Непознанное

Кто провел языческую реформу. Языческая реформа владимира и причины неудачы

Читайте также:
  1. III.4.2. Административная реформа. Системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  2. VI. Дополните следующие главные предложения подходящими по смыслу придаточными предложениями причины.
  3. Анализ состояния расчетов по кредиторской задолженности, возникшей в бюджетной и во внебюджетной деятельности, причины её образования, роста или снижения.
  4. Английская Реформация глазами католических историков XVI века
  5. Безработица в Республике Беларусь: особенности, причины
  6. Битва за Москву. Причины поражений Красной Армии в начальный период войны
  7. Боевые действия летом 1941 г. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Битва за Москву

период формирования государства Киевская Русь этнические религиозные верования, как сфера общественной жизни, были подвергнуты изменениям. Закономерный ход исторического развития привел к тому, что религиозная система язычества пришла в противоречие, с одной стороны, со структурой общества того времени, а с другой стороны, с политикой объединения великих князей .

Таким образом, в Х в. Киевская Русь объективно стала перед реальной проблемой необходимости смены религии с политеистической на монотеистическую. Языческое многобожие не способствовало ни объединению племен, ни утверждению контактов с европейскими государствами.

В период с 980 по 988 гг. Киевский князь Владимир, осознавая способность монотеистической религии решить общегосударственные проблемы, проводит религиозную реформу с целью более быстрого перехода к монотеизму. Внешне это проявилось в установлении около княжеского двора шести племенных богов во главе с верховным богом восточнославянского пантеона - Перуном . Что в дальнейшем повлияло на изменение религиозных взглядов на иерархию богов в славянском племенном пантеоне. Главным образом, это отразилось на формировании системы субординации основных политеистических божеств - Перун, Волос, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

Но суть этой религиозной реформы лежала не в механическом перенесении деревянных изображений племенных богов в Киеве. Эту реформу следует понимать не только в узком, религиозном аспекте, а значительно шире. Она должна была преследовать прежде всего политическую и идеологическую цели: способствовать интеграции этнических процессов и становлению Киева как общегосударственного центра, выходу Киевской Руси на международную арену.

Необходимо отметить и вескую объективную причину, которая стимулировала объединение восточнославянских племен: общая потребность в защите собственной независимости.

Однако межплеменные этноинтеграционные процессы носили противоречивый характер вследствие того, что князья Киевской Руси не всегда поддерживали идею единой державы. Местные князья и племенная знать были субъективно заинтересованы в сохранении своего суверенитета. Поэтому лишь в отдельных случаях объединение было добровольным, в основном же оно проводилось при помощи насильственных методов. Но для создания мощного государства только военной силы явно было недостаточно. Отсюда прослеживается и опора князя Владимира на авторитет единой религии. Созрела ситуация формирования единого синкретического культа, цель которого была бы подчинена главной цели - объединению и повышению статуса Киевской Руси .

Но, несмотря на энергичные попытки князя Владимира утвердить монотеизм, административная религиозная реформа не дала ожидаемых результатов. Причины ее неудач были следующие:

Во-первых, религиозная реформа оказалась неспособной окончательно преодолеть центробежные силы местной знати, которые мешали становлению молодого государства. Поэтому и создание языческого пантеона в Киеве во главе с Перуном как общеплеменным богом и идеологической опоры проводимой политики объединения, не получило повсеместного признания. Многие князья сохраняли веру в свои местные племенные божества .

Во-вторых, создание иерархичной структуры пантеона влекло за собой ответные изменения в самом культе, а это, в свою очередь, сказалось как ограничение сферы влияния отдельных племенных верований. Естественно, что это не было одномоментным решением проблемы.

В-третьих, некоторые божества пантеона не имели широкого распространения среди славянских племен и, следовательно, неоднозначно воспринимались соседскими племенными союзами.

В-четвертых, культ бога Перуна также не получил широкого признания. Основная масса населения Киевской Руси воспринимала его лишь как покровителя князя и его дружины.

Однако доминирующей причиной, которая определила неудачную попытку создания единой государственной монотеистической религии стало то, что новому общественному строю, который зарождался на восточнославянских землях на основе формирования древнерусской этнической общности, необходима была более развернутая система религиозных верований. Язычество, даже реформированное, уже этим требованиям не отвечало. Поэтому религиозная реформа 980 - 988 гг. не оправдала надежд, и ситуация, по сути дела, зашла в тупик. И перед князем Владимиром стал вопрос: какую из существующих религий выбрать, учитывая альтернативность вариантов, благодаря тесным контактам Киевской Руси с другими странами и народами.

