Здоровье

Леош Яначек (1854—1928). Леош Яначек (Leoš Janáček) Смотреть что такое "яначек леош" в других словарях

Дата рождения: 3 июля 1854
Место рождения: Гуквальды
Страна: Чехия
Дата смерти: 12 августа 1928

Леош Яначек (3 июля 1854 г. - 12 августа 1928 г.) - чешский композитор, музыкальный теоретик, фольклорист, публицист и педагог. Был приверженцем народной чешской и всей славянской музыки и на её основе создал свой оригинальный современный музыкальный стиль.

До 1895 г. главным образом уделял внимание исследованию фольклора. В первых ранних его произведениях чувствуется влияние современников, таких как Антонин Дворжак. Его поздние, зрелые работы включают результаты предыдущих исследований национальной народной музыки в синтезе с современным стилем. Очень показательным примером стала опера "Её падчерица" ("Енуфа"), премьера которой состоялась в 1904 г. в г.Брно. Успех "Енуфы" (её часто называют "Моравской национальной оперой") в Праге в 1916 г. открыл Яначку доступ к большим сценам мировой оперы. Поздние работы Яначека являются самыми знаменитыми его работами. Они включают в себя симфоническую поэму "Симфониетта", вокальную "Глаголическую мессу", рапсодию "Тарас Бульба", струнные квартеты и другие камерные произведения и несколько опер. Наряду с Антонином Дворжаком и Бедржихом Сметана, он является одним из самых известных чешских композиторов.

Леош Яначек родился 3 июля 1854 г. в селе Гуквальды, Моравия (в то время часть Австро-Венгерской империи) в небогатой семье школьного учителя. Его дед и отец были потомственными музыкантами и учителями. Леош был пятым из девяти детей. Он был талантливым музыкальным ребенком в семье с ограниченными средствами, его отец хотел, чтобы он последовал семейной традиции и стал учителем, но очевидные музыкальные способности Яначека привели к тому, что он в возрасте 11 лет был отправлен в аббатскую хоровую школу в Брно. Учителем Яначека был Павел Кржижковский, о котором впоследствии Яначек отзывался как о великом композиторе. Кржижковский считал Яначека своенравным и проблематичным студентом, но немного спустя всё же рекомендовал его в органную школу в Праге.

В 1873 г. в Брно Леош Яначек стал хормейстером хора мужского монастыря и хормейстером хора ремесленников "Святопулк", в это же время он написал свои первые произведения. В 1874 г. он поступил в Пражскую органную школу, за неимением средств и благодаря своему таланту он закончил её за один год вместо положенных двух. Во время обучения был инцидент с его учителем Франтишеком Скухерским, когда Яначек раскритиковал своего учителя и был отчислен из школы, но потом восстановлен и окончил её с отличием. После обучения он возвращается в Брно, становится преподавателем музыки и продолжает руководить несколькими хорами, объединенными в хоровое общество. Яначек основал органную школу в Брно и стал её руководителем.

С октября 1879 г. по февраль 1880 г. он изучал фортепиано, орган и композицию в Лейпцигской консерватории. Не найдя взаимопонимания со своими учителями, он в 1880 г. перешел в Венскую консерваторию, которую тоже в скором времени покинул. В целом Яначеку не повезло с учителями, не было профессионального наставника, который мог бы дать ему хорошую подготовку, так что всё, чего он добился, он добился самостоятельно. Он вернулся в Брно, где 13 июля 1881 г. женился на своей молодой ученице Зденка Шульцовой, но их брак был несчастлив, сопровождался смертью детей, и они много времени провели раздельно.

Яначек был назначен директором органной школы и занимал этот пост до 1919 г., когда школа стала консерваторией. С середины 1880-х гг. Яначек начал сочинять на систематической основе, он создал несколько вокальных, камерных, симфонических произведений и свою первую оперу "Шарка"(1887 - 1888 гг.). В этот же период он начал собирать и изучать народную музыку, песни, танцы. В начале 1887 г. он резко раскритиковал оперу композитора Карела Коваровича и неприязинь стала взаимной, из-за чего впоследствии, когда Коварович стал директором Национального театра в Праге, он отказал Яначеку в постановке оперы "Енуфа" ("Её падчерица"). В 1890 г. в семье Яначека случилась трагедия - умер их второй сын, Владимир.

