузнать у главного шамана об их обрядах.

В племени хранилась статуэтка, сделанная из черно-зеленого камня, возвышающаяся на пьедестале.

Они устраивали ритуальные танцы во время восхода Солнца после затяжной зимы, совершали жертвоприношения.

Особое внимание профессор обратил на слова песнопений культа, которыми сопровождались их ритуалы. Это был другой язык, ранее неизвестный.

Шаман согласился перевести песню, и оказалось, что она посвящена могущественному Ктулху.

Наступает 1908 год. Именно тогда интерес к необычному существу возвращается.

В лесах Луизианы была обнаружена секта, которая подозревалась в человеческих жертвоприношениях. Объектом их поклонения была та же статуэтка, обнаруженная во время экспедиции Принстона.

Идентифицировать ее смог профессора Уильям Чаннинг Уэбб, который принимал участие в той самой экспедиции. Выходило, что секта эскимосов не была единственной.

Полицейский, принимавший участие в поимке участников культа, зафиксировал ритуальное песнопение, которое впоследствии оказалось тем самым песнопением эскимосов. Пойманные сектанты много рассказывали о Старейших Богах и Ктулху, который спал в склепе на дне моря.

«Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn» на русском языке звучит как «В своём доме в Р’Лайх мёртвый Ктулху ждёт во сне».

В то время Говард Филлипс Лавкрафт находился в Новом Орлеане и слышал эту историю. Он изобразил статуэтку Ктулху в своих рисунках. Именно эта новость, услышанная им от профессора, легла в основу книг.

Город Р’льех в Тихом океане

Говард Лавкрафт в истории про Ктулху описал не только историю его появления, но и указал координаты, где мог располагаться город Р’Льех.

Разумеется, никто не принимал это всерьез, до тех пор, пока не обнаружились странные руины. В результате сейсмической активности они поднялись посреди Тихого Океана.

Лавкрафт ошибся не намного: он указывал 47° 9′ южной широты и 126° 43′ западной долготы. Руины же были обнаружены в районе 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минут западной долготы.

Приблизительное месторасположение города Р’Льех и звука «bloop»

Увы, изучить его не удалось, потому что он почти сразу же погрузился под воду.

С тех пор город Р’Льех считается реально существующим, хотя эта информация очень долго скрывалась государством.

Пугающее открытие, связанное с историей про Ктулху, принес 1997 год.

В области, указанной Лавкрафтом, как месторасположение города Р’Льех, были зафиксированы необычные звуки.

Подводные акустические сенсоры не ошибались, так как звук был воспроизведен несколько раз. Впоследствии ультранизкочастотный звук получил свое собственное имя — «Bloop».

Координаты звука почти совпадали с координатами Лавкрафта: примерно 50° южной широты и 100° западной долготы.

Влияние Ктулху

Несмотря на свою мифичность, Ктулху приобрел последователей по всей земле. Гаити, Луизиана, Юг Тихого Океана, Мехико, Аравия, Сибирь и Гренландия – вот список мест, где культ Ктулху был широко распространен.

В большинстве случаев культ является тайным или совсем исчез, но Гаваи полнятся легендами о Кана-лоа, злом боге-кальмаре.

Ритуалы, посвященные божеству, исполняются, как правило, рядом с океаном. Последователи устраивают жертвоприношения, танцуют и поют песню, которая была обнаружена еще у культа эскимосов в Гренландии.

Популярность историй про Ктулху была огромной. Его изображения разлетелись по всему интернету, став основой для смешных картинок. А самым необычным проявлением популярности стало появление ктулхуизма в России.

Это пародийная религия, утверждающая, что «Ктулху проснётся и «зохаваит фсех».
Ктулхианцы даже имеют свои «ритуалы»:

  • Жертвоприношения: необходимо «зохавать» что-то, при этом произнося «Зохавано во имя Ктулху!».
  • Подношения: если культист потерял какую-нибудь вещь, он обязан это считать подношением, сказав «Ктулху зохавал!».

