Непознанное

Кто и почему распоряжался в крепости капитанская. Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Едет на место своей будущей службы. Насколько дорога от Симбирска до Оренбурга была полной бурных переживаний и необыкновенных происшествий, настолько путь от Оренбурга до Белогорской крепости был унылым и однообразным. Если степь до Оренбурга была мятежной и грозной (вспомним буран), то сейчас она предстает затихшей и печальной. "Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи". Одно только слово "простирались" позволяет представить огромные, утомительные в своем однообразии пространства за рекой Яиком. Красок мало: белый снег и чернеющие "свинцовые волны". Так в нескольких словах Пушкин передает настроение грустной зимней оренбургской степи. Дорожные размышления молодого путника печальны. Слова генерала Р. – "ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине" – заставили Гринева представить себе будущего начальника строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы. И все-таки Гринев ждет новых впечатлений – ведь он едет в крепость! "Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал". Однако вместо грозных бастионов он увидел бревенчатые заборы, вместо башен – скирды сена и скривившуюся мельницу с лубочными, лениво опущенными крыльями. Что же все-таки отдаленно напоминало крепость? Старая чугунная пушка у ворот.
В доме коменданта Гринева встречает дежурный – старый инвалид, который "нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира". Видно, что всем командует "старушка в телогрейке", как оказалось, жена коменданта: "Ивана Кузьмича дома нет, он пошел в гости к отцу Герасиму; да все равно, батюшка, я его хозяйка". Как же углубляется комическое изображение "хозяйки коменданта"? Она перебивает Ивана Игнатьевича, сама заводит разговор с молодым Гриневым и сразу начинает рассказывать про незнакомого еще Гриневу офицера Швабрина. Но Василиса Егоровна в то же же время и привлекает читателя радушием, гостеприимством. Она ласково встречает незнакомого офицера: "Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка". Она решительно перебивает любопытство Ивана Игнатьевича: "Ты видишь, молодой человек с дороги устал, ему не до тебя..."
Интересен диалог Василисы Егоровны относительно устройства Гринева. Но ее хозяйские действия не отличаются справедливостью. Мы видим, в силу каких причин Гринев попадает на квартиру к Семену Кузову, а не к Ивану Полежаеву. Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению, бесконтрольно разбирает мелкие ссоры, крута в решениях.
Перед нами жизнь маленькой заброшенной крепости, в которой нет ничего военного, кроме единственной пушки, офицерского диплома, висящего на стене в рамке под стеклом, да поношенных мундиров на инвалиде и Иване Игнатьевиче. Новые знакомые Гринева слегка комичны, и мы не можем не улыбаться, читая о них, так они не совпадают с нашими представлениями о военных людях. Самая "боевая" из них Василиса Егоровна, и это усиливает комизм картины капитанского дома. Но нельзя не заметить: что-то добродушное, открытое, бесхитростное подкупает нас в Мироновых.
А как кончается первый день Гринева в крепости? Он идет в дом Семена Кузова. Все говорит ему о том, что жизнь в крепости будет унылой, безрадостной. "...я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня..." – пишет Гринев.
Мы видим, что пейзаж, которым начинается и заканчивается глава, сыграл большую роль в том представлении о Белогорской крепости, которое создалось в нашем представлении. Обращаем внимание на важную особенность пушкинского языка: пейзажи необыкновенно скупы, немногословны, как и описания настроений людей. Пушкин как бы дает возможность самому читателю дорисовать в своем воображении то, что окружает Гринева, представить его душевное состояние, выраженное в словах: "тоска взяла меня", "я отошел от окошка и лег спать без ужина".


Как же расширяются впечатления Гринева о крепости и ее обитателях на второй день пребывания в ней? Гринев замечает бедность и убогость крепости, слабость ее военной подготовки. Он увидел на площадке коменданта крепости, который обучал солдат. Это были старые инвалиды, одетые в поношенные мундиры. Василиса Егоровна говорит коменданту: "Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше". Важная деталь: Иван Кузьмич командует солдатами "в колпаке и китайчатом халате".
Мы в очередной раз убеждаемся, что крепость, которой было суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащенной, беспредельно мирной. В деревянном домике Мироновых жизнь идет своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. "В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов", – вспоминает Гринев(гл. IV). Никто не контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р. в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения.
Гринев приезжает в крепость глубокой осенью 1773 года. Нет ли каких-либо намеков в повести, что общее волнение здешних краев доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости? Василиса Егоровна спрашивает при Гриневе урядника, казака Максимыча: "Ну что, Максимыч, все ли благополучно?" – "Все, слава богу, тихо", – отвечает казак. А как изображается внешность урядника? Это "молодой и статный казак". В гарнизоне, мы знаем, был солдаты и казаки. Какое сравнение напрашивается? У коменданта на учении одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, способные воевать. Максимыч связан с казаками, он будет в рядах восставших. А вот еще деталь: Василиса Егоровна говорит, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами "рысьи шапки". Они появились и теперь, "около крепости рыщут".