С начала 1890-х гг. Яначек начал обрабатывать и использовать собранные фольклорные материалы в своих оркестровых и фортепианных произведениях, большинство которых было опубликовано в 1899-1901 гг., хотя его интерес к фольклору останется на протяжении всей жизни.

В первом десятилетии 20-го века Яначек написал несколько произведений духовной музыки, в том числе "Отче наш" (1901 г.) и "Ave Maria" (1904 г.), навеянных воспоминаниями о монастырской юности. В 1901 г. была опубликована первая часть его фортепианного цикла "По заросшей тропе", который постепенно стал одним из самых часто исполняемых произведений. В 1902 г. Яначек дважды посетил Россию, Санкт-Петербург. Первый раз он взял с собой дочь Ольгу, она осталась жить и учиться в Санкт-Петербурге. Три месяца спустя он с женой вернулся Петербург за дочерью, которая очень сильно заболела. Они забрали её обратно в Брно, но её здоровье ухудшилось. Свои чувства к дочери и её страдания Яначек выразил в новой работе - опере "Енуфа", когда Ольга скончалась на следующий год, он посвятил ей эту оперу и элегию "На смерть дочери Ольги".

Премьера оперы в Брно в 1904 г. была успешной, но Яначек чувствовал, что это не более чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию в более влиятельной пражской опере, но до первой постановки в Праге прошло 12 лет. Удрученный и эмоционально исчерпанный Яначек отправился в курортный город Лугачовице для восстановления. Там он встретил Камилу Урвалкову, её история любви стала темой его следующей оперы "Судьба"(1904 г.).

В 1900-х гг. Яначек начал активно учавствовать в антинемецкой и антиавстрийской борьбе за независимость Чехии. Он был одним из основателей и активных членов революционного "Русского круга", который позже был запрещен властями. В 1906 г. он сблизился с поэтом Петром Безруч и на его стихи написал несколько хоровых произведений. К их числу относятся драмы "Кантор Халфар" (1906 г.), "Маричка Магдонова" (1908 г.) и "Семьдесят тысяч" (1909 г.).

Его жизнь в это время была осложнена многими личными и профессиональными трудностями, он уничтожил некоторые свои работы и часть оставил незавершенными, по-прежнему мечтал о художественном признании в Праге. Тем не менее, он продолжал сочинять, а также создал несколько замечательных хоровых, камерных, оркестровых и оперных произведений, наиболее заметные из которых - кантата "Вечное Евангелие (1914 г.), "Сказка для виолончели и фортепиано" (1910 г.), фортепианный цикл "В тумане" (1912 г.) и его первая симфоническая поэма "Sumarovo dite" (1912 г.). Его пятая опера "Путешествия пана Броучека" (1908-1917 гг.) характеризуется как "исключительно чешская опера по сюжету и героям".

В 1916 г. опера "Её падчерица" была поставлена в Национальном театре в Праге. Представление имело большой успех и принесло Яначеку признание. Ему было 62 года. После премьеры у него завязались личные отношения с певицей этого театра, что привело к попытке самоубийства его жены и неофициальному разводу. Год спустя в 1917 г. он встретился с Камилой Стоссловой (Kamila St?sslov?) , молодой замужней женщиной на 38 лет моложе его, которая стала его музой и вдохновением на оставшиеся годы жизни. Отношения были односторонние, он проявлял навязчивость и писал ей очень много страстных писем (около 730), она всегда оставалась эмоционально прохладной. Несмотря на двойственность их чувств, она вдохновила Яначека на создание главных героев в трех его лучших операх : Катя в "Кате Кабановой" , лисица в "Приключения лисички-плутовки" и Эмилии Марти в "Средство Макропулоса".
Другие работы того периода включают вокальные циклы "Дневник исчезнувшего", крупномасштабную оркестровую "Глаголическую мессу", а также монументальное оркестровое произведение "Симфониетта" и "Струнный квартет № 2" (с подзаголовком - интимные письма).

В 1920 г. Яначек ушел в отставку с поста директора консерватории в Брно, но продолжал преподавать до 1925 г., после окончания педагогической деятельности он продолжал сочинять музыку. 20-е годы самые плодотворные годы в творчестве Яначека, он выпускает свои лучшие произведения, становится мировой знаменитостью и ставится на всех мировых сценах: Вена, Берлин Дрезден, Лондон, Нью-Йорк. В августе 1928 г. на экскурсии в городе Штрамберк он простудился и болезнь перешла в воспаление лёгких. Леош Яначек умер 12 августа 1928 г. в г. Острава и похоронен на центральном кладбище города Брно.

