Работа

Краткое содержание бежин луг для читательского. «Бежин луг

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 мин
Оригинал - 30 мин

В двух словах: Заблудившийся охотник набредает на группу ребятишек-пастухов. Он проводит ночь у их костра, слушая страшные истории о домовых, русалках, леших и водяных.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками. «На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания». В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Сейчас смотрят:

Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, "необходимые глупцы" великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянств

Английский писатель Артур Конан Дойль появился на свет 22 мая 1859 года в Эдинбурге в семье архитектора-художника. Когда ему исполнилось девять лет, поступил в иезуитский колледж, в чем ему помогли состоятельные родственники. Получив диплом, в 1876 году, вернулся домой и решил найти себя в медицине. Во время обучения в Эдинбургском университете знакомиться с некоторыми писателями и постепенно сам начинает увлекаться литературной деят

Роман "Евгений Онегин" был так назван в честь главного героя Евгения Онегина, но не менее важна роль Татьяны в романе. Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Поэт лишил её привлекательной внешности,

“Герой нашего времени” - произведение, созданное в последекабристскую эпоху. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе. В образе Печорина Лермонтов

Творчество Лермонтова привлекает меня многим. Во-первых, творчество Лермонтова - яркое, своеобразное и всегда актуальное. Он пишет понятно, без лишних "премудростей" и излишеств. Все просто. А простота - сестра таланта, как и краткость, безусловно. Во-вторых, творчество Лермонтова всегда отличается каким-то одиночеством и отчужденностью. В его произведениях всегда есть нотка грусти и печали. Лермонтов - великий творец, и все его

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писа

Никогда Не была ты женою - Женихов отобрала. Война... Всю-то жизнь Оставалась одною, Женской радостью обделена... Ю. Друнина Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и неж

Роман «Обломов» (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И.А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В «Обломове» Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах русской души, смысле жизни. В центре романа находится образ Ильи Ильича Обломова, русского дворянина «лет 32 – 33-х от роду…с отсутствием

Дом моей бабушки Насти находится в слобожанском селе Петровка. Само строение мало чем отличается от других домов в этом селе. Дом невысок, на улицу выходят три окна, остальные - на подворье и в сад. К дому вплотную подступают вишневые, яблоневые, абрикосовые деревья. А ветки яблони лежат прямо на крыше. Почти до поздней осени часть крыши покрыта опавшими яблоневыми листьями, среди которых виднеются яблоки. Их, очевидно, клюют птицы, но

Школа 21 століття це перш за все сучасна школа. У ній будуть використовуватися останні розробки і наукові знання. Вже зараз багато шкіл наблизилися до звання школи 21 століття. У них на уроках використовуються сучасні способи подачі інформації. Наприклад, мультимедійні презентації, які дозволяють легше зрозуміти матеріал нових уроків. При цьому перевірка знань, хоча б частково, може бути перекладена на плечі комп’ютера. Проведення тесті

  1. Федя -Самый старший из деревенских мальчишек.Его облик говорил о том, что белокурый, с тонкими правильными чертами лица, он был из обеспеченной семьи, для которого событие, собравшее в этот день мальчиков вместе — очередное развлечение, а вовсе не необходимость.
  2. Павлуша -второй мальчик, с виду был неказист, но отличался умным взглядом и сильным голосом.
  3. Ильюша -внешне не выделялся значительным обликом, лицо его не выражало особых эмоций, кроме тупой, болезненной заботливости. Эти двое на вид были чуть младше Феди года на два.
  4. Костя -на вид около десяти лет, самыми выразительными были печальные и задумчивые глаза. В них было так много всего, о чем ему хотелось сказать, но достаточного количества слов в существующем языке просто не находилось.
  5. Ваня -Самый маленький и молчаливый среди них.

Июльский день охотника

Рассказ начинается с описания удивительной природы. Он легко воспринимается несмотря на большое количество старинных слов, которые не применяются в современной разговорной речи. Повествование ведется от лица главного героя, охотника, отправившегося за тетеревами в Тульскую губернию.