o Обратим внимание на штрих его биографии: «вышедший из солдатских детей». В те времена солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

o Что же испытывает Иван Кузмич, когда 2 молодых офицера, его подчинённых, останавливаются, чтобы посмотреть, как он проводит учения с инвалидами? Чем вызвана его фраза, обращённая к ним: «А здесь нечего вам смотреть »? Понимает, что он смешон в своём китайчатом халате на военных учениях, что смешны его инвалиды с военной точки зрения. Ивану Кузмичу нелегко, вероятно, горько, быть посмешищем в глазах молодых офицеров. Тем не менее старый комендант «занят службою »: «солдатушек учит». И разве можно простым хвастовством назвать его слова о том, что он «задаст острастку киргизам и башкирам »? По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринёва.

o Мы не раз убеждались, которой суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащённой, беспредельно мирной.

o Кто и почему распоряжался в крепости? От имени своего мужа на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом»- стр. 123, гл. 4

o В деревянном домике Мироновыхжизно идёт своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни караулов» - 123 стр., - вспоминает Гринёв. Никто тне контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения. Ещё во время бурана Гринёв слышал, как дорожный разговаривал с хозяином умёта… Они, конечно, не прямо говорили, но чувствуется, что назревают большие дела. Вожатый уверяет хозяина постоялого двора, что придёт время, накопятся силы, тогда будут и успехи. А сейчас ещё рано.


o Гринёв приезжает в крепость в 1773 г. глубокой осенью.

o Нет ли каких намёков в повести, что общее волнение здешних краёв доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости?

§ Василиса Егоровна спрашивает урядника, казака Максимыча: «Ну что, Максимыч, всё ли благополучно?» - «всё, слава богу, тихо » - отвечал казак – стр. 119.

§ Как вы думаете, почему с эти вопросом В. Е. обратилась именно к Максимычу? Он казак. Видимо связан с казаками и больше других знал, откуда может прийти опасность. Но ему в крепости доверяют.

§ А как изображается внешность урядника? «молодой и статный казак » (119). В гарнизоне, мы знаем, были и солдаты и казаки. Какое же сравнение напрашивается? У Ивана Кузмича одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, которые могут отлично воевать.

§ В. Е. говорит о том, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами «рысьи шапки ». Они появились и теперь, «около крепости рыщут » - 122 стр..

§ Какой же мы можем сделать вывод о жизни в Белогорской крепости, о действительном положении вещей? Белогорская крепость только казалась спокойным тихим местом, где мирно течёт жизнь. Вокруг было неспокойно.

§ Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её.

§ А сейчас наступил новый этап в событиях: у казаков. Крестьян, башкирцев, киргизцев появился предводитель. Но его имя, его личность были неизвестны в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.

1. Какое впечатление произвёл на Гринёва Швабрин ? Г. уже знал, что Ш. был выслан ив крепость за «смертоубийство » - за дуэль. «Ш. был очень неглуп ». Разговор его был остёр и занимателен» с. 120.

2. Почему на обеде у смотрел на Машу с предубеждением ? Маша «не очень нравилась » Гринёву потому, что Ш. уже успел описать её «совершенною дурочкою ».

3. Комментарии в эпиграфам главы.

4. Как и почему изменилось мнение Гринёва о капитанской семье ? Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гринёву о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной » и чувствовал себя как в родной семье: «Незаметным образом с. 123 »

5. Г . перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразрванным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой » - 123. Всё это сделало жизнь Гринёва в крепости «не только сносной, но и приятной » - 123.

6. Чем занимался Г. в крепости? Произведён в офицеры, но служба его не «отягощала» Он стал читать, в нём «пробудилась охота к литературе » - он переводил и даже сочинял стихи.

7. Хороши ли, по-вашему, стишки Гринёва? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Стихи Гринёва, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринёва.

8. Чтение эпизода «Я уже сказывал … до слов «Самолюбивый стихотворец


9. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Г . и Ш.? Причиной – Гринёву не нравились «всегдашние шутки » Швабрина насчёт семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек . Швабрина же Гринёв раздражал своей открытостью и простотой, тем, что любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка », а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серёг. Ссора назревала давно и была неизбежной.

10. Как был ранен Гринёв ? Швабрин воспользовался м, что Гринёва отвлёк призыв Савельича, и нанёс ему подлый удар.

11. Что защищал Гринёв на дуэли ? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? Честь и достоинства свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши.

12. Василисе Егоровне что сказал Гринёв? Гринёв, не называя истинных причин, объяснил, что они поссорились «за песенку ».

13. Гринёв действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе в умении драться на шпагах.

14. V глава

1) Почему Гринёв помирился со Швабриным? «Я слишком…» «Великодушно! про стил своего «несчастного соперника».

2) Гринёв отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой ? Андрей Петрович решил, что сын ведёт себя недостойно, что вместо службы он дерётся на дуэлях «с такими же сорванцами» , что следует не женить его, а выбить из него «дурь ».

3) Как Гринёв-отец узнал о похождениях сына ? Гринёв «негодовал на Савельича », но оказалось, что отцу донёс Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанёс удар исподтишка, написав отцу своего противника.

4) Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.

(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе «Любовь». Можно инсценировать этот эпизод.)

5) Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится ?

Считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринёва и желает ему счастья, хотя бы с «другой ». Маша – девушка с твёрдым характером.

У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?

(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)

Я вас любил: любовь еще, быть может ,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Какие строчки диалога созвучны стихотворению?

- Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но это не значит, что она бесхарактерная .

Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.

Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.

5) Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

6) Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Благим » потрясение, повлиявшее на судьбу Гринёва, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гринёву пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.