Леош Яначека вырос в середине романтической эпохи, но лучшие его произведения была написаны в 1920-х гг., когда музыкальные стили уже изменились. Тем не менее он никогда не писал в стиле модернизм, как Стравинский или Шоенберг, его музыка оставалась музыкой Романтизма , в сочетании с моравскими народными традициями и иногда с идеями французских импрессионистов, таких как Дебюсси. Вокальная его музыка для хора часто находит продолжение в операх, которые он начинал писать в стиле Б.Сметана, но внёс много изменений, сокращал дуэты и ансамбли, использовал народные песни в своих мелодиях. Леош Яначек важен не только как композитор, но и как исследователь народной музыки, теоретик, педагог.

Чешский композитор, дирижер, педагог Леош Яначек родился в 1854 году. Музыкальное образование получил в консерваториях Праги, Вены, Лейпцига. Его стиль оформился под влиянием народного фольклора и чешских классических традиций. Значительное воздействие оказало на него и русское искусство: несколько раз приезжал в Россию и даже изучил русский язык. Композитор прекрасно знал русскую литературу. Он написал симфоническую рапсодию «Тарас Бульба» (по Н. Гоголю), оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А. Островского) и «Из мертвого дома» (по Ф. Достоевскому), а также трио и квартет, в которых отразились впечатления от «Крейцеровой сонаты» Л. Толстого. В конце 1890-х годов по инициативе Яначека в Брно был основан «Русский кружок», ставший центром изучения классической литературы и искусства России.

Свою творческую деятельность Яначек начал на родине, в Брно (Моравия). Композитор внимательно изучал моравский фольклор, он выпустил сборник, в который вошли обработки народных мелодий. Кроме того, музыкант являлся организатором «Моравских народных праздников» (1895), помогавших распространять лучшие произведения народного песенного творчества. В этот же период Яначек преподавал музыку в учительском институте.

Известность в Чехии пришла к композитору в 1904 году, а в 1916 году, после успешной премьеры оперы Яначека «Ее падчерица» в Пражском театре, о музыканте узнали в других странах.

Необыкновенно активный и деятельный, Яначек принимал участие в международных фестивалях, музыкальных праздниках. Он был талантливым педагогом и после окончания Второй мировой войны занимался преподавательской деятельностью в Брно, а позднее – в Праге. Композитор являлся членом многих зарубежных академий и общественных организаций.

Яначек работал в самых разных жанрах, он создавал оперы, симфонические и камерные произведения, хоры, обработки народной музыки. Кроме того, композитор написал целый ряд теоретических трудов.

Первый успех Яначеку принесли «Лашские танцы» для симфонического оркестра (1889 – 1890), отразившие воспоминания детства и юности музыканта. Характерные черты этого произведения – тонкий юмор, очаровательные лирические эпизоды, в которых звучат интонации моравских песенных мелодий. Хотя «Лашские танцы» написаны в романтическом стиле, они свидетельствуют о яркой индивидуальности композитора, самостоятельности его мышления. Весь цикл, представляющий собой картинки народной жизни, состоит из шести частей: два «Стародавних» танца (комический и лирический), «Праздничный», «Дымак» и «Пилки» (оба представляют собой веселые жанровые танцевальные сценки), живой и энергичный «Челаденский» танец.

В 1918 году Яначек завершил работу над симфонической рапсодией «Тарас Бульба». О замысле этого произведения, задуманного еще в 1905 году, композитор писал: «Из-за слов „Не найдутся на свете такие огни, такие муки, которые сломили бы силу русского народа“ – из-за этих слов, падающих в горячие искры, в пламень костра, на котором окончил свою жизнь прославленный атаман казацкий Тарас Бульба (третья часть и заключение), сочинил я эту рапсодию по повести, написанной Н. В. Гоголем».

Рапсодия, состоящая из трех картин («Смерть Андрея», «Смерть Остапа» и «Смерть Тараса»), поражает своей мощью и драматизмом, хотя ее стиль, несколько изощренный и экспрессивный, не совсем соответствует ясности и величавой простоте эпического произведения Н. Гоголя. Лишь завершающие эпизоды рапсодии, в которых слышатся торжественные звучания колокола, переносят слушателя в образный мир, созданный великим русским писателем.

