Все вопросы

Кто продолжал традиции игры на домбре. Загадка казахской души: Как появилась домбра и в чем секрет ее звучания

4974 0

Домбра - своеобразная и звонкая история кочевых племен. Ее струны хранят музыкальную мудрость столетий

О, домбра, почему твоя песня грустна?

Грудь твоя забытых преданий полна.

Лишь рукою коснусь я упругих струн,

Зазвучит вековая боль, старина.

Касым Аманжолов

Народные музыкальные инструменты являются замечательным источником изучения культуры казахов. Самым любимым инструментом народа была домбра. История домбровой музыки тесно переплелась с историей кочевников. Домбровые кюи обобщали их жизненный опыт, несли знание о природе, человеке, переходили от одного поколения к другому.

Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит нам о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов - предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.

Сакские племена

На территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э. жили cакские племена, оставившие после себя богатое духовное наследие, особенно в области прикладного искусства, устного и музыкального творчества. Многие казахские музыкальные инструменты восходят к сакам. Во времена саков особо были распространены сыбызгы и домбра. Из древних домбровых кюев, которые дошли до наших времен и до сих пор популярны в народе, можно назвать «Шаңырау», «Аққу» и другие. Нынешние казахские колыбельные песни, их мелодика и ритмика берут свое начало с тех времен. Как доказано научными исследователями, казахский смычковый инструмент - кобыз тоже использовали саки.

Гунны

В III-II вв. до н. э. гунны создали одно из могущественных государств в мире. Они были не только отличными воинами, но среди них были и талантливые поэты, музыканты, жирши и кюйши, которые играли на сыбызгы, домбре, кобызе. До наших дней дошли кюи гуннов: «Кеңес», «Сары өзен», «Шұбар ат». Кстати, кюй «Сары өзен» великого кюйши, сыбызгышы - Саймака, творившего во II-I вв. до н.э., казахи исполняют до сих пор. В переводе «Сары өзен» - это «желтая река» или по-китайски - «Хуанхе». Гунны воевали с китайцами за землю у этой реки. Эти музыкальные произведения и музыкальные инструменты являются ярким свидетельством того, что казахи являются потомками гуннов.

Кимакский каганат

В IX-VI вв. до н. э. на берегах Иртыша жили племена кимаков. По историческим сведениям, в кимакской народности было двенадцать племен, среди которых жили кыпчаки, представители казахов. У них была развита письменность и своя религия «Манихей». Выходцем из кимаков является известный ученый Жанах ибн каган аль-Кимаки. В XI веке кимакский каганат распался. Однако у казахов до сих пор сохранилось племя кыпчаков (Центральный и Северный Казахстан).

Домбра была музыкальным инструментом и у кимаков. До нас дошли их любимые мелодии-кюи: «Ертіс толқындары» (Волны Иртыша), «Мұнлы қыз» (Печаль девушки), «Тепен көк» (Рысь), «Ақсақ қаз» (Хромой гусь), «Бозінген» (Светлая верблюдица), «Желмая» (Одногорбый верблюд), «Құланның тарпуы» (Топот Кулана), «Көкейкесті» (Переживание) и др.

Стоит отметить, что музыкальные инструменты обслуживали различные стороны кочевой жизни: магические обряды шаманов, повседневный быт, военную практику, игры детей и молодежи, любительское музицирование, деятельность профессиональных музыкантов. Домбра получила широкое распространение по всей Евразии благодаря совершенству своей конструкции.

В силу повсеместной распространенности домбра имеет много региональных разновидностей. У домбры Западного Казахстана длинный гриф, двухоктавный диапазон соотносимый со сложной формой западноказахстанских кюев. Приемы игры на ней отражают динамичный стиль кюев этого региона. Домбра Восточного Казахстана имеет короткий гриф, ее диапазон 1,5 октавы, что связано с песенным стилем кюев Восточного Казахстана. Здесь же встречается и трехструнная домбра.