Он красочно описывает не свою удачную охоту, а «прекрасный июльский день», который радует теплом и целой гаммой удивительных красок, сменяющих друг друга в течение всех суток. Вместе со своей собакой Дианкой, он держит свой путь, по, казалось бы, знакомым ему местам до самого глубокого вечера. И вот бы уже возвращаться домой, но за холмом не оказалось знакомой долины.

Путник заплутал и попал совсем в незнакомые края, из которых с быстро опускающейся на землю темнотой выйти уже невозможно. Деваться ему некуда, и он просто движется вперед, через некоторое время, натыкаясь на группу деревенских мальчишек, к которым и примыкает до самого утра.

Ребята оказались пастухами, которые в ночное время пасли табун лошадей. Охотник, немного поговорив с ребятами, располагается неподалеку от компании, притворившись спящим и долгое время, почти до самого утра, слушает их беседы.

Истории у костра

Удобно расположившись у костра, мальчишки начинают рассказывать истории о нечистой силе. Ильюша поведал всем о домовом, которого удалось услышать вместе с другими ребятами, заночевав на бумажной фабрике. Он никому не показывался, но создавал много шума, то ступеньки скрипели, то вещи по воздуху передвигались, то кашель жуткий раздавался, наводя страх на всех присутствующих.

Костя поделился историей про слободского плотника Гаврилу, которому случилось увидеть прекрасную русалку, зовущую его к себе. Но вовремя наложив на себя крест, Гаврила спас себя от неминуемой гибели, но навеки лишил себя радости, став угрюмым и невеселым.

Ильюша продолжил беседу новым рассказом о псаре Ермиле, который возвращался однажды домой мимо пруда, рядом с которым когда-то был похоронен утопленник. И встретил поздним вечером на том месте он белого барашка, решив забрать его с собой. Да только лошадь его долго не давала подходить к ней с этим барашком, да и взгляд у него был человеческий. А уж то, что баран заговорил, вовсе невиданное дело.

Истории ребят прервал лай собак. И Павлуша побежал за быстро умчавшимися собаками. Обратно вернулся он на скакуне, бодрый и тяжело дышащий, предположивший, что это могли быть волки, чем вызвал уважение слушавшего их охотника. Не побоялся парнишка один, даже без хворостины, умчаться в темноту, навстречу предполагаемым врагам.

Поведал Ильюша друзьям и о покойном барине, который являлся живым. Искал он все травы, которые помогли бы ему из могилы выйти. И рассказал историю про бабку Ульяну, помнившей о том, что сидя на паперти можно увидеть людей, которые умрут в следующем году, встретила там и мальчика, которого уже и в живых нет и себя саму. И про Тришку услышали ребята.

Являлся он людям в последние земные дни их. Решил народ, что настали такие дни и бочара Вавила, шедшего с новым купленным пустым жбаном на голове, приняли за Тришку. Кинулись все спасаться в разные стороны.

И про водяного ребята говорили. Думают все, что Акулина-дурочка из их мест и потеряла разум, как с водяным встретилась. И про мать вспомнили, у которой сын в реке этой утонул.Предутренняя тишина сморила ребят. Затихло все, и разговоры смолкли. Охотник собрался в дорогу, и оставил ребят.

Спустя время, охотник узнал, что одного их этой компании ночных пастухов не стало. Через некоторое время после этой ночной встречи Павлуша убился на своей лошади.

Тест по рассказу Бежин луг

Перед вами – краткое содержание рассказа Тургенева «Бежин Луг». «Бежин Луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника», написанных в 1847-1851 годах.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и настрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако заблудился и вышел к месту, известному под названием «Бежин луг». Там горел костер, возле которого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков».

Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрасная ночь. Костер был очень красив.

«Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение: пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает мальчиков – они совершенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Мальчишки варят картошку в котелке. Идет неторопливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!

Разговор о нечистой силе очень увлекает мальчишек. Затем речь заходит о Гавриле, слоботском плотнике, которого знают все мальчишки. Гаврила – угрюм и молчалив. Мальчики объясняют его характер встречей с нечистой силой.

«Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется…

А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала пошел. Но потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а плакала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на весели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Костя продолжил:

«Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы рассказом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что приключилось на Варнавицах. Там похоронен утопленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Местный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тог задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пруда, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил решил его ваять.

