Психология

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж. Конспект НОД по рисованию «Осенний пейзаж» в подготовительной группе

Вызвать у детей интерес к поздней осени, мхам растущим на деревьях, камнях, в лесах, развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе

«Поздняя осень».

Провела воспитатель:

Рубцова Л. Н.

Набережные Челны, 2016 год.

Цель:

Вызвать у детей интерес к поздней осени, мхам растущим на деревьях, камнях, в лесах, развивать способность эмоционально отвлекаться на настроение грусти, печали, переданное в стихах. Вызвать желание выразить это состояние с помощью цвета в пейзажном рисунке.

Задачи:

1. Образовательные:

Упражнять в назывании осенних примет обогащать словарный запас детей;

Формировать представления о нейтральных цветах (чёрный, белый, тёмно-серый, светло-серый, бурый), использовать эти цвета при создании картин поздней осени;

Развивать умение самостоятельно передавать в рисунке пейзаж поздней осени, её колорит (отсутствие ярких цветов в природе);

Упражнять в умении рисовать деревья разные по строению и кусты без листьев, рисовать растущий мох на деревьях, камнях и земле;

Закреплять приёмы рисования концом кисти;

2. Развивающие:

Продолжать развивать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;

Развивать координацию движений, сопровождая речью;

Развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру;

Развивать воображение;

3. Воспитательные:

Воспитывать любовь к поэзии, родной природе;

Воспитывать эстетическое восприятие природы;

Воспитывать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Материал:

Образец, выполненный воспитателем. Альбомные листы бумаги, акварель, палитра, кисти.

Предварительная работа:

Чтение стихов русских поэтов об осени А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, и др.

Заучивание стихотворений об осени «Осень» М. Ходякова и «Ласточки пропали» А. Фета. Стихи о мхах.

Беседа о поздней осени, ее признаках.

Рассматривание репродукций картин известных художников в презентации «Поздняя осень глазами художников». Презентации о мхах.

Рассматривание иллюстрации, картинок, репродукций.

Наблюдения (за небом; деревьями; растущих мхах: на деревьях, фундаменте, земле; дождем; снегом) на прогулке.

Ход занятия:

Ребята, какое сейчас время года?

Какие осенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц? Ноябрь – это последний месяц осени.

Послушайте стихотворение А. Плещеева, о какой осени говорит поэт?

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья

Птички улетели

В теплые края.

Радостно ли вам от этой картины, нарисованной поэтом?

О каких признаках поздней осени говорит в стихотворении Плещеев?

Действительно в стихотворении говорится об унылой, хмурой, холодной осени. Листва с деревьев облетела, травы вянут и желтеют, кусты унылые, голые, цветы высохли, птицы улетели в тёплые края, часто моросит дождь.

Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Живая природа засыпает. Наступила поздняя, хмурая осень. Поздней осенью часто идут холодные моросящие дожди, иногда снег, или снег с дождём, деревья сбрасывают последние листья, трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме, люди надели теплую одежду, мох как рос на деревьях, фундаменте, земле так и растёт.

Физкультминутка

Дождик в окна к нам стучится и зовёт нас поиграть.

Капля раз капля два. (Дети выполняют прыжки на двух ногах)

Очень медленно сперва, (Взявшись за руки, дети идут по кругу)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом. (Ходьба по кругу с ускорением)

Мы зонты свои открыли, (Над головой руками делают купол)

От дождя себя укрыли. (Присели на корточки)

Сегодня я предлагаю вам нарисовать позднюю осень. Какие краски вам для этого понадобятся - теплые, яркие или холодные, серые?

Посмотрите на картину с изображением поздней осени. Какого цвета небо? - А какие деревья?

Рассматривание образца.

Какие приметы осени изображены? (небольшой снег, хмурое небо, на деревьях нет листьев, но растёт мох на стволе и ветках на камнях, земле).

Приёмы рисования.

