Непознанное

Конспект урока литературы "Образ Чичикова. Тема «живой» и «мёртвой» души в поэме Н.В

Урок литературы в 9 классе

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».

Урок по теме: « Чичиков и «чичиковщина».

Калинина Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, МОБУ "СОШ №54" г. Оренбург

Целью данного урока является создание условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического обобщения, а также вневременной сути «чичиковщины».

Оборудование: мультимедиа проектор; компьютер, локальная сеть, Интернет.

Ход урока.

    Проверочная: «Кто этот герой?» (презентация).

Каждый слайд представляет собой иллюстрацию одного из героев и сопровождается чтением описания этого героя. Задача учеников узнать, что это за герой.

    Тема сегодняшнего урока: «Чичиков и «чичиковщина». Нам с вами предстоит выяснить, кто же он такой, Чичиков, и какой смысл вкладывается в понятие «чичиковщина».

    Анализ образа Чичикова.

Давайте обобщим все то, что мы узнали об этом герое.

? Чем похож герой на тех, с кем ведет дела по покупке крестьян?

Чичиков может быть деликатнее, чем Манилов, способен копить упорнее, чем Коробочка, может жить на широкую ногу не хуже, чем Ноздрев, он прижимист и деловит, как Собакевич, в бережливости не уступит Плюшкину.

? А есть ли черты в характере Чичикова, которые отличают его от остальных?

Давайте попробуем нарисовать образ Чичикова, попытаемся ответить на этот вопрос: «Кто ж он? Стало быть, подлец?» ( Используется схематичное изображение человека, которого, по мере обсуждения биографии Чичикова, окружают со всех сторон словами, обозначающими черты характера. Все это отражается в презентации).

    Работа в группах .

Давайте разобьемся на группы и в течении 3-4 минут пообсуждаем, используя материал, собранный вами дома в виде двойного дневника, какие черты проявляются в характере Чичикова на протяжении всей его жизни:

1группа – детство;

2 группа – служба в казенной палате;

3 группа - строительная комиссия и таможня;

4 группа – новый способ обогащения;

5 группа – поиск определения «чичиковщина» в Интернете.

5. Детские годы Чичикова. Учеба в училище. (Группа 1).

    Что рассказывает Гоголь о происхождении и
    детстве Чичикова?

    Какой совет получил он от отца, поступая в училище? Как им воспользовался?

    Как прошли его школьные годы?

(Он плохой товарищ, все делает ради выгоды, угождает учителям,

эпизод с учителем свидетельствует о душевной подлости Чичикова.

В ступая в жизнь, Чичиков поставил перед собой цель о богащение, поклонение копейке).

Вывод: Уже в детстве и отрочестве сформировались у Чичикова такие качества характера как: способность достигнуть цели любой ценой, манера угождать, находить во всем выгоду для себя, душевная подлость и др .

    Центральное место в биографии Чичикова занимает описание его служебной карьеры. (Группа 2) Служба в казенной палате.

    С чего началось служебное поприще Чичикова?

    Какие средства избирает он, чтобы сделать карьеру?

(Служебная деятельность Чичикова началась с казенной палаты, куда он определился сра­зу же после окончания училища. «Обхождение» повытчика было первым и самым трудным препятствием, через которое ему удалось переступить. Как и в исто­рии со старым учителем, когда Чичиков отказался ему помочь, оно убедило его в том, что успех в жизни мо­жет быть достигнут тем скорее и легче, чем быстрее освободится человек от принципов морали, чести, по­рядочности, сковывающих его, что эти принципы ме­шают и вредят тем, кто твердо решился завоевать себе место под солнцем.)

Вывод: мы видим, что те же качества, о которых говорили выше, не только не утратились, но и получили развитие.

7. Участие в строительной комиссии. Служба на таможне.

    Куда перешел Чичиков из казенной палаты?

    Чего достиг на новом месте?

    Почему пришлось ему уйти из комиссии по сооружению казенного здания?

    Как складывалась его карьера в качестве таможенного чиновника?

    Почему она закончилась крахом?

(Следующий этап служебной карьеры Чичикова - участие в комиссии по сооружению казенного здания. Оно принесло ему солидные приобретения, значитель­но превысившие те доходы, которые имел он, занимая «хлебное местечко» в казенной палате. Но неожидан­но в комиссию был назначен новый начальник, объ­явивший решительную войну взяточничеству и казно­крадству. Чичикову пришлось искать новое место. Катастрофа, раз­ разившаяся над ним, снесла почти до основания пло­ды его «трудов», но не заставила отступить).

