Разное

Лучшие спектакли по мнению зрителей. Лучшие спектакли по мнению зрителей Лучшие спектакли

«Гоголь-центр», Мастерская Брусникина, «Студия театрального искусства», Театр Наций, Центр им. Вс. Мейерхольда, «Школа драматического искусства», Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ, – семь главных (в алфавитном порядке) театральных организмов Москвы-2017. Не забыты Анатолий Васильев, проекты импресарио Федора Елютина и один студенческий спектакль, нашедший постоянную площадку.

Подводить театральные итоги 2017-го неловко: пока мы ходим на премьеры, в СИЗО – Алексей Малобродский, под домашним арестом – Кирилл Серебренников, Софья Апфельбаум, Юрий Итин, обвиняемые в хищении бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа» в 2011-2013 годах. Не по себе мне не от творящегося следственного и судейского произвола – это абсурдно, чудовищно, но не удивительно, такова российская жизнь, ничто не меняется со времен Сухово-Кобылина. Обескураживает другое – покорное приятие коллегами арестованных возмутительной реальности: никаких протестных акций солидарности, так, немного погрустили публично и продолжили жить-поживать и спектакли выпускать. Не хотелось бы, чтобы эти мои итоги были последними, но мне, как зрителю, становится по-человечески неинтересно следить за театральной жизнью, идущей словно параллельно творящемуся беспределу. Пишу этот текст 14 января, в первый день Нового года по старому стилю – чтобы начать окончательно наступивший 2018-й с надежды и, так сказать, добра.

Театральные коллективы, выпустившие самые интересные спектакли 2017-го, идут в алфавитном порядке; в завершение списка – «индивидуальные» опыты: возвращение Анатолия Васильева на российскую сцену, приключенческие эксперименты Фёдора Елютина и студенческая работа Школы-студии МХАТ, открывающая проект «ЦДР. Старт» в Центре драматургии и режиссуры.

Молодой театр, отмечающий в феврале пятилетие, достойно держит удар: минувшей осенью, уже после ареста художественного руководителя Кирилла Серебренникова, «Гоголь-центр» выпустил три выдающихся премьеры. Начав с шедевра самого КС.

Серебренников справился с пушкинскими «пьесами для чтения», за которые кто только не брался – и вегда с разной степенью неудачности. Здесь же – абсолютная, ошеломляющая удача; Эверест профессионального уровня, работа сложнейшей и тончайшей организации, исполненная слаженно и легко (и это в экстремальных условиях, когда режиссер оказался отлучен от финальной «шлифовки» спектакля ). Подробный текст – .

Первый в 2017-м «взрослый» спектакль на Малой сцене «Гоголь-центра». Поясняю: в начале прошлого года Малая сцена взяла курс на высококлассный «театр юного зрителя», показав «Море деревьев» по пьесе Любы Стрижак в постановке актера Филиппа Авдеева и «Молоко» Екатерины Мавроматис в постановке Дениса Азарова. И это был очень ценный вклад в заполнение пустующей сферы театра о подростках и для подростков. «Демонами» Малая сцена «Гоголь-центра» вернулась к зрелости. Отличный режиссер из Латвии Элмар Сеньков (я влюбился в его рижскую «Антигону», показанную осенью 2016-го назад на фестивале «Балтийский дом» ) выбрал для российского дебюта пьесу шведа Ларса Нурена о двух соседских супружеских парах, переживающих кризис – секса, отношений, среднего возраста и коммуникации с миром.

«Демонам» к лицу расхожее слово «иммерсивный» – притом, что по форме это традиционный спектакль: артисты – на сцене, зрители – в зале, никто не хватает за пятку, сиди и смотри. Но не вовлечься в то, на что смотришь, невозможно.

Сеньков и актерский квартет «Гоголь-центра» – Яна Иртеньева и Один Байрон, Мария Селезнева и Иван Фоминов – творят обыкновенное театральное чудо: пьеса, на бумаге кажущаяся почти абсурдистской драмой некоммуникабельности, дотошно разобрана и сыграна так внятно, что ни одна из реплик, ни один из поступков героев не вызывает недоуменного «и почему?» (я называю это чудом, потому что невысокая осмысленность изображаемого на сцене обычно – но не в «Гоголь-центре» – в порядке вещей ). Высокий психологический театр, где в гармонии ум и страсть.


Бессюжетный, на грани с contemporary dance эксперимент Евгения Кулагина по переводу трагической ипостаси Уильяма Шекспира на язык тел. Подробный текст – .


МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА

Недавние выпускники курса Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ стали резидентами театра «Практика» . В 2017-м здесь вышла целая серия моноспектаклей молодых актеров: каждый интересен и сам по себе (я не успел посмотреть все, поэтому в списке нет, например, «Преследователя» ), а в совокупности они складываются в завораживающую живую мозаику – историю поиска и становления. Брусникинцы – не единственный резиденты постоянно меняющейся «Практики»: свою сюрреалистческую фантазию, «ещё одно путешествие» «Гипнос» поставил на этой сцене со студентами гитисовской мастерской Олега Кудряшова Олег Глушков. Но и брусникинцы не замыкаются только в «Практике» – и один из самых впечатляющих проектов года, «Х дней, которые потрясли мир», они осуществили в Музее Москвы.

4. «Х дней, которые потрясли мир»

Оргиастическое посвящение революции и Юрию Любимову – те, кто пропустил, должны до конца своих дней завидовать посмотревшим. Подробно об уникальном осеннем сете «Х дней» – .


Моноспектакль Алины Насибуллиной, превращенной режиссером Фёдором Павловым-Андреевичем в живую скульптуру. Инсценировкой пронзительной сказки Людмилы Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной» (прочесть её можно ) ФПА продолжил свой цикл, где «говорящими скульптурами» уже побывали Степанида Борисова и Сергей Шакуров, Женя Борзых и Юлия Шимолина. Алине досталась, кажется, самая сложная глава: тело актрисы помещено в смахивающую то ли на отсек космического корабля, то ли на пыточный аппарат зеркально-металлическую конструкцию Кати Бочавар. Один час в таких условиях требует физических сил, которые разве что у космонавта найдутся.

Только у космонавта никаких забот – передавай себе отчеты о наблюдениях, а Насибуллина транслирует в зал изощренное фонетическое послание, голосом подвергая текст Петрушевской пленительным метаморфозам.


Моноспектакль Юрия Межевича в лаконичной и уверенной режиссуре Хуго Эрикссена. Тут сюрприз в том, что пьеса Валерия Печейкина, на мой критический вкус, – augmented wikipedia, жизнеописание композитора-титана, сделанное с темпераментом телефонного справочника, по приницпу copy / paste.

Хочется пошутить, что это достижение постдраматического театра – когда он может неплохо существовать и без хорошего литературного первоисточника, на актерско-режиссерском драйве.

