Государство

Лучшее оформление кабинета русского языка и литературы. Оформление кабинета русского языка и литературы

КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Там, где живут слова

Школа – это мастерская,

где формируется мысль подрастающего поколения…

Анри Барбюс.

Если вся школа, по мнению Анри Барбюса, является мастерской для наших учеников, то школьные кабинеты – это отдельные участки этой мастерской, помещения, где проходит удивительная и увлекательная часть школьной жизни.

В кабинете учителю приходится заниматься не только творчеством. В своем кабинете учитель выступает во многих ипостасях: он и творец, он и дизайнер, он и строитель, маляр, уборщик. Это второй дом, который, как и любой хозяин, учитель холит и лелеет, оставляет в нем частичку самого себя, частичку своей души.

К счастью, все годы работы я имею свой кабинет. Почему «к счастью»? Да потому, что тяжела участь учителя, не имеющего своего кабинета: вечные скитания по учебным помещениям с кипой нужного для урока оборудования, книгами и тетрадями.

Мой кабинет находится на втором этаже нашей школы, предназначенный для занятий русским языком и литературой.

Оборудование кабинета соответствует современным требованиям: в кабинете есть ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр. На стене висят оформленные стенды, к которым учитель привлекает внимание детей во время изучения той или иной темы. Материал на таких стендах меняется по мере необходимости или по мере изучения учебных тем.

Также на стенде могут быть представлены творческие работы учащихся, рисунки и стенгазеты, сделанные детьми.

Стену возле двери занимают вместительные стеллажи с книгами: словарями, справочниками, энциклопедиями. В одном из них дидактические раздаточные материалы, наглядные пособия и тесты, которые постоянно используются в процессе обучения, количество которых постоянно увеличивается, когда издаётся что-нибудь новое.

Мой кабинет, как и всякий учебный кабинет, выполняет несколько функций. Это и учебное помещение, где проходят уроки, дополнительные занятия с отстающими и одаренными детьми. Это и игровая площадка, где проводятся различные внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе. Кабинет – это самое важное место в школе для учащихся моего класса: здесь мы общаемся, проводим внеклассные мероприятия, готовимся к выставкам и конкурсам, репетируем. Проводятся родительские собрания, предметные олимпиады школьного уровня.

Кабинет русского языка и литературы живет насыщенной жизнью в течение всего учебного года.

Кабинет русского языка и литературы – это, прежде всего, рабочая комната, где проводятся уроки, внеклассные мероприятия, консультации. Хорошо оборудованный кабинет – необходимая принадлежность современного учебного процесса. Но каждому учителю хочется, чтобы его кабинет был не только технически оснащенным, но и уютным, красивым.

Оформление любого школьного кабинета должно настраивать учеников на деловой и познавательный лад, а также максимально понятно иллюстрировать, какому предмету посвящена данная учебная комната. Кроме того, в современной школе особое внимание следует уделять эргономичным параметрам класса в целом и каждого отдельного ученического места в частности. Поэтому любые оформительские элементы не должны быть помехой для выполнения детьми основной их функции в школе - обучению. Кабинет русского языка и литературы лучше всего оформлять в классическом стиле, соответствующем данному предмету.

Дизайн-проект, в рамках которого разрабатывается оформление кабинета русского языка и литературы в школе, отталкивается от расположения в классе основных и неотъемлемых школьных атрибутов: доски, учительского стола и парт. Правильнее всего располагать эти предметы так, чтобы окна были с левой стороны у детей, сидящих за партами. Доска должна быть размещена так, чтобы была видна всему классу. Учительский стол может быть украшен вазой для живых цветов, другими декоративными предметами, которые, впрочем, не должны его загромождать. Возможно, на столе стоит разместить маленький бюст кого-то из великих писателей.

У стены, расположенной за спинами учеников, целесообразно поставить книжные шкафы, расставив в них соответствующие учебники, а также книги содержащие известные произведения, входящие в школьную программу. Таким образом, обычный школьный кабинет станет и вспомогательной библиотекой для детей. Кроме того, в этих шкафах можно хранить выписываемые литературные журналы, которые будут особенно интересны старшим школьникам. На разных полках шкафа можно также разместить тематические декоративные украшения (например, статуэтки литературных персонажей) , а также бюсты писателей.

Учитывая то, что кабинет русского языка и литературы носит четко выраженную тематическую направленность, стена напротив окон может быть украшена портретами классиков отечественной литературы. Пушкин и Гоголь, Достоевский и Тургенев, Чехов и Толстой прекрасно будут смотреться на стене класса, взирая на будущие поколения, изучающие их нетленные произведения. Кроме того, можно подобрать поучительные фразы из их произведений, посвященные величию русского языка, необходимости просвещения и грамотности, важной роли литературы в жизни каждого человека. Красиво оформленные, такие цитаты будут эффективным средством пропаганды предмета, которому посвящен данный кабинет.

