Здоровье

Ланг Ланг: “Я вырастал на русской школе”. Китайский пианист Ланг Ланг

Ланг Ланг родился вундеркиндом. Это произошло в городе Шэньян (провинция Ляонин), который лет триста назад был столицей Маньчжурии. К середине апреля 1982 года, когда на свет появился будущий пианист, это был уже довольно крупный финансовый и культурный центр.

Начало пути

В свои два года младенцу посчастливилось влюбиться в фортепиано под влиянием американского мультфильма о Томе и Джерри (все помнят, как превосходно была исполнена «Венгерская рапсодия №2» Ференца Листа). Именно поэтому в трёхлетнем возрасте пианист Ланг Ланг начал обучение в консерватории, сразу у профессора Жу. Это был 1985 год. А в 1987-м маленький пианист Ланг Ланг одержал и первую свою победу - первый приз фортепианного конкурса Шэньяна.

В 1991-м мальчика приняли на обучение в главную консерваторию Китая в Пекине, где он обрёл и нового наставника - Жао Пингуо, тоже профессора. В этом же году биографию пианист Ланг Ланг пополнил новой и гораздо более значительной победой: он получил главный приз в Пятом фортепианном конкурсе Китая. Через три года, в 1994-м, состоялось и покорение Европы. Двенадцатилетний китайский пианист Ланг Ланг выиграл Четвёртый Международный конкурс юных пианистов в Германии.

Мастерство

Уже через год на очередном этапе Международного конкурса имени Чайковского, который принимала Япония, пианист из Китая Ланг Ланг исполнил Фредерика Шопена - Концерт №2 для фортепиано (с оркестром Тогда же публика услышала его интерпретацию всех двадцати четырёх этюдов Шопена. Тринадцатилетний китайский пианист-виртуоз Ланг Ланг покорил весь мир своей музыкальностью, оригинальностью аранжировок и исключительно благородным вкусом.

В 1997 году начинается его американская жизнь, поскольку семья эмигрировала в Филадельфию. Заниматься юному дарованию теперь нужно в Музыкальном институте у Гарри Граффмана, ученика Владимира Горовица. И успех следует за успехом. В 1999 году он исполняет Первый концерт Чайковского со знаменитым Чикагским симфоническим оркестром, вызвав исключительный восторг прессы всего мира. Далее начинается плотная концертная деятельность.

Концерты

На некоторых концертах слушателей было почти столько же, сколько может вместить стадион. Например, в Пекине. В течение нескольких следующих лет юноша играл в лучших концертных залах мира: в Лондоне и Вашингтоне, Париже и Вене. Много ездил по Азии и Америке. В 2002 году выиграл премию благодаря своему экстраординарному музыкальному таланту. Через год этого молодого человека назовут в числе двадцати подростков, которые изменят мир.

В 2003 году вышла запись на компакт-диске студии Grammophon (Германия), которая не уходила с первой ступени рейтингов более сорока недель. Через год был также записан концерт, проходивший в Карнеги-холле. Детский фонд под эгидой ООН (ЮНИСЕФ) отмечает молодого пианиста посольской должностью, после чего Ланг Ланг активно борется против малярии в африканских странах. Это абсолютно не мешает его музыкальной карьере. В 2006-м Ланг Ланг после концерта в Берлине получает звание «Музыкант года».

Сегодня

Сейчас Ланг Ланг считается самым ярким из пианистов в мире, исполняющих классическую музыку, и прекраснейшим из музыкантов, что неоднократно отмечалось журналом «Таймс». Кроме того, китайского пианиста назвали в сотне самых влиятельных людей планеты. За эти несколько лет репертуар был накоплен громадный, в том числе только концертов для фортепиано с оркестром целых тридцать семь. Мало пианистов в мире (а китайский всего один, и это Ланг Ланг), сыгравших со всеми пятью самыми знаменитыми оркестрами мира.

Казалось бы, прекрасных пианистов в настоящее время - пруд пруди, просто не перечесть, любой крупный конкурс показывает это, особенно московский имени Чайковского. И все они обладают безупречными техническими навыками, воспитанным за счёт абсолютного музыкального слуха вкусом. Координация у Ланг Ланга удивительная. Так только мог: свою подпись, давая автограф, он исполнял без отрыва пера латиницей каллиграфически - Richter, переходя в зеркальное написание единой линией. А Ланг Ланг умеет одновременно давать два автографа. У него левая рука и правая работают одинаково.