А еще в «Бетховене» остроумнейшая сценография Ютты Ротте: в бетховенский час Малая сцена «Практики» превращается в музей, экспонаты которого (до начала спектакля не возбраняется всё рассмотреть и сфотографировать ) ведут от Бонна XVIII века, где родился Бетховен, к поп-культуре ХХ века; и эстет-садист Алекс из «Заводного апельсина» подмигивает из музейной витрины.

Самый причудливый опыт брусникинцев и «Практики»: фантастическая сказка, сочиненная Михаилом Дегтяревым и поставленная Анастасией Великородной исключительно для малышей. Взрослые на планету Унисон, с которой тиранический злодей Глитч украл всю музыку, не допускаются, детвора от шести лет должна вернуть гармонию в космос самостоятельно.

Я проник в зал «контрабандой» – смотрел вполглаза, из-за кулис, и это был мой самый шальной поход в театр.

Понимаю, что у обычных, не пишущих о театре совершеннолетних зрителей такого блата нет, но призываю отправить детей в этой азартный космотрип и по-белому им позавидовать: за теми, кто растет на таком театре, будущее будет непременно светлым.


Премьер в театре Сергея Женовача всегда немного, но каждая – безупречна (почти всегда ). Литературная классика здесь обретает актуально звучащий (и это без нарочитых постановочных новаций ) театральный аналог.

Поэма огня по роману Михаила Булгакова. Подробно – .


Разговоры у воды по повести Сергея Довлатова и стихам Александра Пушкина. Подробно – .


Пожалуй, самая респектабельная театральная площадка Москвы, перенявшая эстафету модного буржазного театра у «Ленкома» и «Мастерской Петра Фоменко». Настоящий город в городе: в этом театре, кроме основной и малой сцен, активно работает и отдельно стоящее Новое Пространство – поле чистого перформативного эксперимента, лекционный клуб, место встречи театра и современного искусства. Но в этом спсике – только блокбастеры большой сцены.

10. «Ивонна, принцесса Бургундская»

Трагический пункт итогов-2017: сильная и смелая постановка Гжегожа Яжины по пьесе Витольда Гомбровича (подробно о спектакле – ) не продержалась дольше одного сезона. Виной – коммерческий неуспех дорогостоящего спектакля. Не берусь искать его причины и делать обидные обобщения, вроде «публика – дура», испугалась мрачного апокалиптичного абсурда на сцене. Публика, безусловно, разная, но отточенной европейской «Ивонне» с российским зрителем как-то фатально не повезло.


Тимофей Кулябин и Евгений Миронов переносят Чехова в наши дни – остро, трагично и неожиданно кинематографично. Подробный текст – .


Феерическая антиутопия Максима Диденко по мотивам утопической советской комедии. В главной роли – Ингеборга Дапкунайте. Подробный текст – .


Пьеса Питера Моргана о королеве Елизавете II и её ритуальных встречах с британскими премьер-министрами знакома кинозрителям проекта TheatreHD по спектаклю Стивена Долдри с Хелен Миррен в главной роли. Росийскую версию (дополненную – информация из программки – Морганом диалогами королевы и Дэвида Кэмерона: о Путине, России и Украине; в согласии с официальной позицией Кремля ) поставил патриарх отечественного кино (и немного – театра ) Глеб Панфилов. В роли Елизаветы II – Инна Чурикова.

На сцене царят монументальные натуралистичные декорации и статика по-советски архаичного театра. Кто-то удивится, что этот спектакль-зубр делает в прогрессивных итогах, рядом с «брусникой» и проектом «Золотой Осёл»?

Ну, во-первых, вопиющая старорежимность «Аудиенции» выглядит вполне радикальным арт-жестом – чтобы ставить вот так, не замечая никакого нового тысячелеться, нужна недюжинная смелость. Во-вторых, этот постановочный консерватизм – часть цельной режиссерской и человеческой натуры Глеба Панфилова; это, безусловно, авторское высказывание – и даже не будучи солидарным с его государственническими аспектами, нельзя его не оценить. В-третьих, это бенефис фантастической актрисы; и невозможно забыть, как, всего лишь сменив чопорный костюм на цветастое платье, Чурикова преображается в девочку; это мистический акт, другого объяснения у меня нет.


Пионер театрального эксперимента в Москве под руководством Виктора Рыжакова и Елены Ковальской стал полигоном мультижанровых начинаний – от камерных экспериментов в крошечном Черном зале и Зеленом фойе до размашистых экзерсисов большого зала: здесь сполна проявился экстремальный дар Андрея Стадникова.

Осознанно несмотрибельное – и при этом берущее в плен и не отпускающее спустя месяцы после просмотра – погружение в тоталитарную природу нашей великой, могучей и невыносимой Родины. Подробный текст о «стадистском» спектакле Андрея Стадникова – .


ЦИМ – кузница дебютов и приют независимых театральных команд. В одной из них – Творческом объединении 9 – кинорежиссер Светлана Черникова, больше тяготеющая к документальному кино, сочинила удивительную трилогию по сказкам датского выдумщика.

В этом рукотворном спектакле играет только одна актриса, Елена Дементьева, однако иллюзия того, что в течение часа на сцене побывали десятки героев, – полная:

благодаря лицедейству Новой Елены Прекрасной, анимационной видеопроекции и чудесным предметам. Андерсен ведь невозможен без оживших вещей, и Черникова интерпретирует его сказки с чисто кинематографическим вниманием к предметному миру – реальности, которую можно превратить в волшебство одним деликатным прикосновением. Редкий спектакль для детей, на котором не удастся заскучать самому скептическому родителю: фантазии все возрасты покорны.


Летний эксперимент ЦИМа – реинкарнация фестиваля «Новая драма» на другом временном витке: если «Новая драма» нулевых была смотром готовых спектаклей, съезжавшихся в Москву (и один раз – в Петербург ) со всей страны, то новая «Новая драма»-2017 стала марафоном из пяти эскизов по современным пьесам – с прицелом на дальнейшее включение в репертуар. Лучшей премьерой оказалось хоррор-кабаре Ивана Комарова по пьесе Константина Стешика (прочесть можно ).

Равно смешная и невыносимо жуткая исповедь обычного парня – жертвы восставшего не иначе, как из ада, демона грязи, – распределена на три женских голоса.

Мария Милешкина, Анастасия Дьячук и Полина Галкина превращают параноидальный монолог в бравурный и инфернальный концерт.


Придуманный Анатолием Васильевым театр и при художественном руководстве Игоря Яцко сохраняет репутацию изысканной лаборатории и создания немного не от мира сего. Последний на сегодня спектакль самого Яцко – «Мертвые души» – хорош в деталях, но в целом инсценирует хрестоматийный текст довольно ординарно. Зато в постановках Дмитрия Крымова есть много всего – кроме ординарности.

Провинциальная мелодрама Островского – как кровавый фарс, непоправимая орфографическая ошибка, жестокое свидание с Россией. Подробный текст – .


