Интернет

Кубанские композиторы детям. Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество

Мастеров слова, пишущих прекрасные стихи, воспевающих малую Родину. Кубанские поэты Виктор Подкопаев, Валентина Саакова, Кронид Обойщиков, Сергей Хохлов, Виталий Бакалдин, Иван Варавва - гордость краевой литературы. У каждого из них есть свои любимые места. Но в творчестве того или иного автора явственно слышно одно объединяющее их чувство - всеобъятная любовь.

Кубанские поэты о природе

Сердце поэта Виктора Подкопаева Краснодарский край покорил однажды в юности и навсегда. Для него звонкое слово «Кубань» - словно имя любимой. Ей посвятил поэт свое творчество. О ней, о Кубани, его лирические раздумья и мечты. Раскрыв книжку его стихов, тотчас ощущаешь густой аромат хлебных полей, соленость морских волн, ясно представляешь, как просыпается природа.

Кубанский милый край,
Ты гордость всей России,
Чудесной красоты
Под синевой небес.

Быть может, где-то есть
Места еще красивей,
Но мне дороже нет
Родных кубанских мест…

О Родине

Стихи кубанских поэтов словно пропитаны теплым солнцем. У урожденного ростовчанина Кронида Обойщикова вся жизнь связана с Кубанью: здесь он окончил школу, авиационное училище, отсюда ушел на защиту своего отчего края. Почвой, питавшей его яркое художественное слово, служила и очаровательная в своей красе южная жемчужина России.

Дневные птицы умолкают,
Дробясь о пыльные лучи,
Стихают звуки и стекают,
Как воск с оплавленной свечи.

Темнеют облачные фрески,
Яснеет звездная финифть.
Как в мире мать сравнить мне не с кем,
Так не с чем Родину сравнить.

Какие бы стихи кубанских поэтов - короткие или размашистые - ни звучали, в них чувствуется, независимо от количества фраз, глубинное уважение к родине. Много лет радует своих читателей проникновенной поэзией кореновский поэт Малахов Виктор Иванович. Когда читаешь его стихи о родном крае, будто идешь по утренней росе, любуешься речной гладью, не можешь наглядеться на плывущие по рассветному куполу неба облака.

Исторические летописи

Многие кубанские поэты приехали издалека и влюбились в местную землю. В Краснолесье и высоких луговых травах Смоленщины затерялась лениво текучая речка Выпь Малая. Неподалеку и родился будущий известный кубанский поэт Сергей Хохлов. Его отец перевез семью в благодатный Краснодарский край.

На Кубани Сергей Хохлов обрел опыт, человеческую, гражданскую зрелость. И полетели, обгоняя друг друга, чудо-звуки. О труженике-отце, о матери, о войне, о природе, родных полях, реках, степях. И, конечно же, о любви. Особой аурой обладает его цикл романтических поэм «Скифы», где автору удалось мастерки передать конфликт самоуверенного властителя персов Дария и вольнолюбивого отважного народа - скифов.

Лирика

Кубанские поэты - мастера лирического слога, особенно прекрасны стихи Виталия Бакалдина. Своей любви к краю он посвятил большую часть работ. Его творчество проникнуто чувством общности с родной землей, теплотой к людям, всему живому: травам, деревьям, воде, птицам… Поэт в своих стихах вливает тему Кубани в общую тему Родины.

На Кубани вырос я,
Наши южные края:
Мне родней, понятнее
Степи необъятные…

Стихи кубанских поэтов словно рождены для песни. Иван Варавва - певец земли краснодарской. Кажется, что сама щедрая наша природа вложила в руки поэта лиру. К его стихам хочется возвращаться неоднократно. Они заряжают своей энергией, заставляют задуматься, оглянуться вокруг и увидеть, как неповторимо прекрасен наш край.

Произведения Вараввы вдохновляют композиторов, на его слова написаны лучшие композиции о Кубани. Поэтический голос Ивана Вараввы не спутаешь ни с каким другим. Он по праву принадлежит к ведущим поэтам края. Его творчество, светлое и жизнеутверждающее, воспевает эту благодатную землю, людей, населяющих ее, бескорыстных, добрых и смелых, влюбленных в свой хлеборобский труд.

Кубанские поэты детям

Кубанская писательница-сказочница Татьяна Ивановна Кулик подарила всем яркие впечатления своего детства - сказки, рассказанные ее мамой, потомственной казачкой Ефросинией Ткаченко. Для детворы она написала много замечательных книг:

  • «Казацкие сказки» - удивительные сказочные события, происходившие с нашими далѐкими предками при заселении плодородных кубанских земель, украшенные подлинными народными казачьими песнями.
  • «Сказки Кавказа» - страницы сказок Кавказа: адыгской, чеченской, абхазской, абазинской, лакской, карачаевской, черкесской, ингушской, кабардинской, балкарской, осетинской, ногайской, аварской, лезгинской, донской и кубанской областей. Они в себя впитали обычаи и мудрость горских народов.
  • «Страна сказок» - жизнь персонажей многонациональной страны сказок наполнена забавными чудесами, веселыми, порою опасными похождениями, мудростью старости и озорством детства, верной дружбой и счастьем встреч.

Анатолий Мовшович - известный кубанский поэт, автор нескольких книг для детей, член Союза российских писателей. Литератор прекрасно разбирается в детской психологи и умеет обозревать мир глазами ребенка. Его стихи очень непосредственные, наполненные юмором и музыкальностью. Поэт пишет на языке детей: понятно, легко и весело. Наверное, поэтому его стихи пользуются успехом и любимы всей детворой.

О войне

Кубанские поэты о войне написали много правдивых, искренних строк, порою пропитанных ноткой горечи о павших товарищах. Аксакалом, одним из самых уважаемых поэтов военной тематики является Бакалдин Виталий Борисович. Уроженец Краснодара, он подростком пережил полгода немецкой оккупации и в дальнейшем часто возвращался к волновавшей его теме.

