Собственный опыт

Конспект занятия по теме огород овощи. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема «овощи на огороде

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА "ОВОЩИ"
Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: образовывать множественное число существительных;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;
- учить подбирать прилагательные к существительным;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать координацию речи с движением, работать над темпом
и ритмом речи;
- развивать мелкую моторику;
- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением овощей, мяч, материал для игры “Где чья тень?”
Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика “КАПУСТА”
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.
Дети. Капуста!
Логопед. Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)
(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
(Удары обеими руками по столу.)
(Отряхивают руки.)

2. Введение в тему. (картинки с изображением овощей)
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
Какие ещё овощи вы знаете?
Где растут овощи? (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле. на кусте?(срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй?(выкапывают, 3. выдёргивают)

3. Игра “Подбери признак”

4. Игра “Большой- маленький”
Помидор- помидорчик морковь-морковочка
Огурец- огурчик тыква- тыковка
Лук- лучок свёкла- свёколка
Чеснок- чесночок капуста- капустка
Горох- горошек картошка- картошечка

5. Игра “Один- много”
Помидор- помидоры
Огурец- огурцы
Тыква- тыквы
Кабачок- кабачки
Баклажан- баклажаны

6. Физкультминутка “Урожай”.




3раза.)

7. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
8. Игра “Где чья тень?”(найти тени овощей)

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Игра “Подскажи словечко”.
Где зимою было пусто летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку, тянем сочную…морковку.

ТЕМА: “ОВОЩИ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: -учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- учить составлять простые предложения;
- учить составлять рассказ-описание(по схеме);
-развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления
рассказа, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент . Отгадывание загадок. (картинки с изображением овощей)
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели.(лук)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)

Как надела сто рубах, заскрипела на зубах.(капуста)

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.(морковь)

Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные.(огурцы)

Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют.(помидоры)

2. Игра “Чего не стало”
Назовите всё это (картинки с изобр. овощей) одним словом. (Овощи)
(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают
глаза. Чего не стало?)

3. Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

4. Составление простого предложения (с опорой на картинку ).
Например: “У меня зеленый огурец” и т.п.

5. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая

6. Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)

7. Составление рассказа по плану:
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: “Это огурец. Он зелёный, растет на земле. Огурец сочный, вкусный, хрустящий. Он овальный. Из огурцов можно приготовить огуречный салат.”
Анализ рассказов.
8. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили .
Игра “Четвертый лишний”.
Капуста, морковь, яблоко, чеснок.
Огуречный, апельсиновый,морковный,тыквенный.

Задания по теме Овощи

Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.

Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.

2. Игра “Отгадай загадку, нарисуй отгадку” .

а) Хотя я сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?
Я…

б) Летом в огороде – свежие, зелёные,
А зимою в бочке – жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…

3. Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.

В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.

3. Игра “Назови цвет” (устно)

Морковь (какая?) - оранжевая
Огурец, картофель, помидор, баклажан

4. Игра “Один – много”

Огурец – огурцы
(морковь, капуста, кабачок, лук, помидор, баклажан, чеснок, свёкла)

5. Вырежи картинки с изображением овощей и вклей их.

Ознакомление с окружающим миром

Занятие 1.

Цель:

  • Учить отвечать на вопросы: Кто это? Что это? У кого? с опорой на картинки и предметы по данной теме.
  • Учить читать и понимать прочитанный текст, включать в речь слова и фразы по теме.

Оборудование: Муляжи овощей, картинки с изображением овощей, таблички со словами по данной теме, стенд «Овощи», корзина;

иллюстрации «Огород», «Овощи в корзине»;

таблица «У меня …»;

оборудование для игры «Собери овощи в корзину»;

у каждого ребёнка на столе таблица-картинка с овощами и их названиями, картинки «Огород» и «Корзина с овощами» с текстами к ним.

Словарь: помидор, морковь, капуста, огурец, свёкла, репа, картофель, овощи, огород, корзина, у меня … .

Это огород. Овощи растут на огороде.

Вот корзина. Там овощи.