Языческая реформа на Руси впервые была проведена князем Игорем. Но она потерпела неудачу. А вторую попытку предпринимает князь Владимир Святославович. И происходит это в 980 году. Каковы же были причины для проведения этой реформы? Дело в том, что все развивающееся государство (Киевская Русь) требовало какого-то упорядочивания язычества, которое было слишком примитивно. Тем более оно в каждом регионе имело свои особенности, свои племенные культы.

После смерти Олега к власти приходит князь Святослав, который ссылает своего сына Владимира в Новгород. В столице же тем временем правит Ярополк. И Владимир с целой армией язычников идет в Киев, чтобы убить брата и занять престол, став новым князем. Он выставил идолы языческих богов в Киеве (Перуна , Даждьбога, Хорса , Стрибога, Семаргла и Макоши), чтобы им поклонялись. Сохранились даже отрывки из знаменитой летописи «Повесть временных лет» Нестора, описывающие эти события. Изначально было два культа – Перуна и Велеса . Но теперь Владимир объявил главой пантеона из шести божеств Перуна, называя его общеславянским богом. А Велеса вообще исключил! Обновленные идолы отныне стояли не где-то далеко на холме, а в непосредственной близости от княжеского дворца.

Реформа язычества коснулась и проведения жертвоприношений. В них участвовало теперь большее число лиц. Весь процесс теперь больше напоминал веселый пир. На нем обсуждались текущие военные вопросы, государственные дела.

Какие же цели были у реформы язычества 980 года?

  • Для подчеркивания независимости нового и молодого Древнерусского государства от христианской Византии.
  • Для укрепления власти новоиспеченного князя, который был и главой державы. Ведь не напрасно в качестве главного бога языческого пантеона был выбран Перун – покровитель воинов и дружины. Кроме того, таким образом Владимир тонко ставил на второй план наемных дружинников-христиан (по происхождению которые были варягами). В целом русские боги были противопоставлены христианству и Византии, и Скандинавии.
  • Для расширения религиозно-идеологического воздействия.

И в течение восьми лет Владимир пытался как-то осовременить существующую языческую религию. Но все это закончилось провалом. Владимира не поддержал его народ. Ведь созданный культ был слишком узким, сословным, искусственным. Князь пришел к выводу, что необходимы более радикальные меры. А именно – смена язычества на какую-либо другую религию.

Но реформа язычества не прошла бесследно. Вот ее основные последствия:

Все это привело к так называемому двоеверию на Руси. Две мощные силы – язычество и христианство столкнулись. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень...». Все это привело к взаимному проникновению двух религий друг в друга. Да это и неудивительно. Невозможно за день просто взять и сменить мировоззрение всего народа.

Невзоров о плагиате христианства, иудаизма и ислама с языческих культов.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Языческая реформа
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Принятия христианства на Руси

  • Язычество славян. Особенности Восточнославянского язычества.
  • Крещение Руси. Почему принимается христианство. Почему Восточное христианство. Особенности. Влияние на сферы жизни общества.

Россия развивается. Успешные инициативы по военным походам. С Русью считаются прочие ʼʼгосударстваʼʼ. Неожиданно, язычество перестает устраивать правителœей Киевской Руси.

Язычество - ϶ᴛᴏ ʼʼполитеизмʼʼ. Многобожие: Род, Вода

Особенности язычества:

  • Язычество вбрало в себя зависимость человека от природы;
  • Постоянное развитие:
    • 6-7вв. Религиозные представления крутятся вокруг ЗЛЫХ и ДОБРЫХ духов;
    • На первенство выходит божество с именем РОД;
    • Потом поклонение переходит к богу Перун. Все природные аномалии относят к его божеству. Впоследствии он является ведущим божеством военного дела.
    • На севере страны главным богом является Велœес. На юге – Перун.
  • Верхновенство поклоняется одному богу. Низшие слои общества другим.
  • Соотношение духовной и светской власти. Волхвы, жрецы, кудесники повелœевают князьями, а те, в свою очередь, должны были следовать их велœениям.
  • Русь, несмотря на свои успехи, воспринимается как варварская страна и те же Греки не хотели иметь дел с ней.