Техника игры и звукообразования на домбре исключительно многообразна,что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры - вершина музыкального развития казахской музыки. Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши, в том числе гениев, чья музыка пережила их на века, созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.

Известный казахский композитор Ахмет Жубанов предполагал, что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дүнбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка». И действительно, корпус домбры имеет конусообразную форму и заканчивается подобно хвосту ягненка. А исследователь казахской музыки Александр Затаевич писал, что часто в звучании двухструнной домбры он явственно слышал «третий голос».

Домбра обязательный инструмент традиционных профессиональных певцов - исполнителей эпических песен - жырау, мастеров песенно-поэтических состязаний - акынов, исполнителей лирических песен - салов и сере, самый распространенный инструмент бытового любительского музицирования.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

Казахстан - удивительная и прекрасная страна, культура которой никогда не перестанет удивлять. Даже если посмотреть всего лишь на ряд уникальных музыкальных инструментов, начинаешь понимать, что это необыкновенный народ. Кобыз, жетыген, сыбызгы, шертерб, асятаяк - где же еще можно встретить подобные инструменты? Неповторимость и уникальность каждой нации - это то, что никто и никогда не сможет отнять у человечества. О таких богатствах культуры Республики Казахстан и пойдет речь дальше.

Казахская музыка

Для казахского народа музыка всегда была чем-то сверхъестественным и повседневным одновременно. Легенды этого народа говорят о ее неземном происхождении. В то же время для любого казаха быть музыкантом - все равно что уметь ходить или говорить. Стоит заметить, что для характерны сольные выступления, где музыкант проявляет себя как художник, творящий прямо на публике. Раньше очень редко можно было встретить какие-то ансамбли или даже дуэты. А если люди и пели вместе, то чаще всего в унисон.

Один из главных музыкальных инструментов Казахстана

Здесь речь пойдет об уникальном шедевре. Домбра - музыкальный инструмент, который по праву считается национальным достоянием Республики Казахстан. Главным образом она выделяется тем, что имеет всего две струны, но это никаким образом не ограничивает ее. Любой, кто умеет играть на домбре, сможет создавать прекрасную и абсолютно полноценную музыку, используя всего эти две струны. Здесь важно упомянуть, что домбра легко может быть как сольным инструментом, так и играть в большом оркестре, создавая неповторимый музыкальный фон.

Домбра - музыкальный инструмент, который относится к щипковым. Это значит, что звук из нее добывают одним из следующих способов:

  1. Щипком.
  2. Ударом кисти.
  3. С помощью медиатора.

В результате мы получаем тихий, нежный и мягкий звук, который подойдет как для громкой оркестровой музыки, так и для тихой и лирической сольной темы.

Часть калмыцкой культуры

Интересный факт заключается в том, что домбра - калмыцкий музыкальный инструмент ровно настолько же, насколько и казахский. У калмыков не имелось полноценного и профессионального пения в ансамблях и даже театра. Для них обычным было услышать разного рода сольные выступления, которые организовывали сказатели в сопровождении музыки. Вот именно для этого сопровождения и использовали домбру. Часто вместе с этим действом начинают плясать и подпевать в унисон. Домбра (музыкальный инструмент, фото которого вы увидите ниже) прочно вошла в культуру Калмыкии, о чем никогда не стоит забывать.

Из чего она состоит?

Музыкальный инструмент домбра, как и любой другой, имеет свои составляющие. Во многом они типичны для щипкового изделия, но рассмотреть их получше будет очень интересно. Итак, в конструкцию домбры входят:

  1. Корпус (в казахской культуре - шанак). Он выполняет функцию усилителя звуковых волн, как и в других похожих инструментах.
  2. Дека (в казахской культуре - какпак). Не только усиливает звуковые волны, но еще и придает им характерную звуковую окраску, тем самым формируя тембр инструмента. В зависимости от формы или неровностей деки у, казалось бы, одинаковых инструментов этот тембр может довольно сильно различаться.
  3. Подставка. От качеств, веса, формы и настройки этой детали зависит практически все звучание инструмента. Она непосредственно влияет на силу, ровность и тембр звучания домбры.
  4. Струны. Являются источником звука, а значит, без них уж точно ничего не получится.

