Вопрос №9
Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формам и стилям на новом уровне.
Постмодернизм (фр. postmodernisme - после модернизма) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве.
Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую смерть супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.
Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Художники используют аллегорический язык классики, барокко, символику древних культур и первобытных цивилизаций, творя на этой основе собственную мифологию, соотнесенную с личными воспоминаниями автора. Произведения постмодернистов представляют собой игровое пространство, к котором происходит свободное движение смыслов – их наложение, перетекание, ассоциативная связь. Но включив в свою орбиту опыт мировой художественной культуры, постмодернисты сделали это путем шутки, гротеска, пародии, широко используя приемы художественного цитирования, коллажа, повторения.
Идя по пути свободного заимствования из уже существовавших и существующих художественных систем, постмодернизм как бы уравнивает их в правах, значимости и актуальности, создавая единое мировое культурное пространство, охватывающее всю историю духовного развития человечества.
Стили постмодернизма:
· Хай-тек - (англ. hi-tech , от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
· Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является ранний советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
· Бионика (био-тек) - название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку.
Направления постмодернизма:
· Поп-арт - направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления
· Оп-арт – или «Оптическое искусство» художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
· Концептуализм - литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х - начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства - в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.
· Перфоманс - форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным объектом.
· Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария.
· Флюксус - международное арт-движение 50-х-60-х годов, значительное явление в искусстве второй половины ХХ столетия. Это слияние в одном «потоке» различных способов художественного выражения и средств коммуникации конкретной и электронной музыки, визуальной поэзии, движения, символических жестов. Основной принцип - абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как хэппенинг, деколлаж, различные уличные акции и представления, антитеатр.
· Бодиарт - одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.
· Гиперреализм (фото-реализм) - течение в современном искусстве (живописи, скульптуре и кинематографии) второй половины XX – XXI века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения.
· Паблик арт - искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
· Стрит-арт - направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия
· Лэнд-арт - направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом
· Кинетическое искусство - направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства.
· Видео-арт - направление в медиаискусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.
· Акционизм - форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или объектом художественного произведения. Близкими к акционизму формами являются хэппенинг, перформанс, эвент, искусство действия, искусство демонстрации и ряд других форм.
· Нео-поп-арт - направление, возникшие в 80-е годы ХХ столетия как реакция на концептуализм и минимализм. Нео-поп не является принципиально новым художественным движением, а скорее представляет собой эволюцию поп-арта с его интересом к предметам массового потребления и знаменитостям мира популярной культуры, только уже с иконами и символами нового времени (Майкл Джексон, Мадонна, Бритни Спирс, Пэрис Хилтон и др.).
· Неореализм – направление, возникшее в конце 50-х начале 60-х годов, благодаря группе европейских художников, как реакция на Ташизм и Абстрактный Экспрессионизм. Провозгласили «новые перспективы подхода креальности». Их произведения часто создавались из непривычных материалов, чтобы точнее передать общественные реалии
· Неоконцептуализм - направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов.
Впервые термин «постмодерн» появился в работе немца Рудольфа Паннвица (1886-1969) «Кризис европейской культуры», опубликованной в 1917 году. В первой половине 1940-х годов им пользовался Арнольд Тойнби (1889-1975), описывая состояние современной западной цивилизации. Затем, на протяжении 1960-х и 1970-х годов, это понятие прочно утвердилось в литературоведении и архитектуре. В качестве особой школы социальной и философской мысли постмодернизм формируется несколько позже, к концу 70-х годов ХХ столетия. В настоящее время этот термин используется предельно широко: по словам католического богослова-новатора Ганса Кюнга (р. 1928), его следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие (Иноземцев 1998: 133-146).