Мы собрали овощи в корзину. Ход занятия.

1. Оргмомент.

а) Фонетическая ритмика.

б) Педагог здоровается с детьми. Педагог задает детям

в) Что будем делать? вопросы за экраном (на слух).

2. Дидактическая игра «Что принесла кукла Катя?».

Приходит кукла с сумкой, здоровается. Дети смотрят в сумку.

Что там? Там овощи. Дети по одному на ощупь определяют, что в руке, устно – дактильно с опорой на таблицу или самостоятельно проговаривают: «У меня…» . Муляжи овощей выкладываются на стол.

Затем педагог с детьми устно – дактильно прочитывают слова по табличкам, уточняя звукобуквенный состав слов.

3. Работа по иллюстрациям «Огород», «Овощи в корзине».

Указывая на муляжи овощей, педагог спрашивает:

«Что это? Назови одним словом». Это овощи.

Педагог прочитывает текст устно – дактильно, показывая на картинке.

(Это огород. Овощи растут на огороде.)

Где огород? Что растёт на огороде?

Дети отвечают на вопросы самостоятельно, либо прочитывают текст к картинке.

Подобная работа проводится по картинке «Овощи в корзине».

(Это корзина. Там овощи.) Что это? Это корзина.

Что в корзине? В корзине овощи или Там овощи.

4. Подвижная игра с речью «Собери овощи в корзину».

При выполнение это игры используется такой приём, как чтение с губ.

На вертолине разбросаны картинки с овощами, дети бегают вокруг вертолины, педагог беззвучно, с утрированной артикуляцией произносит слово. Дети берут тот овощ, который был назван и «складывают» в корзину (картинка корзины на магнитной доске), чётко проговаривая предложение: «У меня … .» Игра продолжается до тех пор, пока все овощи не будут собраны в корзину.

Педагог: Что мы сделали? Мы собрали овощи в корзину.

5. Итог занятия.

Занятие 2.

Цель:

  • Называть и использовать в речи слова по теме «Овощи» устно или устно-дактильно.
  • Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы и поручения.
  • Учить детей отвечать на вопросы: Кто это? Что это? с опорой на картинки и предметы по данной теме.
  • Обучать детей навыку контроля над произношением звуков как собственной речи, так и речи товарищей.
  • Учить детей умению вести диалог.
  • Развивать слуховые способности детей.
  • Воспитывать в детях чувство коллективизма, соучастия.

Оборудование: Муляжи овощей, картинки с изображением овощей, таблички со словами по данной теме, стенд «Овощи»;

иллюстрации «На огороде», «Магазин»;

таблицы «Дай …», «У меня …», «У кого?», «Я купил(а ) …»;

оборудование для игры «Магазин»;

у каждого ребёнка на столе таблица-картинка с овощами и их названиями.

Словарь: осень, помидор, морковь, капуста, огурец, свёкла, репа, картофель, овощи, огород, магазин, продавец, у меня … , дай … , я купил(а ) … .

Осенью убирают урожай.

Это магазин. Вот продавец.

Ход занятия. 1. Оргмомент.

а) Фонетическая ритмика.

б) Педагог здоровается с детьми. Педагог здоровается и задает детям

в) Что будем делать? вопросы за экраном (на слух).

г) Какое сейчас время года?

Что бывает осенью? Что делают люди осенью?

Педагог обращает внимание детей на стенд «Овощи»

и картину «На огороде». (Осенью убирают урожай.)

Дети вместе с педагогом прочитывают предложение

устно-дактильно.

2. Дидактическая игра «Магазин».

а) В группу въезжает большая машина.

Педагог: Как вы думаете, что в машине? Там овощи.

В машине овощи.

Предложения прочитываются устно или устно-дактильно.

Детям предлагаются разные варианты предложений в зависимости от их речевых возможностей.

Машина привезла овощи в магазин.

Какие овощи привезли в магазин?

Дети называют овощи, педагог выкладывает муляжи.

Педагог: Это магазин.

Там продают овощи.

Вот продавец.

