Домашний очаг

Кто такие мимы? Смотреть что такое "Мимы" в других словарях Как выглядит мим.

История

Античность

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции , этот фольклорный жанр получил впервые литературную обработку у греческих колонистов на юге Италии и в Сицилии ; это были веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников , поселян и близких к ним слоев (сравните заглавия Мимов: «Рыбак и поселянин», «Штопальщицы» и др.); их литературная обработка показывает интерес к этому массовому жанру и образованных верхов (недаром такие зрелища были приняты при дворах сицилийских «тиранов »). Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Мимы - Пантомима

Специалистом-мимографом был Геронд (или Герод), писавший «холиямбами » (часть его Мимов была найдена в Египте в ).

Если у Герронда по-видимому смазывается классовая заостренность Мимов, то у других мимографов этого периода мимы явно обращаются в орудие борьбы с господствующими классами (пародии на патетику трагического стиля, религию , вплоть до осмеяния жизни монархов , за что, например, мимограф Сотад поплатился жизнью).

Большое распространение мимы получили и в древнем Риме . Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Известны литературно обработанные мимы сирийского раба Публилия и Децима Лаберия (I в. до нашей эры), которому покровительствовал опиравшийся на демократию диктатор Юлий Цезарь . Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн. В I в. до нашей эры мим стал вытеснять «ателлану » .

Новые особенности характеризуют мима в эпоху цезаризма. Под эгидой государства, стремящегося отвлечь демократические слои от борьбы с господствующими классами, мимы расширяются в сложное представление, так называемую «мимическую ипотезу», которая дается в больших театрах и субсидируется правительством. Эти «ипотезы» были лишены прежней классовой заостренности мимов; это была написанная прозой вперемежку со стихами ультранатуралистическая авантюрная драма с превращениями, различными чудесами, пропитанная грубой эротикой и другими средствами для привлечения неприхотливого зрителя. Здесь выступали певцы, танцоры, даже дрессированные животные; актёры (в отличие от «ателлан») играли без масок, актрисы выступали часто совсем обнаженные, вызывая этим впоследствии нападки христианских писателей.

Период Средневековья и Ренессанса

Грандиозный социальный катаклизм V века нашей эры, положивший конец существованию Римской империи, не повлек за собой исчезновения римского мима. Его история продолжалась и в последующие века, отмеченные переходом от рабовладельческого строя к феодализму, от античной «языческой» культуры к средневековой христианской. Но остаточные формы римского мима получили в новой социальной обстановке качественно новый характер. По мере усиления в бывшей Римской империи её «варваризации», выражавшейся в «обратном» движении от сложной системы менового хозяйства к простым формам хозяйства натурального, постепенно отпадают материальные предпосылки для существования мимической ипотезы, этого последнего большого театрального жанра античности. Римские актёры, приспособляясь к новым хозяйственно-общественным условиям, растекаются по «варварским» странам, возвращаясь к исконному бродяжничеству. Через их посредство деформированные остатки римского М. просачивались в низовые слои городского и деревенского населения и усваивались крестьянским фольклором, в котором они обнаружили необычайную устойчивость.

Модерн Мимы

  • Ваграм Зарян / (фр. Vahram Zaryan ) - Франция

Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA

  • Джеймс Тьерри / (фр. James Therrée ) - Швейцария

Джеймс Терри / James Therrée 2010

Критика теории Эмиля Рейха

Вместе с тем традиции римских мимов несомненно сочетались в новых варварских странах с искусством местных германских певцов-скоморохов, скопов или глиманов. Только в результате усвоения и переработки туземными скоморохами «культурного наследия» римских мимов и образовалось типичное для феодального Средневековья жонглерство, окончательно оформившееся к в. и использовавшее опыт римских мимов в переработанном, «снятом» виде, а не путем непосредственной пересадки его на совершенно инородную в социальном и этническом отношении почву романо-германских государств.

Данная информация резко противоположна известной теории немецкого учёного Эмиля Рейха (нем. Reich, Emil ), выводившего непосредственно из римского мима все народно-комическое творчество средневековой и новой Европы, а также Азии и Африки. Видя в миме исконное зерно комического изображения обыденной жизни, одинаковое во всех странах в силу однородности быта порождающих его социальных низов, Рейх утверждал, что эта народно-комическая стихия лежит в основе всей мировой драмы, поскольку она не «классична», то есть не основана на сознательном подражании литературной драме античности.