Одним из первых его теоретиков стал Жан Бодрийяр (1929-2007), концепцию которого иногда называют прото- постмодернистской. Бодрийяр констатировал конец эпохи индустриального модернизма и приход ей на смену постиндустриального постмодернизма с сопутствующим ему появлением новых форм культурной и социальной жизни. По мнению этого мыслителя, полное обособление экономической сферы в эпоху модерна лишило смысла сам производственный процесс; такие понятия, как «производство», «потребление», «труд» утратили связь с реальностью, то есть перешли в режим знаков. Однако, потеряв свое материальное назначение, труд «воскресает как социальная симулятивная модель» (Бодрийяр 2000: 59), делая симуляцией все остальные категории политэкономии. Экономика, а вслед за ней и культура превращаются в бесконечное тиражирование одних и тех же действий, процессов, вещей. Для постмодернистского мира характерно преобладание подражания и копирования - «мы живем в эпоху симуляций». Процесс симуляции приводит к возникновению симулякров, то есть репродукций объектов и событий, причем отличить реальность от ее симуляции становится все сложнее и сложнее. «При серийном производстве вещи без конца становятся симулякрами друг друга, а вместе с ними и люди, которые их производят» (Бодрийяр 2000: 121). При этом речь идет не о ложном восприятии реальности, но о том, что реальность как таковая изначально включает симуляции в собственную структуру. Бодрийяр описывает мир как гиперреальность, и это означает полную неразличимость реальности и симуляции (Бушмакина 2003: 51-58).
В свою очередь, Лиотар сосредоточил внимание исключительно на философском наполнении постмодерна. Философия постмодернизма, полагает этот мыслитель, в теоретической форме осваивает то, что модернистское искусство предварительно пережило в художественной форме. Он выделяет в жизни современного общества два основных момента: распад единства и рост плюрализма. Постмодернистский мир освобождается от метанарративов - великих «всеобъясняющих повествований», под которыми понимаются главные идеи эпохи модерна - прогресс, эмансипация личности, освобождение труда и т. д. (Согласно Лиотару, постмодернизм в целом можно определить как «недоверие к метаповествованиям».) Истина теперь определяется лишь исходя из разнообразия локальных форм «обыденного знания». Лиотар, таким образом, отрицал универсальный рационализм и приветствовал утверждение контекстуализма. Конец великих метанарративов открывает безграничные возможности для гетерогенных языковых игр как важнейших форм человеческой активности и жизненных форм вообще. Главное для Лиотара - формирование и поддержание диверсивности, различности. Понимание и консенсус, по его мнению, существуют лишь внутри языковых игр, но не за их пределами; метаязык невозможен (Лиотар 1998).
Теоретики постмодерна признают, что новую эпоху отличает перенос акцентов с общего на отдельное, с отношений между вещами - на человеческие взаимоотношения. По словам современного немецкого философа Петера Козловски (р. 1952), культура модерна в своих основополагающих принципах техноморфна, в то время как культура постмодерна антропоморфна. Постмодернистское общество фрагментируется, начинает походить на мозаику, составленную из малых групп. В нем утверждаются настроения эфемерности, непостоянства, бренности. Постмодернистское мышление направлено не на анализ прошлого и/или конструирование счастливого будущего, но на «малое» настоящее по принципу «здесь и сейчас». Личность во все более возрастающей степени ориентируется на контекст, а эстетика превалирует над этикой. Постмодернистское восприятие мира отличается деструктурированностью и деконструктивностью (Козловски 1997).
Отказ от приоритета разума в культуре, присущий постмодернизму, оборачивается жесткой критикой основных категорий мировоззрения модерна. В ходе этого процесса вскрывается коренное видоизменение отношений субъекта и объекта познания. Превращение реальности в симулякр ведет к тому, что традиционный объект уходит со сцены; познающий субъект замыкается на себя - становится собственным объек - 152 том. Как утверждал французский литератор и философ Жорж Батай (1897-1962), внесший особый вклад в оформление новых представлений о субъекте, существование мыслящего «я» недостоверно, поскольку абсолютно случайно. Но если дело обстоит именно так, то тогда бытие и небытие совпадают, а неразличимость реальности и не-реальности упраздняет всякую возможность определения чего бы то ни было. Понятия исчезают, а мыслительный процесс прекращается. На смену мышлению приходит медитация. В лице мыслящего субъекта мир теряет свой естественный центр; происходит децентрализация бытия (Бушмакина 2003: 84-92; Фокин 2002).