Личная жизнь

Ланг Ланг - пианист великолепный не только за счёт высококлассной пальцевой акробатики, он очарователен в своих эмоциях и не может не нравиться человеку-немузыканту. А вот музыкантам далеко не всем нравится. Он дает более ста пятидесяти концертов в год. Это немыслимая цифра для пианиста его возраста. Плюс весьма высокая насыщенность общественной деятельности. Для личной жизни остаётся совсем мало времени.

Тем не менее Ланг Ланг всегда находит время для тех, кто не настолько успешен. Именно поэтому он и является фигурой парадоксальной, которая не может не вызывать споры, и восторженность, и недовольство одновременно. Как пианист он не является характерным для современности, поскольку его популярность сравнима с любой из рок- или кинозвёзд.

Споры

И в спорах тоже нет ярко выраженных двух сторон во мнениях. Первые твердят, что секрет такого успеха в поэтичности, а техника такая теперь есть у всякого. Вторые смеются: игра его, дескать, безошибочна, как у всех китайских пианистов, более похожих механичностью на компьютер. Третьи толкуют о том, что юношей Ланг Ланг был реинкарнацией Горовица, а теперь настолько коммерциализирован, что красота его звука бывает лишена настоящего содержания. И все эти люди - профессиональные музыканты.

Например, дирижёр заигрываний с публикой не переносит, что и заявил пианисту: «Ещё одна улыбка - и всё, мы больше не играем». Но очень и очень многие критики говорят, что пианисту всё-таки удаётся доносить до слушателя истинную красоту исполняемой музыки, и это вовсе не самолюбование. Ланг Ланг - популяризатор, и это он видит главной своей задачей.

Интервью

Этот пианист с детства был харизматичным фокусником. Теперь он уже взрослый. И когда в 2017 году выступал в России, дал несколько интервью, предварив их просьбой не вспоминать его шуточки с этюдом Шопена, исполненным при помощи апельсина, с "Полётом шмеля", сыгранном на iPad, и о многом ещё. У некоторых журналистов и вопросов-то не осталось после этой просьбы.

Спрашивали об использовании влияния как одного из сотни наиболее влиятельных на планете. Оказывается, пианист много занимается музыкальными проектами, а также у него есть собственный фонд. И он считает своим долгом передать классическую музыку следующим поколениям. Китайский пианист открывает музыкальные школы по всему миру: в Сан-Франциско, Нью-Йорке, Чикаго, в Китае. Сейчас проект продолжается и в Европе. Для китайских детей он считает важным получение интернационального музыкального образования, привозит учителей из-за границы, преподаёт сам.

Русская школа

Все китайские учителя этого пианиста в своё время выучились в Советском Союзе. И у его американского учителя школа русская, да ещё какая! Теперь он знает и итальянскую, и немецкую, и некоторые другие европейские пианистические школы. И меняет методологию при изучении: Прокофьева играет по-русски, а Бетховена по-немецки старается исполнять.

И даже самые придирчивые оппоненты вынуждены признать: это получается у музыканта великолепно. Он каждый раз доказывает, что не напрасно носит звание лучшего пианиста современности в мировом масштабе. У него потрясающий по красоте звук, наполненный силой и эмоциями, истинным лиризмом и поэтичностью.

© ИТАР-ТАСС

Визит Ланг Ланга на мариинский фестиваль «Звезды белых ночей» - очень грустная история. В начале нулевых этот молодой китаец слыл одной из главных надежд фортепианного искусства. По-хорошему борзый, с затертым до дыр репертуаром - Первым концертом Чайковского, Третьим Рахманинова, Концертом Грига - он расправлялся с такой первозданной естественностью, что казалось, будто невыносимые шлягеры всякий раз пересочиняются им заново здесь и сейчас. Ланг Ланг особенно выгодно выделялся на фоне безликих пианистов-киборгов, до сих пор исправно поставляемых КНР на мировой музыкальный рынок.

