Непознанное

Кто купил вишневый сад. Вишневый cash

Тест по комедии А. П.Чехова «Вишнёвый сад».

(в конце вопросов – ответы)

1.Укажите годы жизни А. П.Чехова.

1) 1824 – 1890 гг.– 1902 гг.

2) 1860 – 1904 гг.– 1901 гг.

2. В каком городе родился А. П.Чехов?

1) в Таганроге 3) в Москве

2) в Петербурге 4) в Орле

3. К какому сословию принадлежал А. П.Чехов?

1) дворяне 3) разночинцы

2) купцы 4) крестьяне

4. А.П. Чехов окончил Московский университет. На каком факультете он учился?

1) химический 3) историко-филологический

2) философский 4) медицинский

5.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).

1) трагикомедия 3) драма

2) социальная комедия 4) лирическая комедия

6. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театров в:

1) 1901г.г.

2) 1904г.г.

7. – день торгов – день Святого Моисея. За кем «пошла» Россия?

1) за Гаевым

2) за Трофимовым

3) за Лопахиным

4) за Фирсом

8. Назовите девичью фамилию Раневской.

1) Гаева

2) Трофимова

3) Лопахина

4) Епиходова

9. Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…».

10. Укажите фамилию персонажа пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад», которому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…».

11. Укажите фамилию персонажа «Вишнёвый сад», пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой.

12. Укажите имя героини «Вишнёвый сад», которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла».

13. Запишите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которого Петя Трофимов называет «хищным зверем».

14. Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишнёвый сад».

1) ярославская тётушка

2) Симеонов-Пищик

3) Даша, дочь Симеонова-Пищика

4) Любовник Раневской

15. Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим. Кто?

1) Фирс

2) Трофимов

3) Раневская

4) Лопахин

16. Как автор определил жанр «Вишнёвого сада»?

17. Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишнёвый сад»?

18. Торги назначены на 22 августа (день Святого Моисея). Кто стал хозяином вишнёвого сада?

19. О ком говорится в этом отрывке::

(…) как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет..» .

20. Кто это говорит?

У меня нет настоящего паспорта. Я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала сальто-мортале и разные штучки.

21. Что является лейтмотивом пьесы?

22. Один из персонажей «проел(а) состояние на леденцах». Кто?

Раневская

Гаев

Симеон-Пищик

Фирс

23. Когда заканчивается действие «Вишнёвого сада»?

а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

24.О ком идёт речь: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»?

а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Лопахин; г) Гаев.

25. Кто купил вишнёвый сад?

а) Гаев; б) Лопахин; в) Петя Трофимов; г) Симеонов-Пищик.

26. Откуда приехала Раневская?

а) из Парижа; б) из Лондона; в) из Рима; г) из Берлина.

27. Сколько действий в «Вишнёвом саде»?

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

28. Кому принадлежит реплика: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»?

а) Фирсу; б) Лопахину; в) Гаеву; г) Симеонову-Пищику.

29. Что называет Фирс «несчастьем»?

а) продажу вишнёвого сада; б) отъезд Раневской; в) гибель сына Раневской; г) освобождение крестьян от крепостной зависимости.

30. К чему обращается Гаев: «Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?

а) к саду; б) к столу; в) к шкафу; г) к бильярдному кию.

31. Кому принадлежит реплика: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... И теперь я как маленькая»?

а) Раневской; б) Варе; в) Ане; г) Шарлотте Ивановне

32. Что в конце пьесы потерял Петя Трофимов:

а) валенки; б) туфли; в) калоши; г) сапоги.

33. Отчество Фирса.

а) Степанович; б) Николаевич; в) Андреевич; г) Иванович.

34. Как называет Фирс других персонажей пьесы?

а) неряхи; б) недотёпы; в) неумехи; г) нечестивцы.

Кто говорит?

    А моя собака и орехи кушает.

    Желтого в угол, дуплет в середину.

    Эх ты, недотепа...

    Что ж... лошадь хороший зверь... лошадь продать можно...

    Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.

    Я так далек от пошлости. Мы выше любви!

    Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! ...За все могу заплатить!

    Я? к Рагулиным... Договорилась к ним смотреть за хозяйством... в экономки, что ли.

    С Парижем кончено.

    Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...

11 .По-моему так: если девушка кого-нибудь любит, она, значит, безнравственная.

    Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

13. О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья...

    Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.

