Собственный опыт

Кто такой роман гек на фестивале. Марк Твен "Приключения Гекльберри Финна": описание, герои, анализ произведения

28-летних архитектора Романа Гека и работника банка Олесю Чаликову из Владивостока сейчас больше знают в мире, чем в своем городе. С 2013 года они на свои сбережения делают международный волонтерский проект «Построй школу для Непала» . Их целью является строительство школы для Himalayan Spirit Academy в районе деревни Джапхе (Непал). Сейчас владивостокцы запустили акцию по сбору денег, чтобы иметь возможность продолжить свою работу. VL.ru связался с организаторами проекта, чтобы узнать все подробности.

Как все начиналось

Himalayan Spirit Academy («Гималаен Спирит Академи») — это бамбуковый сарай на шесть классов, где учатся 86 детей от 5 до 12 лет и живут несколько преподавателей. Некоторые дети приходят сюда из соседних деревень, преодолевая долгую дорогу по горному серпантину. На условия никто не жалуется, потому что альтернативы нет. Обучение происходит на английском — все образование в Непале доступно только на этом языке, на непали учат детей лишь до шестого класса. Местные учителя чаще всего не знают английский и не имеют необходимой квалификации для того, чтобы преподавать.

Владивостокский архитектор Роман Гек во время своего путешествия в Непал познакомился с Кришной Гаутам, соучредителем Himalayan Spirit Academy, и понял, что не может пройти мимо тех, кому нужна его помощь. Позже к Роману присоединилась бывший банковский работник Олеся Чаликова, и стала его правой рукой и первой помощницей. Так появился международный волонтерский проект «BUILD A SCHOOL for Nepal» («Построй школу для Непала»).

Роман Гек: «В моей родной стране России образование достигло такого уровня, что мы можем позволить себе думать о его качестве. А здесь люди все еще думают о его наличии. Приходилось ли вам встречать взрослых людей, не умеющих читать и писать? Здесь их полно. Самая большая страна в мире у них Китай, а водных ресурсов больше всего у Вуразимии (вероятно, в Бразилии). У каждого из нас много своих проблем, но они совершенно другого уровня. Например, наличие элементарного туалета в непальском доме считается роскошью. Они - хорошие отзывчивые люди, и они достойны иметь хотя бы обычную школу».

Позже был объявлен международный архитектурный студенческий конкурс на эскиз-концепцию школы, где победила работа Полины Исяньюловой из УралГАХА. Совместно с архитекторами Михаилом Шишиным и Лизой Дорошенко был разработан архитектурный проект школы, где помимо классов есть библиотека, общежитие для учителей и волонтеров, открытый кинотеатр, школьный храм, футбольное поле и детский сад. Когда школа будет готова, она станет полноценной (11 классов), здесь будут жить и учиться более 250 человек.

Строительство школы

Работа над строительством полноценного здания школы была начата в декабре 2013 года. Местность, где был приобретен участок, расположен на склоне холма. Вся работа на проекте выполняется вручную, так как доставить сюда технику не представляется возможным. Все, что требуется для строительства, также доставляется вручную.

В начале проекта был сделан расчет именно на волонтеров, а не на местных жителей. Позже оказалось, что это было большой ошибкой и заблуждением — большинство волонтеров-строителей никогда раньше не брали в руки инструменты. Через полгода работы организаторы пришли к оптимальному рабочему составу, соотношению местных жителей и волонтеров.

На данный момент закончен один из самых сложных этапов — земляные работы (бульдозер, вероятно, сделал бы эту работу за три недели; Роман Гек и его команда сделали это все вручную за девять месяцев).

Сейчас расчищена площадка под строительство, вырыты котлованы под будущий фундамент. Продолжается устройство внешних лестниц и водоотведения. После того, как завершится строительство фундамента, начнется возведение стен и потом кровли.

О волонтерах на проекте

Проект «BUILD A SCHOOL for Nepal» стал известен среди волонтеров во всем мире. Благодаря этому, на строительство школы приезжают люди отовсюду — одни, чтобы учить детей, другие — строить и помогать с проектом. Еда и жилье волонтерам предоставляется бесплатно.

