Семья и Дети

Кто такие скинхеды, и как они связаны с расистами. Субкультура

(Angel) / СКИНХЕДЫ

Тема "скинхедов" в последнее время стала модной, модной для властей и связанных с ними политиков и СМИ, поскольку позволяет использовать их действия в качестве пропагандистского фона, например, при принятии "антиэкстремистских законов" либо для оправдания грубого полицейского произвола по отношению к левым противникам капиталистической глобализации. Поэтому в этой теме надо разобраться. Мы полагаем, что публикуемый ниже материал, полученный нами по рассылке СКМ РФ, дает некоторое представление о скинхедах в России. Естественно, наше отношение к этому феномену определяется нашей позицией — позицией марксистов, интернационалистов и врагов капиталистического строя, включая и фашизм — открытую диктатуру наиболее реакционных кругов буржуазии.

Аркадий Минтаев

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ.

Скинхеды или скины — это участники относительно нового неформального стилистического контркультурного молодёжного движения, возникшего в Европе и Америке примерно в 60-80 годах. Слово "скинхед" происходит от слияния двух английских слов: skin — "кожа" и head — "голова"; слово skinhead буквально переводится как "кожаная голова". В России представители движения skinhead предпочитают называть себя "бритоголовыми", так как, по их мнению, это название звучит более патриотично. Все участники движения бреют свои головы до блеска и носят специальную атрибутику военного стиля (белый и зелёный камуфляж). У них существуют свои обычаи и традиции, своя музыкальная культура. По сравнению с другими молодёжными неформальными группами российские бритоголовые обладают достаточно сложной и развитой идеологией. Наши политики это не всегда учитывают. А ведь здесь кроется немало опасностей.

ЗАРОЖДЕНИЕ СКИН-ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ. Начало 90-х годов

Первые бритоголовые появились в России уже в начале 90-х годов. Сначала их увидели в Москве, с той поры ставшей считаться идеологическим и духовным центром скин-движения. В это время в Москве насчитывалось не более нескольких десятков поклонников скин-культуры и идеологии.

Основным местом для встреч и общения для тогдашних бритоголовых в это время становится Старый Арбат и улицы рядом с метро "Китай-город". Изначально, когда движение бритоголовых в России находилось в состоянии зарождения, людей, осознающих себя скинхедами, насчитывалось крайне мало. Их эстетические и культурные вкусы вполне удовлетворялись записями иностранных, нероссийских скин-групп, попадавшими к ним через друзей и знакомых, и иностранными самопереводными статьями заграничных газет и журналов, попадавшими к ним из того же источника. Вполне объяснимое желание послушать или почитать что-либо свое (идеологически близкое) удовлетворялось прослушиванием песен и изучением текстов некоторых отечественных групп экстремального "панк-рока" или "хэви-металла". Уже в начале 90-х годов в текстах песен многих из них появлялись экстремистские и национал-шовинистские черты и оттенки, однако до настоящих расистско-нацистских песен им было ещё очень и очень далеко.

Середина 90-х годов.

В 1993 — 1994 годах численность московских бритоголовых достигла 150 — 200 человек. Их деятельность уже активно влияла на криминальные сводки столицы. Примерно тогда же первые "команды" скинхедов начинают возникать в нескольких крупнейших городах России, и прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде.

Начиная с середины 90-х годов общее число бритоголовых переваливает за 1000 человек, их субкультура и идеология становятся заметным явлением в мире современного российского политэкстремизма правого толка.

Известные неофашистские и ультранацистские политические партии и движения начинают искать контакты с наиболее авторитетными и одиозными лидерами российских скинхедов. К середине 90-х годов в узком и тесном мирке скин-культуры наметился определённый рост и оживление. В Москве стал выходить журнал "Под ноль" — первый в России печатный орган собственно скинхед-движения (хотя в одно время — в 1995 — 1996 годах в качестве журнала скинхедов выступал музыкальный "металлический" журнал "Железный марш"). Примерно в то же время возникают и первые скин-банды — музыкальные группы, играющие стиль "ОЙ" (музыкальный стиль скинхедов, типологически близкий к "постпанку").

Конец 90-х годов.

С 1994 по 1998 год среди бритоголовых произошёл гигантский скачок в численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько десятков раз. В Москве и Санкт-Петербурге появляются довольно крупные группировки. В одной только Москве в 1998 году насчитывалось около 20 объединений. Костоломная активность бритоголовых приобретает катастрофические размеры, каждый день их жертвами становятся несколько десятков "инородцев".

К 1998 году в скин-культуре произошли огромные перемены, выразившиеся в популяризации у молодёжи скин-движения как такового. Как следствие этого, число скинхедов значительно выросло и начало становиться заметным явлением мира контркультуры. Всё возрастающее количество скинхедов и выросший вместе с этим спрос на скин-атрибутику породили на свет (точнее, на просторы России) целую скин-индустрию, созданную исключительно для бритоголовых.

Вместо одного-единственного скин-журнала "Под ноль", нерегулярно выходившего довольно долгий период времени, только в Москве появляется несколько новых скин- изданий — журналы "Стоп", "Удар", "Уличный боец", "Отвёртка". А число музыкальных скин-групп стало исчисляться несколькими десятками. В одной только Москве постоянно существуют и действуют около десятка собственных музыкальных скин-коллективов, многие из которых известны по всей России. Из их числа можно назвать "Штурм", "Русское гетто"(ныне "Коловрат"), "Радегаст", "Вандал", "Ультиматум". В Санкт- Петербурге тоже есть несколько крепких скин-коллективов, в том числе и группа "Тотенкопф" (буквально: "мёртвая голова" — череп), старейшая скин-группа в России. В Ярославле уже несколько лет играет песни скин-группа T.N.F., неоднократно гастролировавшая по всей России. В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России скин- концерты проходят почти каждый месяц, пару раз в год проходят настоящие музыкальные фестивали музыки стиля "ОЙ". Лидирует здесь, безусловно, Москва, где наиболее организованные скины приглашают иностранные музыкальные коллективы, играющие в стиле "белого рока".

Потребности скинхедов в "спецодежде" удовлетворяются множеством различных фирм, как наших, так и зарубежных. Причём на смену штучным, заказным, кустарно выполненным костюмам и символам пришли целые цеха, производящие оптовые партии товара. Продажа скин-атрибутики происходит по-разному. Мощные сапоги-ботинки "Мартене" ("доктор Мартене"), "Гриндерс", "Комбат", "Т-34", "Бульдог" и другие продаются вполне открыто в Москве на Новом Арбате, в центральных магазинах крупных городов, на многочисленных рынках. Эта обувь удобна, популярна и пользуются спросом у различных групп молодёжи. А вот чтобы купить скинхедскую куртку "бомбер" или штаны камуфляжной раскраски, надо ехать в специальное место, которых даже в Москве раз-два и обчёлся.

БРИТОГОЛОВАЯ СРЕДА.

Малолетки.

Первая, самая многочисленная группа — "малолетки", это подростки 12 — 14 лет, которые ещё толком не знают, что это такое — быть настоящим бритоголовым, но уже нахватались нацистских или расистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения, присущие бритоголовым. Чаще всего это происходит при прямом подражании более старшим и более опытным товарищам. Эта категория активно использует внешнюю символику и атрибутику скин-движения — кельтский крест, нацистскую символику. Хотя надо заметить, что одного-единого, устоявшегося образца униформы на сегодняшний момент не существует.

Молодняк.

Вторая категория — "молодняк", подростки более старшего возраста, 14 — 16 лет, активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах и сборищах, собирающиеся в большие регулярные группы. Эта категория бритоголовых обладает более чётко оформленной политической ориентацией и умением более или менее связно изложить главные принципы скин-движения.

Старшаки.

