Деньги

Короленко слепой музыкант учит рассказ. Урок внеклассного чтения по повести «Слепой музыкант

Примерные вопросы для самостоятельного предварительного анализа повести А. Приставкина
«Ночевала тучка золотая»:

1. Где и когда разворачивается действие повести? Как изменяются на протяжении повествования пространственно-временные координаты и что при этом остается неизменным?

2. От чьего лица ведется рассказ? Как способ организации повествования формирует координаты художественного мира произведения?

3. Как поданы в начале повести главные герои произведения:

· Кто они?

· Что знают о самих себе, о своем прошлом?

· Чем и как живут?

· Что дает Кузьменышам их неразрывная братская слитность?

· Что заставило их отправиться на Кавказ?

4. Какое слово с самого начала повести становится ключевым и в судьбе главных ее героев, и в сюжете произведения?

5. Какие эмоционально-психологические состояния, чувства героев последовательно запечатлены на страницах повести? Как бы вы описали, а может быть, и изобразили «эмоциональную кривую» произведения?

6. Чем объясняется многолюдство повести? Что общего в судьбах большинства героев? Охарактеризуйте социальную среду обитания Кузьменышей на разных этапах их жизни: что за люди их окружают? какие отношения складываются у них с этими людьми?

7. Что такое Кавказ в контексте повести и в контексте личных и национальных судеб, представленных в произведении? (Обратите внимание на многочисленные литературные реминисценции, формирующие этот образ.)

8. Кто, почему и за что распинает Сашку? Как переживает это Колька? Что означает для него гибель брата?

9. Зачем Приставкин на место погибшего Сашки «подставляет» чеченца Алхузура? Какой эпизод повести предваряет и предсказывает такое сюжетное решение?

10. Как обозначены в повести источники зла, причины трагедии?

11. Какую роль играют в повести многочисленные цитаты, аллюзии, реминисценции? К каким текстам отсылает читателя автор? Как вообще в этой книге осмысляется миссия слова, его значение в жизни людей?

12. Объясните название произведения.



БРАТЬЯ

Ключевые слова повести появляются уже в посвящении, где сама эта книга обозначена как «беспризорное дитя литературы» 1 , долго не находившее журнального пристанища.

Перешагнув за пределы своего первоначального контекста, формула «беспризорное дитя» определяет общественный статус, образ жизни и судьбу главных героев повести – Кузьменышей. Правда, в центре повествования оказывается не одно дитя, а нераздельное органическое единство двоих – братьев Кольки и Сашки Кузьминых (не потому ли Кузьменышей, что вызывает рифмо-ассоциацию – детенышей?).

Принципиальная значимость братства как формы и способа человеческого существования получает сюжетное подтверждение: когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат.

И все-таки почему не просто дитя, а – братья? Почему безысходно трагическому одиночеству, запечатленному в формуле «беспризорное дитя», Приставкин предпочел неразрывное единство, обозначенное пронизывающим повесть от начала и до конца словом «братья»?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует пристально вглядеться в героев и проследовать за ними по маршруту их судьбы.

Братья Кузьмины являют собой поначалу некое единое неделимое целое, изнемогающее от одного и того же мучительного чувства – голода, одержимое желанием увидеть, «как он, хлеб, грудой, горой, Казбеком возвышается на искромсанном ножами столе», ведомое неодолимым искушением хотя бы почувствовать, как этот вожделенный хлеб пахнет (7).

Они отважно держат оборону против холодного и враждебного окружающего мира, в полной мере используя свое преимущество: «В четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре глаза куда вострей видят, когда надо ухватить, где что плохо лежит» (8). Эту спасительную сторону тандема позднее мгновенно улавливает и заместивший погибшего Сашку Алхузур: «Одын брат – дывахлаз, а дыва брат – четырыхлаз!» (228).

Свое единство Кузьменыши подтверждают практической неразлучностью: «вместе ходят, вместе едят, вместе спать ложатся» (12). И даже когда они на уроки по очереди ходили, чтобы не прерывать «земляные работы» – подкоп под хлеборезку, «получалось, что оба были хотя бы наполовину» (12). Каждый из них осознает себя всего лишь «половинкой», да и для окружающих они нерасторжимое целое. «Их разделить нельзя, они нерасчленимые, есть такое понятие в арифметике… Это про них как раз!» – так, в третьем лице, тем самым подчеркивая объективность факта, рассуждает Колька о себе с братом в тот драматический момент, когда Сашка вдруг заявляет о готовности «по своей воле» расстаться с ним из-за Регины Петровны. Объяснить это, с точки зрения Кольки, можно только одним: «Сашка свихнулся» (191). Ибо вообще-то жили и выживали братья тем, что сами же сформулировали в ответ на вопрос воспитательницы: «А по отдельности вас как? – Мы по отдельности не бываем» (137), где «не бываем» равнозначно «не существуем».

Гибель Сашки становится для Кольки катастрофой, так как это не просто гибель близкого, дорогого, единственного в мире жизненно необходимого существа – это собственная, заживо переживаемая гибель.

Вот он везет сквозь ночь мертвого Сашку: «Он даже не понял, тяжело ему везти или нет. Да и какая мера тяжести тут могла быть, если он вез брата, с которым они никогда не жили порознь, а лишь вместе, один как часть другого, а значит, выходило, что Колька вез самого себя» (204).

Не мыслящий себя вне братского единства, спасающий себя лишь как часть целого, как половинку, на очередной вопрос: «А ты кто же будешь? Ты Колька или Сашка?» – только что навеки простившийся с братом Колька отвечает: «Я – обои!» (208).

Когда же одиночество сомкнулось вокруг него железным кольцом, когда он не только умом, но и всем своим измученным естеством осознал, что нет ни Сашки, ни Регины Петровны с «мужичками», жизнь потеряла для него смысл: для себя, только для себя, сил у него не было. И, свернувшись клубочком на грязном полу заброшенной, опустошенной колонии, он лег умирать.

Жизнь вернется к нему только тогда, когда сквозь мертвящее забытье он вдруг вновь почувствует рядом с собой брата. Именно почувствует, физически ощутит братское участие, братское тепло. Вновь обретенный Сашка толкал ему в лицо железной кружкой и, почему-то «ломая свой язык», уговаривал: «Хи…Хи…Пит, а то умыратсопсем», потом «накрывал брата чем-то теплым и исчезал, чтобы снова возникнуть со своей кружкой». Правда, у этого Сашки было какое-то «странное чернявое, широкоскулое» лицо и, выплыв из забытья, Колька вдруг сознает, что «никакой это не Сашка, а чужой пацан», с «чужим голосом» и чужими словами.

« – Саск нет. Ест Алхузур. Мына так зыват…»

Но Кольке нужен Сашка: « – Ты мне Сашку позови. Скажи, мне плохо без него. Чего он дурака валяет, не идет…» (216)

Так хотелось ему сказать и думалось, что сказал, а выходило лишь мычание. И опять – забытье. А сквозь сон – «виделось, что чернявый, чужой Алхузур кормит его по одной ягодке виноградом» и сует в рот разжеванные кусочки ореха. И это опять рождало ощущение присутствия брата. Точно так же они с Сашкой не раз спасали друг друга. На своем страшном пути к станции с телом мертвого брата Колька вспоминает, как Сашка, случайно найдя под телегой одну-единственную ягодку, принес ее ему, больному, тайком залез под кровать в изоляторе и шептал: «Колька, я принес тебе ягоду смороды, ты выздоравливай, ладно?» (205) Вспоминает и то, как уже он, в свою очередь, спал под санитарным вагоном, где погибал от дизентерии объевшийся с голодухи грязных зеленых овощей Сашка. Время от времени перестукиваясь, они словно сигнализировали друг другу: Я есть. Ты есть. Мы есть.