Его стихи о грозных событиях пронзительны и проникновенны. О бессмертных подвигах старших товарищей он готов говорить бесконечно. В стихотворении «Краснодарская быль» автор повествует о вчерашних выпускниках школ, только что призванных для выдворения фашистов. Они насмерть бились со взрослыми бойцами, трое суток удерживая оборону. Многие из них навеки остались лежать под Краснодаром «поклассно и пошкольно». Другие значимые произведения:

  • «Сентябрь 42-го в Краснодаре».
  • «Октябрь 42-го в Краснодаре».
  • «Наш день».
  • «12 февраля 1943-го».

О семье и вечных ценностях

Не перестают говорить кубанские поэты о семье, вечных, непреходящих ценностях. Непререкаемым авторитетом обладает поэт Александрович, член Союза писателей, лауреат литературных премий. Родился 10.04.1960 г. в Краснодарском крае (станица Кореновская), в Вербное воскресенье. Поэт печатается в именитых журналах: «Дон», «Москва», «Подъем», «Наш современник», «Роман-журнал 21 век», «Сибирь», «Пограничник», «Дом Ростовых», «Волга-21 век», «Родная Кубань». В газетах: «День литературный», «Литературная газета», «Российский читатель», «Литературная Россия». В настоящее время живѐт в городе Кореновске. Среди его шедевров - «Я иду по земле», «Седое сердце», «Над смыслом бытия», «Круг любви и родства» и другие.

Общественная деятельность

На Кубани функционирует две основные литературные организации:

  • Союз писателей России.
  • Союз писателей Кубани.

Союз писателей России на Кубани представляют 45 мастеров слова. В разное время в нем состояли Бакалдин В. Б., Варавва И. Ф., Зиновьев Н. А., Н. (действующий председатель филиала), Обойщиков К. А., Хохлов С. Н. и другие.

Союз российских писателей (30 членов) позиционируется как объединение людей «новой формации», сторонников демократических перемен. В нем больше представлены кубанские поэты «среднего» поколения: Альтовская О. Н., Гречко Ю. С., Демидова (Кащенко) Е. А., Домбровский В. А., Егоров С. Г., Зангиев В. А., Квитко С. В., Жилин (Шейферрман) В. М., Полещук В. В. и прочие талантливые авторы.

Гордость края

Неблагодарное дело - рассуждать, кто из писателей лучший. У каждого мастера слова свое видение мира, соответственно, свой уникальный слог, который может совпадать со вкусами читателей и критиков либо быть особенным, понятным единицам. Только официально в литературных Союзах состоят более 70 писателей Краснодарского края, не считая «самодеятельных», но от этого не менее талантливых авторов.

Но и среди многих выделяются личности, чей авторитет непререкаем, чьи работы удостоены государственных премий и наград. «Патриархами» кубанской поэзии с неоспоримым основанием можно назвать Бакалдина Виталия Борисовича, Варавву Ивана Федоровича, Голуб Татьяну Дмитриевну, Зиновьева Николая Александровича, Макарову Светлану Николаевну, Малахова Виктора Ивановича, Обойщикова Кронида Александровича, Образцова Константина Николаевича, Подкопаева Виктора Стефановича, Саакову Валентину Григорьевну, Хохлова Сергея Никандровича и других литераторов, воспевших славную Кубанскую землю.

Нетребко Анна Юрьевна
Нетребко Анна Юрьевна, российская оперная певица, сопрано, родилась 18 сентября 1971 г. в Краснодаре. Училась в Санкт – Петербургской консерватории. В 1993г. победила в конкурсе им. М.И. Глинки и приглашена в Мариинский театр. В 1995 дебютировала в Сан- Франциско (США)- роль Людмилы («Руслан и Людмила»). Широкую известность получила при исполнении роли Памины в «Волшебной флейте», Розины в «Сивильском цирюльнике». Анна Нетребко стала известна как исполнительница русских оперных партий. Уникальный голос, мировое признание, лауреат самых различных конкурсов. В 2003 вышел первый студийный альбом Анны Нетребко и стал самым популярным альбомов академической музыки.
В августе 2010 А. Нетребко исполнила с Филиппом Киркоровым песню «Голос» в своем новом творчестве –стиль кроссовер. Снималась в американском фильме «Дневники принцессы» в роли самой себя.
С 2006г. Нетребко А.Ю. гражданка Австрии, живет в Вене, сохранила гражданство РФ.
Герой труда Кубани. Народный артист России.

Захарченко Виктор Гаврилович
Захарченко Виктор Гаврилович, народный артист России и Украины, доктор искусствоведения, профессор, генеральный директор ГНТУ «Кубанский казачий хор, художественный руководитель и главный дирижёр, композитор, общественный деятель, родился в 22 марта 1938 в станице Дядьковской, Кореновского района, Краснодарского края. С детства мечтал стать музыкантом, окончил Краснодарское музыкально – педагогическое училище в 1960г. и Новосибирскую государственную консерваторию в 1967г.
В 1974г. возглавил Кубанский казачий хор, его талант, энергия и преданность казачьему краю не только возродили хор, но сделали его известным в России и во всём мире. Мощь казачьего духа, патриотизм, любовь к краю и России, монолитно слиты в песнях и плясках коллектива. Впечатление от выступления Кубанского казачьего хора остается на всю жизнь.
Всю жизнь Захарченко Виктор Гаврилович посвятил возрождению народного творчества, исследованию народной песни. Он автор более двухсот музыкальных произведений и более тысячи обработанных народных песен. Опубликовал ряд работ по истории народной песни.
За заслуги перед Россией и Кубанью, за возрождение народного искусства Захарченко В. Г. награждался наградами Российской Федерации – 4 Ордена, Беларуси, Украины, Болгарии, Вьетнама, наградами общественных организаций, казачьих обществ России, ведомственными наградами - ФСБ, МВД, церковными орденами.
Захарченко В.Г. – Герой труда Кубани. Почетный гражданин города Краснодар.

