Интернет

Культура и история.

В середине III в. н.э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немногочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы. В Причерноморье и Приазовье готы разрушили многие античные центры, в том числе город Танаис в устье Дона, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных племен.


В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе Европейский хронист Иордан пишет «О происхождении и деяниях готов »: «... Когда вышеназванные племена (готов) жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды (Азовское море), то имели, как известно, королем Филимера ».

«Славный подчинением столь многих (племен), он (Германарих) не потерпел, чтобы... племя герулов (германское племя Готского союза)... не подчинилось его власти... Вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота (Азовское море), в топких местах... Они также, наряду с остальными племенами, покорились королю готов Германариху ».

Племена союза оставили древности так называемой Черняховской археологической культуры . Основное оседлое население Черняховской культуры обитало к западу от Днепра, вплоть до территории современной Молдавии. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. В эту зону входили и донецкие степи.

Одно из погребений сарматского кочевника обнаружено в кургане у города Моспино. Погребенный мужчина лежал в могиле с подбоем. Рядом с ним были положены большой железный меч, бронзовая фибула (большая булавка для закрепления плаща), красивый фигурный Черняховский кувшин черного цвета и простой глиняный горшок. Сверху могилы на деревянном перекрытии находился скелет коня.

7. Кочевники на территории Донбасса


Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Предположительно оно существовало в VIII-X вв. Его площадь составляла свыше 120 га. Во время раскопок археологи нашли сокровища древнего хазара - набор клещей, щипцы, стремена, пряжки.

В первой половине IX в. в донецкие степи приходят тюрки. Одновременно с ними в приазовских степях появляются половцы и печенеги. Киевские князья неоднократно ходили на них походами. По версии историков, знаменитая битва 12 мая 1185 г. князя Игоря с половцами, ставшая сюжетом «Слова о полку Игореве », произошла на землях Донетчины.

Тюркоязычные племена половцев оставили в наших степях яркие произведения средневекового искусства, ставшие своеобразной визитной карточкой края. Это половецкие скульптуры. В 18 веке их называют "человек камен" или "девка камена", но более известное название "каменная баба". "Баба" в переводе с тюркского - отец, сильный, уважаемый, воин - богатырь.

Половцы ставят их на курганах в честь своих предков. Изображаются как мужчины, так и женщины, которые занимали высокое положение в половецком обществе - ханы, главы родов, знатные воины и их жёны. Для половецких каменных изваяний характерна статичность позы со сложенными под животом руками, которые даржат сосуд (чашу) ритуального назначения. Вероятно, он служил для жертвоприношения, то есть “угощения идола”.

В экспозиции музея истории города Харцызска можно увидеть изваяние знатного половецкого воина, которое обнаружено в 70-х годах 20 века во дворе шахты № 21 (Макеевский район) в курганной насыпи. На территории поселка Троицко-Харцызск до недавнего времени находилось шесть каменных половецких изваяний. По сведениям местных жителей, много половецких скульптур было на территории посёлка Зуевка.

Фрагменты верхней части ещё двух скульптур половецких воинов находятся в музее истории Харцызска. Они обнаружены в поселке Зуевка. В первой половине XI в. вслед за печенегами в донецкие степи пришли торки. Память о них сохранилась в названии рек - Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец; а также населенных пунктов - г. Тор (Славянск), г. Краматорск, с. Торское.

8. Заповедник «Каменные могилы »

Заповедник «Каменные могилы », исследовавшийся экспедициями во главе с М.Я. Рудинским, Н.И. Веселовским и О.Н. Бадером,расположен вне пределов нашего края, но поскольку Донбасс включает в себя и часть Приазовья, невозможно не упомянуть этот удивительный комплекс.Это уникальное творение природы. Кристаллические породы, которые находятся на территории заповедника, по некоторым аспектам не имеют аналогов в мире. Здесь также можно встретить растения, которые занесены в Красную Книгу и больше нигде не встречаются на планете.