Придя на таможню, как и раньше, Чичиков начи­нает здесь с того, что втирается в доверие к начальству, проявив необычайную «расторопность, проницательность и прозорливость. В непродолжительное время не было от него житья контрабандистам». Усыпив, таким образом, бдительность окружающих, получив даже но­вый чин, он снова переходит к мошенническим опера­циям, и они приносят ему полумиллионное состояние. Однако судьба подготовила новый удар: Чичиков повздорил со своим сообщником, и тот написал на него донос. И снова ему пришлось лишиться всего.

Вывод: этапы служебной карьеры Чичи­кова - это история его взлетов и падений, но при всем том она обнаруживает такие черты его характера, как энергичность, деловитость, предприимчивость, неуто­мимость и упорство, расчетливость, хитрость. (Слайд с человеком)

8. Изобретение нового способа обогащения.

    Как возникла у него мысль о при­обретении «мертвых душ»?

    Какие черты характера позволяют расположить к себе чиновников и помещиков?

(В поисках новых барышей, будучи ничтожным поверенным, он и открыл возможность выгодных сделок с «мертвыми душами», когда хлопо­тал о закладе имения разорившегося помещика в казну.)

Вывод: «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» стремление к обогащению, непорядочность в отношениях с людьми, предприимчивость, упорство, умение угождать, бесчувственность, , аморальность, расчетливость, хитрость, неутомимость, целеустремленность – вот те черты, которые формируют характер Чичикова. ( Итоговый слайд с человеком )

9. Понятие «чичиковщина».

Давайте обратимся к нашим экспертам и попросим их дать нам то определение понятию «чичиковщина», которое они нашли, используя ресурсы Интернета. НЕТ!

А употребление этого слова в печатных статьях вам встретилось? ДА. Зачитайте фрагменты.

Что же мы подразумеваем, говоря про «чичиковщину»?

Давайте сами дадим определение этому термину.

Чичиковщина – стремление к обогащению, за которым забываются порядочность, сострадание, душевная теплота, а на первый план выходят расчетливость, хитрость, беспринципность, удовлетворение любыми способами эгоистических интересов, прикрытое самыми благопристойными доводами и объяснениями.

10. Чичиковщина сегодня

Как вы думаете, есть ли место чичиковщине в нашей жизни? (Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему – приобретение).

Домашнее задание: Некоторые критики, современники Гоголя, упрекали его в том, что он в поэме смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрека, приведите примеры из текста.



Задачи урока: Составить характеристику П.И.Чичикова, героя поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», на основе авторской позиции и выработки собственных взглядов на героя. Дать нравственную оценку герою. Учиться видеть художественное своеобразие произведения. Продолжить выработку разнообразных универсальных учебных действий: умение работать в коллективе, умений планировать, прогнозировать, осуществлять самоконтроль и самооценку.


Наказ отца «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.» «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». «Всего же больше бедных и больных не забывайте, но как только можете кормите их; подайте сироте и вдове. Чтите старых людей, как отцов, а юных – как братьев. Бойтесь всякой лжи и пьянства, ибо в том душа погибает и тело. Будьте всегда в делах: на войне и на охоте, ночь и день, в зной и в холод, не давая себе покоя. Смерти, дети, не бойтесь – ни в бою, ни от зверя. Леность – мать пороков: берегитесь ее. Да не застанет вас солнце на постели». «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой».


Работа в группе. Распределяем роли ведущий – организует всю работу, следит за временем; внимательный – может просто внимательно слушать, что говорят другие, и по желанию помочь любому участнику группы; выступающий – знакомит с результатом работы весь класс; знаток – хорошо знаком с текстом «Мёртвых душ»; секретарь – делает записи; помощник – помогает любому в группе по его просьбе. секретарь знаток выступающий ведущий


Анализируем эпизод Детство Чичикова. Читаем отрывок из главы XI со слов «Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы» до слов « …надул, сильно надул» Начало службы Чичикова. Читаем отрывок из главы XI со слов «Но при всём том трудна была его дорога» до слов «Надул, надул, чёртов сын!» Чичиков читает списки умерших мужиков. Читаем отрывок из главы VII со слов «В два часа готово было всё» до слов «..полез на твоё место» Чичиков и губернаторская дочка. Читаем отрывок из главы VIII со слов «Но всё это никак не произвело предполагаемого действия на Чичикова» до слов «….он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» 12 34




Содержание шкатулки Чичикова. Комментарии русского писателя В.Набокова мыльница квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими маленький потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки (Чичиков мыльный пузырь) (писчие принадлежности для собирания мертвых душ) (светские похождения Чичикова) (сердце Чичикова)

Урок в 10-м классе по теме «"Живая" душа Чичиков или "мёртвая"?