Однако лошадь вела себя очень странно: таращилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-гаки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил па барашка и замечает, что барашек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить барашка и говорить: «Биша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, собаки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно притом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предположил, что они почуяли волка. Мальчики продолжают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в округе и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать па земле?»

Покойный барии ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, по тому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в атом году. В прошлом году баба Ульяна ходила па паперть. Ома сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не поднимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна увидела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предположили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша ответил, что это удивительный человек, который придет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась сильная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка.

«А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над рекой кричит цапля, дети обращают на ее крик внимание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника воры, и душа его жалуется. Поэтому, если проходить мимо, можно услышать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягушках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел собрался за водой. Ильюша предостерегает его, говорит, что может утащить водяной. Именно это и случилось с Акулиной после чего она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погибнет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Васин голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его водяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не минуешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Наступает чудесное утро, которое описано очень подробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не утонул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью творит, что Павел был замечательным парнем.

Название произведения: Бежин луг
Иван Сергеевич Тургенев
Год написания: 1850
Жанр произведения: рассказ из цикла «Записки охотника»
Первая публикация: 1851
Главные герои: Автор-рассказчик и мальчишки-пастушки: Федя около 14, Павлуша и Илюша лет по 12, Костя где-то 10 лет, а самому младшему, Ванюше - лет 7.

Автор истории заблудился в лесу, к сумеркам он вышел к костру, разбитому группой деревенских мальчишек, что случилось с ним дальше поможет узнать краткое содержание рассказа «Бежин луг» для читательского дневника.

Сюжет

Новые знакомые разрешили рассказчику заночевать возле их костра. Мальчишки возобновили свой разговор лишь когда решили, что их взрослый гость заснул. Друзей было пятеро, их звали: Павлик, Федя, Ваня, Илюша и Костя. Ребята пугали друг друга байками про всякую нечисть: история о домовом, рассказ о встрече плотника Гаврилы с лесной русалкой, история о говорящем барашке с могилки утопленника,рассказ о покойнике-барине, гуляющем в поиске разрыв-травы, история бабы Ульяны, решившей ночью погадать на покойников и увидевшей в «списке претендентов» саму себя.

Жути нагнали мальчишки, говоря ночью о нечистой силе. Самый смелый из них Павлуша отходил от костра поглядеть, что с лошадьми один, а после и на реку за водой сходил. Оставшиеся вспомнили знакомого мальчонку-утопленника. Павлуша вернулся и сказал, что ему померещилось как тот самый мальчик его из воды к себе позвал. Не к добру такие знамения.

После этого рассказчик забылся сном. Утром поблагодарил за приют и ушёл. Спустя некоторое время до него дошла печальная весть - Павлуша погиб, расшибся, упав с лошади.

Вывод (моё мнение)

Автор представленного произведения говорит о красоте привычного окружающего мира, подчёркивает, что нужно ценить её. Делает акцент на незримой связи между природой и человеком. Только на фоне природы так легко могут найти общий язык люди разного возраста, развития и социального статуса. Иван Сергеевич Тургенев – великолепнейший писатель девятнадцатого века, чье творчество стало прекрасным путеводителем в борьбе за отмену крепостного права, в борьбе за свободу человека. Оно помогло вдохновить многих людей на длительную борьбу с самодержавием. К тому же в своих работах автор показал русскую природу, которую сам любил и восхищался ею. Иван Сергеевич прекрасно и с удивительной точностью мог передать в своих литературных творениях всю подлинность и реальность чувств, эмоций и настроений. Автор изображал современную жизнь, и делал это правдиво и поэтично. Являясь хорошим психологом, он искал остроту в человеческих отношениях и делился своими наблюдениями с читателями. Это хорошо отслеживается по рассказу «Бежин луг», написанном в 1851 году.

