Психология

Личность не слившаяся с толпой. Когда люди превращаются в толпу

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко - и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее - бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля - это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия.

Класс вожаков подразделяется на две категории:

Люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;

Люди, обладающие сильной и в то же время стойкой волей (встречаются гораздо реже).

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, - это его обаяние. Обаяние - вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда - объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой - толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером - демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

1) пробудить осознание индивидами толпы своих действий, возвратить им утраченное чувства самоконтроля и ответственности за свое поведение;

2) предотвратить образование толпы или расформировать уже образовавшуюся толпу.

Переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают - каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;

Объявление по громкоговорителю о том, что скрытыми камерами осуществляется видеосъемка участников толпы;

Обращение к участникам толпы с названием конкретных фамилий, имен, отчеств, наиболее распространенных в данной местности;

Применение мер по захвату и изоляции лидеров толпы. Если из-за какой-нибудь случайности вожак исчезает и не замещается немедленно другим, толпа снова становится простым сборищем без всякой связи и устойчивости. В этом случае легче проводить мероприятия по рассеиванию толпы.

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

Размер шрифта:

ЕСЛИ...

О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: "Держись!" -

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - человек!

(Перевод С. МАРШАКА)

Это стихотворение Редьярда Киплинга было напечатано в 1910 году в октябрьском номере "Америкэн мэгэзин" и тут же обрело громкую известность. Удивляться нечему: помимо поэтических достоинств текста, сказалась слава его автора. Звезда Киплинга тогда стояла в зените. Среди современных ему английских поэтов никто не добился настолько широкого признания. Рассказами Киплинга зачитывались на пяти континентах. Нобелевская премия только удостоверила его - и без таких знаков престижа - высокий литературный авторитет. Кстати, за всю историю этой премии не было среди писателей лауреата моложе, чем Киплинг. Шведская академия провозгласила его живым классиком в сорок два года.

От него ждали необыкновенных свершений. Считалось, что этот талант только начинает раскрываться в полную силу. Запас впечатлений, накопленных Киплингом за два с половиной десятилетия колониальной службы и бесчисленных репортерских поездок по всему свету, казался неисчерпаемым. Нешаблонность его ощущения мира не переставала поражать.

Никому бы в ту пору не пришло на ум, что все лучшее Киплингом уже написано. Что начинается самоповторение, которое под конец прискучит даже самым пламенным его поклонникам. Трудно сказать, чувствовал ли он сам, что его творческие возможности почти исчерпаны.

Популярность Киплинга, в последний раз достигшая высокой отметки с началом мировой войны, затем резко упала, сменившись равнодушием. Он тяжело пережил перемену своей литературной репутации.

Мир Киплинга - графический, черно-белый мир: без полутонов, почти без оттенков. Предельная ясность была его идеалом, которому подчинено все - ритм, строфика, поэтическое слово. Минимум абстракций, как можно больше вещественности и зримости. На родине критика не могла простить Киплингу - даже во дни его славы - ошеломляющей простоты, которая исключает всякие разговоры о зашифрованности образов и глубоко спрятанном подтексте. Эта простота противоречила духу времени, объявившего поэта - искателем абсолютной Красоты, спрятанной под покрывалом Майи. Киплинг решительно двинулся против течения. Он не признавал ни панэстетизма, ни мифопоэтической философии бытия, освященной авторитетом Ницше, ни символистских поисков соответствия посюстороннего мира - "иным мирам". Он добивался сочетания почти несоединимых начал: фактографической правды и высокой притчевости или нескрываемого назидания - и, вопреки канону, утверждавшему, что в поэзии такой синтез невозможен, у него получались не прописи, не унылые басни, а стихи, полные мощного внутреннего напряжения: как в четырех строфах, написанных осенью 1910 года.

Такие стихи, даже если они, по первому впечатлению, прозрачно ясны, на деле содержат в себе очень глубоко спрятанные смысловые оттенки,выявляющиеся с новым серьезным прочтением. Думаю, сопоставление нескольких русских версий киплинговского шедевра убедит в этом каждого непредвзятого читателя. И пусть не смутят его различия - вплоть до несовпадающих заглавий. Тут не домыслы переводчиков "поверх" оригинала, а возможности, предлагаемые самим оригиналом.

Остается добавить, что тот, к кому, считалось, непосредственно обращены эти четыре строфы, сын Киплинга, погиб в 1915 году на фронте во Франции. От этого удара Киплинг так и не оправился до конца своих дней.

Использован текст - А. Зверев. Редьярд Киплинг "IF" (Вглубь одного стихотворения)

Заповедь (Перевод М. ЛОЗИНСКОГО)

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело.
И только Воля говорит: "Иди!"