А потом, в 2003-м, маститый Deutsche Grammophon перекупил Ланг Ланга у независимого лейбла Telarc - и началась Карьера. С большой буквы: диски штамповались один за другим, аншлаг следовал за аншлагом. Ланг Ланг опубликовал автобиографию, украсил собой церемонию Grammy , выступил на открытии Олимпийских игр. Стал, наконец, ролевой моделью и национальным героем - наглядевшись на успехи компатриота, тридцать пять миллионов китайских семей бросаются учить своих чад игре на фортепиано. Такое не снилось ни легендарному Лю Шикуню, ни Фу Тсонгу, ни его младшему современнику Ли Юнди - Ланг Ланг первым из китайских пианистов вышел в национальный и мировой топ.

И всё бы было хорошо, когда бы ни было так грустно: пока Ланг Ланг-карьерист двигался вверх, Ланг Ланг-музыкант катился по наклонной. Об этом кричал каждый из семи его дисков, выпущенных Deutsche Grammophon за последние шесть лет - один хуже другого. Петербургское выступление пианиста окончательно раскрыло данную тему.

Этому очень способствовал правильный контекст. На «Звездах белых ночей» Ланг Ланг выступал на вечере ювелирного концерна Montblanc , больше напоминавшем светский раут. Назавтра Валерий Гергиев устраивал в Царском селе бал, и в Мариинку-3 ломанулись все питерские модники - у обитателей партера голова кружилась от аромата дорогих духов и хорошего алкоголя.

Сама того не подозревая, Ланг Ланга собралась послушать его целевая аудитория: знающая, что тянуться к высокому искусству престижно, но не готовая к усилиям для его восприятия. Воплощенное easy listening , Ланг Ланг - их спасение. Он работает на пересечении E - и U -музык, о которых писал в своей колонке Борис Филановский.

Ланг Ланг - самый коммерческий музыкант из всех сегодняшних пианистов. И дело тут, понятно, не в том, что он играет для Rolex , Panasonic и Sony . Пианизм Ланг Ланга коммерческий по своей сути. Главное в нем, как и во всей коммерческой музыке, - саунд, красочный звуковой дизайн. Первое, на что обращали внимание после концерта, - изумительной красоты звук. Бицепсы, которыми Ланг Ланг наводил шороху в начале нулевых, остались в прошлом. Сегодня он берет на вооружение бархатные пальчики, которыми куда сподручнее шармировать восхищенную публику.

Звучание рояля у Ланг Ланга напоминает синтетическое яблоко из американского супермаркета: очень красивое на вид и при этом совершенно безвкусное. Клавирный концерт Йозефа Гайдна (самый известный, ре-мажорный) был сыгран китайцем как бы по-импрессионистски. Как бы - потому что в исполнении Ланг Ланга не ощущалось ни букета, ни послевкусия, к которым приучили стилевые игры с классиками Михаила Плетнева (превращающего К. Ф. Э. Баха в Веберна) или Григория Соколова (играющего Куперена и Рамо как Равеля и Дебюсси).

В том же духе прозвучал и Концерт самого Мориса Равеля: звуковая упаковка без содержимого, ровное глянцевое музицирование, целлулоидный пианизм, игра в пинг-понг за роялем.

Ланг Ланг умело пользуется своей шоуменской харизмой. Первым столкновением Ланга с западной цивилизацией и одновременно первым прикосновением к миру классической музыки стал просмотр им в двухлетнем возрасте той серии «Тома и Джерри», в которой хищное млекопитающее семейства кошачьих исполняло Вторую венгерскую рапсодию Ференца Листа . После петербургского выступления показалось, что это впечатление оказало решающее, прямо-таки стилеобразующее влияние на творчество пианиста.

Его хлопотание лицом явно переходит грань, отделяющую мимику тонко чувствующего музыканта от работающего на публику позера. Слишком подробно и основательно Ланг Ланг имитирует «контакт с прекрасным», «прозрение» и «вдохновение» - все эти расхожие представления о творческом акте классического музыканта доходчиво отражаются у него на лице.

Сегодняшнее поверхностное виртуозничанье на живую нитку прозвучало у Ланг Ланга бледной тенью его технического перфекционизма девяти-восьмилетней давности. Еще недавно он смотрелся реинкарнацией Горовица, сегодня куда больше напоминает его незадачливых последователей. Копия копии, псевдовиртуоз. Пианист-симулякр, идеальный герой нашего времени.

Ланг Ланг

Если одним словом охарактеризовать Ланг Ланга как музыканта и человека, его взгляды на мир, его окружение, то этим словом будет «вдохновение».