И наконец, оснащение школьного класса должно соответствовать современным потребностям учебного процесса. Кабинет должен быть оборудован интерактивной медиасистемой, подключением к Интернету и т. д. При этом нельзя забывать и о традиционных средствах: стендах с правилами русского языка, репродукциях картин, иллюстрирующих известные произведения и др. Таким образом оформленный тематический класс поспособствует большей заинтересованности детей в изучении родного языка и литературы, а также поможет лучше осваивать учебный материал.

Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.

Альфред Нобель родился в Стокгольме в 1833 году. Когда Альфреду было 8 лет, его семья переехала из Стокгольма в Петербург. Отец занялся производством торпед. После семи лет Альфред отправился в образовательный тур по Европе. Во Франции произошла встреча с Асканио Собреро – итальянским химиком, открывшим нитроглицерин. В США Нобель знакомится с Джоном Эриксоном, построившим первый линкор в Америке. По возвращении в Россию Альфред начинает трудиться на предприятии своего отца. В годы Крымской войны компания чуть не стала банкротом. Семья возвращается в Швецию. Альфред Нобель изобретает динамит, который впервые был применён в США при прокладке Тихоокеанской железной дороги.

У Нобеля не было прямых наследников.

Он решил пожертвовать средства таким людям, каким он был сам.

27 ноября 1895 года в Шведско-норвежском клубе в Париже Нобель подписал своё завещание , согласно которому большая часть его состояния - около 31 миллиона шведских марок - должна была пойти на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира.

Завещание гласило:

Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю моё завещание по поводу имущества, нажитого мною… Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принёс наибольшую пользу человечеству.

Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики , вторая – в области химии , третья – в области физиологии или медицины , четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы , пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности.

…Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы они или нет

С 1969 года по инициативе Шведского банка присуждаются также премии памяти А. Нобеля по экономике, неофициально называемые «нобелевскими премиями по экономике».

Секрет успеха Альфреда Нобеля

  • Получи образование у самых лучших учителей;
  • Ознакомься с последними научными разработками;
  • Изобрети что-то своё;
  • Женись только по любви;
  • Не делай своих потомков ещё богаче;
  • Не имей вредных привычек;
  • Не трать деньги впустую;
  • Защищай свои изобретения.


10 декабря 1933 года король Швеции Густав V вручил Нобелевскую премию в области литературы писателю Ивану Алексеевичу Бунину «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» . Иван Алексеевич стал первым из русских литераторов, удостоенных этой высокой награды. Всего же премию, учреждённую изобретателем динамита Альфредом Бернхардом Нобелем в 1833 году, получил 21 выходец из России и СССР, из них пятеро – в области литературы. Правда, исторически сложилось так, что для российских поэтов и писателей Нобелевская премия была чревата большими проблемами.

В своей речи при вручении премии представитель Шведской академии Пер Хальстрем, высоко оценив поэтический дар И. Бунина, особо остановился на «его способности необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь».

В ответной речи И. Бунин отметил смелость Шведской академии, оказавшей честь русскому писателю-эмигранту. Чек на 715 тысяч французских франков мог обеспечить Бунину безбедную жизнь и комфортные условия для творчества до конца дней. Однако, нобелевские деньги быстро кончились. Он тратил их не задумываясь, щедро раздавал нуждающимся коллегам-эмигрантам.

В 1958 г. Шведская академия присудила Борису Леонидовичу Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» .

Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: « В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ ».

В 1965 г. Михаил Александрович Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду…»

8 октября 1970 года «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы» Александру Исаевичу Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. Это стало поводом для травли Солженицина в СССР. В 1971 конфисковали все рукописи писателя, а в последующие 2 года уничтожили все его издания. В 1974 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб СССР», Александра Солженицина лишили советского гражданства и депортировали из СССР. Вернули гражданство писателю только в 1990, а в 1994 он с семьёй вернулся в Россию и активно включился в общественную жизнь.

10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, - второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.

«Литература – это совесть общества, его душа…»

Д. С. Лихачев


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Отмет

ка

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,а также 7 грамматических

ошибок

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

100-150 слов

0,5 – 1,0 страницы

150-200 слов

1,0 – 1,5 страницы

200-250 слов

1,5 – 2,0 страницы

250-350 слов

2,0 – 3,0 страницы

350-450 слов

3,0 – 4,0 страницы

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК

Условные графические обозначения

С – недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).

Р – речевые недочеты. I – орфографические ошибки. V – пунктуационные ошибки.

Г – грамматические ошибки .

Выставление оценок : С – Р 0 – 2 «4»

I V – Г 4 – 3 – 1 «3»

Соблюдение грамматических норм.

Ошибочное словообразование;

Нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Точность и ясность речи . Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли. При этом:

1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов).

2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера (литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему):

а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);

б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);

в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);

г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Фактической ошибкой называют искажение:

Цитатного материала;

Информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей

ПОЛЕЗНЫЕ

для выпускников

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

http://www.rustest.ru/

http://fipi.ru/