Третья категория — "старшаки", помимо участия в митингах, сходках и сборищах обладают твёрдой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты политической программы своего движения, но и ведут агитационную работу.

Старые скинхеды.

Среди огромной толпы скинов самых разных видов, уровней и степеней организованности существует небольшая (применительно ко всему скин-движению в целом) сплочённая группка, называемая "старые скинхеды".

Эта относительно маленькая часть скин-движения состоит из наиболее идеологизированных, стойких и активных бритоголовых. Средний возраст скинхеда этого вида старше 20 лет. "Старые скинхеды" наиболее хорошо знают обычаи, традиции и принципы бритоголовых, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы скинхедов. Каждый из них имеет определённый стаж пребывания в скин-движении, от трёх-пяти до десяти лет, в течение которых он должен жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди скин-движения. Прерывание стажа не допускается, переход на время в другое неформальное течение с последующим возвращением тоже не допускается, он должен быть скином "по жизни".

"Старые скинхеды" — это основное ядро скин-движения, они его формируют, они его сплачивают. Своими убеждениями они стараются влиять на окружающих, и в первую очередь на молодёжь и подростков, из которых со временем формируют скин-группы, где становятся главными. Одна из осуществляемых ими основных задач — стимуляция и радикализация как отдельных скин-групп, так и всего скин-движения в целом. Классические "старые скинхеды" — это в основном или "политики"-"костоломы", занимающие "активную жизненную позицию" и подкрепляющие "слово" "делом", или "боевики" с политической окраской, хотя встречаются и некоторые вариации. Статус "старого скинхеда" могут иметь и некоторые особо агрессивные музыканты, пишущие и исполняющие песни в стиле "белого рока".

На настоящий момент число "старых скинхедов" существенно возросло, что напрямую связано с популяризацией скин-движения. Усилилась и их идеологическая образованность. Адепты этого вида скинов активно участвовали в третьем съезде русских националистов, прошедшем в Санкт-Петербурге. Именно в среде "старых скинхедов" проводятся действия по легализации и созданию собственной партии.

Модники.

Отдельно и обособленно в общей массе скинхедов стоит категория "модников"-скинов — самой низшей и наиболее презираемой категории. Этот вид скинов почти полностью аполитичен и инертен — собственно, это и есть главная вина "модников". Они носят скин-атрибутику, слушают музыку бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но в массе своей они тихи и неагрессивны. Как правило, они не способны даже отразить оскорбления и насмешки со стороны "правильных" бритоголовых, тем более они не могут совершить какой-либо серьёзный поступок, "славный" и "геройский" с точки зрения основной массы бритоголовых. Ветераны скин-движения отзываются о таких "фальшивых скинхедах" с явным презрением. К сожалению, основная масса бритоголовых — это шпана, отдающая дань моде, так как движение становится всё более популярным. Они неорганизованны, не умеют думать и вообще судят о движении только по внешней атрибутике: бомбер, лысая голова, подтяжки, пиво, "доктор Мартене" (разновидность ботинок).

ТЕНДЕНЦИИ.

В России бритоголовые ведут себя не так, как положено любому обычному неформальному молодёжному объединению. Особенно хорошо это заметно в самых крупных городах России — Москве и Санкт-Петербурге. Хотя "они", как и большинство неформалов, собираются в определённых местах, ходят на музыкальные концерты и праздники, носят специальную атрибутику. Однако не всех участников скин-движения удовлетворяет безобидное существование в виде неформального контркультурного течения. Нынешняя нестабильная ситуация, сложившаяся в России, резко политизировала большинство российских бритоголовых. Из контркультурного неформального течения, проникнутого духом агрессии и эпатажа, оно постепенно превратилось в неорганизованное молодёжное политическое движение неонацистского толка. В отличие от других неформальных молодёжных течений и групп, существующих на настоящий момент, движение скинхедов — российских бритоголовых является самым жёстким, агрессивным и криминализированным среди прочих групп неформалов. Бритоголовые постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения, причём большинство противоправных действий совершается на основе расистских идей и неонацистской идеологии.

Такого же рода тенденции возникают и по всей России в целом. Всё это особенно актуально на настоящий момент, когда национальные и расовые конфликты на территории России, а также противостояние отдельных народностей достигли рекордно высокой отметки.

Почему же движение скинхедов не исчезает, почему оно медленно, но неуклонно растёт и ширится? Я думаю, основной общей причины здесь нет, но существует совокупность причин, которые, соединившись вместе, подарили России новое агрессивное расистско-нацистское молодёжное движение право-, а в настоящий момент и левоэкстремистского толка. Надо отметить прежде всего усиление миграционных процессов, войну в Чечне, рост конфликтов культур и этносов и, конечно же, ухудшение условий жизни в России.

ИДЕОЛОГИЯ СКИНХЕДОВ.

Наиболее распространённой в России является идеология "правых" скинхедов. Она проникла в Россию раньше какой-либо другой скин-идеологии и получила наибольшее признание у молодёжи. Сама по себе идеология "правых" скинхедов достаточно сложна. В самом российском скин-движении уже существует письменно закреплённая идеология именно "коричневых" бритоголовых. Она появилась в апреле 2000 года в виде самиздатовской брошюры, носящей название "Азбука славянских бритоголовых". Данная брошюра была написана в 2000 году русским неонацистом Салазаром и первоначально распространялась только по Москве и Подмосковью.

Однако значительная часть "идеологически полезной" информации бритоголовые причерпывают из письменных изданий (чаще всего журналов), распространяемых самими бритоголовыми в своей среде. Немаловажную роль в усвоении зачатков идеологии играет просмотр ряда видеофильмов, рассказывающих о жизни скинхедов.

Тем не менее основные "понятия" — идеологические догмы, правила поведения — обычно распространяются бритоголовыми устно. Их усвоение происходит постепенно, от случая к случаю, а количество усвоенной информации определяется любознательностью того или иного скина. Однако каждый молодой скинхед-новичок, желающий в дальнейшем повысить свой ранг и авторитет, должен усвоить определённый минимум, который просто обязан знать "настоящий бритоголовый".

Сама идеология скинов включает в себя как собственно идеологические догмы, так и примитивные социальные теории, а также правила поведения в той или иной ситуации. БАЗОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ среднестатистического участника скинхедского движения, исключая более образованный, "верхний" слой и почти или ничего вообще не знающий нижний (не знающий самой идеологии скинхед-движения, хотя бы даже в самом примитивном её варианте), — это безудержная агрессия ко всему тому. что выходит за границы узкого мирка группы и того, что остается за гранью понимания сознания примитивной, экстремистски настроенной, не окультуренной молодёжи.

В их идеологии присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, как путём лозунгов, призывов, надписей, рисунков, символики, так и путём прямых действий, стычек, столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все эти действия направлены (без особой конкретизации) в отношении негроидных и азиатских рас. Но в принципе от рук бритоголовых может пострадать любой "не русский" человек, "не славянской" внешности, с более или менее тёмным цветом кожи. Объекты воздействия определяются на глазок, преимущественно по визуальному признаку: цвет кожи, черты лица, разрез глаз, волосы. У определённой части скинхедов господствуют антисемитские и антикавказские настроения, присутствует желание применения крайних форм геноцида, особенно сильно выраженные в отношении лиц "кавказской национальности" (в частности, мусульманских диаспор, а также персонально по отношению к вайнахской диаспоре, особенно часто упоминаются жители Чечни). Иногда могут произноситься угрозы в адрес жителей Средней Азии. Имеет место агрессивная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), главным образом по расовому признаку, особенно к иностранцам-иммигрантам (беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья).