Образцов Константин Николаевич
Образцов Константин Николаевич, русский поэт, родился 28 июня 1877г. в г. Ржевске, Тверской губернии. Окончил Тифлисскую духовную семинарию. Как лучший ученик был направлен в Петербургскую духовную академию. Учился также в Юрьевском университете на историко- филологическом факультете. Служил священником во Владикавказской епархии. Занимался миссионерской деятельностью на Кавказе. Служил священником в Кавказском полку Кубанского казачьего войска, участвовал в Первой мировой войне, награжден орденом Святой Анны.
Как талантливый поэт и патриот написал много стихотворений, многие из которых стали песнями, в том числе казачьими, кубанскими. Произведение Образцова К. Н. «Ты Кубань ли наша родина, вековой наш богатырь» стала Кубанским гимном.
Судьба трагична, как и многих в годы революции, гражданской войны. По одним сведениям он умер от тифа в Краснодаре, по другим расстрелян ВЧК в 1920.

Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Музыкальная культура Кубани

Текст этой презентации

Музыкальная культура Кубани

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ» Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин ИЗУГРАФОВА Елена Николаевна Старомышастовская 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Освоение регионального музыкального наследия является весьма важной проблемой профессиональной подготовки кубанского преподавателя. Ранее региональный компонент образования составлял 10-15% от общего федерального, сегодня же историческое прошлое, культурное наследие Кубани стали основой предмета «Кубановедение», введенного во всех кубанских школах. Региональный компонент введен и в учебные дисциплины музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств. Презентация «Музыкальная культура Кубани» создана с учетом таких дидактических принципов как системность и доступность. Разработанное автором содержание обучения ориентировано на образование, воспитание и развитие личности обучающегося. Учебный материал структурирован связно и логично. В нем отражено два направления: изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиции, систему их духовных ценностей; изучение творческого наследия композиторов Кубани. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку она представляет собой систематизацию всей существующей на сегодняшний день информации о кубанской музыке, максимально освещая данную область, и предназначена именно для работы в детской школе искусств. Автором проведена серьезная работа по тщательной подготовке иллюстративного материала и фонохрестоматии.

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

ИЗ ИСТОРИИ… Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры (1811-1917 гг.). Есаул И.И. Кияшко в книге «Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска» пишет: «Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют себе певческий и музыкантский хоры».

Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

Наиболее продолжительное время, свыше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре. Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения как «Кантата памяти К.Д. Ушинского» и «Памятник» на стихи А.С. Пушкина.

Григорий Концевич

С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани.Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.

Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю. С именем А.Д. Бигдая связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки, при активном участии которого были поставлены оперы «Фауст», «Трубадур», «Запорожец за Дунаем». Появились театральный и художественный кружки. Популярность их вызвала к жизни необходимость образования «Общества любителей изящных искусств». Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Несколько позднее были открыты регентские классы.

В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И. Шаляпин. Екатеринодарцы имели счастье видеть и слышать знаменитого певца. Несмотря на высокие цены на билеты, к началу концерта театр был переполнен публикой. Очень тепло и радушно Ф.И. Шаляпин был встречен зрителями, всем хотелось слушать великого певца.Екатеринодарцы имели счастье встретиться с замечательным искусством Л.В. Собинова. Первый концерт «короля i споров» состоялся в Екатеринодаре в 1900 г. в здании второго общественного собрания (ныне гостиница «Краснодар»). Зал был переполнен, публика стояла па улице. Второй концерт Л.В. Собинова в Екатеринодаре состоялся через 12 лет.

Ф.И. Шаляпин Л.В. Собинов

В 1913 г. в Екатеринодаре с концертом выступил С.В. Рахманинов. «Собравшаяся многочисленная публика с истинным наслаждением прослушала всю программу в исполнении этого редкого музыканта, с превосходной своеобразной игрой». На вызовы публики С.В. Рахманинов исполнил несколько произведений, из которых «Полька» впервые исполнялась с эстрады. Знаменитому композитору и пианисту были преподнесены венок и множество цветов.

С.В. Рахманинов

Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.

В.П. Дамаев

Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил сразу две роли - Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и Радамеса в «Аиде» Д. Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета «Русское слово» писала об этом спектакле: «В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию».Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И. Шаляпин: «За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием».

В 1909 г. В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне - Париж, Берлин, Лондон. Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина» встретили восторженный прием у заграничного зрителя. В.П. Дамаев ездил по стране в гастрольные поездки с концертами. Он побывал в Архангельске, Рязани, Ярославле и в других городах. Приезжал В.П. Дамаев в родную станицу Отрадную,где давал концерты для земляков.

НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.

Освоение образцов фольклора может включать в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, игры народных праздников. Поскольку учащиеся уже имеют некоторый певческий опты, можно обратить их внимание на характер кантилены кубанских песен, широкое дыхание, своеобразную манеру исполнения, связанную с особенностями условий проживания людей на Кубани: звучащая песня разливалась по бескрайней степи и была слышна даже в соседних станицах.

Линейные казаки
Линией принято называть ту самую оборонительную линию, которую строил и укреплял на Кубани А.В. Суворов в 1777-1778 гг. Линейными впоследствии стали называть донских казаков и всех тех выходцев из России, которые служили на кубанской земле или позже переселились сюда на постоянное жительство (в частях Екатеринодарского и Майкопского линейных отделов, в Кавказском, Баталнашинском и Лабинском). Песни этих русских людей стали называться «песнями линейных казаков». Исторические песни черноморских и линейных казаков отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелегкой казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в боях за российские земли. Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.