Предновогодняя премьера Лаборатории Дмитрия Крымова – печальнейшая шекспировская повесть, озорно разыгранная с юными актерами-художниками, сегодняшими студентами экспериментального курса Крымова и Евгения Каменьковича. Ограниченные технические возможности не позволяют мне дать оригинальное название спектакля: в нём «Ромео и Джульетта» перевернуты вверх ногами. Мир Крымова – тоже перевертыш; мир творческого беспредела – когда в одном из эпизодов к веронским любовникам присоединяются стада экзотических животных сидишь, буквально открыв рот: «Ну надо же».

И то, что сотворили художники с белостенным залом «Манеж» на Сретенке – тоже диво дивное; я про нарисованный красный кирпич – материю, родственную бутафорскому очагу в каморке папы Карло: ткнешься любопытным носом – и окажешься в стране Фантазия.

Но каких небылиц ни насочиняет Крымов, шекспировский трагизм любви до смерти остается в силе; и решается финальная сцена без шутовства.


Театральный концерн Бориса Юхананова – оазис безграничного эксперимента в самом центре Москвы. На основной сцене ставят худрук, звезды режиссуры и единомышленники Юхананова – не обязательно режиссеры. Так в 2017-м в Электротеатре дебютировал – и как! – композитор Владимир Раннев. На Малой сцене и Электролестнице резвится молодежь – это проект «Золотой Осёл», и независимо от того, насколько ладными выходят его отдельные шаги, ничего столь же интригующего в других театрах нет.

Минувшим летом опера для скрипки и ученого, коллективный труд физика Григория Амосова и пяти современных академических композиторов открыл Электродвор – не имеющий аналогов в России театральный open air. Чтобы увидеть и услышать «Галилея» придется ждать тепла – оно всегда наступает, и в природе, и в культуре, и в политике; и опера, поставленная с неожиданной для Юхананова сдержанностью, и об этом неминуемом потеплении тоже. А подробно о спектакле – .


Великая хулиганская выходка Константина Богомолова: спектакль по Томасу Манну, в котором нет ни слова Томаса Манна, но есть кашель и божественная Елена Морозова. Публика в шоке и реагирует непристойным поведением. Подробный текст – .


21. «Проза»

«Проза» – это опера Владимира Раннева в постановке автора. Старомодные оперные пуристы иногда бравируют фразой «слушать оперу» – так вот, эту точно нельзя только слушать, её приходится внимательно смотреть Текст повести Антона Чехова «Степь» пропевается – a capella, без какого-либо саунд-сопровождения, чистый союз слова и голосов вокального ансамбля N’Caged. Параллельно видеопроекцией бегут строки рассказа Юрия Мамлеева «Жених»; анимационное видео и живые актеры инкорпорированы в инсталляцию художника Марины Алексеевой. Те, кто следит за современным искусством, наверняка знают её хитрые мульт-макеты. В Элекротеатре миниатюрная коробочка Алексеевой разрастается до внушительных сценических размеров – и это выглядит неописуемо круто. Почти то же самое могу сказать о «Прозе» – это круто и неописуемо.

Два текста конфликтуют, вызывают дискомфорт, создают постоянное – и очень высокое – напряжение, сливаются в нечто болезненное и прекрасное: граница между черной мамлеевской дырой, крепко пахнущей мещанской жутью, и просторной чеховской степью оказывается разомкнута.


22. «На мудреца»

Только в Электротеатре и его бесчинном «Золотом Осле» мог появиться проект режиссера-анонима. Кто сочинил эту версию комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» – тайна (и я не знаю её разгадки ).

Что толкнуло постановщика на такую авантюру – не ведаю (в тексте Островского фигурируют «три анонимных письма» ценой в 15 копеек, но вряд ли дело в этом предприятии шельмы-карьериста Глумова ). Вышел же очень неровный спектакль, то стремглав, то, напротив, плавно (как артисты, скрывающиеся под амфитеатром зрительских кресел, лежа на скейтбордах ) переносящийся от стиля к стилю; от сочного и сытного представления в традициях «русского психологического театра» – к отстраненной биомеханике или социальному шаржу. Но это и очень обаятельный спектакль; я бы на месте режиссера не стал на поклонах прятаться.


23. Love Machines

Язвительная драматическая поэма левого философа Кети Чухров – самая неожиданная глава проекта «Золотой Осёл», больше похожая на спектакли Центра драматургии и режиссуры в его лучшие (нулевые ) годы. Электротеатр обычно пренебрегает повседневностью и тяготеет к «искусству для искусства».

Здесь же дуэт сексуально озабоченных биороботов вторгается в узнаваемую современную Москву, и спектакль Марии Чирковой упражняется в элегантном многоуровневом критицизме современных страт.

Есть и забавный момент самобичевания, исполненного персонажем по имени Брехтианец. Этого человека от театра играет Сегей «Безумный Пьеро» Васильев. Список прегрешений, в которых кается герой, начинается с поддержки ваучеровой приватизации в 1992-м, включает «подсирание Путину» в двухтысячных и последующий «обсёр на Болотной»; венцом же идет недавняя премьера Электротеатра: «В спектакле по роману Томаса Манна «Волшебная гора» нет ни строчки Томаса Манна ».


АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ – ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА

24. «Старик и море»

Текст Хемингуэя. Поклон Юрию Петровичу Любимову. Строгий и поэтичный перформанс Аллы Демидовой. Скупость сценических эффектов, парадоксально оборачивающаяся визуальной роскошью.

Первый после ухода из «Школы драматического искусства» и, возможно, последний спектакль Анатолия Васильева в России.


ИМПРЕСАРИО ФЕДОР ЕЛЮТИН

Елютин – человек, лихо адаптирующий для России европейские спектакли-трансформеры: бельгийской группы Ontroerend Goed (в 2017-м – сюрный трип с завязанными глазами Smile Off и ехидное шоу о гримасах демократии «Кандидат» ) и немецкого коллектива Rimini Protokoll: за променадом с кладбища в небо Remote Moscow последовало путешествие в кабине грузовика Cargo Moscow.

24. «Cargo Moscow»

Сезон Cargo Moscow завершился осенью, будет ли это меланхоличное социально-сентиментальное приключение с участием реальных дальнобойщиков восстановлено в 2018-м, не знаю. Если это случится, непременно прокачусь еще раз и всех пока не охваченных друзей направлю: потому что это прекрасно. Подробно – .


