Все вопросы

Краткое содержание балета кармен щедрина. Как создавался балет "кармен - сюита"

С просьбой поставить для нее балет о Кармен по повести Проспера Мериме к кубинскому балетмейстеру Альберто Алонсо, находящемуся на гастролях в Москве, обратилась Майя Плисецкая.

Ее заветная идея совпала с давней мечтой Алонсо, и он очень быстро сочинил хореографию будущего спектакля.

Встал вопрос о музыке. Плисецкая попросила написать музыку к «Кармен» Дмитрия Шостаковича, но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Другой отказ последовал от Арама Хачатуряна.

«Делайте на Бизе!» — посоветовал Алонсо...

Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и «Арлезианки» Жоржа Бизе. Репетиции начались под рояль. В рекордные сроки — за двадцать дней — Щедрин сделал транскрипцию оперы Ж. Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола... В тринадцати номерах сюиты развернулась идея противопоставления двух миров: светлого, порывистого, наполненного человеческими чувствами и страданиями и холодного, бесстрастного, неумолимого мира масок.

В своей блистательной оркестровке композитор отвел главную роль струнным и ударным инструментам. Группе ударных предназначалось имитировать испанские народные инструменты, струнная группа, в свою очередь, исполняла роль голоса.

Хоть и в спешке, все же спектакль был приготовлен. Но не поспевали мастерские, костюмы дошили только к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день.

Великолепные, метафорически-точные декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал емкой фразой: «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер.

Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре, дирижировал Геннадий Рождественский.

Крайне страстный, эротический характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, к тому же в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой: «...советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нем проглядывала». Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Д. Д. Шостакович. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной) нуждались в поддержке, поскольку сразу же попали в опалу. «Вы — предательница классического балета», — в ярости скажет Плисецкой министр культуры СССР Е.А. Фурцева. После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось: она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована... У меня большие сомнения, можно ли балет доработать». Фурцева предложила Плисецкой через прессу повиниться о своей ошибке с «Кармен-сюитой».

Самым же дорогим для Плисецкой было признание испанской публики:

«Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила».

Либретто «Кармен-сюиты» написал Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья... Словно застывший сфинкс, смотрела Кармен Плисецкой на танец Тореадора, и вся ее статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение. Завораживая зрителей, она приковывала к себе внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой входили Н.Б. Фадеечев (Хозе), С.Н. Радченко (Тореро), Н.Д. Касаткина (Рок), А.А. Лавренюк (Коррехидор).

Новым Хозе стал Александр Годунов. Его Хозе сдержан, насторожен и недоверчив. Он будто все время находится в ожидании человеческого предательства, беды, удара судьбы. Он раним и самолюбив. Хореография Хозе начинается стоп-кадром, Хозе стоит лицом в зал. Живой портрет Хозе, светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме). Крупные строгие черты лица, холодный взгляд выражают отчужденность. Однако за маской угадывается истинная человеческую суть — ранимость души, брошенной в жестокий мир. Портрет психологически интересен сам по себе, но вот начинается движение. Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Тщательно проработанные нюансы сложили сценическую рельефность характера и образа.

В роли Тореро выступил блистательный характерный танцовщик Большого театра Сергей Радченко. Артист стильный, тонко знающий особенности испанского танца, темпераментный и сценически обаятельный, создал образ внешне ослепительно эффектного, но пустого победителя корриды.

Триумфальное шествие «Кармен-сюиты» по театральным сценам мира продолжается до настоящего времени.

кармен сюита, кармен-сюита щедрин
Жорж Бизе

Автор либретто

Альберто Алонсо

Источник сюжета

новелла Проспера Мериме

Хореограф

Альберто Алонсо

Оркестровка

Родион Щедрин

Дирижёр-постановщик

Геннадий Рождественский

Сценография

Борис Мессерер

Количество действий Год создания Первая постановка Место первой постановки

Большой театр

Карме́н-сюи́та - одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе (1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным (1967, музыкальный материал был существенно перекомпонован, сжат и заново аранжирован для оркестра из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.