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и с друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Когда (Перевод ВЛ. КОРНИЛОВА)

Когда ты тверд, а все вокруг в смятенье,
Тебя в своем смятенье обвинив,
Когда уверен ты, а все в сомненье,
А ты к таким сомненьям терпелив;
Когда ты ждешь, не злясь на ожиданье,
И клеветой за клевету не мстишь,
За ненависть не платишь той же данью,
Но праведным отнюдь себя не мнишь;

Когда в мечте не ищешь утешенья,
Когда не ставишь самоцелью мысль,
Когда к победе или к пораженью
Ты можешь равнодушно отнестись;
Когда готов терпеть, что станет подлость
Твой выстраданный идеал чернить,
Ловушкой делать, приводить в негодность,
А ты еще готов его чинить;

Когда согласен на орла и решку
Поставить все и тотчас проиграть,
И тотчас же, мгновенья не помешкав,
Ни слова не сказав, сыграть опять;
Когда способен сердце, нервы, жилы
Служить себе заставить, хоть они
Не тянут - вся их сила отслужила,
Но только Воля требует: "Тяни!"

Когда - хоть для тебя толпа не идол -
При короле ты помнишь о толпе;

Когда людей ты понял и обиды
Не нанесут ни враг, ни друг тебе;
Когда трудом ты каждый миг заполнил
И беспощадность Леты опроверг,
Тогда, мой сын. Земля твоя - запомни! -
И - более того - ты Человек!

Если сможешь (Перевод А. ГРИБАНОВА)

Сумей, не дрогнув среди общей смуты,
Людскую ненависть перенести
И не судить, но в страшные минуты
Остаться верным своему пути.
Умей не раздражаться ожиданьем,
Не мстить за зло, не лгать в ответ на ложь,
Не утешаясь явным или тайным
Сознаньем, до чего же ты хорош.

Умей держать мечту в повиновенье,
Чти разум, но не замыкайся в нем,
Запомни, что успех и пораженье -
Две лживых маски на лице одном.
Пусть правда, выстраданная тобою,
Окажется в объятьях подлеца,
Пусть рухнет мир, умей собраться к бою,
Поднять свой меч и биться до конца.

Сумей, когда игра того достойна,
Связать судьбу с одним броском костей,
А проиграв, снести удар спокойно
И без ненужных слов начать с нулей.
Сумей заставить сношенное тело
Служить сверх срока, не сбавляя ход.
Пусть нервы, сердце - все окаменело,
Рванутся, если Воля подстегнет.


Останься прям, служа при королях.
Ничьим речам не дай звучать слышнее,
Чем голос истины в твоих ушах.
Свой каждый миг сумей прожить во славу
Далекой цели, блещущей с вершин.
Сумеешь - и Земля твоя по праву,
И, что важней, ты Человек, мой сын!

Из тех ли ты... (Перевод АЛЛЫ ШАРАПОВОЙ)

Из тех ли ты, кто не дрожал в сраженье,
Но страх других себе в вину вменил,
Кто недоверие и осужденье
Сумел признать, но доблесть сохранил?
Кто бодро ждал и помнил, что негоже
Неправдою отплачивать лжецу
И злом злодею (но и этим тоже
Гордиться чересчур нам не к лицу).

Ты - друг Мечты, но средь ее туманов
Не заблудиться смог? И не считал,
Что Мысль есть Бог? И жалких шарлатанов
Триумф и Крах - с улыбкой отметал?
И ты сумеешь не придать значенья,
Когда рабы твой труд испепелят
И смысл высокий твоего ученья
Толпа на свой перетолкует лад?

Рискнешь в игре поставить состоянье,
А если проиграешь все, что есть, -
Почувствуешь в душе одно желанье:
Встать от игры и за труды засесть?
Послушна ли тебе и в боли дикой
Вся армия артерий, нервов, жил?
Воспитана ли Воля столь великой,
Чтоб телу зов ее законом был?

Ты прям и прост на королевской службе?
С простолюдином кроток? Справедлив
К достойному назло вражде и дружбе?
Властителен порой, но не кичлив?
И правда ли, что даже малой доли
Своих часов, минут ты господин?
Ну что ж! Земля твоя - и даже боле
Тебе скажу: ты Человек, мой сын!

If Редьярд Киплинг (оригинал)

If you can keep your head when all about you
Are losing theirs and blaming it on you,
If you can trust yourself when all men doubt you,
But make allowance for their doubting too;
If you can wait and not be tired by waiting,
Or being lied about, don"t deal in lies,
Or being hated, don"t give way to hating,
And yet don"t look too good, nor talk too wise:

If you can dream - and not make dreams your master;
If you can think - and not make thoughts your aim;
If you can meet with Triumph and Disaster
And treat those two impostors just the same;
If you can bear to hear the truth you"ve spoken
Twisted by knaves to make a trap for fools,
Or watch the things you gave your life to, broken,
And stoop and build"em up with worn-out tools:

If you can make one heap of all your winnings
And risk it on one turn of pitch-and-toss,
And lose, and start again at your beginnings
And never breathe a word about your loss;
If you can force your heart and nerve and sinew
To serve your turn long after they are gone,
And so hold on when there is nothing in you
Except the Will which says to them: "Hold on!"

If you can talk with crowds and keep your virtue,
Or walk with Kings - nor lose the common touch,
If neither foes nor loving friends can hurt you,
If all men count with you, but none too much;
If you can fill the unforgiving minute
With sixty seconds" worth of distance run,
Yours is the Earth and everything that"s in it,
And - which is more - you"ll be a Man, my son!