Традиционными для домбры всегда были жильные струны, которые производились из внутренностей козы или барана. В свое время самыми качественными считались струны из кишок овцы, которой уже исполнилось два года. Они придавали звучанию более низкий лад, и именно это было характерным для традиционной казахской музыки. Сейчас же струны чаще всего производят из рыболовной лески. Для всех остальных элементов домбры подойдет любое качественное дерево.

Разнообразие видов

Казахский музыкальный инструмент домбра имеет несколько разновидностей. Здесь важно сказать, что хоть в классификации его видов присутствует трехструнный инструмент, двухструнная домбра является классическим представителем своего семейства. Итак, существуют следующие виды данного струнного инструмента:

  1. Двухструнная.
  2. Трехструнная.
  3. Ширококорпусная.
  4. Двухсторонняя.
  5. Подгрифная.
  6. С полым грифом.

Что исполняют на домбре?

Продолжаем рассматривать, что такое домбра (фото представлены в статье). В этом разделе рассказано, пожалуй, самое главное об этом инструменте. Вы еще не знаете, для чего же его можно использовать?

Как бы удивительно это ни прозвучало, но на домбре можно играть любую музыку - от классических произведений и народных мотивов до современной поп-музыки. Для этого надо всего лишь научиться управляться с этими двумя струнами и, конечно же, много тренироваться. Хоть раньше ансамбли с домброй были чем-то невероятным, но сегодня она может играть с любым другим инструментом в паре или даже в оркестре. Вместе с другими народными она звучит очень гармонично и приятно.

Хоть на домбре вполне реально исполнить музыку любого жанра, ее главным достоянием считается кюй. Эту музыку степные народы на протяжении уже сотен лет исполняют себе в удовольствие, и незнание музыкальной грамоты их никак не останавливает.

Кюй можно исполнять в двух стилях: боем и шертпе. Первый вариант для нас знаком и привычен, а вот второй подразумевает исполнение с помощью легкого потягивания струны. Начало шертпе положил казахский герой Татимбет приблизительно в 19 веке.

Очень много музыкантов пытались освоить игру на домбре и это оказалось для них трудным или даже непосильным. Весь секрет был в том, что очень трудно понять, как две струны способны создать полноценную и абсолютно прекрасную музыку.

Домбра и домра - это одно и то же?

Очень часто люди используют эти два слова как синонимы, вкладывая в них одинаковое значение. Если и вы позволяли себе так делать, то это было огромной ошибкой. Даже люди с музыкальным образованием не всегда знают разницу между этими инструментами, поэтому дальше об этом будет сказано подробнее.

Музыкальный инструмент домбра, как уже упоминалось, является двухструнным, в то время как домра - это трех- или четырехструнный шедевр, которым гордится уже русская культура.

Общим для этих двух инструментов является то, что они относятся к щипковым, и для извлечения звука для них используют медиаторы. В истории и культуре их применяли приблизительно в одинаковых целях.

в музыке?

Чтобы вы могли себе представить домру, не нужно много фантазировать. Она очень похожа на балалайку, но ее основной корпус имеет не треугольную, а овальную форму. Домра состоит из трех основных частей, и этим она довольно похожа на домбру. Самый распространенный вид - это малая домбра, корпус которой представляет собой полусферу. Кроме корпуса инструмент состоит из грифа, который часто называют шейкой, и головки.

О корпусе нужно сказать еще и то, что в него входят такие элементы как кузов, дека, кнопки для закрепления струн и нижний порожек.