    Начинается новая жизнь, мама!

О ком говорят?

    Двадцать два несчастья.

    Облезлый барин.

    Хороший она человек. Легкий, простой человек.

    У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа.

    Вам двадцать шесть или двадцать семь лет, а вы еще гимназист второго класса!

Ответы на тест «Вишневый сад»

    1860 – 1904 гг. – 1901 гг.

    в Таганроге

    купцы

    медицинский

    лирическая комедия

    1904г .г.

    за Лопахиным

    Гаева

    Яша

    Трофимов

    Гаев

    Варя

    Лопахин

    ярославская тётушка, Даша, дочь Симеонова-Пищика Любовник Раневской

    Лопахин

    Комедия

    Торги

    Лопахин

    О Раневской

    Шарлотта Ивановна.

    Мотив продажи, гибели вишневого сада.

    Гаев

23 в

24 а

25 б

26 а

27 в

28 а

29 г

30 в

31 а

32 в

34 б

Кто говорит?

    Шарлотта.

    Гаев.

    Фирс.

    Симеонов-Пищик.

    Петя Трофимов.

    Петя Трофимов.

    Лопахин.

    Вера.

    Раневская.

    Гаев.

    Яша.

    Лопахин.

    Раневская.

    Дуняша.

    Аня.

О ком говорят?

    Епиходов.

    Петя Трофимов.

    Раневская.

    Лопахин.

    Петя Трофимов.

Применение метода DCF (discounted cash flow) к пьесе Чехова может изменить взгляд на классику. Спустя 110 лет "Деньги" наконец разобрались, почему и насколько Любовь Раневская продешевила, продавая поместье.


ЕЛЕНА ЧИРКОВА


Доходы и подходы


"Если мужчина мотает, все-таки в его мотовстве какой-нибудь смысл есть; а бабьей глупости меры не положено. Нужно любовнику халат подарить — она хлеб продает не вовремя за бесценок; нужно любовнику ермолку с кисточкой — она лес продает, строевой, береженый, первому плуту",— выговаривает в пьесе Островского "Лес" состоятельный сосед помещице Гурмыжской. 50-летней вдове грозит разорение, но она тем не менее отдает за бесценок лесной участок, чтобы потратиться на годящегося ей в сыновья ухажера.

Те же порывы движут и Любовью Андреевной Раневской из "Вишневого сада". Ее нежелание пустить свое подмосковное имение под дачи обычно объясняют горечью расставания с садом: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Дело, конечно же, не в любви к прекрасному. Как раз таки к вырубке ведет выбранный ею вариант — продажа имения на залоговом аукционе, где выставляются активы, полученные банком в обеспечение кредита, в случае, если должники не могут по нему рассчитаться. А ведь были другие варианты.

Вариант Ермолая Алексеевича Лопахина — поделить усадьбу на участки и сдавать в аренду: можно брать по 25 рублей за десятину (1,09 га) и получать 25 тыс. в год. О другом вспоминает старый слуга Фирс: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили и, бывало... сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали..." Наверняка эти возможности существуют и сейчас: рядом — крупный город, сады и огороды не у всех. Имение очень большое: раз 25 рублей за десятину принесли бы 25 тыс., их там не меньше 1 тыс. Усадьба состоит из вишневого сада и "земель вдоль реки", площадь под садом неизвестна, но это большая часть усадьбы, иначе вишневые деревья не нужно было бы рубить под строительство дач, тем более что участки с видом на реку ценятся выше.

По моим прикидкам, в конце XIX века вишня стоила на базаре примерно 30 копеек за килограмм (известно, что помидоры шли по 45 копеек, а картофель — по 10 копеек). Допустим, в поместье оптом перекупщик дал бы 10 копеек, издержки составляли половину этой суммы, тогда прибыль могла достигать 5 копеек с килограмма, или 50 рублей с тонны. Из садоводческих справочников известно, что на одной десятине высаживается 400 вишневых деревьев, урожайность 10 кг с дерева — скромная. Получается, что с десятины можно было собрать 4 т вишни и выручить за них 200 рублей. С учетом того что сад плодоносил раз в два года, чтобы заработать 25 тыс. рублей, которые Раневская могла получить, вырубив сад и сдав участки в аренду, нужно, чтобы под вишней было 22% площади имения. Сад же явно был гораздо больше.