Премьера спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен - Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен - Алисия Алонсо).

  • 1 Содержание
  • 2 Музыка спектакля
  • 3 История постановки
  • 4 Отзывы критики
  • 5 Экранизации
  • 6 Постановки в других театрах
  • 7 Постановки других хореографов
  • 8 Источники

В центре балета - трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

Музыка спектакля

Майя Плисецкая обратилась к Дмитрию Шостаковичу с просьбой о написании музыки к «Кармен», но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Затем она обратилась к Араму Хачатуряну, но вновь получила отказ. Ей посоветовали обратиться к её мужу, Родиону Щедрину, также композитору.

Делайте на Бизе! - сказал Алонсо … Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Репетиции начались под рояль. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и сюиты «Арлезианка» Жоржа Бизе. партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола

Порядок музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина:

  • Вступление
  • Танец
  • Первое интермеццо
  • Развод караула
  • Выход Кармен и хабанера
  • Сцена
  • Второе интермеццо
  • Болеро
  • Тореро
  • Тореро и Кармен
  • Адажио
  • Гадание
  • Финал

История постановки

В конце 1966 года в Москву приехал на гастроли кубинский национальный балет (исп. Ballet Nacional de Cuba). Рахиль Мессерер мечтала о новом развитии самобытного таланта дочери Майи Плисецкой, характерное дарование которой могло понравиться Альберто Алонсо. Она договорилась о встрече, и Майя приехала на спектакль. За кулисами Альберто обещал вернуться с готовым либретто, если к сроку придёт официальное приглашение от советского министерства культуры. этот период Майя получила Ленинскую премию совсем не за балеринскую партию персидки в опере «Хованщина». Она убедила Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен», в замыслах которого уже был образ свободолюбивой испанской цыганки, который он примерял на жену своего брата Алисию Алонсо. Екатерина Алексеевна помогла организовать это событие:

«- Одноактный балет на сорок минут в стиле праздника испанского танца, как „Дон Кихот“, верно?. Это может укрепить советско-кубинскую дружбу».

Альберто помнил несколько слов по-русски со своей молодости, когда он танцевал в русском балете Монте-Карло. Он приступил к репетициям своего балета, версии «для советской сцены». Спектакль был приготовлен в рекордно короткие сроки, не поспевали мастерские, костюмы дошили к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день. Словом, балет делался в суетной спешке.

Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре (художник-постановщик Борис Мессерер, дирижёр Г. Н. Рождественский). спектакле участвовали Майя Плисецкая (Кармен), Николай Фадеечев (Хозе), Сергей Радченко (Тореро), Александр Лавренюк (Коррехидор), Наталья Касаткина (Рок). При этом крайне страстный и не чуждый эротизма характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, и в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой:

советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нём проглядывала.

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать».

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки», Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Отзывы критики

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой - словно застывший сфинкс - смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:- подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза - стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка - исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть - ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом.

И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда - тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа..

Экранизации

  • 1968 (1969?) - фильм режиссёра Вадима Дербенёва по постановке Большого театра с участием первых исполнителей (Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Николай Фадеечев, Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Александр Лавренюк, Рок - Наталья Касаткина).
  • 1978 - фильм-балет режиссёра Феликса Слидовкера (Кармен - Майя Плисецкая, Хозе - Александр Годунов, Тореро - Сергей Радченко, Коррехидор - Виктор Барыкин, Рок - Лойпа Араухо).
  • 1968, 1972 и 1973 - экранизации постановки Кубинского национального балета.