Образ Ктулху стал не только объектом для юмора, но так же оставил глубокий в след в книгах разных авторов, кино, музыке и играх. Он лег в основу нескольких рассказов, стал прекрасным персонажем компьютерных и настольных игр.

Говард Лавкрафт создал невероятную историю с чудовищем, который до сих пор вызывает интерес у многих. Возможно, если бы не его книги, этот персонаж не приобрел бы такой популярности.

А насколько правдивы исследования секты эскимосов и существует ли культ Ктулху остается только догадываться.

Неспроста, главы государств засекречивают информацию о нем. Ведь остров в Тихом океане долгое время был государственной тайной.

Все, что нам остается – это гадать, пробудится ли ото сна Великий Ктулху, погребенный в руинах города Р’Льех.

"...Престарелый Кастро припомнил отрывки устрашающих легенд, на фоне
которых блекнут все рассуждения теософов и которые представляют человека и
весь наш мир, как нечто недавнее и временное. Были эпохи, когда на земле
господствовали иные Существа, и они создали большие Города. Как рассказывал
бессмертный Китаец, останки этих Существ еще могут быть обнаружены: они
превратились в циклопические камни на островах Тихого океана. Все они умерли
задолго до появления человека, но есть способы, которыми можно их оживить,
особенно когда звезды вновь займут благоприятное положение в цикле вечности.
Ведь Они сами пришли со звезд и принесли с собой свои изображения,
Великие Старейшины, продолжал Кастро, не целиком состоят из плоти и
крови. У них есть форма -- ибо разве эта фигурка не служит тому
доказательством? -- но форма их не воплощена в материи. Когда звезды займут
благоприятное положение, Они смогут перемещаться из одного мира в другой, но
пока звезды расположены плохо. Они не могут жить. Однако, хотя Они больше не
живут, но Они никогда полностью не умирали. Все Они лежат в каменных домах в
Их огромном городе Р"льехе, защищенные заклятиями могущественного Цтулху, в
ожидании великого возрождения, когда звезды и Земля снова будут готовы к их
приходу. Но и в этот момент освобождению Их тел должна способствовать
какая-нибудь внешняя сила. Заклятия, которые делают Их неуязвимыми,
одновременно не позволяют Им сделать первый шаг, поэтому теперь они могут
только лежать без сна в темноте и думать, пока бесчисленные миллионы лет
проносятся мимо. Им известно все, что происходит во вселенной, поскольку
форма их общения -- это передача мыслей. Так что даже сейчас Они
разговаривают друг с другом в своих могилах. Когда, после бесконечного
хаоса, на Земле появились первые люди, Великие старейшины обращались к самым
чутким из них при помощи внедрения в них сновидений, ибо только таким
образом мог Их язык достичь сознания людей.
И вот, прошептал Кастро, эти первые люди создали культ вокруг маленьких
идолов, которых показали им Великие Старейшины: идолов, принесенных в давно
стершиеся из памяти века, с темных звезд. Культ этот никогда не прекратится,
он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и
тайные жрецы поднимут великого Цтулху из его могилы, чтобы оживить Его
подданных и восстановить Его власть на земле. Время это легко будет
распознать, ибо тогда все люди станут как Великие Старейшины -- дикими и
свободными, окажутся по ту сторону добра и зла, отбросят в сторону законы и,
мораль, будут кричать, убивать и веселиться. Тогда освобожденные Старейшины
раскроют им новые приемы, как кричать, убивать и веселиться, наслаждаясь
собой, и вся земля запылает всеуничтожающим огнем свободы и экстаза, До тех
пор культ, при помощи своих обрядов и ритуалов, должен сохранять в памяти
эти древние способы и провозглашать пророчества об их возрождении.
В прежние времена избранные люди могли говорить с погребенными
Старейшинами во время сна, но потом что-то случилось. Великий каменный город
Р"льех, с его монументами и надгробиями исчез под волнами; и глубокие воды,
полные единой первичной тайны, сквозь которую не может пройти даже мысль,
оборвали и это призрачное общение. Но память никогда не умирает, и верховные
жрецы говорят, что город восстанет вновь, когда звезды займут благоприятное
положение. Тогда из земли восстанут ее черные духи, призрачные и забытые,
полные молвы, извлеченной из-под дна забытых морей. Но об этом старый Кастро
говорить не вправе. Он резко оборвал свой рассказ, и в дальнейшем никакие
попытки не могли заставить его говорить. Странно также, что он категорически
отказался описать размеры Старейшин. Сердце этой религии, по его словам,
находится посреди безвестных пустынь Аравии, где дремлет в
неприкосновенности Ирем, Город Колонн. Это верование никак не связано с
европейским культом ведьм, и практически неизвестно никому, кроме его
приверженцев. Ни в одной из книг нет даже намека на него, хотя, как
рассказывал бессмертный Китаец, в "Некрономиконе" безумного арабского автора
Абдулы Альхазреда есть строки с двойным смыслом, которые начинающий может
прочесть по своему усмотрению, в частности такой куплет, неоднократно
являвшийся предметом дискуссий:
"Вечно лежать без движения может не только мертвый,
А в странные эпохи даже смерть может умереть"..."