Оба варианта предполагают, однако, что Раневская продолжит обслуживать кредит — имение-то в залоге. Сколько ушло бы на это? Из пьесы известно, что "ярославская бабушка" прислала 15 тыс. рублей, но этого не хватит, чтобы уплатить проценты. Когда Лопахин выкупает сад на аукционе, он дает на 90 тыс. больше долга. Допустим, залоговая стоимость имения в банке составляла 70% рыночной: Государственный дворянский земельный банк, основанный в 1885 году, выдавал ссуды под залог имений в размере 60-75% их рыночной оценки. Разумно предположить, что Лопахин дал рыночную цену, ведь конкуренция какая-никакая на аукционе была. Тогда 90 тыс.— это 30% стоимости имения, оно стоит 300 тыс. рублей, а долг по закладной составляет 210 тыс. Процентная ставка — 5,75%. Банк постепенно понижал ее с этого уровня до 3%, но кредит у Раневской старый. Итак, годовые проценты составляют 12 тыс. рублей.

На первый взгляд это противоречит тому, что 15 тыс. "ярославской бабушки" не хватит, чтобы погасить проценты, но в Дворянском банке существовала льготная система рассрочек процентных платежей, могла накопиться и задолженность за прошлые годы. Без учета этого долга, если бы Раневская сдала поместье под дачи, она имела бы чистыми тысяч тринадцать (25 тыс. минус 12 тыс.) в год, продавала бы вишню — зарабатывала бы не меньше.

Любовь Андреевна выбирает продажу имения. В результате она получает те самые 90 тыс., которые на аукционе Лопахин дал сверх долга. Положить эти деньги в банк можно под 4% — это приносит 3,6 тыс. в год, но проценты по закладной платить теперь не нужно. Все равно это почти в четыре раза меньше дохода от сдачи поместья под строительство дач. Плюс к тому продажа имения несла в себе большой риск, можно было не выручить и 90 тыс. На аукционе было всего три участника: брат Раневской Гаев с 15 тыс. "ярославской бабушки" — смехотворной суммой, купец Дериганов, который "сверх долга сразу надавал тридцать" тысяч, и Ермолай Лопахин. Если бы не он, Раневская получила бы максимум 30 тыс. рублей — положенные под проценты, они приносили бы всего 1200 рублей в год. Вполне возможно, что не случилось бы и этого: Дериганов мог дать такие деньги, лишь завидев Лопахина.

Рублевка даром


Получила ли Раневская рыночную цену за свое имение? Сомнительно. Лопахинская цена — 300 рублей за десятину. Кое-какие финансовые условия подобных сделок есть в "Анне Карениной". Действие романа происходит в начале 1870-х, первая версия "Вишневого сада" написана в 1898-м, но большой инфляции в период между этими годами не было. В "Карениной" Левин мрачно констатирует, что Стива Облонский даром отдал лес купцу Рябинину — по 200 рублей за десятину, да еще в рассрочку, тогда как стоил он по крайней мере 500 "чистыми деньгами". А ведь речь не о корабельном, а всего лишь о "дровяном" лесе, да еще и на приличном удалении от Москвы — в Тульской губернии.

Заодно Левин объясняет Облонскому, почему больше никто не давал: "...ни один купец не купит... если ему не отдают даром, как ты... Он и не пойдет на дело, где ему предстоит десять, пятнадцать процентов, а он ждет, чтобы купить за двадцать копеек рубль". Чтобы дело выгорело, другим купцам Рябинин дал отступного. Скорее всего, подобное творилось и на аукционе, где ушло с молотка поместье Раневской. Второй индикатор стоимости земли — цены на заливные луга под покос, которые Левин сдавал в аренду крестьянам, там же, в Тульской губернии. Сначала Левин просил по 20 рублей за десятину, потом нашел, что земля стоит дороже, стал требовать 25, местные мужики не дали этой цены и отбили других арендаторов, тогда Левин стал убирать луга сам и выручил "почти вдвое". Капитализируем арендную ставку 25 рублей за десятину под 5%, получим те же 500 рублей, что и за "дровяной" лес. Можно прикинуть и цену в современном выражении. Коэффициент пересчета дореволюционных рублей — 1050, за десятину Раневская получила, стало быть, 315 тыс. рублей, а за сотку — 2863 рубля, или меньше 100 долларов.