Постановки в других театрах

Постановка балета Альберто Алонсо была перенесена на многие сцены балетных театров СССР и мира балетмейстером-постановщиком А. М. Плисецким:

  • 1973 - театр Хельсинки, Харьковский театр оперы и балета им. Лысенко (премьера - 4 ноября 1973), Одесский театр оперы и балета (совместно с А. М. Плисецким), Казанский театр оперы и балета, Белорусский театр оперы и балета, Театр оперы и балета Украины им. Шевченко
  • 4 апреля 1974 - Башкирский театр оперы и балета (Уфа), Teatro Segura (Лима)
  • 1977 - Театр Колон (Буэнос-Айрес)
  • 13 мая 1978 - Свердловский театр оперы и балета (7 февраля 1980 - возобновление)
  • 1981 - Душанбинский театр оперы и балета
  • 1982 - Театр оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси)

19 апреля 2010 года спектакль вошёл в репертуар Мариинского театра (Кармен - Ирма Ниорадзе, Хозе - Илья Кузнецов, Тореадор - Антон Корсаков). Постановку осуществил педагог-репетитор Большого театра Виктор Барыкин, исполнитель партии Хозе в первой постановке.

2 августа 2011 на новой сцене Большого театра состоялся гала-концерт «Viva Alicia!» в честь балерины Алисии Алонсо, в котором партию Кармен исполнила балерина Светлана Захарова

Постановки других хореографов

В 1974 году хореограф Валентин Елизарьев поставил спектакль на музыку Ж. Бизе в аранжировке Р. Щедрина на основе собственного либретто, написанного на основе цикла стихотворений «Кармен» Александра Блока. Премьера состоялась в Большом театре Белорусской ССР (Минск)

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин.

Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.

Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней…

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем».

Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

  • См. также Кармен (балет)

Источники

  1. сайт Ballet Nacional de Cuba «CARMEN». Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012.
  2. В. А. Майниеце. Статья «Кармен-сюита» // Балет: энциклопедия. / Гл.ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 240-241.
  3. «Бизе – Щедрин - Кармен-Сюита. Транскрипции фрагментов оперы „Кармен“.». Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012.
  4. М.М.Плисецкая. «Читая жизнь свою...». - М.: «АСТ», «Астрель», 2010. - 544 с. - ISBN 978-5-17-068256-0.
  5. Умер Альберто Алонсо/ Майя Плисецкая для сайта Большого театра
  6. М.М.Плисецкая. / А.Проскурин. Рисунки В.Шахмейстера. - М.: АО «Издательство Новости» при участии Росно-банка, 1994. - С. 340. - 496 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-7020-0903-7.
  7. Е. Николаев. Балеты «Игра в карты» и «Кармен-сюита» в Большом
  8. Е. Луцкая. Портрет в красном
  9. Carmen-in-Lima - «Советская культура» от 14 февраля 1975
  10. Одноактные балеты«Кармен-сюита. Шопениана. Карнавал»(недоступная ссылка - история). Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. - сайт Мариинского театра
  11. «Кармен-сюита» в Мариинском театре. Проверено 1 апреля 2011. Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. - Интернет-телеканал «Искусство ТВ», 2010
  12. А.Фирер «Алисия в стране балета». - "Российская газета", 04.08.2011, 00:08. - В. 169. - № 5545.
  13. Официальный сайт Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь
  14. Краткое содержание балета на сайте Национального академического Большого театра оперы и балета республики Беларусь

кармен сюита, кармен сюита mp3, кармен сюита балет, кармен сюита в израиле, кармен сюита киев, кармен сюита либретто, кармен сюита слушать, кармен-сюита щедрин

Кармен-сюита Информацию О

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым

«Средняя школа №8»

Тема урока:

Подготовила:

учитель музыки

Пекар А. С.

2016 г.

Тема урока: «Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»»

Цели: раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснить вопрос о современности затронутой в музыке темы любви.

Задачи:

Познакомить с творчеством выдающихся композиторов: Ж. Бизе и Р. Щедрина;

Проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития;

Выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

Развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух,вокально-хоровые навыки;

Воспитывать музыкальную культуру учащихся, формировать эстетический вкус на примерах музыки театрального жанра;

Способствовать становлению позитивного отношения к классической музыке.