Глава V І

І. Как нарастали события в Белогорской крепости. Действия противника активизировались. На крепость надвигается большая сила. Об этом свидетельствуют слухи, сведения, факты, тревожные настроения, охватившие население крепости.

1) Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры » к отражению «злодея и самозванца ». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «…А у нас всего сто тридцать человек. Не считая казаков ». Войско бунтовщиков намного превосходило защитников и обитателей крепости.

«Секретный приказ » можно оценить как формальный. В этом приказе важно то, что сообщается о больших силах восставших, о том, что у них есть предводитель. «Надлежащие меры » коменданту принять невозможно; об этом надо было думать раньше, надо было дать крепости орудия и укрепить её. Этого не понимал или не хотел понять генерал Р., который сидел в Оренбурге. был нераспорядительный: даже когда Белогорская крепость была взята Пугачёвым, он и тогда стал спокоен, а Пугачёв уже угрожал Оренбургу. чуть Оренбург не сдал, что уж говорить о Белогорской крепости.

2) Как вёл себя капитан Миронов в этот трудный момент , какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах . Проявил твёрдость, не позволил Василисе Егоровне быть на совещании, потому что там обсуждался секретный приказ, и спровадил её к попадье, а Палашку запер в чулан.

· Учредить караулы да ночные дозоры

· В случаем нападения запирать ворота да выводить солдат

· Максимычу крепко следить за своими казаками

· Пушку осмотреть и вычистить

· Всё это содержать в тайне

3) Разведка урядника , предпоследний абзац.

4) Популярность Пугачёва среди казаков – «В крепости между солдатами …»

5) Казаки уже открыто высказывались против Юлая , назначенного на место урядника, которого они считали изменником, в глаза ругали Ивана Игнатьевича , называли «гарнизонной крысой »

В крепости образовались 2 лагеря . Казаки, несомненно, примкнут к повстанцам, они уже связаны с ними, а гарнизон, как мы знаем, не силён. Конфликт между этими лагерями внутри крепости углубляется. Мы словно слышим отдалённые раскаты восстания, они приближаются, они отражаются в сознании людей.

5) Схвачен башкирец

6) Василиса Егоровна выведала об угрозе нападения Пугачёва и «поделилась» новостью с попадьёй. «Вскоре все заговорили о Пугачёве » Поняв, что скрыть от жены ничего невозможно, капитан при ней прочёл на совещании офицеров «воззвание Пугачёва » с предложением «не сопротивляться ».

7) Пытка башкирца . Как в этом эпизоде можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого ?

· Пушкин подчеркнул, что расправы с восставшими были неимоверно жестокими . Иван Кузмич в башкирце сразу узнал «по страшным приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 г .». У него не было ни носа, ни ушей. Обратите внимание, как беспощадно даёт распоряжение Иван Кузмич пытать башкирца, как покорно выполняют его страшные приказания два инвалида и Юлай . Ведь пытка была прекращена только потому, что у башкирца был отрезан язык, он не мог говорить и был, следовательно не нужен Ивану Кузмичу.

· Существенная деталь во внешность изуродовнного, изувеченного башкирца. Выражение его глаз : «узенькие глаза его сверкали ещё огнём ». Зачем Пушкин заставляет читателя заглянуть в глаза попавшего в капкан коменданта человека ? Мы видим в них огонь ненависти, огонь борьбы, что-то непобеждённое , несмирившееся . Ведь башкирец «был схвачен с возмутительными листами », т. е. с воззваниями, которые распространял Пугачёв, когда подходил к крепостям. Этот человек, которому «казалось лет за 70», отважно пошёл на опасное дело.

· Поимка его усилила беспокойство коменданта , он даже вновь собрал офицеров – настолько страшны были эти воззвания, воззвания «крестьянского царя », вера в которого, как мы знаем, была широко распространена в народе.

· Эта сцена – ещё и повод для прямого обращения повествователя к читателям : «Молодой человек! Если записки мои попадутся… »

· Пушкин ещё раз сталкивает читателя с башкирцем . После приступа мы видим его на перекладине виселицы с верёвкой в руках; на этой висилице был повешен несдавшийся комендант Белогорской крепости.

Вывод: в небольших эпизодах, участниками которых являлись люди 2-х враждебных лагерей, отразился конфликт, исключавший примирение.

· Можем ли мы сказать, что оба эти человека – и башкирец, и капитан Миронов – по натуре кровожадны ? Конечно, нет. Но для башкирца капитан Миронов – символ ненавистного ему государства угнетателей, а для Ивана Кузмича башкирец – один из «злодеев », «старый волк», «бунтовщик », подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил всю жизнь. Отсюда и жестокость с обеих сторон. О причинах бунта Иван Кузмич не задумывается – порядок, который он охраняет, кажется ему бесспорным.

8) Нас не может не заинтересовать то, как смотрит на всё происходящее рассказчик, Пётр Андреевич Гринёв .

· Для Гринёва Пугачёв – разбойник, а его войско – «шайка » .

· Приказание коменданта подвергнуть башкирца пытке «никого из нас не удивило и не встревожило ». Однако Гринёв на всю жизнь запомнил лицо башкирца, он называет его «несчастным » - описывает его душевное смятение. «Он оглядывался во все стороны, как зверёк, затравленный детьми », - говорит Пётр Андреевич, вспоминая эту страшную сцену, он вновь как бы слышит, как «застонал слабым, умоляющим голосом » башкирец, увидев Юлая с занесённой над ним плетью.