Посреди степи - камни в виде кургана. Они являют собой скальные выходы высотой 50–70 м, образовавшиеся, как считают археологи, минимум 2 миллиарда лет тому назад вследствие извержения вулкана. Одни называют заповедник «горной страной в миниатюре ». Другие считают, что под курганом покоится прах предков. А третьи полагают, что это сооружение служило для культовых целей.

По периметру заповедника расположены два кольца курганов. Цепь гор состоит из западной и восточной гряды. В западной находятся вершины «Лягушка » и «Острая », «Медведица с маленьким Медвежонком », «Динозавр ». В восточной - вершины «Малая Панорамная » (или «Мышь »). Также есть вершины «Южная », «Скорбящая Вдова », «Витязь », «Панорама ».

Высота вершин 200 м. Но под самими скалами, как объяснили сотрудники заповедника, никаких погребений нет. А название связано с тем, что у славян было принято любое возвышение или насыпь называть «могилой ». У центральной усадьбы заповедника выставлены древние каменные бабы, свезённые с разных мест в степи. По периметру заповедника расположены скифские погребальные курганы. Первое кольцо курганов диаметром 5 км, второе - 17 км. В 1992 году на вершине могилы «Острая » найден камень с наскальной тайнописью. По одной из версий это запись о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса.

Общий пейзаж Беш Таш (в переводе “пять гор”) создает иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира по воле кудесницы-природы ущельями, обрывами, крутыми склонами… чтобы сохранить первозданность загадочных гротов, пещер, оврагов и сухого русла реки Каратюк, что вьется между грядами.

В межгрядной части заповедника, где залегание гранитов глубоко, простирается в западном направлении травно-типчаково-ковыльная степь, а на юго-западе скальные породы обнажаются в виде больших плоских плит с редкими отдельными буграми, образующими плоскогорье. В восточной части эта картина повторяется в миниатюре.

Археологи считают, что данная местность была культовой для представителей ямных, катакомбных и срубных культур. А по версии академика Кудряшова, при битве на Калке именно у «Каменных могил » был расположен укрепленный лагерь киевского князя Мстислава.

Памяти погибшим русичам в 1998 году был установлен поклонный крест и часовня Ильи Муромского - покровителя казаков. Ученые нашли здесь много наскальных рисунков и надписей разных времен. Некоторые из рисунков перекликаются по аналогии с начертаниями древней Месопотамии. А некоторые оставлены шумерами и скифами.Чтобы увидеть начертания, нужно обследовать внутренние проходы и гроты Каменных Могил.

Как знать, быть может, люди, добывавшие кремень в штольнях села Широкое, хоронившие своих близких в Мариуполе, приходили сюда для отправления ритуала. По поводу Каменной могилы тоже ведутся споры. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного…

Выводы

Археологические исследования последних лет доказывают, что Донбасс был заселён в далёкой древности, начиная с эпохи палеолита. В более поздний период здесь жили в основном кочевники, скифы, сарматы, печенеги, половцы и другие.


Значительный вклад в исследование археологических памятников Донбасса внесли известные археологи Городцов В.А., Цвейбель Д.С., Шаповалов Т.А., Моруженко А.А., Сибилёв Н.В., Локтюшев С.А, Евсеев М.В., Телегин Д.Я., Шапошникова О.Г., Гладилин В.Н., Братченко С.Н., Татаринов С.И., Привалова О.Я., Швецов М.Л.

По своему масштабу и количеству найденных предметов Амвросиевская стоянка , является наиболее крупным из известных памятников позднего палеолита в Европе. Здесь была обнаружена одна из самых уникальных находок эпохи палеолита – каменное рубило, возраст которого определен примерно в 200 тысяч лет.

Богат своими находками и Мариупольский могильник. Здесь учёные обнаружили образцы реалистического искусства и предметы, доказывающие существование у людей, захороненных в могильнике, системы религиозных верований.