Агрессивная ксенофобия выражается в оскорблениях и насильственных действиях. Всё это мотивируется тем, что "засилье иммигрантов приведёт к тому, что они построят у нас своё государство, где мы будем лишними. Ну а что мы видим сегодня? Нас вытесняют из нашей страны, идёт оккупация наших земель "чёрными" и "косыми". Власти смотрят на это сквозь пальцы, так как у иммигрантов море денег, на которые они могут купить кого угодно".

Главное в их идеологии — это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае — русской) нации как нации, принадлежащей к "белокожим", стоящей выше всех других рас (в основном по сравнению с негроидными и азиатскими расами). То, чем белая раса возвышает себя над другими, практически каждый бритоголовый толкует по-своему и не особенно конкретизирует. Одновременно национализм бритоголовых проявляется в смысле гордости и ощущения превосходства именно своего народа, своей нации. Гордость затрагивает также и обычаи, и традиции своей страны и своей национальности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ БРИТОГОЛОВЫХ.

Идеологии бритоголовых присущ определённый набор социальных теорий, которые известны каждому более-менее грамотному бритоголовому. Данные социальные теории могут сильно различаться в зависимости от направленности идеологии и интеллектуального уровня того или иного бритоголового. В идеале социальное устройство государства мыслится бритоголовыми по принципу южноафриканского апартеида 50 — 80-х годов с некоторыми элементами общественного устройства Германии времён Третьего рейха. Это должно быть унитарное государство, в котором существует значительное социальное и имущественное неравенство по цвету кожи и самая явная расовая дискриминация. В российском варианте в этом государстве должен существовать и приоритет русской (славянской) нации над остальными.

Некоторые социальные теории бритоголовых воплощены в их лозунгах: "Россия для русских, Москва для москвичей", "Всё лучшее для белых", "Работа не для эмигрантов".

Скины выступают против неконтролируемой волны "не русских" нелегальных эмигрантов, как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих субъектов самой Российской Федерации. По мнению скинов, нелегальные эмигранты и мигрирующее "не русское" население самой России захватывают рабочие места, предназначенные для русских. Также они являются противниками смешанных, интернациональных браков между людьми, принадлежащими к разным расам. У российских бритоголовых этот принцип в первую очередь распространяется на русское (славянское) население. Основополагающим критерием выступает национальность и цвет кожи. По мнению скинов, в межрасовых, интернациональных браках рождаются "гибриды" — расово неполноценные дети. Среди большинства скинов существует мнение, что меры социальной защиты, такие как бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, социальное страхование и пенсионное обеспечение, должны в первую очередь быть предоставлены русскому (славянскому) населению.

В массе своей скины являются сторонниками самых радикальных решений. В государстве, построенном по их принципу, должны беспощадно преследоваться и уничтожаться те, кто, по их мнению, является "человеческим мусором" — хронические наркоманы, гомосексуалисты, педофилы и прочие, отличающиеся от нормальных людей личности.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ БРИТОГОЛОВЫХ.

У российских бритоголовых существует определённый набор "понятий" — правил поведения, которым они должны неукоснительно следовать, естественно, при наличии возможности это делать. Они достаточно чётко регламентируют, что можно, а что нельзя делать "настоящему бритоголовому", как ему поступать в той или иной ситуации. Эти правила поведения обычно не закрепляются письменно, хотя существуют и исключения. Как правило, они наиболее известны "старым скинхедам" и иным адептам скин-движения. Более грамотные скины в течение некоторого времени доводят их до сведения каждого скина-новичка.

В первую очередь, эти правила поведения включают в себя ряд запретов, исполнение которых строго обязательно.

Настоящий бритоголовый должен не дружить с "инородцами", стараться не общаться с ними ни при каких обстоятельствах. Игнорировать любые попытки контактов со стороны индивида "не русской" национальности. При любом удобном случае высказывать ему свою ненависть и презрение. Настоящий бритоголовый должен по мере своих возможностей не допускать дружбы и общения между своими приятелями и "не русским" населением. Обращаться за помощью к "инородцу" разрешается только в случае самой крайней необходимости. Запрещается предлагать ему свою помощь, утешать и сочувствовать. При любом удобном случае настоящий скинхед должен проявлять агрессию по отношению к "инородцу". Это может быть и избиение, и издевательства, и простое оскорбление. Допускается и нанесение так называемого "мелкого вреда" — поджога дверей, разбивания стёкол, рисования лозунгов.

Отдельно надо заметить, что при виде совместно идущих "не русского" (особенно негра, азиата или кавказца) и белой русской девушки бритоголовый обязан напасть на него при малейшей возможности и жестоко избить. Девушку трогать не полагается. Неосуществление агрессивных действий свидетельствует о "лени", "трусости" и может послужить поводом утраты авторитета.

Альтернативой агрессивным действиям может служить только активная деятельность по развитию своей организации и всего скинхед-движения в целом. Это может быть написание листовок, сочинение текстов песен, издание и распространение неонацистской литературы, налаживание контактов с другими скин-организациями.

Если бритоголовый видит драку, в которой участвуют скины, он должен присоединиться к ним, встав на их сторону, не выясняя причин драки. При любой удобной возможности бритоголовый должен помогать "своим", в первую очередь бритоголовым, членам своей группы, а также дружественно настроенным неонацистам и национал-патриотам. В крайнем случае возможная помощь оказывается просто "белым русским людям". Эта помощь касается и защиты, и поддержки, и материальной поддержки. Естественно, это происходит только в том случае, если "белый русский человек" не является сектантом, демократом, пацифистом или антифашистом, а главное, разделяет или хотя бы сочувствует убеждениям бритоголовых.

Не последнюю роль в правилах поведения занимают вопросы мести. В случае причинения существенного вреда какому-нибудь из бритоголовых его "команда" — группа его товарищей обязана явиться и отомстить обидчикам. Если противник оказывается очень серьёзным и многочисленным, то для проведения мести временно объединяются несколько команд бритоголовых.

Наиболее ортодоксальные и "упёртые" бритоголовые стараются по возможности даже не пользоваться продуктами и изделиями азиатского и африканского производства. В основном это касается продуктов и изделий с ярко выраженными национальными чертами страны производителя, например, риса и соуса "Анкл Бенц", азиатских пуховых курток, электроники японского производства. Одновременно покупка не русских, но европейских изделий не осуждается.

ОТНОШЕНИЕ К НАРКОТИКАМ.

Особо можно сказать о резко отрицательном отношении бритоголовых к наркотикам. Не секрет, что в маргинальной среде бедных рабочих семей (откуда в основном и происходят скинхеды) "дети тёмных улиц и грязных подворотен" постоянно испытывают нападки и давление со стороны общества, закона, государства и т.д. Поэтому в такой социальной среде очень велик процент тех, кто не видит способа, не видит выхода вырваться из-под этого невыносимого давления, хочет как-то, хоть на время, изменить свою жизнь, уйти от суровой реальности хотя бы и с помощью наркотиков. Так что большинство скинхедов знают проблему наркомании не понаслышке, у многих жертвами наркотического зелья оказались друзья или родственники.

Поэтому отношение к наркоманам, наркоторговцам и распространителям наркотиков резко отрицательное, тем более отрицательное, что на территории России большая часть бизнеса по провозке, хранению и распространению наркотиков находится в ведении жителей Кавказа, Средней Азии, а также жителей Африки.

Неприязнь к наркотикам выражается как в лозунгах типа: "Националисты против наркотиков — борьба с ними", так и в программе-лозунге движений бритоголовых: "Наше время пришло", "Быть скинхедом — это не уход в мир наркотических иллюзий, это живое ощущение жизни".

УБЕЖДЕНИЯ.

По идеологии и убеждениям скинхеды бывают нескольких видов: "коричневые" скины — неонацисты, "красные" скины — придерживающиеся крайне левых взглядов, существуют и скинхеды-антифашисты.