Социалистическая теория

Согласно данной теории, мим имеет несомненное сходство как со средневековым фарсом, так и с «Учёной комедией» (итал. commedia dell’arte ). В обоих случаях мы имеем дело с явлениями социально разнородными: если средневековый фарс порожден социальной практикой низших классов феодального общества, то commedia dell’arte оформляет идеологию господствующего класса. Отсюда и различный характер связи этих жанров с мимами. В первом случае создатели фарса - ремесленники средневекового города - использовали для своего самодеятельного комедийного творчества традиционную технику скоморошьих действ, впитавших в себя «культурное наследие» римских мимов; одновременно с этим некоторые элементы мимов проникали в фарс из средневекового крестьянского фольклора, куда они были занесены теми же жонглерами раннего Средневековья.

Во втором случае, в «commedia dell’arte», происходит не стихийное проникновение фольклорно-игровых элементов в комедию, а сознательное использование этих элементов аристократическими артистами с целью стилизации «народного» комизма, использование, пронизанное тенденцией к освоению античных жанров для удовлетворения своих идеологических запросов. «Commedia dell’arte» ориентируется на ателлану и мимы не менее сознательно, чем «учёная» комедия, ориентировалась на пьесы Плавта и Теренция.

Библиография

  • Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. - М., 1870.
  • Гвоздев А. А., Пиотровский А. И. История европейского театра - М.: - Л.: 1931.
  • Magnin C., Les origines du théâtre moderne, v. I, 1838;
  • Petit de Julleville L., Les comédiens en France au moyen âge, 1889;
  • Allen P. S., The medieval Mimus, «Modem Philology», 1910, VIII.

См. также библиографию к статье «Commedia dell’arte»

См. также

  • Античный театр

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Перевальск
  • Перенос (типографика)

Смотреть что такое "Мимы" в других словарях:

    Мимы - (с греческого «подражания») у античных греков и римлян всякие сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев выступления акробатов, фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально бытовой… … Литературная энциклопедия

    МИМЫ - (греч. mimos, от mimeomai подражаю). Древнегреческий фарс, для которого автор давал только одну тему, актеры же должны были сами импровизировать подробности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИМЫ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    Мимы - МИМЫ вид комедии у греков и римлян. Мимы возникли на почве народного творчества и представляли сначала импровизации (см. это слово). Сюжетами мимов служили обыкновенно события обыденной жизни (прелюбодеяния, мошенничества); знамениты римские… … Словарь литературных терминов

Пантомима - театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями

Особенности пантомимы

Пантомима так же, как и все другие виды искусства, отражает жизнь в художественных образах. Но при этом пантомима занимает свое, особое место среди сценических искусств, имеет свои специфические выразительные средства. Ее не спутаешь ни с драматическим театром, ни с балетом, хотя кое-чем она на них и похожа. Что роднит творчество мима и артиста драмы? Прежде всего их подчиненность некоторым общим законам актерского мастерства. Немало сходного в методе создания образа. Одинакова конечная задача - эмоциональное целенаправленное воздействие на зрителя. И все-таки драма и пантомима различны. Драматический актер действует преимущественно словом, тогда как творчество мима безмолвно. Молчат, как известно, и артисты балета. И танцовщик и мим «разговаривают» на языке пластического движения. Не означает ли это, что сущность их творчества одна и та же? Нет, между балетом и пантомимой гораздо больше различий, чем общности. Балет невозможен вне музыкальных образов, без соответствующей им танцевальной пластики. В пантомиме же действие, как правило, свободно от музыкального размера и ритма. Пантомима часто вообще исполняется без музыки. Если же музыка становится необходимым компонентом того или иного пантомимического действия, то играет в нем не главную, а подчиненную роль.
Итак, мы видим, что пантомима существенно отличается и от драматического и от балетного театров. И отличается прежде всего способом выражения своих идей. Для мима молчаливое пластическое действие -
основное выразительное средство в создании художественных образов.
Продолжение