Вместо заключения

Не секрет, что народные музыкальные инструменты всегда имели не только большую культурную ценность у себя на родине, но и оказали значительное влияние на современную музыку. Довольно часто может показаться, что народные мотивы вымирают наряду с огромным количеством других культурных традиций. Но на самом деле молодое поколение никогда не забудет свою историю, если мы им ее расскажем. И это напрямую касается и музыки. Музыкальный инструмент домбра в Казахстане и Калмыкии или домра в России - это наше достояние. Подрастая, наши дети начинают не только уважать подобные вещи, но и возрождать их.

В конце прошлого века в Казахстане высоко в горах был обнаружен наскальный рисунок периода неолита с изображением четырёх танцующих человек и музыкального инструмента. Рисунок древнего художника изображал инструмент грушевидной формы сильно похожий на домбру (двухструнный народный музыкальный инструмент казахов и ногайцев). Оказывается, прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых – предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

По письменным памятникам домбра и родственные ей инструменты других народов на евразийском континенте хорошо известны с давних времен.

Так, к примеру, сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты схожие с домброй, более 2000 лет назад. А во время раскопок Хорезма (древний регион и государство с центром в низовьях реки Амударья, ныне территории Узбекистана и Туркменистана) были найдены терракотовые статуэтки, изображающие музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют сходство с домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Также упоминание о домбре встречается в трудах известного путешественника Марко Поло: «этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя».

Легенды о происхождении домбры

Существует несколько легенд о происхождении домбры, вот самые интересные из них:

Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан» (Хромой кулан). Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области.

Еще одна легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет, да играет.
Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Современная история домбры

В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту и это действительно так, ведь домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент, но инструменты подобные домбре есть и у других народов.


Современная история домбры. На фото — Ислам Сатыров

Так, в русской культуре есть схожий по форме инструмент — Домра, а известная русская балалайка, по одной из теорий, считается произошедшей именно от домбры. В таджикской культуре есть схожий инструмент – Думрак, в туркменской культуре – Дутар, Баш, Думбыра, в узбекской, башкирской и ногайской культуре – Думбыра, в азербайджанской и турецкой культуре – Саз, в якутской – Тансыр. Отличаются эти инструменты количеством (до 3 струн), а также материалом струн.

Современная домбра имеет грушевидный корпус и гриф с 19 ладами. Несмотря на то, что инструмент имеет всего две струны, музыкальный диапазон ее составляет две полных октавы (от Ре малой октавы до Ре второй октавы). Инструмент обычно имеет квартовый или квинтовый строй. Традиционно струны, использовавшиеся на домбре, были жильные, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески.


Домбра получила широкое распространение в качестве аккомпанирующего, сольного, а также основного инструмента в казахской и ногайской музыке. Инструмент в последнее время претерпел значительные изменения: появились оркестровые разновидности домбры, увеличилась громкость, расширился диапазон звучания – появились домбры высокого и низкого регистров. Инструмент из-за своего необычного тембра и яркой этнической выраженности часто используется в современной популярной музыке.

Уникальное творчество Ислама Сатырова

Одним из артистов активно использующем в своем творчестве домбру и другие национальные инструменты, о котором хотелось бы рассказать сегодня, является (Islam Satyrov). Получив музыкальное образование в Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, он, тем не менее, не забыл наветов своего отрочества, и как музыкант, живущий сегодня, создает абсолютно уникальный материал, продолжающий традиции ногайского народа, несущий в массы культуру и музыкальное наследие своей родины.

Недавно Ислам выпустил свой дебютный альбом.

В музыке этого талантливого человека, исполнившего от первой до последней все партии в альбоме, получившем название «Zaman», что в переводе на русский означает «время», тесно переплелись современные веяния с этническими мотивами.

Песни пластинки – это отражение того, с чем в течение жизни сталкивается каждый из нас — любовь, привязанность, родственные узы, национальная гордость. От первой до последней ноты запись была исполнена самим музыкантом с использованием редких акустических инструментов для придания новой жизни старинным мелодиям и ритмам своего народа.

История казахских музыкальных инструментов.