На берегах рек Крынка, Бахмутка, Казённый и Сухой Торец располагались так называемые кремнеобрабатывающие мастерские. Археологи доказали, что изделия из этих мастерских поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области. Уникальными являются находки Передериевой Могилы. Самая главная находка - золотое навершие скифского царского парадного головного убора, не имеющего аналогов в археологии.

Очень богатое женское захоронение раскопано в 1984 году у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района под невысокой курганной насыпью.Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Учеными-краеведами доказано, что события, которые отображаются в "Слове о полку Игореве", происходили на территории Донецкого края.

Заповедник «Каменные могилы » создаёт для нас иллюзию миниатюрной горной страны, отрезанной от мира и таящей в своих гротах множество тайн и загадок, над решением которых учёные спорят до сих пор. Большинство исследователей считает это место культовым. Однако здесь еще много загадочного… Изучая историю родного края, мы узнаём много нового, интересного, открываем для себя неизвестные ранее имена, факты и события. Ведь история - это наше с вами прошлое, настоящее и будущее, которое будет строиться нашими руками.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование истории нашего края делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях.

Список источников и литературы

1. История Донбасса От Древности До Наших Времен.
2. История родного края (Часть первая). Учебное пособие для 6-9 классов / Авторы: А.В.Колесник, В.А. Пирко, С.М. Нестерцова, Е.В. Щербинина. - Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал » 1998, - с. 320.
3. Столяр А. Д., Мариупольский могильник как исторический источник (Опыт историко-культурного анализа памятника)/Советская археология, Советская археология 1955 №23, М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 360 с.
4. А было ли Дикое поле диким?Валерий Герланец.//"Газета Вечерний Донецк", Донецк, 2013г.
5. Половецкая ханум. М.Н.Швецов // БАТЫР. Традиционная военная культура народов Евразии. № 6. 2013-2015. М., 2015. 112 с.
6. Каменные могилы // Заповедная природа Донбасса / составитель А. З. Дидова. - 2-е дополненное. - Донецк: Донбасс, 1987. - С. 25-33. - 168 с.
7. Кудряшов К. В. О местоположении реки Калки // Вопросы истории, 1954, № 9, с. 118-119.
8. Борисковский П. И., Праслов Н. Д. Палеолит бассейна Днепра и Приазовья. Свод археологических источников. А1-5. М.-Л. Наука. 1964 г. – 56с.
9. Панова Л. С. Каменные могилы:Путеводитель. - Донецк: Донбасс, 1981. – 134 с.
10. Цвейбель Д. С. Рассказы о каменном веке Донбасса/Неизвестное об известном- Донецк, 1978. – с.7-37.
11. Плетнева С. А. Кочевники Средневековья - М., 1982. – 190 с.
12. Плетнева С. А. Хазары - М., 1976. – 96 с.
13. Матюшин Г. Н. У колыбели истории - М., 1972. – 256 с.
14. Мозолевський Б. М. Скіфський степ - К., 1989. – 200 с.

#русскиймир #донбасс #донецк #донецкийрегион

Начиная с XVI столетия судьба Донецкого региона и его населения тесно связана с Российским государством, что отразилось на экономическом и культурном развитии Донбасса. Несмотря на то, что у ряда ученных сформировалось мнение о том, что Донецкие степи исторически представляли собой нелюдимую «Необузданную область», пребывавшую за пределами границ региона существования так называемых «культурных народов», территория Донбасса с давних времен считалась составляющей евразийского степного коридора. Например, донецкий археолог Э.Е.Кравченко утверждает, что указанная территория практически во все периоды своей истории представляла собой сформированный густонаселённый район.

В особенности это касается территорий, близлежащих к Северскому Донцу и Азовскому морю, где всегда было более или менее многочисленное оседлое население. Это население всегда было полиэтничным. Формирование региона проходило в рамках тех же исторических действий, что и формирование соседних с ним земель.