· Сцена допроса послужила своеобразным толчком к нравственному возмужанию героя, так как увиденное вызвало в нём отвращение к жестокости и бесчеловечности. Впоследствии, отрицая вообще всякое насилие, Гринёв осуждает «русский бунт, бессмысленный и беспощадный » - (ΧІІІ).

· Спустя многие годы Гринёв, уже пожилой человек, с ужасом вспоминает пытки екатерининского времени, противопоставляя ему другие времена «кроткого царствования императора Александра ». Но он не прав. «просвещение и человеколюбие » не «сделали успехи ». Страшный м позорный обычай пытки существовал очень давно. Екатерина ІІ не однажды давала негласные распоряжения не применять пытки, но тем не менее пытка в её царствование процветала. Внук Екатерины Александр указом от 01.01.01 г. запретил пытку. Однако страшные пытки продолжали применяться и в судах, и в усадьбах крепостников. Чиновники и помещики не несли за это никакого наказания.

И в армии телесные наказания были постоянным явлением. Так, командир гвардейского Семёновского полка Шварц постоянно подвергал наказанию десятки солдат, назначая им тысячи ударов шпицрутенами. Это явилось одной из причин восстания полка в 1820 году. Издевательства Шварца над солдатами вызвали их яростное возмущение. Солдат поддержали многие офицеры, среди которых были члены первых декабристских организаций. Началось восстание, в котором семёновцы проявили мужество и непреклонность. Восстание было подавлено, но слух о нём пронёсся по всей России и отозвался во многих сердцах

Пушкин явно расходится со своим героем в оценке царствования Александра. В 10 гл. «Евгения Онегина», которая была сожжена поэтом и от которой остались только отрывки, он пишет:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щёголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда .

1) Выводы по главе «Пугачёвщина »:

· Почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы старые старики будем сказывати .

o Знание истории , с точки зрения Пушкина, помогает понять современность, настоящее.

o Пушкин создаёт повесть в 30-е гг. ΧІΧ в., в сложное и тревожное время, время крестьянских и холерных бунтов, которые были отзвуком грандиозного Пугачёвского восстания 1773 – 1774 годов. Анализируя прошлое, Пушкин как бы приглашает своих современников, «молодых ребят », прислушаться к этому прошлому не только для того, чтобы понять настоящее, но и, по возможности, подумать о будущем . Ведь глава «Пугачёвщина» повествует о том, как люди с ограниченным кругозором, занятые лишь своими личными интересами, неожиданно оказываются перед лицом великих событий, вовлекаются в их водоворот .

· В гл. «Пугачёвщина» Пушкин изображает 1-й период восстания, период его нарастания и быстрого накапливания сил. Мы видим, как обостряется конфликт м/д лагерями внутри крепости . То, что происходило в Белогорской крепости – типично . С одной стороны , - несомненное сочувствие Пугачёву казаков, населения крепости, с другой , - непримиримая позиция офицерства с его верностью трону. Жестокость восставших порождена жестокостью властей, правительства. А Белогорская крепость обречена достаться врагу.

Глава VІІ «Приступ»

1. Эта глава – логическое продолжение предыдущей. Конфликт дошёл до высшей точки: Пугачёв пошёл на приступ крепости. Эта глава имеет свои особенности – её героем является народ , готовый ринуться в бой. Перед нами 2 лагеря, открыто стоящие друг перед другом. Посмотрим, что же происходит в каждом из лагерей…

2. Командование крепости сделало всё, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.

3. А как изображается другой лагерь ? Он дан глазами рассказчика, впервые в жизни наблюдающего, что происходит в стане необыкновенного противника. Силы Пугачёва быстро растут.

· Вначале «по степи не в дальнем расстоянии от крепости разъезжали человек 20 верхами ». Гринёв видит, что это казаки и башкирцы, «которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и колчанам ».

· Но вот «показались новые конные толпы: степь: степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками ». На крепость надвигалась большая сила

4. Кто же привлекает наше особое внимание?

· С одной стороны, - это скромный капитан Миронов,

· с другой, - «человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке » - Пугачёв. «По его повелению 4 человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость » и бросили за частокол окровавленную голову Юлая и письмо с предложением сдаться. Этот человек смел и стоек. Когда после 3-го пушечного выстрела пугачёвцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачёв один остался впереди. «Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились …».

· А разве не мужествен и не смел капитана Миронов? «Близость опасности одушевила старого воина бодростию необыкновенной » - пишет Гринёв. Он обходит войско, подбадривает своих солдат, ласково их называя «детушками», он взывает к их воинской чести: «…докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные » Ни на минуту не теряется опытный воин. Когда, например, мятежники съехались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей, комендант предупредил: «Теперь стойте крепко: будет приступ »

· Но ТВ чём всё-таки слабость мужественного Миронова и сила Пугачёва? Пушкин устами Гринёва говорит о мощи восставших и слабости отпора им со стороны правительственных войск. Нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего на произвол судьбы Белогорскую крепость.