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Понятие постмодернизма. |
Рубрика (тематическая категория) | Культура |
Возникает в конце 20 века.
Постмодернизм – это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определенного уровня развития.
Постмодернизм не сводится к какому-либо единому учению или теории. Скорее его нужно рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, при этом, имеющих нечто общее, объединяющее.
Постмодернизм как комплексное идейное течение представляет собой квинтэссецию духа времени, отражая состояние духовности в наши дни, связанное с ощущением неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствующих ранее представлений о мире и человеке. Мы понимаем, что мир, в котором мы живем, изменился.
Главной, отличительной чертой постмодернизма считается исходная установка на
невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.
Начало эпохи постмодерн
· Изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, ставшие началом перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу.
· В конце шестидесятых начинается разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно ʼʼвеликим историческим проектамʼʼ, начиная с проекта Маркса и заканчивая проектом Маркузе.
Следует различать эти два понятия, иногда употребляющиеся как синонимы.
ʼʼПостмодернʼʼ - означает культурно-исторический период, наступающий после ʼʼМодернаʼʼ.
ʼʼПостмодернизмʼʼ - мировоззрение и самосознание культуры на данном историческом этапе.
Термины ʼʼпостмодернʼʼ и ʼʼпостмодернизмʼʼ образованные с помощью приставки ʼʼпостʼʼ, являются парадоксальными. Такие термины не указывают на свою сущность, а лишь фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия.
Как правило, эта связь представляет собой своеобразное отрицание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в отличие от диалектического или негативного отрицания – состоит в том, что не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает её значение.
В строительстве, литературе, в науке формируется теория: порядок из хауса, синергетака, фрактальная геометрия. Все происходит на фоне вхождения в жизнь людей информационных технологий и, как следствие, формирование информационного общества.
В нем превалирует деятельность по созданию, потреблению и трансляции информации. Это экономический фундамент.
В глобальном масштабе постмодернизм- это реакция на вхождение информационных технологий в жизнь людей. Постмодернизма не должна быть вне информационного общества. Это базис для данного мировоззрения. Идет порождение новой культуры.
То еще происходило в 60-х годов происходило? Это время великих исторических проектов, начиная с Маркса до Маркузе.
· 1968 год- последний год всплеска коммунистических движений протеста. Движение протеста͵ основу которого составляла студенческая молодежь, вдохновленная разворачивающейся в Китае ʼʼкультурной революциейʼʼ, идеей Э. Че Гевара о возможности ʼʼреволюции без бюрократииʼʼ, теориями ʼʼспонтанности революционного действияʼʼ, восходящих к Бакунину и Прудону, а также теорией Маркузе о решающей роли маргинальных групп в социально-политическом преобразовании буржуазного общества, столкнулось с вездесущностью отлаженных механизмов власти и оказалось неспособным претворить свои требования в реальность.
Маркузе описывал общество развитого капитализма, говорил, что нет уже такой классовой дифференциации, нет агентов революции. В случае если секретарша босса пользуется той же помадой что и жена босса, а негры ездят на кадиллаке, какие бывают классовые различия (одномерный человек).
Встает вопрос тотального контроля власти над человеком. Причем не насильственными способами – определение его модели идентификации, определение потребностей, товаров и т.д –Одномерный мир, из которого он не может вырваться. Кто может вырваться – кто не включен в данный процесс: маргиналы, люмпены, интеллигенция, оторванная от жизни и невовлеченные еще в это студенты. Οʜᴎ и творили революции. Но власть показала им, что это не возможо – власть не позволит вторить революции.
· ʼʼПражская веснаʼʼ, когда под гусеницами танков окончательно погибла вера в социализм ʼʼс человеческим лицомʼʼ.