При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание. С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

Образ Родины в казачьих песнях
«Ты, Кубань, ты наша Родина» - одна из самых популярных народных песен на Кубани, гимн Кубанской земли. При прослушивании в песне можно выделить восходящую квартовую интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее восходящее направление движения мелодии во фразах усиливает утвердительный, оптимистичный характер песни, ее пафос. В содержании песни подчеркивается, что поклон своей земле шлют ее сыновья, находящиеся в далеких странах «полуденных», в «турецкой стороне», но готовые постоять «за святую землю русскую». Можно предложить учащимся поговорить о содержании песни, текст которой (стихотворение Константина Образцова) был опубликован в 1915 г. в «Кубанском казачьем вестнике» и посвящен «казакам первого Кавказского казачьего полка в память боевой их славы». Стихотворение было написано в Турции на позициях действующих частей Кавказской армии и стало посланием любимой Родине из далеких турецких земель.

«Ой, тучки темны». Строевая песня о возвращении казачьего отряда из похода. «Ой, да вспомним, братцы, мы, кубанцы». Песня времен Великой Отечественной войны о героическом сражении казачьих отрядов с фашистами. Песня носит балладно-повествовательный характер, неторопливо развертывается во времени, рассказывая о смелом командире, обещающем своим воинам не забыть помощь и братскую поддержку, оказанную ему в бою. «За Кубанью, братцы, за рекою». Походная песня времен Гражданской войны о встрече казаков с войсками Буденного. «Слетайтеся, чайки, до морю». Песня о событиях Гражданской войны, о битве казаков Четвертого Кубанского полка с интервентами в Забайкалье. «Эсминец суровый на рейде стоял». Песня о событиях Великой Отечественной войны.

«Ой, Расея, ты Расея» (другой вариант - «Ты, Россия, ты, Россия, ты, Россиюшка моя. Про тебя, моя Россия, честь и славушка легла»). Историческая песня о казаке Матвее Ивановиче Платове, атамане Донского войска, участнике боев Отечественной войны 1812 г. В песне описывается эпизод, связанный с посещением Платовым, переодетым купцом, тыла французов во время войны 1812 г. «Я уезжаю на славный Кавказ». Походная песня линейных казаков о прощании казака, отправляющегося в поход, со своими близкими. «Ой, да мы стояли на горе». Походная песня линейных казаков о возвращении на Кубань из похода. «Ой, в саду вишенка цветет» (другой вариант - «Да в саду дерево цветет»). Строевая песня о проводах в поход молодого казака. «Не с-под тучушки да ветерочки дуют». Протяжная песня о предстоящей службе гребенских казаков на Тереке. В песне в поэтичной форме воспроизводится диалог казаков с царем, который объявляет им о предстоящих переменах в их службе.

Кубанцы участвовали в Отечественной войне 1812 г., Крымской военной компании (1854-1855 гг.), в освобождении Болгарии от ига Османской империи (1877-1878 гг.), в русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне, и все эти события нашли отражение в песнях: «Про 1812 год», «Про Платова», «Словно соколы крылаты», «Ехал казак из войны». Кроме военных событий в строевых песнях отражены картины мирной лагерной службы, учебных походов, казарменного быта. Любили казаки петь шуточно-игровые песни с подпляской на ходу и лихим задорным посвистом. Порой их шутка, юмор приобретали сатирический оттенок, высмеивающий отрицательные стороны воинского быта казаков, произвол, самодурство старших чинов. С особым волнением воспринимаются песни о гибели воинов на поле брани от ран, полученных в бою.

В чужих краях, на военной службе, как-то больше тянуло на грустные мотивы. А вот уж когда возвращались домой, то веселье и радость лились рекой. Воинов встречали всем обществом широко, хлебосольно, и музыканты с бандурами, гармошками, балалайками долго ходили за ними по пятам, напотешить их бравые душеньки песнями: «За Кубанью огни горят», «Из-за лесу, лесу копия, мечей», «Полно, братцы, вам, кубанцы», «Вспомним, братцы». Даже самый краткий обзор военно-исторических песен говорит о том, что практически все важные исторические события, происходившие в России (не только на юге, но и на западе, и даже в Сибири), нашли поэтическое осмысление в песенном творчестве казачества.

Песни продолжали создаваться и в XX веке, явившись эмоциональным откликом на события Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятнее всего, такая событийность, насыщенность событиями и стала причиной вытеснения из бытования былин и эпических былинных песен, занимавших значительное место в казачьем репертуаре вплоть до начала XX века. От военно-исторических песен как бы «ответвляются» военно-бытовые песни. Н.К. Пархоменко отмечает, что «в военно-бытовых песнях раскрываются характерные черты казачьего быта с его особым устройством, отражается социально-экономическая обстановка. Песни эти часто преисполнены лиризма и яркой эмоциональной насыщенности. Им присущи богатство и разнообразие приемов музыкально-поэтического развития, своеобразие и оригинальность композиции». Это такие песни, как «Вот скрылось солнце за горою», «Посадила розу», «Ой, тихо ехал над рекою», «Ой, как под грушей», «Ой, уж ты зоренька-зарница».

Также Н.К. Пархоменко указывает, говоря об исторических песнях, на возможность их исполнения как мужчинами, так и женщинами: «Так, военно-исторические и военно-бытовые песни относятся, как известно, к типу мужской протяжной лирической песни с ее развитым подголосочным многоголосием, с четко обозначенными в нем функциями голосов: запевалой - «заводчиком», «голосниками», «подголосником», «дишкантом» или дискантом. Мужские и женские голоса в хоровой партитуре располагаются и функционируют в соответствии с их музыкальными способностями, техническими, регистровыми и другими возможностями певцов». Обилие военно-исторических песен в казачьем песенном творчестве свидетельствует о преобладании чувства патриотизма в мировоззрении казака над остальными чувствами и настроениями.