Если сравнивать Донбасс и Россию, то можно сделать вывод, что Донбасс так же полиэтничен, как и Российская федерация. Как отмечают донецкие историки Л.А.Крутова и О. Б.Пенькова, уже после вхождения Донецкого края в ХVІІІ — начале ХІХ столетия в состав Российской империи как неотъемлемой части широкого историко- культурного региона Новороссия, его характерной особенностью было то, что заселение, инфраструктура, характер существования здесь создавались в течение относительно кратковременного периода.

Достаточно стремительными темпами подходило его хозяйственное осваивание . Все это привело к тому, что на Донбассе сформировался высокий уровень самоидентификации населения и собственный нравственный мир, к отличительным особенностям которого можно отнести, прежде всего, русский язык как родной и как язык межэтнического общения; русская культура, православие; понимание общих исторических корней с Россией.

Взаимосвязь с жителями Российской Федерации повлияла на формирование донецкого характера, который включает в себя такие качества как: усердность, твердость и упорство в достижении поставленной цели, решимость, устойчивость перед возникающими трудностями, предприимчивость, способность брать ответственность на себя, коллективизм и сильный темперамент. Как и россияне, дончане глубоко патриотичны и обладают высокой силой духа, они способны до последней капли крови защищать свою землю, о чем свидетельствуют события последних трех лет. Большой отпечаток на формирование характера наложила также трудная и опасная работа шахтера. Дончане, разделяют и отдают предпочтения базисным категориям русской культуры, например, идеалу соборности, как растворению русского человека в церкви, стране и народе, это любовь к единым ценностям. Это говорит о том, что в противовес западной цивилизации, в основе которой лежит индивидуализм, в Донбассе на первом плане стоит единство.

Люди, живущие на Донецкой земле, связаны российским языком как родным. Так, М.Хайдеггер утверждает, что речь всегда настроена на артикуляцию определенного содержания, которое есть результатом самопонимания и самовыражения человека в мире. Поэтому, анализируя речь, мы окунаемся в ту реальность, в которой эта речь проистекает, и так познаем реальность. Ибо речь - это всегда речь о чем-то .

Таким образом, русский язык — это не способ общения, а способ бытия. Хотелось бы верть, что совестная история России и Донбасса и общие взгляды на общественное развитие принесут в наш край мир, идеалы свободы, справедливости и суверенитета.

Список литературы

1. Крутова Л.А. Современные подходы к изучению истории Донбасса / Л.А.Крутова, О.Б.Пенькова // Журнал исторических, политологических и международных исследований, 2015.

2. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Пер. с нем. В.В. Бибихина. - М.: Академический проект, 2013.

Максименко А.А., Денисенко О.А.

Все население проживает в населенных пунктах двух типов – городах и селах. У нас преобладает городское население, т.к. каждые 90 человек из 100 проживают в городах и поселках городского типа, и только 10 человек из 100 - в сельской местности: деревнях и селах.

Городами областного подчинения являются: Донецк, Авдеевка, Артемовск, Горловка, Дебальцево, Димитрово, Дзержинск, Доброполье, Дружковка, Енакиево, Ждановка, Мариуполь, Кировское, Константиновна, Краматорск, Красноармейск, Красный Лиман, Макеевка, Новогродовка, Селидово, Славянок, Снежное, Торез, Угледар, Харцызск, Шахтерск, Ясиноватая. Районными центрами - города Александровна, Амвросиевна, Артемовен, Великая Новоселка, Волноваха, Володарское, Доброполье, Константиновна, Красноармейск, Красный Лиман, Марьинка, Новоазовск, Першотравневое, Славянск, Старобешево, Тельманово, Шахтерск, Ясиноватая.