· Волнения в американском обществе, связанные с осознанием бессмысленности и трагичности Вьетнамской войны, ставшей парадигмальным образцом попыток развитых стран навязать свою ʼʼпрогрессивнуюʼʼ идеологию ʼʼотсталымʼʼ государствам и народам.
1968 – условленный рубеж, символизирующий начало становления постмодернистского мировоззрения.
Вхождение постмодернистской эпохи в свои права представляет собой постепенный, незаметный процесс. В отличие от революций Нового времени, переход к эпохе ʼʼпостмодернʼʼ не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологическим событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается и до сих пор.
Откуда взялся термин постмодернизм?– Рудольф Парвиц (локально употреблял для определения теорий), потом для художественных течений. Впервые в статье один из журналистов в PlayBoy. Термин употреблялся к изменению культуры. Только в 1979 изменения наделяются данным термином (началось ранее – 68 год).
Смысл ускользающего понятия: постмодернизм как утверждение плюрализма:
- Постмодернизм – специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, ᴛ.ᴇ. допущение одновременного существования разнообразных точек зрения.
Главное отличие постмодернизма - ПЛЮРАЛИЗМ (и одновременно ахиллесова пята).
В случае если модерн давал четкую и ясную картину течения мира, была ясность четкость, понятность, утверждение истинности.
Постмодернизм формировался и в древней Греции (Пифагор – вещи- суть числа и числа –- более идеальные, геометрические фигуры … мы знаем истину и истина выше, чем действительность – фактически модернистские мысли, от кругов Пифагора, до концентрационных лагерей). Все в мире размазано – плюрализм.
К примеру, ресторан, где много блюд и там где мало – много должна быть не хороших, а немного – но отличные. Выбрать также тяжело (всего много и одновременно => может попасться продукт некачественный). Эта несвежесть содержится в идее плюрализма.
- Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.
Эти характеристики определяют специфику постмодерной культуры – культуры информационного общества.
Фрагментация. Человек мира информационного общества может позволить себе находиться в своем личном пространстве. Оно должна быть идти в разрез мейнстрима. Постмодернизм - ϶ᴛᴏ фрагментированный мир, различные направления. Человек находится там где ему хорошо, ему не нужно другого.
Децентрация – мир уже не модет управляться из одной точки. Производство, власть, все проявление модернизма.
Изменичивость– текучая современность (Зигмунд Баум) – жизнь сравнима с жидкостями, человек не привязан к месту, может работать из дома, начать жить в одной, закончить в другой стране.
Контекстуальность (интертекстуальность) – текст не может существовать как отдельная книга, в каждом тексте ссылки, цитаты, отправки к каким то другим текстам. Мир – большой текст. Интернет – хорошо отражает. Главное – гиперссылка, возможно мгновенного перехода к другому тексту. Содержит в себе большое количества текста (то есть не как в каталоге в библиотеки).
Неопределенность – тоже символ изменчивости, как следствие.
Ирония – трактовать можно по-разному. Раз все можно трактовать по-разному, то вседозволенность. Раз Бога нет – все дозволено (обратная сторона медали избавления от одних проблем и возможность нарваться на другие). Получаем, избавляясь от одних проблем, приобретаются другие проблемы. Ирония как прием в литературе – ироническое отношение к тексту, к авторитетам, к наследию прошлого.
Симуляция – это модель образа жизни и восприятия мира и взаимодействия в рамках современной культуры. Само понятие истины в калейдоскопе симуляторов исчезает. К примеру, как формируется новость – что сначала событие или новость (если отражено в новостях, то событие было, а если не было в новостях, то и можно сказать его не было).
Резюмируя, плюрализм, разрушая саму идею каких-то границ, возможность опереться на какие-то ценности, оставляет человека с разрушенной идентичностью.
Все можно – в итоге получаем парадоксальные формы воплощения идентичности.
Получаем радикальные формы – фундаментализм, радикализм. Возникает он в недрах Европы, потому что это Другая модель культуры, она тоже может существовать, “у нас демократия”. На самом деле терроризм – один из итогов демократизации и плюрализации Европы (не в песках формировались, а именно в европейской культуре, пользовались именно европейскими технологиями).