Это слово звучит как сквозной музыкальный мотив его жизни и карьеры. Он вдохновляет миллионы слушателей игрой «с открытым сердцем» - искренней, эмоциональной, будь то скромные сольные концерты или выступления на величайших сценах и крупнейших событиях - таких, как концерт во время чемпионата мира по футболу 2014 года в Рио-де-Жанейро с Пласидо Доминго в честь финального матча; на вручении 56-й премии Grammy, где он играл с группой Metallica; выступление на церемонии открытия Олимпиады 2008 года в Пекине, которое видели более 4 миллиардов телезрителей по всему миру; «Последняя ночь» на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле или же концерт в честь 200-летия Ференца Листа, который транслировался более чем в 500 кинотеатрах США и Европы.

Ланг Ланга связывают прочные творческие узы с величайшими музыкантами мира: от таких дирижеров, как Даниэль Баренбойм, Густаво Дудамель и сэр Саймон Рэттл, до артистов, далеких от мира классической музыки: среди них - исполнитель дабстепа Маркиз (Маркес) «нонстоп» Скотт или легендарный титан джаза Херби Хэнкок.

Являясь с 2010 года эксклюзивным артистом и «посланником» Sony, он записал 7-ю фортепианную сонату Прокофьева в качестве саундтрека компьютерной игры Gran Turismo 5 and 6, ставшей мировым бестселлером и распроданной многомиллионным тиражом. Пианист наводит культурные мосты между Востоком и Западом, регулярно представляя китайскую музыку западной аудитории, а западную музыку - в Китае.

И все же он никогда не забывает ту музыку, которая его когда-то вдохновила и продолжает вдохновлять до сих пор. Великих музыкантов и, прежде всего, великих композиторов: Листа, Шопена и других - чью музыку он теперь с наслаждением отдает другим. Благодаря знаменитому мультфильму «Кошачий концерт» из сериала «Том и Джерри» он в раннем детстве познакомился с музыкой Листа. И это чувство восхищения ребенка, открывающего для себя великую музыку, несомненно, остается с ним и сейчас и вдохновляет его на то, что он называет своей «второй карьерой»: с помощью классической музыки обогащать жизнь детей по всему миру. Он это делает как Посол доброй воли ЮНИСЕФ, а также через собственный Международный музыкальный фонд Ланг Ланга. Возможно, это побудило американский еженедельник The New Yorker назвать Ланг Ланга «мировым послом фортепиано».

В 2009 году журнал Time включил Ланг Ланга в число100 самых влиятельных людей года, назвав пианиста символом молодежи Китая, его будущего. Именно ему Китай в огромной степени обязан своей страстью к фортепианному искусству - феномен, названный газетой The Today Show «эффектом Ланг Ланга». Фирма Steinway впервые в своей истории назвала именем артиста одну из новых моделей, специально предназначенную для обучения - “The Lang Lang Piano”, и представила ее в Китае.

В Ланг Ланге живет и, возможно, всегда будет жить маленький ребенок. Этот малыш наверняка бы одобрил то, как пианист щедро отдает себя молодежи. Он прекрасный наставник. Он приглашает на каждый свой концерт 100 студентов-пианистов. Главные направления деятельности его Фонда - взращивание будущих звезд фортепианного искусства, использование новейших технологий и методов в музыкальном образовании, формирование молодежной аудитории классической музыки.

Пианист постоянно представлен на главных телевизионных каналах, в ведущих музыкальных изданиях по всему миру. Он выступал для самых знаменитых политиков мира: генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, четырех президентов США, принца Чарльза, бывшего президента Германии Келера, президента Франции Олланда и его предшественника Саркози. Недавно он был удостоен чести играть перед президентом Обамой и бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао на обеде в Белом Доме, а также на концерте, посвященном празднованию Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II в Букингемском дворце.

Ланг Ланг был участником Всемирного экономического форума с участием 250 молодых мировых лидеров, является почетным доктором Королевского колледжа музыки и Манхэттенской школы музыки, обладателем высшей награды Министерства культуры Китая, Ордена «За заслуги» Федеративной республики Германии и медали Ордена искусств и литературы Франции.

www.langlang.com
www.langlangfoundation.org
www.facebook.com/langlangpiano
www.twitter.com/lang_lang

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) - немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах - автор одного из первых клавирных концертов - Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей - родоначальник баховедения И.Н.Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф.Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

Сочинения:

Для солистов, хора и оркестра - Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра - 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром - для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли - 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа - 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира - 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 - 1722, том 2 - 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки - 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава - Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.