Педагог прочитывает предложения и показывает на картинке.

Что это? Это магазин.

Что продают в магазине?

Там продают овощи.

Где продавец? Вот продавец.

Кто это? Это продавец.

Дети отвечают с опорой на текст под картинкой «Магазин» или самостоятельно

б) Дети по одному идут за покупкой в «магазин», просят у педагога тот или иной овощ.

Диалог.

Ребёнок: Здравствуйте … .

Педагог: Здравствуй, Ваня.

Ребёнок: Дайте мне … .

Педагог: Ваня, возьми … .

Педагог произносит фразу за экраном (на слух), чтобы ребёнок не считывал с губ, а пользовался слухом.

Ребёнок: Спасибо, до свидания.

Во время диалога дети пользуются таблицей «Дай …» для правильного произношения окончаний существительных.

(Дай свёкла . – Дай свёклу )

3. Подвижная физминутка. «Работа на огороде».

4. Работа по таблице «Я купил(а) …».

Дети сидят за столами. Педагог: Таня, что ты купила?

Ребёнок: Я купил(а ) помидор.

Педагог: Ваня, что ты купил?

Ребёнок: Я купил(а ) свёклу .

Во время диалога дети по таблице уточняет правильность

произношения окончаний.

4. Итог занятия.

Таблица для правильного произношения окончаний существительных.

Занятие 3.

Экскурсия на огород.

Цель:

  • Формировать первичные представления о взаимосвязях в природе.
  • Называть и использовать в речи слова по теме «Овощи» устно или устно-дактильно.
  • Развивать слуховые способности детей.
  • Повторить с детьми правила поведения на улице.
  • Дать знания о соблюдении элементарных правил поведения в природе, о способах безопасного взаимодействия с растениями.

Словарь: осень, помидор - помидоры, огурец - огурцы, патиссон - патиссоны, фасоль, лук, овощи, огород, у меня … , я собираю … , я положил(а ) в корзину … .

Осенью убирают урожай.

Мы собрали урожай овощей. Ход занятия.

1. Оргмомент.

а) Какое сейчас время года? Что бывает осенью?

Что делают люди осенью?

Педагог обращается к стенду «Овощи» и картину «На огороде».

Осенью собирают урожай .

Где растут овощи? Овощи растут на огороде.

Педагог предлагает идти на экскурсию на огород.

б) Беседа о правилах поведения на улице.

2. Экскурсия. Словарь: огород, грядка, овощи, помидоры, огурцы, лук, патиссоны, фасоль; стебель, листья, корень, плоды.

а) Что это? Это огород. Что тут растёт?

Тут растут овощи.

Педагог предлагает рассмотреть овощи, которые растут на огороде. Вот помидоры.

Педагог с детьми рассматривает кусты помидоров, обращает внимание на стебель, листья, корень и плоды.

Что мы употребляем в пищу? Можно ли есть листья и стебли?

Дети собирают помидоры и складывают их в корзину.

Что ты делаешь? Я собираю помидоры.

Что у тебя? У меня помидоры.

Затем дети рассматривают грядки с луком, фасолью и патиссонами.

Педагог обращает внимание детей на то, как растут эти овощи.

Лук не видно, он растёт в земле, над землёй только зелёный хвостик.

Дети собирают овощи и складывают их в корзину.

Что ты положил(а ) в корзину? Я положил(а ) в корзину овощи.

Какие овощи ты положил(а )?

3. Подвижная игра - эстафета «Перенеси овощи».

4. Итог занятия (проводится в группе).

Где мы сегодня были? Мы были на огороде.

Какие овощи мы собирали на огороде?

Мы собирали помидоры, лук, фасоль и патиссоны.

Какие овощи растут на кустах?

Какие овощи растут в земле?

Педагог предлагает детям нарисовать дома огород.

Занятие 4.