· Отношение народа к Пугачёву:

o «жители выходили из домов с хлебом и солью ».

o «раздавался колокольный звон »

o «Народ повалил на площадь »

o «отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках »,

o Началось принятие присяги : жители подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу,

o Гарнизонные солдаты с отрезанными косами и подстриженные в кружок «подходили к руке Пугачёва » (эти же солдаты ещё несколько часов назад «изъявляли своё усердие Ивану Кузмичу »)

· Народу, стоящему на площади, предстояло пережить ещё одно потрясение. На площадь привели офицеров Белогорской крепости во главе с комендантом Мироновым, истекающим кровью .

o Пугачёв с грозным вопросом: «Который комендант

o Кто указал на коменданта ? Урядник Максимыч

o Как ведёт себя Миронов ? Это непримиримый враг Пугачёва, хотя и побеждённый сейчас и изнемогающий от раны, но смело бросающий предводителю восстания самые непереносимые для того слова: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты! » Последние слова «Слышь ты!» - любимая присказка Ивана Кузмича, придают его твёрдым словам оттенок простоты, обыденности. Иван Кузмич и в предсмертную минуту такой же, как всегда. Невольно вспоминаешь другую его фразу, произнесённую перед солдатами во время приступа: «Умирать так умирать: дело служивое ».

o Смело повторяет предсмертные слова своего командира Иван Игнатьевич , называя Пугачёва «дядюшкой ». Обращение звучит ласково, но, сопровождаемое словами «вор и самозванец », говорит о непризнании царского достоинства Пугачёва, придаёт всей фразе насмешливый оттенок.

o Казнь капитана Миронова и Ивана Иг. не может не потрясти читателей.

o Как описан Швабрин в сцене казни ? Какова роль этого описания? Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачёва, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачёву, после чего Гринёва поволокли на виселицу.

o В чём причина чудесного спасения Гринёва ? Если бы не преданность, отвага и самопожертвование Савельича, Гринёва ожидала бы участь казнённых защитников крепости. Пугачёв узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике.

o Как ведёт себя Пугачёв в сцене освобождения Гринёва ? Пугачёв проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринёва целовать его руку так, чтобы не уронить себя в глазах окружающих: «Его благородие, знать, одурел от радости ».

o Эпизод расправы с комендантшей . Жесток Пугачёв. Лаконизм Пушкина в сцене гибели Василисы Егоровны пределен: Гринёв передаёт только факты. Василиса Егоровна, пока развёртывались события на площади (казнь офицеров, принятие присяги), оказалась в руках пугачёвцев. Ограбленная, не знавшая о том, что произошло, она просит лишь об одном: отвести её к Ивану Кузмичу. Но вот она взглянула на виселицу и увидела своего мужа. До слуха Пугачёва, конечно, долетели её слова горестного плача, обращённые к мёртвому Ивану Кузмичу: «сгинул от беглого каторжника ». Реакция Пугачёва. Реакция Пугачёва выразилась в 3-х словах: «Унять старую ведьму ». Слово «унять » было понято молодым казаком в одном смысле – убить.

В 1836 году в журнале «Современник» была опубликована историческая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит в страшные годы пугачевского восстания в 1773-1775 годах. Писатель в своих произведениях не раз обращался к исторической тематике, пытаясь в событиях прошлого найти ответы на вопросы современности. Примером могут послужить такие сочинения автора, как «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Метель» и другие.

Приезд Петра Гринева в Белогорскую крепость

Главный герой повести - офицер. Он был отправлен на военную службу в один из самых отдаленных уголков страны. Белогорская крепость располагалась в степи и поначалу показалась молодому человеку настоящей глушью, где ему суждено было прозябать в скуке и бездействии. Местность показалась ему унылой и невзрачной, поскольку напоминала не военный гарнизон, а бедную деревню.

Однако уже первое знакомство с ее обитателями изменило представление Петра Андреевича о своем месте службы. И в самом деле в повести "Капитанская дочка" сыграла большую роль: ведь именно здесь он встретил свою любовь, прошел через страшные испытания, но не уронил своей чести и сохранил верность государыне. Жители этого укрепления оказались людьми чрезвычайно простыми, чем сразу заслужили симпатию юноши.

Обитатели Белогорской крепости: супруги Мироновы

Капитаном гарнизона был Иван Миронов - человек добродушный и бесхитростный, который хорошо относился к своим подчиненным, уважал свою супругу - Василису Егоровну, и очень любил единственную дочку - Марью Ивановну. Его жена не только управляла домашними делами, но и принимала активное участие в руководстве военнослужащими.

Белогорская крепость воспринималось ею как хозяйство, и потому она довольно умело справлялась не только со своими функциями, но и с проблемами мужа по военной части. Василиса Егоровна пользовалась общим уважением среди обитателей и имела репутацию женщины строгой, но справедливой. Образ этой героини - один из самых удачных в повести.

Маша Миронова

Главной героиней является капитанская дочка, Марья Ивановна, простая девушка без образования и манер. Однако ее чуткость и доброта сразу привлекли Петра Гринева, который нашел ее умной и рассудительной. Благодаря этой симпатии Белогорская крепость уже не казалась ему скучной, напротив, он быстро привык к новой жизни и стал находить в ней много положительного.

Любовь героя к Маше Мироновой, безусловно, во многом определяла его отношение к своему существованию в гарнизоне. В то время, когда оба надеялись пожениться, Петр Гринев был полон надежд на будущее и верил в счастливую судьбу. Однако после отказа его отца на брак герой совершенно потерял вкус к жизни, и Белогорская крепость стала казаться ему пустой и унылой.