Понятие постмодернизма. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие постмодернизма." 2017, 2018.
Возникает в конце 20 века.
Постмодернизм - это мировоззрение, выражающее основные тенденции, установки и ориентиры общества, достигшего определенного уровня развития.
Постмодернизм не сводится к какому-либо единому учению или теории. Скорее его надо рассматривать как широкий спектр различных подходов и точек зрения, касающихся разных областей знания, при этом, имеющих нечто общее, объединяющее.
Постмодернизм как комплексное идейное течение представляет собой квинтэссецию духа времени, отражая состояние духовности в наши дни, связанное с ощущением неприемлемости в новых социокультурных реалиях господствующих ранее представлений о мире и человеке. Мы понимаем, что мир, в котором мы живем, изменился.
Главной, отличительной чертой постмодернизма считается исходная установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.
Начало эпохи постмодерн:
· Изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, ставшие началом перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу.
· В конце шестидесятых начинается разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам», начиная с проекта Маркса и заканчивая проектом Маркузе .
Следует различать эти два понятия, иногда употребляющиеся как синонимы.
«Постмодерн» - означает культурно-исторический период, наступающий после «Модерна».
«Постмодернизм» - мировоззрение и самосознание культуры на данном историческом этапе.
Термины «постмодерн» и «постмодернизм» образованные с помощью приставки «пост», являются парадоксальными. Такие термины не указывают на свою сущность, а лишь фиксируют связь с содержанием непосредственно предшествующего понятия.
Как правило, эта связь представляет собой своеобразное отрицание, которое в отличие от диалектического или негативного отрицания - состоит в том, что не преодолевает предшествующую форму, а ограничивает её значение.
В строительстве, литературе, в науке формируется теория: порядок из хауса, синергетака , фрактальная геометрия . Все происходит на фоне вхождения в жизнь людей информационных технологий и, как следствие, формирование информационного общества.
В нем превалирует деятельность по созданию, потреблению и трансляции информации. Это экономический фундамент.
В глобальном масштабе постмодернизм - это реакция на вхождение информационных технологий в жизнь людей. Постмодернизма не может быть вне информационного общества. Это базис для данного мировоззрения. Идет порождение новой культуры.
То еще происходило в 60-х годов происходило? Это время великих исторических проектов, начиная с Маркса до Маркузе.
· 1968 год- последний год всплеска коммунистических движений протеста. Движение протеста, основу которого составляла студенческая молодежь, вдохновленная разворачивающейся в Китае «культурной революцией», идеей Э. Че Гевара о возможности «революции без бюрократии», теориями «спонтанности революционного действия», восходящих к Бакунину и Прудону, а также теорией Маркузе о решающей роли маргинальных групп в социально-политическом преобразовании буржуазного общества, столкнулось с вездесущностью отлаженных механизмов власти и оказалось неспособным претворить свои требования в реальность.
Маркузе описывал общество развитого капитализма, говорил, что нет уже такой классовой дифференциации, нет агентов революции. Если секретарша босса пользуется той же помадой что и жена босса, а негры ездят на кадиллаке, какие могут быть классовые различия (одномерный человек).
Встает вопрос тотального контроля власти над человеком. Причем не насильственными способами - определение его модели идентификации, определение потребностей, товаров и т.д - Одномерный мир, из которого он не может вырваться. Кто может вырваться - кто не включен в этот процесс: маргиналы, люмпены, интеллигенция, оторванная от жизни и невовлеченные еще в это студенты. Они и творили революции. Но власть показала им, что это не возможо - власть не позволит вторить революции.
· «Пражская весна », когда под гусеницами танков окончательно погибла вера в социализм «с человеческим лицом».
· Волнения в американском обществе, связанные с осознанием бессмысленности и трагичности Вьетнамской войны, ставшей парадигмальным образцом попыток развитых стран навязать свою «прогрессивную» идеологию «отсталым» государствам и народам.
