Непознанное

Костылев наташа василиса пепел. Пьеса М.Горького «На дне» в кратком изложении

В пьесе параллельно сосуществуют два сюжетных смысла. К первому можно отнести бытовое действие, а второй имеет философский оттенок. Эти две линии развиваются независимо друг от друга и существуют в разных планах – внешнем и внутреннем.

Внешний план

Действие происходит в ночлежке, хозяином которой является Михаил Иванович Костылев, 51-летний мужчина, проживающий с 26-летней супругой Василисой Карловной.

Постояльцев ночлежного дома автор пьесы называет «бывшими людьми» и причисляет их к низшим социальным слоям общества. Кроме того, здесь же живет и бедный рабочий люд.
Основными персонажами пьесы являются 40-летние Актер, Сатин и слесарь Андрей Митрич Клещ с 30-летней супругой Анной, 28-летний вор Васька Пепел, 24-летняя девица легкого поведения Настя, 44-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летий Алешка и лица без указания возраста – крючники Кривой Зоб и Татарин. Иногда в ночлежку заходят 50-летний дядя Василисы, полицейский Медведев и 40-летняя продавщица пельменей Квашня. Все они друг с другом находятся в непростых отношениях и часто ссорятся.

Василиса любит Ваську и все время ему говорит об убийстве своего немолодого супруга. Она хочет стать полноценной хозяйкой. Немного забегая наперед, скажем, что во второй части пьесы Пепел затеет драку с Костылевым и по случайности убьет его, после чего попадет в тюрьму. Васька без ума от 20-летней Натальи, которая приходится Василисе сестрой. Из-за ревности к Ваське Пеплу Наталью регулярно побивает хозяйка ночлежки.

Актер, который в свое время блистал на сценах театров в провинции под фамилией Сверчков-Заволжский, и Сатин постоянно пьют и играют в карты. Сатин часто ведет нечестную игру.

Выходец из дворян Барон в свое время «спустил на ветер» свое состояние и существует в качестве самого несчастного обитателя ночлежного дома.

Андрей Митрич Клещ трудится по слесарному делу для того, чтобы постоянно покупать лекарства своей больной супруге Анне, которая в финале пьесы умрет, а ее муж, мечтавший о новой жизни, всё равно останется «на дне».

Во время очередной попойки в ночлежный дом заходит странствующий человек по имени Лука. Он начинает рассказывать постояльцам об их светлом будущем, а Анне обещает рай на небесах. Лука поведал Актеру о том, что есть специальная больница, где лечат запойных людей, а Наталье и Пеплу советует бежать из этого места. Но когда в моральной поддержке странника возникает самая острая необходимость, он уходит, оставив жителей ночлежки один на один со своими проблемами. В результате Актер кончает жизнь самоубийством. В финале пьесы звучит песня, которую исполняют персонажи. Сатин, узнав о смерти Актера, говорит о том, что тот испортил им хорошую песню.

Внутренний план

В пьесе говорится о мировоззрении Сатина и жизненной философии Луки, а ночлежный дом – это обобщенный символ зашедшего в тупик рода человеческого, потерявшего в начале XX столетия веру в Бога, но не успевшего укрепится в собственных силах. Именно по этой причине все герои пьесы выглядят обреченными. Они не видят перед собой завтрашнего дня. Мировое развитие двигается к своему закату. Сатин это понимает и не пытается давать людям надежду, которой не суждено осуществиться. Он говорит Клещу о бесполезности его трудов. Но если поступать по его суждениям, тогда как будут жить люди? По мнению Митрича, они умрут с голода. А с другой стороны, если работать только ради пропитания, то зачем жить?

В пьесе Сатин выведен в образе радикального экзистенциалиста, который понимает, что мир устроен несправедливо и Бога нет. Но ему в противоположность идут размышления Луки, смысл жизни которого в проявлении жалости к обездоленному люду. Он даже готов говорить неправду, лишь бы несчастным стало хоть на мгновение легче. Людям иногда необходимо давать хоть какую-то надежду на жизнь.

Из уст Луки звучит притча о человеке, ищущем праведную землю, и ученом муже, который на карте указывает, что такого места на Земле нет. Тогда первому не осталось ничего другого, как покончить жизнь самоубийством, что и совершает впоследствии Актер.

Лука показан в пьесе не простым странником, а утешающим философом, который говорит о том, что надо жить несмотря ни на что. Человек не может предугадать свое будущее. Ему суждено пройти весь путь до конца. У Сатина и Луки возникает спор. Первый чаще соглашается со вторым. После появления в ночлежке Луки Сатин начинает рассуждать на тему Человека, которого он не жалеет и не утешает, а говорит открыто о том, что сама жизнь не имеет никакого смысла. Таким образом, Сатин пытается подвигнуть этого самого Человека на протест против привычного уклада жизни и обретение уважения к себе. Его главная мысль – не стоит отчаиваться и необходимо осознать свою уникальность в этом мироздании. «Человек – это звучит гордо!».