Преувеличение — особенность пантомимы

Сгущение, концентрированность действия харак­терны для всего строя пантомимы. Подчеркнутыми мо­гут быть и жесты и мимика актера. Они не будут выг­лядеть нарочитыми, когда исполнительская техника до­статочно высока. К преувеличениям мим прибегает по­стоянно ради большей выразительности действия, худо­жественности характеристик . Подобное преувеличение свойственно и карикатуре. Небезынтересно отметить, что карикатурист становится настоящим мастером своего дела только тогда, когда в совершенстве овладеет техникой обычного рисунка. То же самое можно сказать и о пантомимисте: использование приема художе­ственного преувеличения требует от него особой отра­ботки пластической выразительности тела. Всесторонняя подготовленность к самостоятельному творчеству даст миму право свободно прибегать к преувеличению без риска впадать в дешевый наигрыш. Учитывать это крайне важно потому, что пантомима по своему характеру принадлежит к одному из самых ус­ловных искусств. А чем условнее искусство, тем боль­шего технического мастерства оно требует. Подробности, а также обязательные условия пантомимы

Великий мим Марсель Марсо

Маркэль Мангэль (сценический псевдоним — Марсель Марсо) родился 22 марта 1923 во Франция. Был признанным мэтром в искусстве пантомимы. В течение прошедших лет его туры включали страны и города на пяти континентах. В кино же он снимался довольно мало. Марсо открыл собственную школу во Франции, и фонд Марсо, чтобы развивать пантомиму в США. Он — избранный член Академии Искусств в Берлине, Академия Искусств в Мюнхене, академии изящных искусств во Франции. Умер в 2007г. Подробности

MARCEL MARCEAU Tribute 1923-2007

1 видео

Марсель Марсо - французский Чарли Чаплин

Марселя Марсо называли французским Чарли Чаплином. Марсо получил всемирную известность, создав в 1947 году образ Бипа - белолицего клоуна в полосатом свитере и потрепанной шляпе. Его постановки, многие из которых стали классическими, шли на лучших площадках, включая театр Сары Бернар и театр Елисейских полей.

Marcel Marceau

1 видео

Фестиваль мимов посвящен Марселю Марсо

30.07.2008г. во французском городке Перигс открылся Международный фестиваль мимов. Он проводится уже в 26 раз и посвящен в нынешнем году знаменитому французскому миму Марселю Марсо.
Марсель Марсо скончался год назад в возрасте 84 лет, отдав профессии более 60 лет жизни. В честь Марсо будет показан спектакль "Дитя рая", поставленный его учениками и сподвижниками. В рамках фестиваля представлена выставка эскизов к пантомимным спектаклям. Подробности

Батист Дебюро - известный артист классической пантомимы

французский актёр-мим. Родился в семье бродячих артистов-акробатов. В 1819 сыграл роль Пьеро в пантомиме «Арлекин-лекарь», создав образ, который завоевал широкую популярность, стал народным комическим героем. Опираясь на балаганно-буффонную традицию «низового театра», Дебюро Жан Батист Гаспар совершил переворот в пантомиме, приблизил её к современности, наполнил большим содержанием. Дебюро Жан Батист Гаспар изменил и внешний облик героя, ввёл костюм (длинные белые штаны, просторная коленкоровая блуза, гладкая чёрная повязка на голове), получивший в дальнейшем всемирную известность. Подробности

Р.Славский Искусство пантомимы

Древнее искусство пантомимы - искусство говорить о многом, не произнося ни слова, - переживает в наши дни свою вторую молодость Все больше и больше возникает у нас самодеятельных студий и коллективов пантомимы.
Автор книги - руководитель и педагог студий пантомимы Р Е. Славский - рассказывает о специфике этого шкусова, знакомит с выразительными средствами пантомимы и принципами построения ее либретто.
Книга содержит богатый материал для учебно-тренировочных занятий, которые помогают выработать необходимую технику и прививают навыки самостоятельного творчества Немало полезного на ее страницах найдут для себя не только будущие мимы, но и представители смежных искусств -самодеятельные актеры драмы, кино, балета, цирка и эстрады Практическое освоение специфических приемов пантомимы позволит им еще больше развить мимическую выразительность и пластику тела. Текст книги

Pantomime lesson

1 видео

Pantomime lesson "rope No.2"

1 видео

Ежегодный фестиваль пантомимы в Лондоне

Лучшие театральные работы, отобранные специальным жюри, интересная программа, великолепная пластика талантливых актеров - все это делает лондонский фестиваль одним из самых влиятельных в мире в своей области искусства. Международный фестиваль пантомимы и клоунады Mime ведет свою историю с 1977 года. Ежегодно он собирает множество зрителей. Официальный сайт фестиваля

Международный фестиваль пантомимы в Чхунчхоне (Южная Корея)

Международный фестиваль Пантомимы в Чунчоне. Фото

Юмористический дуэт "Девочка и хулиган"