Сейчас я расскажу, как получить эти неяркие краски. У вас на столах лежат палитры, на таких палитрах художники составляют краски. И вы, как настоящие художники будете это делать.

Какую краску нам необходимо смешать, чтобы получить серую краску? (в белую краску добавить капельку чёрной).

Да, чтобы получить серую краску надо к белой добавить немного черной краски. Если вы будете рисовать тучи, то возьмите синюю краску и добавьте к ней немного черной и белой краски, размешайте их на палитре. Цвет листьев и травы поздней осенью тоже утратил яркость - он бурый. Возьмите зеленую краску и добавьте к ней немного желтой и коричневой - получится бурый цвет.

Итак, сначала нужно составить нужную краску на палитре, а потом рисовать ею на листе.

Вы обратили внимание на то, как «волшебно» изображён мох. Как вы думаете, каким способом мы будем рисовать мох? (способом «тычка»).

Каким способом будем рисовать деревья? (кончиком кисти).

Пальчиковая гимнастика.

Чтоб красиво рисовать надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять (Сжимать и разжимать пальцы)

Вышел дождик в лес гулять, (Пальцы левой руки «шагают» по ладони правой)

Вышел дождик в лес гулять, (Пальцы правой руки «шагают» по ладони левой)

Дуб, берёза, клён, осина, (Сгибаем пальцы, начиная с большого)

Ива, тополь и рябина,

Липа есть, сосна и ель

Подумайте о своей картине и приступайте к работе.

Во время рисования педагог обращает внимание на композицию, передачу цвета, аккуратность в работе.

После окончания рисования ребята выбирают понравившиеся рисунки, работы выставляются для просмотра. Дошкольники рассказывают, что нарисовали. Педагог делает анализ детской деятельности.


Подготовительная группа.

Задачи:

1. Учить детей отражать в рисунке впечатление от золотой осени.

2. Создавать образы разных деревьев, подбирая красивые цветосочетания, смешивая краски.

3. Закреплять умение рисовать разными по ворсу кисточками(с тонким и толстым ворсом).

4. Использовать различные приемы кистью (всем ворсом и концом).

5. Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее.

6. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк, рассматривание убранства деревьев и кустов. Наблюдение на участке детского сада. Разучивание песен, стихотворений об осени. Рассматривание иллюстраций, репродукций известных художников.

Материалы к занятию: Бумага размером в альбомный лист, гуашь, репродукции известных художников.

Чтение детям стихотворения А.С Пушкина: «Унылая пора».

Прослушав стихотворение, выяснить у детей какие впечатления возникли у них после прослушивания.

Вспомнить с детьми, как выглядят деревья в осеннем уборе, какие разные деревья, кусты они видели.

Спросить у ребят по каким признакам осень называют золотой. Выслушав ответы детей, рассказать о желтом цвете листьев, которые похожи на золото, поэтому осень называют золотой.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин известных художников, предлагает полюбоваться изображением осеннего пейзажа, обратить внимание детей на то, что деревья неповторимы, как и люди - у каждого свой облик и характер, свое настроение. А так же художник передал свое настроение, когда писал картину.

Воспитатель предлагает ребятам стать художниками и показать свою красоту золотой осени.

Перед тем, как приняться за работу, уточнить приемы рисования кистью и смешивания краски. Подумать над композицией рисунка - положением листа бумаги, размещением изображений.

В процессе занятия направлять внимание детей на выразительную передачу образа золотой осени.

По окончанию занятия сделать выставку работ, предложить выбрать наиболее выразительные.

Является обязательной частью образовательной программы, так как позволяет лучше изучить основные осенние приметы, освоить палитру осенних оттенков, закрепить умение работать с разными художественными материалами.

Осенние рисунки для детского сада можно выполнить в самых различных техниках, используя нетрадиционный подход, но учитывая при этом возрастные особенности ребятишек.