«ЦДР СТАРТ»

В нулевые придуманный Алексеем Казанцевым и Михаилом Рощиным Центр драматургии и режиссуры , «некоммерческая антрерприза», театр дебютов, не имевший собственного дома (большинство спектаклей играли в Центре-музее Владимира Высоцкого ), был флагманом и новой драмы, и актуальной режиссуры. Именно в ЦДР свой первый московский спектакль – великий «Пластилин» – поставил Кирилл Серебренников; главную роль в нем играл Андрей Кузичев. Сегодня у Центра аж две площадки – на Беговой и на Соколе, но былой славы нет: переживший несколько организационых пертурбаций ЦДР изрядно маргинализировался и потерял лицо (был момент, когда тут давали «Прибайкальскую кадриль» ). Возможно, всё изменится к лучшему под новым художественным руководством Владимира Панкова – актера, открытого всё тем же эпохальным «Пластилином», и основателя коллектива Soundrama (именно в ЦДР случился его убойный дебют «Красной ниткой» ). И одна из первых весточек движения к прогрессу – программа «ЦДР Старт», открывающаяся отличным студенческим спектаклем в постановке Андрея Кузичева.

25. «Калека с острова Инишмаан»

Кузичев поставил дико популярную трагикомедию Мартина МакДонаха о «бедном Билли», рванувшем из родной ирландской дыры в Голливуд, со студентами мастерской Евгения Писарева в Школе-студии МХАТ.

Я видел спектакль ещё в Учебном театре, это был как минимум четвертый «Калека» в моей зрительской биографии, но смотрел я его будто в первый раз – так свежо и азартно он сделан.

В конце прошлого года постановка, где заняты уже окончившие курс молодые артисты, вошла в репертуар обновленного ЦДР – незадолго до кинопремьеры нового фильма МакДонаха «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури». Надеюсь, что грядущий хайп вокруг фильма скажется и на популярности спектакля. Он – подтянутый, мудрый, бойкий, никаких намеков на инвалидность – более, чем достоин внимания.


Новый театральный сезон в начале сентября 2018 года ознаменован не только премьерами, но и другими изменениями в некоторых театрах Москвы и Московской области. Театр «Практика» остался без своего худрука - незадолго до этого внезапно скончался Дмитрий Брусникин, «Гоголь-центр» начал сезон без Кирилла Серебренникова, МХТ имени Чехова - с новым худруком, а Студию театрального искусства ждет реорганизация. Обозреватель РИАМО выбрала лучшие спектакли в Московском регионе, с которыми стоит открыть театральный сезон.

«Баллада о маленьком буксире»

Новый сезон Московской областной филармонии открылся 5 сентября в Доме правительства Московской области.

Одной из премьер начала сезона станет спектакль по стихотворению Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире» в исполнении Государственного ансамбля русской музыки и танца «Садко», которая продолжит традицию Московской областной филармонии спектаклей для всей семьи. Поставил спектакль Дамир Бахтиев. В основу для сценического действия легло первое стихотворение Бродского, опубликованное в России и адресованное детям. Эта история о маленьком буксире, живущем в порту на Неве, раскрывает историю уникального города и страны с начала XX века до сегодняшнего дня.

Несмотря на легкость и музыкальность, постановка отвечает на серьезные вопросы поиска счастья, своего места в этом мире, значении дружбы, преданности любимому делу, важности любой профессии и каждого человека.

Где: Московская областная филармония

Когда: ноябрь

«Чайка»

Открытие сезона в МОТЮЗе состоялось еще 31 августа. Художественный руководитель Нонна Гришаева и директор театра Алексей Любан рассказали, что первой премьерой сезона станет

спектакль «Чайка» в постановке Ирины Пахомовой. Нонна Гришаева сыграет Аркадину.

Где: Московский областной театр юного зрителя

Когда: ноябрь

«Человек из рыбы»

Первый сезон без Олега Табакова 2 сентября открыл МХТ имени Чехова. После смерти легендарного худрука театр возглавил режиссер Сергей Женовач.

Премьерой нового сезона стала пьеса без стен «Человек из рыбы» Юрия Бутусова, который уже ставил в МХТ «Гамлета» и «Иванова». В этот раз скандальный режиссер, который в этом году ушел с поста худрука Санкт-Петербургского Театра имени Ленсовета, обратился к современному материалу - пьесе драматурга Аси Волошиной. Основное действие «Человека из рыбы» разворачивается в наши дни в Петербурге в квартире на Караванной. Такая топография неслучайна: о снеге на Караванной мечтают в изгнании герои Булгаковского «Бега», который ранее поставил Бутусов. В спектакле принимают участие приглашенная режиссером актриса Театра имени Ленсовета Лаура Пицхелаури, Елизавета Янковская, Надежда Калеганова, Андрей Бурковский.

Где: МХТ имени Чехова

Цена: от 250 до 3000 рублей

«Сережа очень тупой»

11 сентября в Мастерской Петра Фоменко открылся 26-й сезон. Первой премьерой театра стал спектакль «Сережа очень тупой», поставленный режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым по новой пьесе Дмитрия Данилова. Эта классическая по форме пьеса абсурдна по содержанию. Главный герой Сергей получает доставку, которую не ждет, а вместе с ней непрошеных гостей - курьеров, они рассказывают абсурдные истории. Режиссер рассматривает нелепую ситуацию с психологической точки зрения. По его мнению, смысл спектакля в том, что в любой момент в жизнь обычного человека может вторгнуться что-то необъяснимое, и от этого может зависеть вся дальнейшая жизнь.

Где: Мастерская Петра Фоменко

Цена: от 1300 до 5000 рублей

«Барокко»

В «Гоголь-центре» сезон открыли без худрука Кирилла Серебренникова, который до сих пор находится под следствием, но несмотря на это выпускает премьеры. Главной премьерой «Гоголь-центра» в 2018 году станет музыкальный манифест «Барокко» Кирилла Серебренникова. Согласно сюжету, артисты «Гоголь-центра» и певцы - участники молодежной программы Большого театра исполнят произведения Генделя, Монтеверди, Перселла, Рамо, Люлли, Вивальди, Баха и других знаменитых барочных композиторов. В спектакле также прозвучат тексты французских философов и кинематографистов конца 60-х годов ХХ века, можно будет увидеть сцены из фильмов «Забриски Пойнт» Антониони и «Красота по-американски» Сэма Мендеса.

Где: «Гоголь-центр»

Когда: середина декабря

«Человек из Подольска Сережа очень тупой»

Еще одна премьера сезона по пьесам Дмитрия Данилова «Человек из Подольска Сережа очень тупой» 21 сентября откроет сезон в театре «Практика». Это последний проект режиссера и руководителя московского театра «Практика» Дмитрия Брусникина, который скончался в августе. В его постановке спектакль получился на перекрестье театра и современного искусства. Зритель оказывается в пространстве тотальной инсталляции, где становится одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Действие спектакля развернется одновременно на двух сценах, а порядок просмотра создаст для каждого зрителя свой спектакль.

Где: театр «Практика»

Цена: 4000 рублей

«Котенок по имени Гав»

Для детей Московский областной государственный театр кукол к открытию сезона подготовил премьеру «Котенок по имени Гав». Режиссером спектакля выступил Олег Лабозин, художником - лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Шилькрот. В основе спектакля - известная история дружбы котенка Гава и щенка, которым вместе не страшны никакие неприятности.