Роман Гек: «За время проекта здесь побывало более сотни человек со всего света, и я помню имена и привычки каждого. Люди совершенно разные и удивительные, именно они делают наш проект уникальным, становятся его героями. Здесь бывает физически тяжело и невыносимо, и поэтому я безгранично уважаю тех, кто осознанно остается с нами. Это самая лучшая команда, с которой мне приходилось когда-либо работать».

По словам Гека, бывают люди со своим пониманием волонтерства, но они долго не задерживаются. Таким кажется, что двухнедельный отпуск для обучения детей английскому — это необходимая помощь. На самом деле, один из тысячи способен научить ребенка новому за такой короткий срок, чаще всего за ним самим приходится следить, кормить, предоставлять жилье, все объяснять, а потом он просто уезжает. Для таких «волонтеров» в азиатских странах придумали volunteering fee (волонтерский сбор), когда человек платит за то, чтобы быть учителем, но это мало подходит для «BUILD A SCHOOL for Nepal».

После четырех месяцев проб и ошибок организаторы проекта научились правильно подходить к выбору волонтеров. Сейчас 90% людей на проекте знают разницу между волонтерством и волонтуризмом и осознают, ради чего всё происходит.

Все новости проекта публикуются на сайте . Набор волонтеров на стройку и в учителя постоянно открыт.

На что живет проект

Строительство школы, покупка стройматериалов и еда для волонтеров — все это идет из сбережений Романа Гека. Один рабочий день примерно обходится в 750 рублей, это оплата 4-6 наемных непальских работников (обычно каменщиков), трехразовое питание на 10-20 человек, электричество и газ.

Также проекту помогает онлайн-магазин «Роман с платьем», который создала Олеся Чаликова. По всему миру девушки и парни покупают романтичные женские платья, шарфы, шапки и рубашки из индийских тканей и шерсти. Всё изготавливается в долине Джапхе и Катманду, создавая рабочие места для непальских женщин, а вырученные деньги идут на развитие «BUILD A SCHOOL for Nepal».

Сейчас деньги Романа Гека почти закончились, и чтобы продолжить работу, была запущена краудфандинговая акция на платформе «Бумстартер» . Еще в течение пяти дней каждый может финансово помочь проекту, получив за это вознаграждение в виде непальских специй, платья или флага компании.

Что говорят люди о проекте

По словам Романа Гека, непальцы крайне положительно относятся к проекту. Можно в один из дней обнаружить возле волонтерского лагеря девочку с корзиной гуавы или дедушку с охапкой строительного бамбука. О проекте «BUILD A SCHOOL for Nepal» говорят даже в Катманду, столице Непала. Волонтеры искренне удивляются, не понимая, как информация может распространяться так далеко.

Роман Гек: «Большинство русских относится к проекту очень позитивно, но есть "патриоты", которые постоянно говорят про отсутствие школ в России. Как только я прошу их назвать хотя бы одно место, они замолкают. Вообще, конечно, забавно, называть себя патриотом и ничего не делать. Если ты знаешь, что в твоем селе или крае есть такое место, которое больше похоже на сарай для животных, то почему ты ничего не делаешь, чтобы это исправить, а только критикуешь чужую работу?».

Российские журналисты активно пишут о «BUILD A SCHOOL for Nepal», недавно проект был выдвинут на национальную премию «Моя планета» . Иностранные волонтеры рассказывают о своей работе в блогах, но связи с мировыми СМИ пока нет — мешает отсутствие языка и связей с международными журналистами.

Фото: Сергей Бочнев, Артем Жушман. Текст: Елена Белова.

», «Том Сойер за границей », «Том Сойер - сыщик», «Заговор Тома Сойера »

Пол: мужской Национальность: американец Возраст: 12-14 лет Семья: Папаша Финн (отец) Роль исполняет: Микки Руни , Трент (Джуниор) Даркин, Патрик Дэй, Тони Ренделл, Элайджа Вуд , Брэд Ренфро , Владислав Галкин , Роман Мадянов и другие

Ге́кльберри Финн , или Гек (в русской переводческой традиции; на языке первоисточника - Ха́клбери англ. Huckleberry (Huck) Finn ) - один из главных персонажей романов Марка Твена «Приключения Тома Сойера » и «Приключения Гекльберри Финна », повестей «Том Сойер - сыщик», «Том Сойер за границей », одного из вариантов неоконченной повести «Таинственный незнакомец ». Во всех произведениях, за исключением первого романа, повествование ведется от лица Гека.