"... движимые
любопытством, люди Йохансена мчались вперед на захваченной яхте, пока,
находясь в 47 градусах 9 минутах южной широты и 126 градусах 43 минутах
западной долготы, не наткнулась на береговую линию, где посреди липкой грязи
и ила обнаружили поросшую тростником каменную кладку, которая была не чем
иным, как материализованным ужасом той планеты -- кошмарным городом-трупом
Р"льехом, построенном в незапамятные доисторические времена гигантскими
отвратительными созданиями, спустившимися с темных звезд, Там лежали великий
Цтулху и его несметные полчища, укрытые в зеленых осклизлых каменных
усыпальницах, посылавшие те самые послания, которые в виде ночных кошмаров
проникали в сны чутких людей, а верных слуг призывали в поход с миссией
освобождения и возрождения своих повелителей. Обо всем это Йохансен и не
подозревал, но видит Бог, вскоре он увидел столько, что этою было вполне
достаточно!
Я предположил, что только самая верхушка чудовищной, увенчанной
монолитом цитадели, под которой лежал великий Цтулху, выступала над
поверхностью воды. Когда же я подумал о протяженности той части, что уходит
вглубь, у меня сразу же возникла мысль самоубийстве. Йохансен и его матросы
были охвачены благоговейным ужасом перед лицом космического величия этого
влажного Вавилона древних демонов, и, по всей видимости, без всякой
подсказки догадались, что это не могло быть творением нашей или же любой
другой цивилизации с планеты Земля. Трепет от немыслимого размера
зеленоватых каменных блоков, от потрясающей высоты огромного резного
монолита, от ошеломляющего сходства колоссальных статуй и барельефов со
странной фигуркой, обнаруженной в корабельном алтаре "Бдительной", явно
чувствуется в каждой строке бесхитростного повествования помощника капитана.
Не имея представления о том, что такое футуризм, Йохансен, тем не менее
приблизился к нему в своем изображении города. Вместо точного описания
какого-либо сооружения или здания, он ограничивается только общими
впечатлениями от гигантских углов или каменных плоскостей -- поверхностей
слишком больших, чтобы они были созданы на этой планете, вдобавок покрытых
устрашающими изображениями и письменами. Я упомянул здесь ею высказывания об
углах, поскольку это напомнило мне один момент в рассказе Уилкокса о его
сновидениях. Он сказал, что геометрия пространства, явившегося ему во сне,
была аномальной, неэвклидовой и пугающе наполненной сферами и измерениями,
отличными от привычных нам. И вот теперь малограмотный матрос почувствовал
то же самое, глядя на ужасную реальность. Йохансен и его команда высадились
на отлогий илистый берег этого чудовищного акрополя, и стали, скользя,
карабкаться вверх по титаническим, сочащимся влагой блокам, которые никак не
могли быть лестницей для смертных. Даже солнце на небе выглядело искаженным
в миазмах, источаемых этой погруженной в море громадой, а угроза и опасность
злобно притаилась в этих безумных, ускользающих углах резного камня, где
второй взгляд ловил впадину на том месте, на котором первый обнаруживал