Так и выживали. Так выжил Колька и теперь. Выжил благодаря тому, что чужой, чернявый, плохо говорящий по-русски Алхузур не столько понял, сколько почувствовал, угадал, что спасение не только в тепле, еде и питье, но и в утолении самой главной – душевной – потребности: « – Я, я Саск… Хоти и даэкзыви… Буду Саск».

И только после этого «дело пошло на поправку» (216).

Своим братством Колька и Алхузур защищаются и от русских солдат («Так это Сашка лежит! Брат мой…» /219/ – выпалил первое, что пришло на ум, Колька молоденькому голубоглазому бойцу, осматривающему в поисках чеченцев колонию); и от чеченских мстителей («Не убей! Он мынэ от быэцспысат… Он мынэ брат называт…»/230/ – отчаянно молит грозного сородича Алхузур); и даже от беспощадной государственной системы в лице лысого («ушлого»!) военного: «Он мой родной брат», – упрямо повторяет на допросе Колька. И в ответ на неопровержимый, с точки зрения следователя, аргумент: «Он же черный! А ты светлый! Какие же вы братья?» – с достоинством и ничуть не кривя душой отвечает: «Настоящие» (239).

И такова сила их убежденности, что перед лицом этого более высокого, чем кровное, родовое, братства отступает, оставляя разноликих Кузьменышей друг другу, не только индивидуальная злая воля, но и смертоносный государственный механизм.

Примечательно, что сами братья Кузьмины, будучи внешне не различимыми для окружающих близнецами и неразлучными товарищами по судьбе, никак не связывали свое нерасторжимое единство с понятием семьи. Попытка квалифицировать их совместное выступление на концерте как «семейный дуэт» вызывает у них внутреннее сопротивление и очевидное недовольство: «семейными ни за что ни про что обозвали!» (137) У них не только сейчас, в их развернутом на страницах повести беспризорном настоящем, нет «на всем белом свете ни одной, ни единой кровинки близкой» (24), но словно никогда и не было и быть не могло. Ни в разговорах, ни в мечтах, ни в воспоминаниях – ни разу, ни прямо, ни косвенно не возникают образы отца, матери, семейного дома. Они даже не примеряют к себе эти понятия, не совмещают, не связывают их с собой.

Лишь однажды в повести возникает разговор о маме. Затевают его скучающие по уехавшей в больницу Регине Петровне ее «мужички». «Без мамы плохо», – жалуется Марат. «Конечно, плохо», – подтверждает Колька, то ли только для малышей, то ли и для себя признавая эту истину. Но в ответ на высказанную «мужичками» уверенность в том, что не только их собственная, но и «все мамы приедут», Кузьменыши, явно не желая развивать эту тему, «заторопились» назад, в колонию (128). Другой пример: на вопрос тетки Зины – «А родители твои игде?» – «Сашка пожал плечами, отвернулся. Он на такие вопросы не отвечал» (111). И даже когда любимая Кузьменышами Регина Петровна предлагает им жить одной семьей, «про семью братья не поняли. Они этого понять не могли. Да и само слово семья было чем-то чужеродным, враждебным для их жизни» (157). Даже на краю гибели, в ужасе и отчаянии, даже умирая, погружаясь в забытье, Колька будет звать не маму, а Сашку.

Но самым пронзительным, страшным свидетельством бессемейности, беспризорности братьев является то, что они не только не знают дня своего рождения, но даже не понимают, что это значит. «Почему день? А если мы ночью родились? Или утром?» (169) – простодушно изумляются Кузьменыши вопросу воспитательницы.

Такую же беспризорность, бессемейность, неприкаянность несет в себе и Алхузур. Правда, у него, в отличие от не ведающих своих истоков Сашки и Кольки, есть корни, есть родная земля, есть род, каждый из мужчин которого для него «дада» – «отэц». Но единственной реальной, жизненно необходимой родней – братом, без которого не выжить и незачем жить, – становится для него Колька.

И о «вторых» Кузьменышах можно сказать точно так же, как о «первых»: «Друг у друга они есть – вот это будет верно. Значит, куда бы их ни везли, дом их, их родня и их крыша – это они сами» (24).

Союз Кольки и Алхузура высвечивает, обнажает то, что в союзе Кольки и Сашки тоже было сущностным, главным: родство душ в единстве судьбы при совершенной разности характеров, при абсолютной личностной уникальности. Это только для равнодушных окружающих «Кузьмины – это все равно, что один человек в двух лицах», так что даже характеристику им выдали одну на двоих, поскольку для посторонних глаз «не только внешность, но и привычки, и наклонности», и все у них одинаковое. Но это для тех, для кого «все дети на одно лицо» (66). А для читателя, которому герои показаны не извне (примечательно, что портретной характеристики нет вообще), а изнутри, братья, неразрывно связанные единой судьбой, взаимной преданностью и удвоенным инстинктом выживания, по сути своей совершенно разные. Они не повторяют, а дополняют друг друга.

Созерцательный, спокойный Сашка – генератор идей. Оборотистый, хваткий Колька – практик, воплощающий эти идеи в жизнь. Именно благодаря такому гармоническому взаимодополнению и берутся они за реализацию дерзких операций под общим девизом «взять жратье»: затевают подкоп под хлеборезку, осуществляют победную акцию «экспроприации» на воронежском рынке, обеспечивают себя сладкой заначкой на консервном заводе. Каждое из этих с юмором и состраданием описанных мероприятий – пример плодотворности взаимодействия точного замысла (идеи) и блестящей организации (воплощения) и одновременно свидетельство жизнестойкости и прочности братского союза Кузьменышей.

Свою разность прекрасно сознают, хотя и скрывают от посторонних глаз, сами братья. «Сашка вон ест быстрее, у него терпежу мало. У меня побольше. Зато он умнее, мозгой шевелит. А я – деловитый» (66), – в знак особого доверия приоткрывает Колька секрет тандема Регине Петровне.

Разность проявляется уже в мелочах: «Если бы кто-то мог знать привычки братьев [примечательная оговорка – никто не знал! – Г.Р.], он и по свисту бы их различил. Колька свистел только в два пальца, а выходило у него переливчато, замысловато. Сашка же свистел в две руки, в четыре пальца, сильно, сильней Кольки, аж в ушах звенело, но как бы на одной ноте» (200).

По-разному и каждый в отдельности, особо, влюбляются они в Регину Петровну. «Это было единственное, что оказалось у них не просто общим, как все остальное, но и отдельным, принадлежащим каждому из них.

Да и нравилось Кузьменышам в женщине разное. Сашке нравились волосы, нравился ее голос, особенно когда она смеялась. Кольке же больше нравились губы женщины, вся ее колдовская внешность, как у какой-то Шахерезады, которую он видел в книжке восточных сказок» (39).

Едва ли не в любой ситуации созерцатель Сашка сохраняет философскую дистанцию, вúдение сути и понимание перспективы, в то время как деятельный, активный, но недальновидный Колька погружается в событие с головой. Так, в охотничьем азарте заготовки запасов повидла Колька совершенно забывает о вечно подстерегающей опасности зарваться и нарваться на беду. Поэтому когда Сашка «задарма» уступает шакалам Волшебную калошу – «золотую, родненькую, славную Глашу» (131), с помощью которой банки с повидлом благополучно сплавлялись с территории завода на пустырь, а оттуда – в тайник, Колька расстроился до слез, потом «рассвирепел», полагая, что брат не иначе как «сбрендил», добровольно отказываясь от надежной кормилицы. Сашка же, изобретший этот остроумный способ самообеспечения, не только не утрачивает чувство опасности, но, что поразительно, не теряет чувство меры и представление нравственного предела, который нельзя переступать: «В краже совесть тоже нужна. Себе взял, оставь другим. Умей вовремя остановиться…» (133).