1968 - условленный рубеж, символизирующий начало становления постмодернистского мировоззрения.
Вхождение постмодернистской эпохи в свои права представляет собой постепенный, незаметный процесс. В отличие от революций Нового времени, переход к эпохе «постмодерн» не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологическим событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается и до сих пор.
Откуда взялся термин постмодернизм? - Рудольф Парвиц (локально употреблял для определения теорий), потом для художественных течений. Впервые в статье один из журналистов в PlayBoy. Термин употреблялся к изменению культуры. Только в 1979 изменения наделяются данным термином (началось ранее - 68 год).
Смысл ускользающего понятия: постмодернизм как утверждение плюрализма:
- Постмодернизм - специфическое мировоззрение, получившее распространение в конце ХХ века, главной отличительной чертой которого является плюрализм, т.е. допущение одновременного существования разнообразных точек зрения.
Главное отличие постмодернизма - ПЛЮРАЛИЗМ (и одновременно ахиллесова пята).
Если модерн давал четкую и ясную картину течения мира, была ясность четкость, понятность, утверждение истинности.
Постмодернизм формировался и в древней Греции (Пифагор - вещи - суть числа и числа - более идеальные, геометрические фигуры, мы знаем истину и истина выше, чем действительность - фактически модернистские мысли, от кругов Пифагора, до концентрационных лагерей). Все в мире размазано - плюрализм.
Например, ресторан, где много блюд и там где мало - много может быть не хороших, а немного - но отличные. Выбрать также тяжело (всего много и одновременно => может попасться продукт некачественный). Эта несвежесть содержится в идее плюрализма.
- Принцип плюрализма является фундаментальным для осмысления постмодернизма, и уже непосредственно из него вытекают такие производные его характеристики как фрагментарность, децентрация, изменчивость, контекстуальность, неопределенность, ирония, симуляция.
Эти характеристики определяют специфику постмодерной культуры - культуры информационного общества.
Фрагментация. Человек мира информационного общества может позволить себе находиться в своем личном пространстве. Оно может быть идти в разрез мейнстрима. Постмодернизм - это фрагментированный мир, различные направления. Человек находится там где ему хорошо, ему не надо другого.
Децентрация - мир уже не модет управляться из одной точки. Производство, власть, все проявление модернизма.
Изменичивость - текучая современность (Зигмунд Баум) - жизнь сравнима с жидкостями, человек не привязан к месту, может работать из дома, начать жить в одной, закончить в другой стране.
Контекстуальность (интертекстуальность) - текст не может существовать как отдельная книга, в каждом тексте ссылки, цитаты, отправки к каким то другим текстам. Мир - большой текст. Интернет - хорошо отражает. Главное - гиперссылка, возможно мгновенного перехода к другому тексту. Содержит в себе большое количества текста (то есть не как в каталоге в библиотеки).
Неопределенность - тоже символ изменчивости, как следствие.
Ирония - трактовать можно по-разному. Раз все можно трактовать по-разному, то вседозволенность. Раз Бога нет - все дозволено (обратная сторона медали избавления от одних проблем и возможность нарваться на другие). Получаем, избавляясь от одних проблем, приобретаются другие проблемы. Ирония как прием в литературе - ироническое отношение к тексту, к авторитетам, к наследию прошлого.
Симуляция - это модель образа жизни и восприятия мира и взаимодействия в рамках современной культуры. Само понятие истины в калейдоскопе симуляторов исчезает. Например, как формируется новость - что сначала событие или новость (если отражено в новостях, то событие было, а если не было в новостях, то и можно сказать его не было).
Резюмируя, плюрализм, разрушая саму идею каких-то границ, возможность опереться на какие-то ценности, оставляет человека с разрушенной идентичностью.
Все можно - в итоге получаем парадоксальные формы воплощения идентичности.