Остальные жители крепости: Швабрин, Иван Игнатьевич, Палашка

При характеристике повести «Капитанская дочка» большое значение имеет то, как показан Петр на эту тему следует сопроводить описанием его отношений с другими обитателями гарнизона, в первую очередь со Швабриным. Алексей Иванович также был офицером, однако являл собой полную противоположность главному герою.

С самого начала он производит неприятное впечатление, которое впоследствии подтверждается его попытками помешать отношениям Петра и Маши. Он злобно и едко высмеивает и Василису Егоровну, оскорбляет Машу, нечестно ранит на дуэли Гринева, воспользовавшись тем, что тот отвлекся на Савельича. Он изменяет своей клятве и переходит на сторону Пугачева и, наконец, на суде дает ложные показания против своего бывшего соперника.

Иное впечатление производят второстепенные персонажи - слуги Мироновых: Иван Игнатьевич, старый инвалид, который, однако, отказался признать Пугачева государем, за что был повешен, и горничная Палашка, которая в трудные минуты помогает своей барышне, Марье Ивановне. Эти герои как бы оттеняют образ Белогорской крепости, показывая, что в самой глубинке страны живут простые, но честные и благородные люди.

Общая характеристика гарнизона

Место службы Петра Гринева играет важную роль в повествовании: ведь именно здесь происходят все важнейшие события в его жизни. Тут он стал свидетелем страшной расправы Пугачева над капитаном Мироновым, Иваном Игнатьевичем, Василисой Егоровной. Сам он чудом избежал смерти и по странному совпадению подружился с Пугачевым.

В это место он бросился спасать Машу Миронову от Швабрина, вновь подвергшись опасности быть казненным бунтовщиками. Тут судьба снова свела его с Пугачевым, который и в этот раз помог ему освободить невесту. В крепости Гринев окончательно объяснился с Марьей Ивановной относительно их предстоящей женитьбы. Здесь он навсегда простился с Пугачевым для того, чтобы увидеть его через некоторое время на плахе. Белогорская крепость, описание которой было представлено в настоящем очерке, сыграла решающую роль в судьбе Петра Гринева.

Транскрипт

1 Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1-2 глава «Сержант гвардии», «Вожатый». 1. Какое значение имеет имя главного героя? 2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? 3. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? 4. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой? 5. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение. 6. Как реагирует бродяга на «барский подарок»? 7. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? 8. Что такое милосердие? 9. Почему Гринева застал буран в степи? 10. Каково символическое значение бурана? 11. Какое значение имеет сон Гринева? 3 глава «Крепость» 1. Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович? 2. Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов? 3. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости? 4. Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин? 5. Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

2 6. Дайте комментарий к эпиграфам главы. Глава 4 «Поединок» 1. Кто и почему распоряжается в крепости? 2. Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? 3. Чем занимается Гринев в крепости? 4. Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Глава 5 «Любовь» 1. Почему Гринев помирился со Швабриным? 2. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой7 3. Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? 4. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? 5. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой? 6. Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? Глава 6 «Пугачевщина» 1. Почему автор в качестве эпиграфа к гл. 6 избрал слова из народной песни? 2. Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого? 3. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева? 4. С какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? 5. Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор? 6. Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание

3 героя Петра Гринѐва? Глава 7 «Приступ» 1. Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша? 2. К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы? 3. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели? 4. Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже. 5. Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачѐва? 6. Как описан Швабрин в сцене казни? 7. В чем причина чудесного спасения Гринева? 8. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева? 9. Как ведѐт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он? 10. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? Глава 8 «Незваный гость» 1. Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев? 2. Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним? 3. Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева? 4. Какие чувства борются в душе Гринева? 5. Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева? 6. Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?

4 7. Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу? Глава 9 «Разлука» 1. Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург? 2. Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева? 3. Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило? 4. Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев? 5. Как Гринев хочет помочь Маше? 6. Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп? Глава 10 «Осада города» 1. К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает? 2. Какое отношение вызывает генерал в саду? 3. Почему военный совет описан иронически? 4. Отчего совет не принял предложения Гринева? 5. Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады? 6. Почему урядник и Гринев встретились не как враги? 7. Почему генерал отказывает в просьбе Гринева? Главы 11 «Мятежная слобода» 1. В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова? 2. Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход? 3. Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки? 4. Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам

5 Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей? 5. Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым? 6. Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев? 7. Отчего Пугачева не пугает, а вдохновляет судьба Гришки Отрепьева? Глава 12 «Сирота» 1. Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше. 2. Почему Пугачев освобождает сироту? 3. Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова? 4. Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева? 5. Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева. 6. С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев? 7. Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина? Глава 13 «Арест» 1. Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»? 2. Как принимают Гринева и Машу «свои»? 3. Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым? 4. Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы? 5. Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых? 6. Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах

6 правительственных войск и воскрешении успехов самозванца? 7. В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? 8. Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве? Глава 14 «Суд» 1. В чем смысл эпиграфа? 2. Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы? 3. Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым? 4. Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина? 5. Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева? 6. Почему Маша решилась ехать в Петербург? 7. Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка? 8. Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей? 9. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице? 10. Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши. 11. Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?