Словом huckleberry называется родственная голубике и чернике мелкая ягода, распространённая в Северной Америке. Также в староанглийском сленге так говорили при упоминании какой-нибудь малозначительной вещи, иногда в тёплом, ласковом контексте. По всей видимости, Марк Твен изобрёл это уникальное имя специально для своего персонажа, потому что найти более ранние упоминания этого слова в качестве собственного имени представляется затруднительным.

Прототипом Гекльберри был друг детства Твена - Том Блэнкеншип (Tom Blankenship ). Сначала писатель отрицал, что Гек списан с реально существующего человека, но затем в своей «Автобиографии» признался: «В „Гекльберри Финне“ я вывел Тома Блэнкеншипа именно таким, каким он был. Невоспитанным, немытым и всегда голодным, но с самым добрым сердцем среди всех, кого я знал. Он пользовался неограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком в нашем городке и, как следствие, постоянно и безмятежно счастливым. Все мы ему завидовали». Старший брат Тома в самом деле помогал скрываться беглому негру, хотя подобный поступок на рабовладельческом Юге считался позорным для белого, а за негра предлагалась денежная награда, которая могла бы стать для бедной семьи Блэнкеншипов неплохим подспорьем. Видимо, эта история послужила одним из мотивов для второго романа [источник? ] .

Характеристика персонажа

Сын бездомного пьяницы Гек растет беспризорником и оборванцем. Он ночует в пустой бочке из под сахара, курит трубку, не ходит в школу, бездельничает, и такая жизнь ему нравится. Детям не разрешают дружить с Геком, но Том Сойер нарушает запрет. После многих приключений Том и Гек оказываются обладателями клада. Неожиданное богатство переворачивает жизнь Гека - его берёт на воспитание вдова Дуглас. Устав от воспитательных мер мачехи, Гек сбегает. Начинается его знаменитое путешествие на плоту по Миссисипи в компании беглого негра Джима, авантюристов Короля и Герцога. Во время действия второго романа Геку примерно 13-14 лет.

Цитаты

Томас Сойер!
Том знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность.
- Я здесь, сэр.
- Подойдите ближе. По обыкновению, вы опять опоздали? Почему?
[…]
- Я остановился на минуту поговорить с Гекльберри Финном!
Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали, уж не рехнулся ли этот отчаянный малый. Учитель переспросил:
- Вы… Что вы сделали?
- Остановился поговорить с Гекльберри Финном.
Никакой ошибки быть не могло.
- Томас Сойер, это самое поразительное признание, какое я только слышал. Одной линейки мало за такой проступок. Снимите вашу куртку.

Приключения Тома Сойера

Примечания

Категории:

  • Марк Твен
  • Литературные герои
  • Вымышленные американцы
  • Вымышленные мальчики
  • Вымышленные сироты
  • Вымышленные путешественники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гекльберри Финн" в других словарях:

    ТОМ СОЙЕР и ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН – (англ. Tom Sawyer, Hucklberry Finn) – герои романов Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Двенадцатилетние мальчишки, жители маленького провинциального американского… … Литературные герои

    Гекльберри Финн персонаж нескольких произведений Марка Твена. Фильмы «Гекльберри Финн» (Huckleberry Finn (1920 film)) американский фильм 1920 года. «Гекльберри Финн» американский фильм 1931 года. «Гекльберри Финн» американский фильм 1974 года.… … Википедия

    Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Гекльберри Финн (фильм). Гекльберри Финн Huckleberry Finn … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гекльберри Финн (значения). Гекльберри Финн Huckleberry Finn … Википедия

    Финн: В Викисловаре есть статья «финн» Финн представитель народа финнов; Финн имя. Финн река … Википедия

Вот уже полгода в деревне Джапхе в Непале строят школу для местных детей. Явление для нас, избалованных цивилизацией людей, обыденное. А в деревне, где раньше детишки учились в бамбуковом сарае, это крупное событие. Тем более что строит школу архитектор из Владивостока – 28-летний Роман Гек. «Комсомолка» решила узнать, почему он решил продвигать свой «Проект добра» именно в Непале, как идет строительство и чем отличается местное образование от российского.