I Литература XIX века.
1. Назовите литературные направления 19 века.
2. Какие события мировой и российской истории создали предпосылки
для зарождения романтизма в России?
3. Назовите основателей русского романтизма.
4. Кто стоял у истоков русского реализма?
5. Назовите основное литературное направление второй половины XIX
века.
6. Какую задачу поставил перед собой в пьесе «Гроза» А.Н.Островский?
7. Выразите философию писателя А.Н. Островского на примере
пьесы «Гроза».
8. Какую задачу поставил перед собой И.С. Тургенев в романе «Отцы и
дети»?
9. Почему роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» критики назвали
антидворянским?
10.Выразите основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание».
11.Сформулируйте основные принципы философии Ф.М. Достоевского и
главного героя романа Родиона Раскольникова.
12.Почему, по вашему мнению, роман «Война и мир» критики
назвали «энциклопедией русской жизни»?
13.Что отличает положительных героев романа Л.Н.Толстого «Война и
мир»?
14.Назовите этапы духовной эволюции одного из героев романа: Андрея
Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
15.Что общего в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова?
II Литература XX века.
1. Какие явления социальной жизни России повлияли на развитие
литературы XX века?
2. Какое название получила литература рубежа XIX – начала ХХ веков?
3. Назовите основные литературные течения этого времени?
4. Какова философия рассказа И.Бунина «Холодная осень»?
5. Что объединяет рассказы И.Бунина «Холодная осень» и А.
Куприна «Гранатовый браслет»?
6. «Во что веришь – то есть». Какому герою произведения М.Горького
принадлежат эти слова? Разъясните его философию.
7. Какова роль Сатина в пьесе «На дне»?
8. Образ гражданской войны в рассказах М. Шолохова «Родинка»
и «Продкомиссар».
9. Каковы особенности русского характера в рассказе М. Шолохова
«Судьба человека»?
10.Какой вы увидели деревню в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин
двор»?
11.Какие философские и нравственные проблемы поднимает автор в
рассказе?
12.Какой сюжетный эпизод является кульминацией в рассказе «Матрёнин
двор»?
13.Что объединяет характеры Андрея Соколова («Судьба человека») и
Матрёны Васильевны («Матрёнин двор»)?
14.Кто из русских писателей был удостоен Нобелевской премии за вклад в
мировую литературу?

прошу кто может не успеваю сама все написать 2,5,6,7,9,4

кто сколько сможет (очень поможите) это внутренный экзамен по литетаруте 1. В чем трагизм любви Желткова, героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет»?
2. Докажите, что для героя рассказа Куприна «Гранатовый браслет» любовь является высшей ценностью мира.
3. Покажите богатство духовного мира героини повести Куприна «Олеся».
4. Докажите, приведя примеры из произведений Куприна, что его любимый герой – молодой человек, мягкий, интеллигентный, совестливый, горячо сочувствующий «меньшому брату» и одновременно безвольный, трагически подчиняющийся силе среды и обстоятельств.
5. Почему эпоху поэтов начала 20 века характеризуют как «серебряный век» русской поэзии? В чём его принципиальные отличия от «золотого века»?
6. Какие три совета дает юному поэту лирический герой стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»? Согласны ли вы с его позицией? Каким, на ваш взгляд, должен быть истинный поэт? Прочтите стихотворение наизусть.
7. Расскажите, что вы знаете о Брюсове – переводчике. Назовите его основные переводы. С каких языков они осуществлены?
8. Как в лирике Бальмонта проявляется интерес к древнеславянскому фольклору? Какие образы возникают? Проанализируйте стихотворения «Злые чары» и «Жар-птица».
9. Какую картину Бальмонт рисует в стихотворении «Первая любовь»? Расскажите о своём восприятии этого стихотворения.
10. Охарактеризуйте творчество раннего Маяковского. Каковы его основные специфические особенности? Прочтите одно стихотворение этого периода наизусть.
11. «Свобода – самое прекрасное в жизни, ради неё человек должен быть готов пожертвовать всем, даже жизнью». Подтвердите слова Горького примерами из его рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
12. Докажите, что даже безумный, но неординарный шаг, по мнению Горького, останется в памяти людей. Приведите примеры из «Песни о Соколе», «Песни о буревестнике», «Легенде о Марко».
13. Какое значение имеет смысл названия пьесы «На дне»? Объясните его символическое звучание.
14. Кому посвящен цикл стихотворений Блока «Стихи о Прекрасной Даме»? В связи с чем написан? Проанализируйте 3 стихотворения из этого сборника. Одно прочтите наизусть.
15. Как раскрывается тема Дома в романе Булгакова «Белая гвардия»? Какое символическое значение для Булгакова имеет слово «дом»?
16. Какие философские проблемы поднимаются в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
17. Покажите неразрывность связи судьбы и творчества Цветаевой с Москвой. Проанализируйте цикл «Стихи о Москве». Прочтите одно стихотворение наизусть.
18. Охарактеризуйте образ лирической героини поэмы «Реквием».
19. Охарактеризуйте казачий быт, изображённый Шолоховым. Покажите особенности речи казаков. Как они помогают писателю передать жизненность обстановки. Как писатель рисует жизнь станицы?
20. Охарактеризуйте семейный уклад Мелеховых, Коршуновых, Астаховых. Составьте сравнительно-сопоставительную характеристику.
21. Как в романе «Тихий Дон» изображена Первая мировая война?
22. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Какое значение имеют имена героинь? Почему обе гибнут?
23. В чём смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»?
24. Дайте подробную характеристику военной прозы и поэзии. Проанализируйте 2 произведения.
25. Дайте подробную характеристику городской прозе. Проанализируйте 2 произведения.