(по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души")

Цели урока:

Показать актуальность поэмы Гоголя в современной нам действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе анализа прийти к решению проблемного вопроса;

Развивать навыки аналитической деятельности на уроке;

Воспитывать у учащихся читательский интерес.

Задачи:

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная работа учащихся, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся, презентация учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации, сообщения учащихся.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2.Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои бывалые путешественники по бескрайней стране литературы! Сегодня у нас вновь есть повод для встречи - это поэма Гоголя «Мёртвые души». Для одних - увлекательная, для других- загадочная, а для кого-то, может быть, не совсем понятная… Но ведь вы- читатели со стажем, а значит умеете читать между строк, чувствовать сердцем, умеете вслушиваться в слово. Поэтому у вас обязательно получится разобраться: «живая душа Чичиков или мёртвая», почувствовать боль автора, а, может быть, поверить в его мечту о возрождении России.

«О Русь, взмахни крылами!»- воскликнул в 20 веке Александр Блок… А за несколько десятилетий до него находившейся вдалеке от родины Гоголь с грустью писал в одном из писем «Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моём Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь!» (слайд 2)

Что ж, пусть эти две фразы станут отправными точками нашего путешествия по страницам поэмы. Итак, в дорогу. Я-с вами, а вы - со мной. Вы - это историки, экологи нравственности,

3. Повторение изученного на прошлых уроках.

1)На прошлых уроках мы наблюдали, как Гоголь, показывая похождения Чичикова, создаёт незабываемые образы помещиков и чиновников. С какой целью он выстраивает галерею помещиков именно в том порядке, в каком мы её видим в поэме?

(В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками есть глубокий внутренний смысл. Бесхозяйственного помещика Манилова сменяет мечтательная скопидомка Коробочка), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева– прижимистый Собакевич. Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»- писал он.)

2)Так кто же те самые «мёртвые души» ?

(Мы пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N)

4.Постановка проблемного вопроса.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока. 3 слайд

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный …”. 4 слайд

5. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

1. “Замысел писателя”

3)В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос:“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то вся Русь явится в нём»… (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года) 5-6 слайд

(О замысле написать книгу, в которой отразится «вся Русь», Гоголь неоднократно упоминал в своих письмах периода работы над «Мёртвыми душами». Под понятием «вся Русь» подразумевается широта изображения жизни России 40-х годов 19 века, обличение социально-экономических порядков, типизация духовно деградирующих помещиков- крепостников).

2. «Россия Гоголя - Россия первой половины 19 века». 7 слайд

Откроем текст поэмы и перечитаем её начало.

(Выразительное чтение отрывка «внимательными читателями.

От слов: « В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки… «-Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»-«Доедет», отвечал другой. «А в Казань – то, я думаю, не доедет?»- «В Казань не доедет», - отвечал другой». Этим разговор и кончился».)

4) А нам в Казань и не нужно, и в Москву, в общем-то, ни к чему, потому что губернский город NN , в котором мы слышим этот диалог, самый обыкновенный город России времён Гоголя. Чтобы полнее увидеть жизнь России 19 столетия, нам необходимо получить информацию об экономическом положении страны. Обратимся к историкам.

Выступление «историков». 8-13 слайд

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

К началу 19 в. в России складывается внутренний рынок; все активнее становится внешняя торговля. Крепостное хозяйство, втягиваясь в рыночные отношения, видоизменяется. До тех пор пока оно носило натуральный характер, потребности помещиков были ограничены тем, что производилось на их полях, огородах, скотных дворах и т.п. Эксплуатация крестьян имела четко обозначенные пределы. Когда же появилась реальная возможность превратить производимую продукцию в товар и получить деньги, потребности поместного дворянства начинают неудержимо расти. Помещики перестраивают свое хозяйство так, чтобы максимально повысить его продуктивность традиционными, крепостническими методами. В черноземных районах, дававших прекрасные урожаи, усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Но это в корне подрывало крестьянское хозяйство. Ведь крестьянин обрабатывал помещичью землю, используя свой инвентарь и свою скотину, да и сам он представлял ценность как работник постольку, поскольку был сыт, силен, здоров. Упадок его хозяйства бил и по хозяйству помещичьему. В результате после заметного подъема на рубеже XVIII - XIX вв. помещичье хозяйство постепенно попадает в полосу безысходного застоя. В еще более трудном положении оказалось промышленное производство России. В это время определяющую роль играла унаследованная от XVIII в. промышленность старого, крепостного типа. Однако у нее не было стимулов для технического прогресса: количество и качество продукции регламентировались сверху; установленному объему производства строго соответствовало число приписанных крестьян. Крепостная промышленность была обречена на застой.