выпуклость.
Нечто очень похожее на страх охватило всех путешественников еще до
того, как они увидели что-либо кроме камней, ила и водорослей. Каждый из них
убежал бы, если бы не боязнь подвергнуться насмешкам со стороны остальных, и
потому они только делали вид, будто что-то ищут -- как оказалось, совершенно
безрезультатно -- какой-нибудь небольшой сувенир на память об этом месте.
Португалец Родригес был первым, кто забрался на подножие монолита и
крикнул, что обнаружил нечто интересное. Остальные подбежали к нему и все
вместе с любопытством уставились на огромную резную дверь с уже знакомым
изображением головоногого дракона. Она была похожа, писал Йохансен, на дверь
амбара; они все сразу поняли, что это именно дверь из-за витиевато
украшенной перемычки, порога и косяков, хотя они не смогли решить;. лежит ли
она плоско, как дверь-люк, или стоит косо, как дверь внешнего погреба. Как
говорил Уилкокс, геометрия здесь была совершенно неправильной. Нельзя было с
уверенностью сказать, расположены море и поверхность земли горизонтально или
нет, поскольку относительное расположение всего окружающего
фантасмагорически менялось.
Брайден нажал на камень в нескольких местах, но безуспешно. Тогда
Донован аккуратно ощупал всю дверь по краям, нажимая на каждый участок по
отдельности. Он карабкался вдоль гигантского покрытого плесенью камня -- то
есть, можно было подумать, что он карабкается, если только вещь эта все-таки
не лежала горизонтально, Затем очень мягко и медленно панель размером в акр
начала опускаться вниз и они поняли, что она балансировала в неустойчивом
равновесии, Донован соскользнул вниз вдоль косяка, присоединился к своим
товарищам, и теперь они все вместе наблюдали за странным снижением
чудовищного резного портала. В этом фантастическом мире призматического
искажения, плита двигалась совершенно неестественно, по диагонали, так что
все правила движения материи и законы перспективы казались "нарушенными.
Дверной проем был черным, причем темнота казалась почти материальной.
Через какие-то мгновения этот мрак вырывался наружу, как дым после
многовекового заточения, а по ": мере том как он вплывал в сморщенное
горбатое небо на хлопающих перепончатых крыльях, на глазах у них стало
меркнуть солнце. Из открывшихся глубин поднимался совершенно невыносимый
смрад, а отличавшийся острым слухом Хоукинс уловил отвратительный хлюпающий
звук, доносившийся снизу. И вот тогда, неуклюже громыхая и источая слизь,
перед ними появилось Оно и наощупь стало выдавливать Свою зеленую,
желеобразную безмерность через черный дверной проем в испорченную атмосферу
ядовитою безумною города.
В этом месте рукописи почерк бедняги Йохансена стал почти
неразборчивым, Из шести человек, не вернувшихся на корабль, двое умерли тут
же, на месте -- по его мнению, просто от страха. Существо описать было
невозможно -- ибо нет языка, подходящего для передачи таких пучин кричащего
вневременного безумия, такого жуткого противоречия всем законам материи,
энергии и космического порядка. Шагающая или точнее, ковыляющая горная