Рисунок пальчиками «Осеннее дерево»

Например, детям 3-4 лет вполне по силам будет изобразить осеннее дерево путем нанесения пальчиком на основной ствол капелек сочных красок.

Для такой работы нужно будет заранее приготовить палитру и шаблоны рисунков стволов деревьев с ветками. Предлагаем малышам покрыть дерево листочками, выбирая из палитры самые осенние цвета.

Ребятишкам 4-5 лет можно предложить более сложные техники рисования:

Рисование при помощи белой восковой свечи

Для работы мы готовим тонкую бумагу, настоящие осенние листья (которые собираем в процессе прогулки), свечу, кисть и краски.

Кладем листок с толстыми прожилками под лист бумаги и проводим по нему свечой.

Покрываем весь лист краской.

Там, где свеча соприкоснулась с прожилками листа, проявится его контур.

Рисуем овощи и фрукты:

Овощи и фрукты еще одна популярная тема для рисования осенью.

Рисунок восковыми мелками

Снова используем листочки, которые собрали во время прогулки в сухую погоду. Их не нужно высушивать, потому что в процессе сушки они станут хрупкими. Также понадобится тонкая белая бумага и восковые мелки.

Кладем листок под лист бумаги и аккуратно раскрашиваем мелком все пространство над ним.

Там, где мелок соприкасается с прожилками, проступают четкие контуры листа.

Чтобы рисунки смотрелись более эффектно, закрепляем их на ярком фоне – например, листах цветного картона.

Рисование в детском саду (видео):

Посмотрите на видео красивые и яркие способы рисования на тему «осень»:

Осенний рисунок отпечатками

Снова используем свежесобранные осенние листики. Покрываем каждый из них слоем красок осенней палитры и аккуратно переворачиваем на лист белой бумаги. Осторожно поднимаем листок – на его месте остается разноцветный отпечаток.

Из таких рисунков можно организовать настоящую осеннюю выставку

Раскрашивание листиков

Детки 5-6 лет уже могут справиться и с более ювелирной работой. Используем хорошо просушенные , работать с которыми нужно осторожно, так они легко ломаются в руках. Покрываем листочки разными оттенками красок.

Лучше использовать гуашь или акриловую краску, акварель с поверхности листа часто скатывается.

Окрасив одну сторону, высушиваем ее и окрашиваем вторую.

В этом случае сам листик является осенней картиной.

Получается яркие осенние листья, которые можно использовать для создания различных декоративных композиций.

Из раскрашенных листиков можно сделать оригинальную осеннюю подвеску на веточке.

Окрашивание бумажных листиков

Эта работа также требует сосредоточенности и усидчивости, но меньшей осторожности – бумажные листы нельзя сломать и сложно помять.

Раскрашиваем каждый листок с двух сторон.

Высушиваем их и используем для оформления группы или холла.

Осенний рисунок мелками

Заранее вырезаем из плотной бумаги шаблоны осенних листиков.

Кладем шаблон на альбомный лист.

Тщательно закрашиваем все пространство вокруг него восковым мелком, направляя штрихи от центра к периферии. Раскрашиваем березовый листик.

Раскрашиваем кленовый лист.

Поднимаем лист – остаются только его контуры, вокруг которых мы видим настоящий взрыв яркого цвета.

Такое нестандартное рисование по теме осень в детском саду поможет развить у ребенка интерес к творчеству и пробудить в нем желание создавать новые интересные композиции и картины.

Рисунок и аппликация «Осенний мухомор»

С помощью настоящих листьев рисуем цветной фон. Ждем, пока он подсохнет. Вырезаем из красной бумаги шляпку мухомора, а из белой бумаги вырезаем ножку. Из салфеточки вырезаем бахрому на ножку мухомора. Объединяем все элементы поделки на цветной фон и дополняем сушеным кленовым листом. Осталось раскрасить шапку мухомора белыми точками. Наш осенний мухомор — готов!