Спасти от рисового поля

Год назад Роман Гек с подругой Олесей Чаликовой отправился в пеший поход по Непалу. В пути им встретился местный житель – Кришна Гаутам, работающий гидом для туристов. Из разговоров пара узнала, что тот организовал школу для местных детей.

В этой стране образование целиком основано на английском языке. Если ребенок окончит школу, сдаст выпускные экзамены, то сможет уехать из Непала, чтобы учиться дальше. В самой стране высшее образование есть, но тоже на английском. А если ребенок не знает языка, то он обречен на рисовое поле, - рассказывает Роман Гек.

Гид помощи не просил – инициативу проявил Роман. Непалец сказал, что школе очень нужны компьютеры. В Приморье Роман кинул клич по друзьям – собрали десять стареньких «пентиумов». Но прежде чем отправлять их, житель Владивостока решил убедиться, что его не обманывают, и сам отправился в непальскую школу.

Поехал в разгар сезона дождей, двое суток добирался до той школы. Выяснилось, что компьютеры им не нужны, потому что ставить их негде – там был просто бамбуковый сарай с металлической крышей. Я был очень удивлен, а потом засел за проект. В итоге получился целый комплекс со школой, театром, кинотеатром, библиотекой и даже футбольным полем. Главное, чтобы люди тут не только учились, но могли собираться, обсуждать новые идеи, находить работу, - с жаром описывает планы на будущее Роман.

Ручная работа

На первых порах строительства все шло очень медленно. Полгода ушло на то, чтобы найти людей, которые помогут с проектом, возвести дом для волонтеров. И немудрено – ведь вся работа ведется вручную, никаких машин, лишь нехитрые механические приспособления вроде самостоятельно собранного подъемника. А работа тяжелая – ворочать и дробить камни, таскать грунт в тачках.

Закладывать основу будущего комплекса начали только в декабре. Весь первый этап строительства Роман финансировал из собственного кармана, благо у него были кое-какие накопления.

На сегодняшний день я потратил почти 170 тысяч рублей. Главные статьи расходов – стройматериалы, плата наемным рабочим из местных и еда для волонтеров. В России такой проект обошелся бы в 7-8 миллионов, а нам нужно еще всего лишь 300-400 тысяч рублей. Скоро создам странички на сайтах Boomstarter и Kickstarter, чтобы собрать средства, - объясняет архитектор.


Все зависит от людей

Сейчас стройка идет вовсю – уже готов фундамент будущего комплекса. Правда, неизвестно, когда именно здание будет готово. Роман отмечает, что все зависит от людей, а вот их пока не хватает. На стройке уже побывали около 100 волонтеров из разных стран – есть англичане, французы, но больше всего русскоговорящих. В деревне даже есть несколько указателей со стрелками, на которых написаны названия городов, откуда приезжают волонтеры, и расстояние до этих далеких мест. Есть там и Крым , и Питер, и Пермь …

Едут все на разное время – кто-то на месяц-два, есть пара человек, решивших дождаться открытия комплекса. Причем едут не только одиночки, но и семейные пары, и целые компании.

Кстати, только с прибытием Романа в Джапхе появился врач. И оказалось, что здоровых детей в деревне очень мало – почти у каждого есть какие-то отклонения и хронические болезни. С простыми проблемами справляются на месте, а с более сложными заболеваниями детей отправляют в Катманду .

Женщины хотят на стройку

В деревне первое время были в шоке от масштабного строительства. Места тут не туристические, в последний раз иностранца видели четыре года назад, по слухам - вроде бы немца. Когда приехали волонтеры, непальцы непальцы шарахались от незнакомцев. Сейчас же помогают, чем могут.

Местные нам постоянно приносят фрукты и овощи. Недавно вот пришла группа женщин – сказали, что тоже хотят работать на стройке. Я им отказал, потому что не должны женщины таскать мешки с цементом. Они расстроились, конечно, но потом вернулись. С едой, - улыбается Роман.

Впрочем, ему приходится выслушивать не только благодарности от непальцев, но и колкости от своих соотечественников. Чаще всего задают вопрос – почему строят школу не в России. Роман убежден, что такие люди даже не знают, где в нашей стране действительно нужны школы, а вот непальским детям учиться практически негде.