Где: Московский областной государственный театр кукол

Цена: 900 рублей

«Фальшивая нота»

Новый сезон Театр имени Вахтангова открыл премьерным спектаклем «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона в постановке Римаса Туминаса. Эта детективная история о всемирно известном дирижере Миллере, к которому приезжает его поклонник из Бельгии. Эта ни к чему не обязывающая встреча превратится в поединок, в результате которого поменяется мировоззрение и философия жизни обоих персонажей. В спектакле заняты народные артисты России Алексей Гуськов и Геннадий Хазанов.

Где: Государственный академический театр имениЕвгения Вахтангова

Цена: от 450 до 6500 рублей

«100 лет одиночества»

Студия театрального искусства, которой также руководит Сергей Женовач, в новом сезоне стала филиалом МХТ. Первой премьерой сезона СТИ станет спектакль «100 лет одиночества», в основе которого одноименный роман Габриэля Гарсиа Маркеса. Спектакль режиссера Егора Перегудова будет идти девять часов, по субботам, с перерывом на 2−3 часа. В нем заняты Даниил Обухов, Никита Исаченков, Лев Коткин, Варвара Насонова, Александр Николаев, Мария Корытова, Дмитрий Матвеев, Елизавета Кондакова, Екатерина Копылова, Дарья Муреева, Александр Медведев, Нодар Сирадзе, Татьяна Галицкая (Волкова), Игорь Лизенгевич, Александр Прошин, Катерина Васильева, Дмитрий Липинский.

Где: Студия театрального искусства

Когда: декабрь

Цена: по запросу

«Влюбленный Шекспир»

Сезон в театре имени Пушкина открылся спектаклем «Влюбленный Шекспир» худрука Евгения Писарева. В основе - киносценарий британского драматурга Тома Стоппарда, за который в 1998 году он получил премию «Оскар». Эта история - фантазия на тему биографии Уильяма Шекспира, когда молодой драматург из-за внезапной любви создает один из главных шедевров - трагедию «Ромео и Джульетта». В роли его музы выступает Таисия Вилкова, самого Шекспира играют Кирилл Чернышенко и Дмитрий Власкин.

Где :Театр имени Пушкина

Цена: от 500 до 5000 рублей

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

«Комсомолка» рассказывает, какие неожиданные спектакли можно будет увидеть на столичных подмостках в ближайшее время. Итак, лучшие спектакли осени 2017 в Москве :

«Привидение» - Stage Entertainment

Компания Stage Entertainment представит премьеру мистической постановки. Знаменитый фильм «Привидение» с Деми Мур , Патриком Суэйзи и Вупи Голдберг , вышедший в 1990 году и получивший пять «Оскаров», в 2011-м стал мюзиклом и также собрал множество театральных премий и номинаций, включая TONY и Laurence Olivier Award.

Действие знаменитой истории перенесено в наше время. Уникальные спецэффекты, создающие иллюзию присутствия между двумя мирами, хиты композиторов Дейва Стюарта и Глена Балларда, автора песен Майкла Джексона и Aerosmith, звезды российских мюзиклов и потрясающая сценография гарантируют, что спектакль станет одним из самых зрелищных в этом сезоне. Ну а чувственная сцена с гончарным кругом и композиция Unchained melody, больше известная по первой строчке О, my Love - непременно растрогают впечатлительных зрителей до слез.

Где: Театр МДМ.

«Чайка» - «Театр Луны»

«Театр Луны» откроет юбилейный, 25-й по счету, театральный сезон премьерой драматического мюзикла «Чайка» в постановке южнокорейского режиссера Те Сик Кана . Впервые герои «Чайки» будут петь: Аркадина станет звездой шансона, Маша - джазовой певицей, Костя - рокером. Финал своей версии пьесы Те Сик Кан держит в секрете.

В ролях сплошь звезды музыкального театра: Иван Ожогин , Анастасия Стоцкая, Никита Пресняков , Евгений Зайцев , Владимир Ябчаник и другие. Специально для нового «лунного» спектакля музыку написал композитор из Казахстана Георгий Юн, главный дирижер Корейского театра музыкальной комедии в Алма-Ате. Либретто заслуженного артиста России , поэта и музыканта Бориса Рывкина. Хореографом-постановщиком стал известный танцовщик Дмитрий Масленников, участник и хореограф шоу «Танцы» на ТНТ.

Где: «Театр Луны».

«Ваня» - «Театр вне театра»

Несмотря на то, что в последнее время появилось сразу несколько любопытных интерпретаций чеховской пьесы «Дядя Ваня» на разных московских сценах, проект «Театра вне театра» явно будет одной из самых необычных. В спектакле «Ваня» действие перенесено в старинную московскую квартиру на Поварской, а 17 зрителей станут гостями на званом ужине Серебрякова , становясь полноправными участниками событий. Бывшая коммуналка 300 м2 превратится в аутентичное чеховское пространство. Режиссер Ваган Сароян обещает интересное, почти кинематографичное действие с участием яркого актерского состава, в том числе актеров «Гоголь -центра», МХАТа , Театра им. Вахтангова .

Где: Квартира на Поварской.

«Маленькие трагедии» - «Гоголь-центр»

Кирилл Серебренников, несмотря на непростую ситуацию вокруг «Гоголь-центра», собирается представить зрителям сразу несколько премьерных работ. Новый сезон в театре начнется премьерой «Маленьких трагедий» по Пушкину . Сам Серебренников выступит не только в режиссерском амплуа, но и в качестве художника-постановщика. В ролях заняты лучшие актеры театра - Филипп Авдеев , Виктория Исакова , Никита Кукушкин , Алексей Агранович и другие.


Где: «Гоголь-центр».

«Волшебная гора» - Электротеатр «Станиславский»

Константин Богомолов взялся за театральную постановку романа Томаса Манна, где сам же и сыграет как участник спектакля. Как сообщает режиссер, спектакль «продлится от 1 часа 30 минут до 2 часов и будет состоять из как бы двух как бы частей, как бы разделенных как бы антрактом, наличие которого хоть и предсказано, но осознается лишь по окончании спектакля, как то и бывает с лучшими моментами жизни»…

В основу первой части спектакля ляжет роман Томаса Манна в исполнении Елены Морозовой , в основу второй - собственные тексты Константина Богомолова.

Где: Электротеатр «Станиславский».

Премьеры в Большом

В Большом театре в новом сезоне готовятся сразу несколько знаковых премьер - Римас Туминас ставит «Пиковую даму» Петра Ильича Чайковского, Давиде Ливерморе - «Бал-маскарад» Джузеппе Верди , а молодой француз Жан-Ромэн Весперини - «Богему» Джакомо Пуччини .

Не менее интересен будет и балетный сезон - свои работы покажут лучшие хореографы современности Алексей Ратманский, Иржи Килиан и Джон Нормайер.