Донецкая область самая многочисленная, самая городская и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает около 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей , из которых:

50,7% -украинцы,

43,6% -русские,

1,58% -греки,

1,45% -белорусы,

0,53% -евреи,

0,48% -татары,

0,25% -молдаване,

0,14% -болгары,

0,13% -поляки,

0,12% -немцы,

0,09% -цыгане,

0,93% -др. национальности.

Традиционные занятия населения

Донецкая область сегодня - это крупнейший промышленный район Украины. Здесь живут и работают шахтеры и металлурги, машиностроители и химики, энергетики и строители, хлеборобы и животноводы. Главное богатство нашего края - каменный уголь, поэтому традиционными профессиями нашего края стали шахтерские - проходчики, горнорабочие очистного забоя, комбайнеры, крепильщики, взрывники и др.

Шахта - это настоящий подземный завод с огромным количеством машин и автоматических установок, которыми управляет человек. Сегодня шахтер - это высококвалифицированный рабочий. Благодаря самоотверженному шахтерскому труду в восстановлении шахт Донбасса, 10 сентября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена первый профессиональный праздник – «День шахтера» .Он празднуется ежегодно в последнее воскресенье августа. Это самый любимый праздник, который широко отмечается в нашем крае. Позже появились и другие профессиональные праздники: День металлурга, День химика, День машиностроителей, День сельскохозяйственных работников и т.д.

«Огненной» профессией называют профессию металлурга. При выплавке металла температура в доменной печи достигает 2000 °С, поэтому нужно быть очень осторожным. Самое главное в профессии металлурга - дисциплинированность. Тот, кто не может выполнять это условие, не может быть настоящим сталеваром.

Мы живем в век машин. Трудно представить нашу жизнь без них, поэтому широко распространены у нас машиностроительные профессии: токарь, слесарь, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и другие.

Народные промыслы

В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им - топор, кирка, лопата, соха.

В быту, например, с древних времен использовалась глиняная посуда. Повсеместно глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками, строгали специальными "стругами", сделанными из обломков кос. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек - тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

Широко распространён среди населения Донецка был корзинный промысел. Кустари корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Не менее важным был и бондарский промысел. Он был более развит у русской части населения. По заказам промышленных предприятий, нуждавшихся в водоотливных машинах или резервуарах для воды, изготавливались чаны емкостью до 40 тысяч ведер. Оборудование бондаря было несложным: колода и топор, клепки, деревянный циркуль, верстак.

С давних времен в нашем крае были свои сельскохозяйственные орудия и приемы обработки земли. Одним из древнейших орудий пахоты были плуг и соха. Для сева использовали мешок, подвешенный у пояса сеятеля с левой стороны. В некоторых русских селах Краснолиманского района использовался короб и ручная сеялка.

Основным орудием сбора зерновых были серп и коса. Серпом жали только рожь, стараясь срезать пониже, чтобы сохранить ровные снопики, т.к. ржаная солома использовалась как кровельный материал. С распространением у греков черепичного покрытия, серпы вскоре вышли из употребления, их заменила коса. Для того чтобы колосья ложились в ровные валки, приспосабливали «лучок» - тонкую лозу, согнутую дугой, которую привязывали от косовища к полотну. В начале XX века косы постепенно сменились сеножатками. В большинстве сел зерно молотили с помощью каменного катка, изредка - цепом. Для переработки зерна в муку в каждом селе строили ветряные или водяные мельницы. В богатых селах их было несколько.

Лен - один из распространенных видов растений на севере Украины. Его издавна использовали в ткачестве. А вот коноплю наши предки позаимствовали у иранцев. Обработка растений была очень трудоемким процессом: сырье вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, пряли. Пряжу парили, золили, стирали, отбеливали, красили. На ткацких станках ткали полотно, из которого шили различную одежду, предметы быта.

В состав нашей области входят 28 городов областного подчинения, 23 города районного подчинения, 21 городской район, 18 сельских районов, 133 поселка городского типа, 253 сельских Советов.