В 1919 году Яначек начал работу над вторым произведением на сюжет из русской литературы – оперой «Катя Кабанова» (1921), в основе которой лежат речевые и песенные интонации. Написано это произведение в декламационно-речитативной манере.

В некоторых эпизодах оперы есть элементы, напоминающие о русском песенном творчестве (оркестровое вступление, песня Кудряша и др.). И все же основу произведения составляет речевая, а не песенная интонация. Его гармония тональна, ей свойственно использование быстро меняющихся сочетаний и внезапных сдвигов, и в то же время – применение статичных конструкций, опирающихся на одну и ту же гармонию.

Создавая свою оперу, Яначек не избежал влияния экспрессионизма, что особенно заметно в глубоко лиричной партии Катерины Кабановой. В произведении все находится в подчинении сценическому действию, из-за чего исчезают некоторые особенности оперного жанра, но психологизм и искренность в передаче чувств персонажей выделяют «Катю Кабанову» среди других опер, построенных на речитативно-декламационных свойствах. Вызывает восхищение необыкновенно выразительная и красивая музыка произведения.

В 1923 году появилось сочинение для детей – чудесная опера-сказка «Приключения лисички-плутовки». Простая и удивительно трогательная история рассказывает о жизни лисички, ее отношениях с лесными зверями и домашними животными. В опере, полной лирических мотивов и тонкого юмора, отразилось любовно-поэтическое отношение автора к природе. Партитура «Приключений лисички-плутовки» очень изящна и колоритна.

В 1925 году Яначек написал оперу «Средство Макропулоса» (1925). Это самая сложная по музыкальному языку и замыслу работа композитора, отразившая экспрессионистические тенденции, хорошо заметные уже в «Кате Кабановой». Автор использует необычные, не характерные для его прежнего творчества мистико-психологические мотивы. Главная героиня оперы открыла для себя волшебную тайну эликсира жизни и смогла продлить свое существование на земле на триста лет. Но в результате она лишь поняла всю бессмысленность и пустоту земного бытия.

Экспрессионистические черты прослеживаются в музыке благодаря таким средствам, как напряженность диссонирующих гармоний, изломанность мелодических линий, причудливость оркестрового письма. Иногда Яначек облекает драматизм и мистицизм в форму гротеска. Несмотря на свою необычность, опера с ее причудливой и в то же время прекрасной музыкой привлекла внимание любителей искусства.

Не лишена экспрессионистических черт и последняя опера Яначека – «Из мертвого дома», написанная в 1928 году. Композитор сам создал для нее либретто по роману Ф. Достоевского и постарался отразить в своем сочинении высокий гуманизм, свойственный творчеству великого русского писателя. И в этом произведении музыкант обратился к прежнему приему мелодического воплощения речевых интонаций. Драматическая напряженность достигается благодаря чередованию диалогов персонажей с хорами. К сожалению, завершить работу над партитурой оперы музыкант не успел, и после смерти Яначека она была закончена его учениками Б. Бакалой и О. Хлубной.

Среди наиболее известных оркестровых произведений композитора можно выделить симфониетту (1926), состоящую из пяти частей. Каждая из них предназначена для особого оркестра. Музыка этого произведения проникнута радостным и светлым чувством, в ней много веселого юмора, фантазии и выдумки. Особая роль здесь отведена торжественным фанфарам, написанным композитором к спортивному празднику для молодежи. Они прекрасно сочетаются с моравскими песенными мелодиями. Благодаря своей ясной и чистой красоте симфониетта вошла в число самых популярных произведений современного симфонического репертуара.

С большим успехом Яначек работал и в жанре камерной музыки. Стиль зрелого композитора проявился в двух струнных квартетах, первый из которых создан в 1923 году. В него вошли фрагменты написанного ранее фортепианного трио, посвященного «Крейцеровой сонате» Л. Толстого. Однако, в отличие от повести русского писателя, проникнутое драматизмом произведение чешского композитора завершается не трагедией, а восхитительным гимном, воспевающим любовь.

Тонким лиризмом отмечен второй струнный квартет, названный «Интимные письма» (1928). Этому произведению присущи такие качества, как быстрая смена метра и темпа, свобода построения формы, внезапность сопоставлений, что придает квартету характер импровизации.