История создания рассказа «Бежин луг»

В 1846 году Иван Тургенев все лето и даже часть осени проводил в своем имении в Спасском-Лутовинове, где с удовольствием охотился и совершенно не занимался писательским делом. Но как только он вернулся в Петербург, то узнает прекрасную новость о том, что теперь известный и популярный журнал «Современник» был приобретен Некрасовым и Панаевым, которые сразу же попросили Ивана Сергеевича наполнить один из отделов первого номера.

Известно, что наблюдения Тургеневым в деревне за природой и крестьянами хватило ему, чтобы в течение нескольких лет создавать замечательные произведения. Когда автор читал свое произведение, то один из слушателей, а им был известный критик Белинский, был в таком восторге от всего сборника «Записки охотника», куда входит и рассказ «Бежин луг», что не выдержал и воскликнул, что автор этого произведения:

«Что за мерзавец с тонким вкусом!».


А в 1852 году весь сборник «Записки охотника», куда входил и прекрасный рассказ «Бежин луг», смог уже выйти отдельной книгой. Но после ее публикации цензор В.Львов, пропустивший произведения для печати, был тут же был уволен, а все его коллеги получили письменное предупреждение о том, чтобы цензура более тщательно проверяли все книги и изучали их в целостности.

Повествование «Бежин луг» начинается с того, что рассказчик выходит на охоту и любуется тем, как наступает утро. Уже поздней ночью он, возвращаясь домой, заблудился и выходит на Бежин луг, где горит огромный костер, а возле него сидят в ночном несколько крестьянских ребятишек. Объяснив, кто он, писатель тоже садится к костру.

После этого Иван Тургенев дает прекрасное описание ночи, которая ему очень нравится своей таинственностью и загадочностью. Он описывает и мальчиков, которых он увидел возле огня. Всего их было пять человек. Мальчики голодны, поэтому в котелке варят картофель. Через время автор ложится спать и уже вскоре претворяется, что спит. Это дает мальчикам возможность продолжить разговор. Тема разговора оказывается очень интересной – нечистая сила и все, что с ней может быть связано. Например, рассказ Илюши о домовом, который водится на бумажной фабрике.

Следующий рассказ Кости, который рассказывает случай, произошедший с местным потником, и который сделал из него такого угрюмого типа. Оказалось, что Гаврила повстречался с русалкой, которую полюбил. И снова звучит рассказ Ильи об утопленнике. В этот момент неожиданно с мест срываются собаки и с лаем куда-то мчаться. Но вскоре все снова успокаивается, и опять дальше продолжаются рассказы. Мальчишки рассказываю обо всем: об оборотнях, о волках, а затем темой их беседы становятся и покойники. Интересно, что детей интересуют и природные явления. Они говорят о солнечном затмении и пытаются объяснить его, с божественной точки зрения.

Позже возникает спор между мальчиками о том, какая нечисть водится в их местности. Вспоминают они не только водяного, но и тех людей, которые утонули. Им даже почудился голос Васи, мальчика, который совсем недавно утонул. Следует за этим описание ночи, а затем неба и леса, когда начинает подниматься солнышко. Вскоре рассказчик покидает ребят. А позже он узнает, что Павлуша погибнет, упав с лошади.

Герои тургеневского рассказа «Бежин луг»


В необычном рассказе автор решил использовать домыслы о домовых, леших и даже русалках, которые уже давно стали поэтическими героями народного фольклора. Те рассказы, которые он услышал из уст ребят, он смог использовать ничего не придумывая, а только грамотно изложить на бумагу, сохранив крестьянский колорит. Автор был поражён смелостью и одарённостью детей, которые живут в бедных крестьянских семьях. Поэтому именно детей разных возрастов и решил показать автор в своем рассказе.

Он подробно описывает мальчиков. Их в произведении пять человек:

♦ Федя.
♦ Павлуша.
♦ Илюша.

Прежде всего, знакомство читателя со своими героями автор начинает с того, что детально описывает их внешность, причем рассказывает все до такой мельчайших подробностей. Например, про Федю автор пишет, что на вид ему было около четырнадцати лет, но он был очень худ и казался от этого стройным. Привлекало и лицо ребенка, которое было красивым. И эта красота создавалась за счет его тонких и мелких черт лица. Прекрасны были и его белокурые волосы, которые природа создала так, словно это были настоящие кудри. На его лице всегда была какая-то странная улыбка, то ли веселая, то ли рассеянная. И все это прекрасно гармонировало со светлыми глазами.