Аппликация и рисунок «осенний мухомор»

Посмотрите на видео, как сделать красивый осенний пейзаж из отпечатков листиков:

А вот пример замечательного осеннего рисунка, нарисованного акварелью и мелками. Сначала наносится контур рисунка карандашом, затем белым или желтым мелком рисуются узоры на кустах, деревьях и траве. После нанесения акварели узор станет ярким и четким.

Как нарисовать цветной лист пошагово

В непосредственной образовательной области по рисованию в подготовительной к школе группе "Осень" применена интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, художественная литература и художественное творчество детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1188

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

Непосредственная образовательная деятельность

по рисованию в подготовительной группе

«Осень»

Разработала

Балашова

Надежда Александровна,

Воспитатель ГОУ д/с № 1188

СВАО г. Москвы

Москва

2011

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе

«Осень».

Программное содержание:

  • продолжать знакомить детей с пастелью, с приемами рисования пастелью;
  • развивать образное восприятие красоты природы и способность ее передачи в рисунке с помощью цвета, формы, композиции;
  • формировать у детей уверенность в себе и в своих возможностях;
  • развивать воображение, эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие;
  • развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии;
  • обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Предварительная работа:

  • Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
  • Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени.
  • Рассматривание пейзажных картин художников.
  • Ознакомление с приёмами рисования пастелью.

Материалы:

  • Пастель на каждого ребёнка, ватные тампоны, листы для акварели формата А-3;
  • репродукции картин В.Веревкина «Ранняя осень» , И. Левитана «Золотая осень» , картина « Осень», написанная пастелью воспитателем.

Музыкальное сопровождение:

П.И.Чайковский «Осенняя песня»,

И.Штраус «Вальс» ,

Э. Григ «Утро» из сюиты “Пер Гюнт”.

Ход НОД:

В группе на мольбертах расположены картина «Ранняя осень» художника В.Веревкина, репродукция картины «Золотая осень», И. Левитана и картина « Осень», написанная пастелью воспитателем.

Воспитатель читает стихотворение .

Падают, падают листья –

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Какое время года описано в стихотворении?

Ответы детей: Осень.

Так про осень написала поэтесса Маргарита Ивенсен.

А какое сейчас время года?

Ответы детей: Сейчас тоже осень.

Да, за окном у нас осень.

А какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Молодцы. В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая, пышная. А в ноябре листвы на деревьях совсем почти нет, идут частые холодные дожди, наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

У осени свои краски.

Какие краски золотой осени вы знаете?

Ответы детей: Красные, жёлтые, оранжевые, зелёные, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.

А сейчас какая осень на улице?

Ответы детей: Золотая осень.

Правильно, сейчас середина осени – октябрь.

Послушайте отрывок из рассказа Г . Скребицкого «Осень»:

«Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, кого одела в желтый наряд, кого – в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»

Так осень описал писатель.

А сейчас я предлагаю послушать как чувствует осень композитор.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Какая это музыка?

Ответы детей : Медленная, печальная, грустная, заунывная.

Действительно, мелодичная, немножко грустная, плавная, дождливая, как осень.

А теперь посмотрите на эти картины – такую осень нарисовали художники. Какие краски используют художники?

Ответы детей : Красные, жёлтые, оранжевые, бордовые и др.

А как ещё их можно назвать?

Ответы детей : Нарядные, веселые, теплые, волшебные, праздничные.

Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты и прощания. Скоро зима.

Мы с вами тоже рисовали осень гуашью, а сегодня я предлагаю нарисовать осень пастелью, с которой вы недавно начали знакомиться.

А как вы думаете, какая из этих картин написана пастелью?

Дети показывают на картину написанную воспитателем.

Правильно. Пастель – мягкий мелок, имеет яркий, насыщенный цвет, легко ложится на бумагу.

Чтобы получился ровный цвет в рисунке, что надо сделать?