Пьеса «На дне» – произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них – проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, все-таки существует и заставляет персонажей совершать безумные поступки, чтобы доказать свое чувство.

Жизнь в ночлежке, обитатели которой пытаются как-то существовать, кажется нереальной и фантастической, потому что люди изначально поставлены в такие условия, когда ничего нормального быть не может. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова. В левом углу – большая русская печь; в левой, каменной, стене – дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя» – так описывает автор место происходящих событий. Грязь, теснота, скученность, сырость, убожество, мужчины в одном помещении с женщинами – вот тот интерьер, на фоне которого разворачивается любовь персонажей. Жена хозяина ночлежки Василиса бегает на свиданья с вором Пеплом, чем вызывает постоянную ревность своего лицемерного и жадного мужа, Пепел любит ее сестру Наташу, а Настя, добывающая себе хлеб насущный самым унизительным ремеслом в мире, мечтает о чистой, бескорыстной любви. Человеческие чувства не умерли даже в таких страшных условиях: и здесь есть место состраданию, сочувствию, надеждам и любви.

Наверное, самыми значимыми для развития сюжета пьесы являются взаимоотношения Пепла и Наташи. Пепел, вор, сын вора, видит в скромной и доброй Наташе, над которой постоянно издевается ее сестра, символ чего-то прекрасного, светлого, за что не жалко отдать жизнь: «Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца…умру – не охну! Даже – с радостью, потому что – от чистой руки…» При этом Пепел не понимает, что Василиса, женщина властная и злобная, так просто своего не отдаст. Первое действие пьесы заканчивается тем, что Василиса избивает Наташу. Василиса пытается уговорить Пепла убить мужа, освободить ее от него, а за это она обещает отдать ему Наташу в жены. А сама Наташа Пепла не любит, она тоже живет мечтами: «Вот, думаю, завтра…приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или – случится что-нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать?»

Старец Лука уговаривает Пепла забрать Наташу из ночлежки и уехать с ней в Сибирь, которую представляет Пеплу как рай земной. Пепел, доверяя Луке, верит в то, что можно изменить жизнь, он готов на все ради своей любви: «Я сказал – брошу воровство! Ей-богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» Наташа тоже не прочь уехать с Пеплом, понимая, что другого выхода у нее нет. Но герои не успевают: третье действие заканчивается тем, что Василиса опрокидывает на свою сестру кипящий самовар, а Пепел в этой суматохе одним ударом убивает Костылева. В конце пьесы мы узнаем, что Наташа исчезла из больницы, а Пепла ждет тюрьма. Какова дальнейшая судьба этих героев, неизвестно, но вряд ли они найдут свое счастье в мире насилия и угнетения.

А вот судьба еще одной героини пьесы, Насти, к сожалению, вполне определенна. Настя зарабатывает свой хлеб на улице, над ней смеются все ночлежники, ее все презирают. Настя уходит в мечты, фантазии о великой любви, которой у нее не было и никогда не будет. Она единственная из ночлежников читает книги, правда, это бульварные романы, из которых она черпает сюжеты своих фантазий: «Ей-богу… было это! Все было! Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил… разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!» Только Лука сочувствует Насте, говоря: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!» В этом страшном мире Насте остается только мечтать, забывая об унижениях и оскорблениях, которые достаются на ее долю в мире реальном.