5) Итак, что же стало главным препятствием на пути развития России?

(В первой половине XIX в. традиционная система экономики явно тормозила развитие производства и препятствовала становлению в ней новых отношений. Крепостное право превращалось в препятствие на пути нормального развития страны.)

6. Усвоение новых знаний.

3. «Особенности зародившегося в 1-й половине 19 века класса буржуа»?

14 слайд

Выступления социологов. 15 слайд

Проанализировав всю поэму и 11 главу в частности, мы сумели выявить те отличительные черты характера Чичикова, которые позволили ему провернуть столь сомнительную операцию:


  1. Цель в жизни Чичикова: страсть к обогащению: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками – вот что беспрерывно носилось в голове его. Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это.

  2. Самый ценный совет, полученный в жизни: «а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».

  3. Главное жизненное правило: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальству, коли будешь угождать начальникам, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёт в ход и всё определишь»

  4. Что же помогает Чичикову двигаться вперёд? Прежде всего умение не унывать, сила характера и ум: «Ну, что ж!.. зацепил, поволок, сорвалось- не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать ».

  5. Каково отношение к нему помещиков? Помещики высказывались о нём по- разному.
Коробочка говорила, что «он, наверное, плут». Манилов «отзывался о нём в самых лестных выражениях». По мнению Собакевича, «Чичиков – человек хороший». Ноздрёв же объявил, что Чичиков- шпион. И решилось дело тем, что никак не могли узнать, что такое был Чичиков.

7) Так каким же видел Гоголь вновь зародившийся класс, именно в лице Чичикова?

(Отличительные особенности вновь зародившегося класса: страсть к обогащению, понимание того, что в жизни всего можно добиться, имея деньги, угодничая перед начальством, ну и конечно же проницательный ум и сильный характер) 15 слайд

(Подлые похождения Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели исповедовали только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.)

Уважаемые историки, скажите, какие были в России объективные предпосылки, которые позволили Чичикову наживаться за счёт скупания «мёртвых душ»? 16 слайд

Выступление «историка».


  • В России с начала 18 века проводились переписи крестьян для взимания налога с помещиков. Списки крестьян назывались ревизскими сказками, а крестьяне – ревизскими душами. Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых. Этим и воспользовался Чичиков.
С точки зрения истории всё понятно. А вот с точки зрения современности. Существует ли интерес к бизнес – плану Чичикова у современных недобросовестных предпринимателей, и чем это может угрожать банкам. Наши экономисты провели небольшое исследование. 18-31 слайд

4. Исследование учащихся «Интерес современных бизнесменов к проекту Чичикова»

Выступление «экономистов».

Цель исследования: показать интерес современных бизнесменов к проекту Чичикова

Не знаете, где найти идею, которая оправдает себя в кризис?

Загляните в книжный шкаф. Яркий пример литературного бизнесмена- Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя.

Русская классическая литература практически не интересовалась предпринимателями - внимание по преимуществу уделялось дворянам, лишним людям, нигилистам.

Единственное исключение – Н. В. Гоголь. Всем известен сюжет его великой поэмы - Чичиков скупает мертвые души.

Опросы знакомых показывают, что лишь немногие понимают, для чего он это делает. Между тем проект Чичикова представляет значительный интерес и для нашего времени.

Чичикову нужен стартовый капитал, и основа его бизнес-плана - получение кредита под фиктивный залог умерших крепостных крестьян.

Кредит Чичиков собирался брать в Опекунском совете Воспитательного дома.

Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге.

Блестящий результат.


  • При залоговой стоимости 200 рублей Чичикову каждая единица обошлась
в 70 копеек.

Доход : 199,3 х 416= 82908 рублей


  • Заложив крестьян в Опекунский совет, Чичиков получит кредит почти 83 000 рублей.
Это хороший стартовый капитал для будущей предпринимательской деятельности.

Он едет в банк за кредитом в 80 тысяч рублей на стандартных для того времени условиях - 6% годовых на 24 года.

В чём повезло Чичикову?

Российская фемида была нерасторопна по отношению к предпринимателям.

Особенность сделки Чичикова в том, что она была абсолютно законной и не к чему было придраться.

Вывод: банкам следует внимательно изучать заемщиков и тщательно оценивать и проверять залоги - кризис показал, что слишком многие из заложенных активов оказались сродни мертвым душам.

5.“Чичиков и помещики» 32 слайд

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2). Вам предстоит поработать самостоятельно. Вы уже заметили, что на схеме около фамилии Чичикова 2 пустых колонки. В одной из них вы укажете те качества, которые роднят главного героя с каждым из помещиков. В другой колонке укажите те черты характера Чичикова, которые отличают его от поместного дворянства.