Найдем имение Раневской по приметам: 1) 20 верст (примерно 20 км) от тогдашней Москвы; 2) железная дорога только что проложена; 3) стараниями купцов на его месте возник дачный поселок; 4) под это вырубили большой вишневый сад; 5) рядом с поместьем река. В последней четверти XIX века в Подмосковье называемые ныне стародачными поселки возникли у Малаховки, станции железной дороги Москва--Рязань, и окрест станции Одинцово дороги Москва--Смоленск — это Переделкино, Барвиха, Немчиновка, Жуковка и Николина Гора — словом, Рублевка.

Сад, подобный тому, с которым не хотели расставаться Любовь Раневская и ее брат Леонид Гаев, в чеховские времена приносил около 200 руб. с десятины

Фото: Фотохроника ТАСС/Фото ИТАР-ТАСС

В районе Малаховки у разорившихся помещиков земли скупали купцы-девелоперы, а на Рублевке действовали и купцы, и сами предприимчивые помещики — владельцы земли. Так, братья Немчиновы взяли у государства 1100 десятин в аренду около 16-й версты Брестской дороги, получили разрешение на строительство железнодорожной платформы и возвели и платформу, и одноименный поселок — Немчиновку, то ли имени себя, то ли близлежащей деревни Немчиново. Поселок Барвиха обязан появлением генералу А. Б. Казакову, который решил поднять доходность своего подмосковного имения строительством дач, то есть, по сути, генерал реализовал лопахинский вариант, приплюсовав к нему кирпичный заводик, работавший на местных глинах.

Вишневый сад, по всей видимости, выдуман Чеховым. Иван Бунин писал в "Автобиографических заметках": "...вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов... и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения... Чехов не знал усадеб, не было таких садов". В Переделкино, однако, под дачный поселок был вырублен большой яблоневый сад. Возможно, он и есть прототип сада Раневской.

Итак, скорее всего, поместье Раневской располагалось на Рублевке — в престижнейшем и в то время месте ближайшего Подмосковья: там рядом река Сетунь, а платформа Немчиновка не далее чем в 3 км.

Такие земли должны были заведомо стоить больше, чем луга и леса Тульской губернии. Лопахин, хоть и оказался победителем аукциона, купил с выгодой. С другой стороны, и при такой низкой цене он сильно рисковал, поскольку его инвестпроект был в лучшем случае долгосрочным, в худшем же дачные участки распродать полностью было нельзя.

Средний размер подмосковного дачного участка составлял одну десятину, имение Раневской можно было превратить в тысячу участков, и отнюдь не одно подмосковное имение было продано хозяевами под дачи или ушло с молотка. Между тем спрос серьезного масштаба пока не сформировался. 1895 год — это подъем и в экономике, и на фондовом рынке, появляется прослойка разбогатевших на нем, но в Малаховке до революции в совокупности возникло всего 300 дач. Немчиновы затеяли проект, когда собрали 30 заявок, Казаков тоже начинал со "штучного" строительства: железную дорогу проложили в 1872 году, а к 1890-му в Барвихе проживало всего 93 человека.

Впрочем, у девелопера помимо низкой цены приобретения земли был еще один источник экономии — на строительстве. Как свидетельствует Бунин, дачи и тогда сдавались с недоделками. Герой его рассказа "Муза" (из сборника "Темные аллеи"), действие которого происходит в начале XX века, "в мае переселился в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и сдавались небольшие дачи". Его бревенчатая дача была "не совсем достроена — неконопаченые стены, неструганые полы, печи без заслонок, мебели почти никакой". Сапоги его, валявшиеся под кроватью, от постоянной сырости "обросли бархатом плесени".

Любовь и мотовство


Вернемся к Раневской и попытаемся представить, что такое жизнь на 3,6 тыс. в год (300 рублей в месяц) и 13 тыс. в год (1100 в месяц) на рубеже XIX и XX веков. В 1900 году врач в земской больнице получал 80 рублей в месяц, учитель — 80-100, начальник почтовой станции — 150-300, полковник — 320, генерал — 500-750, министр — 1500. На 300 рублей Раневская жила бы как полковник, а на 1100 — лучше генерала и похуже министра. 300 дореволюционных рублей — это 315 тыс. нынешних, а 1100 — 1 млн 155 тыс. На 300 рублей в месяц Раневской было не прокрутиться — она жила на широкую ногу, надо было двух дочерей содержать, а 1100, пожалуй, хватило бы, если бы она умерила свое мотовство.