Музыкальный материал:

1. Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты);

2. Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

3. Вступление к балету «Кармен-сюита»

4. Марш Тореадора

5. «Выход Кармен и Хабанера»

6. «Этот мир придуман не нами»»

Оборудование: магнитофон, CD- записи, фортепиано, портреты композиторов-классиков, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Ребята, сегодня я вновь приглашаю всех в прекрасный мир музыки.

Мир этот удивительно ярок и многообразен, он содержит в себе различные жанры. Это вокальная и инструментальная музыка, это камерная музыка, звучащая в небольших помещениях, музыка концертных залов-симфонии, концерты, сюиты и т.д. Сегодня же мы обратимся к музыке театрального жанра.

Давайте вспомним, какие произведения относятся к этому жанру?

(Ответы)

1.Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент знакомого вам произведения. Послушайте и назовите его.

Звучит отрывок из оперы «Кармен» Ж. Бизе

II. Актуализация знаний.

Учитель: Кто из вас назовёт произведение, отрывок которого сейчас прозвучал?

Опера «Кармен».

Учитель: Да, звучал фрагмент самой популярной в мире оперы «Кармен».

  • Французский композитор Жорж Бизе. (Слайд 1)

Учитель: Какое произведение послужило толчком к созданию оперы?

  • Новелла Проспера Мериме «Кармен».(Слайд 2.)

Учитель: Давайте вспомним сюжет оперы.

Действие происходит в испанском городе Севилье в начале 19века.

I действие. (Слайд 3.)

У табачной фабрики стоят в карауле солдаты, среди них сержант Хозе.

В окружении молодых людей, работниц фабрики появляется цыганка Кармен и начинает говорить о любви.

Солдаты, кавалеры уделяют ей знаки внимания, но она не обращает на них никакого внимания, подходит к Хозе и бросает ему цветок. Звенит фабричный колокол, возвещающий о начале работы.

Работницы и Кармен уходят на фабрику, но через некоторое время между Кармен и работницами происходит серьёзная перепалка. Кармен арестовывают и под конвоем ведут в тюрьму, но та толкнула сержанта Хозе, он упал, а Кармен, воспользовавшись моментом,убежала.

II действие. (Слайд 4.)

Прошло два месяца. В таверне Кармен вместе с подругами развлекает посетителей, среди них и капитан Сюньига. Он сообщает, что Хозе разжалован в солдаты из-за побега Кармен. Появляется тореадор Эскамильо и удивляется красоте Кармен, влюбившись в неё с первого взгляда.

Входит Хозе, но слышатся звуки трубы, призывающей на вечернюю проверку.

Вопреки приказу капитана, Хозе остаётся с Кармен и становится дезертиром, вступая в связь с контрабандистами. Капитана обезоруживают и выпроваживают.

III действие. (Слайд 5.)

Происходит в горах недалеко от границы. Контрабандисты собираются на очередное дело. Хозе не по душе такое занятие.

Между ним и Кармен, которая уже охладела к своему возлюбленному, начались размолвки и скандалы. Контрабандисты оставляют Хозе стеречь товар и уходят.

Вскоре появляется влюблённый в Кармен тореадор Эскамильо. Между ним и Хозе возникает ссора, переходящая в дуэль на кинжалах. Возвращаются контрабандисты и прекращают драку.

IV действие. (Слайд 6.)

Площадь перед цирком в Севилье. Идёт подготовка к бою быков.

Появляется любимчик публики- тореадор Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк.

Подруги сообщают Кармен, что за ней следит Хозе, но ей всё равно, ведь Кармен любит Эскамильо. Появляется Хозе. При выяснении отношений, он убивает Кармен. Так трагически заканчивается опера.

Учитель: Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему образ Кармен уже более нескольких веков привлекает и поэтов, и художников,и композиторов.

Да-да, композиторов, вы не ослышались.