Ребята работают самостоятельно. Затем выдвигаемые версии обсуждаются вместе, в конце работы заполняем схему

(Примерные ответы детей:


  1. Первым в галерее помещиков Гоголь показывает Манилова. Преобладающий оттенок в описании героя – тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, чрезмерная деликатность сопутствует Манилову почти неотступно. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Привычка жить за счёт крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности. 33 слайд
Роднит героев то, что Чичиков может быть также деликатен, как Манилов.

2. Условия патриархального быта, собственная нравственная глухота и тупость подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для неё недоступными.

Чичиков способен упорно копить, как Коробочка. Ведь он ещё ребёнком начал копить деньги и вскоре «зашил в мешочек первые пять рублей».

3.Ноздрёв ведёт бесцельный, праздный образ жизни, ему присуща безалаберность и бесхозяйственность, слова у него расходятся с делом. Для него нет никаких нравственных критериев. Его отличительные черты: отвага и удаль, безделье и наглое враньё.

Чичиков может покутить не хуже Ноздрёва. Он проявляет удивительную отвагу и изобретательность в контрабандистских операциях.

4. Вся жизнь Собакевича – накопительство ради накопительства. Он практичен: не разоряет мужиков, потому что это невыгодно ему самому. Он прекрасно понимает, что всё в этом мире продаётся и покупается.

Чичиков прижимист и деловит, как Собакевич. На службе в таможне он проявил дьявольское чутьё как таможенный контролёр. Поражает его гибкость и приспособляемость к любым обстоятельствам.

5.Плюшкин - полное крушение человеческого в человеке. Жажда обогащения превратила его в скрягу, изолировала от общества. В его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти.

В бережливости Чичиков не уступит Плюшкину той поры, когда тот ещё был настоящим хозяином.


  1. Многие качества поместного дворянства сродни тем качествам, которыми обладал Чичиков.
Вернемся к эпиграфу урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

34 слайд


- Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность


- Наблюдательность

8) Итак, сделайте вывод: есть ли какие-то движения души, развитие характера Чичикова?

В характере Чичикова можно разглядеть практически все черты, которые мы наблюдаем у поместного дворянства, но есть у него и отличительные черты характера.

9)Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова?

(Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

10) Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова?

(Да, через покаяние.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел? Дадим слово нашему искусствоведу.

5. Тайна имени главного героя поэмы Н.В.Гоголя 35 слайд

Выступление искусствоведа. 36 слайд

Окунёмся в тайну имени главного героя поэмы Н.В.Гоголя. По древнейшему преданию Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который «всех наставляет и выводит на прямую дорогу», занимают исключительно важное место.

Итак, писатель шёл от евангельской традиции. С этим связана и главная идея «Мёртвых душ» - идея духовного воскресения падшего человека. И её должен был воплотить в первую очередь главный герой поэмы с символическим именем Павел. «И, может быть, в сем же Чичикове… заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес», - предсказывает автор грядущее возрождение своего героя, то есть оживление его души.

Разделы: Литература

Цели урока:

Показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

Раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

В ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса.

1) научить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления;

2) развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Организационные формы: самостоятельная групповая работа, беседа по тексту с элементами исследовательской работы, сообщение учащегося, презентация учащихся.

Оборудование: компьютеры, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация урока

Опережающее задание: подготовка учащимися презентации “Средства раскрытия образа Чичикова”, сообщение учащегося “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”.

Ход урока

Работа осуществляется с применением презентации учителя (Приложение 1 )

I. Вступительное слово учителя о главном деле жизни писателя – поэме “Мёртвые души”; учитель напоминает о результатах работы на прошлых уроках, ставит проблемный вопрос для предстоящего исследования, знакомит с эпиграфом (одновременно демонстрируются слайды 1 - 3 Приложения 1).

У каждого художника есть творение, которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Для Н.В. Гоголя таким делом жизни стала поэма “Мёртвые души”. Его писательская биография продолжалась 23 года, 17 лет из них были отданы работе над этой поэмой.

На предыдущих уроках мы с вами увидели, что, показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы помещиков и чиновников. В том порядке, в котором Гоголь знакомит нас с помещиками (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) есть глубокий внутренний смысл: писатель стремился раскрыть в своих героях всё большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души.

Чичиков – подлец и мошенник, но не более, чем любой чиновник города N, “знающий дело”. Подлость Чичикова – выражение той морали, которая в правящих кругах России считалась добродетельной и почтенной. Приобретение в 40-е годы XIX века – своего рода знамение времени: наступала эра буржуа, и ловкие приобретатели лезли из всех щелей, исповедуя только одну веру, которую внушал Павлуше его отец: “всё сделаешь и прошибёшь на свете копейкой”.