Вышеизложенная скин-идеология в основном написана про "коричневых" скинов-неонацистов, которые являются как самой многочисленной и идейной, так и самой экстремистски настроенной частью скин-движения. В разных странах их численность варьируется от 90 — 95 процентов до почти 100 процентов среди общей массы бритоголовых.

Первыми скинами в России были "коричневые" ультраправые скины-нацисты. Их идеология проникла в Россию раньше, чем любая другая скин-идеология, и попала на достаточно благодатную почву. Но с течением времени в России появились "скинхэды", которые придерживаются коммунистической или антифашистской идеологии.

Красные бритоголовые (Red Skins).

Обычно "красных бритоголовых" называют Red Skins, само движение редскинов родилось в начале 80-х годов как противовес разрастанию влияния скинхедов-неонацистов. Первой музыкальной группой Red Skins была "01" — группа из Англии, связанная с крайне левой троцкистской партией. Данная музыкальная группа призывала к антифашистскому сопротивлению нацистам, которые, как они считали, предали многорасовую культуру "первых" скинхедов — пролетариев. В середине 80-х годов движение редскинов начинает набирать силу, группы "красных бритоголовых" возникают во многих европейских странах. Особенно движение распространилось в Италии (где ещё живы воспоминания о Красных Бригадах). Красные бритоголовые сотрудничают с панками и леворадикалами. Красные скины называют себя коммунистами. В действительности, несмотря на использование "серпасто-молоткастой" советской символики, мало кто из них связан с какой-либо партией. Они предпочитают известного революционера Че Гевару Ленину, а компанию друзей — партийным товарищам. Присоединяясь к автономным группировкам либо создавая свои, красные скины жестоко преследуют скинов-нацистов. Для этой цели они часто объединяются со своими вчерашними врагами-панками, особенно если те — анархисты.

Подобно скинам-нацистам, редскины призывают к насилию как способу действия, но отрицают, по их собственным словам, "философию насилия". Они заявляют о своих антирасистских и, естественно, антикапиталистических взглядах, но их объединяет прежде всего антифашизм. Внешний вид красных бритоголовых такой же, как и у скинхедов во всём мире. Однако Red Skins отличаются от скинов-неонацистов своей символикой и красными шнурками на ботинках. Очень часто в рядах красных бритоголовых присутствуют люди с небелым цветом кожи.

Бритоголовые антифашисты (SHARP).

Движение "S.H.A.R.P."s" (Skinheads Against Racial Prejudices) — "Скинхэды против расовых предрассудков" возникло в Америке в конце 80-х годов. В 1988 году в группах американских скинов, по большей части аполитичных, произошло резкое идеологическое расслоение на скинхедов-неонацистов и всех остальных, как следствие этого произошёл резкий раскол.

Некоторые скины примкнули к Ку-Клукс-Клану и различным нацистским группировкам. Часть скинов, наоборот, решила противодействовать росту фашизма, расизма и неонацизма на Американском континенте. В 1989 году в Нью-Йорке ими была создана первая организация SHARP. В 90-е годы это движение помимо Америки набирает популярность и в Европе. Организация SHARP единым фронтом выступает вместе с красными скинами против скинхедов — нацистов, отрицая их принадлежность к скин-культуре.

Участники движений Red Skins и SHARP называют скинхедов-нацистов не "скинхедами" (skinhead"s) — "кожаными головами", а "бон-хедами" (bonehead"s) — "голова — бильярдный шар". Впрочем, последних это не обижает, наоборот, большая часть "правых скинов" сама предпочитает проводить чёткую грань между просто бритоголовыми и бритоголовыми неонацистами, называя себя именно "бонхедами".

Однако движение SHARP отказывается от левых взглядов красных скинов и в качестве политического "символа веры" принимает антифашизм и антирасизм. В "Декларации принципов SHARP" записано, что "организация борется за искоренение фашизма и расизма из скин-движения и всего общества".

Красные скинхеды-анархисты (RASH).

В середине 90-х годов в Канаде была сформирована ещё одна скин-организация бритоголовых антифашистского толка — "Красные скинхеды и анархисты" (Red and Anarchist Skinheads RASH). Канадские скины-анархисты не хотели, чтобы их политические идеи связывались с красными скинами, то есть смешивались, таким образом, с коммунистической идеологией, будь то даже "антифашистский" коммунизм. Тем не менее они всегда выступали на стороне красных скинов, если тем нужна была помощь в драке на концерте или в баре. В конечном счёте большая часть различий между скинами-анархистами и красными скинами на настоящий момент стала малозаметна.

У Red Skins и SHARP"s-скинхедов существует достаточно развитая идеология, причем она закреплена в письменной форме. Но тем не менее на низовом уровне "рядовых" участников об идеологии вспоминают не часто.

Сознавая сложность, скучность и неинтересность (для большинства молодёжи) собственной скин-программы и собственной скин-идеологии, "красные" бритоголовые вынуждены заимствовать кое-что из обычаев, традиций и принципов своих противников-неонацистов. По внешнему виду Red Skins и SHARP"S почти полностью восприняли стиль одежды наци-скинов и отличаются от них только нашивками с портретами Ленина, Че Гевары, Нельсона Манделлы или нашивками с названиями своих организаций и левацких групп, на которые они ориентируются.

По сути, их роднят только бритые головы, стиль одежды и общая социальная среда, из которой они происходят, среда рабочей, малообеспеченной и плохо образованной молодёжи и иных беднейших слоев общества.

Особенно ярко различия в политических пристрастиях наблюдаются при выборе объекта агрессии. Ультраправый неонацист может нападать практически на любого, его идеология даёт ему широкий выбор объектов приложения агрессивных действий. Но вот "красные" бритоголовые, скинхеды-антифашисты вынуждены действовать в очень жёстких, сдерживающих рамках, при этом основными их противниками являются только расисты, фашисты и неонацисты.

Аполитичные бритоголовые.

Одновременно с бритоголовыми, строящими свою идеологию сообразно различным направлениям в политике, существуют и отдельные группы скинов, которые являются полностью аполитичными. Данный вид скинов наиболее близко стоит к первым — английским бритоголовым начала 60-х годов. В то время большая часть скинов ещё придерживалась антирасистских взглядов и была тесно привязана к своим пролетарским корням и маргинальной среде. Так, например, часть скинов поддерживала дружеские отношения с ямайкской шпаной из бедных кварталов Rude boys ("грубые парни"). Общим для них являлась любовь к регги, SKA, спокойному року (rock steadi). Тем не менее нерасистская идеология отнюдь не уменьшала агрессивности этого вида скинов. Наоборот, скины-нерасисты работали кулаками довольно часто. Основными объектами их воздействия обычно были любые нестандартно выглядящие личности, гомосексуалисты, нищие-попрошайки. Пролетарские настроения скинов находили выход в избиении богатых пижонов, случайно, по неосторожности или из любопытства забредавших в бедные рабочие кварталы.

Сегодня полностью аполитичных скинов в России крайне мало. По своей сути современный бритоголовый не может быть аполитичен, иначе он утрачивает право называться скинхедом и превращается в "модника". Во что выльется движение скинхедов в будущем — вот вопрос.


Средства массовой информации часто используют слово «скинхеды», и в подавляющем большинстве случаев оно несёт негативный оттенок. Не будем позволять себе поверхностные суждения и разберёмся, кто это такие, и почему в сознании англичан скинхед все-таки чаще одет в Кромби или Харрингтон, нежели в привычный бомбер.

Как мы рассказывали в предыдущей статье (см. ), в шестидесятые годы молодёжь Великобритании была покорена образом мода – юного эстета, гедониста и денди.