Если спросить у нескольких людей, что для них означает непримечательность, скорее всего, они дадут разные определения. Для одних быть непримечательным - значит просто жить, не привлекая к себе внимания. Для других это означает наличие непонятных личных вкусов в искусстве, музыке и других сферах. Как бы вы ни понимали это слово, с помощью этой статьи вам удастся погрузиться в мир непримечательности и скрыться из поля зрения людей.

Шаги

Как слиться с толпой

    Ведите себя так же, как другие. Пожалуй, самый верный способ избежать внимания к себе - это делать то, что делают все вокруг. Чем больше людей, тем меньше значение каждого человека. Если ваше поведение не будет отличаться от поведения других, вероятность того, что вы привлечете чье-либо внимание, будет минимальной, особенно если вас окружает большое количество людей. Если вы хотите слиться с толпой, начните изучать эту толпу. Что эти люди делают сейчас? Говорят ли они друг с другом? Если говорят, насколько они учтивы друг с другом? Как они себя ведут? Ответы на эти вопросы помогут вам понять, как вам стоит себя вести.

    • Безусловно, все будет зависеть от контекста. Если вы будете спокойно сидеть в углу и читать журнал в людном зале ожидания, никто вас не заметит, но если вы будете делать то же самое на шумной вечеринке дома у друга, вы привлечете к себе внимание. Помните о том, что происходит вокруг, если хотите стать незаметным.
  1. Старайтесь выглядеть совершенно обычно. Даже если ваше поведение и манера общения будут такими же, как у окружающих, вы все равно будете привлекать внимание, если будете выглядеть не так, как того предполагает ситуация. Некоторые украшения (особенно татуировки) остаются надолго, и скрыть их будет не так легко. Однако одежду и в меньшей степени волосы можно быстро изменить, поэтому стремитесь к простому и обычному, если хотите выглядеть как все.

    Держите свое мнение при себе. Самый верный способ быть замеченным, когда это не нужно, заключается в том, чтобы высказаться. Если вы пытаетесь слиться с толпой, вам стоит приучить себя молчать, когда никто не спрашивает вашего мнения. В ситуациях, когда необходимо взаимодействовать с другими, будьте вежливы и приветливы, но при этом говорите кратко и по делу. Чем больше времени вы будете говорить на какую-либо тему, особенно личную, тем заметнее вы будете.

    • В подобных ситуациях также нужно учитывать контекст. Постоянное молчание не привлечет к вам внимания в городском автобусе, однако если вы будете молчать в ответ на вопрос на занятии, все обернутся на вас. Держать свое мнение при себе -значит знать, когда промолчать будет хуже, чем дать очевидный ответ.
  2. Не смотрите людям в глаза. Зрительный контакт - это мощный инструмент общения. Обмен взглядами позволяет установить связь, не произнеся ни слова, хотя результаты исследований, которые проводились в последние годы, указывают на то, что это далеко не всегда помогает понравиться людям или заставить их согласиться с вами. Тем не менее, если вам хочется сохранить анонимность, избегайте зрительного контакта, не считая ситуаций, которые требуют его. Это значит, что, если вы идете по улице или едете на машине, не нужно смотреть незнакомым людям в глаза. Если есть вероятность, что с вами заговорят, не смотрите на людей, пока разговор не начнется.

    Не подходите к другим людям. Здесь все просто: если вы не хотите, чтобы на вас обращали внимание, не подходите к людям и не заводите с ними разговоры. Если кто-то подходит к вам сам и заводит разговор, конечно же, следует ответить человеку вежливо и искренне, однако не инициируйте разговоров, которых можно избежать. Старайтесь общаться с кем-то из уже знакомых людей или просто стоять и наблюдать за происходящим.

    Научитесь получать удовольствие от дел, которыми можно заниматься в одиночестве. Как было сказано выше, вы будете привлекать меньше внимания, если не будете взаимодействовать с людьми. Постарайтесь проводить свободное время за занятиями, которые не требуют компании других людей или которые предполагают присутствия пары близких друзей. Есть множество интересных дел, от которых можно получать удовольствие в одиночестве и которые будут помогать вам развиваться. Ниже мы приводим несколько примеров таких занятий:

    • научитесь играть на музыкальном инструменте или сочинять музыку;
    • читайте;
    • занимайтесь спортом (бегайте, плавайте, катайтесь на велосипеде, занимайтесь тяжелой атлетикой);
    • приобретите новый навык;
    • проводите время на природе, играйте в геокэшинг (но не забывайте сообщить кому-нибудь, куда вы направляетесь, если вы идете без компании);
    • пишите (рассказы, записи в блог, статьи для сайтов с пользовательским контентом , и так далее).
  3. Не выделяйтесь. Это главное правило непримечательных людей и людей, которые не хотят лишнего внимания. Не противопоставляйте себя группе, в которую вы входите. Не ведите себя так, как окружающие вас люди себя не ведут. Не одевайтесь и не высказывайтесь необычно. Не задавайтесь вопросами об обществе и своем месте в нем. Если вы с чем-то не согласны, держите свое мнение при себе, чтобы избежать ненужного внимания.