Любовь Андреевна выбирает вариант "по-быстрому продать все", потому что "ей в Париж по делу надо". Там у нее любовник. Раневской пришлось расстаться с "дачей возле Ментоны", курортного городка на Французской Ривьере, чуть южнее Монако, купленной ради жизни с ним. Дачу продали за долги, и парочка переселилась в Париж, где возлюбленный ее полностью "обобрал", а когда деньги закончились, сошелся с другой. Раневскую же "вдруг потянуло в Россию, на родину". Но не успела она приехать, как получила телеграмму из Парижа, где он "просит прощения и умоляет вернуться...". Стремглав туда, и, ясное дело, 15 тыс. "ярославской бабушки", которые так и не были ей возвращены, надолго не хватит.

Понимала ли Раневская, что творила? Да! Лопахин на протяжении месяцев ее каждый день "учил", каждый день "твердил одно и то же". Теперь она потеряет последние средства, а с ними и своего французского хахаля, но таково ее решение, просто трубный зов сильнее экономического интереса.

По мнению Бунина, недолюбливавшего "Вишневый сад", в этой пьесе совсем невероятным было то, что "Лопахин приказал рубить... доходные деревья с таким глупым нетерпением, не давши их бывшей владелице даже выехать из дому: рубить так поспешно понадобилось... очевидно лишь затем, что Чехов хотел дать возможность зрителям Художественного театра услыхать стук топоров". Нет. Лопахин рубил столь поспешно, чтобы звук топора услышала отъезжающая Раневская.

Вспомнился мне спектакль «Вишневый сад», который привозил в Минск московский МХАТ. В спектакле были заняты Смоктуновский, Проклова, Щербаков, но несмотря на это блестящее созвездие актеров, спектакль всё равно показался ужасно скучным.
Никогда не понимала, почему даже зарубежные известные актрисы в своих интервью всегда заявляют, что мечтают играть в пьесах Чехова. Вернее, я никогда не понимала пьес Чехова. Его рассказы – да, это прелесть, особенно «Шуточка». А пьесы – не знаю ничего скучнее, особенно «Вишневый сад».
Ну о чем там? Занудство какое-то. Подумаешь, приехала хозяйка, продала имение, все разъехались в разные стороны, забыли Фирса. Ну почему, почему премьера спектакля имела такой оглушительный успех и идет на сцене до сих пор? Может, я чего-то не знаю?
А собственно, что я знаю?
Что там продают-то? Вишневый сад? Столько шума из-за пары вишневых деревьев?
Это я так думала. Потому что в пьесе площадь считают в десятинах, а я не знаю, что такое десятина. А оказывается, поместье Раневской - больше тысячи ста гектаров .
ЛОПАХИН. Если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода. Вы будете брать с дачников самое малое по 25 рублей в год за десятин у.
25.000 руб: 25 руб = 1000 десятин. А десятина - это 1,1 гектара. Вот это масштаб…

Ещё немного о цифрах:
Имение покупает купец Лопахин. Ключевая фраза пъесы:
ЛОПАХИН. Я купил!... Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной .
Мы не понимаем этой фразы, не знаем реалий того времени. А она для действующих лиц главное, что они хотели услышать.
Он купил имение на аукционе и "сверх долга надавал девяносто тысяч". Долг заберет себе банк, где имение было заложено. Все, что сверх долга, - получат владельцы. Он подарил им девяносто тысяч. (За полторы тысячи можно купить 40 гектаров с домом и прудом.)
В спектаклях это место, эта реплика выглядит репликой дурака. Люди все потеряли и почему-то должны кричать "ура". Но если бы зрителю стало ясно, что им, нищим, свалилось богатство (больше трех миллионов долларов по-нынешнему) - тогда стало бы понятно, что это кульминация пьесы. Тут за внешней бесстрастностью скрываются сильнейшие эмоции

А зачем купил?
РАНЕВСКАЯ. Я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...
Он слышал, как она говорит "продавайте и меня вместе с садом", и понял (ошибочно!), что можно купить сад вместе с ней .