Еще более явственно разница между братьями обнаруживается в том, как ощущают и объясняют они одно из самых сильных и постоянных своих переживаний – страх. Колька сосредоточен на внешнем и в принципе устранимом его источнике – прячущихся в горах бандитах. Сашкины ощущения сложней и трагичней – это экзистенциальный страх покинутости, заброшенности, одиночества человека во враждебном ему мире:

« – Я не их боялся…», – пытается объяснить он кивающему на «этих», которых все даже называть опасаются, Кольке.

« – Я всего боялся. И взрывов, и огня, и кукурузы… Даже тебя.
– Меня?

– Ага.
– Меня?! – еще раз переспросил, удивляясь, Колька.
– Да нет, не тебя, а всех… И тебя. Вообще боялся. Мне показалось, что я остался сам по себе. Понимаешь?

Колька не понял и промолчал» (152 – 153).

Этот разговор, как и само возникшее вдруг между «половинками» непонимание, – один из характерных для книги Приставкина, но не сразу замечаемых за напряженностью сюжета и социальной остротой повествования прорывов в экзистенциальную область, к онтологическим, метафизическим проблемам человеческого бытия.

По-разному видят братья и личный выход из кавказского тупика. Они даже поспорили о том, бежать ли немедленно, или ждать Регину Петровну. И Колька, для которого «Сашка умней, это ясно», «неохотно согласился» подождать (158). Но и относительно дальнейшего маршрута возникают у них разногласия: «Колька тянул назад в Подмосковье, Сашка звал вперед, туда, где горы» (156).

В разные стороны и направит их беспощадная судьба.

Страшной смертью погибает Сашка, зверски растерзанный за тот серебряный ремешок, который отдал ему перед катастрофой Колька, даже не подозревавший, что передает эстафету смерти. «Горький» Сашка – так прозвали его в поезде, который вез их с Колькой на Кавказ… В поезде же он и отправится, уже окончательно и бесповоротно один, в смертную даль.

А «сладкий» Колька, пережив смерть своей «половинки», а тем самым и собственную смерть, возвращается к жизни усилиями нового брата и вместе с ним, опять-таки в поезде, уезжает в неведомую, засекреченную (?!), но, может быть, все-таки дающую шанс выжить чужую сторону.

И этот шанс на выживание сохраняется, по логике повести, вопреки беспощадному могущественному давлению извне и благодаря неистребимости, спасительности, целительности человеческого братства. Братство в книге Приставкина по существу выступает синонимом человечности.

СРЕДА ОБИТАНИЯ

Среда обитания – это социальное, бытовое, нравственное, психологическое пространство жизни человека. Это то, что формирует его характер, лепит личность, корежит или насыщает светом душу. Каков же жизненный контекст судьбы Кузьменышей?

Социально-бытовые обстоятельства жизни героев повести можно определить одним словом: страшные.

Детдомовцы, колонисты, беспризорные – таков их общественный, официальный статус. В переводе на обиходный, в том числе их собственный язык – «урки», «шакалы», «шпана», «блатяги», «дикая орда»…

Надпись на бывшем «Силькозтекнюкоме», куда их вывезли из «подмосковной шараповки», гласит: «Для переселенцев из Мос. обл. 500 ч. Беспризорные». Чьей-то недоброй волей заброшенные в чужую враждебную сторону «для какого-то невероятного эксперимента», они и сами не могут понять, кто же теперь они есть и что означает в этом зловещем «500 ч. Беспризорные» буква «ч»: «чечмеков, чумаков, чудиков? А может быть, чужаков?» (61).

Даже сиротами мальчиков никто не называет, и, пожалуй, сами они себя таковыми не чувствуют, ибо сиротство – это некое положение относительно родителей, это присутствие, пусть со знаком минус, родителей в судьбе ребенка. Здесь же – абсолютная пустота в самόмпервоистоке человеческого бытия: не просто беспризорность, бессемейность – безродность.

Неизбывной горечи и боли исполнено авторское отступление на эту тему: «А может, это все сказки, что безродные – колонисты да детдомовцы – рождаются? Может, они сами по себе заводятся, как блохи, скажем, как вши или клопы в худом доме? Нет их, нет, а потом, глядишь, в какой-то щели появились! Копошатся, жучки эдакие, и по рожам немытым видно, по движениям особенным хватательным: ба! Да это наш брат беспризорный на белый свет выполз! От него, говорят, вся зараза, от него и моль, и мор, чесотка всякая…. И так в стране продуктов не хватает, а преступность растет и растет. Пора его, родного, персидским порошком, да перетрумом, да керосинчиком, как таракашек, морить! А тех, кто попрожорливее, раз – и на Кавказ, да еще дустом или клопомором рельсы за поездом посыпать, чтобы памяти не осталось. Вот, глядишь, и не стало. И всем спокойно. Так на совести гладко. Из ничего вышли, в ничего ушли. Какое уж там рождение! Господи!» (170).

Вся система отношений и обстоятельств, в которую погружены Кузьменыши, направлена на то, чтобы вытравить из них сознание осмысленности и ценности своего существования, низвести его на уровень физического прозябания, а в конце концов обратить в не-существование – так, чтобы памяти о них не осталось: «из ничего вышли, в ничего ушли» (170).

Человеческое окружение Кузьменышей многолико, многоголосо, многолюдно – это вся Россия, поднятая на дыбы, взбаламученная, пущенная по миру, но не только войной с внешним врагом, которая «всех перевернула и выкинула из привычного» (93), но – и это еще страшней! – не ведающей пресыщения, беспощадной, истребительной войной власти с собственным народом. Главным методом этой войны было тотальное выкорчевывание – всех и отовсюду, так чтоб ни дома, ни социальной ниши, ни профессиональной, ни национальной почвы под ногами – никакой почвы чтоб не было, чтоб не люди, а «тучки», «песчинки», «перекати-поле», покорные швыряющей их из стороны в сторону воле, безропотно влачились по «пустыне» необъятного отечества. Об этом страшно и неопровержимо свидетельствуют судьбы самих Кузьменышей, воспитательницы Регины Петровны, жены погибшего летчика, которая после гибели мужа оказалась со своими детьми никому не нужна; проводника Ильи Зверка, в тридцатом лишившегося раскулаченных родителей, а в начале войны повторившего их путь в товарняке в далекую Сибирь (83) и с тех пор скитавшегося непрерывно; тетки Зины и ее земляков из Курской области, которых «тоже привезли» (113) в кавказский «рай» за то, что в оккупации не погибли, а жили и выжили; одноногого возчика Демьяна, в «шашнадцать» выселенного «за лошадь» (190), а теперь, после войны, «без надежды» поселившегося в чужом, богатом, но враждебном к пришельцам краю. «Дом-то где? Где? Нету…» (93). И быть не должно. Поэтому и на «энтих… черных», которых большая война пощадила, такую силу бойцов нагнали, «будто /…/ окружение под Сталинградом делали», и – всех скопом, живых и мертвых, малых и больших, прочь «вывозили»… (190) «Привезли», «вывозили»… Неопределенно-личная, обезличивающая, уничтожающая, убийственная сила – что может противопоставить ей одинокая (и даже прижавшаяся к другой такой же одинокой, теплой, уязвимой) человеческая личность?..