    • Как несложно догадаться, жизнь, посвященная сохранению анонимности, не дает возможностей для самовыражения. Но постарайтесь мыслить шире: даже если вас пугает то, как к вам будут относиться из-за нестандартного поведения, это лучше, чем постоянный страх последствий.

    Как быть человеком, которому сложно дать определение

    1. Будьте загадочным человеком . Если вы хотите, чтобы вас сложно было как-то охарактеризовать, постарайтесь скрывать о себе информацию. Говорите мало и так, чтобы все сказанное имело вес. Старайтесь сохранять невозмутимый вид, даже если кто-то шутит. Говорите общими фразами и не вдавайтесь в подробности. Пусть ваши мотивы остаются для других загадкой. При должной удаче (и усилиях) вам удастся озадачить и заинтриговать окружающих.

      Ведите себя непредсказуемо. Если человек не может предугадать ваше поведение, он не сможет никак охарактеризовать вас. Чтобы люди все время были в напряжении, делайте то, что захотите в каждый конкретный момент. Вы на свидании? Зайдите в случайное заведение, в котором вы никогда не были. Застряли в терминале аэропорта? Достаньте гитару и начните петь песни вместе с людьми, которые находятся рядом. Если вы начнете руководствоваться своими самыми неожиданными импульсами, другие люди перестанут понимать, что вы за человек.

      • Однако с непредсказуемостью связаны определенные риски. Случайное место, в которое вы зайдете на свидании, может оказаться ужасным, а люди в аэропорту могут не поддержать вашу инициативу. Ниже мы расскажем о том, как спокойствие и безразличие к мнению и ожиданиям других людей могут помочь вам справиться с неудачами.
    2. Не придавайте значения мнению других людей. Когда человек начинает думать о том, как его воспринимают другие люди, он становится предсказуемым, а когда он становится предсказуемым, он перестает быть загадочным. Чтобы быть таинственным и непонятным человеком, важно быть о себе высокого мнения (даже если это мнение не разделяют люди с плохим вкусом). Не ищите одобрения других людей, цените только свое.

      • Развитие в себе способности не обращать внимания на мнение других является одной из самых популярных тем на сайтах, посвященных саморазвитию. На многих сайтах можно найти ненавязчивые рекомендации, которые позволят вам поразмышлять о себе (например, ). Выберите источник, который наиболее соответствует вашему характеру и потребностям.
    3. Интересуйтесь разными вещами. Большое количество увлечений и хобби не только делает жизнь разнообразной и интересной, но и заставляет людей задаваться вопросами о вас. Если у вас будет много разных увлечений, люди постоянно будут задавать вам вопросы, благодаря чему вы будете казаться экзотическим и очень интересным человеком. Постарайтесь пробовать разное в свое свободное время. Например, в пятницу вечером поиграйте в баскетбол, в субботу займитесь изучением старой английской литературы, а в воскресенье напишите статью в свой блог.

      • Но помните, что из-за чередования занятий вам будет сложно добиться определенных успехов в увлечениях, которые требуют регулярной практики (например, в игре на музыкальном инструменте). Поэтому, пробуя что-то новое, следует уделять немного времени таким занятиям постоянно.
    4. Не раскрывайте о себе личную информацию. Если вы хотите создать впечатление таинственного человека, не рассказывайте о себе слишком много. Вспомните Бонда, Джеймса Бонда. Когда люди задают ему вопросы о себе, он всегда сообщает им только то, что им нужно знать, и ничего больше. Если вы не будете выдавать слишком много информации при каждом разговоре, вы будете неотразимы в глазах собеседников. Если вы будете давать короткие и уклончивые ответы, они будут стараться узнать больше о вас. Очень скоро люди будут с нетерпением ждать каждого вашего слова.

    5. Сохраняйте спокойствие. Это важный навык для человека, который хочет быть загадочным. Таинственность, непредсказуемость и сдержанность демонстрировать легко, если вы спокойны и собраны, а не если вы выходите из себя. Если, к примеру, вы нервничаете, раздражаетесь или выражаете презрение, когда люди задают вам вопросы о себе, скорее всего, у вас появится репутация непонятного человека, однако это качество не будет восприниматься как желательное. Того, что вам нужно, можно добиться только при помощи спокойствия. Поэтому постарайтесь сохранять спокойствие и ясность сознания в каждой ситуации общения. Благодаря этому вы рано или поздно станете любимчиком публики (темным, тихим и загадочным). Ниже мы приводим несколько приемов, которые помогут вам расслабиться перед ситуацией, в которой вам нужно будет взаимодействовать с людьми:

      • хороший сон;
      • расслабляющие дыхательные упражнения;
      • отдых после утомительных занятий;
      • уединение (за чтением, просмотром фильма, серфингом в интернете и так далее).

    Непонятные вкусы

    1. Слушайте непонятную музыку. Одним из критериев крутости хипстера является странный вкус в музыке. Если вы хотите производить впечатление человека, который любит все странное, вам обязательно нужно включить в свой плейлист малоизвестные группы, нишевые жанры и редкие записи. Попробуйте слушать музыку, которую большинство людей не знает. Чем меньше известность группы, тем лучше.