Цель:

  • Называть и использовать в речи слова по теме «Овощи» устно или устно-дактильно.
  • Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы и поручения, отвечая на вопросы: Кто это? Что это?
  • Закреплять навык контроля над произношением звуков как собственной речи, так и речи товарищей.
  • Учить детей умению вести диалог с взрослым и сверстниками.
  • Развивать слуховые способности детей.
  • Воспитывать в детях чувство коллективизма, трудолюбия, взаимопомощи.
  • Развивать наблюдательность и познавательные интересы детей.
  • Дать знания о соблюдении элементарных правил гигиены
  • Воспитывать в детях гордость за свой труд и уважение к труду своих товарищей.
  • Обучать соблюдению правил безопасности при работе с режущими предметами.

Оборудование: Натуральные овощи, таблички со словами по данной теме, стенд «Овощи»;

иллюстрация «Собираем урожай»;

таблицы «Дай …», «У меня …», «У кого?»;

кухонные принадлежности для приготовления салата, фартуки.

Словарь: осень, помидор - помидоры, огурец - огурцы, патиссон - патиссоны, фасоль, лук, овощи, огород, доски, ножи, салат; у меня … , дай … , я буду резать …, я нарезал(а ) … ; вымой руки, вымой овощи.

Мы готовим салат. Мы приготовили салат. Ход занятия.

1. Оргмомент.

а) Выставка детских рисунков на тему «Огород».

Педагог предлагает рассмотреть рисунки детей и отмечает работу

каждого ребёнка.

б) Закрепление.

Куда мы ходили вчера?

Что мы делали на огороде?

Какие овощи растут на кустах?

Какие овощи растут в земле?

Какие овощи вы собрали на огороде?

2. Практическая деятельность детей. Приготовление салата.

Дети вместе с педагогом вносят в группу корзину с овощами.

а) Беседа о правилах гигиены. Игра «Можно – нельзя».

Педагог обращает внимание детей на то, что овощи растут в земле и на земле, поэтому они грязные.

Что надо сделать перед приготовлением пищи? Почему?

Педагог проводит игру «Можно – нельзя». Он предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением действий детей и

взрослых. Дети выбирают картинки с изображением «Так надо делать» и «Так делать нельзя». Почему?

б) Приготовление салата.

Во время приготовления салата педагог учит правильно держать нож в руке, помогает детям нарезать овощи, поощряет их самостоятельность и обращает особое внимание на безопасное обращение с режущими предметами.

Все действия детей должны сопровождаться речью.

3. Итог занятия.

Салат готов. Ах, какой красивый он получился!

Дежурные раскладывают салат в тарелки. Дети садятся за столы, пробуют салат и вспоминают, что они делали в процессе приготовления, и из каких овощей приготовили салат.

Затем по желанию дети читают стихотворение «Овощи».

Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»

Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.

2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.

Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде) .

Выставляется сюжетная картина «Огород».

Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).

Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.

3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».

Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:

4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».

Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?

Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.

5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».

Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.

Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.

Например, картофель – корешки; капуста – вершки.

6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».

Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.

Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.

Дети выполняют задание.

Что мы посадили вверху? А что внизу?

Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.

Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.

Выложите на полоски на овощи.

Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.

«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.

Дети «читают» свои схемы.

А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.

7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».

Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.

Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.

Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.

Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.

У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.

8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».

Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.

Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!

Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!

Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!

Кто как говорил?

Ответы детей.

9. Физминутка «Зарядка для овощей».

Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.

Утром солнце встает

И идет на огород:

— Все ли тут у нас в порядке?

Как дела у вас на грядке?

Всем скомандую: подъем!

Мы зарядку проведем.

Все вы делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз,

Подтянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

(приседания, наклоны, имитация движений).

10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».

Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?

Ответы детей.

11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».

Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).

Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь

Какой сок понравился вам больше всех остальных?

12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».

А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.

Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.

Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).

Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.

13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».

А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.

Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.

14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».

Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.

Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…

15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».

Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.

Ответы детей полным предложением.

16. Итог занятия.

Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.

Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя

Кабанова Екатерина Александровна

«Жили –были овощи»

Конспект НОД в старшей группе с использованием современных образовательных технологий:

Здоровье-сберегающая технология: (динамическая пауза игра с движением; пальчиковая гимнастика); использование работоспособности детей в разной пространственной среде (на ковре, на стульчиках, за столом)

Игровая технология: дидактические игры, упражнения.