Некрасовские казаки
Не могли не попасть на Кубань в 1688 г. русские песни вместе со служивыми донскими казаками атамана Петра Мурзенко. В песнях того времени воспевались походы, в которых искали вольной от царского гнета жизни отряды казачьих атаманов Ермака (1581-1585), Степана Разина (1630-1671), Кондратия Булавина (1660-1708) и его сподвижника Игнатия Некрасова (1660-1737), Емельяна Пугачева. Заметный след в истории заселения кубанского края русскими людьми оставили некрасовские казаки. Свое песенное богатство некрасовцы делили на ряд тематических пластов: песни об Игнате, служивые, песни беседные или компанейские (сюда входят и исторические песни), женские, свадебные, карагодные (хороводные), сердцебитные, уличные, пригудки (колыбельные), игровые (считалки), шуточные прибаутки; духовные стихи (песни речитативного характера). Это «Ой, воздолийка да далекого», «Не одна во поле дороженька» и многие другие. Жизнь в Турции, вдали от родной земли, наложила отпечаток на музыкальное наследие некрасовцев - многие песни, танцы насыщены упругими восточными ритмами, прихотливыми интонациями. Даже костюм некрасовцев заметно отличается от костюмов линейных и черноморских казаков.

Все песни, связанные с военно-исторической и военно-бытовой тематикой, образуют особую ветвь кубанского песенного фольклора - «мужскую» песню. Пение мужчин в церковных и полковых хорах стало распространенным к концу XIX века и стало играть важную роль в музыкальной и концертной жизни края. Женщины-казачки пели балладные, лирические, семейно-бытовые, свадебные, шуточные песни. Особую роль в пропаганде музыкального и певческого искусства играли созданные в 1811 г. музыкантский хор (по ходатайству атамана Ф.Я. Бурсака) и певческий хор (стараниями К.В. Российского). В каждой станичной школе пение было обязательным предметом, и почти в каждой православной церкви имелся свой церковный хор. 36 воинских частей Кубанского казачьего войска имели оркестры. В 1889-1895 гг. в Екатеринодаре работал общественный кружок любителей музыки. Многие родители стремились учить детей играть на музыкальных инструментах. Помочь в этом взялся известный общественный деятель Кубани, любитель-музыкант, собиратель казачьих песен Аким Дмитриевич Бигдай (1855- 1937 гг.). В 1897 г. он организовал и возглавил кружок любителей музыки.

А.Д. Бигдай

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог. С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.

М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

А.Н. Дроздов (1883-1950)-композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

Г.М. Концевич (1863-1937)-хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.

А.С. Пивень (1872-1962) –казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

Черноморские казаки
30 июня 1792 года особой грамотой Екатерины Черноморскому казачьему войску были пожалованы земли между Кубанью и Азовским морем. Екатерина согласилась отвести казачьему войску эти земли для поселения с таким расчетом: прекратятся казацкие бунты, время от времени вспыхивавшие в Запорожской Сечи, еще один источник беспокойства будет ликвидирован. Но не только это волновало императрицу. К тому времени между Россией и Турцией был подписан мирный договор, согласно которому Россия расширила свои владения и получила господство над Керченским проливом. Нужно было как можно скорее заселять новые земли, осваивать их, и, что самое главное - охранять. Обычные поселенцы могли бы с этим не справиться, для этого необходима строгая воинская дисциплина, умение воевать и постоянная поддержка боевой готовности - слишком уж много недружелюбных соседей окружали российский юг. И после визита Антона Головатого в Царское Село казаки начали готовиться к переселению.

Переселение на кубанские земли осуществлялось для казаков довольно болезненно. Дальняя дорога, примитивный транспорт, минимальный объем самого необходимого - нередко все это становилось причинами болезней или даже смерти членов семей казаков. Недаром любой переезд народная мудрость всегда сравнивала с пожаром - слишком уж велики были потери. Какие документы смогут отразить ту боль, которую испытывает человек, когда его заставляют покидать обжитые места, которые он всю жизнь считал своей Родиной? Все эти события нашли самое непосредственное отражение в протяжных песнях черноморских казаков. Тяготы переселения не сломили казаков, их веры в жизнь. На новые земли они, насколько это было возможно, принесли с собой то, что окружало их в былой жизни. Строя новую жизнь, казаки старались сделать ее похожей на ту, которая осталась далеко. Вот как пишет об этом известный историк И.Д. Попко: «Черноморцы говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. Настолько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях, в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, жениханье на вечерницах, и выбеленный угол хаты, и гребля с зелеными вербами, и вол в ярме, и конь под седлом – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украине гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого… Так, старая песня гетманской Украины живет неразлучно с поколениями народа, перенесшего своих пенатов с Днепра на Кубань, и звучит она тысячеустной повестью о славных делах и высоких качествах праотцов в завет правнукам, далеко ушедшим от предковских могил…»

Можно отметить ряд различий в костюме черноморских и линейных казаков. У черноморцев преобладала одежда запорожского образца, привезенная из Украины - синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который был надет кафтан красного цвета. Единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна - была утверждена в 18-м году. Этого образца придерживаются сегодня и фольклорные коллективы, исполняющие народные танцы и песни, что позволяет им передать национальное своеобразие и неповторимый колорит украинского фольклора. Возможно, что основой хореографических постановок стали более ранние образцы фольклора черноморцев (1-й пол. XIX в.), потому что унификация казачьей формы черноморцев и линейцев внесла свои коррективы в танцевальное творчество. К примеру, движения вприсядку в узких шароварах и черкеске (утвержденные в середине XIX века) будут смотреться совсем иначе, чем в широких шароварах и кафтане запорожского образца 1-й пол. XIX в. Причины такой унификации интересно объясняет И.Д. Попко: «Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем он (казак - Е.П.) усвоил себе живость и удаль своего противника». Свободная одежда в новых климатических и географических условиях, возможно, мешала резким и точным движениям, так необходимым при военных действиях.