Мы с вами пришли к выводу, что, действительно, “…не ревизские – мёртвые души”, а помещики и чиновники города N.

А как же аферист Чичиков? “Мёртвая” душа Чичиков или “живая”? Это центральный, проблемный вопрос нашего урока.

Эпиграф нашего урока-исследования – слова И. Золотусского: “…Он всё же подлец какой-то странный…”.

II. Исследовательская деятельность.

  • Исследование 1 - “Замысел писателя”

Учитель представляет вопросы для 1 исследования, схему замысла поэмы (работа со слайдами 4 – 6 Приложения 1)

В чём особенность замысла Гоголя при создании поэмы? Перечитайте высказывание Гоголя, чтобы ответить на этот вопрос.

“…Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!” (из письма к В.А.Жуковскому от 12 ноября 1836 года)

(Писатель хотел показать “всю Русь”.)

Почему замысел писателя не был полностью осуществлён? (работа со схемой на слайде 6 Приложения 1)

Комментарий к слайду: “Мёртвые души” задумывались по аналогии с “Божественной комедией” Данте - в трёх частях.

(Гоголю удалась лишь первая часть, где показаны тёмные стороны жизни. Второй том не удовлетворил писателя и был им лично сожжён. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел предложить “рецепт” преображения каждому. Разговор шёл не о политической, а о духовной революции, о внутреннем перерождении человека, спасении его души.)

  • Исследование 2 – “Чичиков и помещики”

Исследовательская работа в группах

Так можно ли было “спасти” главного героя – Чичикова – может, он – “мёртвая” душа, и спасение его невозможно? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, посмотрим, что роднит Чичикова с помещиками и в чём его отличие от них. У вас на столах есть схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гоголя” (Приложение 2 ). Вам предстоит поработать в 5 группах. Каждая группа должна выявить то качество, которое роднит того или иного помещика с Чичиковым.

Ребята работают в группах. Затем выдвигаемые версии обсуждаем вместе, в конце работы заполняем схему (слайд 9 Приложения 1).

Посмотрите на эпиграф урока. И. Золотусский назвал Чичикова “странным подлецом”. Так есть ли отличительные черты в характере героя, что делает его первым лицом в галерее подлости?

Ребята обсуждают вопрос в группах, затем представители от групп высказывают мнения “за” и “против”. На слайд выводятся те черты, которые являются отличительными в характере Чичикова

(слайд 10 Приложения 1).

Гибкость

Выживаемость

Приспособляемость

Угодливость

Энергичность

Наблюдательность

  • Исследование 3 – “Средства раскрытия образа Чичикова”

(работа со слайдами 11 – 13 Приложения 1)

Для раскрытия образов персонажей Гоголь использует различные средства. Просмотрите презентацию ребят по теме 3 исследования (Приложение 3 ).

Найдите то средство, которое используется в большей степени только для характеристики Чичикова (биография героя).

Ребята в группах работают возле компьютеров, знакомятся с презентацией по данной теме, находят то средство, которое используется для характеристики только Чичикова, оценивают содержательность представленной работы. Отвечают на вопросы, аргументируя ответ.

Так почему же Гоголю так важно было посвятить целую 11 главу биографии Чичикова? (Она важна для мотивировки его поступков и черт характера.)

Биография Чичикова – это история “падения души”, но если душа “пала”, значит, была когда-то чистой. Так возможно ли возрождение души Чичикова? (Да, через покаяние.)

А что необходимо для покаяния, очищения души? (Внутреннее “я”, внутренний голос, а он как раз есть у Чичикова. Гоголь постоянно фиксирует чувства и раздумья своего героя. А иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос и сливается с ним в поэтических отступлениях.)

Как вы полагаете, случайно ли Гоголь дал своему герою имя Павел?

Ребята выдвигают свои предположения, затем слушаем сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя” (Приложение 4 ).

(Ученик расскажет, что Апостол Павел был одним из гонителей Христа, а потом стал распространителем христианства по всему миру. В мировоззренческих представлениях Гоголя послания Святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу”, занимают исключительно важное место.)

  • Исследование 4 – “Необычное превращение: тройка Чичикова – Русь-тройка”

(работа со слайдами 14 – 19 Приложения 1)

Смысл финала – лирического отступления о Руси-тройке – загадочен. Гоголь знал, что книгу допишет время. Давайте попробуем приоткрыть эту завесу тайны, загадки.

Прослушайте отрывок, заключающий I том, в исполнении Качалова (Приложение 5 ).