Во второй половине десятилетия наметилось несколько путей развития данного образа. Мир музыки захватывала волна психоделии, и мода не могла остаться в стороне. Вечеринки становились настоящим калейдоскопом сюрреалистических узоров и ярких красок. Совершенно другой стиль разработали для себя молодые люди, которых стали называться «хард-модами», (англ. “hard mods”). Он был проще, практичнее и сильно контрастировал с образами богемы.

Нельзя утверждать, что это было намеренным противостоянием моде. Различия между хард-модами и представителями «золотой молодежи» и творческой интеллигенции были естественными: разница на уровне социальной среды вела к расхождению во вкусах и взглядах на жизнь. Однако к концу 60-х она стала более заметна и внутри самой субкультуры. Тех модов, которые буйствовали во время знаменитых погромов на юге Великобритании в середине 60-х, можно смело считать хард-модами. Они любили подраться, занимались кражами и разбоем, носили холодное оружие и нередко объединялись в настоящие банды. Это были молодые люди, родившиеся после войны.



Подростковый возраст данного поколения пришелся на время, когда трудности военных и послевоенных лет остались позади: можно было жить, не думая лишь о том, как прокормиться и восстановить страну. Начиналась мод-революция шестидесятых, ориентированная на тинейджеров. Всем хотелось идти в ногу со временем. Вокруг появилось много музыки, клубов и стильной одежды, и все это могло стать твоим – были бы деньги!

Набравшая обороты британская экономика предоставляла рабочие места, давая возможность честным трудом скопить на стильный костюм и мотороллер. Можно было пойти и более «легким» путем – криминал во всех своих проявлениях помогал раздобыть деньги на новую одежду, наркотики и походы в самые модные клубы города. В пятницу ночью моды вели себя как прожигатели жизни, поп-идолы и люди из высшего света, но наступал день, и многим из них снова надо было выходить на работу или искать незаконный заработок.

«Меня называли хард-модом… СМИ ухватились за историю с погромами [знаменитое столкновение модов с рокерами на юге Англии в 1964-м году] и описали модов как безумную толпу наркоманов, склонных к насилию и беспорядкам. Конечно, в ерунде, которую строчили газеты, было зерно правды. Среди модов были те, кто поехал в Брайтон, Маргит и другие города только ради того, чтобы устроить там полный беспредел. Должен признаться, я был в их числе.

Репутация была всем. Я начал носить с собой оружие (топор) и был готов воспользоваться им, если понадобится… Внешний вид был очень важен – все вокруг были буквально обязаны носить шерстяной костюм"

Джон Лео Уотерс

Британские хард моды конца 60-х, Лондон

Дело в том, что, несмотря на стремление к элитарности, истоки мод-движения во многом лежали в рабочей среде. Бедные и неблагополучные районы южного Лондона были домом для многих модов и обыкновенных подростков, которые со свойственной их возрасту живостью впитывали городскую культуру.

Брикстон – один из таких районов – включал в себя обширную ямайскую диаспору. Упадок экономики, волна преступности, ураган, опустошивший в 1944-м году восток Ямайки, а также обещание рабочих мест со стороны правительства Великобритании влекли в Лондон иммигрантов с Карибских островов. Резкий приток иностранцев из далекой страны сыграл важнейшую роль в трансформации хард-модов в скинхедов. В 1962-м году бывшая британская колония получила независимость, но столь масштабное политическое событие не могло не иметь и негативных последствий для населения. Многие ямайцы продолжили эмигрировать в бывшую метрополию.

На новом месте молодёжь Ямайки познакомила лондонских сверстников со своей культурой. На острове была своя субкультура: руд бои (англ. rude boys) – буквально «грубые парни», но в ямайском английском скорее «жесткие», «суровые». Руд бои были выходцами из рабочего класса и нередко проявляли насилие по отношению друг к другу и окружающим. Жизнь их была нелегкой, ведь зачастую они росли в самых неблагополучных районах Кингстона, столицы не самой спокойной страны. Как и многие молодые люди, тем более дерзкие и зачастую замешанные в криминале, руд бои стремились одеваться с иголочки: костюмы, узкие галстуки, шляпы «трилби» и «порк пай». Возможно, этот стиль был навеян джазовыми музыкантами США. Руд бои предпочитали самую свежую и современную местную музыку: ска, а затем и рокстеди.

Ска представляет собой музыкальный жанр, возникший на Ямайке на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов. Объединение американского ритм-энд-блюза с карибскими стилями менто и калипсо привело к появлению совершенно нового и весьма характерного звучания.

Во второй половине шестидесятых музыка ска эволюционировала в рокстеди. По сравнению с предшественником, данный стиль отличает замедленный темп, синкопированный бас и использование небольших коллективов с электрической бас-гитарой (ранние ска-группы представляли собой большие ансамбли и в основном использовали контрабас). Важнейшими ска-группами и исполнителями были и остаются Toots and The Maytals, The Skatalites, Bob Marley and the Wailers (лидер последних стал одним из самых узнаваемых музыкантов в истории), The Upsetters (группа знаменитого продюсера Ли «Скретча» Перри), Деррик Морган, Макс Ромео, Принц Бастер, Дезмонд Деккер и многие другие.

Итак, на волне эмиграции молодежная культура Ямайки попала на берега Туманного Альбиона. Неудивительно, что в силу близкого возраста, любви к музыке и желанию выглядеть интересно, английские ребята стали перенимать стиль руд боев. Моды традиционно любили американский соул и ритм-энд-блюз, но также весьма интересовались музыкой Ямайки. Огромная заслуга в этом принадлежит английскому лейблу «Melodisc Records», основанному в 1949-м году и выпускавшему афро-карибскую музыку. Компания начала записывать в Лондоне ямайских музыкантов и, развивая успех этих записей, основала подразделение «Blue Beat Records». Оно специализировалось на любимой руд боями, модами, а затем и скинхедами музыке ска и рокстеди.


Одним из ярчайших музыкантов, с которым сотрудничал лейбл был Принц Бастер – человек, внесший огромный вклад в становление ска и популяризацию жанра в Великобритании.

Молодежь южного Лондона с большим интересом посещала рассчитанные на ямайцев клубы, которые назывались «ска-бары», училась танцевать ска и перенимала элементы стиля. Пластинки с афроамериканской и карибской музыкой разлетались в магазинах как горячие пирожки.

Таким образом, когда в конце шестидесятых часть модов стала тяготеть к психоделической музыке, у модов южного Лондона уже была особая связь с музыкой Ямайки, и хард-моды не последовали за богемой. Коренные жители Лондона и иммигранты, хард-моды и руд бои слились в субкультуру, которую стали называть скинхедами (англ. – “skinheads”). Название субкультуры составлено из двух слов: «skin» – «кожа» и «head» - «голова». Существует версия, что это слово было взято из лексикона американских пехотинцев.

«… Мода и музыка менялись. В клубах начали играть странную музыку вроде The Byrds и Джими Хендрикса, и модам не оставалось ничего другого, как ходить в ямайские клубы – только там не переставали играть черную музыку. Итак, моды ходили в ска-клубы и перенимали стиль рудбоев, но поскольку они не были черными, они не могли так себя называть, поэтому они позаимствовали слово «скинхеды», которым называли новобранцев морской пехоты США, которым брили голову, когда они шли в армию. В морской пехоте новобранца называли «скинхедом» только офицеры, вроде: «Эй, ты, бритоголовый, иди сюда!». Так что изначально стиль скинхедов был белым вариантом стиля рудбоев.»

Дик Кумс

Эти люди все дальше уходили от рафинированности модов, и через несколько десятилетий связь двух субкультур едва прослеживалась. Но остановимся поподробнее на скинхедах первого поколения, так называемых традиционных скинхедах (Traditional Skinheads).