Вывод: Язычество не исполняло роль основной религиозной культуры из-за своих огромных противоречий.

Попытка осовременить язычество. Попытка реформы предпринималась дважды. Первый раз ее предпринял князь Игорь. Абсолютно неудачно. Игорь столкнулся с явлением сепаратизма. Древляне хотели выйти из-под власти Игоря. Чтобы избежать этого, Игорь называет Перуна общеславянским богом.

Вторую попытку предпринимает князь Владимир.
Размещено на реф.рф
980-988гᴦ. Происходит столкновение князей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приводит к гибели его брата – Олега. Святослав ссылает Владимира в Новгород. Владимир с армией язычников идет на Киев и убивает своего брата Ярополка и объявляет себя князем. Владимир выставляет 6 идолов для поклонения: Перун, Даждьбох, Хорс, Стрибох, Симаргл, Макошь. 8 лет Владимир пытался выжать и осовременить язычество.

Причины провала языческой реформы:

  • Русь – полиэтническое государство с многообразием верований и культов;
  • Навязывание южных традиций другим территориям, закрепление привилегий элиты;
  • Язычество по своей природе не могло стать идеологической основой для единства государства;
  • Внешний фактор: сохранялся стереотип восприятия Руси, как варварской страны.

В итоге Русь приходит к выводу, что нужно сменить религию. Самый сложный шаг для любой страны - смена идеологии. В окружении Руси существовало большое количество конфесий. Одним из самых больших было христианство. Предопределяющим фактором было то, что христианство идет из Византии. Она являлась самой огромной близлежащей державой. Действия князя по выбору религии будут политическими и его личные предпочтения уйдут на 10 план.

Основные мотивации:

  • Какая вера обеспечивала единовластие и приоритет светской власти;
  • Степень привлекательности страны, откуда будет взята та или иная религия;
  • Обрядовые нормы исламской религии не привлекали князя;

Время распространения христианских идей у славян:

· 1 век н.э.: легенда об Андрее Первозванном;

· Середина 9в.: 864ᴦ. – крещение Болгарии;

· 10 в.: договора с грекам 911 и 945 гᴦ.;

· 957 ᴦ. крещение княгини Ольги;

· 988ᴦ. Крещение Руси;

· Создание кириллической письменности

Владимир ставит ультиматум Византии. В случае если не отдадите Анну, я пойду в Царьград - Константинополь. Οʜᴎ отдают. Когда Владимир ее видит, он слепнет. Когда прозрел, а прозрел он не только глазам, но и душой, он сказал: Я познал истинного бога.

Владимира крестили. Это послужило принципом: ʼʼСделай как яʼʼ. Вся Русь крестилась.

Феапент – представитель церкви в славянских землях.

Языческая реформа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Языческая реформа" 2017, 2018.

Первая религиозная реформа (пантеон Владимира)

Первая религиозная реформа (пантеон Владимира) - попытка Владимира I в 983 упорядочить языческий пантеон . Причина реформы в том, что местные языческие культы могли служить сепаратистским тенденциям. С объединением славян под началом Киева, укреплением могущества князя потребовался главный бог. Как князь был единственным властителем на земле, так и верховный бог д.б. стать единственным властителем на небе. Необходимо было заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией.

В этом заключалась первая и главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Владимир определил шесть главных богов и поставил им идолы недалеко от собственного терема . Место было превращено в языческое святилище . Пантеон включал Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога , Семаргла, Макошь. Идол Белеса находился отдельно, внизу на Подоле . Просуществовал 8 лет. Главным идолом считался "княжеский " бог Перун - божество огня, грозы, молнии, войны .

В литературе расценивается как языческая реформа; её причины, сущность и последствия являются предметом многолетних дискуссий (модернизация язычества, так называемая двойная реформа, шаг к христианству и др.). Примечательно, что пантеон не предусматривал божества для скандинавско-германского компонента дружины Владимира, что рассматривается как свидетельство его небольшого удельного веса. Поклонение др.богам каралось. Однако, первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир.

Новые представления о старых богах не усваивались населением. Для создания единого пантеона славянских божеств требовалось длительное время. М.тем язычество уже не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия , Хазарский каганат , Волжская Булгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.