Гончары с.Пискуновка Славянского района славились изготовлением не только посуды, но и игрушек для детей - свистулек в виде птиц и животных.

Для окраски тканей использовались растительные красители: зеленый - из отвара листьев подсолнечника, ромашки; телесный - из отвара корней терна или боярышника с квасцами. Темно синий готовился из отвара цветов сон-травы, а черный - из отвара ольховых веток.

Прутья для лозоплетения заготавливают в определенное время года: ивовые - в начале лета, черемуховые и вязовые - осенью.

В с. Прелестное Славянского района учителем истории А. Шевченко создан музей под открытым небом. В нем есть кузница, ветряная мельница.

Культура и история

Есть в мире страны и регионы, чей фольклор, историческое наследие стали частью общемировой культуры. Это Ирландия, Скандинавия, Греция, Индия. Скажем, из Ирландии к нам «прикочевали» эльфы, тролли, гномы, напиток эль, а слово «бард» – первоначально сказитель кельтского эпоса. Скандинавии мы обязаны старшей и младшей Эддами, валькириями, образом Валгалы. Греция и Индия – страны мифов и легенд, которые изучают сразу по двум школьным предметам: истории и литературе. И каждый наш школьник за незнание того, кто убил Гектора, или сколько воевали кауравы против пандавов из индийского эпоса Махабхарата, получает «неуд».

В то же время культуру и историю нашего региона не изучают вообще. Имеется в виду не сегодняшняя культура (например, фестивали балета) и джаза, а культура нашего прошлого. Многие ли знают, что в Донбассе существовала развитая городская песенная культура (ро-мансы, бытовые песни), от которой до нынешних дней дожил разве что «Коногон», да и то, скорее, известный в форме песни «На поле танки грохотали» из кинофильма «На войне как на войне».

Да дело не только в песнях и романсах – пропадает буквально на глазах уникальный шахтёрский фольклор. Мало кто знает, что «Добрый Шубин» – это не только марка местного пива, но и целый пласт сказов, связанных с этим мифическим персонажем, который приходит на помощь горнякам в трудную минуту. Но Шубин – не единственный фольклорный персонаж, рядом с ним существуют и Хозяин Горный, и возлюбленная Шубина – Христина.

Кроме шахтерских сказов, в сёлах Донбасса развивался и свой особый фольклор. Ещё в середине XIX века были записаны этнографами рассказы о людях-песеглавцах, о казаке Сауре, о разбойнике Карачуне и ватажке разбойном Савве. А ведь эти рассказы записывали достаточно известные люди – например, историк Михаил Драгоманов.

Бытует в наших краях и свой цикл преданий, связанных с Каменными Могилами, со Святогорским монастырём. Но почему об этом не говорится в наших учебниках по истории и этнографии? Почему в Донбассе не пишутся научные работы по этой тематике, не выходят книги?

А это ведь только вершина нашего эпического «айсберга», то, что лежит буквально на поверхности. История Донбасса насчитывает столетия, на протяжении которых в нашем регионе жили десятки народов.

Взять, например, наше Азовское море. Почему оно Азовское? В честь города Азова? А Азов в честь кого назван? Оказывается, в честь племени азов (асов). Что это за племя? Почему оно так врезалось в память, что сохранило напоминание о себе сквозь века? Норвежский исследователь Тур Хейердал предполагал, что именно у нас, в Приазовье, жили предки викингов (возможно, те же азы) и что значительная часть скандинавского эпоса возникла именно на наших землях. Местным краеведам эта тема показалась почему-то неинтересной.

Такая же история с Русским Каганатом, существовавшим на территории Донбасса в VII – IX вв. нашей эры, – государственным образованием, относительно которого впервые были употреблены названия «русский» и «Русь». Это было государство, в котором уровень урбанизации оказался одним из самых высоких в раннем средневековье. Именно это государство, по мнению многих историков, таких, например, как Георгий Вернадский (сын Владимира Вернадского), стало прародиной Киевской Руси.