Короткова Г.А. учитель, гимназия АО «Талап» ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПО МЕТОДИКЕ Ж.А.КАРАЕВА Как показывает наш опыт, при изучении такого сложного для учеников произведения, как

Электронная версия на сайте библиотеки: http://schama1975-53.jimdo.com/sitemap/, раздел: «С о в е т у е м п р о ч и т а т ь» Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й 2-й Ж У Р Н А Л-Б У К Л Е Т «ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА» Сегодня

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

20 сентября 2017 Хаустова Д.А. Система смарт-заданий на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Печать Хаустова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ

Давыдова Галина Михайловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 19» ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Игра проводится

Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Литературная дуэль. Эту игру можно провести после прочтения и подробного изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как внеклассное

Презентацию подготовила ученица 8 В класса Болкунова Анастасия Петр Андреевич Гринев - не только герой повести, но и повествователь, от лица которого ведется рассказ, Гринев-рассказчик - пожилой человек,

Сочинение на тему мое впечатление о повести капитанская дочка Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Образ Маши Мироновой Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина Капитанская дочка

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Н.В. Гоголь Проблемный вопрос: Что

«Капитанская дочка» История создания произведения Причины обращения к теме пугачевского восстания Крестьянские возмущения во 2 половине 1820-х гг. (Псковская область, в которой жил Пушкин до осени 1826

Тема: Маша Миронова нравственный идеал А.С. Пушкина Цель: 1) Обучающая: создать условия для раскрытия смысла названия повести, эпиграфа, раскрыть нравственную стойкость и душевную красоту М. Мироновой;

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: краткое содержание по главам Глава I Повесть начинается с рассказа о семействе Петруши Гринева и о его детских годах. Отец главного героя Андрей Петрович для того,

ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». 8-й КЛАСС З. А. Смолькина, г. Москва В предлагаемой разработке представлен тестовый материал и комментарии к ответам, которые могут быть полезны

В школе содержание работы по стилистике составляет и наблюдение над стилистической... (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка»)... Место эпизода в романе (связь с другими главами).. Анализу

Контрольно измерительные материалы Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава 1. «Сержант гвардии» 1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович) 2. Под чьим надзором главный герой

Прототипы главных героев повести Капитанская дочка. Подготовила обучающаяся 8 класса Даронина Татьяна Учитель: Джура М.А. План: 1. Что такое прототип? 2. Характеристика Петра Гринёва 3. Характеристика

Ю. Г. Сушинская, учитель русского языка и литературы второй категории ГУО «Березинская гимназия» «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Антитеза характеров (7 класс) Задачи: 1) создать условия для обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 города Димитровграда Ульяновской области» Исследовательская работа на тему: Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы 2016-2017

Каким должен быть человек? (Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С.Пушкина) 1. Оргмомент. Учитель: Вам важно, какие люди вас окружают? Всем хочется, чтобы рядом были честные, благородные,

Тест для 8 класса по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1. В 30-е годы XIX-го века А. С. Пушкин обращается к истории своего Отечества, что было вызвано событиями культурно-исторической жизни современной

В. С. БЕЛЬКИНД ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Роман Пушкина «Капитанская дочка» относится к числу произведений, всегда стоявших в центре внимания пушкинистов. Интерес,

Пётр Андреевич Гринёв Алексей Иванович Швабрин Марья Ивановна Миронова Архип Савельич Иван Кузьмич Миронов Василиса Егоровна Миронова Пётр Андреевич Гринёв-17-летний недоросль, с детства записанный в гвардии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Катав Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Контрольно- измерительные материалы для проведения промежуточной

Сочинение на тему можно ли назвать дубровского благородным разбойником Простила. А Швабрин как был, таким и остался: эгоистом, способным на мы можем Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение)

Анализ эпизода литературного произведения Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Содержание Эпиграф к уроку... 3 М. Шолохов «Я родился на Дону» 4 Михаил Александрович

Открытый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс Урок обобщения Тема: «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цель и задачи: постичь суть произведения через

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 64 Научная работа по литературе Тема: «Роль сна в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Работу выполнила: Ученица 8 класса «А» Гимназии 64 Луговая

Пугачевщина и пугачев на страницах капитанской дочки сочинение Капитанская дочка А.С.Пушкина Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Каким мне больше всего запомнился Пугачев на страницах повести

Инструкция по выполнению работы На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей. Часть А содержит 9 тестовых вопросов. К каждому заданию (1 9) приводится несколько вариантов ответов,

ТЕМА УРОКА: «СКВОЗНЫЕ ОБРАЗЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОТИВ ПУТИ В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с символической функцией дороги в русской литературе, обобщить и систематизировать

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Томская епархия Русской Православной Церкви Администрация Томской области Мэрия г. Томска Совет ректоров вузов г. Томска Институт развития образовательных систем РАО Томский Областной Институт ПКРО Православное

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Употребление прилагательных цвета в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Горячев Н.В. МОУ Ермолинская основная общеобразовательная школа Талдомского района Московской области,

Итоговое сочинение «Честь и бесчестие» Щербакова Е.В. МАОУ СОШ 2 Г. Реж Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЦЕЛИ и СРЕДСТВА Комментарий специалистов ФИПИ Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека,важности осмысленного целеполагания, умении

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Www.a4format.ru ЕГЭ 2009: Литература: Справочник. М.: Эксмо, 2009. Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская Повесть «Капитанская дочка» Метод реалистический. Жанр повесть. История создания Повесть «Капитанская