Однако первой премьерой сезона станет «Идиот» - последняя опера композитора Мечислава Вайнберга в постановке израильского режиссера Евгения Арье.


Где: ГАБТ, Новая сцена.

«Идиот» - Театр им. Моссовета

Театр имени Моссовета готовит громкую премьеру - «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского . Режиссер Юрий Еремин в прошлом сезоне инсценировал роман Тургенева «Дым» - с Евгенией Крюковой в роли Ирины, а теперь новая классическая история с Екатериной Гусевой в роли Настасьи Филипповны. В паре с Гусевой восходящая звезда театра и кино Юлия Хлынина.

На роль князя Мышкина выбраны два молодых актера - Антон Аносов и Дмитрий Подадаев . Последний пришел в труппу совсем недавно, в 2015 году, но еще студентом получил премию «Золотой лист» за лучшую мужскую роль.

Пьесу по тексту Федора Михайловича написал сам Еремин, он же стал автором сценографии.

Где: Театр им. Моссовета.

Нет другого города в мире, где театральная жизнь настолько насыщенна… В Нью-Йорке или Лондоне, например, хороших драматических постановок бывает от силы 2-3 за весь театральный сезон, и идут они как антрепризы, каждый день в течение сезона, а потом снимаются из репертуара театра. В Москве в некоторых театрах есть спектакли, идущие годами и которые, как хорошее вино, становятся только лучше, оттачиваясь до безупречного исполнения… Если Вы любите театр, и Мастерская Петра Фоменко для Вас не пустой звук, то список спектаклей, предлагаемый мной ниже, однозначно для Вас. Если Вы смотрели некоторые из рекомендованных ниже спектаклей, и они Вам понравились, то остальные с большой вероятностью тоже будут в Вашем вкусе, и тогда это руководство к действию. Если Вы смотрели все эти спектакли, и они Вам понравились, то нам с Вами, наверное, просто будет приятно, что наши вкусы сходятся.

Если Вы никогда не ходили в театр, но решили восполнить пробел или произвести впечатление на девушку или молодого человека, то этот список тоже для Вас . Смело идите на любой из этих спектаклей, и сильные впечатления и темы для дискуссий Вам обеспечены на весь оставшийся вечер. Возможно, кому-то выбор покажется слишком «классическим», и Вы правы – это мои личные предпочтения: мне не близок эпатаж в театральном искусстве. И еще я люблю, когда в пьесе сильное все: и режиссура, и игра актеров, и сценография, и сама пьеса с диалогами и сюжетной линией.

Итак 35 лучших спектаклей на 9 театральных площадках города Москвы .

Начну со своего любимого театра — МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО . Основатель театра Петр Фоменко умер в 2012 году, но как истинный visionary («провидец», англ.яз. — прим.ред ), он не только подготовил себе замену (Евгения Каменьковича), но и 3 поколения актеров, тем самым обеспечив преемственность в качественных постановках на годы вперед… В этом театре смотреть можно все подряд, но есть то, что абсолютно must-seе.

Спектакли с участием 1-го поколения «фоменок» (Полина и Ксения Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова)

1. «Волки и овцы» . 5 часов классики Островского, при этом вы не захотите, чтобы спектакль заканчивался. До сих пор не понимаю, как Фоменко удавалось ТАК ставить классику…

2. «Война и мир» . Начало романа. Толстого ставить не просто, но вы получите искреннее удовольствие от спектакля.

3. «Семейное счастье» . Еще один спектакль по Толстому… Смотрится на одном дыхании.

4. «Театральный роман» . Ознакомление с биографией Булгакова или хотя бы с историей взаимоотношения его «Белой Гвардии» и МХАТа для полного осмысления спектакля обязательно! Только тогда вы будете понимать сюжет полностью и смеяться весь спектакль. Спектакли с участием 2-го поколения «фоменок» («поющая» Полина Агуреева)

5. Одна абсолютно счастливая деревня . Это, наверное, единственный спектакль, который идет уже годами, а на него по-прежнему нет билетов в свободной продаже… Полина Агуреева бесподобна.

6. Бесприданница . Стоит посмотреть хотя бы ради пения Агуреевой… Если вам понравился «Жестокий романс» — эта версия Островского вам однозначно понравится. Спектакль с участием 3-го поколения «фоменок»

7. Русский человек на rendez-vous . Тургенев смотрится как захватывающая романтическая драма в кино… Критики в данном спектакле обращают внимание на Серафиму Огареву – исполнительницу роли Джеммы, но я лично прочу большое будущее другой главное героине и актрисе ее исполняющей — Екатерине Смирновой. В этой рыжеволосой актрисе столько драйва и жизни!!!

Олег Табаков, как и Петр Фоменко, тоже старается предоставить площадки театра разным режиссерам и разным по своей «маститости» актерам. И, хотя, большинство женских ролей спектаклей основной сцены отдается его супруге Марине Зудиной, мой выбор падает на спектакли без ее участия.

8. Новый американец. Прекрасный и смешной спектакль в постановке Петра Штайна по «ассорти» произведений Довлатова, где в главной роли играет Дмитрий Брусникин, а ансамбль дополняют Александр Семчев, Дарья Юрская, Игорь Верник, Евгений Киндинов.

9. Господа Головлевы. Смотреть из-за потрясающей игры Евгения Миронова – той игры, из-за которой я считаю его лучшим живым актером нашей страны. Это единственный спектакль в постановке «эпатажного» Кирилла Серебрянникова в моем списке.

10. Белая гвардия . Хорошая постановка хорошей пьесы с хорошими актерами. Режиссер – Сергей Женовач, который по причине наличия собственного театра (Студия Театрального Искусства) теперь редко ставит где-то за его пределами, поэтому посмотреть его работу с целой плеядой прекрасных актеров, огромной удовольствие.

11. Крейцерова Соната. Лучшая работа Михаила Пореченкова в театре. На мой скромный взгляд.

12. Пролетный гусь . Приготовьте носовые платочки. Плачут все. Очень грустный спектакль в постановке грустной Марины Брусникиной. Если у вас плохое настроение, после просмотра оно испортится еще больше… Для меня лично постановки Марины Брусникиной в принципе воспрещены – уж слишком они депрессивно-грустные…

13. №13. Безумно смешная английская комедия. Если хочется посмотреть комедию, то №13 – лучший выбор из всего списка. Повеселитесь в компании с прекрасным Евгением Мироновым.

14. Конек-Горбунок . Отличный музыкальный спектакль с Ириной Пеговой в роли царь-девицы. Дети и взрослые будут в восторге!

В этом театре любой спектакль, созданный тандемом Кама Гинкас (режиссура) – Сергей Бархин (сценография), уже стоит того, чтобы его посмотреть. Если к тандему еще присоединяется композитор Леонид Десятников, впечатление еще больше усиливается. Начните с трилогии постановок по Чехову Черный Монах-Дама с Собачкой-Скрипка Ротшильда в любом порядке.