Великий князь Владимир выбирает веру. Иван Эггинк (1787-1867)

После удачного похода 985 на волжских болгар и хазар , на киевских холмах Владимир совершил жертвоприношение Перуну. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Согласно Повести временных лет, Владимир «постави кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребряну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. И жряху им, наричюще я богы, и привожаху сыны свои и дъщери, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмъ тъ» . Владимиром, следовательно, был собран в Киеве целый пантеон богов, ублажаемых человеческими жертвами. «Поставление кумиров» - идеологическая акция, с помощью которой Киевский Князь надеялся укрепить свою власть над союзными племенами. Перун предстал в окружении богов других племен, символизируя их единство. Столица полян тем самым объявлялась религиозным центром восточного славянства и, возможно, других этнических групп - балтских, угро-финнских, иранских . Связь между перемещением периферийных божеств в Киев и притязанием киевской знати (да и в целом Полянской общины) на господствующую роль в общеславянском племенном союзе, на наш взгляд, очевидна. И в этом нет никакой исключительности. Так, некоторые боги, вошедшие в общегерманский пантеон, выступали поначалу в роли местных племенных богов. «Формирование общенародного сонма богов у германцев, - пишет С.А. Токарев, - было, как и у других народов, отчасти отражением, а отчасти и средством (подчеркнуто нами . - И.Ф. ) межплеменного объединения» . В истории многих народов мира можно наблюдать, как растущая политическая мощь одной общины стягивала «более слабых соседей в единую нацию», причем «вместе со своими диалектами народы внесли в пантеон и своих богов» .

Языческая «реформа» Владимира оказалась неудачной, как и предшествующие ей попытки провозгласить Перуна верховным божеством всех восточных славян. Главной причиной тому являлась историческая необратимость разложения родоплеменного строя, что делало неизбежным падение союза союзов племен под гегемонией Киева . Признаки распада союзной организации проявились во второй половине X в. достаточно определенно. Кроме того, в самой «реформе» заключались изъяны, препятствовавшие достижению поставленной цели. Основной из них - верховенство Перуна над остальными богами. Перунов культ пришлось навязывать союзным племенам, в результате чего языческая «реформа», проводимая из Киева, вылилась в религиозное насилие «Русской земли» над словенами, кривичами, радимичами, вятичами и пр., что вызвало волну антикиевских выступлений. «Заратишася вятичи, - читаем в летописи под 982 г., - и поиде на ня Володимир и победи я второе» . В 984 г. Владимир воюет с радимичами . Следовательно, вместо единения «реформа» привела к раздорам и обострению отношений Киева с подвластными ему племенами. Тогда Владимир обращается к христианству.

Переход к христианству древних народов отнюдь не всегда был чем-то мучительным, требующим полного отказа от старых религиозных представлений. Например, «христианство в Ирландии представлялось не принципиальным соперником друидизма, а преподносилось как новый, гораздо более могущественный его вариант. Коренная ломка мировоззрения была, таким образом, предельно смягчена и затушевана. Престиж старинной традиции был встроен в систему новой, преображен, а не отвергнут. И дух, и организационные принципы существования церкви в Ирландии оказались зависимыми от культуры более раннего времени и естественно впитали многие его черты» .

Сравнительно мирное и спокойное распространение христианства в «Русской земле» резко отличалось от того, что происходило в подвластных Киеву восточнославянских землях, где новую веру приняли враждебно. Яркой иллюстрацией тут служит Новгород.

Крестить новгородцев Владимир поручил Иоакиму Корсунянину.