«Я домбры длинношеей коснулся – и вот
Две струны зазвенели, домбра поет.
Веселитесь, играйте, друзья молодые, -
Незаметен, но быстр наших дней полет!»

Ибрай Сандыбаев. Песня «Балкурай».

Посещение культурных мероприятий в Казахстане.

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов. Очень известный казахский инструмент. Вырезается из цельного дерева. Самая распространенная домбра – двухструнная, но есть и трехструнная. Хороший домбрист и на 2–х струнах сыграет как целый оркестр.
История возникновения этого инструмента уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки бытовали не менее двух тысяч лет назад, они были одними из музыкальных инструментов сакских кочевых племен.
Эти древние двухструнки имеют большое сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры. Различаются два вида домбр – западная и восточная. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу.
Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче домбры.
На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами, а в шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь. Домбра могла быть не только двухструнной, но и трехструнной.
В прошлом трехструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана, в настоящее же время они сохранились только в Семипалатинской области. Шанак - корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука. Какпак - дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента - тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм - 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250 - 300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки.
Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили. Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1 - 1.2 мм. Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбыры.
Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента. Струна - источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок.
Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок.
Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.
Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания. Легенда о домбре рассказывает, что она была изобретена, чтобы рассказать хану о гибели его единственного сына. Хан не желал слышать о смерти сына и велел залить глотку свинцом каждому, кто осмелится сообщить ему об этом.
Не промолвивший ни слова музыкант игрой на домбре смог донести до хана печальную весть. Горячий свинец прожег дерево, и в домбре образовалось отверстие. Спустя много веков в 1925 году казахский певец Амре Кашаубаев покорил взыскательную публику на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже своим пением и виртуозной игрой на домбре.
Тогда же его голос был записан Парижским музеем голоса. Известный композитор и музыковед Ахмет Жубанов в 1933 году создал домбровый ансамбль при Алма-Атинском музыкально-драматическом техникуме. С 1938 года впервые в истории казахской музыки, оркестр стал исполнять произведения по нотам, в его состав были введены реконструированные кобызы, домбры. В 1944 году оркестру было присвоено имя народного певца Курмангазы.

Кюй Домбра.

«Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
Да сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез,
Чтоб тучи все сошли с небес,
Чтоб все заслушалось тебя, -
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков - домбра.
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души -
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!
Эй, трудовых людей певец,
Властитель струн, знаток сердец,
Меня весельем взбудоражь.
Я кюй навек запомню твой
О жизни новой, молодой.
Ты, мудрый летописец наш.
Играй еще сильней, домбра!»




И некоторых тюркских народов Средней Азии .

История

Также в своё время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана .

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского , гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у куманов. Куманы - европейское название кипчаков. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary - волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz - печальная девушка), Тепен көк (tepen kok - рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz - хромой гусь), Бозіңген (bozingen - светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja - одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y - топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti - глубокое переживание) и др.

Под длительным влиянием тюркских народов (гунны, авары, болгары, хазары, половцы, ордынцы), восточные славяне переняли этот музыкальный инструмент под названием домра .

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • До этого современная домбра была похожа на Комуз , Дутар ,… Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя . Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов . Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец . Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан ». Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан , помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие - след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области . «Аксак-кулан» (Хромой кулан) - одна из прекрасных казахских легенд , воспевающих силу и бессмертие искусства.
  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о голову брата. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на голове отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец . Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронёсся под шёлковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Домбра - инструмент кюя

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы , оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и - музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

  • Шанак - корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.
  • Какпак - дека домбры. Воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придаёт определённую окраску звучанию инструмента - тембр.
  • Пружина - это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
  • Порожки - разъединяют «клавиши» на домбре.
  • Обечайки изготавливаются из клёна .
  • Подставка - очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависят сила, ровность и тембр звучания инструмента.
  • Струна - источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Строй

Звучание открытых струн домбры образует её