Более того, изменения в костюме были еще и частью боевой тактики запорожцев, часто принимавшими одежду, вооружение и внешность своих недругов. Когда-то, еще в Сечи, во время конфликтов с татарами, как отмечает И.Д. Попко, «запорожцы одевались, вооружались, седлали коней и даже брили себе голову как крымские татары. Чтобы стать барсами для крымских гиен, они подходили к ним хамелеонами». В результате изменений в форме и черноморцы, и линейцы стали носить одинаковую форму, состоящую из черной черкески, темных шаровар, бешмета, башлыка, к которым зимой добавлялись бурка, папаха и сапоги. Характеризуя мундир черноморцев, И.Д. Попко отмечает, что в этом мундире соединились для черноморского казака его прошедшее и настоящее: кунтуш гетманской Украины и боевой наряд Кавказских гор. Наряд казачек состоял обычно из юбки и кофточки, непременной принадлежностью которых были рюши и оборки, подчеркивавшие стройную фигуру. Интересно, что в костюме казачек отсутствует сарафан, встречающийся практически во всех регионах России: и в средней полосе, и на Севере.

Черноморцы - название, введенное в русский официальный обиход для бывших днепровских казаков после изгнания их из Запорожья и незадолго до их переселения в Приазовье. Прежнее их имя «запорожские казаки» было изъято из употребления распоряжением правительства. За успешное участие в русско-турецких войнах по указу Екатерины II от 10 января 179О года бывшие запорожские казаки, жившие между Южным Бугом и Днестром, получают название «Верное Войско Черноморское», а казаков этого войска называют «черноморцами». В 1792 году жалованной грамотой Екатерина II разрешает черноморским казакам переселиться на новые земли «...в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка...». «Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». 25 августа 1792 года первые черноморцы высадились на Таманском берегу и стали заселять указанные земли. Черноморцы и здесь сохраняли общественные и боевые традиции и навыки своих предков запорожцев. Смелый, независимый характер украинских и русских казаков сыграл положительную роль в освоении, благоустройстве малообжитого, беспокойного края. Кавказские племена недружелюбно встречали новых поселенцев. Однако они скоро поняли, что перед ними появились люди крепкой воли, энергии, выносливости, равные им по мужеству, воинским доблестям, не терпящие насилия над собой.

С 1950 года на Кубани систематически изучается песенно-народное творчество фольклорными экспедициями Союза композиторов СССР. В этих экспедициях принимали участие композиторы А. Мосолов, В. Волков, Г. Плотниченко, музыковеды Н. Бачинская, С. Пушкина. Собранный музыкальный материал внимательно изучается. В итоге этой работы были опубликованы сборники: «20 кубанских народных песен», Краснодарское книжное издательство, 1954 год; «Пять кубанских народных песен», Музгиз, 1955 год; «Песни Краснодарского края», Советский композитор, 1959 год.
После этих публикаций интерес к музыкальному фольклору нашего края значительно возрос. Кубанские народные песни привлекли внимание музыкантов-профессионалов. Многие самодеятельные хоровые коллективы страны исполняют кубанские песни «Едет казак из дальнего края», «Летят утки», «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Московский композитор А. Мосолов написал симфонию на кубанские темы, композитор Г. Плотничеико — хоровую сюиту «-Кубань — земля Советская», фантазии для оркестра народных инструментов. Композитор П. Фомичев создал кантату «Кочубей» для солистов, хора и симфонического оркестра.
Десять кубанских народных песен, вошедшие в этот сборник, создавались народом в разное время. Различаются они и по жанровым признакам. Особый интерес представляют песни кубанского фольклора советского периода. Лирическая песня «Садилось солнце За горою» отражает события гражданской войны, казачья походная «То не тучи» — период Великой Отечественной войны. Созданные в разное время, две эти песни роднит общая патриотическая тема, чувство верности воинскому долгу, твердая вера в неминуемую победу правого дела.

Любовью к родному краю, к его необозримым просторам, гордостью за свой труд хлебороба проникнуты песни «Расцвела Кубань, как вешний сад», «По реке Кубани», «На полях кубанских», «Лети, моя песня». Их объединяет общая стилистическая черта — лиризм выражения героики и романтики наших дней.
По крупицам собирая драгоценности народной музыки и поэзии, творчески переосмысливая собранный материал, оттачивая и шлифуя его, автор обработок композитор Г. Плотничеико бережно относится к мелодическому и ладовому своеобразию кубанской песни, стремится сохранить ее специфический колорит.
Характерной чертой кубанской народной песни, определяющей ее своеобразие и неповторимость, является исторически сложившийся и откристаллизовавшийся в ней многонациональный «сплав». Песня впитала в себя интонационные, ладовые, метро-ритмические особенности и образный строй русской и украинской народной песни, а также не избежала влияния и других национальных культур, в частности адыгейской.
В некоторых произведениях преобладают исконно русские народно-песенные традиции. Здесь, прежде всего» следует назвать обработки песен «Горы закубанские» и «На полях, полях кубанских». Обращает на себя внимание голосоведение, допускающее параллельность квинтовых ходов, столь характерных для русских народных песен, переменный лад с элементами дорийских оборотов, выдержанность натурального минора и опора на его квинтовые устои (без терции). Жанровая определенность и яркая образность лихой казачьей песни «То не тучи» безусловно определили и стиль ее обработки, выдержанный в традициях русской солдатской песни. Здесь и острый, волевой синкопированный ритм, и характерные для строевых песен выкрики, восклицания. Превосходен своеобразный мелодический рисунок запева песни.
Близость к украинскому фольклору кубанских народных песен «Садилось солнце за горою», «Песня казачки» определила гармонический язык обработок и ритмическую структуру их сопровождения. В старинной шуточной песне «Задумала вража баба» сохранены оттенки украинского речевого произношения, бытующего в нашем крае.

Двойственная природа кубанской народной песни особенно характерно проявилась в ладовом строении обработок песен «По реке Кубани», «Лети, моя песня», «Песня казачки».
В обработках кубанских песен, сделанных Г. Плотниченко, ощущается стремление композитора максимально приблизиться к приемам и традициям, характерным для народно-песенной хоровой культуры Кубани.