«И приде к Новуграду архиепископ Аким Корсунянин, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово; поверзъше ужи, влечаху его по калу, биюще жезлеем; и заповеда никому же нигде же не прияти» . Новгородская Первая летопись младшего извода, откуда взято это известие, ничего не говорит о крещении в Новгороде, ограничиваясь рассказом об уничтожении «требища» и «посечении» Перуна. Согласно Иоакимовской летописи, в Новгород вместе с Иоакимом Корсунянином был направлен Добрыня, совсем недавно понуждавший новгородцев поклоняться Перуну. Когда жители города узнали о приближении непрошенных гостей, то созвали вече и поклялись все не пускать их в город «и не дати идолы опровергнута». Затем они, «разметавше мост великий», соединяющий Софийскую и Торговую стороны, укрепились на Софийской стороне, превратив ее в оплот сопротивления. Пришельцы между тем появились на Торговой стороне и начали свое дело, обходя «торжища» и «улицы» и призывая людей креститься. Два дня трудились «крестители», но обратить в новую веру им удалось лишь «неколико сот». А на Софийской стороне кипели страсти. Народ в крайнем возбуждении «дом Добрыни разориша, имение разграбиша, жену и неких от сродник его избиша». И вот тогда княжеский тысяцкий Путята переправился ночью в ладьях с отрядом в 500 воинов на противоположный берег и высадился в Людином конце Софийской стороны. К нему устремилось 5 тысяч новгородцев. Они «оступиша Путятну, и бысть междо ими сеча зла». В то время, когда одни новгородцы сражались с Путятой, другие - «церковь Преображения Господня разметаша и домы христиан грабляху». На рассвете Путяте на помощь подоспел Добрыня. Чтобы отвлечь новгородцев от битвы, он повелел «у берега некие дома зажесчи». Люди кинулись тушить пожар, прекратив сражение. Устрашенные новгородцы «просиша мира», и Добрыня «дал мир»: «идолы сокруши, древянии сожгоша, а каменнии, изломав, в речку вергоша; и бысть нечестивым печаль велика». Потом он «посла всюду, объявляя, чтоб шли ко кресчению».

Введение христианства в Туровской области, соседствующей с Киевщиной, отразилось в местной легенде, повествующей о том, как к Турову по реке приплыли каменные кресты. Когда они остановились напротив городских ворот, речная вода покрылась кровью.

Повесть временных лет сообщает о крещении двенадцати сыновей Владимира, после чего княжичей направили в качестве князей-наместников в различные города Руси. Владимир «посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышеславу Новегороде, посадиша Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме, Святослава Деревех, Всеволода Володимери, Мстислава Тмуторокани» . Известие о наделении княжескими столами сыновей Владимира помещено вслед за рассказом летописца о крещении Киевской земли и как бы вытекает из него. Исследователи мало придают значения этому. Но тут просматривается бесспорная связь между распределением княжений, мерой по сути своей политической, и крещением поляно-киевской общины. Делегируя свою власть в лице сыновей в отдаленные от Киева городские центры, Владимир, по-видимому, физически устранял местных правителей там, где они еще сохранились. На новых властителей, прибывших из Киева, возлагалась обязанность утверждения христианства среди управляемого ими населения.

О том, что сыновья Владимира действовали как рьяные проводники христовой веры, свидетельствуют народные предания. По одному из них, первым просветителем Ростовской земли являлся князь Борис Владимирович, который, «благочестиво властвуя, обращал неверных к святой вере». Вместе с ним не покладая рук трудились и епископы. Правда, даже во второй половине XI в. христианизация Ростова встречала открытое противодействие. Епископ Леонтий, миссионерская деятельность которого падает на 70-е гг. XI столетия, обнаружил в Ростове массу людей, которые были «обьдержимы многом неверьством». Когда Леонтий приступил к проповеди христовой веры, его «изгнаша вон из града», и проповедник «изыде из града с плачем». Расположившись за городом, «близ потока нарицаемого Брутовъщица», Леонтий «постави себе церковь малу», продолжая «учить» язычников. Но к нему шли лишь старики и младенцы. Но едва «Великый Леонтий» снова появился в Ростове, на него «устремишая невернии»: одни с оружием, «друзии с дреколием» . В конце концов «невегласи» убили Леонтия .

Способы воздействия на язычников при обращении в христианство, идущее из Киева, наглядно демонстрирует «Сказание о построении города Ярославля». До возникновения города на его месте располагалось селище, именуемое Медвежий угол, в котором жили люди «поганыя веры - языцы, зли суще». Они поклонялись Волосу, пока сюда не прибыл князь Ярослав Владимирович «с сильною и великою ратью». Ярослав взялся за дело, повелев дружине своей «устрашити и разгнати шатание сих беззаконных... И дружина князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасо скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же князя и сам Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих».

Ярослав покорил население Медвежьего угла и обложил данью. Люди согласились «оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися». Вскоре Ярослав «умысли паки прибыти в Медвежий угол». На сей раз он явился сюда «со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники», а также «и с воины». Язычники натравили на князя и «сущих с ним» псов и «лютого зверя». Ярослав «секирою своею победи зверя», а псы, как агнцы, никого не тронули. В поединке Ярослава с «лютым зверем» слышны отзвуки кровавых стычек киевских пришельцев с аборигенами, отчаянно боровшимися за свою свободу .