Дело в том, что русский композитор Родион Константинович Щедрин тоже задумал создать образ Кармен на сцене, только не оперной, как у Бизе, а на балетной сцене. Давайте ещё раз вспомним, Что такое опера? (Ответ)

Что такое балет? (Бале́т ballet ,отballo-танцую)-вид сценического искусства ; спектакль, содержание котороговоплощается в музыкально-хореографических образах ).

Вот мы с вами и подошли к теме сегодняшнего урока. (Слайд 7.)

Балет «Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе.

Какие цели, задачи мы поставим сегодня на уроке? Что бы вам хотелось выяснить, взять от этого урока?

Совместное целеполагание.

Ш. Изучение и объяснение нового материала.

Краткая биография и характеристика творчества Р. Щедрина. (учащиеся)

Давайте ещё раз обратим внимание на тему нашего урока «балет Кармен-сюита».А что такое «сюита»?

(Ответ. Сюита-инструментальное произведение, которое состоит из нескольких разных по характеру номеров.) (Слайд 9.)

Так вот, в Кармен-сюите Щедрина 13 номеров и все они созданы с помощью транскрипции.

Вспоминаем, что такое транскрипция?

(Ответ. Транскрипция- от латинского слова transcription- переписывание, переработка, переложение музыкального произведения.)

Композитор перенёс действие на арену цирка. История любви и смерти Кармен, её жизнь воспринимается как своеобразная коррида, ставка которой-жизнь.

Вся драматургия балета выстраивается на развитии трёх основных образов:

Кармен, Хозе и тореадора Эскамильо (Слайд 10), раскрывая сильный, свободолюбивый и непокорный характер девушки цыганки.

В отличие от оперы, в балете нет массовых сцен. Вместо конкретных людей- бесчувственные маски, которые окружают главных героев.

Сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Кармен» Ж. Бизе и вступление к балету Р Щедрина «Кармен -сюита» и сравним их. Но прежде-вопрос: что такое увертюра?

(Ответ. Увертюра-вступление к опере, балету, спектаклю,кинофильму.

Слушание: Увертюра к опере «Кармен»Бизе

Что стремился показать Бизе в увертюре?

(Характер героев и сюжет оперы).

Какие темы услышали? Их характер?

Слушание. Вступление к балету «Кармен-сюита»

Повторяет ли Щедрин в своём балете темы из оперы Бизе?

Какая новая тема появляется во вступлении к балету?

Какие инструменты использовал Щедрин? (Колокола)

Почему? (Чтобы напомнить о трагическом финале)

(Слайд11)

Ещё Щедрин использовал музыкальный инструмент под названием виброфон,

чтобы выделить мелодию. (Виброфон- муз. Инструмент, похожий на ксилофон, но различается по-своему строению и звучанию)

Физминутка

Задание: подобрать правильное движение, соответствующее музыке.

(Звучит Марш Тореадора)

Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить и напеть темы Кармен из оперы Бизе.

А теперь послушайте музыкальные характеристики Кармен в балете.

Учитель: Какие знакомые темы вы услышали?

Какими средствами музыкальной выразительности рисует Щедрин

образ Кармен?

Что отличает звучание музыки Щедрина от оперных номеров?

В чём проявляется оригинальность звучания оркестра?

Какую главную тему раскрывают оба произведения: и опера, и балет?

(Тема любви)

Продолжением этой темы будет и наше хоровое пение.

  1. Хоровое пение

Рефлексия. А сейчас я хочу узнать с каким настроением вы уходите с урока музыки. Не для кого не секрет, что символом любви является сердце. Сегодня я предлагаю вам выложить сердечка вот такими фишками. Если вам урок понравился, выкладываем контур красными фишками, если чувствуете неудовлетворение-синими.

  1. Итог урока. Обобщение.

1.С каким музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?

3.Какое произведение было взято за основу написания балета?

4.Какую историю раскрывают и опера, и балет?(Историю любви и гибели простых людей из народа- солдата Хозе и цыганки Кармен)

5.Какую главную тему раскрывает музыка Бизе и Щедрина? (Любовь)

Родион Щедрин. Биография

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Oтец Щедринa был музыкантом. В довоенном детстве Родион Щедрин часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного довольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что Щедрин рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял.

Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопрос о музыкальных занятиях Щедринa возник только после возвращения в Москву. Щедрин стал учеником Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. В 1943 году Щедрин удрал на фронт и, несмотря на трудности, добрался аж до Кронштадта. Такие "акции" наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только интернатская дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в нахимовское училище.

Однако в судьбу будущего военного вмешался случай. В конце 1944 года открылось Московское хоровое училище. Набирая штат педагогов, Александр Васильевич Свешников пригласил его отца вести историю и теорию музыки. Щедрин-старший согласился, но попросил Александра Васильевича зачислить сына воспитанником: это был последний шанс обратить того на путь музыки. Приобщение к музыке юного Щедрина пришло через хор. Пение в хоре захватило его, затронуло какие-то глубинные внутренние струны. И первые композиторские опыты были связаны с хором.

По вечерам к учащимся неоднократно приезжали крупнейшие композиторы и исполнители - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Арам Ильич Хачатурян, Гинзбург, Рихтер, Козловский, Гилельс, Флиер. В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования - это был, пожалуй, его первый успех в композиции.

В 1950 году Щедрин стал студентом Московской консерватории. В консерватории Щедрин занимался сразу на двух факультетах - фортепианном и композиторском.

С самого начала своего творчества Щедрин предпочитает выход на все новые и новые "орбиты". Экспериментатор и "рисковый человек" по натуре, Родион Щедрин начал с самого главного: с постижения художественного мышления своего народа. Он упорно учился мыслить и говорить на родном музыкальном языке, и язык добром отплатил ему за любовь и настойчивость.

Впервые все это проявилось в Фортепианном концерте и в балете "Конек-Горбунок", созданных в середине 1950-х годов, потом появилось множество других музыкальных произведений: балеты:

Конек-Горбунок» (по сказке П. П. Ершова, 1960)

«Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе "«Кармен» , 1967)

«Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, 1972)

Впервые в Израиле будет представлен одноактный балет «Кармен-сюита» от звёзд русского балета, посвящённый памяти величайшей балерины современности - Майи Плисецкой. Великую балерину помнят и чтят миллионы. Вся её жизнь была посвящена балету.
Дань памяти прославленной балерине поспешили отдать самые яркие звёзды балета Большого театра, а также Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга.

Израильский зритель сможет побывать на балетном спектакле «Кармен-сюита » в конце ноября и в полной мере оценить всю его красоту и великолепие постановки. Программа будет представлена двумя отделениями, которые включают в себя:

  1. Первое отделение - в Израиле впервые представят балет «Кармен Сюита», состоящий из одного акта на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1875) по мотивам новеллы Проспера Мериме. Композитор Родион Щедрин.
  1. Второе отделение - включает в себя Гала-концерт, в состав которого входят лучшие номера, созданные Плисецкой на протяжении различных жизненных периодов на ведущих площадках мира. Исполнителями шедевров станут солисты балета Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга.

Художественное руководство проекта полностью является заслугой Юрия Петухова - народного артиста России, профессора академии имени Вагановой.

Сюжетная завязка и история

Постановка балета «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина обладает достаточно богатой историей. Впервые зрители смогли увидеть этот шедевр искусства 20 апреля 1967 года. Страстную и наполненную жизнью Кармен блистательно сыграла Майя Плисецкая на сцене Большого театра.

Напомним, что сюжет легендарной балетной постановки Кармен завязан на трагической судьбе цыганки Кармен и солдата Хозе, который полюбил её. Однако судьба распорядилась так, что Кармен предпочла ему молодого Тореро. Действие разворачивается на просторах Испании в 1920-х гг. Взаимоотношения героев и даже то, что Кармен в итоге гибнет от руки Хозе, предопределены Роком.