Как они выглядели? К привычным для модов (англ. “Sta-Prest”), которые отлично держали форму, добавилось ещё несколько не менее практичных элементов: джинсы, подтяжки и тяжелые рабочие ботинки. Стрижки стали короче и проще. Некоторые, по моде руд боев или из практичности рабочих, брились практически наголо. Скинхеды носили любимые модами и хард модами мохеровые , однако со слегка удлиненным фасоном, и клетчатые рубашки «button-down», воротник которых фиксируется пуговицами.

Огромной популярностью пользовались классические и знаменитый бомбер MA-1, ставший впоследствии иконой образа субкультуры и фактически её синонимом. Не исчезли из гардероба хард модов-скинхедов и куртки . Среди верхней одежды также пользовалась успехом ветровка - хлопковый полуспортивный бомбер с окаймляющими полосками на воротнике, рукавах и резинке снизу, а также рабочая куртка британских докеров .

Любопытной деталью была манера подворачивать брюки. Вначале слегка, чтобы были видны ботинки, затем сильнее, чтобы показать цветные носки, взятые из стиля руд боев. По воспоминаниям тех лет, как-то раз организаторы концерта дали знаменитому певцу регги Дезмонду Деккеру костюм, а он попросил укоротить брюки на пятнадцать сантиметров. В подражание своему кумиру подростки стали подворачивать свои брюки. Не говоря о том, что в определенной мере мистер Деккер поспособствовал и моде на короткие стрижки среди восторгавшихся им будущих скинхедов.


Скидка 5% за подписку

Получите промокод со скидкой 5% на ваш первый заказ за подписку на наши новости о распродажах и коллекциях

Для начала нужно запомнить самое главное - скинхед и фашист - это вовсе не одно и то же. Так многие думают, но это не так. Быть скинхедом - это значит испытывать гордость и увлечение. Быть самим собой. Эта статья о культуре и истории скинхед-движения.

Cкинхеды возникли в конце 50-х - в 60-е (точной даты нет) как сплав культур между белым пролетариатом Англии и иммигрантами с Ямайки и Вест Индии, которые называли себя «руд бойс». Соотношение в численности между белыми и цветными осталось невыясненным для определённых периодов, но субкультура была без сомнения примером культурного плюрализма. Руд-бойс были поклонниками ска-музыки - предшественнице реггей (если вы слышали о Бобе Марли, то он как раз и играл реггей), сплаве американского ритм-н-блюза и карибских ритмов. С Английской стороны первыми, в ком горячая ямайская музыка нашла отклик, были моды, которые так же зависали на ритм-н-блюзе и соул музыке. На базе этих двух движений и возникли скинхеды.

Со слиянием культур, стала развиваться скинхед музыка, как смесь ритм-н-блюза, соула и ямайской музыки. Таким образом к середине 60-х ямайская музыка стала наиболее важной для скинхед сцены, как музыка вошедшая в широкое обращение. В конце 60-х эта музыка прошла через многие изменения, развившись из ска в рокстеди, а после в реггей. Скинхеды, которые слушали реггей были наиболее многочисленны с 1968 по 1972. Это заметила музыкальная индустрия и полки музыкальных магазинов стали заполняться скинхед музыкой: Skinhead Train «Laurel Aitken»-а, Crazy Baldhead «the Wailers», Skinhead Moondust «the Hotrod Allstars» и многое другое. Наиболее известным коллективом и по сей день являются чернокожие «Symarip», выпустившие альбом «Skinhead Moonstomp» на «Trojan records».

Мода была довольно важной частью скинхед-культуры. Мода выросла из наследия хард модов - субкультуры лондонского пролетариата из Ист-Энда середины 60-х. Жёсткий, чистый стиль модов был частично реакцией на бесполый стиль хиппи и на неряшливость одежд длинноволосых поклонников американского рок-н ролла.

Их волосы обычно имели длину где-то в пол дюйма (1,5 см), полностью бритых тогда не было. Такая причёска имела и свои практические выгоды; она не требовала ни шампуня, ни расчёски, за неё нельзя было ухватиться во время драки.

Они носили поло, чёрные брюки с подтяжками или светло-синие джинсы, чёрные фетровые «donkey» куртки, которые не рвались ни на фабрике, ни в драке. Тогда как тяжелые рабочие ботинки со стальными носками и джинсы большинство из них носило на работу, то на ночные вечеринки они переодевались в сшитые на заказ костюмы с шёлковыми носовыми платками, галстуки и туфли. В дэнс холлах они смешивались с руд-боями из Вест-Индии.

Такой их изысканный стиль не значил, что они были вежливы. Скинхеды часто участвовали в таких анти-общественных действиях, как избиение хиппи и потасовках на футбольных трибунах. Их вражда с хиппи была основана на том, что те с их длинными грязными волосами, колокольчиками и в сандалиях претендовали на то, чтобы быть изгоями из белого среднего класса, тогда как скинхеды гордились своим рабочим классом, своим смешанным культурным происхождением и более строгим стилем.

Первые скинхеды были почти что анти-хиппи движением. Они не любили длинных волос. Короткие причёски показывали, что они гордятся своим внешним видом. Хиппи не делали этого.

В 1972 году появилось два новых музыкальных влияния на скинхед движение - даб-реггей и рок. Даб-реггей было мало интересно большинству скинхедов и их долгая привязанность к ямайской музыке начала слабеть. С приходом даба, сильно пропитанного растафарианством, исполнители, которые не хотели переходить к этому новому стандарту реггей сцены были почти забыты.

Такие известнейшие ска исполнители, как «Laurel Aitken», «Prince Buster» и «the Skatalites» были всеми покинуты аж до наступления «Ту-Тон» (2-Tone) эры. Были нападки даже на Lee Perry, отца всей современной ямайской музыки, за его активную анти-раста кампанию. Скинхеды продолжали танцевать под простые ритмы ска и рокстеди. Реггей, почти не слушали из-за его тогдашних окаменелых, замедленных, потусторонних битов. Хотя, если бы марихуана повлияла бы на скинхедов так сильно, как на растаманов, то ситуация возможно была бы иной.

Место реггей вскоре заняла новая форма рок-н-ролла, когда группа белых скинхедов из «Wolverhampton», называемая «Slade» стала очень популярной в 1973 году, они играли музыку, называемую тогда паб-рок, предшественницу Ой! Выпустив два скинхед сингла «Slade» продались майджор компании и ушли в глэм рок. После пришло время панка. Такие популярные группы, как «Sex Pistols», «The Clash» и «The Damned» привлекали к себе громадные аудитории, в которых было много подростков из среднего класса.

Скинхеды решили разграничить себя с этой аудиторией, продолжая слушать Ой!-группы, такие как «Sham 69», «Cock Sparrer» и «4 Skins». Не привыкшему уху довольно трудно отличить Ой! от панка, та музыка происходит от традиционного пения в пабах, но намного, намного быстрее. Слова первых Ой!, как и панк, песен были направлены против тупого самодовольства обрюзгшего рока, полностью продавшегося корпорациям.

К 1977 году у скинхед культуры возникли проблемы с фашистским «Национальным Фронтом», который используя молодёжь, перенявшую наиболее про-милитарные элементы скинхед-моды, начал создавать разрыв в культуре. Крайне правые стремились расколоть традиционное скинхед-движение в Британии, используя экономические проблемы, проникающие в него извне.

То было время, когда много рабочей молодёжи было безработной и абсолютно разочаровано в своём будущем. Фашисты предложили «простое решение»: свалить все проблемы на иммигрантов.

Группа бывших скинхедов с лицами растатуированными свастиками, приветствовавших наблюдателей жестом «зиг хайль!», присоединилась к возрождению британских правых, возглавленному Маргарет Тэтчер. Правые поощряли анти-иммигрантские (таким образом и анти-чёрные, т.е. расистские), анти-коммунистские, и анти-семитские взгляды.