В этой беспощадной мясорубке люди не живут – выживают, часто ценой утраты, забвения, предательства собственной человечности. Равнодушие друг к другу, нравственная глухота и слепота даны в повести не просто как проявление личностной коррозии отдельных человеческих особей, а как результат воздействия целенаправленной государственной политики вытравливания нравственной вменяемости. Все тот же вездесущий Колька становится неожиданным и невольным недоумевающим свидетелем трагедии ссыльных чеченских ребятишек – тех, кого «вывезли» в одной из первых партий, еще до прибытия Кузьменышей на Кавказ. Запертые в зарешеченных вагонах, они вопили, кричали, плакали, протягивали сквозь решетки руки, о чем-то молили, но никто, кроме Кольки, «как оказалось, этих криков и плача не слышал. И машинист седенький с их паровоза мирно прохаживался, постукивая молоточком по колесам, и шакалы суетились у поезда, и люди на станции двигались спокойно по делам, а радио доносило бравурный марш духового оркестра: «Широка страна моя родная…» (46). Растерянный, желающий, но бессильный помочь, не понимающий, о чем просят, Колька, разумеется, не догадывается, что это роковая встреча, что черноглазые иноязычные пленники – его собратья по судьбе, что один из таких, как они, спасет ему жизнь, станет настоящим братом и не понятая тогда отчаянная детская мольба – «Хи! Хи!» – эхом отзовется в обращенных к нему призывах новоявленного чернявого «Сашки»: «Хи… Хи… Пит, а то умыратсопсем… Надо пит водды… Хи… Пынымаш, хи…» (215). Может быть, потому и будет ему протянута эта спасительная кружка с водой, что тогда, при встрече в пути, он единственный посочувствовал и хотел помочь. Не мог, но хотел…

Коллективная нравственная глухота, продиктованная страхом, звериным инстинктом самосохранения, в свою очередь, становится почвой для безоглядной жестокости и ненависти к тем, на кого руководящая рука указывает как на врагов: «Басмачи, сволочь! К стенке их! Как были сто лет разбойники, так и остались головорезами! Они другого языка не понимают, мать их так…. Всех, всех к стенке! Не зазря товарищ Сталин смел их на хрен под зад! Весь Кавказ надо очищать! Изменники Родины! Гитлеру прод-да-ли-сь!» (147). Этому крику ярости солдата, раненного в перестрелке с сопротивляющимися переселению чеченцами, вторит в повести уже из другого, нашего, времени ветеран карательных акций – из числа тех, «кто от Его имени волю его творили»: «Всех, всех их надо к стенке! Не добили мы их тогда, вот теперь и хлебаем» (225).

Когда писалась и публиковалась повесть, кавказский котел был прочно закрыт крышкой еще той, сталинской, выделки и запечатленные Приставкиным реваншистские настроения («Они верят, что не все у них позади…» /226/) казались не более чем бессильной старческой, на грани маразма, злобой. А когда давление на крышку сверху ослабло и давлением изнутри ее сорвало, события полувековой давности стали кровавой и страшной сегодняшней действительностью…

Но вернемся к Кузьменышам. Большинство людей, с которыми жизнь сталкивает братьев, равнодушны к ним, а то и потенциально или открыто опасны для них.

Символична в этом плане уже первая сцена, где один из Кузьменышей – Колька – сосуществует рядом с усатым подполковником с пачкой «Казбека» в руках, абсолютно не замечающим вожделенно глазеющего на коробку папирос оборвыша. Так же не замечают братьев и многие другие люди, по долгу службы обязанные интересоваться ими и даже заботиться о них. «Никто не поинтересовался, отчего они вдруг решили ехать, какая нужда гонит наших братьев в дальний край» (17). Никто не догадывался об истинной причине их отъезда на Кавказ, никто не провожал их на вокзал, никто не побеспокоился о том, чтобы они не умерли с голоду по дороге: «Выдали по пайке хлеба. Но наперед не дали. Жирные будете, мол, к хлебу едете, да хлеба вам давать!» (19).

Воплощением убийственного (в буквальном смысле) равнодушия предстает директор томилинского детдома Владимир Николаевич Башмаков, который, как пишет, солидаризируясь с героями, автор, «и владел нашими судьбами, и морил нас голодом» (27). Этот «наполеончик» с коротенькими ручками и властным характером, к несчастью, не был исключением. Он принадлежал к преступному множеству тех «жирных крыс тыловых, которыми был наводнен наш дом-корабль с детишками, подобранными в океане войны…» (27).

Сами «детишки» тоже были разные, и отношения между ними складывались отнюдь не благостные. Мучительная и постоянная борьба за выживание оборачивалась вынужденной борьбой каждого против всех, кто мог лишить жизненно необходимой пайки. Закон детдомовской жизни был жесток: «Сильные пожирали все, оставляя слабым крохи, мечты о крохах, забирая мелкосню в надежные сети рабства…» (8).

И тем не менее в этом бушующем море ненависти есть островки добра и теплоты. Прежде всего – это сами Кузьменыши, которым их братский союз помогает в нечеловеческих, жестоких обстоятельствах остаться людьми, не превратиться в «шакалов», в «урок», в «шпану». Именно благодаря тому, что они есть друг у друга, в душе каждого из них не угасает любовь, теплится, вопреки окружающему холоду, доверие, жалость, сострадание – причем не только друг к другу, но и к окружающим, чужим и даже враждебным людям. Едва отъевшись сами, они с сожалением думают о томилинских шакалах, вместе с которыми «за крошечку сахарина продавались в рабство» (129); они искренне жалеют обманувшего их Илью, когда видят его сгоревший дом и думают, что и он погиб; и даже распявшего Сашку чеченца Колька не убить, а только спросить хочет: за что?.. А каким высоким благородством исполнена их любовь к Регине Петровне, для которой они становятся истинными рыцарями, заступниками, защитниками! И, наконец, братское единение Кольки и Алхузура – это символ подлинной, неистребимой человечности.

Да и на пути Кузьменышей один за другим появляются добрые, хорошие, порядочные люди.

Первый, кто, столкнувшись с ними, посмотрел не сквозь них, не поверх голов, а на них и хотя и мельком оглядел братьев, но тут же что-то «пробормотал насчет одежды», то есть заметил, как дурно, неподходяще для дальней, тяжелой дороги они экипированы, был Петр Анисимович Мешков – «Портфельчик», как называли его подопечные. Редкостно честный, глубоко порядочный человек, всю жизнь проведший на хозяйственной работе и ушедший с нее, «ибо тащили вокруг все и вся», а он этого делать не хотел и не умел, «Портфельчик», с присущим ему чувством ответственности, принял под свою опеку «пятьсот головорезов худших из худших» (103). И делал все, что в его силах и сверх этих сил, чтобы помочь им выжить. И, пока сам был жив, ни на минуту не расставался со своим невзрачным портфелем, хранившим детские документы, чтобы в этой стране отчуждения, где, как сказано в другой знаменитой книге, «нет документа, нет и человека», никто не мог усомниться в факте существования этих несчастных «500 ч.».

Человеческой теплотой, сохраненной, вопреки условиям существования, одаривали Кузьменышей тетка Зина (между прочим, единственная из всех людей – еще корову Машку невозможно было ввести в заблуждение – безошибочно различавшая близнецов), шоферица Вера, воспитательница Ольга Христофоровна. Эти люди, по возможности, помогают братьям выжить и нравственно сохраниться, хотя обстоятельства их собственной жизни, казалось бы, должны были лишить их сил и способности к состраданию.