вершина. Боже праведный! Что же удивительного в том, что на другом конце
земли выдающийся архитектор сошел с ума, а бедный Уилкокс, получив
телепатический сигнал, заболел лихорадкой? Зеленое, липкое порождение звезд,
пробудилось, чтобы заявить свои права. Звезды вновь заняли благоприятное
положение, и то, чего древнему культу не удалось добиться всеми своими
ритуалами, было по чистой случайности осуществлено кучкой совершенно
безобидных моряков. После миллиардов лет заточения великий Цтулху был вновь
свободен и жаждал насладиться этой свободой.
Трое были сметены гигантскими когтями прежде, чем кто- то из них
пошевелился. Упокой Господь их душу, если где -- нибудь в этой Вселенной
есть место для упокоения. Это были Донован, Гуэрера и Энгстром. Паркер
поскользнулся, когда оставшиеся в живых, потеряв голову от страха, неслись к
лодке по гигантским ступеням, покрытым зеленой коркой, и Йохансен уверял,
что Паркер был словно проглочен каменной кладкой. В конце концов до лодки
добежали только Брайден и сам Йохансен: они отчаянно начали грести к
"Бдительной", а чудовище шлепнулось в воду и теперь, теряя время,
барахталось у берега.
Несмотря на явную нехватку рабочих рук им удалось запустить
"Бдительную" и отплыть. Медленно набирая ход, яхта начала вспенивать эту
мертвую воду, а между тем, возле каменных нагромождений гибельного берега,
который никак нельзя было назвать землей, титаническое Существо что-то
бормотало и пускало слюни, как Полифем, посылающий проклятия вслед
удаляющемуся кораблю Одиссея. Затем великий Цтулху, многократно более
мощный, чем легендарные Циклопы, начал преследование, поднимая гигантские
волны своими космическими гребками. Брайден потерял рассудок.
С того момента он все время только смеялся с короткими паузами до тех
пор, пока смерть не настигла его. Йохансен же почти в полном отчаянии бродил
по палубе, не зная, что
предпринять.
Однако Йохансен все-таки не сдался. Зная, что Существо без труда
настигнет "Бдительную", даже если двигаться на всех парах, он решился на
отчаянный шаг: установив машину на самый полный, взлетел на мостик и резко
развернул штурвал. Поднялись мощные волны и закипела соленая вода. Когда же
машина вновь набрала полные обороты, храбрый норвежец направил нос корабля
прямо на преследующее его чудовищное желе, возвышавшееся над грязной пеной
кормой дьявольского галеона. Чудовищная верхняя часть головоногого с
развевающимися щупальцами поднималась почти до бушприта стойкой яхты, но
Йохансен вел корабль вперед.
Раздался взрыв, как будто лопнул гигантский пузырь, за ним --
отвратительный звук разрезаемой титанической медузы, сопровождаемый
зловонием тысячи разверстых могил.
За один миг корабль накрыло едкое и ослепляющее зеленое облако, так что
была видна лишь яростно кипящая вода за кормой; и хотя -- Боже
всемилостивый! -- разметавшиеся клочья безымянного посланца звезд постепенно
воссоединялись в свою тошнотворную первоначальную форму, дистанция между ним
и яхтой стремительно увеличивалась.
Все было кончено... "