А зачем она ему?
Так любит же он её! Давно мечтает о ней, с 15 лет. (Кстати, Раневской всего 35 лет, а играют её обычно старухи)
«Вишневый сад»-то, оказывается – пьеса о любви !
Начинается она с того, что Лопахин рассказывает горничной о своем первом знакомстве с Раневской. Обычно эту сцену артисты играют спокойно, как бы вводя зрителей в курс дела. А ведь если задуматься: с чего это вдруг богатый купец разоткровенничался перед горничной? А волнуется он, ждет встречи с долгожданной любимой, поэтому хочет говорить о ней со всеми подряд.
ЛОПАХИН. Любовь Андреевна прожила за границей пять лет. Не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу... он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет..."
Вот тогда он и влюбился в неё, первой робкой обожающей любовью. И став богатым, надеется, вдруг она признает его равным, достойным.
Даже надушился ради встречи, во как.
ГАЕВ. А здесь пачулями пахнет.
Пачули – это сильные духи. Мы не знали этого, когда при СССР в школе проходили Чехова. Думали, что Гаев хочет презрение к купцу выразить, мол, воняет от него.
Мелочи? Скорее, акценты, расставленные Чеховым. Жаль, за 100 лет, что играют «Вишневый сад», потерялся смысл этих акцентов.
Вот он и купил вишневый сад, хотел дать денег так, чтобы не оскорбить. Это как бы свадебный подарок. Однако любовь не купишь. Не сложилось у Лопахина. Деньги у него берут, а любовь не дарят.

Наоборот, жестокая Раневская пытается пристроить за него Варю.
РАНЕВСКАЯ. Ермолай Алексеич, я мечтала выдать ее за вас, да и по всему видно было, что вы женитесь. Она вас любит, вам она по душе, почему это вы точно сторонитесь друг друга. Не понимаю!
Только не любит Лопахин Варю. У него на Варю не... как бы это повежливее сказать... у него к Варе нет тяги. И она его не любит. Он - её спасение, а не любовь. У нее, как и у него, нет тяги.
Так что пьеса, скорее, о разбитых надеждах.Единственная бурно проявленная эмоция - Варя рыдает, так и не получив предложения от Лопахина. А ведь она так надеялась! Она входит к нему в комнату и делает вид, что что-то ищет, чтобы не потерять лицо. А ведь внутри у неё всё трепещет!
Проклова эту сцену играет, повернувшись спиной к зрителям, что называется "с каменной мордой". Это просто преступление перед зрителями.

Вот теперь становится понятным резкий контраст двух высказываний Лопахина, разделенных всего несколькими репликами.
То он говорит, что купил имение, «прекраснее которого ничего нет на свете», то
ЛОПАХИН. …Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья!
Раз рухнули все надежды, то пусть и деревья падают. Не цвести любви в вишневом саду. Поэтому и плакали первые зрители на премьере пьесы, которая для нас – символ скуки.

Скажу прямо, я не сама до всего этого додумалась, а вычитала у Александра Минкина. Изложила здесь кратенький конспект. Кто в силах прочитать целиком, вот ссылка.

После шестилетнего перерыва режиссер Сергей Овчаров взялся за полнометражную кинокартину. "Вишневый сад" Овчаров хочет представить зрителям как "высокую комедию".

Автор фильмов "Сказ про Федота-стрельца", "Оно", "Левша", "Барабаниада", заслуженный мастер гротеска взялся за самую пророческую из чеховских пьес, произведение лирическое и многозначное. Цветущий сад, этот жертвенный агнец, гибнущий за грехи своих хозяев, - метафора настолько глубокая, что вмещает в себя сразу множество смыслов.

Сад - это и дворянская Россия, с ее патриархальным укладом, и Родина в самом высоком значении этого слова, и невозвратимое детство, щемящее воспоминание о котором живет в душе каждого взрослого. За более чем 100 лет истории пьесы трудно представить тот период российской жизни, когда чеховский текст утрачивал бы свою актуальность.

Ясулович в роли "отца и матери"

Гибкость конструкции пьесы и психологический объем героев "Вишневого сада" позволяют как брать под защиту, так и обвинять каждого из них по очереди или всех сразу. Этим во многом объясняется богатая трактовками театральная судьба пьесы.

Ее постановщики выступали то адвокатами Раневской и Гаева - тонких, аристократичных, неприспособленных к взрослой жизни вечных детей, то защитниками Лопахина - энергичного человека дела, то Шарлоты и Епиходова, "вышедших из гоголевской "Шинели". Как обещают режиссер и продюсер новой киноверсии, протагонистом ее должен стать Фирс.