Активно насаждаемой сверху ненависти всех ко всем, особенно к «чужим» («чечмекам»!) противостоит естественное, органичное, нормальное убеждение нормальных людей в том, что иное не значит плохое, что ответственность за зло лежит на конкретных его носителях, а не на народах. Говорится об этом очень просто, естественно, кстати – так что урок понятен даже ребенку, хотя и вызывает у него неизбежные в данной ситуации дополнительные вопросы:

« – Они хорошие евреи, – подтвердил Колька. [Это про грузчиков на консервном заводе, которые, оказывается, тоже евреи, как и те, про которых Регина Петровна говорит, что они Библию написали. – Г.Р.]
– А почему евреи должны быть плохими? – спросила с интересом Регина Петровна. И о чем-то задумалась. Вдруг она сказала: – Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди.
– А чечены? – выпалил Сашка. – Они Веру убили» (165).

Регина Петровна на сей раз ничего не ответила на вопрос о «чеченах», но о чеченском мальчике, который отвел в сторону нацеленное на нее дуло ружья 2 , о пощадивших ее ночных разбойниках забыть не могла. Она понимала и Кузьменышам пыталась объяснить: «Не надо было папаху трогать. /…/ Будто я что-то живое резала» (155). Иными словами: нельзя в чужой, особенный, уникальный мир вторгаться силой и перекраивать его на свой лад.

Социальная модель нормального, человечного сосуществования людей разных национальностей и разных миров представлена в повести в образе детприемника, куда попадают выловленные в горах и едва не одичавшие Колька и Алхузур. Здесь живут веселый и нескладный татарин Муса, справедливый ногаец Балбек, аккуратная и предупредительная немка Лида Гросс, а также армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Здесь же оказываются и курносый русачок со своим черноглазым, едва говорящим по-русски братом – Кузьменыши.

У представителя официальной власти – человека в штатском, но с военной выправкой и жесткими замашками – состав приютской компании вызывает раздражение и подозрения: «Понабрали тут», – презрительно бросает он собравшимся работникам, – «Надо знать, кого принимаете». От этих слов «взрослые почему-то вздрогнули», но мужественная воспитательница Ольга Христофоровна, несмотря на собственную уязвимость (она немка), с достоинством отвечает: «Мы принимаем детей. Только детей» (242). Среди этих детей есть и слепые. Слепые физически, но зрячие по существу: добрые, умные и чуткие. Обладающие даром видеть добро в ослепленном ненавистью мире. То добро, которое открывается не глазу, а сердцу, которое сводится к очень простым, но замутненным хитросплетениями зла и напором агрессии истинам.

Оголтелому, безумному и самоубийственному призыву «Всех, всех их надо к стенке!» (225) в повести Приставкина противопоставлено детское, простодушное и единственно спасительное желание: «Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые, вон как мы, собранные в колонии, рядышком живем?» (206). Это «как в колонии» не может не вызывать горькой усмешки, но что другое мог противопоставить войне на всеобщее уничтожение «общественный» ребенок?..

«Эмоциональная кривая» повествования

Повесть Приставкина потрясает не только своей «фактурой», хотя события и судьбы сами по себе потрясающие. Мощь эмоционального воздействия обусловлена, кроме того, пронизывающей достоверностью, психологической заразительностью воспроизведенных в ней экстремальных душевно-физиологических состояний.

Эмоциональная насыщенность, густота, «температура» повествования предельно высока от начала до самого конца книги, притом что характер и содержание переживаний меняются, психологический рисунок усложняется, обогащается новыми красками. Читательское напряженное внимание-сопереживание усиливается с каждым новым эпизодом – возникает эффект эмоционально-психологической «воронки», обусловленный, с одной стороны, «изобразительной силой таланта» (М. Булгаков), а с другой – субстанциональным, всечеловеческим, внятным не только на сознательном, эстетическом, но и на подкорковом, физиологическом уровне характером описанных переживаний.

Если попытаться вычертить некую условную эмоциональную кривую повести, то выглядеть она будет приблизительно так. Сначала по нарастающей: голод – страх – паника. Затем перепад, переключение в иную, мажорную плоскость: любовь, ревность, грусть, счастье. И опять контрастный, на сей раз катастрофический слом: ужас, отчаяние, гибель. И, наконец, финальные переживания, знаменующие воскресение, возвращение к жизни: боль и надежда.

СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ Этюд (1886) Попельский Петр (Петя, Потрусь, Петрик) - главный герой. Подзаголовком - «этюд» - автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. «Основной психологический мотив этюда составляет инстинктивное, органическое влечение к свету», - писал автор в предисловии к шестому изданию своей повести. Подробнее он рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят еще теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нем. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен - но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света». П. родился в богатой семье помещика Юго-Западного края. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий».


в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом П., не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: П., уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал. Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая убедительный пример несломленной судьбы, поэтичная и правдивая в деталях, не раз вызывала сугубо профессиональные споры, сводившие ее содержание к проблеме убедительности или неубедительности описания истории болезни. К таковым относится выступление слепого профессора психологии А. М. Щербины (1916). На критику Короленко отвечал так: «Щербина - позитивист до мозга костей. Он или судьба за него сделали то, что хотел сделать мой Максим. Разбил задачу на массу деталей, последовательных этапов, разрешил их одну за другой… и это закрыло от него дразнящую тайну недостижимого светящегося мира. И он успокоился… в сознании. И уверяет, что он доволен и счастлив без полноты существования. Доволен - да. Счастлив - наверное нет».

Я никогда не задумывалась о смысле жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я обратилась к произведению В.Г.Короленко «Слепой музыкант».


Для каждого человека в определённое время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нём множество разных дорог, и будущее человека, его счастье зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен это огромный мир, — слепому? Герою Короленко — слепорождённому Петру — приходится пройти немало препятствий на пути к счастью. С детства он знал один только мир, спокойный и надёжный. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть свет, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот мир благодаря чуткому восприятию его звуков. Однако первой встречей с реальным миром, первым потрясением Петруси становится встреча с семьёй Ставрученков. Он узнаёт о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Сначала к этим беседам, спорам слепой прислушивался «с выражением восторженного изумления, но вскоре он не мог не заметить, что эта живая волна катится мимо него, что ей до него нет дела». Он чувствует себя чужим. Эта встреча резко обострила его страдания, поселила в душе сомнения. Очень сильно меняется отношение Петруси к жизни после встречи со слепыми звонарями во время посещения монастыря. Один из них — Роман — был добрым, но он ослеп, когда ему было семь лет отроду, другой же — Егорий — был злым, ненавидел детей, он ненавидел этот мир, эту судьбу, которая так жестока его обделила.
тр чувствовал свою схожесть с Егорием, теперь он считал, что все слепорождённые злые, он завидовал слепым нищим, которые в заботе о пропитании и тепле забывают о своём горе. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твёрдый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!» — бросает Максим своему племяннику. И Пётр в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Пётр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Не менее важную роль в жизни Петра сыграла его подруга Эвелина. Она была светлым пятном, той самой надеждой, которая помогла Петру преодолеть своё горе и найти счастье. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало слепого. Их дружба много дала и Эвелине; как и Пётр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для неё встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять её.
лодые люди пытаются увлечь мечтами и ожиданиями, мечты опьяняют её, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своём чувстве Петру. Ради него она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви. Я считаю, что Петруся нашёл своё счастье, он преодолел препятствия, трудности, встречавшиеся на его пути. Он поборол ту злобу, тот эгоизм, с которым, как он считал, живут все слепорождённые. Слепой музыкант проделал нелёгкий путь к счастью. Но это и есть жизнь, это и есть счастье. Нужно жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели. Ведь жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении. Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому «приходится налегать на вёсла» и идти к свету, солнцу, счастью!

«Слепой музыкант» анализ произведения В. Короленко приведен в этой статье. Тема, идея, жанр, проблематика, главные герои, сюжет и композиция произведения «Слепой музыкант» раскрыты в этой статье.