Но если Федя был из зажиточной семьи, и он проводил время с крестьянскими детьми ради интереса и развлечения, то Павлуша был полной противоположностью. По описанию волосы его черные всегда были всколоченные. На лице выделились широкие скулы и серые глаза. Само лицо у мальчика было бледное и рябое, а рот от этого казался большим. Но тут же автор, пытаясь оправдать свое такое описание, пишет о характере ребенка, который выглядел прямо, в глазах его виделась мысль и все его разговоры показывали, что он умный мальчик. Но особый интерес представлял его голос, в котором слышалась сила.

Третий крестьянский мальчик – Илюша. Это по описанию был совсем другой тип. Так, лицо не представляло собой ничего интересного: нос с горбинкой, овал лица вытянутый. Он был немного подслеповат, поэтому все время щурился, словно от огня. Выражение лица у мальчика было какое-то заботливое. Казалось, что эта забота доходила уже до какой-то болезни или тупости. Брови у ребенка всегда были сдвинуты, а губы он сильно сжимал и, глядя на них, казалось, что они никогда не шевелились.

Костя, четвертый герой тургеневского рассказа, был непохож на предыдущих мальчиков. На вид ему можно было дать лет десять, не больше. Все его лицо было в веснушках, оно было невелико и очень уж худенькое. Книзу лицо было немного заостренное, словно у белочки. Губы у мальчика были настолько тонкими, что на лице едва их можно было различить. Но особое и странное впечатление придавали ему глаза, которые на его худеньком лице казались непросто большими, а огромными. Глаза у Кости большие и блестящие, они, казалось, хотели сказать то, чего невозможно было выразить словами.

Последний герой, пятый мальчик – Ваня был совсем малыш, лет семь. Подробного описания этого ребенка автор не дает, так как при их встрече он лежал под рогожей, словно спал. Так, тихо и спокойно он слушал рассказы ребят, и лишь только иногда, в самых интересных местах, он выставлял свою голову, и тогда можно было рассмотреть, что волосы у него были русые и кудрявые. Все герои тургеневского очерка «Бежин луг» овеяны грустью, печалью и сочувствием.

Пейзаж в изображении Ивана Тургенева


Необычный и детально описан пейзаж в утренние часы. Начиналось ясное летнее утро, когда пробуждалась земля, и наступал новый день. Такой прекрасный пейзаж необходим для того, чтобы не только подготовить к полному раскрытию темы, но и создать настроение. Многие критики отмечали, что писатель использовал не только цветовые характеристики, а настоящую «трепетную» гамму цветовых оттенков.

Ночь в изображении Ивана Тургенева раскрепощает духовно человека и тогда его начинают уже мучить загадки о том, как создан этот мир. Автор пишет о том, как он сам вглядывался в ночную темноту, которая торжественно и царственно погружала все вокруг. Он увидел звезды, которые на небе бывают только ночью, и они, на удивление автора, текли и мерцали. Такая прекрасная и великолепная ночная темнота положительно действует не только на писателя, дети тоже оказываются под этим очаровательным ночным влиянием и рассказывают невероятные и удивительные истории. Все их сюжеты, конечно же, связаны с миром природы, ее загадками.

С большой нежностью автор показывает богатый духовный мир простых крестьянских детей, которые так тонко чувствуют красоту природы. Автор стремится все сделать для того, чтобы читатель смог не только уважать его маленьких героев, но и обязательно задумался над тем, как потом сложится их судьба. О них автор говорит, как о духовно развитых личностях, которые одарены природой, смелы, эмоциональны, честны, искренни. Но в дальнейшем таким людям будет сложно жить в суровой действительности, так как обладая высокими моральными принципами, они очень требовательны и к себе и к окружающим.

Так в своём рассказе «Бежин луг» Иван Сергеевич смог собрать и показать красоту природы, народа, души. Чудесная история, простая и величественная, где переплелись людские судьбы, которые и сами являются частичкой мироздания - это олицетворение будущего всего русского крестьянства.