В нашей стране мы можем позволить себе размышлять о качестве образования, а здесь еще думают о его наличии. Разница в уровнях образования у нас и в Непале огромная. К примеру, в одной из российских школ поломалось отопление, а в Непале его никогда не видели. В русской Интернет слабый, а в Непале электричества нет. В русской туалет грязный, а в непальской он за деревом. Чувствуете разницу? - говорит Роман.

- Роман, расскажите о себе.

Я родился во Владивостоке. Это мой любимый город. Моя семья живет там уже пять поколений. В честь моего прапрапрадеда названа одна из улиц города - Шкипера Гека. Я учился на архитектора в Дальневосточном техническом университете, потом проходил практику в Харбинском политехническом университете и в Торонто, Онтарио.

- Были ли Вы когда-нибудь в Сочи до фестиваля?

В Сочи раньше я никогда не был. Но когда стало известно, что здесь пройдет Олимпиада, я заинтересовался городом с профессиональной точки зрения, как архитектор. Следил за строительством и могу с уверенностью сказать, что любой молодой архитектор знает об Олимпийских объектах больше, чем среднестатистический житель Сочи.

- Роман, что Вы знали о фестивале до приезда в Сочи? С какими ожиданиями ехали?

Я встречал упоминание о ВФМС в книге 40-летней давности о советском воспитании. Там упоминался фестиваль 1957 года в Москве. До последнего момента я был уверен, что это какая-то шутка, пока собственными глазами не увидел, какое количество людей, профессионалов, аппаратуры и техники задействовано. Здесь шла подготовка олимпийского масштаба.

Вы стали одним из героев Церемонии открытия фестиваля, на которой рассказали свою историю о строительстве школы в Непале. С чего же начался этот проект?

Я попал в Непал как турист. Один из основателей школы в деревне попросил помочь с техникой. У меня была возможность достать три подержанных компьютера. Потратил два дня, чтобы добраться до школы. В итоге оказалось, что там даже не было электричества, а дети изучали информатику по рисунку дискеты в тетради. Тогда возник вопрос: «Зачем, собственно, компьютеры?». Выяснилось, что в этой местности свет все-таки есть, но работает с перебоями. Здание местной школы было похоже на лачугу, а образования в том смысле, как мы к этому привыкли, не было. После увиденного мне пришла мысль помочь местному населению и построить настоящую школу.

- На какие средства и как проходило строительство?

В первую часть стройки я вложил собственные деньги. В эквиваленте это где-то половина стоимости машины. Вторая часть прошла на средства, собранные на Boomstarter и IndieGoGo. Важно было сначала показать, что мы что-то сделали, а потом просить деньги. Строительство самого здания заняло примерно три месяца, а вот на фундамент и основание ушло полтора года. Делали вручную - в этом районе Непала нет экскаваторов. А если бы его туда и привезли каким-то магическим образом, то невозможно было бы заправить, потому что бензин по талонам.

- Функционирует ли школа сейчас?

Да. Причем после землетрясения, это единственная школа, которая уцелела, к ней проложили дорогу. Изначально там было около 70 учеников и 5 учителей, включая директора. Сейчас людей гораздо больше.

- В России тоже много мест, где нет школ. Почему этот проект был реализован именно в Непале?

Россия достигла того уровня образования, когда мы можем думать о его качестве, а в Непале до сих пор важен факт его присутствия.

В непальских долинах много микронаселений, в которые до сих пор отправляются экспедиции, чтобы найти новые языки.

История создания произведения

К созданию романа об одном из персонажей книги «Приключения Тома Сойера», бродяге по имени Гек Финн, Марк Твен приступил в 1876 году. Однако писатель отложил роман, написав примерно одну четвертую книги. Вернулся к написанию в 1883 году, закончил в 1884, издал - в 1885 году в Великобритании.

Первое издание романа «Приключения Гекльберри Финна» сопровождалось авторской ремаркой «Время действия - 40 или 50 лет назад» - это автобиографическая отсылка, свидетельствующая о том, что автор, будучи подростком, был непосредственным участником событий (как и в книге о Томе Сойере).

Известно, что в детстве он был свидетелем случая дружбы между молодым рыбаком и беглым негром (центральное событие повествования). Рыбак, зная о высокой награде за поимку негра, не соблазнился деньгами и не выдал своего друга.