«Слепой музыкант» Короленко анализ

Год написания — 1886

Толкование названия:

«Слепой» (калека, неполноценный человек, что требует ухода)
«Музыкант» (творческий, талантливый человек, что нашел свое призвание)
Тема: Духовное испытание личности, которая должна найти саму себя, смысл своего существования среди людей. Роль искусства в формировании личности

Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.

Жанр: Повесть

Главные герои «Слепой музыкант»

Петр Попельский — слепой музыкант;
мать Анна Михайловна (урожденная Яценко);
дядя Максим (брат матери);
конюх Иохим;
Эвелина — любимая Петра;
братья Ставрученко;
Егорий, Роман -звонари;
слепые

Проблематика «Слепой музыкант»

воспитание;
формирования позитивной жизненной позиции;
поиска смысла жизни;
сочувствие человеческому горю;
отношение к людям с ограниченными возможностями;
смириться или бросить вызов судьбе

Композиция — 7 разделов и эпилог

Сюжет «Слепой музыкант»

два рассказа

  • о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
  • о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.

Элементы сюжета «Слепой музыкант»

Экспозиция: предчувствие беды — и приговор: «Ребенок родился слепой». Это трагедия. Как сложится его жизнь?
Развитие действия: влияние окружающих на судьбу мальчика: (мама, дядя Максим, Иохим, Эвелина, слепые певцы).
Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе? (Встреча с звонарем, паломничество со слепцами).
Развязка: путь поисков, долгожданное счастье: жена, сын, талант, признание.
Эпилог: вместо слепого, эгоистического страдания он нашел в душе ощущение жизни. «… Он стал чувствовать и человеческое горе и человеческую радость».

Символы в произведении «Слепой музыкант»

Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.


Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.

Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.

Чему учит произведение «Слепой музыкант»? Быть милосердными к окружающим, человечными, терпимыми к человеческому страданию и как прожить достойную и полноценную жизнь.

Чему учит повесть Короленко » Слепой музыкант? «

Творчество В. Короленко еще при его жизни стало символом совести и чести эпохи. Благодаря своей наблюдательности и умению понимать людей, писатель черпал сюжеты для своих произведений из реальных жизненных событий.

В. Короленко писатель-гуманист, в его произведениях человеческие чувства всегда выносятся на первый план. Благодаря силе писательского слова, автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами.

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе. В рассказе « Слепой музыкант» очень четко прослеживается такая тематика. Короленко предоставляет возможность разобраться, что действительно есть слепотой человека: физическое или духовное ее проявление.

«Слепой музыкант» - краткий пересказ

Первые страницы рассказа повествуют о том, что в семье богатых украинских помещиков родился мальчик. Со временем странное выражение лица маленького Петеньки, толкает его мать на мысль, что ребенок слепой. Врач подтверждает ее догадки и констатирует, что мальчик никогда не сможет видеть.

Это полностью меняет жизнь матери, она начинает непрерывно заботиться о своем несчастном сыне и дарить ему максимальное количество материнской любви. У матери Петра есть родной брат - Максим Яценко, храбрый мужчина, которого еще с раннего детства тянуло на безрассудные подвиги.

Он убежал в Италию, чтобы взять участие в противостояние с австрийцами в составе отряда Гарибальди. В сражение он теряет ногу и вынужден вернуться назад на родину. Максим делает замечания своей сестре, что она не сможет путем безграничной заботы о Петеньке, воспитать в нем настоящего мужчину и сам берет на себя эту миссию.

Петенька рос очень впечатлительным мальчиком: его пугали звуки природы, он не мог справиться с обилием эмоций от различных шумов и часто терял чувство от них. Очень часто маленький Петенька заходит в конюшню, чтобы послушать как старый конюх Иохим играет на своей дудке.

Эта музыка захватывает Петю, духовно насыщает и завораживает его. Увидев это, Максим просит конюха петь слепому мальчику народные песни, что еще больше покоряет сердце незрячего. Единственным другом Петеньки была девочка Эвелина, дочь соседского помещика.

Вместе ребята росли, а вступив в юношество, ощутили настоящие чувства друг к другу. Эвелина, душа которой переполнена любовью и жалостью к Петру, принимает твердое решение стать его супругой, чтобы всю жизнь быть рядом с любимым человеком.

Истинная слепота и духовное прозрение

К тому времени, Максим научил играть Петра на фортепиано. Мелодия, которую он играл, завораживала всех слушателей: слепой мальчик умел материально ощущать все звуки, они помогали ему видеть окружающий мир без зрения.

Это дало возможность Петру осознать, что, несмотря на свои физические ограничения, он может стать полезным обществу. Чтобы привить племяннику чувство жизненной борьбы, дядя Максим везет его на паломничество в монастырь, где знакомит главного героя с такими же слепыми юношами как он.

Егорий и Роман потеряли зрение по разному: один, подобно Петру, родился незрячим, второй ослеп в 8 лет. В отличие от Романа, Егорий был озлобленный на весь мир он завидует своему другу, что он видел окружающую природу, себя, и лицо своей матери.

Роман же кроток и ласков, он пытается помочь Петру, объясняя разницу в цветах, описывая те или иные предметы. Через несколько лет, Петр становится известным музыкантом, публика восхищается его талантом.

Короленко В., "Слепой музыкант"

Жанр: повесть

Главные герои рассказа "Слепой музыкант" и их характеристика

  1. Петр, Петрусь, Петрик Попельский, слепой от рождения. Талантливый музыкант. Ищет смысл в жизни, хочет приносить пользу людям. Верный в любви, настойчивый в деле.
  2. Эвелина Яскульская, дочь соседей Попельских. Яркая красавица, рассудительная и спокойная. Добрая и нежная. Сильно любит Петра и готова помогать ему всеми силами.
  3. Максим Яценко, его дядя. Старый революционер, искатель правды. Иногда суровый и жесткий, прямой.
  4. Анна Михайловна, мать мальчика. Добрая и любящая.
  5. Иохим, конюх, первый учитель мальчика, открывший перед ним мир музыки.
Кратчайшее содержание рассказа "Слепой музыкант" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В семье помещиков Попельских рождается слепой мальчик, воспитанием которого начинает заниматься дядя Максим Яценко.
  2. Петрусь растет и однажды слышит звуки свирели, он влюбляется в музыку и его учителем становится конюх Иохим.
  3. Петрусь знакомится с Эвелиной, его ровесницей, и между детьми завязывается самая нежная дружба.
  4. Повзрослевший Петр считает себя лишним в этой жизни, но Эвелина убеждает его в обратном и говорит о любви и свадьбе.
  5. Вместо Киева Петр отправляется в паломничество вместе с другими слепыми и возвращается совсем другим человеком,спокойным и уверенным в своих силах.
  6. Петр и Эвелина женятся, у них рождается нормальный мальчик, а Петр выступает с концертами, играя замечательно и вдохновенно.
Главная мысль рассказа "Слепой музыкант"
Чтобы понимать и чувствовать мир, сердце и душа человека оказываются важнее его зрения.

Чему учит рассказ "Слепой музыкант"
Эта повесть учит нас не смиряться с ударами судьбы, не сдаваться и не опускать руки. Учит тому, что любой человек может найти свое место в жизни, может приносить пользу, жить насыщенной жизнь. Учит тому, что семья всегда остается для человека надежной опорой и поддержкой. Учит верить в свои силы.