Роль Фирса в театре исполняли такие мастера, как Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев, Алексей Петренко, Николай Мартон. В фильме Сергея Овчарова Фирса играет Игорь Ясулович. По словам режиссера, именно в этом образе он нашел для себя ключ к разгадке "Вишневого сада". В киноверсии Фирс не лакей, а "отец-мать" для своих хозяев. Именно преданность господам, дому и саду заставляет его остаться в заколоченном доме.

Ясулович - главная звезда будущей картины. Остальные роли играют театральные артисты, молодые, не известные массовому зрителю. По словам режиссера, в его версии нет главных и второстепенных героев, все судьбы и характеры важны. Однако очевидна симпатия Овчарова к старикам-слугам, которых выбросят на улицу после продажи вишневого сада. Тогда как для Раневской и Гаева, по его мнению, все не так уж драматично.

"Кто купил? Я купил!"

Главный парадокс сразу нескольких чеховских пьес - авторское определение их жанра. В этих "комедиях" мужчины кончают самоубийством или погибают на нелепых дуэлях, обесчещенные девушки рожают младенцев, которые умирают, не прожив и года. Будущее половины героев чревато одиночеством, нищетой, болезнями и скорой смертью и в "Чайке", и в "Трех сестрах", и в "Вишневом саде". Однако Чехов настаивал на своем видении этих историй. О первой постановке пьесы в Московском Художественном театре он писал жене: "Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса упорно называется драмой? Немирович и Алексеев видят в моей пьесе положительно не то, что я написал".

Открыть для зрителя комедийную стихию "Вишневого сада" Овчаров собирается, "объединив Висконти с Чаплиным".

Раздумчивая лирическая интонация в сочетании с эксцентрикой и клоунадой должны, по мнению режиссера, вызвать тот самый "смех сквозь невидимые миру слезы", который и сделает чеховскую пьесу комедией. "Эту задачу нельзя понимать буквально, - оговаривается Сергей Овчаров. - Ведь поэма Данте тоже названа "Человеческая комедия", а много ли там смешного? В фильме будет много озорства, ребячества, эксцентрики, но это не должно снизить его трагический смысл".

Пусть не трагический накал, но нечто ностальгическое смогли ощутить журналисты, приглашенные на "вырубку" вишневого сада, то есть разрушение и уничтожение любовно построенной съемочной декорации.

Для ее создания использовали настоящие вишневые деревья, вырубленные владельцами весной 2007 г. Их кривые ветки, осыпанные искусственными цветами, были так хороши, что некоторые акулы пера начали отламывать их себе "на память".

В ходе этого мародерства выяснилось, что кинематографический сад вовсе не будет уничтожен, а уже потихоньку продан на сторону. Куда переместятся российские сакуры - в поместье какого-нибудь нового Лопахина или в провинциальный театр, - осталось для автора этих строк загадкой.

В Греции все есть

Если пьесы Чехова идут в каждом втором российском театре, то их экранизации можно пересчитать по пальцам. Первая в истории кинематографа киноверсия "Вишневого сада" появилась меньше 10 лет назад - в 1999 г., и не в России, а, как ни странно, в Греции (что подтверждает наблюдение одного из чеховских персонажей, что в Греции есть все).

Из отечественных попыток экранизации пьесы вспоминается только телеспектакль Леонида Хейфеца 1976 г. с Нифонтовой и Смоктуновским в главных ролях.

Трудно сказать, что мешало российским кинорежиссерам взяться за "Вишневый сад" раньше, но сегодняшнее обращение к этой пьесе продюсер и он же композитор фильма Андрей Сигле считает чем-то вроде акта гражданского неповиновения. "Мы столкнулись с засильем на экране фильмов-поделок, которые не имеют отношения к искусству, -говорит Андрей Сигле. - У нас не хватает ни ума, ни прозорливости, чтобы сохранить не только наш кинематограф, но и культуру и даже наш город для будущих поколений. Но все же есть надежда, что отдельные люди своими конкретными делами смогут переломить ситуацию. Наш фильм - одна из таких попыток".

Окажется ли попытка удачной, зрители узнают весной, когда закончится монтаж и озвучение картины. Премьера "Вишневого сада" состоится на одном из кинофестивалей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад - образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача - решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев - русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники - это пошло.

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин - практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина - это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс - единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева - родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад - это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

Кто спасет сад?

Как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" - это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад - это и Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".