Он - Игорь Голубицкий, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады, обладатель золотой медали "Достояние России". Мим, клоун, танцор в стиле степ, педагог, балетмейстер.
Она - Евгения Кузнецова, актриса пантомимы, клоунесса, администратор дуэта.
Подробнее про этот дуэт и их номера

Пантомима - это форма театрализованного представления, история которой восходит к Древней Греции и Риму, хотя часто мимы ассоциируются с французской культурой. Пантомима - молчаливый вид искусства, в котором артист общается с помощью движений, жестов и мимики. За время своего существования этот вид искусства претерпел множественные изменения и сегодня можно насчитать немало различных приемов пантомимы. Чтобы стать мимом, требуется изучить базовые движения, репетировать более сложные приемы и одеваться в соответствии с образом.

Шаги

Часть 1

Основные движения

    Говорите с помощью тела. Это один из самых первых и самых важных аспектов, которые следует уяснить о пантомиме. Разговаривать и произносить слова нельзя. Вместо этого используйте позы, жесты и мимику.

    • Например, нахмурьте брови и уприте руки в боки, чтобы показать раздражение.
  1. Оценивайте свою мимику и позы в зеркале. Воспользуйтесь зеркалом, чтобы оценить, насколько успешно те или иные движения передают эмоции, реакции и отношение. Поначалу отрабатывайте простые выражения лица, жесты и позы. На данном этапе можно использовать любые движения, которые придут вам в голову. Новичкам потребуется зеркало во весь рост, но не забывайте, что на выступлениях вам придется обходиться без своего верного ассистента.

    • Также неоценимым помощником станет видеокамера.
  2. Развивайте воображение. Невозможно преувеличить важность воображения, когда дело касается создания иллюзий. Миму необходимо искренне верить в реальность иллюзии. Естественно, чем реальнее иллюзия для мима, тем более реальной она будет казаться зрителям. Для этого следует много практиковаться.

    • Например, представьте стену. Представляйте стены разных цветов. Почувствуйте фактуру стены - шероховатую, гладкую, влажную или сухую. Используйте такие приемы при отработке иллюзий.
    • Если поверить в реальность происходящего, то тело начнет вести себя естественно.
  3. Используйте неподвижную точку. Этот прием может встречаться под названием «pointe fixe», что и переводится с французского языка как «неподвижная точка». Сама идея проста: мим находит точку с помощью своего тела и оставляет ее неподвижной в пространстве. Этот прием является основой всех иллюзий в пантомиме.

    • Например, вытяните руку перед собой, чтобы создать неподвижную точку. Удерживайте руку в одном положении, но перемещайте остальные части тела.
  4. Добавляйте линии к неподвижным точкам. Необходимо просто добавить еще одну неподвижную точку, чтобы получить линию. Например, вытяните и удерживайте перед собой вторую руку. Можно выполнять движения телом или двигать руками, но тогда тело должно оставаться неподвижным. В качестве примера применения можно назвать «воображаемую стену».

    • Относительное расстояние между двумя точками становится «строительным блоком».
  5. Создавайте подвижные линии. Найдите стену и прислонитесь к ней двумя ладонями примерно на высоте плеч. Начните оказывать незначительное давление на стену. Почувствуйте, в каких местах напрягаются мышцы. Помимо рук, вы ощутите напряжение в плечах и бедрах.

    • Если ничего не ощущаете, то попробуйте постепенно увеличивать силу нажатия.
    • Испробуйте разные позиции и анализируйте, как меняются точки напряжения ваших мышц.
    • Эту идею можно использовать не только в «перетягивании каната», но и в любой другой иллюзии с применением силы.
  6. Манипулируйте пространством и материей. Это красивое название для «демонстрации вещей из воздуха». В данном приеме используются различные элементы неподвижных точек, простых или динамических линий. В качестве примера можно привести работу с мячом в баскетболе. Сначала округлите ладонь и слегка согните пальцы. Эта форма определяет пространство, в котором может существовать иллюзия, а также позволяет оживить «материю» в форме баскетбольного мяча.