      • Не нужно скачивать всю любительскую музыку, которую невозможно слушать, чтобы развить вкус. Если вы пытаетесь перейти от мейнстримной музыки к менее популярным группам, начните с чтения свежих рецензий на хипстерских сайтах вроде Pitchfork.com, Avclub.com (оба сайта на английском) и независимых музыкальных блогов. Это позволит вам понять, в какую сторону вам стоит двигаться.
      • Чтобы усложнить задачу, попробуйте достать альбомы своих любимых малоизвестных групп на виниле.
    2. Читайте непопулярную литературу. Чтение требует большего количества времени по сравнению с музыкой и кино, однако на многих книги производят впечатление, которое сохраняется долго и которое ни с чем нельзя сравнить. Чтение литературы, о которой мало кто знает, поможет вам создать образ человек с утонченным вкусом и глубокими познаниями, чего невозможно достичь только за счет музыки и фильмов. Если вы пока не читаете ради удовольствия (а в современном мире многие этого не делают ), постарайтесь начать прочитывать хотя бы пару хороших малоизвестных книг в год. У вас появится новая полезная привычка, и вы сможете впечатлять людей своим эклектическим вкусом.

      • Чтобы найти малоизвестную литературу, изучите сайты с рецензиями (например, «Лабиринт» или Livelib.ru). На таких сайтах можно найти отзывы, рекомендации и разделы с новыми книгами (либо аналог таких разделов), которые помогут вам узнать о свежих хороших книгах.
    3. Станьте ценителем экзотической еды. Приготовление еды - это вид искусства, который знаком практически каждому. Развивая в себе любовь к необычной еде и пытаясь приготовить эту еду, вы сможете удивить других своими нестандартными вкусами. Кроме того, вы сможете научиться чему-то, что позволит вам сделать свои блюда вкуснее, и сможете развлекать других. Если не знаете, с чего начать, поищите рецепты своих любимых блюд на сайтах этнической кулинарии (к примеру, итальянской, японской, эфиопской, средневосточной). Затем переходите к категориям еды, с которыми вы не знакомы. Не бойтесь нового! Единственный способ научиться чему-либо - это тренироваться.

      • Не нужно много денег, чтобы готовить вкусные блюда. Поищите рецепты на сайте с рецептами бюджетных блюд (например,
Французский психолог,социолог Г. Лебон в книге под кратким названием «Толпа», опубликованной в 1895г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованнойобщности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпеобнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он болеедоверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вестисебя на уровне животного. На челове­ка, оказывающегося в толпе, действуютособые психологические законы. Толпа за­ражает человека,она заставляет его подражать себе, часто просто внушает то, что в обычномсостоянии и не пришло бы ему в голову. В толпе возникают особые психи­ческиесостояния. Под влиянием сложных эмоциональных реакций развиваются не­ожиданныевиды массового поведения. И тогда вроде бы вполне нормальные люди оказываютсяспособны к массовой агрессии или не менее массовой панике. Доведение до молодежиинформации о сущности понятия «толпа», ее видах, законах и психологическихмеханизмах функционирования, а также о способах воздействия на личность иметодах защиты от них, является средством профилактики вовлечения молодежи ворганизации деструктивного характера. Возможность поделиться своимиразмышлениями по обозначенной тематике была предоставлена студентам,участвующим в дискуссии «Сливаясь с толпой, человек теряет индивидуальность…»27 февраля на базе Центра. Мероприятие подготовлено совместно с Обрывко Е.И.,старшим преподавателем кафедры педагогики. Презентация подготовлена студентами711 группы – Трофимовой Е. и Яковенко Д., под руководством психолога ЦПиСЗМ,старшего преподавателя кафедры психологии образования – Русиной С.А. Партнёр:

Каждому из нас приходилось наблюдать в реальности или читать в СМИ о действиях разъяренной, неуправляемой массы, которая становится причиной беспорядков, приводящих к гибели участников конфликта и другим разрушительным последствиям. Толпа — не просто скопление в одном месте группы людей, это единый организм, подчиняющийся деструктивным законам. В какой момент активность толпы перейдет к разрушительному сценарию, зависит от лидера движения, который может быть человеком случайным или какого-либо события.

Скопление людей может превратиться в разъяренную массу из-за стихийного бедствия, пожара, протестного митинга, спортивных соревнований. Характер проявления организма будет зависеть от призыва к действию стихийных лидеров, передающих участникам собрания первичный импульс.

Психология массового движения

Как правило, скопление людей превратившихся в толпу характеризуется: схожим интеллектуальным уровнем; одинаковой эмоциональностью, сформированной эффектом заражения, распространяющиеся как вирусное заболевание; иррациональным поведением; утратой личного мнения и чувства ответственности; ощущением коллективной общности.

Что сближает людей и делает их толпою?

  • Феномен «ровни» — это схожий социальный статус, интеллектуальный уровень.
  • Географическое соседство.
  • Общие ценности, интересы.
  • Компетентность в волнующем группу вопросе.
  • Переживание общего чувства — страха, паники, восторга, негодования, ненависть, печали.
  • Протестные настроения, общая идеология.

