Работа

Куинджи лунная ночь где находится. Лунная ночь на Днепре А

Живописцу, «художнику света» Архипу Куинджи 27 января исполнилось 176 лет со дня рождения. Поражает не только мастерство Куинджи в создании удивительных пейзажей, но и то, с каким упорством он шёл к своей цели – стать художником. Во многом он стал новатором в живописи, а еще провел первую в России выставку одной картины. Ею стала «Лунная ночь на Днепре», чтобы увидеть шедевр зрители были готовы часами стоять в очереди.

Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии. Интерес к живописи у Куинджи появился в детстве, учился он не очень хорошо, зато рисовал на всем, что попадало под руку – обрывках бумаги, заборах, стенах. В 14 лет по совету знакомых он поехал в Крым в Феодосию, чтобы стать учеником знаменитого Ивана Айвазовского. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Архип вернулся в родной Мариуполь, работал ретушером у местного фотографа, потом уехал в Таганрог, продолжал работать ретушером.

В 1865 году, когда Куинджи было 24 года, он решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первые две попытки оказались неудачными. Однако художник не опустил руки – он продолжал учиться самостоятельно, наблюдая за природой. Художник создал картину «Татарская сакля в Крыму» (до наших дней она не сохранилась). Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Он попросил разрешение сдавать экзамены и с третьей попытки стал вольнослушателем в Академии.

Архип Куинджи «На острове Валааме», 1873

Куинджи увлекли идеи передвижников, и он к ним присоединился. Художник много путешествовал, неоднократно бывал на острове Валаам, создал картину «На острове Валааме», которая выставлялась в Вене, а потом её купил Павел Третьяков. Каждая новая работу вызвала у публики все больше восхищения. На пятой выставке передвижников он представил картину «Украинская ночь», она впечатляет декоративностью пейзажа и светом, который, кажется, исходит от самого полотна.

Архип Куинджи «Украинская ночь», 1876

С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Выяснилось, что этот критик – художник Михаил Клодт из ревизионной комиссии Товарищества передвижников. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, поэтому решил уйти сам. Впрочем, живописец уже давно шел собственным путем, а общество передвижников было для него во многом сдерживающим фактором. Однако со многими художниками-передвижниками у Архипа Ивановича остались дружеские отношения.

После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». За это время в мастерской художника побывали Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Иван Краской и другие. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится. Но Романов просил оставить картину за ним.

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1800

Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Это стала первая в России выставка одной картины. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Эффект был ошеломительный. Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. Многие даже заглядывали за картину в надежде найти лампу и уличить художника в шарлатанстве. А секрет был в мастерском умении Куинджи играть на контрастах и постоянных экспериментах с цветопередачей.

После выставки картину в свою коллекцию забрал князь Романов. Она настолько ему понравилась, что он не хотел расставаться с ней даже во время кругосветного морского путешествия. Иван Тургенев был в ужасе от этого поступка, он переживал, что сырость может ее испортить. Так и произошло, под действием морского воздуха краски потемнели, но при этом своей красоты картина не утратила.

Сейчас картина «Лунная ночь на Днепре» (холст, масло 105х144) хранится в Русском музее в Петербурге. В 1882 году Куинджи сделал два авторских повторения. Первое хранится в Третьяковской галерее в Москве, а второе – в Симферопольском художественном музее.

После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы. Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Совсем затворником Архип Куинджи не стал, он основал Общество независимых художников, преподавал в Высшем художественном училище при Академии. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.

Архип Куинджи «Христос в Гефсиманском саду», 1901

Многие считали, что художник исчерпал себя. Но это было не так. Куинджи до конца своей жизни ежедневно продолжал работать. Шедевры, которые он создал в последний период своего творчества, например, «Радуга» и «Христос в Гефсиманском саду», не уступают по своей значимости «Лунной ночи на Днепре». В 1910 году художник, будучи в Крыму, заболел воспалением легких. Оправиться от недуга он не смог. Куинджи не стало 24 июля 1910 года, ему было 69 лет.

Интересный факт о семье художника

Всю жизнь художника поддерживала его супруга обрусевшая гречанка Вера Куинджи (Кетчерджи-Шаповалова в девичестве). Знакомы они были чуть ли не с детства. Вера отказывала всем претендентам на руку и сердце, а когда художник стал известен и разбогател, отец девушки разрешил ей наконец-то выйти за него замуж в 1874 году. Они любили исполнять дуэтом вместе музыкальные произведения, часто путешествовали. Жена взяла все заботы о Куинджи на себя, даже содержала в порядке его кисти и палитру. Детей у них не было.

Одно из последних фото художника

Архип Куинджи вместе с женой вел скромный образ жизни, хотя средств у него было достаточно – картины мастера высоко ценились. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.



«Лунная ночь на Днепре» (1880) - одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Какие? Вот это мы сейчас и узнаем...





Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.


Дом в Санкт-Петербурге, в котором находится квартира Куинджи, часто называют "Домом художников", так как здесь в разное время жили многие русские живописцы: А. Беггров, Е. Волков, М. Клодт, И. Крамской, братья Чернецовы.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Великий князь Константин Константинович

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.




А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.



И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.




Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.






И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему - особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.





Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

1. Куинджи работал над картиной «Лунная ночь на Днепре » около полугода. Еще за несколько месяцев до завершения работы по Петербургу разнеслись слухи о невероятной красоте этого произведения. Под окнами его мастерской выстраивались длинные очереди. Каждый хотел хотя бы глазком взглянуть на это произведение искусства. Куинджи пошел навстречу петербуржцам и приоткрыл завесу тайны. Каждое воскресенье художник растворял двери своей мастерской для всех желающих ровно на 2 часа.

2. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С.Тургенев , Д.И. Менделеев , Я.П. Полонский , И.Н. Крамской, П.П.Чистяков . В одно из воскресений к художнику зашел скромный морской офицер и поинтересовался стоимостью картины. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Но офицер ответил: «Хорошо. Оставляю за собой.». Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции.

3. «Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Важно, что это была первая в России выставка одной картины. И люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Именно так стали называть Куинджи поклонники его творчества.

4. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Идея пришла к нему во сне: чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам - сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны заливал своим глубоким завораживающим светом всю комнату. Многие из них заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу, чтобы уличить автора в шарлатанстве. Но её не было.

5. В этой картине Куинджи удалось показать всю красоту природы спокойной и безмятежной украинской ночи – величественный Днепр, ветхие мазанки и холодное сияние лунного света. И.Е. Репин вспоминал, как десятки людей стояли перед полотном «в молитвенной тишине» со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

6. Ходили слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии . Завистники с презрением утверждали, что рисовать ими – большого ума не надо. Суеверные вовсе обвиняли мастера в том, что он находится в сговоре с нечистой силой.

7. Секрет «художника света» заключался в фантастическом умении художника играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей. В процессе создания картины он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. В этом Куинджи помогал его близкий друг – Д.И.Менделеев.

8. Картина так понравилась новому владельцу – Великому князю Константину, что решил не расставаться с ней даже в путешествиях. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. И.С.Тургенев пришёл от этого в ужас. Он писал Д.В.Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина…вернется совершенно погубленной.». Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен. Конечно, сырость, ветер и воздух, пропитанный солью, негативно сказались на состоянии холста. Краска потрескалась и поблекла. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя.

9. Картина имела огромную популярность. Это подтолкнуло Куинджи на создание еще двух авторский копий «Лунной ночи на Днепре». Они были написаны спустя 2 года – в 1882. Первая хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве , другая – в Ливадийском дворце в Ялте .

10. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Свой поступок объяснял так: «...художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.». За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.

11. Музей-квартира талантливого мастера находится в знаменитом «доме художника» в Биржевом переулке. С инициативой создания музея-квартиры выступил ученик Куинджи – Николай Рерих . К сожалению, открыть экспозицию удалось лишь в 1991 году – к 150-летию художника.

СПРАВКА КП

Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Там он подружился с В.М.Васнецовым и И.Е.Репиным, познакомился с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского . С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». В период 1894-1897 годов Куинджи руководил высшим художественным училищем при Академии Художеств. Его учениками были А. Рылов , Н. Рерих, К. Богаевский. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре" October 18th, 2016

«Лунная ночь на Днепре» (1880) - одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.

Какие? Вот это мы сейчас и узнаем...

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.А потом картина была выставлена в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, "достоявшиеся" до картины. Именно "достоявшиеся" - в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.

Рерих еще застал живым служителя Максима, который получал рубли (!) от тех, кто пытался пробраться к картине вне очереди. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а весьма скромный по размеру пейзаж. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.

А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу.

И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.

Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.Может быть, это происходило потому, что А.И.Куинджи сосредоточил свои усилия на иллюзорной передаче реального эффекта освещения, на поисках такой композиции картины, которая позволила бы максимально убедительно выразить ощущение широкой пространственности.


Знаменитый художник Архип Куинджи, 1907

И с этими задачами он справился блестяще. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д.И.Менделеевым и др.). Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора. Однако это не совсем верно. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна. Применяя в картине дополнительные цвета, усиливающие друг друга, художник добивается невероятного эффекта иллюзии лунного цвета. Правда, известно, что эксперименты все-таки были. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. К сожалению, из-за неосторожного смешения химически несовместимых красок, полотно сильно потемнело.

Создавая это полотно, А.И.Куинджи применил сложный живописный прием. Например, теплый красноватый тон земли он противопоставил холодно-серебристым оттенкам и тем самым углубил пространство, а мелкие темные мазки в освещенных местах создали ощущение вибрирующего света. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Поэт Я.Полонский, Друг А.И.Куинджи, писал тогда: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь?» Поэт К.Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И.Е.Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А.И.Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему - особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина.

Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. И.С.Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д.В.Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина... вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр.». Он даже посетил великого князя в Париже, пока его фрегат стоял в порту Шербурга, и уговаривал того прислать картину на короткое время в Париж.

И.С.Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок, и пейзаж стал темнеть. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А.И.Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного.

Справедливости ради, нужно заметить, что благодаря огромной популярности картины, Куинджи создал еще две копии Лунной ночи, первая картина хранится в Государственной Третьяковской Галерее, другая находится в Ливадийском дворце в Ялте и третья в Государственном Русском музее в Петербурге.

источники