Смотреть видео Китайский пианист Ланг Ланг открыл ливанский фестиваль музыкой Рахманинова (новости) в хорошем качестве | Один из известнейших пианистов современности, китайский исполнитель Ланг Ланг представил на суд слушателей второй фортепианный концерт Рахманинова на открытии Международного фестиваля в Библосе, в древнем ливанском городе.

Тысячи поклонников классической музыки собрались в древнем финикийском порту Библоса на одном из главных музыкальных фестивалей под открытым небом.

Открывал его прославленный китайский пианист Ланг Ланг. Успеха этот 32-летний музыкант добился манерой популяризации классики - он привнёс в нее долю гламура.

ЛАНГ ЛАНГ, ПИАНИСТ:

«Эта музыка как великая литература прошлого, которую все до сих пор читают, на её основе делают новые фильмы. То же самое с классической музыкой. Хоть она и пришла к нам издавна, она продолжает жить и вызывать страсть».

Сегодня же многие называют его величайшим пианистом нашего времени. В прошлом году журнал «Тайм» включил Ланга в список 100 самых влиятельных людей в мире.

Вместе с Ливанским филармоническим оркестром Ланг исполнил второй фортепианный концерт Рахманинова.

Затем последовал почти час музыки Шопена. Но слушатели и этого было мало.

ДЖОННИ КУРИ, ДОКТОР ИЗ ЛИВАНА:

«Шоу было великолепным, но слишком коротким, пусть бы он поиграл побольше. Атмосфера Библоса чудесная: волны слышались на фоне игры оркестра и Ланг Ланга, это сделало вечер особенным».

Самого Ланга на занятие игрой на фортепиано в три года вдохновила музыка Листа в исполнении кота в мультфильме «Том и Джерри».

Международный фестиваль в Библосе считается одним из крупнейших и популярнейших в Ливане, наряду с фестивалями в Баальбеке и Бейтеддине. Они знакомят ливанскую публику с лучшими западными произведениями и исполнителями. В прошлом на них выступали российские артисты из Мариинского и Большого театров, а также мировые звезды Пласидо Доминго, Лучано Поваротти и Элтон Джон. Книга, которая потрясла мир. Он уже никогда не будет прежним!

Эта книга изменила мышление миллионов китайцев. С момента публикации «Девяти комментариев» в 2004 году
из рядов компартиии Китая вышло 200 млн. китайцев по всему миру. И эта цифра продолжает расти!

Лан Лан родился в Шэньяне, Ляонин (Shenyang, Liaoning), 14 июня 1982-го года. Его отец играл на эрху, старинной двухструнной скрипке. Когда Лану было два года, он посмотрел выпуск "Кошачий концерт" популярного мультсериала "Том и Джерри" ("Tom and Jerry"); в этом эпизоде звучала "Венгерская рапсодия № 2" Ференца Листа (Franz Liszt). Пианист заявил, что это было его первое знакомство с западной музыкой, пробудившей в нем любовь к фортепиано.

Лан начал брать уроки с трех лет. К пяти годам он занял первое место на Шэньянском конкурсе пианистов и впервые выступил на публике. Мальчик пришел на прослушивание в Пекинскую центральную консерваторию в возрасте девяти лет, но из-за проблем с исполняемыми этюдами Лана не приняли, заявив о его "бездарности". В тот момент опечаленного малыша поддержал один из музыкальных педагогов, решивший сыграть дня него "Сонату для фортепиано № 10 До мажор, К. 330" В.А. Моцарта 9 (W. A. Mozart). Учительница даже подключила его к исполнению. Позже Лан заявил, что эта соната вселила в него новую надежду.



Попавший впоследствии в консерваторию, прогрессирующий Лан в 1993-м выиграл конкурс пианистов в Пекине (Beijing), а в 1994-м – первую премию за выдающиеся достижения на четвертом Международном конкурсе молодых исполнителей в Эттлингене, Германия (Ettlingen, Germany). В 1995-м он сыграл этюды "Op. 10" и "Op. 25" Фр. Шопена (Frédéric Chopin) в Пекинском концертном зале и завоевал первый приз на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (P.I. Tchaikovsky) для молодых музыкантов в Японии (Japan).