В творческом наследии Яначека большое количество фортепианных пьес, восхищающих слушателя мелодичностью и лирическим очарованием. Единственным исключением стала полная драматизма соната «1. Х. 1905 года», посвященная памяти рабочего, погибшего при разгоне демонстрации в Брно.

В один ряд с этим произведением можно поставить трагическую, пронизанную скорбным чувством хоровую поэму «Маричка Магдонова» (1906), которую композитор написал, вдохновленный стихотворением поэта П. Безруча, повествующего о горестной участи крестьянской девочки. Произведение основано на распевных речевых интонациях, сочетающихся с элементами старинных причитаний.

Помимо «Марички Магдоновой», Яначек создал еще целый ряд хоров a cappella, в которых центральное место занимают острые социальные темы («Семьдесят тысяч», 1909).

В области камерной вокальной лирики Яначека интересен песенный цикл «Записки исчезнувшего» для тенора, альта и трех женских голосов в сопровождении фортепиано (1919). В него включены миниатюры, восхищающие мастерством вокальной декламации и выразительности партии фортепиано. Интонации моравского песенного творчества переплетаются в этом произведении с фольклорными цыганскими мелодиями. «Записки исчезнувшего» повествуют о трагической любви девушки-цыганки и молодого крестьянина.

Дарование композитора проявилось и в многочисленных обработках народных песен («Народные ноктюрны» для двух голосов и фортепиано, 1906; «Двадцать шесть народных баллад», 1909 – 1916; «Шесть народных песен» для голоса с фортепиано; «Детванские песни», 1916; «Пять моравских песен» для мужского хора в сопровождении фортепиано, 1917).

Сын учителя, учился музыке в Старобрненском монастыре (Брно), пел в монастырском хоре, затем учился в Праге , Лейпциге и Вене . В познакомился в Праге с А. Дворжаком , знакомство перешло в многолетнюю дружбу. В Яначек женился и вернулся в Брно, преподавал музыку. Основал школу органистов, которой руководил до . Глубоко усвоил моравские песенные и танцевальные традиции. Стал крупнейшим – наряду с Б. Сметаной , Дворжаком и Б. Мартину – композитором Чехии.

Творчество

На раннем этапе творчества Яначек в основном изучал чешский фольклор, а его раннее произведения созданы под сильным влиянием творчества популярных современников, таких как Антонин Дворжак . Более позднее творчество представляет собой некий синтез национальной народной музыки и современной (для того времени), что стало особенно заметно в опере «Енуфа » (Jenůfa ), премьера которой состоялась в Брно в 1904 году . Успех этого произведения, также часто называемого «Моравская национальная опера», дал возможность Яначеку ставить свои сочинения на лучших оперных площадках мира. Самые поздние работы традиционно считаются наиболее удачными. Среди них - знаменитая «Симфониетта», оратория «Glagolitic Mass», рапсодия «Тарас Бульба» (по повести Гоголя) и др.

Сейчас Яначек входит не только в число лучших композиторов Чехии , но и вообще в число наиболее известных уроженцев этой страны.

Признание и наследие

  • Музыкальная академия в Брно носит имя Яначека.
  • Фильм Филипа Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия » ( по одноименному роману Милана Кундеры) сопровождается фрагментами различных сочинений Яначека.
  • В Остраве именем Леоша Яначека был назван международный аэропорт .
  • В произведении Харуки Мураками «1Q84 » упоминается «Симфониетта» Яначека, причём это сочинение играет существенную роль в сюжете романа.

Произведения

Симфоническая музыка

  • Сюита для струнного оркестра ()
  • Идиллия для струнного оркестра ()
  • Лашские танцы (чеш. Lašské tance , -)
  • Ганацкие танцы (чеш. Hanácké tance , -)
  • Сюита, op.3 ()
  • Ракош Ракочи. Картинки моравской Словакии с подлинными танцами и песнями , балет ()
  • Ревность , увертюра (чеш. Žárlivost , )
  • Дитя бродячего музыканта , баллада для оркестра (чеш. Šumařovo dítě , )
  • Тарас Бульба , рапсодия для оркестра, по Гоголю (чеш. Taras Bulba , -)
  • Баллада бланицкая , симфоническая поэма для оркестра (чеш. Balada blanická , )
  • Симфониетта ()
  • Странствия душеньки , концерт для скрипки с оркестром (чеш. Putování dušičky , )
  • Дунай , симфония в 4-х частях (чеш. Dunaj , - ; незакончена)