©Говард Лафкрафт. Зов Ктулху

Ктулху - безобразное создание, являющееся во снах, от которых стынет кровь. Житель морских глубин не отличается древностью, как привидения и вампиры, герои европейских легенд, – существо поселилось в загадочных мирах книг , страдавшего от ночных кошмаров, только в начале 20 века. Но сегодня без него немыслима современная фантастика с элементами мистики и ужасов.

История появления

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.

Главное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.

По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.


У поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).

Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, .

Ктулху в мифах


Злой бог мирно почивает в объятиях в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.

«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх"нглуи мглв"нафх Ктулху Р"льех вгах"нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р"Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».


Бог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.

Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.


Страшное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Экранизации

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.


Ктулху из "Южного парка"

Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.

В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.


Кадр из фильма "Зов Ктулху"

Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

  1. Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
  2. На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».

  1. В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
  2. Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

Цитаты

«Культ этот никогда не прекратится, он сохранится до тех пор, пока звезды вновь не займут удачное положение, и тайные жрецы поднимут великого Ктулху из его могилы, чтобы оживить Его подданных и восстановить Его власть на земле».
«Не мертвец тот, кто может вечно лежать».
«В странные эпохи и смерть способна умирать».
«Я заглянул в глаза вселенского ужаса, и с этих пор даже весеннее небо и летние цветы отравлены для меня его ядом. Но я думаю, что мне не суждено жить долго. Так же, как ушел из жизни мой дед, как ушел бедняга Йохансен, так же предстоит покинуть этот мир и мне. Я слишком много знаю, а ведь культ все еще жив».
«Восставший может погрузиться в бездну, а погрузившийся в бездну может вновь восстать».

Вот так по старым поверьям смотрится тот Ктулху — подводный обитатель.

Вот уже 12 веков об этой книжке прогуливаются стршные легенды. Ее именуют Книжкой Зла, Книжкой вызова мертвых, Книгой-ключом, который открывает ворота в ад. Людям эта книжка в главном известна по южноамериканским фильмам «Колдун» и «Возвращение живых мертвецов». Но голливудские триллеры они и есть голливудские триллеры.

— Сначало эта книжка называлась «Аль Азиф», что можно вольно перевести как «Вой ночных демонов», — ведает узнаваемый писатель Павел Гросс. — Ее написал Абдул Альхазред из Йемена (правительство на юго-западе Аравийского полуострова). В поисках истин и просветлений он обошел весь Ближний Восток. Два года жил у развалин Вавилона, 5 лет изучал потаенные пещеры Мемфиса, 10 лет скитался по южной пустыне Аравии, которая в ту пору называлась Руб аль Кхалии («Пустая четверть»), а сейчас зовется Дахна («Темно-красная пустыня»). По народным поверьям, это место населено злыми духами и всякой нечистью, которая служит шайтану и ангелу погибели. В этой пустыне Альхазред провел 10 лет. Свои последние годы он прожил в Дамаске, где около 700 года нашей эпохи и написал книжку «Аль Азиф». В вступлении он заявлял, что лицезрел сказочный Ирем — Город Колонн, либо по-другому Город Старых. По арабским легендам, там когда-то жили представители расы, предшествовавшей людской. Их называли «нефилим » — гигантами. Также числилось, что под руинами городка находилось святилище с манускриптами о познаниях этой старой цивилизации.

В Х веке «Аль Азиф» была переведена на греческий и получила новое называние — «Некрономикон» (греч. — «некро» — «мертвый», «номос» — «опыт», «обычаи», «правила»). Около 1230 года книжку перевели на латинский, но она сохранила свое греческое заглавие. В XVI веке рукопись попала в руки доктора Джона Ди, который перевел ее на британский язык. Ди — человек-легенда. Победитель царицы Елизаветы Британской, один из величайших ученых, алхимик, колдун, колдун. Самые блистательные дворы Европы оспаривали честь принять его у себя.

Молвят, что с XVII века в мире всегда остается одно и то же количество копий этой таинственной книжки. Вроде бы ни старались последователи обычных религиозных организаций убить «Некрономикон», в обороте всегда остается 96 рукописных копий. Но только семь из их имеют реальную ценность, другими словами могут служить воротами в другие измерения: три на арабском языке, одна — на греческом, две — на латыни и одна — на британском (та, что вышла из-под пера Джона Ди).

Не будите спящего дракона

— Речь в книжке идет о черных секретах природы Земли и Вселенной, — ведает Гросс. — В ней указаны некие божества, которым поклонялись древнейшие. Особо необходимыми числились Йог-Сототх и Азатотх. Йог-Сототх — всесущее и всеобъятное существо, олицетворяющее прошедшее, истинное и будущее. В центре него обитает брат-близнец — Азатотх. Этот лилипут является опорой всего мироздания и королем миров. Он испускает в бесконечность «волны вероятностей», из которых «создаются наборы способностей для каждого космоса и каждого существа во Вселенной». Исследователи говорят, что мысль Азатотха плотно сплетена с самыми последними моделями квантовой физики. Мне даже тяжело представить, что сначала веков жители аравийских пустынь разбирались в арифметике хаоса, в законах параллельных пространств и тому схожих темах, о которых наша современная наука только начинает догадываться.