Многоголосная ткань хоровых обработок соткана из вокально-осмысленных гибких мелодических линий, имеющих подчас совершенно самостоятельное значение. Особенно рельефно выражен подголосочный стиль народной полифонии в обработках песен «На полях, полях кубанских», «Лети, моя песня», «Расцвела Кубань, как вешний сад», «Горы закубанские».

Следует отметить, что выдержанная линеарность голосоведения, относительная самостоятельность каждого голоса или, хоровой партии не противоречит целостности образного восприятия песни.
Во многих обработках применяется столь характерный для кубанской народной песни мелодический каденционный оборот, когда изгиб верхнего голоса проходит от доминанты к тонике через вторую ступень («Садилось солнце за горою»,. «Лети, моя песня», «Песня казачки»).
Форма обработок кубанских народных песен во многом обусловлена индивидуальным своеобразием музыкально-поэтического содержания, жанровой конкретностью каждой песни.
Совершенно естественно, например, когда задумчивая распевность старинной песни «Горы закубанские» находит свое воплощение в широком хоровом полотне без инструментального сопровождения. Лиризм, задушевность песни еще более подчеркивается партией солиста на фоне общего хорового звучания. Автор обработок использует здесь специфические вокально-хоровые приемы музыкальной выразительности. При этом фактура хорового изложения остается вокально удобной и технически не сложной.
Некоторые песни, вошедшие в сборник, обработаны для хора в сопровождении баяна. Это вызвано стремлением изложить песню так, как она бытует в народе.

В баянном сопровождении, технически незамысловатом, строго выдерживаются стилистические черты, характерные для песни в целом. Ритмический рисунок, вариационная орнаментальность, гармонизация песни — все эти детали сопровождения скупо, но выразительно оттеняют главную мысль произведения, привносят новые штрихи в песенный образ.
Следует подчеркнуть еще одну особенность обработок кубанских народных песен Г. Плотниченко — их простоту и доступность, для исполнения.
Г. КОВАЛЕВ.

  • Лети, моя песня. Записана в 1961 г. в городе Славянске-на-Кубани от Антонец И. М. Литературная обработка В. Подкопаева
  • То не тучи. Записана в 1956 г. в станице Новопокровской от группы колхозниц сельхозартели им. Кирова. Запевала Немыкина Е. А. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Горы закубанские. Записана в 1957 г. в ст. Гостагаевскои от Кишенек М. Д., Третьяченко С. К. и Подлесного И. Т. Литературная обработка В. Подкопаева
  • Песня казачки. Записана в 1952 г. в ст. Староминской от Юренко С. М. и Чуприной Т. Т.
  • Садилось солнце за горою. Записана в 1954 г. в г. Крымске от Заспа Г. М. и Малукало М. М. Литературная обработка В. Попова
  • Кукушечка. Записана в 1948 г. в ст. Марьянской от колхозника сельхозартели «Красный Хуторок» Коваля Г. Л
  • Задумала вража баба. Записана в ст. Староминской от Фомичева П. П.
  • На полях, полях кубанских. Записана в 1950 г. в поселке Пашковском от Пономаренко К. И.
  • Расцвела Кубань, как вешний сад. Записана в 1962 г. от Менюк Е. Н. в ст. Новопокровской. Литературная обработка В. Подкопаева.
  • По реке Кубани. Записана в 1952 г. в ст. Линейной от Шелест М. И. Литературная обработка В.Подкопаева

Спасибо Ирине за сборник!

В России нет человека, который не знает песен нашего знаменитого земляка Григория Пономаренко. Правда зачастую их считают народными, потому что они мелодичны, лиричны и очень душевны. «Ивушка», «Тополя», «Не жалею, не зову, не плачу» и, пожалуй, самая знаменитая - «Оренбургский пуховый платок». Эти песни захватывают дух, вызывают мурашки по коже.

Лучший подарок - пуховой платок

«В этот вьюжный, неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог, ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок…». При звуках этой песни почти у каждого человека начинает щемить сердце. А дальше от любви и нежности и вовсе наворачиваются слезы: «Я готова тебе, дорогая, не платок, даже сердце отдать…»

Говорят, Григорий Пономаренко посвятил эту песню своей маме.

«Когда я был еще молодым корреспондентом, довелось брать интервью у недавно приехавшего на Кубань Григория Пономаренко (позже мы встречались часто), - рассказывает писатель Владимир Рунов. - И мне, конечно, было любопытно, как он написал эту песню. Григорий Федорович рассказывал: пошел он как-то покупать матери подарок на день рождения, но не знал, что именно выбрать. Решил посоветоваться с продавщицей в галантерейном отделе. Та посоветовала: лучший подарок - оренбургский платок. Пономаренко отправился на базар. У одной из торговок весь прилавок был устлан этими платками. Она не просто предлагала купить красивую вещицу - сняла с пальца обручальное колечко и пропустила изделие сквозь него. Мол, именно таким тонким и изящным должен быть этот платок. Подарок был куплен. Но увиденное произвело на Григория Федоровича такое впечатление, что потом он вместе с поэтом Виктором Боковым написал одноименную песню….»

Позже, когда Людмила Зыкина своим мелодичным голосом спела про оренбургский платок, песня завоевала все страну. И наверняка сыграла на руку производителям кружевных изделий. Наверное, во всем Советском Союзе не осталось ни одной женщины, которая бы тут же не захотела получить такую вещь в подарок.

На Кубань Григорий Пономаренко приехал, уже будучи известным человеком. Научившись играть на баяне в раннем детстве, любовь к музыке он сделал своей профессией. В середине 50-х годов его песни, вместе с известными артистами, уже пела вся страна.

Григорий Пономаренко на заводе по производству оренбургских пуховых платков. Фото: Из личного архива

«Жил в другом измерении»

Рассказывает Татьяна Василевская, журналист, издатель, лауреат премии Григория Пономаренко:

«Григорий Федорович не раз делился: его песни быстро завоевывали популярность - их пели на концертах, на праздниках, за столом, на улицах. Это ли не самая высокая похвала! Но при этом завистники хулили его творчество, издатели не хотели печатать, называя его деревенским баянистом. Но признание никогда не зависело от воли чиновников. Слава шагала за ним не только по нашей стране. В те годы ни один праздничный концерт, «Огонек» не обходился без песен Пономаренко в исполнении Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Людмилы Зыкиной, Екатерины Шавриной.