Ответы детей: Рисовать плоской стороной мелка.

Правильно. А чтобы нарисовать тонкую линию, как надо рисовать пастелью? Рисовать тонким концом мелка.

А чтобы затонировать, как надо поступить?

Ответы детей: Растушевать ваткой.

Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем.

Физкультминутка под музыку И. Штрауса «Вальс»

Ветер дует нам в лицо, дети машут руками в лицо

Закачалось деревцо. поднимают руки вверх и качают ими

Ветер тише, тише, тише. постепенно опускают руки вниз

Деревцо все выше, выше. поднимают руки вверх через

Стороны

Тянутся на носочках

Мы - листочки, мы - листочки стоят свободно, руки вверху

Мы – осенние листочки. покачивают кистями рук

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул - полетели. разбегаются

Ветер снова вдруг подул бегают, помахивая руками

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. идут на место.

Дети садятся за столы.

Воспитатель

Каждый придумал какую осень он будет рисовать?

Приступайте к работе.

Тихо звучит спокойная музыка Э. Грига «Утро» из сюиты “Пер Гюнт”.

Когда дети закончат рисовать провести обсуждение работ.

Обсуждение:

Мы с вами нарисовали осень, каждый свою картину, и у всех осень получилась разная.

А какая картина вам больше всего нравится?

Галина Ирхина

Конспект занятия по рисованию

для подготовительной группы

тема : «Осенние мотивы »

Цель : учить детей умению отражать в рисунке не только признаки осени , но и соответствующее природное состояние. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, рисовать крупой ,нитками пластилином, мятой бумагой).Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого содержания.

Материал : Гуашь, кисти №3, клей ПВА,нитки,чай,листочки деревьев монетки, салфетки.

Ход занятия

Загадка : Падают с ветки

Золотые монетки.

(осенние листья .)

Проводится дидактическая игра, с какого дерева лист?

Педагог предлагает рассмотреть осенние деревья , обращает внимание на окраску листьев.

Почему деревья так изменились?

(Осень наступила )

Дети называют признаки осени (листья желтеют,утром туман,дождь идет,холодно, птицы улетают, люди одеты тепло)

Молодцы Все правильно.

А сейчас я хочу чтобы вы послушали музыку. Звучит Музыка Чайковского Времена года.

Ребята,когда вы слушали музыку что вы представляли?

Солнце и красивую березку в золотом наряде.

Стройный тополь с желтыми листочками.

Могучий дуб.

Прекрасный клен.

Да вы просто художники.

-Осень имеет свой характер , каждый день меняет настроение : осень волнуется , ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник - человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах. Педагог предлагает полюбоваться репродукцией Левитана «Золотая осень » . Обращает внимание на красоту осеннего пейзажа .

Физкультминутка.

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели. (побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (встали) Закружились, полетели. (покружились, побежали)

И на землю снова сели. (присели)

Ну, а сейчас смотрите я получила письмо от Царицы осени она просит помочь ей раскрасить осенними красками деревья .

Дети превращаются в помощников царицы Осени . Как бы вы изобразили осень ? Листопад? Осенние дерево ? Можно попробовать совместить традиционное рисование и нетрадиционные техники, известные вам.

Педагог спрашивает, каким цветом лучше нарисовать стволы всех деревьев, кроме берез, - черным или коричневым?

Дети рисуют деревья разными способами

Анализ : дети смотрят свои рисунки, рассказывают о своих впечатлениях. Выбирают самые удачные работы, чем они понравились

Это выдувание трубочкой и мятая бумага

Ствол рисовали чаем , крона сухие листья


Монотипия


Ствол чаем крона крашенное пшено


ствол из газеты и сухие листочки


ствол пластилин листочки монетки


ткань при чем ткань мы сами расписывали - узелковый батик


ствол гречка, крона мятой бумагой


ствол рисовали гуашью ,а крона бросовый материал


рисовали пластилином