В ответ скинхеды, верные своей традиционной культуре, создали движение «2-Tone». Для борьбы с влиянием Уайт Пауэр («White Power») идей большинство «2-Tone»-групп состояли из смеси белых и чёрных участников и всё движение было основано на расовой и культурной интеграции. Хотя часть «2-Tone»-групп были или полностью белыми, как «Madness» и анархистская группа «The Oppressed», или чёрными, как «The Equators», все они разделяли одни и те же культурные и музыкальные идеи.

Национальный Фронт увидел в Ту-Тон движении угрозу своему влиянию в скинхед культуре и они начали изо всех сил использовать насилие, пытаясь сорвать выступления «2-Tone»-групп. Последняя запись Specials «Ghost Town» EP, являющаяся комментарием на это насилие, провела 8 недель на вершине британского хит парада. Но это было бесполезно, так как к началу 1982 большинство «2-Tone»-групп распалось.

Скины в США

Первые скинхеды появились в США в 1977, где они первоначально считались агрессивной, но не особо политизированной разновидностью панка. Такие коллективы как «Agnostic Front» и «Warzone» сделали много для создания американской разновидности скин культуры, которая была еще более демократичной.

Они привнесли хардкор в список музыкальных приоритетов скинов. Музыка этих групп по сей день объединяет панк и скин культуры, людей разных национальностей и рас. Среди американских скинов были чёрная, латиноамериканская и белая молодежь. Многие организовывали свои ска и хардкор группы. Тогда все они выступали за единство, любой человек с выбритой головой воспринимался ими как брат.

Со временем скинхед-культ набрал обороты в США и уже они, а не старушка Англия стали задавать тон на скинхед-сцене. Появилась масса хороших и не очень ска и стритпанк банд, а 3-я волна ска и ска-панк еще подлили масла в огонь.

Скинхед-культура снова обрела былую мощь, но на этот раз уже по всему миру. В этом были как свои плюсы, так и минусы. Основной минус в том, что на данный момент большинство американских скинхедов представляют собой так называемых аполитичных скинов, которые на самом деле являются продуктом медиа и системы, в них нет ничего от истинного духа рабочего класса - это всего лишь дети американской мечты, напялившие на себя скинхедские шмотки.

Благодаря развитым медиа-технологиям, деполитизированности и повальной американизации современного общества такой образ скинхеда укоренился и в остальном мире, но все же были люди которых не устраивало такое положение дел.

Скинхеды против расовых предрассудков

К 1985 году, так же, как и в Англии фашизм пустил корни и в американской скинхед-культуре, с помощью таких наци-деятелей, как Bob Heick, лидера нацистской группировки «The American Front», которые устроили наци-скинхед-беспорядки в Сан-Франциско летом того года.

Скинхеды различали друг друга словами «baldies» для левых антирасистских скинхедов и «boneheads» («тупоголовые») для вайт-пауэр наци скинхедов. У бонхедов не было своей сцены, так как «Skrewdriver» (самая известная фашистская рок-группа) так и не пустили в штаты, были только местные вайт-пауэр группы, которые не умели толком играть. Бонхеды вместо этого нападали на панковские клубы, некоторые из них носили бритвы, чтобы укорачивать слишком длинные волосы или срезать анти-расистские значки с панковских курток.

В таких городах, как Минеаполис и Чикаго панки и скинхеды (или «болдиес») объединились, чтобы дать наци прямой отпор. Тоже было и в Англии, где объединились панки и ска-скины. В январе 1989 антирасистские и левые скины из более чем 10 городов собрались в Минеаполисе, чтобы создать анти-расистскую организацию скинхедов Северной Америки. К концу недели был создан «The Syndicate» и спланированы совместные анти-наци-действия.

Два города Чикаго и Минеаполис стали центром анти-расистских скинхед действий в 1987, когда группа болдиес выступила против нео-наци группировки «White Knights». После компании физического противостояния «White Knights» были изгнаны из Минеаполиса, что свело эту группировку до кучки закоренелых расистов и их лидера, члена «ККК».

На январском собрании скинхедов в Минеаполисе преобладали белые, хотя были и афро-америкинские, индейские, латинские и азиатские скинхеды. Средний возраст участников был 19 лет. Их желанием было укоренить убеждение, что скинхед культура имеет что предложить человеку любой расы.

Тогда как расовые вопросы в скинхед-культуры раздувались медиа, то вопросы классовые ими полностью замалчивались. Скинхед-движение довольно явно связывало свои надежды со сплочёнными действиями рабочего класса. Наци извратив классовый вопрос, взывая к расизму, способны дурить головы пролетарской молодёжи.

Существующая во многих американских кварталах ненависть к богатым может быть легко использована как революционными классовыми политиками, так и наци типа Tom Metzger’а и его расистской, анти-семитской организацией «White Aryan Resistance». Но тогда как бонхеды были лишь марионетками Метцгера, Синдикат действовал самостоятельно.

Хотя число антирасистских скинхедов, благодаря снова набирающей обороты музыке SKA (третья волна ска), постоянно росло, медиа упорно навязывали обывателям образ скинхеда как тупоголового нацистского штурмовика. В конце-концов это вынудило антинаци скинов принять ответные действия и они основали в Сан-Диего анти-расистскую организацию «S.H.A.R.P.» (Skinheads Against Racial Prejudice), в дополнение к Синдикату.

«SHARP» начался в Нью-Йорке в 1987. В то время в прессе преобладало мнение, что все скинхеды были White-Power наци. Это отношение во многом было вызвано благодаря буржуазной бульварной прессе. Небольшая группа скинов и сочувствующих панков решила создать группу, работающую в виде медиа-машины, распространяющей различные сообщения, о том, что не все скинхеды одинаковы, что мы имеем различные идеалы и убеждения, личные и политические.

Члены «SHARP» начали давать радио и телеинтервью, распространяя своё сообщение, которому первоначально не верило население с промытыми медиа мозгами. Однако, в большинстве случаев эти члены были учтиво встречены, даже, если их сообщение было, иногда, проигнорировано.

Однако главным исключением стало шоу Geraldo Rivera в 1988. Во время его записи один из подручных John Metzer’а (сына лидера «ККК» и главы «Белого Арийского Сопротивления» Тоm Metzer’а) бросил стул, сломав при этом нос Geraldo Rivera’ы. После этого случая медиа стали себя чувствовать совершенно свободно. Morton Downey Jr. Even зашёл так далеко, что вырезал свастику на собственном лбу, для того, чтобы поднять рейтинг собственного шоу.

В это время White-Power’ы в Нью-Йорке были на слуху, проводили свои собственные собрания, давали интервью. Хотя названия некоторых их организаций до сих пор используются по всему миру, большинство из них ушло в местную историю. Некоторые члены «SHARP» стали создавать свои суб-организации, неудовлетворённые ненасильственностью базовых идей «SHARP». Они считали, что кулаки - это лучший ответ ненависти.

Зимой 1989, первоначальная организация распалась. Тому было несколько причин, к этому были причастны внутренние разногласия, но главной причиной было резкое сокращение White-Power активности в Нью-Йорке. Много White-Power-ов покинули город в поисках более гостеприимного политического климата, разъехавшись на Юг и Запад. Многие просто выросли и перестали публично проявлять личные убеждения.

Идеи S.H.A.R.P. не умерли, они пришлись многим по душе и группировки шарп-скинов начали появляться по всему миру. В Европу его привез Roddy Moreno из Английской анархо-Oi!-банды «the Oppressed», с тех пор бонхеды чувствуют себя не очень уютно везде, где есть S.H.A.R.P. - скины.