Таким образом, история Кармен, если сравнивать с первоисточником в литературе и оперой Ж. Бизе, исполнена в символическом плане и усиливается единством места действия. Трагичность любви в «Кармен» во многом напоминает другие современные постановки или кинокартины. Среди них - «Вестсайдская история» и «Табор уходит в небо».

Плисецкая как олицетворение Кармен

Высказывание «Плисецкая - это Кармен. Кармен - это Плисецкая» значит очень много. Иначе и быть не может, но о том, что рождение главного балета Плисецкой произошло случайно, знают немногие. Майя Плисецкая говорит, что так «легла карта», но мечтала она о роли Кармен всю сознательную жизнь.

Она не могла даже и подумать в далёком 1966 году, что хореограф ее мечты встретится ей зимою в «Лужниках» на вечере кубинского балета. Едва выждав первые такты зажигательного фламенко, Плисецкая поспешила ворваться за кулисы в антракте. Завидев хореографа, она спросила: «Вы поставите для меня «Кармен»?», на что тот, улыбнувшись, ответил: «Я об этом мечтаю».

Новоявленной постановке был присущ новаторский характер, а главной героине - сексуальность. Запретить балетмейстера с Острова свободы не осмеливался никто, поскольку это означало бы поссориться с Фиделем Кастро. Екатерина Фурцева, министр культуры, называла М. Плисецкую «предательницей балета» и то, что «Ваша Кармен умрёт!», на что великая балерина не растерялась и ответила: «Кармен будет жить, пока жива я».

Спустя 40 лет директором балета Большого театра становится Алексей Ратманский - последний партнёр балерины по сцене. 18 ноября 2005 года, в день возобновления «Кармен» на главной сцене страны, Майя Плисецкая произнесла: «Я умру. Кармен останется».

Постановка, полная жизни

Постановка «Кармен» сама по себе очень живая и наполненная жизнью. Великолепная музыка, звёздный состав исполнителей, которым зрители верят, сопереживая и вдохновляясь настроением.

Постановка спектакля продумана вплоть до мелочей. От начала и до конца чувствуется колорит Испании, достоверность присутствует во всём.

В каждом движении Кармен уже заложен особый смысл, протест и вызов. Характерными и узнаваемыми становятся насмешливое движение плечом, отставленное бедро, резкий поворот головы, пронизывающий взгляд исподлобья. Чего только стоит наблюдение Кармен, словно застывшего сфинкса, за танцем Тореадора, когда при помощи всей статичности её позы передаётся колоссальный уровень внутреннего напряжения.

Организатором гастролей выступит Продюссерский центр

Майя ПЛИСЕЦКАЯ

У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбы­точная, иногда несбыточная. Вот такой долгождан­ ной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ Кармен, но обязательно

связанный с музыкой Ж. Бизе. Оперу «Кармен» можно танцевать всю, настолько она «танцеваль­ на», образна, выразительна, пластична. Даже свою Китри в «Дон Кихоте» я наделяла чертами Кармен: ее свободолюбием, смелостью, хотя Китри совсем не трагическая героиня, а лирико-комическая.

Нужно сказать, что сюжет «Кармен» привлекал внимание хореографов с самых давних пор. В 1846 году - через год после опубликования новеллы Проспера Мериме - молодой Мариус Петипа, рабо­ тавший тогда в балетной труппе Мадрида артистом и хореографом, поставил на мадридской сцене одно­актный балет «Кармен и тореадор», прошедший с огромным успехом. Это было за 29 лет до премье­ры знаменитой оперы Жоржа Бизе! Новелла как бы создана для претворения ее в жанре балета.

Как-то я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо. И хотя, казалось бы, ни один номер по сюжету не отвечал моей мечте о Кармен, я сразу подумала: - Вот этот балетмейстер с его талан­ том, темпераментом может осуществить мое дав­ нишнее стремление. В антракте я подошла к Альбер­то Алонсо и спросила:-Не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене? Он сразу загорелся, почувство­ вав свою тему. Скоро Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либретто балета, и на­чались репетиции. Наконец, сбылась мечта всей моей артистической жизни - Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое, это редкое артистическое счастье.