Известные примеры поведения толпы:

  • Бирюлево 2013 года

Массовые беспорядки, произошедшие 10 октября 2013года, в столичном районе Бирюлево, закончились погромами. Поводом для разжигания гнева толпы послужила насильственная смерть молодого русского парня Егора Щербакова. Причиной резонанса преступления стала национальность убийцы, который отличался неславянской внешностью.

Подогреваемые средствами массовой информации и заинтересованными лицами, высказывающимися против мигрантов, подростки, на почве неприязненного отношения к иностранцам устроили стихийный митинг, который закончился погромами.

Вооруженная бейсбольными битами, газовыми баллончиками, травматикой и холодным оружием группа, поджигала витрины, разбивала стекла магазинов, переворачивала автомобили. Националисты избивали встречавшихся им на дороге лиц неславянской внешности.

  • Алма-Ата 2013 года

Шествием по городу разъяренной толпы, закончился концерт популярного Кайрата Нуртаса. Слушатели собрались в центре «Праймз Плаза», чтобы послушать исполнителя. Массовое негодование вызвало недобросовестное выступление певца. По словам очевидцев, он исполнил один хит и скрылся в неизвестном направлении. Связаться с директором тура по телефону не удалось.

Последствиями беспорядков стали: арест 30 человек, сожженный кафетерий, перевернутый автомобиль участкового, разгром развлекательного центра. Пресекли шествие массы, прибывшие по вызову ОМОНовцы.

Впоследствии выяснилось, что владельцы ТРЦ «Прайм Плаза» самовольно, без согласования с администрацией города, организовали концерт, не позаботившись об обеспечении порядка.

  • Александров 1961 года

Стихийные действия толпы в городе Александров произошли из-за, казалось бы, мелкого конфликта местных жителей с сотрудниками правопорядка. Два изрядно подвыпивших солдата, приехавшие на выходные в город, были остановлены майором милиции. Вояки отреагировали на претензии сотрудника с негодованием, они отказались следовать с ним в отдел, началась перепалка. Молодых людей забрали в ОВД, вызванные на подмогу милиционеры.

Арест подвыпивших солдатов увидели местные женщины, которые рассказали о происшествии населению. Вокруг отдела быстро собралась толпа в количестве 500 человек, которая стала требовать освобождения узников.

Участники движения остановили машину милиционера, вытащив оттуда сотрудников, они начали их избивать, кто-то выкрикнул призыв, и толпа двинулась к отделу. Они стали выламывать двери и решетки, подожгли милицейский автомобиль и мотоцикл, избили командира пожарной команды, забросали камнями здание ОВД, разломали кабинеты, выбросили из окон мебель и сейфы.

Далее, участники беспорядков двинулись на штурм тюрьмы, в которой находилось 169 человек заключенных, из которых 82 были особо опасными. Разбушевавшаяся масса закидывала стрелявших в них милиционеров камнями, передвигаясь с помощью самодельных железных щитов.

Большую роль в ходе беспорядков сыграла социальная, векторная направленность толпы. Почти все участники погромов имели судимость и не испытали почтения к милиционерам. Дело в том, что Александров — населенный пункт, куда ранее высылали судимых граждан. Печально закончился день для грузчика Павла Зайцева, его приняли за сотрудника внутренних дел, парня настолько сильно избили, что понадобилась госпитализация его в больницу.

Беспорядки были остановлены вошедшей в город дивизией под командованием генерала Корженко.

  • Манежная площадь 2010 год

Психология называет показательными, для исследования феномена толпы, события на Манежной площади. Трагедия, повлекшая за собой беспорядки, случилась 6 декабря, когда в перепалке болельщиков «Спартака» погиб Егор Свиридов. Парень был убит гражданами кавказской национальности.

Преступление вызвало недовольство молодежи и стало причиной сбора на Манежной площади 5 000 человек. Группа в основном состояла из подростков, интересующихся футболом и националистов. По данным репортеров, в массовой драке пострадало более 30 подростков. Была задержана тысяча человек.

Эксперты, наблюдавшие происходящие события в прямом эфире, комментировали происходящее. Специалисты, изучающие феномен толпы, обсуждали проблему легкой управляемости массы, пытаясь донести до россиян высокий уровень опасности данного явления.

Психологи утверждают, что люди входящие в стихийную массу, объединяются в коллективный разум, с общим эмоциональным состоянием. Возбуждающее действие коллектива формирует ощущение безнаказанности и безответственности, человек чувствует себя винтиком в большом механизме, перестает рассуждать, подчиняется самым низменным инстинктам.

Как правило, психология отмечает, что из толпы со временем выделяются манипуляторы — лидеры, которые ведут гнев масс в нужное им русло. Действия людей зависят от настроя лидера. В худшем случае, масса в мгновение ока может превратиться в агрессивный организм, сметающий на своем пути все препятствия, способный на самые деструктивные действия.

Как показали исследования событий на Манежной, в группе действовало несколько заводил, формирующих настроение толпы, которая была неоднородной. Людей объединяла «шайка» организаторов, которые предварительно обрабатывали массы призывами на бульварах и объявлениями в соцсетях.