Многие события, описываемые в романе, были детскими впечатлениями автора, именно поэтому роман получился удивительно реалистичным, правдивым и беспощадным, и сделало его произведением, из которого «вышла вся современная американская литература» (мнение Эрнеста Хемингуэя).

Композиция, содержание

Роман о Геке Финне относят к категории «Великих американских романов». Главной его стилистической особенностью является то, что он написан на разговорном варианте языка (в американской литературе такое зафиксировано впервые, и за это произведение получило шквал критики).

Повествование ведётся от первого лица - от лица Гекльберри Финна. Автор живо изображает язык и речь маленького бродяги, создает волшебную иллюзию именно мальчишеского повествования, без каких бы то ни было этикетных, литературных и грамматических правил.

Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» получились крайне разными: «Том Сойер» ностальгический и идиллический, «Гек Финн» - натуралистичный и жестокий. В плане композиции также существенные различия: «Том Сойер» плавный и последовательный, «Гек Финн» имеет отрывочную и аморфную композицию. Центральная линия повествования - путешествие на плоту и последующее бегство Гека и Джима. Все эпизоды - композиционные звенья этой центральной цепи.

В конце первой книги Гек и Том разбогатели, обнаружив клад Индейца Джо. Вдова Дуглас взяла Гека, как своего спасителя, к себе в дом, она намеревалась усыновить его и вырастить его джентльменом. В городе появляется отец Гека, пьяница и негодяй, и, похитив его, держит в лесной хижине. Гек инсценирует собственное убийство и убегает от отца по реке на остров Джексона. На острове Гек оказывается не один - здесь укрывается Джим, беглый негр. Он бежит на север, чтобы заработать денег и выкупить свою семью.

Во время разлива Миссисипи мимо острова Джексона проплывает плот, и Гек с Джимом решают уплыть на нем (Джима теперь ищут по подозрению в убийстве Гека). Они плывут по ночам, покупают или крадут еду, угоняют у бандитов лодку с награбленным, натыкаются в темноте на пароход, тонут и спасаются, теряют друг друга.

Гек иногда испытывает угрызения совести оттого, что фактически украл чужую собственность - негра, но в то же время он понимает, что друга, которым Джим для него стал, он предать не может. Мошенники, прибившиеся к путешествующей паре, сдают Джима, и его сажают в тюрьму, а Гек попадает к семье Фелпсов, родственников Тома Сойера. Гек и Том готовят побег Джима, но при освобождении негра Тома ранит пулей.

В конце выясняется, что владелица Джима, мисс Уотсон, умерла, завещав негру освобождение, и Том прекрасно об этом знал, но не смог отказаться от плана ради приключений.

Герой романа

Центральный персонаж романа - Гекльберри Финн. Автор неслучайно делает повествователем не Тома, а Гека. Главный герой романа - бродяга, истинное дитя народа, обладающее колоритным и выразительным языком. За уникальный язык и натуралистичные картины в некоторых штатах книгу приравняли к «мусору, пригодному лишь для свалки», изъяли из библиотек.

В произведении полностью раскрывается история и характер Гека, тогда как в первой части о Томе Сойере Гек был нарисован слегка, бегло. Гек - человек природы и воспитанник улиц, он ребенок, но смотрит на мир реально и независимо. Помогая Джиму, Гек, прежде всего, удовлетворяет свою первейшую потребность - быть всегда свободным.

Вначале Гек, как гражданин Юга, рассматривает негритянское рабство, как что-то само собой разумеющееся, естественное, но в конце он понимает цену верности, мужества, преданности и начинает ценить дружбу с негром. Парадоксально - потому что для такой дружбы в Америке конца 19 века нужно было быть очень смелым человеком.

Проблематика романа

Настоящие реалисты блестяще приняли роман, признав его жизнеспособность, новаторство и реализм высокого качества.

Это история о дружбе несоприкасающихся слоев общества (автор уравнял Джима и Гека в правах, сделав Гека бесправным бродяжкой, отбросом приличного общества), о предрассудках рабовладельцев, об истиной свободе и потребности в ней людей, не скованных цепями рабства.

Марк Твен отстаивает право чернокожих на нормальную жизнь: веками им внушали, что они созданы для служения, что белый лучше и умнее, чем черный. Автор утверждает - джентльменство не передается по крови, а вокруг черных людей полно белых с черными душами.