Отзыв на рассказ "Слепой музыкант"
Необычайно красивая и романтичная история любви, рассказанная Короленко, не может оставить равнодушным никого. Мне очень понравилась девушка Эвелина, которая смогла помочь любимому найти самого себя и обрести цель в жизни. Она смогла сделать его счастливым и это очень много. А дядя Петра Максим сделал так, что Петр вырос чутким и отзывчивым человеком, а не избалованным эгоистом, и это тоже хорошо. Эти два человека фактически спасли Петра, его душу и сердце.

Пословицы к рассказу "Слепой музыкант"
Жизнь прожить - не поле перейти.
Без пользы жить - лишь землю тяготить.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Жизнь без цели - пустая жизнь.
Без любимого и мир постыл.

Глава 1.

Ребенок родился в богатой семье и сразу зашелся криком. Молодая мать испуганно спрашивала, почему ребенок кричит, но бабка говорила, что так и должно быть.
А ребенок родился слепым.
Сперва никто не заметил, что ребенок слепой. Только мать что-то почувствовала, глядя как ребенок все ищет руками. Доктор сперва успокаивал ее, но потом привез офтальмоскоп и проверил глаза ребенку. Он подтвердил, что мальчик слеп.

В семье мальчика, кроме отца и матери, жил дядя Максим Яценко, брат матери. По молодости он был революционером и реформатором. И даже сражался в Италии под руководством Гарибальди.
Однажды его изрубили австрийцы и все считали, что Максим умер. Но он выжил и вернулся домой без ноги и с перебитой рукой. Он стал много читать и считал, что в жизни нет места для инвалидов.
Когда родился слепой мальчик, Максим стал часто о нем думать.
Максим видел как родители балуют слепого мальчика и однажды серьезно поговорил с ней о мальчике. Мать перестала баловать ребенка и тот стал быстро ползать и ощупывать предметы.
Мальчик скоро научился узнавать по звукам мать, отца, няньку, Максима. Он рос подвижным и живым ребенком. У него было тонкое осязание, но в основном мир он изучал с помощью звуков.
Шел третий год, весна. Мальчик с удивлением прислушивался к новым звукам, проникавшим в дом и не мог понять что они означают.

Однажды мать вывела мальчика в поле и посадила рядом с собой на холме. Мальчик почувствовал солнце, его оглушили необычные звуки и он потерял сознание.

Дядя Максим погрузился в изучение тонкостей детской психологии и имел свои планы относительно будущего мальчика. Он хотел вырастить из него борца с несправедливостью.
Мать стала объяснять мальчику те новые звуки, которые он не понимал и мальчик довольно кивал головой.
Потом мальчик сам стал расспрашивать обо всем, пытался представить аиста и его размеры, малиновку.

Глава 2.

Мальчик все с большим вниманием прислушивался к звукам природы.
Ему исполнилось пять лет и он уже ходил по двору помогая себе палкой.

Однажды мальчик услышал тихие и прекрасные звуки и стал расспрашивать о них мать. Не сразу та догадалась о чем идет речь. Это играл на свирели конюх Иохим
Когда-то Иохим был влюблен в Марью и мастерски играл на скрипке. Но несчастная любовь заставила его забросить скрипку. Иохим перепробовал несколько дудок и наконец сделал себе дудку сам, из ивы, что росла на берегу речки.
Однажды в конюшню, где играл Иохим, пришел молодой панич, который жадно потянулся к нему ручками. Здесь сына и нашла встревоженная мать.
Петрусь стал бывать у Иохима каждый вечер и Анна Михайловна почувствовала ревность. Она велела привезти из города пианино.

Когда пианино привезли, Анна Михайловна решила покорить сына. Она стала играть трудную и красивую пьесу, но пианино не смогло победить простую дудку. Петрусь чуть было не потерял сознание. А Иохим презрительно посмотрел на пианино.

Много слез пролила мать, после своего поражения, а Петрусь все бегал к Иохиму. И мать прислушиваясь к звукам дудки, начинала понимать их великую силу.
И вот Анна Михайловна стала играть каждый вечер и с каждым разом у нее получалось все лучше. Петрусь не обращал внимания на эти звуки, но Иохим признал, что пани играет очень хорошо, душевно, и однажды вместе с Петрусем подошел к окну дома и долго слушал.
Теперь Петрусю не казались звуки пианино крикливыми, он понял их очарование. И однажды зашел в гостиную и стал нажимать на клавиши.
Максим был не слишком доволен увлечением Петруся музыкой, ведь он искал для него иного будущего. Он не понимал, что песня тоже может быть оружием и может нести людям правду. он забыл, что в древности бандуристы были по большей части слепыми.

Иохим спел для Максима и Петруся народную песню про казаков и жнецов.

Мальчик словно наяву видел образы из песни, и Максим понял, что его душа откликнулась на поэтические образы.

Глава 3.

Благодаря Максиму мальчик развивался физически и даже стал кататься на лошади.
Максим занимался с мальчиком историей и литературой, Петрусь научился читать. Но ему очень не хватало общения со сверстниками.

В соседнем имении поселились пан Яскульский с женой.У них родилась дочь, сверстница Петруся, красивая маленькая девочка с русой косой и голубыми глазами. Девочка поражала всех своей необыкновенной рассудительностью.
Однажды Петрик сидел на холме и услышал незнакомые шаги. Детский голос обратился к нему, спрашивая, кто так хорошо играл. Петрик признался, что играл он, но неожиданно разгневался и прогнал девочку.
Через несколько дней девочка снова проходила мимо и они разговорились с Петрусем. Неожиданно девочка узнала, что Петрусь слеп, она горько расплакалась и обняла несчастного мальчика.
Дети много говорили, Петрусь рассказал о том, как выучился читать, а девочка назвала Максима страшным.

На следующий день девочка пришла в гости к Петрусю, удивив и Максима и мать. И Анна Михайловна нежно обняла девочку.

Эвелина стала учиться у Максима, чем был немного обеспокоен отец девочки, старый шляхтич. Он поговорил с Максимом и тот сказал, что не будет касаться в обучении вопросов веры.
Дружба была счастьем для обоих. Петрусь нашел общение, которого ему не хватала. Эвелина восхищалась его игрой.

Глава 4.

Мать мальчика и Максим искренне радовались дружбе детей, видя в ней только пользу.
Максим считал, что полностью контролирует душевный рост мальчика, но тот развивался самостоятельно. Мальчик стал беспокойным и иногда видел странные сны, которые будоражили его сознание.

Однажды Максим увидел, как Анна Михайловна помогает Петрусю научиться различать цвета аиста по звукам. Она ударяла на разные клавиши пианино, когда тот касался руками перьев разного цвета.
Мальчик был окружен заботой, но не мог не мечтать о том, что сможет видеть. Он не мог смирится со своей слепотой.
Мальчик взрослел и все чаще грустил, а подчас зарывался в траву и горько плакал. В эти минуты его всегда поддерживала Эвелина
Однажды вечером Петрусь вдруг почувствовал как по небу пролетел метеор.Мать печально засомневалась, но Эвелина подтвердила, что мальчик иногда знает просто так.

Глава 5.

Прошло несколько лет. Петр стал юношей. Выросла и Эвелина. А вокруг усадьбы бурлила жизнь.
Максим пригласил в гости старого товарища Ставрученко с сыновьями, один из которых изучал музыку. Оба сына изучали народный дух в народном творчестве.