    • Манипуляции с пространством и материей позволяют создавать различные предметы и объекты от персонажей до целых событий.
  7. Прислонитесь к невидимому предмету. Сделайте вид, будто вы прислонились к столбу, стене или тумбе. Задача может казаться простой, но вам потребуется недюжинная сила и координация, чтобы правдоподобно «прислониться» к пустоте. Прием состоит из двух частей:

    • Верхняя часть тела: немного отведите руку от тела и согните в локте таким образом, чтобы ваше предплечье располагалось параллельно полу, а кисть находилась возле туловища. Приподнимите плечо и передвиньте грудную клетку к локтю (но не двигайте сам локоть).
    • Нижняя часть тела: в это же время слегка согните ногу в колене и переместите вес на согнутую ногу. В результате локоть должен остаться на месте, но все будет выглядеть так, будто теперь вы переместили свой вес на воображаемую поверхность под локтем. Для максимального эффекта противоположная нога должна оставаться прямой.
    • В качестве дополнения можно сделать вид, будто вы оступились, соскользнули и промахнулись мимо невидимого предмета.
  8. Сражайтесь с ветром. Притворитесь, будто на улице такой сильный ветер, что вам трудно стоять. Двигайтесь вперед и назад из-за порывов воображаемого ветра. Для дополнительного удивления можно показывать зонтик, который постоянно выворачивается.

    Изобразите трапезу. Делайте вид, будто вы наслаждаетесь хот-догом с большим количеством соуса, а все содержимое падает на одежду. Используйте воображаемую салфетку, чтобы убрать пятна. Для комического эффекта можно случайно выдавить кетчуп прямо себе в глаз. Еще можно очистить банан и поскользнуться на кожуре.

  9. Придумайте сюжет. Используйте простую последовательность действий или целый сюжет. Если придумать историю, у вас наверняка получится увлечь зрителей и произвести впечатление своим искусством пантомимы. Заранее обдумайте «сюжет» своей постановки. Если все сделать хорошо, то ваши движения могут быть очень красивыми и трогательными.

    • Пример: на улице ветрено (борьба с ветром, зонтик) и вы встретили друга, чей кот застрял на дереве. Друг просит вас подняться по лестнице и спасти кота (лестница). Вы возвращаете кота хозяину (кот вырывается), а ваш друг угощает вас хот-догом (трапеза).

Мимы с греческого языка значит подражание кому либо. Они использовались у античных римлян и греков, как сценическое представление массового характера для зрителей низкого происхождения. А также выступления акробатов, фокусников, пение, танцы и реально-бытовой сатирический фарс. В таком виде театра актеров называли мимами.

Рассмотрим немного истории.

Впервые мимы зародились среди широких народных масс в разных местах Греции. Такой фольклорный жанр получил литературную обработку в Италии и Сицилии у греческих колонистов. Он представлял собой веселые сценки с диалогом, который брали из быта ремесленников и поселян. Литературная обработка говорит о массовом интересе к жанру и различных образованных верхов. Такие зрелища можно было увидеть при дворах у сицилийских высокопоставленных лиц.

В IV-III веках до нашей эры в Греции это вид жанра широко развернулся. В эти времена мины не выступают на сцене, а создаются лишь для занимательного чтения. Ими интересуются не только ремесленники, но высшие социальные слоя.

В древнем Риме мимы получили большое распространение. Процветали в Италии и Риме мимы только как низовой массовый театр. Прочно овладели сценой они к концу II и в I в. до нашей эры. Тогда победа демократии заострила их как орудие классовой борьбы. Театр был местом социально-политической сатиры. Мимы отражали быт мелких ремесленников, таких как веревочников, красильщиков и др. При этом они были часто направлены против разных господствующих классов (крупных землевладельцев и др). Иногда это выражалось в резкой сатире на религию.

Традиционным персонажем для мима был выбран дурак, которого осыпали разной бранью. В тексте можно было встретит импровизированный элемент на злобу дня.

В эпоху Цезаря у мима появляются новые особенности. Государство стремится отвлечь демократические слои от борьбы с господствующими классами. Мимы при этом расширяются в сложное представление, которое дается в больших театрах. На сцене выступали танцоры, певцы и дрессированные животные. Актеры играли без масок, а актрисы могли быть совершенно обнаженными. Все это делалось для привлечения неприхотливого зрителя.

В наше время мимы выступают не только в театре и цирке. Они смогут украсить любой праздник (свадьбу, корпоратив, день рождени и т. д) и сделать его незабываемым. Если вы хотите окунутся в атмосферу Парижа, то можно заказать группу непохожих друг на друга мимов на сайте компании «GEFEST show». У каждого артиста свой амплуа и характер, который не даст заскучать никому. Профессиональные мимы станут неповторимой изюминкой для вашего праздника.

Этот клип ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА, Ника Вуйчича, позволит Вам взглянуть на МИР по-другому!