15. Дама с собачкой . Лирическая и всем знакомая история. Идеально для свиданий. Отдельно стоит отметить сценографию.

16. Черный монах . Лучший из трилогии. Актерский дуэт Сергей Маковецкий – Игорь Ясулович получил за этот спектакль государственную премию. Заслуженно. Спектакль будоражит и долго-долго «не отпускает».

17. Скрипка Ротшильда . На меня произвел чуть меньшее впечатление, чем «Черный монах», но посмотреть стоит. Сценография Бархина выше всех похвал, игра Игоря Ясуловича впечатляет не меньше.

18. К.И. из Преступления . Спектакль одного актера. Вернее, одной актрисы. Катерина Ивановна в исполнении Оксаны Мысиной – совершенный «взрыв мозга и восприятия» — невероятный накал и уровень мастерства…

19. Медея . Игра незнакомой для меня исполнительницы роли Медеи стала откровением. Совсем молодым мамам лучше не смотреть.

20. Кроткая. Игорь Гордин получил в 2011 г. за роль в этом спектакле «Золотую Маску» за лучшую мужскую роль. Я смотрела его в десятке других спектаклей, и не мне кажется хорошим стабильным, но «ничегоособого» актером… Шла смотреть спектакль с любопытством. Возможно, с ним хорошо поработала режиссер спектакля, возможно, он накопил критическую массу мастерства, но своей игрой в этом спектакле для меня он вошел в плеяду актеров, ради которых уже можно в будущем идти смотреть спектакли… Пьеса Достоевского для меня была новой, и вкупе с потрясающей игрой Гордина произвела на меня такое впечатление, что после спектакля какое-то время я вообще не могла говорить…

Не очень люблю этот театр, но периодически в нем ставят шедевры.

21. Осенняя соната . Сильнейшая игра лучшей актрисы театра Марины Нееловой, которая в связи с постоянны проживанием во Франции редко появляется на российской сцене. Спектакль (пьеса Бергмана) обеспечит сильнейшие переживания тем женщинам, у кого есть проблемы с взаимопониманием со своими мамами или взрослыми дочерями.

22. Пять вечеров. Одновременно спектакль поставили в нескольких театрах Москвы, но исполнение Сергея Гармаша мне понравилось больше всего. Стоит сходить ради его игры и Евгении Симоновой как “supportingactress” (актриса второго плана — англ.яз.,прим.ред. )

23. Скрытая перспектива. Чулпан Хаматова в главной роли уже обеспечивает статус “mustsee” любому спектаклю. Успех данного спектакля по пьесе «Timestandsstill» дополняется интересной режиссерской работой израильского режиссера Евгения Арье и игрой Александра Филиппенко. Если хотите сходить на спектакль, после которого дискуссии, обсуждения, споры на «заданную тему» обеспечены, то этот спектакль однозначно обеспечит вам такую возможность.

24. Пигмалион. Классика в исполнении Сергея Маковецкого. Что может быть прекраснее и стабильнее?

Сам театр не стоил бы упоминания, если бы не возможность посмотреть на замечательную работу молодой восходящей звезды Юлии Пересильд.

25. Варшавская мелодия. Мужскую главную роль неплохо играет Даниил Страхов, но Юлия его значимо «переигрывает».

Театр не только получил Евгения Миронова в качестве руководителя, но и новую прекрасную площадку. Теперь в этом театре Миронова можно увидеть чаще, чем в других…

26. Рассказы Шукшина . Ожидаемо хороший дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. Полагаю, что «молодому поколению», не знакомому с российским бытом советских времен сама пьеса может быть не очень интересна…

27. Калигула . Внесла спектакль в список, сама еще его не посмотрев. Но Калигула в исполнении Евгения Миронова и в постановке стабильно хорошего литовского режиссера Някрошюса мне кажется беспроигрышными вариантом. Миронов получил в 2012 г. за эту роль «Золотую Максу» в номинации «лучшая мужская роль».

28. Метод Гренхольма . Любителям игры в мафию, сотрудникам HR, психологам, а также тем, кто любит необычные методы интервью смотреть обязательно! Давно не видела в театрах сочетания захватывающего сюжета (смотрится, как психологический триллер) и прекрасной игры актеров. Весь актерский «квартет» играет замечательно, особенно выделяется Чонишвили. Довольно неожиданная развязка.

Театральная реформа подарила и нового художественного руководителя — Миндаугаса Карбаускиса. Смотрите на будущее в афишах его постановки, и они будут гарантированно хорошими.

29. Мертвые души. Удивительно затесавшись среди посредственных постановок до-карбаускиской эпохи театра Маяковского, это лучшая постановка «Мертвых душ», которую я когда-либо и где-либо видела. Акценты расставлены таким образом, что поражаешься, насколько в России ничего не меняется…

Не была в этом театре, наверное, уже лет 10, до этого пересмотрев там почти все. Но уже не идут ни «Страсти по Бумбарашу», ни еще несколько спектаклей с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым… Вместе с вами попробую вернуться в старую добрую Табакерку в новом году…

30. Дьявол . Еще один спектакль, который я лично еще не видела, но сама пьеса, режиссер (говорят, талантливый ученик Сергея Женовача), актеры обещают сильнейшее впечатление от спектакля. Особенно интересно посмотреть на игру Максима Матвеева, которого мы уже успели посмотреть на киноэкранах.

СТИ (театр Сергея Женовача и единственный полностью «частный» театр города Москвы) стала для меня открытием прошлого года. До этого видела много спектаклей Женовача, но не знала, что у него появилась своя площадка. В , как и в Мастерской Петра Фоменко, смотреть можно все или почти все, но я завершу список пятью лучшими на мой взгляд спектаклями театра. Обратите внимание на «звезду» СТИ — актера Алексея Верткова.

31. Игроки . Режиссура и сценография безупречны. Продумано все до мелочей, включая оживающий бюст Гоголя в конце спектакля.

32. Мальчики . Так «разложить» не самую захватывающую тему из «Братьев Карамазовых» Достоевского, кроме Женовача, смог бы, наверное, только Петр Фоменко…

33. Захудалый род . И в этом спектакле очевидно, что Женовач – ученик Петра Фоменко и научился у него ставить классику так, что спектакль идет 4 часа, а вы не хотите, чтобы он заканчивался… Само произведение Лескова было для меня незнакомым, что сделало спектакль еще более интересным.

34. Река Потудань . Перед спектаклем кормят печеной картошкой в мундире. Единственный спектакль театра, на который действительно сложно купить билеты – продаются только «лично в руки» только в 3-е воскресенье месяца. Спектакль определен режиссером как «сокровенный разговор», играется в малом зале на 30 зрителей.

Итак, при посещении театров примерно раз в неделю, данного списка хватит как раз до конца 2013 года, с учетом летних отпусков. Приятного вам просмотра!