Да любого из таких фактов было бы предостаточно, чтобы любой другой регион уже заявил об этом в полный голос! Но почему-то не Донбасс. Представление о том, что здесь до середины XVIII века было «Дикое поле», всё ещё довлеет над нашим региональным гуманитарным истэблишментом – позволяя навязывать нам чуждую нам идентичность, привнесённую с запада Украины, убивая тем самым душу Донбасса, а значит, и сам регион.

На територии Донбасса 10 лет тому количество свидетелей Иеговы насчитывало близко 1млн., а сейчас их больше 25 тыс. человек. Ныне меня-ется отношение к членам этой религиозной организации. Есть надежда,что в будущем организация свидетелей Иеговы по другому будет восприниматься украинским обществом и украинским конфессионным миром. Изменяется в конструктивном для Украины направлении и деятельность церквей полного Евангелие, которое еще недавна пугала исследователей спецификой хариз-матичного и пассионарного служения.

Динамическое развитие протестантизма в Украине, пополнение его общин новыми членами, возникновение новых для Украины конфессий («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь», «Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны) не составляет ни какой угрозы православным и католическим церквам Украины. Все хрестиянские конфессии Украины и не християнские также способные развиваться параллельно на основах взаи-мопомощи и взаимодополняемости, сотрудничества в создания актуальных со-циальных проектов.

Региональная специфика регионов имеет важную роль в решении нацио-нального вопроса. На Донетчине к 2000-му году из 900 религиозных огра-низаций действовало ортодоксальных христианских церквей лишь 449, что составляет лишь 48,8% всех зарегистрированных организаций. Поэтому конфессионная карта Донеччини пестрая и сложная. На таблицах №2,3 отра-жена картина религиозной ситуации Донеччини. Большая часть из их проте-стантские союзы и конфессии регионального, общеукраинского и меж-дународного значения, имеющие авторитет и прочные связи с западными центрами. Речь идет не только в тех, которые появились в 1980-90-е годы на Украине и в странах СНГ в виде так называемой экспансии (миссионерские церкви, пришедшие с западной Европы, Канады и Америки). Среди их Церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельськой», «Союз церкви Божьей» и др.(см. таблицу №2.1.,2.2)., но и тех, которые имеют украинские корны, начиная с эпохи реформации и нового времени.

Возростание протестанских направлений обусловлено економическим, со-циальным и духовным кризисом украинского общества, которое охватило все сферы жизни. Социальное размежевание общества, резкое обеднение общей ма-ссы населения, низкий уровень жизненных показателей украинцев, даже по сравнению с соседними странами восточной Европы неминуемое привели к численному увеличению беднейших пластов: городскому плебсу, мелких пре-дпренимателей разоренного крестьянства, с их тягой к «клановости». Как уже отмечалось выше, в роботах швейцарского ученого К.Юнга («Психология и Религия», «Архетипы и символы») разработанна научная концепция «ко-ллективного подсознательного», заложенного в сакральной памяти поколений и проявляющего себя в моменты социальных катаклизмов и исторических сломов. По мысли К.Юнга человеку всегда свойственно архаичность мыш-ления, стремление в коллективном найти подтверждение собственным жиз-ненным позициям. Схема массового мышления простая: все, что не отвечает требованиям толпы, вызовет у нее беспокойство и агрессию. Таким образом протестантизм имеет сложную религиозную и социальную природу, которую нельзя не учитывать в современном процессе организации и управления ду-ховным производством.

В настоящее время протестантские центры в Донецком крае создали разветвленную структуру своих миссий, союзов, объединений с целью не толь-ко активной пропаганды, но и созданию своих экономико-корпоративных орга-низаций («Всеукраинские корпоративные союзы бабтистов», «Южноукра-инский союз адвентистов седьмого дня» и др.). Они стремятся создать прочную систему производства, рынка сбыта, собственного потребителя и много дру-гого. В ряде районов (Харцызском, Славянском, Першеправневом и др.) ими уже создана своя система экономической и духовной жизни общины, насчи-тываючих на сегоднешний день более 700 тыс. населения. Внутрення жизнь подобной организации напоминает исторический опыт кальвинистских кантонов, с их четкой системой производственной, экономической, социальной и духовной жизнью общин.