Какой мотив лежит в основе этого лирического отступления и всей поэмы в целом? (мотив дороги)

Выявите контраст, лежащий в основе данного отрывка, на основании схемы (работа со слайдом 18 Приложения 1).

Ребята делают вывод по этому исследованию. Говорим о том, что Чичиков постоянно в дороге, он “движется”, в отличие от других персонажей. Его тройка вырывается из замкнутого, неподвижного круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное.

  • Обобщение по теме, ответ на проблемный вопрос, выводы

(слайды 20, 21 Приложения 1)

Возвратимся к теме нашего урока и проблемному вопросу одновременно. “Живая” душа Чичиков или “мёртвая”?

(Можно предположить, что в представлении Гоголя этот персонаж – “живая” душа. Сам автор сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастье семейной жизни – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для её достижения – средства, которыми живут “мёртвые” души Гоголя.)

Проговорим ещё раз те выводы, к которым мы пришли в результате исследования.

Учащиеся проговаривают те положения, которые помогли ответить на проблемный вопрос, записывают их в тетрадях. Все положения выводятся на слайд.

Вывод: Чичиков – “живая” душа в большей степени, чем “мёртвая”. Поэтому автор хотел привести своего героя к нравственному очищению, обновлению одним из первых. С этими мечтами связано изображение летящей, необгонимой Руси – тройки.

Скажите, а только ли Чичикову даёт Гоголь надежду на спасение?

(Нет, всему человечеству. Духовное возрождение – одна из высших способностей, дарованных человеку, и, по Гоголю, этот путь открыт всем, у кого душа ещё совсем не “омертвела”. В этом и заключалась одна из “сверхзадач” поэмы “Мёртвые души”.)

III. Заключительное слово учителя

(Слайд 22 Приложения 1)

А в ваших душах, ребята, как напутствие, пусть звучат замечательные гоголевские слова: “Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”. Мне бы хотелось, чтобы всё доброе, хорошее, светлое вы не растеряли на пути, а пронесли через всю жизнь.

IV. Домашнее задание

(Слайд 23 Приложения 1)

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?”

Приложение 1 - мультимедийная презентация урока

Приложение 2 - схемы-тезисы по теме “Помещики в поэме Н.В. Гогол я”

Приложение 3 – презентация учащихся “Средства раскрытия образа Чичикова”

Приложение 4 - сообщение подготовленного ученика “Смысл названия поэмы. Тайна имени главного героя”

Приложение 5 – звукопись (отрывок из поэмы о Руси-тройке в исполнении Качалова)

«Мертвые души» (Образ Чичикова).

Тема: «Он все же подлец какой-то странный…»

Цель урока: проанализировать образ главного героя поэмы Павла Ивановича Чичикова; ответить на проблемный вопрос: почему И. Золотусский сказал о герое поэмы: «Он все же подлец какой-то странный»?

Ход урока:

1. Определите героя по его визитной карточке

«Благопристойный, знающий и почтенный человек»; «любезнейший и обходительнейший; «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб молод»; похититель губернаторской дочки, «шпион», «разбойник Ринальдо Ринальдини», « фальшивомонетчик», «переодетый Наполеон» и, наконец, сам Антихрист.

Речь идет о главном герое поэмы.

Золотусский сказал о нем: « Он все же подлец какой-то странный…»

Попробуем разобраться, почему И. Золотусский дал Чичикову такую оценку? ( Запись темы урока)

На прошлых уроках мы говорили, что Павел Иванович легко находит общий язык со всеми героями поэмы. С Маниловым он сладкогласен и деликатен, с Собакевичем прижимист и скуп, с Коробочкой напорист. Он, словно зеркало, отражает душевные качества помещиков, но, говоря о помещиках, мы сделали вывод, что это люди с «мертвыми душами». Так, может быть, и Чичиков «мертвая душа»?

Можно ли отнести Павла Ивановича к «мертвым душам»?

(ответы учащихся)

Уже в школе он проявил изворотливость, низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения к полтине, подаренной отцом»: перепродавал голодным одноклассникам булку или пряник, загодя купленные на рынке, а в дальнейшем совершил предательства: оттолкнул умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, брал взятки. Приехав в губернский город Н, сумел польстить каждому чиновнику.


2.Рассмотрим иллюстрацию к поэме «Мертвые души». Как вы считаете, кто изображен на ней? Что увидел в портрете Чичикова художник?

Бесовское начало

Торгует мертвыми

Хищная птица

Погибающая душа

Как вы считаете, прав ли художник? Вписывается ли Чичиков в галерею «мертвых душ»? Его душа уже окончательно «мертвая» или еще «живая»?