Дальше «Некрономикон» докладывает о загадочной силе, присущей Земле. Она персонифицируется драконом Ктулху — божеством, круглый лик которого изображался с десятком щупалец. Некие ориенталисты считают, что он был верховным жрецом Старых. И есть легенда, согласно которой если колдун вызовет его в неверное время, то Ктулху подымется из пучины Тихого океана и поразит население земли неслыханной заболеванием — приступами безумия, от которых не спасутся ни стар, ни млад. Также легенда гласит, что сны людей — это мысли Ктулху, а наша жизнь есть его сон. Когда божество проснется, мы исчезнем. Так что лучше не будить Ктулху.

Кто такие Другие

Еще в книжке отмечаются Другие боги. Конкретно они завлекают к «Некрономикону» людей, жаждущих безмерной власти. В различное время к сердечку аравийских пустынь снаряжались бессчетные экспедиции. Наполеон Бонапарт, Ричард Фрэнсис Бертон (британский путник, 1821 — 1890), Жора Гурджиев (эзотерик, философ, 1872 — 1949), Адольф Гитлер, сотки представителей различных разведуправлений — всех их соединяла воединыжды единственная цель: отыскать Город Старых и заручиться поддержкой стршных, но могущественных сил. В книжке указаны знаки и заклятия для призывов Других богов. Какой-то из них, Шуб-Ниггуратх, возникал в виде темного козла. Кстати, ему поклонялись не только лишь арабы, греки и египтяне, да и шумеры — самая старая цивилизация населения земли.

Приблизительно третья часть книжки посвящена управлению шогготами — аморфными «угрями» из пузырей протоплазмы. Древнейшие сделали их в качестве слуг, но шогготы, владея разумом, стремительно вышли из подчинения и с того времени действуют по своей воле.

Другой увлекательной расой являются «глубокие». Они обитают в глубинах вод и пещерах. Их вид припоминает смесь рыбы, лягушки и человека, а управляет ими божество Дагон, союзник Ктулху.

А самыми мерзкими созданиями являются гули либо упыри. Они почти во всем похожи на людей, но их породу обычно выдают клыки и страшные черты лица.

— Многие воспринимают магию по сказкам и мультам, — гласит Гросс. — Вот забавнй человечек взмахнул палочкой, и появилось крем-брюле. На самом деле все еще ужаснее. В старых трактатах приведены хим формулы, строение аппаратов для генетических опытов, концепции клонирования и расщепления атома. Там можно отыскать чертежи психотронного орудия и базы тренинга для порабощения человечьих душ. Сила «Некрономикона» нацелена на то, чтоб книжка попадала в руки только эгоцентричных и властолюбивых людей. Из всех черных таинств Вселенной они обычно выбирают худшие, и плоды их трудов ложатся на население земли томным грузом.

*Ктулху — каверзное божество, живущее в пучине Тихого океана. На данный момент его имя стало нарицательным в Вебе.

Мировоззрение СКЕПТИКА

Историк, ориенталист Жора РАМАЗАНОВ:

— Араб Абдул Альхазред был безумным наркоманом. Так что в его сумасшедших фантазиях много всякой нечисти могло привидится. Не считая того, подлинник — арабский оригинал утерян, и все, что до нас дошло — только свободные переводы. Сейчас варианты «Некрономикона» хранятся в Английском музее, Государственной библиотеке Франции, библиотеке Гарвардского института, институте Буэнос-Айреса. Другие экземпляры находятся у личных лиц. Их изучают студенты и педагоги без всякого риска для жизни со стороны несуществующих колдунов и джинов.