Из «Повести о водворении христианства в Муроме» черпаем сведения о распространении христианства в Муромской земле Глебом Владимировичем. На требование принять его князем и креститься муромцы ответили решительным отказом. Глеб вынужден был разместиться в 12 «поприщах» от города на речке Ишне. Ему все-таки удалось приобщить к новой вере какую-то часть муромцев, что породило жестокие кровопролития «поганых» с «верными» - христианами. Дальнейшие происшествия в Муромской области Повесть связывает с неким князем Константином. Они датируются, вероятно, концом XI столетия. Муромцы, как сообщает Повесть, вновь отказались принять святую веру, несмотря на обещание Константина облегчить их повинности, уменьшив дань. И только устрашенные войском, горожане впустили князя в Муром, «точию не хотяще крестися». Тот упорно склонял язычников к христианству, угрожая им «муками и ранами». Наконец он сломил сопротивление. С помощью оружия князь «идолы попраша и сокрушиша и без вести сотвориша» .

Иоакимовская летопись, дошедшая до нас в изложении В.Н. Татищева, повествуя о крещении восточнославянских племен просветителями из Киева, указывает: священнослужители, разошедшиеся по градам и весям восточных славян «с вельможи и вои Владимировыми, учаху и кресчаху всюду стами и тысячами, колико где прилучится, асче людие невернии вельми о том скорбяху и роптаху, но отрицатися воев ради не смеяху» .

Таким образом, можно полагать, что введение христианства Владимиром заметно обострило отношения Киева с подчиненными Полянской общине восточнославянскими племенами. Однако не обошлось без коллизий и внутри самого киевского общества. Хотя в целом обращение в новую веру протекало на Киевщине относительно спокойно, некоторые эксцессы все же имели место. Когда Перуна, по словам летописца, волокли «по Ручаю к Днепру, плакахуся его невернии людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья» . Любопытные подробности сообщает Татищев: «По опровержении идолов и крещении множества знатных людей, митрополит и попы, ходящие по граду (Киеву. - И.Ф) , учаху люди вере Христове. И хотя многие приимали, но множайшии, размышляя, отлагали день за день; инии же закоснелые сердцем ни слышати учения хотели... окаменелые же сердцем, яко аспида, глуха затыкаюсче уши своя, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их» . Не соглашаясь с мыслью о массовом сопротивлении населения Полянской столицы крещению, мы не только допускаем, но даже предполагаем отдельные проявления недовольства и протеста со стороны ее жителей. Трудности ожидали Владимира, как мы видели, в периферийных землях, а не в Киеве, где к учреждению христианства была причастна местная община что и обеспечило сравнительно спокойное крещение народа . Трудно согласиться и с Голубинским, который пишет: «В самом Киеве, т.е. именно в самом городе Киеве, полицейский надзор, как нужно предполагать, был настолько силен и действителен, что эти не желавшие (принять крещение . - И.Ф. ) не могли укрыться и должны были или креститься неволей, или спасаться бегством, или подвергнуться казням. Но в области Киевской, т.е. по ее пригородам и селам, и по всей остальной Руси как по городам, так и по селам значительная часть не желавших креститься имели полную возможность скрываться, а следовательно, и скрывались. Таким образом, это дело о крещении должно понимать так, что было крещено большее или меньшее большинство жителей, что язычество было объявлено верою запрещенною и преследуемою... и что оно, хотя далеко еще не перестало существовать, стало верою тайною, подобно расколу старообрядства во времена его сильнейших преследований» . Теория крещения киевлян «под страхом» не соответствует действительности.

Внутренние конфликты в Киевской земле возникали не только на религиозной, но и социальной почве. Структура киево-полянского общества соответствовала варварским, так сказать, стандартам: свободные (знатные и простые) и рабы - вот его составляющие. В источниках первые называются мужами, людьми , а вторые именуются челядью. Источником рабства у восточных славян, как и у многих других народов, был плен. Обычное право запрещало обращение в рабство соплеменников . Челядин - это чужеземец, попавший в рабство через плен . Поэтому он противостоял своим господам не только как раб, но и как представитель враждебного племени или народа, что в свою очередь ставило его во враждебные отношения к обществу в целом, где он находился в рабстве. Социальные противоречия, следовательно, переплетались с межплеменными .