Позже - 1 января 1993 участниками «Mayday Crew» (R.I.P.), левым крылом скинхедской crew, расположенной в Нью-Йорке, с поддержкою скинхедов из Оттавы, Минеаполиса, Чикаго, Цинциннати и Монреаля были основаны «RASH» (Red & Anarchist Skinheads), хотя скинхеды поддерживавшие левые политических взглядов были всегда («Oppressed», «Red Skins», «Oi Polloi», «Red London»). На данный момент «RASH» существует в большинстве стран Европы и Америки.

В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом «Скины» с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Заключение

Можно ещё бесконечно долго писать о скинхедах и моде, скинхедах и политике и прочих вещах, в этой статье мы лишь дали общее представление о скинхед истории и культуре.

Возможно, вам встречались группы молодежи с бритыми головами, в одинаковых черных джинсах и камуфляжных куртках без воротников, в высоких армейских ботинках, с нашитым на рукаве флагом рабовладельческой Конфедерации? Это и есть скинхеды, или, иначе — бритоголовые. Сами себя они называют коротким словом «скины». Сейчас о них почти не пишут, но среди подростков больших городов они — уже легенда.

Первые скинхеды появились в Англии в 1968 году. Нынешние последователи были бы удивлены, узнав, что их предшественники прекрасно ладили с мулатами и чернокожими. Дело в том, что скины появились как рабочая, а не расовая субкультура, направленная против как официальной культуры, так и в пику многим альтернативным течениям. Например, рокеров они считали «ненастоящими», потому что те были грозой дорог только по выходным, а в будние дни усердно трудились в офисе. Кого скинхеды и не любили — то «паки» (пакистанцев). И не как инородцев, а как торгашей. А негры и арабы, трудившиеся с бритоголовыми на одних фабриках, были для них своими ребятами.

Скинхеды «первой волны» прекрасно ладили с мулатами и чернокожими

Первые скинхеды не были бритоголовыми в прямом смысле слова, просто их короткие стрижки с бачками контрастировали с модными тогда длинными волосами. Стиль одежды был не «милитаристским», а пролетарским: грубошерстные куртки или полупальто с кожаной кокеткой, грубые брюки с «вечной стрелкой», длинный, до колен, пиджак «зут» и тяжелые прочные высокие ботинки строительных рабочих и докеров. Последователей у первых скинхедов не нашлось, и к 1973 году, когда парни повзрослели и обзавелись семьями, движение сошло на «нет».

Скинхеды «первой волны», 60-е годы XX века

Скинхеды возродились в конце 70-х годов, когда правительство Маргарет Тэтчер ликвидировало целые отрасли экономики, что привело к невиданному росту безработицы и беспорядкам в так называемых депрессивных регионах. Новые скины были уже не рабочей аристократией, а деклассированной средой, воспитывались не на расслабленном регги, а на агрессивном панк-роке. Эти парни били всех иммигрантов без разбора, потому что те «занимали их рабочие места». С новыми бритоголовыми работали идеологи неонацистов. Возникли скин-клубы, впервые прозвучал лозунг «Сохраним Британию белой!»

«Сохраним Британию белой!» — лозунг скинхедов «второй волны»

Тут из своих квартир выбрались скинхеды «первой волны», разъяренные тем, что их движение стали связывать с фашистами. Драки между «старыми» и «новыми» скинхедами приняли характер уличных беспорядков (особенно в Глазго). Результатом этих столкновений стало появление двух скин-движений — с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой — «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Внешне красные скины отличались только нашивками с портретами Ленина, Манделы, Че Гевары и иногда красными шнурками в ботинках. Они получили распространение в Англии, Франции, Польше, Испании. Наци-скины прижились в ФРГ, Голландии, Скандинавии, Канаде, США, позже во Франции, Дании, Бельгии.


Хокстон Том Маккурт, бас-гитарист группы «The 4-Skins», 1977 год

В Европе форпостом движения наци-скинов стала ФРГ


В Америке существовали группировки скинхедов-белых, скинхедов-негров, скинхедов-пуэрториканцев, скинхедов-евреев, скинхедов-латиноамериканцев. В Германии наци-скины прославились не только избиениями гастарбайтеров (иностранных рабочих, в основном турок и курдов), но и их убийствами. При этом судьи, больше опасавшиеся «красного террора», проявляли к бритоголовым редкую благосклонность (в 80-х в Германии скины лишь однажды были осуждены за убийство турка Рамазана Авси летом 1986 года).

Скинхеды тем временем превратились в политическую силу: громили антифашистов, разбирались с профсоюзами. Власти осознали, с кем имеют дело, когда в 1987 году в Линдау скины напали на христианских верующих во время церковного праздника в соборе Святого Стефана (городские власти отказались предоставить муниципальный зал под съезд бритоголовых). Вмешался Ватикан, скинхедов прижала полиция.

В России скинхеды появились в начале 90-х

Но вскоре рухнула Берлинская стена, и ряды бритоголовых увеличились за счет немцев из Восточной Германии, где среди молодежи царили безработица и отчаяние. Германские неофашисты стали считаться во всем мире «спецами» по работе с молодежью, а Германия 90-х печально прославилась поджогами общежитий иммигрантов.

После краха «Восточного блока» скинхеды появились в Польше, Чехии, Хорватии, Болгарии и России.

Очень часто на улицах можно встретить молодежь, называющую себя скинхедами. Слово «скинхед» можно разбить на два английских «skin head» и переводится это как «бритая голова». По сравнению с другими неформальными движениями, представители этой субкультуры, имеют самую сложную и развитую идеологию.

К сожалению, современные молодые люди потеряли ту истинную цель, которую несли основатели этой культуры. И в настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме. Хотя, есть и такие группы, которые придерживаются более мирной, антифашистской идеологии.

Вот список существующих направлений этого течения:

  • традиционные скинхеды - появились в ответ на отклонения от первоначальной скин культуры, в пример себе ставят основателей данного течения. Традиционные скинхеды слушают музыку в стиле ска, регги, рокстеди (все остальные направления предпочитают рок и патриотическую музыку);
  • S.H.A.R.P. - Skinhead Against Racial Prejudices – данное направление против расовых предрассудков;
  • R.A.S.H. - Red & Anarchist Skinheads – эти представители поддерживают идеи социализма, коммунизма и анархизма;
  • НС-скинхеды - Nazi-skinheads/ Бонхеды – Boneheads (также их называют правыми скинхедами) – проповедуют национал-социалистические идеи, правые и ультраправые взгляды на политику и остальные ценности;
  • Straight edge скинхеды - sXe Skinheads – люди, считающие, что такие вредные привычки, как увлечение алкоголем, курение и наркомания – это плохо. Данная группа за здоровый образ жизни.

Как выглядят скинхеды?

1. Отличительные знаки скинхедов:

  • «кельтский крест» (изображение креста, помещенное в круг);
  • классическая немецкая свастика;
  • череп и кости.

2. Одежда скинхедов. Отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Раз уж начали про обувь, то замечу, что цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.

3. Прически скинхедов. Как вы уже наверно догадались – это чисто выбритая голова, но, допускается и просто очень короткая стрижка.

4. Татуировки скинхедов. Тематика татуировок весьма разнообразна. Это могут быть как надписи и аббревиатуры, так и обычные узоры. Некоторые наносят на тело татуировки в виде фашистской свастики или любые другие рисунки расистско-нацисткой темы.

Идеология скинхедов

Большая часть скинхедов – расисты и националисты, а отсюда все вытекающее уже и является их основной идеологией: любовь к представителям своей нации, своей культуре и ненависть к остальным.

Ну и в конце отвечу на вопрос « как стать скинхедом?». Если вам близка по духу идеология скинов, то смело меняйте свой имидж и ищите себе подобных друзей. Только никогда не забывайте о том, что все ваши действия должны быть законны.