Очевидного, доступного публике, лидера видно не было. Несмотря на попытки найти подстрекателя-дьявола, специалистам и репортерам это сделать не удалось. И все же на Манежной преобладало стихийное начало. Масса была подросткового возраста, еще не самостоятельная, склонная к подражательным действиям. Конечно, она имела агрессивное ядро выражающее настроение собравшихся.

Подверженность чужому влиянию. Когда люди становятся толпою?

В одно мгновение цивилизованные люди превращаются в агрессивную массу со всеми признаками эволюционной деградации. Такие случаи в истории существования человечества не редкость. Чаще всего, если опираться на данные статистики, в агрессивные толпы собираются незрелые личности и молодежь. Показательным примером является случай на Манежной площади.

Легче всего получить управление толпой, состоящей из подростков, склонных к подражанию. Психология подтверждает концепцию о том, что самодостаточная, сформированная личность, не вольется по своей воле в агрессивную группу. Он может оказаться в таком сообществе случайно, но попытается как можно быстрее ретироваться оттуда, потому что будет чувствовать себя не уютно, в требующей линчевания массе.

Существуют другие группы людей, которыми руководят не разрушительные намерения, а другие эмоции. Например, это паника или страх во время пожаров, стихийных бедствий, стрельбы в местах скопления народа.

Психология толпы строится на эффекте заражения, когда страх, паника, стремление убежать, другие эмоции одного человека , в мгновение ока передаются окружающим. Паническая масса становится неуправляемой, она несется прочь от опасности подчиненная инстинкту самосохранения, давя людей и ломая преграды.

Почему люди становятся толпой?

Феномен толпы интересовал многих исследователей. Еще Зигмунд Фрейд отмечал любопытные изменения в мышлении людей, находящихся под воздействием группы. Они начинают мыслить совершенно иначе, чем обычно, их индивидуальный разум объединяется в коллективный организм, где отдельная личность растворяется, а энтузиазм и интересы толпы усиливаются.

Отдельно те же самые люди думают, действуют, чувствуют совершенно иначе. Одухотворенная единым духом, эмоцией, идеей, группа, формирует временный синхронный организм, который образовался из разнородных клеток, соединившихся вместе. Новое существо — сущность толпы отличается от каждой отдельной клетки, имеет свои характеристики.

Психология личности подверженной чужому влиянию

Толпу в чистом виде сегодня встретить сложно. Случаи классического стихийного формирования массы встретить трудно в современном мире. Как правило, все скопления людей формируются в результате идейной обработки сознания через массовые средства коммуникации, социальные сети, специализированные сайты.

В каждом конкретном случае чувствуется видимая или невидимая рука организаторов, подталкивающая людей к определенным действиям.

Социальная группа, заставляющая под своим давлением изменять поведение отдельного человека, может влиять не на каждого индивида. Психология отмечает пагубное явление конформности личности.

Конформность – качество индивида, заставляющее его уступать мнению большинства, поддаваться давлению окружающей среды, изменять собственное поведение под влиянием других лиц.

Следует различать термин с внушаемостью – непроизвольной, неосознанной податливостью личности мнению группы, которая происходит незаметно. Индивид, в таком случае, совершенно искренне меняет свое первоначальное мнение, усваивая групповое мнение.

Все побежали, и я побежал! Как группа людей становится толпой?

Психология давно занимается исследованием этого вопроса. Ученые выяснили, что внушаемость и конформизм в принципе присущи каждому человеку. Все мы меняем собственное мнение под влиянием СМИ, отзывов маститых специалистов или авторов публикаций, но степень доверия информации поступающей извне и податливости авторитетам зависит от возраста, профессии, склада ума, пола, состава толпы.

От чего зависит податливость чужому влиянию?

  • Согласно статистике, психология отмечает наибольшую подверженность групповому влиянию в подростковом возрасте, когда уровень конформизма чрезвычайно высок. Молодежные толпы легче всего поддаются управлению со стороны формальных или неформальных лидеров, скрытых или явных руководителей беспорядков.
  • Если рассматривать конформность в зависимости от пола, необходимо отметить более высокую податливость у женщин чужому мнению, чем у мужчин.
  • Уровень конформности индивида может зависеть от профессиональной деятельности человека. Наиболее высок уровень у людей, работающих в коллективах — военных, музыкантов. Социальная необходимость уживаться с другими людьми со временем делает человека более податливым чужому мнению.
  • Психология индивида, его подверженность групповому давлению, во многом зависят от его социального статуса. Социальная жизнь большинства людей требует от них умения находить компромисс с коллективом, ячейкой общества. Индивид, как правило, жаждет принятия себя в группе, он дорожит ею, своим местом, статусом. Сопротивляться мнению большинства, могут те, кто или не дорожит группой или личности, имеющие более высокий статус.

Как отмечает психология, социальная группа и ее отношение к индивиду интересует лиц со средним статусом, менее подвержены влиянию толпы лидеры, способные сопротивляться давлению коллективного разума.

Почему современный человек так зависим от толпы?