Поскольку Древняя Русь развитого рабства не знала и рабовладельческой формации не достигла, количество рабов в ней было сравнительно невелико и условий для массовых выступлений рабов против рабовладельцев, против враждебного им общества не имелось. Оставалась наиболее доступная форма «борьбы» - бегство. Челядь в бегах - явление нередкое. В договоре Руси с Ромеей 911 г. читаем: «Аще украден будеть челядин Рускыи, или ускочить (курсив наш - И.Ф. ), или по нужи продан будеть, и жаловати начнуть Русь, да покажеться таковое от челядина, да поимуть и в Русь» . В договоре 944 г. находим то же соглашение . Надо сказать, что бегство челядина, упоминаемое в договорах Олега и Игоря с греками, осуществлялось в особой обстановке: челядин находился за пределами Руси, что во многом облегчало ему побег. Но Краткая редакция Русской Правды в ст. 11, относящейся к самой древней ее части - Правде Ярослава, - говорит: «Аще ли челядин съкрыется любо у варяга, любо у колбяга, а его за три дня не выведуть, а познають и в третий день, то изымати ему свои челядин, а 3 гривне за обиду» . Наконец, по свидетельству Титмара Мерзебургского, в Киев со всех сторон стекались беглые рабы . Бегство, стало быть, являлось основной формой социального сопротивления рабов на Руси X - начала XI вв.

Вторая половинаХ в. - время интенсивного распада родоплеменных отношений. Имущественное расслоение приобретает полярный характер: появляются богатые и бедные, лишенные нередко средств к существованию. Возникает рабство, формируемое за счет местных обездоленных людей. Эта категория рабов получает название холопов . Структурные изменения в киевском обществе запечатлел наказ Владимира киевлянам: «Аще не обрящется кто заутра на реце, богат ли, убог ли, или нищь, ли работник: противен мне да будеть» . Значит, уже во времена Владимира в Киеве жили богатые и «убогие», нищие и рабы. Это яркий показатель кризиса родового строя, свидетельство наличия в киевском обществе горючего материала, способного при случае разгореться в социальный конфликт. Можно говорить об определенном социальном напряжении в Киеве на исходе X и начале XI столетий. Оно явилось следствием разложения родовых связей. Крушение рода сопровождалось всякого рода потрясениями и неустройствами, нарушавшими внутренний мир. И тут большой интерес представляет рассказ Повести временных лет под 996 г.: «Живяше Владимир в страсе божи. И умножися зело разбоеве, и реша епископи Володимеру: "Се умножися разбойници; почто не казниши их?" Он же рече им: "Боюся греха". Они же реша ему: "Ты поставлен еси от бога на казнь злым, а добрым на милованье. Достоить ти казнити разбойники, но со испытом". Володимер же отверг виры, нача казнити разбойникы, и реша епископы и старци: "Рать многа; оже вира, то на оружьи и на коних буди". И рече Володимер: "Тако буди". И живяше Володимер по устроенью отъню и дедню» .

Упомянутые разбои - результат нестроений конца X - начала XI вв., вызванных падением родоплеменного строя. То была эпоха нестабильности, эпоха, насыщенная общественными коллизиями. Старая система социальной защиты пришла в расстройство. В Киеве, как мы знаем, замелькали обездоленные люди, убогие и нищие. Наметилась и внутренняя социальная дифференциация, о чем свидетельствует (и об этом уже говорилось) возникновение холопства - разновидности древнерусского рабства, состоявшего из невольников местного, туземного происхождения, в отличие от челядинства, формировавшегося за счет рабов-пленников. Кризис традиционных общественных связей сопровождался ростом преступности, что и отражено в летописной записи 996 г. об умножении разбоев. В этой обстановке повышается общественно-устроительное значение князя и дружины. Размах мер, предпринятых князем по восстановлению внутреннего мира, широк: от благотворительных до репрессивных. Убогим и нищим Владимир раздавал «именье много», кормил их . Князь также «Повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от скотьниць кунами. Устрои же и се рек яко "Немощнии и болнии не могуть долести двора моего", повеле пристроити кола, и въскладше хлебы, мяса, рыбы, овощь разноличный, мед въ бочках, а в другых квас, возити по городу, въпрошающим: "Кде болнии и нищь, не могы ходити?" Тем раздаваху на потребу»