Исследовательская технология: наблюдения; элементарный опыт, моделирование, экспериментирование.

Социально-коммуникативное развитие:

    Поддерживать у дошкольников желание общаться друг с другом, со взрослыми.

    Воспитывать у детей культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать товарища.

Речевое развитие:

1. Закрепить название овощей.

2. Упражнять в составлении описательного рассказа об овощах по предложенному плану, схеме: Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить?

3. Развивать тактильную память; зрительное внимание.

Познавательное развитие:

1. Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности.

2. Формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3. Закреплять знания об овощах и их пользе для человека.

Предварительная работа.

Разучивание пальчиковой гимнастики по стихотворению Юлиана Тувима «Овощи», рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Дегустация овощей. Разукрашивание контуров овощей. Просмотр мультфильма «Ослик-огородник», Чтение рассказа Н. Подлесовой “Трусливый огурчик”. Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года».

Материал:

1. Музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»

2. Натуральные овощи для игры в «Чудесный мешочек»

3. Литература об овощах: стихи, загадки.

4. Тарелочки с нарезанными кусочками овощей.

5. Картинки и фотографии овощей.

6.Дидактическая игра «Собери картинку» «Собираем урожай»

7. Пластилин. Дощечка для пластилина, стеки.

Ход совместной деятельности.

Организационный момент.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь». Дети становятся по кругу, в центре, на ковре, лежит зелёный обруч «грядка». В нём конверты с заданием.

Ребята, посмотрите, здесь на грядке какие-то письма. (Воспитатель берёт один из конвертов). В нем задание. Надо из частей собрать целое. Игра «Собери картинку» (Дети на ковре из частей собирают картинку с овощем и его называют)

Как можно это назвать одним словом, то что вы собрали?

Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

Какие овощи вы еще знаете?

Где растут овощи?

Основная часть.

Дети с ковра пересаживаются на стульчики.

Игра «Собираем урожай»

А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д.)

Ребята, смотрите волшебный мешочек. Давайте посмотрим что в нём. Будем на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано и класть на стол.

Игра «Чудесный мешочек» (Дети по одному угадывают овощ на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, кладут на стол. По возможности объясняют, как догадались).

Составление рассказа об овощах.

Сейчас каждый из вас возьмёт понравившийся овощ и расскажет о нём. А поможет вам в этом карточка-схема (план). Что это? Где растет? Какой формы, цвета? Какой овощ на ощупь? Какой на вкус? Для чего нужен людям? Что можем приготовить? (Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками. Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре, картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)

Предполагаемые овощи: морковь, лук, свекла, помидор, огурец, горох, кабачок.

А сейчас мы поиграем в очень вкусную игру. Дегустация овощей.

Игра «Угадай на вкус» Дети с закрытыми глазами узнают овощ на вкус.

А вы знаете чем полезны овощи?

Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи» Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (Шагают пальчиками по ногам.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле: (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках.)

ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по правой, левой ладони.)

Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу.

ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (Попеременно прикрывают ладонью кулачок, то на правой, то на левой руке).)

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)

ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Круговое движение правой ладонью по животу).

Игра Доскажи словечко.

Ход игры:

Воспитатель читает текст, дети отгадывают.

Зрел всё лето урожай, что собрали отгадай:

Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …(горох)

А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрицы, молодые…(огурцы).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке…(репка)

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).

Верите- не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на грядке …(помидоры).

Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,

Как зелёный чурбачок, под названьем…(кабачок).

Игра с движением “Ослик”.

(Дети встают в хоровод В кругу обруч зелёного цвета (огород), в обруче муляжи или натуральные овощи по количеству детей, игрушка-ослик)

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит,(дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо)

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть - не знает.(останавливаются, разводят руки в стороны, поднимают плечи)

Слева - свекла, справа - брюква,

Слева - тыква, справа - клюква, (отводят левую (правую) руки в сторону):

Снизу - свежая трава, (приседают, вытягивая руки вперёд)

Сверху - сочная ботва. (поднимаются на носки, руки – вверх)

Давайте поможем Ослику собрать урожай. Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать.(Использование картотеки-загадок про овощи)

Дети отгадывают загадки, отгадавший ребёнок, берёт овощ и кладёт его в корзинку, проговаривая: “Я сорвал баклажан…Я выкопал картошку…”

Лепка овощей из пластилина.