В один из вечеров, после спора молодежи с отцами, молодой Ставрученко спросил Эвелину, что та об этом думает.
Девушка сказала, что считает, что у каждого в жизни своя дорога. И студенты весело смеялись.
Эвелина уже давно повзрослела и имела четкие планы на дальнейшую жизнь, о чем она и сообщила молодым людям.
На слепого эти разговоры действовали странно. Он прислушивался, но сам молчал и чувствовал себя лишним. Когда гости уехали, душа Петра наполнилась тоской и страданием.
Максим стал часто спорить с его матерью, которая мечтала о спокойной жизни для сына. Максим же хотел Петру полную событий жизнь.
Впрочем, эти споры прекращались при Эвелине. Между Эвилиной и максимом словно развернулась невидимая борьба.
Через две недели студенты приехали вновь и в беседке вновь зазвучали жаркие споры. Эвелина поняла, что внешний мир давно манит ее, и со страхом посмотрела на Петра. Неожиданно Эвелина поняла, что от нее ждет Максим, он знал, что перед ней обязательно встанет выбор.

Эвелина пошла по аллее сада в поисках Петра и услышала разговор Максима и Анны Михайловны. Мать Петра боялась, что Эвелина бросит Петра и уедет, а Максим успокаивал ее.
Эвелина гордо прошла мимо.

Эвелина нашла Петра в дальнем углу сада и юноша признался, что чувствует себя лишним в этой жизни. Эвелина стала обвинять во всем Максима, считая, что тот пытается управлять судьбой Петра и ее собственной, и заплакала.Петр был удивлен и тронут этой вспышкой эмоций.
А Эвелина пришла в себя и сказала, что скоро они с Петром поженятся, ведь она любит его. Петр сказал, что если бы девушка оставила его, он бы умер. И Эвелина сказала тоже самое. Они тихо стояли, прижавшись друг к другу и им было хорошо. Потом они вернулись к гостям.
Вернувшись молодые люди стали центром всеобщего внимания. Мать с тревогой смотрела на сына, а Максим заметил вызов в глазах Эвелины.
Петр прошел к пианино и заиграл итальянскую пьесу.
Музыка и необычная манера исполнения произведения захватила всех. А старик Ставрученко был в полном восторге. Анна Михайловна пыталась понять, горе и радость звучат в музыке, Максим тоже не мог понять, что звучит в игре его ученика. И только Эвелина легко слышала в этих звуках звон воды и шепот черемухи.
Закончив пьесу, Петр продолжил играть одну мелодию за другой. И последней прозвучала народная песня, в которой прозвучала нота неразрешенного вопроса.

После неожиданного концерта все жали руки Петру и поздравляли его. Старший сын Ставрученко говорил, что впервые слышал такой перевод итальянской пьесы на малороссийский язык, он сказал, что Петру обязательно нужно учиться в Киеве.
Слепой слушал все это с удивлением, понимая, что тоже может что-то сделать в жизни. А Эвелина, подойдя к нему, сказала, что у него будет своя работа.
И Анна Михайловна, наблюдая эту сцену, вспыхнула от радости.

Глава 6.

На следующий день Петр проснулся счастливым. Он с трудом верил, что Эвелина действительно его любит.
Вскоре Попельские отправились в гости к Ставрученко. Петр чувствовал себя в обществе гораздо уверенней, веря в свой талант и силы.
Они решили заехать в монастырь, а по дороге вся компания остановилась у забытой могилы известного казака Игната Карыго, убитого татарами. Вместе с ним был похоронен слепой бандурист, сопровождавший атамана в походах. Это известие взволновало Петра и он пытался пальцами прочесть стершуюся надпись на могильной плите.

В монастыре компания решила осмотреть колокольню и наверх их повел слепой звонарь. На колокольне все заметили странное сходство между звонарем и Петром. Они были похожи как братья, только звонарь был старше. Все затаив дыхание слушали далекие колокола, а потом стали спускаться.
Но Петр решил остаться и поговорить со звонарем. Оказалось, что звонарь слепой от рождения и до сих пор мечтает хоть раз увидеть свет солнца. И этот звонарь был озлоблен на весь свет. Петр вернулся домой в глубокой задумчивости.
Максим сразу заметил перемену в настроении Петра, но не мог добиться ничего от Анны Михайловны. Только Эвелина, которая подслушала разговор слепых объяснила Максиму в чем дело. Максим понял, что Петр тоже боится озлобиться на весь мир.
Наступила зима и Петр вышел к замерзшей плотине. Эвелина уехала с родителями на несколько дней и Петр грустил и был задумчив. Только теперь Петр по-настоящему осознал, как сильно полюбил Эвелину и как он хочет ее увидеть.
Когда Эвелина вернулась перед рождеством, Петр попытался оттолкнуть девушку, сказав, что рожден, чтобы мучить других. Что злой рок сделает его злобным и он будет дарит людям только страдание, вместо любви.

Петр задался вопросом, что такое "красный звон" и какими свойствами он обладает. Он хотел научиться видеть цвета с помощью звуков. Эвелина и Максим пытались объяснить Петру на что похож красный цвет. Максим сравнил красный цвет с горячей кровью и со страстью. Потом стал описывать цвета с помощью явлений природы - голубой, зеленый, белый и черный.
А потом Максим упрекнул Петра, что тот носится со своим горем, когда есть горе более сильное.
Но Петр не верил Максиму, считая себя более несчастным, чем любой нищий. Душевное состояние Петра стало еще хуже.

Весной Попельские отправились в соседний город поклониться чудотворной иконе.Среди шумного говора толпы Петр вдруг услышал просьбу подать слепым. Его лицо исказилось, Максим сказал Петру, что это те самые счастливые слепые нищие, которым Петр завидовал. И Максим предложил Петру бросить вызов судьбе и испытать судьбу этих нищих.
Он позвал Хведора Кандыбу, одного из слепых и велел тому прийти к ним через неделю
Петр подал слепым милостыню.
Вернувшись домой Петр слег с нервной горячкой. Несколько дней он провел в полном беспамятстве, но потом болезнь стала отступать. Петр спросил Федора, а потом о чем-то долго говорил с Максимом. Тот рассказал, что Кандыба потерял глаза на войне, а Петр утвердился в своем решении присоединиться к нищим.
Он стал спокойней и задумчивей. В его музыке иногда проскальзывали пронзительные ноты песни слепых.
Было решено, что летом он поедет в Киев учиться музыке.
Двое слепых шли по дороге. Они остановились у брички и дальше пошли втроем. Третьим слепым был совсем юноша, который робко оглядывался и к чему-то прислушивался.
Между тем бричка поехала в Киев, а слепцы пошли в Почаев.
По дороге молодой слепой становился все спокойней и уверенней. Его уже не терзала песня слепых и он иногда наигрывал ее на струнах.
Поздней осенью Петр вернулся домой в нищенской одежде и родные узнали, что он не был в Киеве, откуда все это время писал Максим. Но странное дело. Анна Михайловна рассердилась на Максима только на словах.

Глава 7.

Осенью сыграли свадьбу Эвелины и Петра. Петр стал больше думать о будущем, тревожился за судьбу ребенка. Иногда он ходил к Кандыбе, который жил на краю села, и возвращался спокойный и уверенный.
У Эвелины родился мальчик и Петр сильно переживал, что ребенок может быть слепым. Но доктор осмотрел ребенка и сказал, что тот совершенно здоров. И Петру вдруг показалось, что он тоже видит. Он не мог понять правда или нет, но в полном удовлетворении потерял сознание.

Эпилог.

Прошло три года. Петр давал концерт в Киеве, на который собралось много народа. На сцену Петра вывела белокурая красавица, жена музыканта. Петр сыграл и гром рукоплесканий был ему ответом. А Петр все играл и в его музыку вдруг прорвалась тоскливая нота. Она как стон разнеслась над залом.
Старик Максим заплакал, понимая, что его ученик чувствует людское горе и страдание, что он окончательно прозрел.
А толпа в зале хранила гробовое молчание.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Слепой музыкант"


Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он несколько дней был в бреду.
Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.
Петр «носился» со своим горем, не зная и не понимая своего назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.
Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»