Получаем радикальные формы - фундаментализм, радикализм. Возникает он в недрах Европы, потому что это Другая модель культуры, она тоже может существовать, “у нас демократия”. На самом деле терроризм - один из итогов демократизации и плюрализации Европы (не в песках формировались, а именно в европейской культуре, пользовались именно европейскими технологиями).
) - термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
В начале ХХ века классический тип мышления эпохи модерна меняется на неклассический, а в конце века - на постнеклассический. Для фиксирования ментальной специфики новой эпохи, которая кардинально отличалась от предшествующей, требуется новый термин. Современное состояние науки, культуры и общества в целом в 70-е годы XX века было охарактеризовано Ж.-Ф. Лиотаром как «состояние постмодерна». Зарождение постмодерна проходило в 60-70-е гг. ХХ века, оно связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция на кризис её идей, а также на так называемую «смерть» супероснований: Бога (Ницше), автора (Барт), человека (гуманитарности).
Термин появляется в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре.
Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy. Американский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл.
Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Лакан, Жак, Альтюссер, Луи, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Фуко, Мишель) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.
Основные трактовки понятия
В настоящее время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:
Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.
В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании - это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно
Постмодернизм - общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса - «постмодернистская чувствительность» (Hassan,1980; Welsch,1988, Ж.-Ф. Лиотар).
Постмодернизм - самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающее радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.
Постмодернизм - эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).
Отличие постмодернизма от модернизма
Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм - это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм - это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.
Постмодернистское искусство отказалось от попыток создания универсального канона со строгой иерархией эстетических ценностей и норм. Единственной непререкаемой ценностью считается ничем не ограниченная свобода самовыражения художника, основывающегося на принципе «всё разрешено». Все остальные эстетические ценности относительны и условны, необязательны для создания художественного произведения, что делает возможным потенциальную универсальность постмодернистского искусства, его способность включить в себя всю палитру жизненных явлений, но также зачастую приводит к нигилизму, своеволию и абсурдности, подстраиванию критериев искусства к творческой фантазии художника, стиранию границ между искусством и другими сферами жизни.
Существование современного искусства Бодрийяр видит в рамках противопоставления разума и стихии бессознательного, порядка и хаоса. Он утверждает, что разум окончательно потерял контроль над иррациональными силами, которые стали доминировать в современной культуре и обществе. Согласно Бодрийяру, современные компьютерные технологии превратили искусство из сферы символов и образов, имеющих неразрывную связь с подлинной реальностью, в самостоятельную сферу, виртуальную реальность, отчужденную от подлинной реальности, но не менее эффектную в глазах потребителей, чем подлинная реальность и построенную на бесконечном самокопировании.
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Их происхождение не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, ремейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», - вот содержание искусства эпохи постмодерна.
Постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней - это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) - демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация - все это не просто термины современного искусства, но его сущность», - (Ж. Бодрийяр).
Концепция Бодрийяра основывается на утверждении о необратимой порочности всей западной культуры (Baudrillard, 1990). Бодрийяр выдвигает апокалиптический взгляд на современное искусство, согласно которому оно, став производным от современных технологий, безвозвратно потеряло связь с реальностью, стало независимой от реальности структурой, перестало быть подлинным, копируя свои собственные произведения и создавая копии копий, копии без оригиналов, становясь извращенной формой подлинного искусства.
Смерть современного искусства для Бодрийяра происходит не как конец искусства вообще, а как смерть творческой сущности искусства, его неспособность создавать новое и оригинальное, в то время как искусство как бесконечное самоповторение форм продолжает существовать.
В постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «диджейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта - все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.
кровать «Боксерский ринг», группа «Мемфис», 1981 стул «Sheraton», Роберт Вентури, 1984 кресло «Как высока луна», Широ Курамата, 1986 |
кресло «Miss Blanche», Широ Курамата, 1988 Постмодернизм
распространился с начала 70-х годов XX века как тип мировоспрятия, согласно которому мир не рационально устроен, он сомнителен и непознаваем. Этот стиль, отрицая современный функцианализм, объединил различные концепции многочисленных экспериментаторов, существовавших в это время. По материалам: |