- Асейчас мы сядем за столы, и каждый из вас вылепитлюбой из овощей. Не забудьте выбрать нужный цвет, чтобы каждый догадался у кого какой овощ. Оценка работ детьми. Вылепленные овощи складываем на блюдо.

Итог занятия.

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! Давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.

Заведующая МБДОУ №13 ________________________ ______________________

Расшифровка Подпись

Юлия Клочек
Конспект занятия по развитию речи «Овощи. Огород»

Цель :

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам.

Коррекционно-образовательные задачи :

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

усвоение глаголов с различным значением;

подбор относительных прилагательных к существительным;

употребление в речи предложений со значением противопоставления;

Коррекционно-развивающие задачи :

развивать и активизировать словарный запас по теме «Овощи » ;

развивать мыслительную деятельность, внимание;

Коррекционно-воспитательные задачи :

воспитывать у детей интерес к окружающему;

вырабатывать навыки правильного питания;

Оборудование : картинки-символы; дидактическая игра “Поможем козе Лизе”; картинки с изображением овощей .

Ход занятия.

Организационный момент :

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, хорошее настроение.

А выдохните через рот все обиды и огорчения .

1. Отгадывание загадок.

На огороде в образцовом порядке,

Как на параде построились… (грядки) .

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я… (капуста) .

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная… (картошка) .

Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я - … (свёкла) .

Летом в огороде - свежие , зеленые,

А зимою в бочке - желтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас… (Огурцы) .

Молодцы, правильно отгадали загадки. Как все это можно назвать, одним словом? (Овощи ) .

Какие ещё овощи вы знаете ? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Где растут овощи ? (на земле, под землёй)

Как собирают овощи , которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

Как собирают овощи , которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

Как убирают картофель? (Картофель выкапывают) .

Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают) .

Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

2. Игра «Ласковые слова»

Овощи можно называть ласково.

Помидор – помидорчик.

Огурец – огурчик.

Морковь – морковочка.

Репа – репочка.

Редиска – редисочка.

Свёкла – свеколочка.

Лук – луковичка.

Перец – перчик.

3. Дидактическая игра “Поможем козе собрать овощи” .

Посмотрите, какая на картинке нарисована коза Лиза. Она держит корзинку, тоже хочет пойти в огород и собрать овощи . Давайте ей поможем. (Дети находят картинки с изображениями овощей среди других картинок.)

Каждый ребёнок берёт картинку и комментирует :

Я срезаю капусту.

Я дёргаю морковь.

Я срываю горох.

Я снимаю огурцы.

Я копаю картошку.

Я срезаю кабачок.

Я выдергиваю редиску.

4. Дидактическая игра “Чего не стало”.

(Педагог показывает детям несколько овощей , потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.)

5. Игра «Составь предложение»

Помидор круглый, а морковка…

Редиска мелкая, а редька…

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковка…

Помидор кислый, а чеснок…

Огурец зелёный, а свёкла…

Морковка в земле, а помидор…

6. Пальчиковая гимнастика «КАПУСТА»

- Отгадайте загадку :

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.)

Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)

7. Игра «Назови сок, салат» .

Сок из моркови - морковный

Сок из капусты - капустный

Сок из свёклы - свёкольный

Салат из огурцов - огуречный

Салат из картофеля - картофельный

Суп из гороха - гороховый

Икра из кабачков – кабачковая

8. Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам-символам

Помидор - это овощ . Он растёт в огороде на грядке . Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий, гладкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Вот мы и поиграли с вами в разные игры. Какая вам игра понравилась больше всего? А когда вы испытали трудности? Почему овощи полезно употреблять в пищу?