Александра Матвеева

Открытие театрального сезона в Москве в последнее время стало формальным, так как многие театры продолжают выпускать премьеры спектаклей даже летом. Несмотря на это, для большинства зрителей начало сентября – это повод купить билет в театр. Среди премьер этого года: «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова, долгожданная опера Кэти Митчелл в Большом театре, вудиалленовские «Мужья и жены» в МХТ им. Чехова и даже спектакль-приключение в кузове грузовика, а также десятидневный спектакль Максима Диденко и Мастерской Брусникина в стиле популярного в прошлом сезоне «Черного Русского». Обозреватель РИАМО выбрала 10 спектаклей, которыми стоит открыть театральный сезон.

«Маленькие трагедии»

Где: Гоголь-Центр

Цена билета: от 3000 до 5000 рублей

Премьера спектакля «Маленькие трагедии» самого обсуждаемого сейчас режиссера – худрука «Гоголь-Центра» Кирилла Серебренникова состоится в сентябре, несмотря на его арест . К сожалению, на премьерные показы в сентябре билеты уже распроданы, но еще есть шанс успеть на октябрьские показы. В основе спектакля четыре пушкинские пьесы – «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». В 1995 году в Ростове-на-Дону Серебренников уже ставил спектакль по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Новая постановка будет значительно отличаться от спектакля 20-летней давности. Как рассказал режиссер, ключевой темой спектакля стало право художника «жечь сердца» и превращать страдание в искусство. На афише спектакля – рэпер Хаски, который примет участие в проекте вместе с актерами театра Филиппом Авдеевым, Алексеем Аграновичем, Светланой Брагарник и другими.

Мюзикл «Приведение»

Где: Московский дворец молодежи (МДМ)

Цена билета: от 900 рублей

Самый разрекламированный мюзикл в Москве – «Приведение» по одноименному фильму с Патриком Суэйзи, Деми Мур и Вупи Голдберг, премьера которого состоится 7 октября в театре МДМ. В основе – история о любви Молли и Сэма, которая стирает грани между реальностью и фантастикой. Основное действие разворачивается после ограбления пары, в результате которой Сэм оказывается застрявшим между миром живых и мертвых. Благодаря спецэффектам на сцене воссоздадут два мира и иллюзию левитации. Главные роли в спектакле сыграли Галя Безрук и Павел Левкин. Оркестр и артисты исполнят знаменитую Unchained Melody, ставшую визитной карточкой фильма. Этот спектакль уже успел покорить Бродвей. Российскую версию создала компания «Стейдж Энтертеймент», известная такими работами, как «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» и «Бал вампиров».

«Альцина»

Где: Большой театр

Цена билета: от 2 900 рублей

Одна из самых провокационных премьер осени в Большом театре – оперный спектакль «Альцина» британского режиссера Кэти Митчелл. Это совместная постановка Большого театра и Международного оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе (Франция), во Франции премьера состоялась еще летом 2015 года. История волшебного острова сестер Альцины и Морганы не нова. В ее основе – опера «Альцина», написанная немецким композитором Генделем в 1728 году на сюжет из героической поэмы XVI века «Неистовый Роланд» Ариосто. Только у Митчелл таинственный остров, где всех забредших путников превращают в сексуальных рабов или в животных, выглядит зловещим. Одним из путешественников оказывается Руджер, которого Альцина превращает в своего любовника. Безумный волшебный мир острова разрушает невеста Руджера – Брадаманта. Те, кто уже видел французскую постановку, отмечают, что некоторые эротические сцены спектакля выглядят очень смелыми. Кроме этого, мастерство режиссера позволило представить на одной сцене несколько параллельных событий, которые разворачиваются в разное время. Так, молодые сестры-волшебницы в одной из комнат превращаются в старух, которые больше похожи на мумии.

«Аудиенция»

Цена билета: от 500 до 15 000 рублей

Спектакль «Аудиенция» с Инной Чуриковой, премьера которого состоялась в апреле 2017 года, 7 и 8 октября можно увидеть в Театре Наций. Пьеса драматурга Питера Моргана, по сценарию которого были сняты фильм «Королева» и сериал «Корона», была поставлена в Лондоне в 2013 году, а через два года показана на Бродвее. В Театре Наций спектакль поставил режиссер Глеб Панфилов под руководством Питера Моргана, который помог адаптировать свое пьесу под российскую действительность. Эта история о королеве Великобритании Елизавете II, которая каждый вторник в Букингемском дворце дает аудиенцию. В спектакле диалоги с министрами акцентированы на российско-британских отношениях, например, в одной из сцен Дэвид Кэмерон убеждает Елизавету в необходимости присутствия российских войск на востоке Украины.

«Мужья и жены»

Где: МХТ им. Чехова

Цена билета: от 2100 до 15500 рублей

Премьерные показы спектакля «Мужья и жены» по одноименному фильму Вуди Аллена, который был представлен на сцене МХТ. им. Чехова в июне 2017 года, можно увидеть уже 31 августа. Поставил спектакль Константин Богомолов, который уже обращался в своих постановках к фильмам Вуди Аллена. Эта история о бессмысленности расставаний была написана в период сложных отношений культового режиссера со своей женой. Как и в кино, в центре внимания оказываются две пары друзей, которые принимают решение о разводе. В главных ролях – Игорь Верник (Джек), Яна Дюбуи (Сэлли), Дарья Мороз (Джуди) и Игорь Гордин (Гэйб).

«10 дней, которые потрясли мир»

Где: Музей Москвы

Цена билета: от 3500 рублей

Премьерный спектакль от режиссера иммерсивного шоу «Черный Русский» Максима Диденко и Мастерской Дмитрия Брусникина «10 дней, которые потрясли мир» покажут в Музее Москвы с 29 сентября по 8 октября. Он создан по мотивам знаменитого спектакля Юрия Любимова, тексты песен для которого исполнял Владимир Высоцкий. Постановка станет центральным событием выставки в Музее Москвы «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека». Участники спектакля смогут пройти все главные этапы творчества культового режиссера, чья деятельность связана с театром на Таганке. Этот проект не пытается восстановить спектакль Юрия Любимова, но позволит каждому зрителю переосмыслить события Октябрьской революции, описанные в книге Джона Рида. Спектакль будет идти всего 10 дней, так что стоит поторопиться.

«Сны господина де Мольера»

Где: Ленком

Цена билета: от 500 до 3800рублей

Театр Ленком открывает сезон премьерой спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» – «Сны господина де Мольера» в постановке Павла Сафонова. Главные роли в спектакле исполняют Игорь Миркурбанов (Мольер), Виктор Вержбицкий (Людовик Великий) и Анна Большова (Мадлена Бежар). По словам Сафонова, своим спектаклем он хотел бы встряхнуть зрителей, показать, что нельзя предавать, убивать за веру и пр. С другой стороны, сны – это наши мечты и надежды, которые идут не от ума, а от сердца, отмечает режиссер.

«Проклятый Север»