В возрасте 14 лет Лан выступил с сольным номером на концерте-презентации Китайского национального симфонического оркестра. Концерт, на котором присутствовал Цзян Цзэминь (Jiang Zemin), транслировался по Центральному телевидению Китая. В следующем году Лан начал обучение в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии (Curtis Institute of Music, Philadelphia).

Лан давал сольные концерты, выступал на других крупных концертах в различных городах и стал первым китайским пианистом, сыгравшим с Берлинской филармонией, Венской филармонией и некоторыми ведущими американскими оркестрами. Музыкальный критик из "Chicago Tribune" назвал Лана "самым большим, самым захватывающим молодым талантом-клавишником" среди прочих исполнителей, с которыми критик столкнулся за последние годы.

Лан удостоился похвалы от ряда критиков и музыкантов со всего мира. Индонезийский дирижер Яхья Линг (Jahja Ling) заявил: "Лан Лан особенный – из-за его тотального мастерства пианиста... Он обладает талантом и большой коммуникативной силой". В программе "Morning Edition" на радио NPR отметили, что "Лан Лан завоевал классический мир своей ослепительной техникой и обаянием".

Однако стиль исполнения Лана вызвал немало споров, как только Лан ворвался на музыкальную классическую сцену в 1999-м. Пианист Эрл Уайлд (Earl Wild) прозвал Лана "Фортепианной Джей Ло", имея в виду поп-певицу Дженнифер Лопес (Jennifer López). Другие отмечали незрелость китайского пианиста, но признавали его способность "завоевывать толпы юношеской бравадой" просто феноменальной среди классических музыкантов.

В 2001-м, после дебюта Лина при аншлаге в Карнеги Холл (Carnegie Hall) под управлением Юрия Темирканова (Yuri Temirkanov), китаец отправился в Пекин с Филадельфийским оркестром, гастролирующим в честь своего 100-летия со дня основания. Вместе с оркестром Лан выступил перед аудиторией в 8000 человек в Доме народных собраний.

Лучшие дня

В этом же году пианист дебютировал на лондонском фестивале "BBC Proms", после чего музыкальный критик британской газеты "The Times" написал: "Лан Лан штурмом взял забитый до отказа королевский Альберт Холл (Royal Albert Hall)". В 2003-м Лан вновь появился на "BBC Proms", с премьерным концертом Леонарда Слаткина (Leonard Slatkin). После выступления китайца с Берлинской филармонией, в немецкой газете "Berliner Zeitung" появилась следующая заметка: "Лан Лан – потрясающий музыкальный исполнитель, чьи художественные приемы всегда стоят на службе музыки".

В декабре 2008-го Лан в партнерстве с "Google" и "YouTube" запустил проект "YouTube Symphony Orchestra". В этом же году порядка миллиарда зрителей наблюдали за выступлением Лана на церемонии открытия летней Олимпиады в Пекине. Пианист был провозглашен символом юности и будущего Китая на этих Играх.

19 января 2011-го Лин сыграл в Белом Доме, на обеде в честь китайского президента Ху Цзиньтао (Hu Jintao). Одним из номеров стала мелодия из песни "My Motherland" из антиамериканского фильма "Сражение за Шанганьлин" ("Battle on Shangganling Mountain") о Корейской войне. В тексте песни содержится строчка "Мы имеем дело с волками с ружьями", которая намекает на американцев.

Несмотря на то, что популярная "My Motherland" практически потеряла политическую и историческую значимость в Китае, выбор Лина некоторые интерпретировали как оскорбление США. Позднее пианист заявил, что выбрал эту песню, потому что она была его любимой в детстве, только и всего. Он передавал красоту мелодии, а не пытался оскорбить США.

4 июля 2015-го Лан исполнил "Рапсодию в стиле блюз" на концерте "A Capitol Fourth", на праздновании Дня Независимости в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.).

После того как журнал "Time" включил Лана в список "100 самых влиятельных людей", джазовый пианист и композитор Херби Хэнкок (Herbie Hancock), описывая мастерство пианиста, заявил: "Вы слышите его игру, и она никогда не перестанет затрагивать ваше сердце".