Лирическое начало музыки Пономаренко и таланта певиц сливались гармонично, становились образами России. В песнях все было истинно, правдиво, искренне: и печаль, и удаль, и верность, и сердечность. А потом были другие песни, становившиеся популярными мгновенно: «Растет в Волгограде березка», «Тополя». Их вскоре запоют Нани Брегвадзе, грузинский квартет «Орэра», югославская певица Лили Петрович, японский квартет, польский ансамбль, канадская группа. Да как!

Людмила Зыкина как-то рассказывала, что однажды в Канаде ей показали сборник псалмов, в котором был опубликован текст песни «Оренбургский пуховый платок». Каково же было их удивление, когда они узнали, что у этих стихов есть автор - Виктор Боков. В Болгарии в эти же годы был создан коллектив, в репертуаре которого были песни одного композитора - Григория Пономаренко.

Григорий Пономаренко и Вероника Журавлева со строителями БАМа. Фото: Из личного архива

Пономаренко колесил по стране, не было фестиваля, куда бы его не приглашали. Эти концерты собирали звезд, но самым востребованным был Григорий Федорович. В каждой такой поездке он бил рекорды встреч со зрителями. Снег, пурга, проливные ливни, плохие дороги, нелетная погода, отсутствие респектабельных концертных площадок - ничто его не останавливало. Он по первой просьбе поднимался и летел на БАМ, в Нарьян-Мар, Сыктывкар, на Камчатку и еще, бог знает, в какие дали. Платили за это копейки, но деньги никогда для Григория Федоровича многого не значили. Ему для жизни так мало нужно было - баян, нотная бумага, стол, который ему заменяли капот машины, пенек, собственное колено. Он действительно жил в другом измерении».

Кубань вас поет…

В Союз композиторов Григория Пономаренко приняли только в 1974 году. Не торопились коллеги с признанием. Но он не расстраивался. В творчестве все складывалось более чем неплохо. Десять лет он прожил в Волгограде, где его по-настоящему любили.

Однажды Григорий Федорович получил письмо от первого секретаря краснодарского крайкома партии Г.С. Золотухина: «Кубань Вас поет, любит, приезжайте к нам». А вскоре в Волгоград приехала начальник управления культуры крайисполкома Марина Шапиро, встретилась с известным композитором и пригласила на Кубань. Казачий хор тогда остался без художественного руководителя. И ей казалось, что лучшего руководителя не найти.

Григорий Пономаренко посещает виноградную плантацию. Фото: Из личного архива

«Однако уехать из Волгограда было не так просто, - продолжает Татьяна Василевская. - Тракторный завод, с народным хором которого работал Пономаренко, был категорически против. Гаишникам была дана команда не выпускать композитора из города. Стражи порядка, к их чести будет сказано, этой команды выполнять не стали. Отличника советской милиции (такое звание было присвоено композитору) волгоградские стражи порядка встретили радушно и пожелали удачи».

Кубань встретила Пономаренко восторженно. Первые песни Григорий Федорович написал на стихи Ивана Вараввы. Очень плодотворным было сотрудничество с Сергеем Хохловым. Словом, работал на одном дыхании. С хором, правда, не заладилось.

Настороженно встретили знаменитость только в Союзе композиторов. Вот как об этом вспоминал сам Пономаренко:

«Собрались композиторы, сидят хмурые, невеселые. Я проиграл и пропел тринадцать песен. Выступали зло, все свели к тому, что я не знаю фольклора Кубани. На следующий день меня пригласили в организацию СК. Там был секретарь крайкома партии И.П. Кикило. Он и собрал всех композиторов. Разговор был коротким. «Товарищи, вы знаете этого человека? - спросил Иван Павлович и, не дожидаясь ответа, представил меня: - Это заслуженный артист РСФСР, известный композитор Григорий Пономаренко. А знаете его песни?» И пропел «Ивушка зеленая, над рекой склоненная», потом «Оренбургский пуховый платок». «Узнали хотя бы эти две песни? А их у Пономаренко множество, - продолжил Кикило, - и народ поет их, любит. Вы нехорошо поступили. Вам бы за советом к Григорию Федоровичу обратиться».

За что судьбу благодарил

Лариса Новосельская, председатель краевого отделения «Союза писателей России»:

«Григорий Федорович был человеком мягким, открытым, искренним. Несмотря на свою известность, он откликался на любые просьбы. Едет агитбригада в поле чествовать колхозников? Пономаренко с радостью присоединялся и отправлялся выступать на полевой стан. Вы представляете, как его там ждали, как встречали?! Он с большим уважением относился к людям труда, и они это понимали, отвечали ему огромной любовью. Он был гением своего времени. Нередко его песни считали народными. Но разве это не лучшая похвала? Власть его тоже любила. Но он никогда не относился к ней подобострастно. Не терпел этого и в отношении себя».

На Кубани Григорий Пономаренко нашел свою любовь - Веронику Журавлеву. Фото: Из личного архива

Кубань стала для Пономаренко второй родиной, счастьем и судьбой. Вот как он сам об этом писал:

«Здесь я встретил то, что искал всю жизнь. Полсвета обошел, а встретил здесь свою любовь, свою песню - Веронику Журавлеву. И покатил по кубанским станицам, аулам Адыгеи, где мои песни знали, любили, пели. Здесь в 1990 году был удостоен звания народного артиста СССР. Мне ли не любить тебя, моя Кубань, и всех кубанцев, поющих мои песни, в любую погоду заполнявших концертные залы! Мне не всегда здесь было легко, но несмотря ни на что, я всегда благодарил судьбу за то, что живу в чудесном крае. С чудесными людьми».