В своей пьесе Горький показывает, как трагичны судьбы людей, которые по природе своей не могут быть хищниками. В мире наживы им достается роль жертвы, и все их человеческие чувства, в том числе и любовь, разбиваются о страшную действительность. Но люди остаются людьми, потому что они не могут не страдать, не сочувствовать друг другу и не любить.

    Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел. При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали...

    Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем - «Без солнца», и, наконец, -...

    Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием героя. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке....

    Драматургия М. Горького занимает особое место в русской драме. В начале XX века Горький обратился к театру и стал продолжателем традиций русской драматургии XIX века. Он считал, что основная цель драмы заключается в изображении «человека и народа», влияния...

Пьеса «На дне» - произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них - проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, все-таки существует и заставляет персонажей совершать безумные поступки, чтобы доказать свое чувство.

Жизнь в ночлежке, обитатели которой пытаются как-то существовать, кажется нереальной и фантастической, потому что люди изначально поставлены в такие условия, когда ничего нормального быть не может. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату - нары Бубнова. В левом углу - большая русская печь; в левой, каменной, стене- дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя», так описывает автор место происходящих событий. Грязь, теснота, скученность, сырость, убожество, мужчины в одном помещении с женщинами - вот тот интерьер, на фоне которого разворачивается любовь персонажей. Жена хозяина ночлежки Василиса бегает на свидания с вором Пеплом, чем вызывает постоянную ревность своего лицемерного и жадного мужа, Пепел любит ее сестру Наташу, а Настя, добывающая себе хлеб насущный самым унизительным ремеслом в мире, мечтает о чистой, бескорыстной любви. Человеческие чувства не умерли даже в таких страшных условиях: и здесь есть место состраданию, сочувствию, надеждам и любви.

Наверное, самыми значимыми для развития сюжета пьесы являются взаимоотношения Пепла и Наташи. Пепел, вор, сын вора, видит в скромной и доброй Наташе, над которой постоянно издевается ее сестра, символ чего-то прекрасного, светлого, за что не жалко отдать жизнь: «Хоть сейчас - смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца... умру - не охну! Даже - с радостью, потому что - от чистой руки...» При этом Пепел не понимает, что Василиса, женщина властная и злобная, так просто своего не отдаст. Первое действие пьесы заканчивается тем, что Василиса избивает Наташу. Василиса пытается уговорить Пепла убить мужа, освободить ее от него, а за это она обещает отдать ему Наташу в жены. А сама Наташа Пепла не любит, она тоже живет мечтами: «Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или- случится что-нибудь... тоже - небывалое... Подолгу жду... всегда - жду... А так... на самом деле - чего можно ждать?»

Старец Лука уговаривает Пепла забрать Наташу из ночлежки и уехать с ней в Сибирь, которую представляет Пеплу как рай земной. Пепел, доверяя Луке, верит в то, что можно изменить жизнь, он готов на все ради своей любви: «Я сказал- брошу воровство! Ей-богу- брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный... буду работать... Ты думаешь - моя жизнь не претит мне? Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...» Наташа тоже не прочь уехать с Пеплом, понимая, что другого выхода у нее нет. Но герои не успевают: третье действие заканчивается тем, что Василиса опрокидывает на свою сестру кипящий самовар, а Пепел в этой суматохе одним ударом убивает Костылева. В конце пьесы мы узнаем, что Наташа исчезла из больницы, а Пепла ждет тюрьма. Какова дальнейшая судьба этих героев, не известно, но вряд ли они найдут свое счастье в мире насилия и угнетения.

А вот судьба еще одной героини пьесы, Насти, к сожалению, вполне определенна. Настя зарабатывает свой хлеб на улице, над ней смеются все ночлежники, ее все презирают. Настя уходит в мечты, фантазии о великой любви, которой у нее не было и никогда не будет. Она единственная из ночлежников читает книги, правда, это бульварные романы, из которых она черпает сюжеты своих фантазий: «Ей-богу... было это! Все было! Студент он... француз был... Гастошей звали... с черной бородкой... в лаковых сапогах ходил... разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил... так любил!» Только Лука сочувствует Насте, говоря: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она!» В этом страшном мире Насте остается только мечтать, забывая об унижениях и оскорблениях, которые достаются на ее долю в мире реальном.

В своей пьесе Горький показывает, как трагичны судьбы людей, которые по природе своей не могут быть хищниками. В мире наживы им достается роль жертвы, и все их человеческие чувства, в том числе и любовь, разбиваются о страшную действительность. Но люди остаются людьми, потому что они не могут не страдать, не сочувствовать друг другу и не любить.