Интегрированный урок По литературе (пробный проект). История + литература Эти два предмета хорошо соединяются вместе, когда изучаемый исторический период отражен в литературном произведении, входящем в

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Основной государственный экзамен это основной тип аттестационной оценки знаний девятиклассников. Для того чтобы получить допуск к сдаче Основного государственного экзамена, девятиклассники должны сдать

«Преображения вожатого» Образ Пугачѐва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель 8 класс русского языка и литературы Крюков С. Д. Словарная проверочная работа Посаженый отец исполняющий роль

Тематическое планирование по литературе, 8 класс Учитель Пургаева С.Н. урока Кол-во часов Содержание урока I четверть Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. 3 2 В мире русской

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Н. БУСОВА, г. Санкт-Петербург ЧТЕНИЕ НА ДИВАНЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ГЕРОЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» От автора: Уважаемая редакция! Мое письмо вызвано тем обстоятельством,

Потапенко Любов Тимофіївна, учитель російскої мови та літератури вищої категорії, вчитель-методист Cхвалено на методичної раді школи 17, протокол 2 від 23.11.09р У поданих розробках представлена система

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2) Это были счастливые минуты, их не так много,

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе в 8 классе, 102 часа урока Содержание урока Кол-во часов Дата проведения Введение (1ч.) 1 Русская литература и история. 1 1.09 Устное народное творчество

28 сен 2009. Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс - файл Все сочинения по литературе за 8 класс.doc. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 13.. Проблема положительного героя

Сочинение тарас бульба отношение к отцу и матери Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Владимир Дубровский как матери, Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило. 3. Вывод. Мое отношение

Дата проведения по плану Фактич. Тема урока 1 03.09 История на страницах художественных произведений. Х. К. Андерсен «Калоши счастья» 2 05.09 Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая

Чулкова М.С. учитель русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская средняя школа 2 «Школа будущего» ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА К УЧЕБЕ Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут

O o o o Изучение образа Пугачева в разных исторических и литературных источниках Сравнительная характеристика образов из документальных и художественных произведений А.С.Пушкина Выяснение причин, по которым

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Сочинение на тему мои впечатления о романе отцы и дети Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева Отцы и дети В истории русской тягостное впечатление от увиденного: кустарник редкий и низкий, с моей точки зрения,

Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин» «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский) А.С.Пушкин. ЕвгенийОнегин. (Первое издание) Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. Пушкин работал над

А. С. Пушкин «Дубровский» Незавершенный роман. Часть I Кирила Петрович и Андрей Гаврилович. Ссора. Что такое русское имение, кого называли помещиком, почему из имения можно были не выезжать годами? Имение

Святые Беседа, посвященная главе Кдошим Отстраняйся от зла и твори добро «...Святы будьте...» (Ваикра, 19:2). Как это? Что такое святость? Кем это мы должны быть? Умными понятно, любимыми понятно, а как

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Глава 1. «Сержант гвардии»

1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)

2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)

4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)

5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)

6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)

7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 рублей в биллиард)

8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)

Глава 2. «Вожаты»

1. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)

2. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

3. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)

4. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)

5. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)

Глава 3. «Крепость»

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант? (китайский халат и на голове у него был колпак)

2. За что попал на службу в Бологорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)

Глава 4 «Поединок»

1. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»)

2. Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)

3. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)

4. Куда был ранен Гринев? (в грудь пониже плеча)

Глава 5. «Любовь»

1. Сколько времени Гринев был без сознания («Пришел в сознание на пятые сутки»)

2. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? (отказ, намерение перевести на другое место службы)

3. Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)

4. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? (Архип Савельев)

Глава 6. «Пугачевщина»

1. Какое имя принял Пугачев? (ПетраШ)

2. Сколько человек служило в Белогорской крепости? (130)

3. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости? (22 года)

4. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбург? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена)

Глава 7. «Приступ»

1. Как выглядел Пугачев во время приступа крепости? (на белом коне, в красном кафтане, в высокой собольей шапке)

2. Как вел себя гарнизон крепости во время приступа? (не вступил в бой, бросили ружья)

Глава 8. «Незваный гость»

1. Какая любимая песня была у Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»)

Глава 9. «Разлука»

1. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Щвабрина)

2. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости? («реестр барскому добру, раскраденному злодеями»)

3. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)

Глава 10 «Осада города»

1. Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала? (оборонительную)

2. Кто передал Петру Гриневу письмо от Маши из Белогорской крепости? (урядник Максимч, который перешел на сторону Пугачева)

3. О чем писала Маша в этом письме? (Швабрин принуждает ее выйти замуж)

Глава 11 «Мятежная слобода»

1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? (поехал в крепость)

2. Как Гринев оказался у Пугачева? (был взят в плен караулом)

Глава 12. «Сирота»

1. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени)

2. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения? (у своих родителей в деревне)

Глава 13. «Арест»

1. К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? (отправил Марью Ивановну к родителям, сам остался служить в отряде)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него? (майор)

3. Какой приказ относительно Гринева выполнил Зурин? (арестовать и отправить под караулом в Казань в следственную комиссию по делу Пугачева)

Глава 14. «Суд»

1. Кто донес на Гринева? (Швабрин)

2. Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)

3. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну? (радушно)

4. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург? (встретиться с императрицей)

5. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)

6. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)

7. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева? (кивнул головою)

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)