Если Чичиков «мертвая душа», то почему Гоголь сделал его главным героем поэмы? Есть ли в Чичикове что-то, что отличает его от других героев?

К одному из уроков вы выполняли творческое задание: создавали эскизы гербов, которые мог бы иметь каждый помещик. Рассмотрите одну из работ. Это не гербы, а ассоциации, возникшие в воображении ученика. А с каким представителем животного мира ассоциируется у вас Чичиков?

С птицей (а это образ традиционно высокий) воробей

Имя Павел - имя христианского апостола, который из гонителя Христа превратился в одного из самых верных служителей

Чичиков едет в конце поэмы в знаменитой птице-тройке

Есть ли у Чичикова положительные качества?

(энергичен, деятелен, умен, находчив)

Что оправдывает Чичикова? Вспомните, зачем он скупает «мертвые души», зачем ему нужны деньги? О чем он мечтает?

Детство, проведенное в маленькой горенке, с не отворявшимися ни зимой, ни летом окнами, больной отец, наказания за любую оплошность. Он хочет, чтобы его дети не презирали своего отца, а вспоминали с благодарностью.

Он мечтает о любимой женщине, о семье, о детях, ему грезится « свежая белолицая бабенка…и молодое поколение, долженствовавшее увековечить фамилью Чичиковых: резвунчик - мальчишка и красавица-дочка, или два мальчугана, две и даже три девчонки, чтобы было всем известно, что он действительно жил и существовал, а не то что прошел по земле какой-нибудь тенью или призраком…» Мечта, которая свойственна каждому нормальному человеку. Он хочет благополучия, достойной свободной жизни.

3. Почему же то и дело прогорает гоголевский герой, почему его аферы , сначала так возносящие его вверх, всякий раз лопаются, не удаются?

Вспомним историю с губернаторской дочкой. Чичиков, возведенный общественным мнением в «миллионщики», утопает в блаженстве почитания и славы…И вдруг на балу перед Чичиковым предстает блондинка, встреченная им когда-то на дороге. Что происходит с нашим героем?

(текст гл. 8 « Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова.., было что-то такое странное…чего он сам не мог себе объяснить: ему показалось, что весь бал…стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрыпки и трубы нарезывали где-то за горами, и все подернулось туманом. И из этого мглистого поля выходили ясно и окончательно только одни тонкие черты увлекательной блондинки,…он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром ». И тут же расплата: «Всем дамам совершенно не понравилось такое обхождение Чичикова.»

Итак, не пренебреги он вниманием городских дам, обделай свой интерес к губернаторской дочке тонко, тайно, не публично - все было бы прекрасно и никакие россказни Коробочки и сплетни Ноздрева ничего бы не сделали.

Какой еще эпизод доказывает, что в характере Чичикова далеко не все контролируется и измеряется приобретательским духом?

(текст гл.7 Чичиков переписывает списки купленных «мертвых душ».)

«Какое-то странное, непонятное ему самому чувство овладело им…Каждая из записочек как будто имела особенный характер…Все сии подробности придавали какой-то особенный вид свежести: казалось, как будто мужики еще вчера были живы. Смотря долго на имена их, он умилился духом и, вздохнувши произнес: «Батюшки мои! Сколько вас здесь напичкано! Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»


Может ли отъявленный подлец испытывать такие чувства?

Сделайте вывод, почему срываются аферы Чичикова?

Проснулось сердце, жива душа.

А почему же так мало хорошего осталось в герое? Почему все хорошее в нем постепенно умирает?

Видеофрагмент из фильма «Мертвые души». Швейцер

Духовный завет отца. 1. В тех условиях, в которых он рос, усваивал отцовскую философию, ничего другого не могло получиться.

А есть у Чичикова возможность быть честным, и при этом жить благополучно?

2. В данных условиях, в современной Чичикову России нельзя, так как сама русская жизнь, само государство так устроено.

Нет среди чиновников и помещиков тех, кто живет честно. В обществе этих людей процветает подлость. Каждый блюдет здесь свой собственный интерес и рассматривает свою должность как кормушку, как средство личного обогащения. Казнокрадство, взяточничество , грабеж крестьян - явления повседневные и вполне закономерные. К сожалению, в стране искаженных моральных ценностей способности Чичикова направляются в дурное русло.

4. Что же позволило И. Золотусскому дать подобную оценку нашему герою?

(ответы учеников)

5. «Мертвые души» задумывались Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте в трех частях: первая часть-«Ад», вторая часть - «Чистилище», третья часть-«Рай». Замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада». Кого же Гоголь готовил к спасению?

6. Домашнее задание.

Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?

(Возможные варианты

Тяжелая болезнь

Нахождение в тюрьме

Встреча с праведником