Психология отмечает возрастание уровня доверия человека общественному мнению. Сегодня индивид практически разучился мыслить самостоятельно, целиком и полностью его мировоззрение и ценности зависят от той информации, которая транслируется по телевидению, печатается в СМИ, дается ему в общеобразовательных учреждениях. «Собственное» мнение личности состоит из мировоззрения других людей, групп, классов, коллективов, навязанных ему в течение жизни.

Одна из причин подверженности давлению массы, заключается в выросшем сегодня потоке информации, которую человек не может, а порой и не хочет проверить. Ему приходиться доверять мнению других людей. Социальная составляющая личности говорит ему, что большинство не может ошибаться.

Такой особенностью человека с успехом пользуются политики, психологи, организаторы «розовых» революций и под коверных войн. Толпа не обдумывает информацию, не рассуждает, не переносит противоречий, воспринимает только те идеи, которые до предела упрощены. Суждения массы всегда навязаны и никогда не являются итогом обсуждения общественности.

Психология толпы связана, подчас, с нежеланием человека конфликтовать с массой, стремлением избежать санкций за инакомыслие. Находясь в массе личность «заражается» специфическими особенностями, которые ей могли быть не присущи в обычном состоянии:

  • Он может быть подвержен инстинктам, которые высвобождаются под влиянием ощущения анонимности и безответственности.
  • Личность перестает осознавать себя индивидуальностью, растворяется в массе как личность.
  • Он чувствует единение с организмом толпы.
  • Человек попадая в трансовое состояние, перестает контролировать свои поступки.
  • Индивид стремительно деградирует, теряя личностные черты и культурные ценности.

Сегодня излишне развитый конформизм стал пагубным бедствием. Индивид как «флюгер» следует за мнением других, не имея собственных ценностей, взглядом, мировоззренческих концепций. Разумеется, такое бедственное положение современного человека, не проходит мимо внимания манипуляторов, которые берут под свое управление, целые организованные группы людей, используя их в экстремистских целях.

Индивид становится либо неосознанной «марионеткой», либо сознательно реализует себя в обществе с позиции приспособленца, способного вариативно менять поведение, в зависимости от интересов коллектива или «сильных мира сего».

Психология толпы

Отличие толпы от организованной группы заключается в спонтанности поведения массы, и, напротив, заведомо подготовленных четких действий в группировке. Настоящей разрозненной толпой управлять сложно. Стихийная масса не приемлет долгих размышлений, она просто двигается, повинуясь инстинктам или отдельным лидерам.

Главное векторное направление толпе можно придать извне, но ее управляемость сомнительна, стихийная группа мало предсказуема.

Как вести себя, если пришлось столкнуться с толпой?

Психология разработала основные правила поведения в разгоряченной массе людей. Инструкция для тех, кто не желает стать жертвой, гласит:

  • Если индивид со всех сторон окружен толпой, он должен предусмотреть все варианты выхода из группы. Старайтесь ретироваться через боковые улицы и переулки. Можно попросить убежища у жильцов соседнего дома, пройти в подъезд или на чердак дома. В крайнем случае, можно залезть под автомобиль, забраться на дерево, залезть в подвал, чтобы переждать беспорядки.
  • Не следует проникать в массу по собственному желанию. Нельзя идти впереди движения людей. Разъяренная группа может побежать за вами или столкнуться с правоохранительными органами, в таком случае вы окажетесь в центре событий. Следует «плыть» по течению массы, стараясь устоять на ногах.
  • Постарайтесь, попав в толпу, хладнокровно оценить ситуацию. Не поддавайтесь общему психозу в стремлении разрушить что-нибудь или спастись любым способом. Постарайтесь избегать опасных мест агрессивного организма. Не стоит стоять у трибуны, находится возле провокаторов, в месте расположения органов правопорядка или противостоящих сил, в гуще активистов. Следует постепенно передвигаться к краю толпы, от которого можно будет быстро ретироваться, если вдруг начнутся беспорядки.
  • Следует помнить об эффекте заражения, присущем человеческой психики. Ненависть, страх, другие бурные эмоции, очень заразительны, поэтому нужно найти в себе силы сопротивляться психозу массы.
  • Воспринимайте с критикой всю подаваемую в толпе информацию. Постарайтесь сохранить способность трезво мыслить, к слухам относитесь с иронией, к анти — социальному поведению со стыдом – это хороший тормоз от проникновения в человеческую психику общей истерии.
  • Если вы начинаете поддаваться влиянию массы, постарайтесь применить приемы трезвения. Подышите глубоко, ущипните себя за кожу, ударьте по щеке.
  • Не стоит с маленькими детьми посещать места массовых скоплений людей во время праздников, гуляний, митингов, концертов знаменитостей.

Умение не поддаться отрицательному влиянию стихийной массы – это один из этапов, позволяющих остаться в живых в экстремальной ситуации. Если человек сумел защитить собственное сознание, его разум сможет объяснить телу, как выбраться из разъяренной группы живым.

Помните! В стихийных формированиях редко бывают воспитанные, интеллектуальные люди. Чаще всего упоенная вседозволенностью масса, способная на массовые беспорядки, состоит из малообразованных, поддающихся чужому влиянию людей, часто психически неадекватных. Поэтому не стоит пытаться в одиночку противостоять агрессивным обывателям.