Камерная музыка

  • Романс для скрипки и фортепиано ()
  • Dumka для скрипки и фортепиано ()
  • Скрипичная соната ( -)
  • Pohádka для виолончели и фортепиано ()
  • Престо для виолончели и фортепиано ()
  • Струнный квартет Nr.1, по повести Л. Толстого «Крейцерова соната » ()
  • Струнный квартет Nr.2 Личные письма ()
  • Mládí. Сюита для духового секстета ()
  • Концертино для фортепиано и камерного ансамбля ()
  • Каприччио для фортепиано (левая рука) и камерного ансамбля ()

Фортепианные сочинения

  • Zdenčiny variace. Тема с вариациями ()
  • Národní tance na Moravě ( -)
  • Po zarostlém chodníčku ( -)
  • Sonata 1. X. 1905 „Z ulice“ ()
  • V mlhách ()
  • Vzpomínka ()

Вокальные сочинения

  • Rákos Rákoczy. Балет с пением ()
  • Hospodine! Для четырех солистов, двойного смешанного хора, органа, арфы и медных ()
  • Amarus. Лирическая кантата для солистов, хора и оркестра ()
  • Otče náš (Отче наш). Кантата для тенора, хора и фортепиано ()
  • Elegie na smrt dcery Olgy. Кантата для тенора, хора и фортепиано ()
  • Zdrávas Maria для тенора, хора и органа ()
  • Messe Es-Dur для хора и органа ( - , не закончена)
  • Na Soláni čarták. Кантата для мужского хора с оркестром ()
  • Věčné evangelium. Легенда для солистов, хора и оркестра ()
  • Glagolská mše (Глаголическая месса). Кантата для солистов, хора и оркестра и органа ()

Песни

  • Jarní píseň ( ; новая редакция - )
  • Zápisník zmizelého. Для тенора, альта, трех женских голосов и фортепиано ( -)

Оперы

  • Šárka (Шарка, -)
  • Počátek románu (Начало романа, )
  • Jenůfa (Енуфа, -)
  • Osud (Судьба, -)
  • Výlety páně Broučkovy (Путешествия пана Броучека, -)
  • Káťa Kabanová (Катя Кабанова, - , по драме А. Н. Островского «Гроза »)
  • Příhody lišky bystroušky (Приключения лисички-плутовки, -)
  • Več Makropulos (Средство Макропулоса, 1923-1925, по К. Чапеку)
  • Z mrtvého domu (Из мёртвого дома, 1927-1928, по Ф. М. Достоевскому)

Напишите отзыв о статье "Яначек, Леош"

Примечания

Литература

  • Hollander H. Leoš Janáček; his life and work. New York: St. Martin"s Press, 1963
  • Vogel J. Leoš Janáček: a biography. New York: W.W. Norton, 1981
  • Beckerman M.B. Janáček and his world. Princeton; Oxford: Princeton UP, 2003
  • Rousseau J. Leos Janacek. Arles: Actes sud, 2004.

Ссылки

  • архива и музея Яначека в Брно
  • Общества Яначека
  • на сайте IMDB
  • в исполнении Юрия Фаворина
  • Яначек, Леош: ноты произведений на International Music Score Library Project

Отрывок, характеризующий Яначек, Леош

– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.
Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после Бородинского сражения, невзирая на воззвания к защите, несмотря на заявления главнокомандующего Москвы о намерении его поднять Иверскую и идти драться, и на воздушные шары, которые должны были погубить французов, и несмотря на весь тот вздор, о котором нисал Растопчин в своих афишах. Они знали, что войско должно драться, и что ежели оно не может, то с барышнями и дворовыми людьми нельзя идти на Три Горы воевать с Наполеоном, а что надо уезжать, как ни жалко оставлять на погибель свое имущество. Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и, очевидно, сожженной (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славой русского народа. Та барыня, которая еще в июне месяце с своими арапами и шутихами поднималась из Москвы в саратовскую деревню, с смутным сознанием того, что она Бонапарту не слуга, и со страхом, чтобы ее не остановили по приказанию графа Растопчина, делала просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию. Граф же Растопчин, который то стыдил тех, которые уезжали, то вывозил присутственные места, то выдавал никуда не годное оружие пьяному сброду, то поднимал образа, то запрещал Августину вывозить мощи и иконы, то захватывал все частные подводы, бывшие в Москве, то на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то, что он сожжет Москву, то рассказывал, как он сжег свой дом и написал прокламацию французам, где торжественно упрекал их, что они разорили его детский приют; то принимал славу сожжения Москвы, то отрекался от нее, то приказывал народу ловить всех шпионов и приводить к нему, то упрекал за это народ, то высылал всех французов из Москвы, то оставлял в городе г жу Обер Шальме, составлявшую центр всего французского московского населения, а без особой вины приказывал схватить и увезти в ссылку старого почтенного почт директора Ключарева; то сбирал народ на Три Горы, чтобы драться с французами, то, чтобы отделаться от этого народа, отдавал ему на убийство человека и сам уезжал в задние ворота; то говорил, что он не переживет несчастия Москвы, то писал в альбомы по французски стихи о своем участии в этом деле, – этот человек не понимал значения совершающегося события, а хотел только что то сделать сам, удивить кого то, что то совершить патриотически геройское и, как мальчик, резвился над величавым и неизбежным событием оставления и сожжения Москвы и старался своей маленькой рукой то поощрять, то задерживать течение громадного, уносившего его вместе с собой, народного потока.

Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении.
В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного.

Яначек (Janáček) Леош (Лео Эуген) (3.7.1854, Гуквальды, Моравия, ‒ 12.8.1928, Острава), чешский композитор, фольклорист, хормейстер, дирижёр, педагог, музыкальный критик. Член Чешской академии наук и искусств (1912). Учился в 1865‒72 у П. Кржижковского в Брно и у Ф. З. Скугерского в Органной школе в Праге (1875), в Лейпцигской и Венской консерваториях (1879‒80). Основал (1881) и возглавлял Органную школу в Брно (с 1919 филиал Пражской консерватории). В 1881‒88 был дирижёром оркестра Чешской филармонии, одновременно редактором музыкальной газеты «Гудебни листы».С 90-х гг. собирал и обрабатывал моравский музыкальный фольклор (опубликовал около 2500 народных песен), написал статью «О музыкальной стороне моравских народных песен» (1889; труд ныне признан классическим). Основоположник национальной композиторской школы 20 в., Я. освоил неизвестный ранее древний моравский музыкальный фольклор, но в зрелых сочинениях не использовал народные мелодии цитатно. Оригинально претворил специфические черты чешско-моравской речевой интонационности (записывал нотами «речевые полевки»); синтезировал ладогармонические, метроритмические, колористические особенности народного музыкального искусства с элементами современного музыкального языка, создал свой индивидуальный музыкальный стиль, вобравший в себя достижения искусства 20 в. и отличающийся ярким национальным своеобразием. Борясь против влияния немецкого позднего романтизма на чешскую музыку, Я. опирался на русское реалистическое музыкальное искусство, франко-итальянский веризм, французскую музыку рубежа 19‒20 вв. Он положил начало широкому обращению чешских композиторов в операх и программных сочинениях к русской литературе. Руководил в Брно «Русским кружком» (1896‒1915). Посетил Россию в 1896 и 1902. Его фортепианное трио (1909) и струнный квартет (1923) навеяны «Крейцеровой сонатой» Л. Н. Толстого (называл его «учителем жизни»); сохранились эскизы к операм «Анна Каренина» и «Живой труп». На русских сюжетах основана симфоническая рапсодия «Тарас Бульба» (1918, по Н. В. Гоголю), опера «Катя Кабанова» (1921, по «Грозе» А. Н. Островского), опера «Из мёртвого дома» (1928, пост. 1930, Брно; по «Запискам из мёртвого дома» Ф. М. Достоевского). Среди его 9 опер выделяются «Её падчерица» («Йенуфа», 1904, Брно; пост. в Праге в 1916 и Вене в 1918 принесли Я. мировую известность) и «Приключения лисички-плутовки» (1924, Брно). В числе других сочинений ‒ оратория «Глаголическая месса» (1926), симфониетта (1926), камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни и вокальные циклы, фортепианные сонаты и др. После создания независимой Чехословацкой республики творчество Я. получило широкое признание. Я. был председателем Клуба моравских композиторов (1919), представлял чешское музыкальное искусство на международных музыкальных фестивалях в Зальцбурге (1923), Венеции (1925), Франкфурте-на-Майне (1927). Его имя носят оперный театр и Академия изящных искусств (1947) в Брно. В 1948, 1958, 1965 и 1978 в Брно проводились фестивали, на которых исполнялись произведения Я.