Таким образом, опыт работы протестантских организаций заслуживает пристального внимания не только философов и религиеведов, но, и в не меньшей степени – социологов, политологов и экономистов сегоднешнего дня.

Ниже приведем приведем таблицы религиозных организаций (таблица 1.), духовных центров (таблица 2.) и монастырей (таблица 3.) в Донбассе, дающие возможность проследить динамику развития и возростания роли различных религиозных конфессий в духовной культуре региона.

Таблица 1.

Религиозная ситуация Дон басса 2000 – 2002 г.г.

Украинская греко – котолическая церковь 17

Таблица 1.1.

Церкви евангельских христиан – бабтистов

Союз евангельских христиан – бабтистов

Братство независимых церквей и миссий евангельских христиан- бабтистов

Евангельские христиане – бабтисты вне Союзов

Приверженцы Совета церквей евангельских христиан – бабтистов

Евангельские христиане

Религиозная община назарян

Таблица 1.2.

Таблица 1.3.

Церкви полного Евангелия

Украинская христианская евангельская церковь («Слово жизни»)

Объединение независимых харизматических церквей Украины

Духовный центр «Новое поколение» християнских церквей

Церквей полного Евангели вне Союзов

Церквей адвентистов седьмого дня

Свидетели Єгови

Церковь Христова

Всего пратестантських церквей 622

Таблица2.

Религиозные центры Донеччины

1.3 Епархии (Головская, Донецкая, Донецко – Луганская)

    Донецкое областное объединение ЕХБ

3.Восточно- украинский духовный центр независимых церквей и миссий ЕХБ, церкви Божьей Украины

4.Украинская евангельская церковь, духовный центр «Новое поколение»

5.Восточно – украинское объединение церквей АСД

6.Духовный центр независимых мусульманских объдинений, мусульманский культурный центр, независимая мусульманская партия

7.Буддистский орден «Лунг –Жонг – ПА», «Ведическая школа».

8.Региональное духовное объединение иудейских союзов Донбасса

Таблица 3.

Монастыри Донеччины

1. Святогорский, Святоуспенский мужской монастырь (Горловская епархия УПЦ).

2.Монастырь в честь Кашперовской Божьей Матери (Донецкая епархия УПЦ).

3.Монастырь (Донецк УПЦ).

4.Монастырь УПЦ (с.Званивка, Артемовский район)

5.Женский монастырь (с.Кисилевка, Макеевский район УПЦ).

Таблица 3.1.

Религиозные миссии Донбасса

1.Христианская миссия «Ковчег»при обл. объединении церквей ЕХБ

2.Христианская миссия «Милосердие»,»Жемчужина» при респ. Объединении ЕХБ (г.Донецк)

3.Христианская миссия «Дорогая к жизни» при духовном центре независимых церквей ЕХБ Украины (г.Харцызск)

4.Христианская миссия «Медицинская ассоциация» при обл. объединении церквей ЕХБ

5.Христианская миссия «Ковчег» при обл. объединении ХВЕ (г.Словянск)

6.Христианская миссия «Воможность» при объдинении ХВЕ Донецкой области (г.Мариуполь)

7.Христианская миссия «Благая Весть» при союзе свободных церквей ХВЕ (г.Горловка)

8.Христианская миссия «Авана» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Горловка)

9.Христианская миссия «Мир Донбасса» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Донецк)

10.Религиозная миссия «Благовещенья, Милосердия и Любви» при союзе ХВЕ(г.Донецк)

11.Иудейская духовная семинария ЭШИВА (г.Донецк)