Алъберто АЛОНСО

Кармен! Что можно сказать об этом образе? Мне он чрезвычайно интересен.

Кармен хочет взять от жизни все, что в ней есть. Если условием ее является игра со смертью, она принимает и это. Поэтому жизнь Кармен представ­ляется мне как бы ареной, где она ведет каждоднев­ ную борьбу за свою свободу со всеми, кто посягает на нее. Судьба Кармен, как судьба тореро и быка, всегда на грани жизни и смерти. Не случайно дейст­вие балета происходит на цирковой арене и в нем появился персонифицированный образ рока.

Стремление Кармен к свободе чувства, мысли, поступка приводит ее к конфликту - к трагедии. Нельзя жить правдой чувства среди людей, которые не следуют логике чувства.

Меня привлекла мысль Майи Плисецкой хореог­рафическим языком рассказать историю цыганки Кармен. Не переложить на танец гениальную оперу Жоржа Визе и новеллу Проспера Мериме, нет! - а создать балет на эту страстную, темпераментную музыку, весь решить его сквозь образ Кармен, один из величайших в мировой музыкально-литературной классике.

Мне бесконечно радостно, что эту работу я осу­ ществил с выдающейся балетной труппой Большо­ го театра СССР, чье искусство славится во всем мире.

Обложка буклета

Родион ЩЕДРИН

Образ Кармен стал нарицательным благодаря музыке Жоржа Бизе. «Кармен» вне Бизе, думается, всегда будет нести некоторое разочарование. Слиш­ком прочно связана наша память с музыкальными образами бессмертной оперы. Так пришла мысль о транскрипции.

Когда-то этот, почти забытый сегодня, жанр музыкального искусства был одним из самых

рас­пространенных. Сошлюсь, к примеру, на транскрип­ции скрипичных концертов Вивальди Бахом, сочи­нений Паганини - Листом и Шуманом, на знамени­ тые переложения Бузони, Крейслера и др.

Выбрав жанр, надо было выбрать инструмента­ рий. Надо было решить, какие инструменты

симфо­нического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хо реографичность музыки Бизе. В первом случае эту задачу, на мой взгляд, могли решить лишь струнные инструменты, во втором - ударные. Так сложился состав оркестра - струнные и ударные.

Партитура «Кармен» - одна из самых совершен­ных в истории музыки. Помимо поразительной

тон­кости, вкуса, мастерства голосоведения, помимо уникальной в музыкальной литературе «расчетливо­ сти» и «экономности», эта партитура прежде всего поражает своей абсолютной оперностыо. Вот при­ мер идеального постижения законов жанра! Оркестр Бизе прозрачен и гибок. Оркестром Бизе помогает певцам, «подает» их голоса слушателю, виртуозно используя естественные обертоны струнных инстру­ ментов. Я неоднократно обращал внимание на то, что в опере «Кармен» голос певца звучит сильнее, чище, эффектнее, чем в ином сочинении. Именно эта идеальная оперность партитуры была еще одним доводом «за транскрипцию». Меха­ническая передача партии голоса тому или иному инструменту нарушила бы всю гармонию партиту­ ры, порвала бы тончайшие нити всей музыкальной логики Бизе. Опера и балет - виды искусства, бес­ спорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Балетный оркестр, мне кажется, должен всегда звучать на несколько градусов «горя­ чее» оперного. Ему надлежит «дорассказать» куда больше, чем оркестру оперному. Да простят мне такое сравнение, что «жестикуляция» музыки в ба­ лете должна быть гораздо резче и заметнее.

Я с искренней увлеченностью работал над парти­ турой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Хотелось использовать все виртуозные возможности выбранного состава. Как это удалось - судить нашему зрителю и слушателю.

________________________________________ _____

Информация взята из премьерного буклета ГАБТ (постановка 1967г.)